СОТРУДНИЧЕСТВО ТУРКМЕНИСТАНА С ЮНЕСКО В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Деятельность ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия 13
1.1. История создания организации, цели и задачи 13
1.2. Основные направления деятельности ЮНЕСКО по сохранению
Всемирного историко-культурного и природного наследия 19
1.3. Роль ЮНЕСКО в охране нематериального культурного наследия 32
Глава II. Международное взаимодействие Туркменистана и ЮНЕСКО по вопросам сохранения памятников Всемирного культурного наследия 40
2.1. Туркменистан в программах ЮНЕСКО в области сохранения
Всемирного наследия 40
2.2. Объекты Всемирного наследия Туркменистана 49
2.3. Роль Туркменистана в возрождении Великого Шелкового пути 62
Глава III. Сотрудничество Туркменистана и ЮНЕСКО в рамках охраны и сохранения нематериального культурного наследия 73
3.1. Деятельность по сохранению нематериального культурного наследия в
Туркменистане 73
3.2. Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО в Туркменистане 81
Заключение 90
Список источников и литературы 95
Глава I. Деятельность ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия 13
1.1. История создания организации, цели и задачи 13
1.2. Основные направления деятельности ЮНЕСКО по сохранению
Всемирного историко-культурного и природного наследия 19
1.3. Роль ЮНЕСКО в охране нематериального культурного наследия 32
Глава II. Международное взаимодействие Туркменистана и ЮНЕСКО по вопросам сохранения памятников Всемирного культурного наследия 40
2.1. Туркменистан в программах ЮНЕСКО в области сохранения
Всемирного наследия 40
2.2. Объекты Всемирного наследия Туркменистана 49
2.3. Роль Туркменистана в возрождении Великого Шелкового пути 62
Глава III. Сотрудничество Туркменистана и ЮНЕСКО в рамках охраны и сохранения нематериального культурного наследия 73
3.1. Деятельность по сохранению нематериального культурного наследия в
Туркменистане 73
3.2. Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО в Туркменистане 81
Заключение 90
Список источников и литературы 95
Мировое культурное наследие в международных отношениях, безусловно, служит основой для развития сотрудничества, являясь фактором признания ценности культур разных стран для всей человеческой цивилизации. В этом процессе ЮНЕСКО играет исключительно важную роль в развитии человеческого потенциала, прежде всего, в решении проблем сохранения культурного наследия, всеобщей грамотности, формировании поколения людей в духе мира, взаимопонимания, толерантности и демократии.
С обретением независимости у Туркменистана появилась возможность для более тесного контакта и сотрудничества с авторитетными международными организациями в сфере сохранения историко-культурного наследия. Туркменистан с 1993 года является полноправным членом ЮНЕСКО. В сотрудничестве с ЮНЕСКО особенно ярко проявляется взаимосвязь задач национального развития и внешней политики Туркменистана, который не просто интегрируется в мировое интеллектуальное и культурное пространство, но и оказывает влияние на формирование новой философии гуманитарного сотрудничества, обозначенной как «единство в многообразии».
Культурное наследие Туркменистана представляет собой уникальные ценности, и является неотъемлемой частью мировой культуры. Территория Туркменистана, находящаяся на перекрестках Великого Шелкового пути, в течение тысячелетий являлась ключевым звеном взаимодействия и взаимообогащения культур между странами Европы и Азии. На сегодняшний день археологические памятники Древнего Мерва, Нисы, Куня-Ургенча, как бесценные сокровищницы мировой культуры, внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью актуализации вопросов защиты, сохранения и изучения культурного достояния Туркменистана, его широкой популяризации в мире, обеспечения широкого доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. В этих условиях особенно важным представляется роль международных гуманитарных связей и культурного обмена с ЮНЕСКО, ведь именно культура способствует открытости и построению диалога на международной арене.
Актуальность темы также находит свое отражение в том, что в контексте современных международных отношений в сотрудничестве Туркменистана с ЮНЕСКО заложен огромный потенциал. Избрание Туркменистана на 37-м заседании Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в состав Исполнительного Совета ЮНЕСКО на период 2013-2017 годы открыло новую страницу сотрудничества Туркменистана с учреждениями ООН. На 39-сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже Туркменистан избран зампредом Генеральной конференции ООН в вопросах образования, науки, культуры (ЮНЕСКО). Это стало также признанием успешности активной, многовекторной внешней политики Туркменистана, выступающей важным и необходимым условием кардинальных внутренних преобразований. Именно впечатляющими достижениями на этом пути обусловлен растущий авторитет Туркменистана в ЮНЕСКО. В этой связи представляется значимым исследование истории становления и развития отношений Туркменистаном и ЮНЕСКО, использование на практике полученных в ходе изучения и анализа данных для выработки перспективных направлений сотрудничества с Организацией.
Степень научной разработанности темы.
Одной из первых фундаментальных работ, посвященных анализу деятельности ЮНЕСКО, явилась монография "Юнеско и современность" Р.А. Илюхиной, которая вышла в 1966 году. Логическим продолжением этой книги явилась монография Уранова Г. В. "ЮНЕСКО. К 40-летию деятельности". Количество доступных источников на русском языке, посвященных данной теме, остается незначительным. Среди немногочисленных публикаций отметим сборник статей «ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность» под редакцией Р. Ройтера.
Весомый вклад в изучении культурного наследия Туркменистана, внесли известные академики Бартольд В. К., Массон В.М. и его ученик Сарианиди В. И., Пампелли Р., Якубовский А.Ю, Пугаченкова Г. А., Кошеленко Г.А. Под их руководством проводились раскопки парфянских античных городищ Нисы, Мерва и Куня-Ургенча.
Кроме российских и туркменских исследований наше внимание привлекли иностранные публикации. Важной явилась работа «A history of UNESCO», в этой публикации прослеживаются маршруты от центра к периферии - от штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже до государств-членов - для оценки глобального воздействия ЮНЕСКО от Второй мировой войны и до сегодняшнего дня. Наиболее обстоятельным образом вопрос о роли ЮНЕСКО в условиях современных глобальных процессов рассматривается в монографии под названием «What UNESCO for the future» , исследование содержит статьи ведущих экспертов ЮНЕСКО по вопросам реформирования Организации, выявления ее задач и приоритетов в будущем и места ЮНЕСКО в системе международных отношений.
В публикации «40 Years World Heritage Convention: Popularizing the Protection of Cultural and Natural Heritage» делается попытка охарактеризовать разработку Конвенции о всемирном наследии, самой Конвенции в ее различных аспектах и того, как она превратилась в один из важнейших документов ЮНЕСКО в области охраны культурного и природного наследия показано, что защита и использование наследия являются очень сложным политическим, совместным и междисциплинарным процессом.
На сегодняшний день сформирована надежная международно-правовая база сотрудничества Туркменистана с ЮНЕСКО и другими международными организациями. Благодаря этому Туркменистан за годы успешного взаимодействия реализовал ряд крупных совместных программ и проектов, открывающих большие перспективы и возможности для дальнейшей интеграции страны в мировое научно-образовательное, культурногуманитарное и информационное пространство. Среди этих проектов стоит выделить Международный Мервский проект, организованный Институтом археологии Лондонского университетского колледжа. Отдельные зарубежные ученые, в частности Тим Уильямс, Карло Липполис, Барбара Каим, Бартон Джастин внесли свой вклад в разработку подходов, методов и моделей для полного изучения, и сохранения археологического ресурса, создание информационной базы об археологических памятниках для принятия необходимых мер сохранения и управления ими, обучение персонала методам сохранения археологического наследия и популяризация этого наследия на международном уровне.
Поскольку в данной работе большое внимание уделено вопросам законодательных основ и государственной политики Туркменистана в отношении объектов культурного наследия, целесообразно было обратиться к группе работ исследователей-правоведов, для поиска профессиональной оценки и экспертного мнения.
Кроме того, для иллюстрации тезисов и подтверждения фактов были использованы материалы, собранные по страницам государственных СМИ, а так же издаваемые ЮНЕСКО информационные материалы, в том числе журналы, сборники, бюллетени.
Анализ источников
Основными источниками исследования являются официальные и рабочие документы ООН и ЮНЕСКО - международные конвенции, международно-правовые соглашения в сфере сохранения культурного наследия, материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО,
Межправительственного комитета всемирного наследия. В их числе Устав ЮНЕСКО, Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия», Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» и т.д.;
Важным источником исследования явились официальные документы ЮНЕСКО и ряда международных форумов, материалы международных научных конференций и семинаров, а также многосторонних исследований, инициированных и проведенных под эгидой ЮНЕСКО, в которых в контексте мирового социального развития рассматриваются вопросы сохранения культурного наследия. ЮНЕСКО ставит своей целью сосредоточить работу организации в каждом государстве-члене в контексте развития страны. Страновая стратегия ЮНЕСКО на 2016-2020 годы для Туркменистана, основана на программных целях и запланированных результатах Рамочной программы партнерства ООН- Туркменистан в области развития на 2016-2020 годы, которая координирует и направляет деятельность всех учреждений ООН в Туркменистане.
Концептуальные международные нормы в сфере сохранения культурного наследия нашли свое конкретное воплощение в законодательстве Туркменистана - Конституция Туркменистана, Закон «О культуре», Закон Туркменистана «Об охране объектов национального историко-культурного наследия», Закон Туркменистана «Об охране национального нематериального культурного наследия» и т.д.
В процессе изучения избранной темы использованы выступления и интервью политиков, государственных деятелей, руководителей ООН и ЮНЕСКО, касающиеся вопросов международных культурно-гуманитарных отношений. Среди них выступления и работы бывшего Генерального секретаря ООН П. де Куэльяра, бывших Генеральных директоров ЮНЕСКО Фредерико Майора и Коитиро Мацууры, Ирины Боковой и нынешнего Генерального директора Одри Азулай. Особую значимость для исследования представляет работа президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменистан - сердце Великого Шелкового пути».
Важными источниками стали номинационные досье объектов, включенные в список наследия ЮНЕСКО, планы управления, заключения ИКОМОС, решения и рекомендации комитета по Всемирному наследию.
Целью магистерской диссертации является определение характера, уровня, направлений и результативности сотрудничества Туркменистана с ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного наследия на современном этапе. Данная цель определила постановку следующих задач:
1. Дать развернутую характеристику деятельности ЮНЕСКО по сохранению Всемирного культурного наследия;
2. Определить специфику международного взаимодействия Туркменистана и ЮНЕСКО по вопросам сохранения памятников Всемирного культурного наследия;
3. Выявить цели и характер сотрудничества Туркменистана и ЮНЕСКО в рамках охраны и сохранения нематериального культурного наследия. Объект исследования: формы и методы сохранения культурного наследия
Предмет исследования: специфика сотрудничества ЮНЕСКО и Туркменистана в сфере сохранения культурного наследия страны
Хронологические рамки исследования - с 1946 года, те. с начала основания ЮНЕСКО, по 2018 год, проходивший в Туркменистане под девизом «Туркменистан - сердце Великого Шёлкового пути».
Методологическая база работы. Методы научного познания - это совокупность применяемых в науке средств получения, обоснования и применения научного знания, специфичных для различных типов наук, т.е. это средства, при помощи которых осуществляется процесс познавательной деятельности, это совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, основная функция которого - организация и регуляция научной деятельности.Методологическую основу дипломной работы составляли общенаучные методы синтеза и анализа, дедукции и индукции, сравнение, обобщение. При рассмотрении деятельности ЮНЕСКО применялся структурно-функциональный анализ, при анализе государственной политики Туркменистана использовался проблемнохронологический метод. Учитывая специфику темы исследования, в работе использовался сравнительно-правовой подход, позволяющий провести анализ законодательных актов, отдельных юридических документов на фоне развития международного права.
Научная новизна заключается, прежде всего, в том, что впервые в отечественной науке предпринята попытка провести комплексное исследование и дать целостный, обобщающий анализ вопросам сотрудничества Туркменистана с ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного наследия. Кроме того, научная новизна исследования состоит в том, что в Туркменистане вопрос охраны объектов культурного наследия разработан комплексно, однако аспекты оценки эффективности деятельности государства, его культурной политики в области охраны, сохранения и популяризации культурного наследия должны быть изучены более подробно.
Практическая значимость. Областью применения результатов проведенной научно-исследовательской работы являются государственная культурная политика в области исследования, сохранения, использования, популяризации культурно-исторического наследия. Основные положения и выводы могут быть использованы при выработке приоритетов в развитии сотрудничества в сфере сохранения культурного наследия как в Туркменистане, так и во всем Центрально-азиатском регионе.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности; определяются объект, предмет, цели и задачи исследования; научная новизна и практическая значимость работы, методология и краткий анализ источников и литературы.
В первой главе рассматривается процесс формирования и становления ЮНЕСКО в подлинно универсальную всемирную организацию в области защиты культурного наследия и основные положения по сохранению историко-культурного и природного наследия. Обозначены этапы формирования концепции всемирного и нематериального культурного наследия человечества. Проанализирована нормативная международноправовой базы в сфере защиты культурного наследия человечества и роль списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вторая глава исследования посвящена анализу сотрудничества и взаимодействия Туркменистана и ЮНЕСКО в области сохранения всемирного наследия. Обозначено участие Туркменистана в международных проектах и программах ЮНЕСКО, изучена нормативно-правовая база в области охраны объектов культурного наследия Туркменистана, а также сделан акцент на государственной политики по возрождению Великого Шёлкового пути.
В третьей главе рассмотрены основные направления сотрудничества ЮНЕСКО с Туркменистаном в области сохранения нематериального культурного наследия на современном этапе. Показана деятельность туркменских органов власти и организаций по поддержке проектов ЮНЕСКО по выявлению и сохранению объектов нематериального наследия, а также выявлена специфика туркменского законодательства в этой сфере.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
С обретением независимости у Туркменистана появилась возможность для более тесного контакта и сотрудничества с авторитетными международными организациями в сфере сохранения историко-культурного наследия. Туркменистан с 1993 года является полноправным членом ЮНЕСКО. В сотрудничестве с ЮНЕСКО особенно ярко проявляется взаимосвязь задач национального развития и внешней политики Туркменистана, который не просто интегрируется в мировое интеллектуальное и культурное пространство, но и оказывает влияние на формирование новой философии гуманитарного сотрудничества, обозначенной как «единство в многообразии».
Культурное наследие Туркменистана представляет собой уникальные ценности, и является неотъемлемой частью мировой культуры. Территория Туркменистана, находящаяся на перекрестках Великого Шелкового пути, в течение тысячелетий являлась ключевым звеном взаимодействия и взаимообогащения культур между странами Европы и Азии. На сегодняшний день археологические памятники Древнего Мерва, Нисы, Куня-Ургенча, как бесценные сокровищницы мировой культуры, внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью актуализации вопросов защиты, сохранения и изучения культурного достояния Туркменистана, его широкой популяризации в мире, обеспечения широкого доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. В этих условиях особенно важным представляется роль международных гуманитарных связей и культурного обмена с ЮНЕСКО, ведь именно культура способствует открытости и построению диалога на международной арене.
Актуальность темы также находит свое отражение в том, что в контексте современных международных отношений в сотрудничестве Туркменистана с ЮНЕСКО заложен огромный потенциал. Избрание Туркменистана на 37-м заседании Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в состав Исполнительного Совета ЮНЕСКО на период 2013-2017 годы открыло новую страницу сотрудничества Туркменистана с учреждениями ООН. На 39-сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже Туркменистан избран зампредом Генеральной конференции ООН в вопросах образования, науки, культуры (ЮНЕСКО). Это стало также признанием успешности активной, многовекторной внешней политики Туркменистана, выступающей важным и необходимым условием кардинальных внутренних преобразований. Именно впечатляющими достижениями на этом пути обусловлен растущий авторитет Туркменистана в ЮНЕСКО. В этой связи представляется значимым исследование истории становления и развития отношений Туркменистаном и ЮНЕСКО, использование на практике полученных в ходе изучения и анализа данных для выработки перспективных направлений сотрудничества с Организацией.
Степень научной разработанности темы.
Одной из первых фундаментальных работ, посвященных анализу деятельности ЮНЕСКО, явилась монография "Юнеско и современность" Р.А. Илюхиной, которая вышла в 1966 году. Логическим продолжением этой книги явилась монография Уранова Г. В. "ЮНЕСКО. К 40-летию деятельности". Количество доступных источников на русском языке, посвященных данной теме, остается незначительным. Среди немногочисленных публикаций отметим сборник статей «ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность» под редакцией Р. Ройтера.
Весомый вклад в изучении культурного наследия Туркменистана, внесли известные академики Бартольд В. К., Массон В.М. и его ученик Сарианиди В. И., Пампелли Р., Якубовский А.Ю, Пугаченкова Г. А., Кошеленко Г.А. Под их руководством проводились раскопки парфянских античных городищ Нисы, Мерва и Куня-Ургенча.
Кроме российских и туркменских исследований наше внимание привлекли иностранные публикации. Важной явилась работа «A history of UNESCO», в этой публикации прослеживаются маршруты от центра к периферии - от штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже до государств-членов - для оценки глобального воздействия ЮНЕСКО от Второй мировой войны и до сегодняшнего дня. Наиболее обстоятельным образом вопрос о роли ЮНЕСКО в условиях современных глобальных процессов рассматривается в монографии под названием «What UNESCO for the future» , исследование содержит статьи ведущих экспертов ЮНЕСКО по вопросам реформирования Организации, выявления ее задач и приоритетов в будущем и места ЮНЕСКО в системе международных отношений.
В публикации «40 Years World Heritage Convention: Popularizing the Protection of Cultural and Natural Heritage» делается попытка охарактеризовать разработку Конвенции о всемирном наследии, самой Конвенции в ее различных аспектах и того, как она превратилась в один из важнейших документов ЮНЕСКО в области охраны культурного и природного наследия показано, что защита и использование наследия являются очень сложным политическим, совместным и междисциплинарным процессом.
На сегодняшний день сформирована надежная международно-правовая база сотрудничества Туркменистана с ЮНЕСКО и другими международными организациями. Благодаря этому Туркменистан за годы успешного взаимодействия реализовал ряд крупных совместных программ и проектов, открывающих большие перспективы и возможности для дальнейшей интеграции страны в мировое научно-образовательное, культурногуманитарное и информационное пространство. Среди этих проектов стоит выделить Международный Мервский проект, организованный Институтом археологии Лондонского университетского колледжа. Отдельные зарубежные ученые, в частности Тим Уильямс, Карло Липполис, Барбара Каим, Бартон Джастин внесли свой вклад в разработку подходов, методов и моделей для полного изучения, и сохранения археологического ресурса, создание информационной базы об археологических памятниках для принятия необходимых мер сохранения и управления ими, обучение персонала методам сохранения археологического наследия и популяризация этого наследия на международном уровне.
Поскольку в данной работе большое внимание уделено вопросам законодательных основ и государственной политики Туркменистана в отношении объектов культурного наследия, целесообразно было обратиться к группе работ исследователей-правоведов, для поиска профессиональной оценки и экспертного мнения.
Кроме того, для иллюстрации тезисов и подтверждения фактов были использованы материалы, собранные по страницам государственных СМИ, а так же издаваемые ЮНЕСКО информационные материалы, в том числе журналы, сборники, бюллетени.
Анализ источников
Основными источниками исследования являются официальные и рабочие документы ООН и ЮНЕСКО - международные конвенции, международно-правовые соглашения в сфере сохранения культурного наследия, материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО,
Межправительственного комитета всемирного наследия. В их числе Устав ЮНЕСКО, Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия», Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» и т.д.;
Важным источником исследования явились официальные документы ЮНЕСКО и ряда международных форумов, материалы международных научных конференций и семинаров, а также многосторонних исследований, инициированных и проведенных под эгидой ЮНЕСКО, в которых в контексте мирового социального развития рассматриваются вопросы сохранения культурного наследия. ЮНЕСКО ставит своей целью сосредоточить работу организации в каждом государстве-члене в контексте развития страны. Страновая стратегия ЮНЕСКО на 2016-2020 годы для Туркменистана, основана на программных целях и запланированных результатах Рамочной программы партнерства ООН- Туркменистан в области развития на 2016-2020 годы, которая координирует и направляет деятельность всех учреждений ООН в Туркменистане.
Концептуальные международные нормы в сфере сохранения культурного наследия нашли свое конкретное воплощение в законодательстве Туркменистана - Конституция Туркменистана, Закон «О культуре», Закон Туркменистана «Об охране объектов национального историко-культурного наследия», Закон Туркменистана «Об охране национального нематериального культурного наследия» и т.д.
В процессе изучения избранной темы использованы выступления и интервью политиков, государственных деятелей, руководителей ООН и ЮНЕСКО, касающиеся вопросов международных культурно-гуманитарных отношений. Среди них выступления и работы бывшего Генерального секретаря ООН П. де Куэльяра, бывших Генеральных директоров ЮНЕСКО Фредерико Майора и Коитиро Мацууры, Ирины Боковой и нынешнего Генерального директора Одри Азулай. Особую значимость для исследования представляет работа президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменистан - сердце Великого Шелкового пути».
Важными источниками стали номинационные досье объектов, включенные в список наследия ЮНЕСКО, планы управления, заключения ИКОМОС, решения и рекомендации комитета по Всемирному наследию.
Целью магистерской диссертации является определение характера, уровня, направлений и результативности сотрудничества Туркменистана с ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного наследия на современном этапе. Данная цель определила постановку следующих задач:
1. Дать развернутую характеристику деятельности ЮНЕСКО по сохранению Всемирного культурного наследия;
2. Определить специфику международного взаимодействия Туркменистана и ЮНЕСКО по вопросам сохранения памятников Всемирного культурного наследия;
3. Выявить цели и характер сотрудничества Туркменистана и ЮНЕСКО в рамках охраны и сохранения нематериального культурного наследия. Объект исследования: формы и методы сохранения культурного наследия
Предмет исследования: специфика сотрудничества ЮНЕСКО и Туркменистана в сфере сохранения культурного наследия страны
Хронологические рамки исследования - с 1946 года, те. с начала основания ЮНЕСКО, по 2018 год, проходивший в Туркменистане под девизом «Туркменистан - сердце Великого Шёлкового пути».
Методологическая база работы. Методы научного познания - это совокупность применяемых в науке средств получения, обоснования и применения научного знания, специфичных для различных типов наук, т.е. это средства, при помощи которых осуществляется процесс познавательной деятельности, это совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, основная функция которого - организация и регуляция научной деятельности.Методологическую основу дипломной работы составляли общенаучные методы синтеза и анализа, дедукции и индукции, сравнение, обобщение. При рассмотрении деятельности ЮНЕСКО применялся структурно-функциональный анализ, при анализе государственной политики Туркменистана использовался проблемнохронологический метод. Учитывая специфику темы исследования, в работе использовался сравнительно-правовой подход, позволяющий провести анализ законодательных актов, отдельных юридических документов на фоне развития международного права.
Научная новизна заключается, прежде всего, в том, что впервые в отечественной науке предпринята попытка провести комплексное исследование и дать целостный, обобщающий анализ вопросам сотрудничества Туркменистана с ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного наследия. Кроме того, научная новизна исследования состоит в том, что в Туркменистане вопрос охраны объектов культурного наследия разработан комплексно, однако аспекты оценки эффективности деятельности государства, его культурной политики в области охраны, сохранения и популяризации культурного наследия должны быть изучены более подробно.
Практическая значимость. Областью применения результатов проведенной научно-исследовательской работы являются государственная культурная политика в области исследования, сохранения, использования, популяризации культурно-исторического наследия. Основные положения и выводы могут быть использованы при выработке приоритетов в развитии сотрудничества в сфере сохранения культурного наследия как в Туркменистане, так и во всем Центрально-азиатском регионе.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности; определяются объект, предмет, цели и задачи исследования; научная новизна и практическая значимость работы, методология и краткий анализ источников и литературы.
В первой главе рассматривается процесс формирования и становления ЮНЕСКО в подлинно универсальную всемирную организацию в области защиты культурного наследия и основные положения по сохранению историко-культурного и природного наследия. Обозначены этапы формирования концепции всемирного и нематериального культурного наследия человечества. Проанализирована нормативная международноправовой базы в сфере защиты культурного наследия человечества и роль списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вторая глава исследования посвящена анализу сотрудничества и взаимодействия Туркменистана и ЮНЕСКО в области сохранения всемирного наследия. Обозначено участие Туркменистана в международных проектах и программах ЮНЕСКО, изучена нормативно-правовая база в области охраны объектов культурного наследия Туркменистана, а также сделан акцент на государственной политики по возрождению Великого Шёлкового пути.
В третьей главе рассмотрены основные направления сотрудничества ЮНЕСКО с Туркменистаном в области сохранения нематериального культурного наследия на современном этапе. Показана деятельность туркменских органов власти и организаций по поддержке проектов ЮНЕСКО по выявлению и сохранению объектов нематериального наследия, а также выявлена специфика туркменского законодательства в этой сфере.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
Наследие - это наше прошлое, то, чем мы живем сегодня, и что мы передаем будущим поколениям. Наше культурное и природное наследие являются незаменимыми источниками жизни и вдохновения. Что делает концепцию всемирного наследия исключительной, так это ее универсальное применение. Объекты всемирного наследия принадлежат всем народам мира, независимо от территории, на которой они расположены.
На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, на сегодняшний день ЮНЕСКО - это международная межправительственная организация, которая занимается решением широкого круга проблем международного и научного сотрудничества, включая охрану культурных ценностей. ЮНЕСКО стремится содействовать выявлению, защите и сохранению культурного и природного наследия во всем мире, которое считается чрезвычайно ценным для человечества. Это воплощено в самой известной Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», принятой в 1972 году. Главная установка Конвенции - консолидация сил международного сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы, а также установление ответственности каждого государства за «выявление, охрану, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия». Другие известные культурные конвенции ЮНЕСКО обеспечивают уникальную глобальную платформу для международного сотрудничества и создают целостную систему управления культурой, основанную на правах человека и общих ценностях. Нельзя не отметить вместе с тем, что многие конвенции и рекомендации ЮНЕСКО, принятые 10-20 и более лет назад и сыгравшие большую положительную роль, ныне нуждаются в корректировке; однако, нормотворческий процесс должен прогрессировать и развиваться, для решения увеличивающегося количества угроз для всемирного культурного наследия человечества, которые способствовали бы дальнейшему расширению и углублению международного сотрудничества, созданию новой этики в международных отношениях, формированию цивилизации XXI в.
Во-вторых, важно отметить, что концепция нематериального культурного наследия, предложенная в 1990-х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, обусловлена стремительными глобализационными процессами на рубеже ХХ - XXI веков, отрицательно влияющих на процессы формирования и поддержания национальнокультурной идентичности, стало основным фактором появления Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия» 2003 года, как и ряда других актов ЮНЕСКО, направленных на защиту культурных ценностей. Конвенция сыграла первостепенную роль в защите нематериальных культурных ценностей, это отразилось в создании списка Всемирного наследия нематериальных культурных ценностей, который вызвал интерес населения различных государств и популяризировал нематериальные культурные ценности. Именно Конвенция создала институциональную основу охраны нематериальных культурных ценностей в лице таких органов как Межправительственный комитет и Фонд нематериального культурного наследия, что, позволило конкретно определить на международном уровне ответственных за охрану нематериальных культурных ценностей.
В-третьих, помимо нормативно-правовых документов международного значения ЮНЕСКО принадлежит и ряд успешных международных программ, участниками многих из них является и Туркменистан. Благодаря грамотной внешней политике по вопросу сотрудничества с ЮНЕСКО в Туркменистане ежегодно осуществляется множество национальных и региональных проектов, в том числе и в области сохранения культурного наследия. Взаимодействие с ЮНЕСКО можно назвать одним из приоритетных направлений внешней политики современного Туркменистана, а реализацию совместных международных программ - условием взаимовыгодного культурно-гуманитарного сотрудничества. В целом задача сохранения и приумножения общего культурного наследия является основополагающей для Туркменистана и полностью соответствует принципам ЮНЕСКО. Культурное наследие Туркменистана активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Уникальные памятники архитектуры и элементы нематериального наследия Туркменистана находятся под охраной ЮНЕСКО.
В-четвертых, на современном этапе в Туркменистане существует обширная законодательная база в сфере культурного наследия, дана четкая дефиниция феномену объекта культурного наследия туркменского народа, которая коррелирует с определением объекта культурного наследия, закрепленным в международных документах. Вопросы охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия широко освещены в государственной культурной политике Туркменистана. Однако, есть несколько других ключевых конвенций ЮНЕСКО в области культуры, которые Туркменистан еще не ратифицировал.
В-пятых, в итоге проведенных исследований можно сделать однозначные выводы, что работа, проводимая ЮНЕСКО по популяризации культурного наследия, носит положительный аспект. Проекты и мероприятия ЮНЕСКО, как в мире, так и в Туркменистане, несут в себе гигантский потенциал для развития культурного наследия в целом. Связь правительства страны и этой международной организации, их взаимовыгодные отношения дают надежду на то, что многие памятники культуры, находящиеся на территории Туркменистана, не исчезнут, а заново возродятся, и будут радовать своей красотой и величием не одно поколение. Участие Туркменистана в работе ЮНЕСКО открывает новые возможности еще более тесного и плодотворного сотрудничества в области устойчивого развития туркменского общества, возрождения традиций, сохранения культуры во имя всеобщего прогресса, а также для активного участия в мероприятиях, проводимых этой авторитетной международной организацией.
В заключении данного исследования считаем целесообразным привести некоторые тезисы, которые могут быть рассмотрены как рекомендации к дальнейшим действиям в вопросе сохранения, охраны и популяризации объектов культурного наследия в Туркменистане в рамках сотрудничества с ЮНЕСКО:
- Считается целесообразным повышения уровня общественной инициативы, чувства ответственности и заинтересованности в вопросе сохранения культурного наследия в целом и институтов гражданского общества. Осуществлять мероприятия по привлечению широкой общественности к вопросам охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия. В особенности острая необходимость в проведении подобных мероприятия ощущается на региональном уровне;
- Проведение на государственном уровне мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия в целях привлечения капитала, который должен быть направлен на текущие расходы по содержанию, консервации или реставрации объектов;
- Повышение путем поощрения и поддержки общественных инициатив в области изучения и популяризации объектов культурного наследия, создание общественных организаций (в том числе, на базе образовательных учреждений);
- Повышение внимания государственных органов к международному опыту и возможности сотрудничества на международном уровне с целью совершенствования законодательной базы в области сохранения и использования культурного наследия, усвоения новых технологий в сфере консервации и реконструкции объектов, а также обучения новых профессиональных кадров в сфере культурного наследия;
- Упрощение визового режима Туркменистана, так как это является наиболее эффективным способом повышения туристической привлекательности страны, с учетом богатого культурного наследия;
- Ключевой задачей, которые должны стоять перед ЮНЕСКО в Туркменистане, является ее статус агентства-нерезидента, а также ограниченные ресурсы Кластерного бюро ЮНЕСКО в Тегеране. Это затрудняет сохранение вклада ЮНЕСКО в деятельность ПРООН, ограничивает возможности сотрудничества и затрудняет обеспечение эффективной связи с национальными партнерами, возможными донорами и представительства ООН в стране. Еще одна проблема заключается в ограниченных возможностях Управления в результате бюджетных ограничений на уровне Организации в целом;
- В сотрудничестве с Туркменистаном ЮНЕСКО может также использовать обширную сеть отделений на местах в регионе, институты и центры ЮНЕСКО, а также опыт специализированных сетей и программ Организации, таких как: Программа «Человек и биосфера», Международная гидрологическая программа, Центр всемирного наследия в материальном культурном наследии и т. д.
Обобщая все вышесказанное, следует сказать, что считается целесообразным придерживаться линии активного сотрудничества с международными организациями, в чью компетенцию входят вопросы охраны, сохранения и популяризации культурного наследия. В частности, предлагается придать новый импульс деятельности Туркменистана в рамках Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Активизация роли Туркменистана на международной арене на платформе данной организации позволит не только оптимизировать внутреннюю культурную политику в отношении объектов культурного наследия, но и улучшить имидж страны посредством сотрудничества в культурной сфере на международном уровне.
На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, на сегодняшний день ЮНЕСКО - это международная межправительственная организация, которая занимается решением широкого круга проблем международного и научного сотрудничества, включая охрану культурных ценностей. ЮНЕСКО стремится содействовать выявлению, защите и сохранению культурного и природного наследия во всем мире, которое считается чрезвычайно ценным для человечества. Это воплощено в самой известной Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», принятой в 1972 году. Главная установка Конвенции - консолидация сил международного сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы, а также установление ответственности каждого государства за «выявление, охрану, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия». Другие известные культурные конвенции ЮНЕСКО обеспечивают уникальную глобальную платформу для международного сотрудничества и создают целостную систему управления культурой, основанную на правах человека и общих ценностях. Нельзя не отметить вместе с тем, что многие конвенции и рекомендации ЮНЕСКО, принятые 10-20 и более лет назад и сыгравшие большую положительную роль, ныне нуждаются в корректировке; однако, нормотворческий процесс должен прогрессировать и развиваться, для решения увеличивающегося количества угроз для всемирного культурного наследия человечества, которые способствовали бы дальнейшему расширению и углублению международного сотрудничества, созданию новой этики в международных отношениях, формированию цивилизации XXI в.
Во-вторых, важно отметить, что концепция нематериального культурного наследия, предложенная в 1990-х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, обусловлена стремительными глобализационными процессами на рубеже ХХ - XXI веков, отрицательно влияющих на процессы формирования и поддержания национальнокультурной идентичности, стало основным фактором появления Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия» 2003 года, как и ряда других актов ЮНЕСКО, направленных на защиту культурных ценностей. Конвенция сыграла первостепенную роль в защите нематериальных культурных ценностей, это отразилось в создании списка Всемирного наследия нематериальных культурных ценностей, который вызвал интерес населения различных государств и популяризировал нематериальные культурные ценности. Именно Конвенция создала институциональную основу охраны нематериальных культурных ценностей в лице таких органов как Межправительственный комитет и Фонд нематериального культурного наследия, что, позволило конкретно определить на международном уровне ответственных за охрану нематериальных культурных ценностей.
В-третьих, помимо нормативно-правовых документов международного значения ЮНЕСКО принадлежит и ряд успешных международных программ, участниками многих из них является и Туркменистан. Благодаря грамотной внешней политике по вопросу сотрудничества с ЮНЕСКО в Туркменистане ежегодно осуществляется множество национальных и региональных проектов, в том числе и в области сохранения культурного наследия. Взаимодействие с ЮНЕСКО можно назвать одним из приоритетных направлений внешней политики современного Туркменистана, а реализацию совместных международных программ - условием взаимовыгодного культурно-гуманитарного сотрудничества. В целом задача сохранения и приумножения общего культурного наследия является основополагающей для Туркменистана и полностью соответствует принципам ЮНЕСКО. Культурное наследие Туркменистана активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Уникальные памятники архитектуры и элементы нематериального наследия Туркменистана находятся под охраной ЮНЕСКО.
В-четвертых, на современном этапе в Туркменистане существует обширная законодательная база в сфере культурного наследия, дана четкая дефиниция феномену объекта культурного наследия туркменского народа, которая коррелирует с определением объекта культурного наследия, закрепленным в международных документах. Вопросы охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия широко освещены в государственной культурной политике Туркменистана. Однако, есть несколько других ключевых конвенций ЮНЕСКО в области культуры, которые Туркменистан еще не ратифицировал.
В-пятых, в итоге проведенных исследований можно сделать однозначные выводы, что работа, проводимая ЮНЕСКО по популяризации культурного наследия, носит положительный аспект. Проекты и мероприятия ЮНЕСКО, как в мире, так и в Туркменистане, несут в себе гигантский потенциал для развития культурного наследия в целом. Связь правительства страны и этой международной организации, их взаимовыгодные отношения дают надежду на то, что многие памятники культуры, находящиеся на территории Туркменистана, не исчезнут, а заново возродятся, и будут радовать своей красотой и величием не одно поколение. Участие Туркменистана в работе ЮНЕСКО открывает новые возможности еще более тесного и плодотворного сотрудничества в области устойчивого развития туркменского общества, возрождения традиций, сохранения культуры во имя всеобщего прогресса, а также для активного участия в мероприятиях, проводимых этой авторитетной международной организацией.
В заключении данного исследования считаем целесообразным привести некоторые тезисы, которые могут быть рассмотрены как рекомендации к дальнейшим действиям в вопросе сохранения, охраны и популяризации объектов культурного наследия в Туркменистане в рамках сотрудничества с ЮНЕСКО:
- Считается целесообразным повышения уровня общественной инициативы, чувства ответственности и заинтересованности в вопросе сохранения культурного наследия в целом и институтов гражданского общества. Осуществлять мероприятия по привлечению широкой общественности к вопросам охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия. В особенности острая необходимость в проведении подобных мероприятия ощущается на региональном уровне;
- Проведение на государственном уровне мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия в целях привлечения капитала, который должен быть направлен на текущие расходы по содержанию, консервации или реставрации объектов;
- Повышение путем поощрения и поддержки общественных инициатив в области изучения и популяризации объектов культурного наследия, создание общественных организаций (в том числе, на базе образовательных учреждений);
- Повышение внимания государственных органов к международному опыту и возможности сотрудничества на международном уровне с целью совершенствования законодательной базы в области сохранения и использования культурного наследия, усвоения новых технологий в сфере консервации и реконструкции объектов, а также обучения новых профессиональных кадров в сфере культурного наследия;
- Упрощение визового режима Туркменистана, так как это является наиболее эффективным способом повышения туристической привлекательности страны, с учетом богатого культурного наследия;
- Ключевой задачей, которые должны стоять перед ЮНЕСКО в Туркменистане, является ее статус агентства-нерезидента, а также ограниченные ресурсы Кластерного бюро ЮНЕСКО в Тегеране. Это затрудняет сохранение вклада ЮНЕСКО в деятельность ПРООН, ограничивает возможности сотрудничества и затрудняет обеспечение эффективной связи с национальными партнерами, возможными донорами и представительства ООН в стране. Еще одна проблема заключается в ограниченных возможностях Управления в результате бюджетных ограничений на уровне Организации в целом;
- В сотрудничестве с Туркменистаном ЮНЕСКО может также использовать обширную сеть отделений на местах в регионе, институты и центры ЮНЕСКО, а также опыт специализированных сетей и программ Организации, таких как: Программа «Человек и биосфера», Международная гидрологическая программа, Центр всемирного наследия в материальном культурном наследии и т. д.
Обобщая все вышесказанное, следует сказать, что считается целесообразным придерживаться линии активного сотрудничества с международными организациями, в чью компетенцию входят вопросы охраны, сохранения и популяризации культурного наследия. В частности, предлагается придать новый импульс деятельности Туркменистана в рамках Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Активизация роли Туркменистана на международной арене на платформе данной организации позволит не только оптимизировать внутреннюю культурную политику в отношении объектов культурного наследия, но и улучшить имидж страны посредством сотрудничества в культурной сфере на международном уровне.
Подобные работы
- ЦЕНТР СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ИКОМОС В СИАНЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ НОМИНАЦИЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ СЕРИЙНОЙ НОМИНАЦИИ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовые аспекты сотрудничества со странами средней Азии
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Экономический проект «Экономический пояс Шелкового пути» в системе политико-экономических отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



