Введение 3
1. Теоретические основы управления рисками 6
1.1. Содержание основных понятий 6
1.2. Методологический инструментарий управления рисками
телекоммуникационной компании 13
1.3. Нормативно-правовые основы управления рисками
телекоммуникационной компании 16
2. Анализ отраслевых особенностей управления рисками
телекоммуникационной компании 21
2.1 Информационно-аналитическая характеристика ЗАО «ПармаТел» 21
2.2. Классификация рисков и система управления рисками ЗАО «ПармаТел» 24
2.3. Влияние рисков на стоимость ЗАО «ПармаТел» 49
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления рисками телекоммуникационной компании на основе стоимостного подхода 57
3.1. Разработка модели управления рисками ЗАО «ПармаТел» 57
3.2. Оценка факторов стоимости ЗАО «ПармаТел» с учетом мероприятий по
управлению рисками 61
3.3. Расчет экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий 74
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения
Эффективное функционирование предприятия, как и экономики в целом, невозможно представить без влияния различных факторов, в том числе и рисков. В современном мире с ростом процессов глобализации и интеграции ущерб от негативного воздействия только растет.
С развитием технологий все большее место в жизни общества занимает сфера услуг, особенно телекоммуникационных. Безусловно, меняются технологии, на смену проводным приходят беспроводные. Растет качество предоставляемых услуг. Технологии, которые еще десять лет назад казались роскошью, прочно закрепились в жизни общества. Теперь все больше удивляет отсутствие телефонной связи или Интернета в отдалённых уголках нашей страны. Огромное количество компаний стремятся занять свое место в данной нише, растет конкуренция, именно поэтому необходимо минимизировать риски и использовать конкурентные преимущества.
В более сложной ситуации находятся малые предприятия. Безусловно, государство пытается оказать содействие в их деятельности, тем не менее, зачастую им очень тяжело конкурировать с крупными компаниями, противодействовать рискам и угрозам внешней среды, получать заемные средства для дальнейшего развития и т. д.
Выбранная тема является очень актуальной, так как любая компания ежедневно сталкивается с рисками. Эффективное управление ими формирует ее стоимость, влияет на финансовую устойчивость и позволяет развиваться. Именно поэтому необходима своевременная идентификация, анализ рисков, а также принятие верного управленческого решения. Исследование проводится на примере Закрытого акционерного общества «ПармаТел». Причиной выбора компании является особое место малого предприятия на рынке телекоммуникационных услуг Республики Коми, что представляет большой интерес с точки зрения оценки бизнеса.
Цель работы - исследовать теоретические основы и раскрыть инструментарий управления рисками, оценить их влияние на стоимость телекоммуникационной компании и предложить направления повышения эффективности управления рисками с учетом отраслевых особенностей объекта исследования.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
а) раскрыть содержание основных понятий управления рисками;
б) провести анализ методов и инструментов управления рисками;
в) исследовать отраслевые особенности управления рисками телекоммуникационной компании;
г) провести анализ основных рисков и их влияния на стоимость телекоммуникационной компании;
д) разработать мероприятия по повышению эффективности управления рисками телекоммуникационной компании .
Объектом выпускной квалификационной работы являются система управления рисками телекоммуникационной компании.
Предметом данной работы является причинно-следственные факторы, вызывающие изменение стоимости компании под влиянием системы управления рисками.
Теоретической базой для проведения исследований и анализа являются государственные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность акционерных обществ, телекоммуникационный рынок, а также регламентирующих оценочную деятельность. Более того, были использованы труды Ващенко Т. В,, Асаула А. Н., Авдийского В. И., Безденежных В. М., Веснина В. Р. и других авторов. Для анализа использовалась локальная документация ЗАО «ПармаТел», ее финансовая и иная отчетность, полученная во время прохождения производственной преддипломной практики.
Основные методы исследования, применяемые в данной работе: анализ литературы, анализ нормативно-правовой документации по выбранной теме, изучение и обобщение отечественной практики, математические расчеты и вычисления на основе данных статистики, системный подход, аналогия, структурно-функциональный метод, факторный анализ, моделирование и так далее.
Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, что автором систематизированы теоретические и нормативно-правовые материалы, посвященные оценке рисков телекоммуникационной компании, формирующих стоимость бизнеса. Разработанные в ней меры в дальнейшем могут способствовать минимизации рисков в ЗАО «ПармаТел», что положительно скажется на ее стоимости и позволит занять лидирующее место на рынке телекоммуникационных услуг, а также повысить эффективность данной отрасли в целом. Данные методы могут быть применены практически к любой небольшой телекоммуникационной компании в зависимости от видов рисков, воздействующих на нее.
Эффективное функционирование предприятия невозможно представить без влияния различных факторов, в том числе и рисков. В современном мире с ростом процессов глобализации и интеграции ущерб от негативного воздействия только растет.
В результате проведенного в ходе выпускной квалификационной работы исследования было установлено следующее.
Риск - один из неотъемлемых факторов функционирования компании, формирующих ее стоимость, а также возможность для ее развития. Выделяют различные виды рисков в зависимости от срока, степени ущерба и т. д. Вовремя идентифицировать и проанализировать риск позволяют различные методы, выбор и применение которых зависит от цели, имеющихся ресурсов и т.д. В настоящее время существует множество стандартов оценки, такие как ГОСТ Р ИСО 31000-2010 или международный стандарт COSO, а также национальное и международное законодательство, регулирующее данную сферу деятельности. Грамотное управление рисками позволяет повысить эффективность функционирования любой компании, увеличить ее стоимость, а также повысить уровень ее экономической безопасности.
В данной выпускной квалификационной работе автором был проведен анализ бухгалтерской отчетности компании, рассмотрены основные риски, рассчитаны наиболее важные финансовые показатели, характеризующие положение ЗАО «ПармаТел» на рынке, а также была сделана оценка компании за 2018 г.
Подводя итоги по анализу основных коэффициентов, можно сделать вывод, что компания является финансово устойчивой, имеет достаточно собственных средств для покрытия обязательств и эффективно функционирует.
Качественный анализ рисков показал, что наиболее неприятным риском является действия конкурента, ограничивающие возможность для развития ЗАО «ПармаТел». Это подтверждается проведенными PEST и SWOT-анализами. Тем не менее, следует отметить и положительные стороны, рассмотренные в данных подходах, которые подтверждаются расчётом основных показателей. Например, риск банкротства по Z-модели Альтмана и по разработке отечественных ученых Сайфуллина и Кадыкова минимальный. В целом финансовое состояние предприятия нормальное, вероятность банкротства в ближайшей перспективе минимальная. Помимо того, стоимость ЗАО «ПармаТел», рассчитанная на основании метода дисконтирования денежных потоков, составила 30 308 тыс. руб.
Также автором была предложена модель оценки рисков в малой телекоммуникационной компании. К преимуществам такой модели можно отнести ее компактность и гибкость, поэтому может быть применена и к другим малым предприятиям сферы услуг.
Нельзя не упомянуть о том, что данная модель оценки комплексного состояния компании была адаптирована автором работы как результат эффективности управления рисками в ЗАО «ПармаТел». Согласно данной модели, состояние компании хорошее, т.к. балл равен 1,15.
Среди основных мер, предложенных автором в данной работе с целью управления рисками и повышения стоимости компании, можно выделить развитие рекламы с помощью социальных сетей: популяризация бизнесаккаунта и продвижение услуг через Интернет в целях расширения рынка и увеличения конкурентоспособности, снижение доли дебиторской задолженности с помощью ужесточения условий договоров, а также анализа контрагентов; увеличение доли заемного капитала.
Автором была рассчитана эффективность предложенных мер. Например, один из финансовых показателей - прогнозируемая прибыль от продаж - с использованием рекламы увеличится на 8 700 тыс. руб. по сравнению с 2018 г., а средняя стоимость компании будет равна 33 288,5 тыс. руб., что почти на 3 млн. руб. больше, чем фактическое значение за 2018 г.
Внедренные меры по повышению стоимости компании позволят значительно увеличить ее конкурентоспособность, минимизировать риски и повысить эффективность деятельности ЗАО «ПармаТел».
Данные методы могут быть применены практически к любой малой телекоммуникационной компании в зависимости от видов рисков, воздействующих на нее, что положительно скажется на конкурентоспособности отечественных компаний, росту их стоимости и будет способствовать социально-экономическому развитию России.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ
(ред. от 27.12.2018) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998.
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ
(ред. от 27.12.2018) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998.
7. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
«Об акционерных обществах» // «Российская газета», № 248, 29.12.1995.
8. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3813.
9. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О
связи» // «Собрание законодательства РФ», 14.07.2003, № 28, ст. 2895.
10. Федеральный Закон от 10.07.2002 № 86 «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»// Собрание законодательства РФ №9 от 26 февраля 2018 года, ст. 1286.
11. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 18.03.2019)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3418.
12. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 28.11.2018) «Об
организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.01.2019) // «Российская газета», № 6, 12.01.1993.
13. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
«О безопасности» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2.
14. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
«О персональных данных» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.
15. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» //«Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
16. Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326 «Об
утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка бизнеса (ФСО № 8)».
17. Приказ Минфина России от 28.08.2014 № 84н «Об утверждении
Порядка определения стоимости чистых активов» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2014 № 34299) // «Российская газета», № 244, 24.10.2014.
18. «Принципы международных коммерческих договоров
(Принципы УНИДРУА)» (1994 год) // «Закон», № 12, 1995.
19. «Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах
международной купли-продажи товаров» (Заключена в г. Вене 11.04.1980) (вместе со «Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года)»
(по состоянию на 20.04.2018)) // «Вестник ВАС РФ», № 1, 1994.
20. Федеральный закон от 01.06.1995 № 85-ФЗ «О ратификации
Евразийской патентной конвенции» // «Собрание законодательства РФ», 05.06.1995, № 23, ст. 2170.
Стандарты
21. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство от 21.12.2010 // Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год.
22. Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО № 1), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256./
23. Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости"
(ФСО № 2), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255./
24. Федеральный стандарт оценки «Оценка бизнеса» (ФСО № 8) ,
утвержденный Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326./
Книги, монографии
25. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Теория и практика управления рисками организации : учебник - Москва : КНОРУС, 2018. - 276 с. - (Бакалавриат и магистратура).
26. Асаул А. Н. Оценка организации (предприятия, бизнеса) : учебник /
под ред. А. Н. Асаула. - Москва : Пропект, 2016. - 284 с.
27. Бусов, В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для
академического бакалавриата / В.И. Бусов, О.А. Землянский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 с.
28. Ващенко Т. В., Восканян Р. О. Управление стоимостью компании :
учебно-методическое пособие. - Москва: проспект, 2018. - 160 с.
29. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. -
Москва : Проспект, 2017. - 616 с.
30. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 496 с.
31. Ивановский И.А., Салахиева М.Ф., Якупова Н.М. Оценка стоимости
бизнеса/ И.А. Ивановский. -Казань: Казан. ун-т, 2013. -74с.
32. Корнилов М.Я., Ютттин И.В. Экономическая безопасность : учебное
пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : РГ-Пресс. 2019. - 320 с.
33. Лебедев Игорь Александрович. Методы минимизации финансовых
рисков при обеспечении экономической безопасности предприятий металлургии : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.10, 08.00.05 / Лебедев Игорь Александрович; [Место защиты: Финансовая акад. при
Правительстве РФ].- Москва, 2008.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-8/207.
34. Методика оценки кредитоспособности клиентов-юридических лиц /
Утв. Комитетом Сбербанка России по предоставлению кредитов и инвестиций от 30.06.2006 г. № 285-5-р.
35. Масленкова О. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - М.: КноРус, 2017. - 288 с.
36. Эскиндаров, М.А. Оценка стоимости бизнеса (для бакалавров) / М.А. Эскиндаров; под ред., Федотова М.А. под ред.. - М.: КноРус, 2018. - 256 с.
37. Якупова Н.М. Оценка бизнеса: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КГФИ, 2003. - 152с.
38. Henri Fayol. Administration Industrielle et Generale, 1916. Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б. В. Бабина-Кореня. — М., 1923. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 28.08.2012.
Печатная периодика
39. Буркальцева Д.Д., Новиков А.Ю. Анализ подходов к оценке стоимости бизнеса в России // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2015. - № 3. - С. 15 - 17.
40. Дзокаева З.М., Вазагов В.М. Стоимость бизнеса как экономическая категория и основной критерий оценки стратегии развития // Финансовые исследования. - 2017. - № 4. - С. 133 - 138.
41. Золотарева Е.В. Сущность оценки стоимости бизнеса // Актуальные
проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 2-1. - С. 164 - 166.
Электронные ресурсы
42. Интернет-портал ProTarif.info [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.protarif.info/.
43. Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
44. Устав ЗАО «ПармаТел» / Утвержден годовым Общим собранием акционеров [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://parmatel.ru/ustav/.