Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений младших школьников как условие снижения межличностных конфликтов

Работа №30911

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
771
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе решения межличностных конфликтов 5
1.1.Понятие и сущность коммуникативных умений 5
1.2. Способы формирования коммуникативных умений у младших
школьников 10
1.3. Характеристика межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте 14
Выводы по 1 главе 20
Глава II. Проблема формирования коммуникативных умений младших школьников 21
2.1.Диагностика уровня качества коммуникативных умений у младших школьников 21
2.2.Анализ деятельности учителя по формированию коммуникативных умений у младших школьников 27
2.3.Педагогические рекомендации учителю по формированию коммуникативных умений младших школьников 30
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 40


Актуальность. В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы. У детей конфликтные ситуации не редки по причине задержки психомоторного развития, издержек проявления памяти, недостаточности внимания, недоразвития речи - то есть в целом низкими функциональными резервами организма, что отрицательно сказывается на социальной адаптации младших школьников и успешности их обучения. В связи свыше перечисленным, очевидно, что младшие школьники нуждаются в развитии способности разрешать конфликты. В силу своих возрастных особенностей и ограниченностью личного опыта младшие школьники испытывают трудности в конструктивном разрешении межличностных конфликтов, которые в свою очередь могут появляться вследствие обид и разногласий интересов, оскорблений.
Межличностные конфликты носят как позитивный, так и негативный характер. Многие учащиеся младших классов испытывают затруднения в общении со сверстниками, переживают и болезненно переносят это. Каждые неудачи и какие-либо трудности могут приводить к нарушению взаимоотношений в социальной сфере, вследствие чего вырабатываются негативные эмоциональные переживания, которые приводят к чувству дискомфорта.
Объект исследования: формирование коммуникативных умений младших школьников
Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных умений младших школьников как условие снижения межличностных конфликтов.
Цель исследования: изучить формирование коммуникативных умений младших школьников как условие снижения межличностных конфликтов.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность коммуникативных умений;
- изучить способы формирования коммуникативных умений у младших школьников;
- охарактеризовать межличностные конфликты в младшем школьном возрасте;
- провести диагностику уровня качества коммуникативных умений у младших школьников;
- разработать педагогические рекомендации учителю по формированию коммуникативных умений младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования. Проблемой межличностных конфликтов занимались такие ученые как Е.М. Бабосов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, М. Дойч, Л. Козер, У. Линкольн. А именно по проблеме профилактики межличностных конфликтов - А.Г. Здравомыслов, А.Я. Анцупов, А. Гидденс, О.С. Гребенюк, Н.И. Леонов. Проблеме формирования коммуникативных умений школьников посвящено множество исследований. Этим направлением занимались следующие ученые: Асмолов А. Г., Антонова А.Г., Архипова Е.А., Веселкова О.А., Касаткина Ю.В., Овчарова Р.В., Мудрик А. В. и др.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы)); методы количественной и качественной обработки данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение
Таким образом, поставленные во введении цель достигнута, задачи решены, следовательно, можно сделать следующие выводы.
В нашей работе мы провели теоретический анализ проблемы коммуникативных умений. Поскольку формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Коммуникативные умения можно характеризовать как умения в понимании других людей, оценке ситуации с помощью поступающей информации и на основе этого строить взаимоотношения и взаимодействовать с окружающими в ходе профессиональной деятельности с целью реализации как общественных, так и личных интересов. Владение данными умениями способствует эффективному взаимодействию с другими людьми в различных видах деятельности и является одним из необходимых условий успешности личности в реализации профессионального и личностного самоопределений.
В работе выделены способы формирования коммуникативных умений у младших школьников: индивидуальные, коллективные, массовые. Методы могут быть следующие: словесные, наглядные, практические. Младший школьный возраст - очень благоприятное время для формирования коммуникативных умений. Дети очень общительны, они постоянно общаются как с взрослыми людьми, так и со сверстниками. Они перенимают информацию, копируют образы поведения взрослых и друзей. Поэтому очень важно, чтобы на начальной ступени развития дети научились контактировать, взаимодействовать, решать различные проблемы друг с другом.
К межличностным конфликтам можно отнести те же признаками, которые присуще и любым другим конфликтам: наличие противоречий, которые значимы для каждой из сторон; потребность в разрешении этих разногласий и нормализация эффективного взаимодействия конфликтующих сторон; действия сторон, которые направлены на преодоление возникшего столкновения точек зрения; осуществление сторонами своих интересов. Младший школьный возраст является наиболее ответственным и важным этапом в жизни ребенка: происходит формирование основных элементов ведущей учебной деятельности, усваиваются необходимые умения и навыки. На этом возрастном этапе развиваются определенные формы мышления, которые в дальнейшем обеспечивают освоение систем научных знаний, вырабатывание научного и теоретического мышления. У младших школьников зарождаются предпосылки свободной ориентации в повседневной жизни. Определяя формы, методы и направления профилактики межличностных конфликтов младших школьников, в первую очередь было проанализировано понятие профилактики межличностных конфликтов - создание комплекса мероприятий, направленных на предупреждение конфликтных ситуаций, которые могут привести к возникновению межличностных конфликтов, а также устранение основных причин и условий, способствующих дальнейшему появлению или развитию межличностных конфликтов.
В результате исследования мы выявили низкий уровень сформированности всех параметров межличностных отношений и коммуникативных умений. Нами была разработаны рекомендации педагогу целью которой явилось создание толерантных отношений в группе, способствующих формированию коммуникативных умений.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для студ.вузов / Г.С. Абрамова - М., Екатеринбург: Акад. Проект; Деловая книга,2012. -129 с.
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: учеб. пособие для вузов / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2015. - 431 с.
3. Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М., 2012. - 30 с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 152 с.
5. Бориснев, С.В. Социология коммуникации / С.В. Бориснев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 270 с.
6. Батаршев, А. В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. / А.В. Батаршев - М.: ВЛАДОС, 2013. - 456 с.
7. Бодалев, A. A. Личность и общение / A.A. Бодалев - М.: Междунар. пед. академия, 2015.-328с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2014. - 224 с.
9. Василик, М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2016. - 615 с.
10. Витковская, И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская Псков 2015. -143 с.
11. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 160 с.
12. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я.Гойхман, Т.М. Надеина - М.: Просвещение, 2015. -143 с.
13. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева- М.: Просвещение, 2015. - 120 с.
14. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина - Ярославль: Академия развития, 2014.-240с.
15. Казарцева, О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева - М.: Наука, 2015. -149 с.
16. Лисина, М.П. Общение, личность и психика ребенка / М.П. Лисина - Москва-Воронеж, 2011. - 383с.
17. Леонтьев, A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев -2-е изд., испр. и доп.- М.: Смысл, 2015. - 365 с.
18. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев М.: Просвещение, 2015. - 304 с.
19. Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И. М. Михайлова - М.: Псков. ПГПУ, 2015. - 188 с.
20. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
21. Мясищев, В.Н. Способности и потребности / В.Н. Мясищев М.: Просвещение, 2015.- 111 с.
22. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 712 с.
24. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский; Серия «Мастера психологии». - СПб. ЗАО Издательство «Питер», 2014. - 416 с.
25. Рогожникова, Р.А. Проблема школьного конфликта: от теории к практике. Образование, воспитание, инновации // Вестник ПГТИ. № 9. -Пермь: РИГ НОУ ВПО ПГТИ, 2014. -154 с.
26. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у школьников. / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. - Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2013 - 361 с. 3
27. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с
28. Филиппова, Ю.В Общение. Дети 7-10 лет / Ю.В. Филиппова- Ярославль: Академия развития, 2012 - 125 с.
29. Шипицына, Л. М. Забота общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М.Шипицына, О. В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова -СПб.: «Детство-пресс»,2013. - 314 с.
30. Яшнова, О.А. Социально-Педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников / О.А. Яшнова, - М.: Издательство ИПСР РАО, 2012. -145 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ