ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования речевого поведения ведущих английских, немецких и русских ток-шоу
1.1 Речевое поведение и его особенности
1.2 Специфика речевого поведения в телевизионном дискурсе
1.3 Требования к речевому поведению ведущих
1.4 Ток-шоу как жанр телевизионного дискурса
Выводы по главе 1
Глава 2. Анализ и сравнительная характеристика речевого поведения ведущих английских, немецких и русских общественно-политических ток-шоу
2.1 Анализ речевого поведения ведущих английских общественнополитических ток-шоу
2.2 Анализ речевого поведения ведущих немецких общественнополитических ток-шоу
2.3 Анализ речевого поведения ведущих русских общественнополитических ток-шоу
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В современном мире телевидение все еще продолжает играть важную роль в жизни общества. Являясь средством массовой информации, оно выполняет различные функции, способствует распространению знаний, относящихся к различным сферам жизни людей, приобщает их к ценностям культуры и оказывает влияние на их сознание и мировоззрение. Проводником в этой системе выступает главное действующее лицо телеэкрана - телеведущий. Определенные требования к данной профессии, особенности телевизионной коммуникации, жанровая составляющая телепрограммы накладывает свой отпечаток на его речевое поведение. Более того, специфические черты национальной культуры и национального уклада жизни, а также нравственные понятия тоже в значительной степени влияют на речь ведущего.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной степенью изученности речевого поведения телеведущих английских, немецких и русских ток-шоу. В большинстве своем изучению поддается речь обычных жителей Великобритании, Германии и России в различных жизненных ситуациях, однако мало внимания уделяется изучению речевого поведения конкретно ведущих ток-шоу этих стран.
Цель исследования: провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу Великобритании, Германии и России.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические основы речевого поведения;
2. выявить специфику речевого поведения ведущих в телевизионном дискурсе;
3. систематизировать требования к речевому повелению ведущих;
4. рассмотреть особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса;
5. проанализировать речевое поведение ведущих английских, немецких и русских ток-шоу с точки зрения сходств и различий языковых явлений.
Предмет исследования: сходные и различные черты речевого поведения ведущих английских, немецких и русских ток-шоу.
Фактическим материалом для исследования послужили 7 выпусков каждой телевизионной передачи: “Andrew Marr Show”, “Politics Live with Jo Coburn”, “Daily Politics with Andrew Neil”, «60 минут», «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Время покажет», “Maybritt Illner”, “Anne Will”, “Hart aber Fair”.
В процессе исследования были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, описание.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые исследованы стратегии и тактики речевого поведения ведущих английских, немецких и русских общественно-политических ток-шоу посредством проведения комплексного сравнительного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены результаты сопоставительного изучения речевого поведения ведущих английских, немецких и русских ток-шоу.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов на семинарских занятиях по социолингвистике, стилистике, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, в ходе преподавания практики английской письменной и устной речи, а также в качестве материала для написания студенческих и научных работ.
Апробация работы. Основные положения выпускной квалификационной работы были освещены в виде доклада на ежегодной студенческой конференции КФУ, прошедшей 11 апреля 2019 г.
Цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и заключения.
Список литературы состоит из 53 источников.
В заключение, подводя итоги проделанного нами исследования, можно сделать ряд некоторых выводов.
В теоретической части данной работы мы подробно рассмотрели понятие речевого поведения, а также изучили влияние, которое оказывают на него личностные качества индивидуума, социальные группы, в которых он находится, а также речевые ситуации, в которой происходит общение. Мы рассмотрели понятие телевизионной коммуникации и специфику речевого поведения телеведущих в телевизионном дискурсе. Мы достаточно подробно рассмотрели историю возникновения ток-шоу как жанра телевизионного дискурса, его виды и выявили свойственные ему особенности. Мы также систематизировали различные требования к речевому поведению телеведущих в целом и использовали их при дальнейшем анализе речи ведущих английских, немецких и русских общественно-политических ток-шоу.
В результате проведенного анализа, мы выявили некоторые схожие черты речевого поведения ведущих из Великобритании, Германии и России, базирующиеся на жанровой принадлежности телепередач и требованиях к профессии телеведущего. Тем не менее, в каждой стране существуют свои национальные особенности, которые оказывают влияние на речевое поведение телеведущих. Так речь ведущих английских общественно-политических ток- шоу характеризуется относительной нейтральностью и правильностью. Во время программы они ведут себя довольно сдержанно, что сказывается на соблюдении положенного формального или нейтрального регистра речи и правил поведения на телевидении. Телеведущие в Великобритании не прибегают к использованию иронии и провокации, предпочитают задавать гостям ток-шоу только прямые, недвусмысленные вопросы.
Что касается ведущих немецких общественно-политических ток-шоу, то их речевое поведение можно считать образцовым, так как они не позволяют себе даже незначительно перебивать гостей студии. Они крайне уважительно относятся ко всем, кто уделяет время на их программу. Благодаря сдержанности и воспитанности, а также грамотной речи, отказу от использования просторечий и сленга ведущие немецких ток-шоу могут по праву считаться идеальными представителями данной профессии.
Ведущие русских общественно-политических ток-шоу в значительной степени отличаются от своих зарубежных коллег. Их отличительной чертой можно назвать практическое полное непринятие мнения, отличающегося от их собственного. Подобное приводит к тому, что российские ведущие часто неуважительно относятся к своей аудитории, оказывают на нее давление и прибегают к использованию грубой и сниженной лексики. Они могут позволить себе перебивать участников программы и даже выгонять их из студии, что непозволительно для английских и немецких ток-шоу.
Таким образом, данное исследование позволило подтвердить положение о том, что речевое поведение ведущих из Великобритании, Германии и России, помимо общих черт, имеет и национально-специфические особенности. Тем не менее, необходимо отметить, что каждый отдельный человек - это индивидуальная и неповторимая личность со своими знаниями и жизненным опытом, со своими особенностями речи и поведения, поэтому даже у ведущих одной национальности, проживающих в одной стране, при соответствующем анализе, можно выявить то, что будет отличать их других коллег, то, что можно будет считать их «изюминкой», определяющей популярность телепрограммы и завоевывающей любовь или ненависть телезрителей.
1. Адамчик Н.В. Самый полный курс русского языка / Н.В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2008. - 848 с.
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятии / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Акишина А.А. Русский речевой этикет. Практикум вежливого речевого общения / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. - М.: Русский язык, 2009. - 184 с.
4. Арапова Э.И. Имидж телеведущего / Э.И. Арапова // Вестник ВГУ. - Сер. «Филология». - 2014. - No1. - С. 122-128.
5. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения / Э.Г. Багиров. - М.: Русский язык, 1986. - 118 с.
6. Бирбом М. Хозяин ток-шоу / М. Бирбом // Спутник-ТВ. - 2005. - No7. -С. 74-77
7. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. - М.: МГУ, 1991. - 126 с.
8. Борецкий Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре / Р.А. Борецкий, Г.Н. Кузнецов. - М.: Прогресс, 1990. - 57 с.
9. Вакурова Н.В. Типология жанров современной экранной продукции / Н.В. Вакурова. - М.: МГУ, 1998. - 126 с.
10. Вартанов А.С. На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества / А.С. Вартанов. - М.: Высшая школа, 2003. - 320 с.
11. Веденская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика / Л.А. Веденская, Л.Г. Павлова. - Ростов на Дону, 1999. - 241 с.
12. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающим. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1993. - 172 с.
13. Володина М.Н. Язык средств массовой информации / М.Н. Володина.- М.: Альма Матер, 2008. - 760 с.
14. Гетте Е.Ю. Речевое поведение в гендерном аспекте: проблемы теории и методики описания / Е.Ю. Гетте. - Воронеж, 2004. - 154 с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие / В.П. Глухов.-М.: Астрель, 2005. - 351 с.
16. Ершова В. E. Стилистические особенности конфликтных текстов ток- шоу / В.Е. Ершова // Вестник ТГУ. - Сер. «Лингвистика». - 2012. - No 5. - С. 15-18.
17. Зверева В.В. Настоящая жизнь в телевизоре. Исследования современной медиакультуры / В.В. Зверева. - М.: РГГУ, 2012. - 98 с.
18. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя.
- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
19. Ипполитова Н.А. Русским язык и культура речи / Н.А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М.Р. Савова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 448 с.
20. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 288 с.
21. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / О.С. Иссерс. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 224 с.
22. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / О.М. Казарцева. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 496 с.
23. Кириллина А.В. Гендерные аспекты массовой коммуникации / А.В. Кириллина // Гендер как интрига познания. - М.: Рудомино, 2000. - С. 47-80
24. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для
университетов и институтов / Е.В. Клюев. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 320 с.
25. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1987. - No3. - C. 41-49.
26. Козлова О.А. Национальные особенности развития жанра общественно-политического ток-шоу на российском телевидении / О.А. Козлова, Д.А. Бондарев // Вестник ВГУ. - Сер. «Литературоведение. Журналистика». - 2011. - No10. - С. 119-124.
27. Кондратьева Н.Е. Ток шоу как жанр современной массовой культуры / Н.Е. Кондратьева, Л.В. Мордовина // Аналитика культурологии. - 2008. - С. 16.
28. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учеб.пособие / Г.А. Копнина. - М.: Флинта, 2008. - 176 с.
29. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 92 с.
30. Крумл М. Феномен ток-шоу / М. Крумл // Литературная газета. - 2002. - No3. - С. 3-5.
31. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста / В.И. Кузин. - М.: Высшая школа, 2001. - 152 с.
32. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика / Г.В. Кузнецов, Л.В. Цвик, А.Я. Юровскии. - М.: Высшая школа, 2002. - 304 с.
33. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма / Г.В. Кузнецов. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2003. - 220 с.
34. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? / Г.В. Кузнецов. - М.: Высшая школа, 2000. - 61 с.
35. Кузьменкова Ю.Б. От традиции” культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян / Ю.Б. Кузьменкова. - М.: Макс пресс, 2008. - 316 с.
36. Ларина Е.Г. Телевизионным дискурс и его жанровое многообразие /
Е.Г. Ларина [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/televizionnyy-diskurs-i-ego-zhanrovoe
37. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.
38. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М.: РИП-Холдинг, 2000. - 360 с.
39. Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение,
разновидности, приемы манипулирования / Э.В. Могилевская. // RELGA. - 2006. - No 15. - С. 23-28.
40. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию / Т.В. Науменко // Вопросы психологии. - 2003. - No 6. - С. 74-76.
41. Попова Т.И. Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты / Т.И. Попова. - СПб., 2004. - 48 с.
42. Попова Т.И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте / Т.И. Попова. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 220 с.
43. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 193 с.
44. Салихов А.Ю. Пути влияния ток-шоу на формирование мировоззрения / А.Ю. Салихов // Вестник ЧГУ. - 2013. - No 22. - С. 124-131.
45. Сандлер Л.Л. Развитие диалогического дискурса телевизионном Лингвосфере / Л.Л. Сандлер. - Воронеж, 2001. - 45 с.
46. Светана С.В. Телевизионная речь. Функции и структура / С.В. Светана. - М.: МГУ, 1976. - 152 с.
47. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2000. - 261 с.
48. Уколова Л.Е. Диалогичность семиосферы современной культуры / Л.Е. Уколова. - М., 2001. - 206 с.
49. Ухова Л.В. Современный публичный диалог: структура и коммуникативные типы / Л.В. Ухова. - М., 2000. - 103 с.
50. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет / Н.И. Формановская. - М.: Высш. шк., 2005. - 250 с.
51. Хараш А.У. Основания социально-психологического подхода к рассмотрению массовой коммуникации / А.У. Хараш // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1975. - 93 с.
52. Чеботникова Т.А. Речевое поведение как один из способов актуализации личности / Т.А. Чеботкина // Филология. Искусствоведение. - 2011. - No 59. - С. 138-143.
53. Школьник Л.С. Исследования речевого воздеиствия: целевой подход / Л.С. Школьник // Язык как средство идеологического воздеиствия. - М., 1983. - С. 122-136.