Введение 3
Глава 1. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития школьника 7
1.1 Особенности становления и развития ученического коллектива 7
1.2 Психологический климат ученического коллектива как фактор,
влияющий на становление и развитие личности школьника 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Влияние коллектива на формирование личности школьника в 7-ом классе ГБОУ "Кадетская школа полиции "Калкан"" 23
2.1 Диагностика уровня развития ученического коллектива и его
социально-психологического климата (констатирующий этап) 23
2.2 Анализ влияния коллектива на развитие личности школьника в 7-ом классе ГБОУ "Кадетская школа полиции "Калкан" 32
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Библиография 46
Приложения
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом: с одной стороны, становление личности зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и степень влияния коллектива. В конечном итоге степень выраженности коллективного отношения прямо зависит от активности членов коллектива и полноты использования ими своих индивидуальных возможностей в жизни группы [53].
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и активности в рамках коллектива: ученик имеет значимый статус в коллективе и оказывает на него более сильное воздействие при условии высокой самостоятельности в коллективной общественно полезной деятельности. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива представляют собой взаимозависимые процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Обилие разнообразных связей предопределяет духовное богатство личности и выражает общественную, коллективную силу человека.
Объектом исследования является воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предметом исследования - роль коллектива в формировании и развитии личности ребенка.
Гипотеза: создание благоприятных педагогических условий позволяет воспитательному коллективу стать устойчивой педагогической базой для развития личности членов его коллектива.
Цель работы - изучить закономерности и особенности взаимодействия коллектива и личности.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие «коллектив», определить его структуру, признаки и функции;
- изучить психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
- провести диагностику уровня развития ученического коллектива и его социально-психологического климата в 7-ом классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан»»;
- проанализировать полученные результаты и оценить степень влияния коллектива на развитие личности школьника.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), преднамеренное наблюдение.
Методики: 1) Методика «Изучение психологического климата коллектива» (автор Т.П. Галкина)
2) «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе (авторы О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
Методологическая основа исследования: Проблеме воспитательного влияния коллектива на формирование личности всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической науке. В трудах основоположников советской педагогики (П.П. Блонский [2], Н.К. Крупская [17], А.В. Луначарский [20], А.С. Макаренко [21-23], В.А. Сухомлинский [54]) сформулированы теоретические и методологические вопросы воспитания личности в коллективе. В них показано огромное значение коллектива как важнейшего фактора формирования нового человека, раскрыта гуманистическая основа общения детей в коллективе.
Проблема формирования личности в коллективе интенсивно исследовалась советскими психологами. В их работах освещены вопросы о критериях и уровнях развития коллектива, механизмах влияния на личность, разрабатываются диагностические методики (А.И. Донцов [9], Я.Л. Коломинский [13-14], Р.С. Немов [33-37], А.В. Петровский [45-49]).
Мысли и идеи выдающихся педагогов нашли свое воплощение и дальнейшую разработку в исследованиях современных педагогов и психологов. В их работах рассмотрены вопросы, связанные с организацией детских коллективов, их развитием, особенностями влияния на формирование личности (М.Г. Казакина [10-11], Т.Е. Конникова [15], В.М. Коротов [16], Х.Й. Лийметс [19], В.И. Максакова [24],Т.Н. Мальковская [25-28], А.В. Мудрик [29-31], Л.И. Новикова [39-42]).
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Кадетская школа полиции «Калкан» (г. Набережные Челны).
Результаты проведенного исследования представлены в данной выпускной квалификационной работе, состоящей из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Научная новизна и теоретическая значимость работы: в ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и впервые в рамках Государственного бюджетного образовательного учреждения «Кадетская школа полиции «Калкан» было проведено экспериментальное исследование особенностей влияния учебного коллектива на формирование личности учащихся 7-го класса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют разработке одного из возможных путей реализации личностного подхода в коллективном воспитании 7-классников Государственного бюджетного образовательного учреждения «Кадетская школа полиции «Калкан» (г. Набережные Челны). Полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы данные были использованы для коррекции психологического климата исследуемого классного коллектива, рекомендации по работе с данным классом были переданы классному руководителю для дальнейшего использования в ходе воспитательной работы с учащимися.
Апробация работы: результаты исследовательской работы обсуждались на 50- ой итоговой научно- образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня сформированности, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.
Коллективом в системе А.С. Макаренко называется организованная группа, которая имеет согласованную с обществом, объединяющую всех его членов и социально значимую цель деятельности. Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения учащихся на основе учебной деятельности. Особенности ученического коллектива реализуются не сами по себе, а в результате разнообразной совместной деятельности. И коллектив становится фактором воспитания учащихся не сразу, а в результате целенаправленной и систематической работы.
Важным условием оптимального развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата, что обуславливает актуальность рассмотрения данного вопроса.
Социально-психологический климат представляет собой результат совместной деятельности учащихся класса и их межличностного взаимодействия. Каждому педагогу необходимо знать и применять способы формирования психологического климата.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут
использоваться и педагогами, и школьными психологами, являются следующие:
• так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
• находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
• формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
• если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
• создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
• привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
• создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно-положительных отношений между учителями и учащимися;
• развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
• развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
В ходе педагогической практики нами была проведена опытно - экспериментальная работа по изучению влияния коллектива на формирование личности обучающегося в 7-ом классе, цель которой заключалась в изучении закономерности и особенности взаимодействия коллектива и личности. Базой исследования выступило ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан» (г. Набережные Челны), исследуемый коллектив включал в свой состав 11 мальчиков и 14 девочек.
Экспериментальная работа включала следующие этапы:
1) Осуществление в процессе пассивной педагогической практики преднамеренного наблюдения за классным коллективом и составление его характеристики;
2) Диагностика уровня развития ученического коллектива и его социально-психологического климата;
3) Формулировка и разработка основных траекторий работы с классным коллективом;
4) Организация в классном коллективе серии занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся и намеченных направлений в работе (особое внимание уделялось играм на сплочение, командному взаимодействию);
5) Проведение повторной диагностики уровня развития ученического коллектива и его социально-психологического климата;
6) Осуществление повторного преднамеренного наблюдения и анализ итогов проведенной опытно-экспериментальной работы.
По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы мы отметили существенные изменения в оценке учащихся как класса в целом, так и своей позиции в нем: согласно результатам повторной диагностики по методике № 1 количество учащихся, оценивающих психологический климат коллектива как неустойчиво благоприятный, снизилось с 56% (14 человек) на констатирующем этапе до 52% (13 человек) на контрольном этапе; количество учащихся, оценивающих психологический климат коллектива как
благоприятный климат, увеличилось с 32% (8 человек) до 48% (12 человек); количество учащихся, оценивающих психологический климат коллектива как неблагоприятный, снизилось с 12% (3 человека) до 0%, что позволяет сделать вывод: намеченные нами цели были достигнуты. Проанализировав результаты, полученные в ходе обработки данных повторной диагностики по методике № 2 на контрольном этапе эксперимента, мы выявили, что полученные средние оценки социально-психологического климата в коллективе, на констатирующем этапе попадавшие во второй интервал (от - 0,33 до +0,33) и оцениваемые как неустойчиво благоприятные, на контрольном этапе попадают в третий интервал (от +0,33 до +1), следовательно, коллективу свойственно следующее сочетание рассматриваемого отношения: полностью положительное - психологический климат трактуется как благоприятный.
Изменилась также и группа лиц, выделяемых ранее одноклассниками в качестве неформальных лидеров, так как проведенная нами работа позволила не проявлявшим ранее активности учащимся раскрыть свои лидерские качества и проявить свои таланты, открывая тем самым возможность нового взгляда на них для своих одноклассников. В изменениях психологического климата коллектива наблюдалась положительная динамика, ученики, ранее причисляемые к так называемым «отверженным», нашли свое место в классном коллективе, установили контакт с одноклассниками и завели дружеские отношения с другими учениками, включившись в интересные им микрогруппы. Конфликты, наблюдаемые между существующими в классе группами учеников, сформированными по разным принципам, были обсуждены и исчерпаны.
Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы данные позволяют судить об успешности нашей деятельности: цели, намеченные на первом этапе опытно-экспериментальной работы, достигнуты в полной мере, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.
1. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. / под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой - М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии», 1997. - 416 с.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М., 1979, т.1-2.
3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование
личности школьника в коллективе. - М., 2000. - 480 с.
4. Брагина И.С. Ценности как компонент корпоративной культуры класса. [Электронный ресурс]. - URL: https://rusoir.ru/03print/03print-svoboda- sovesti/03print-svoboda-sovesti-16/ (дата обращения 16.01.2019)
5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 224 с.
6. Гнамова Т.И., Шибанова Г.М. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление - М: ЦГЛ, 2005. - 200 с.
7. Головей Л.А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб., 2006. - 340 с.
8. Дмитренко Н.Н. Формирование благоприятного социально
психологического климата в детском коллективе. [Электронный ресурс]. - URL: https://docplayer.m/62845465-Formirovanie-blagopriyatnogo-socialno- psihologicheskogo-klimata-v-detskom-kollektive.html (дата обращения
12.03.2019)
9. Донцов А.И. Психология коллектива. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.voppsv.ru/issues/1986/861/861175.htm (дата обращения 14.02.2019)
10. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Учебное пособие/Под ред. З.И. Васильевой - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. - 60 с [Электронный ресурс]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001159103 (дата обращения 14.02.2019)
11. Казакина М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности: автореф. дис. ... докт. пед. наук - Л., 1983. - 36 с.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М.: Педагогика, 2000. - 219 с.
13. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах. - Минск, 1976. - 352 с. [Электронный ресурс]. - URL:
https://iknigi.net/avtor-vakov-kolominskiv/72592-socialnava-psihologiva- vzaimootnosheniv-v-malvh-gruppah-uchebnoe-posobie-dlva-psihologov- pedagogov-sociologov-vakov-kolominskiv/read/page-1 .html (дата обращения:
12.03.2019) .
14. Коломинский Я.Л. Некоторые педагогические проблемы
социальной психологии / Сост. Я.Л. Коломинский, Н.А. Березовин. - М.: Знание, 2007. - 64 с.
15. Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. - М.:, 2007. - 400 с
16. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. -
М., 1974. - 280 с. [Электронный ресурс]. - URL:
http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNoti ce: 19443/Source:default (дата обращения: 14.05.2019).
17. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. /
Н.К. Крупская. - М.: Педагогика-Пресс. - Т. 5. - 668 с.
18. Кутузова Н.В. Значение социально-психологического климата
для личного состава не штатных формирований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1. - С. 128-131. [Электронный ресурс]. -
URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1433/ (дата обращения: 19.05.2019).
19. Лийметс Х.И. Школьный класс как коллектив // Классный
коллектив как объект и субъект воспитания. - М., 1979. - с.5-9.
[Электронный ресурс]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006939715 (дата обращения: 08.02.2019).
20. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976. - 636 с.
21. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.
22. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко / вст. статья В.В. Кумарина. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.
23. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. / вст. статья Л.Ю. Гордина. - Мн.: Народная асвета, 1977. - 256 с.
24. Максакова В.И. О формировании общественной направленности личности. В кн.: Ребенок в системе коллективных, отношений. — М.: Педагогика-Пресс, 2002. -114 с.
25. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших
школьников: Учебное пособие. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. - 173 с. [Электронный ресурс]. - URL:
https://spblib.ru/catalog/-/books/11375069-vospitanive-sotsial-nov-aktivnosti- starshikh-shkol-nikov (дата обращения 09.01.2019)
26. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников [Текст]: автореф. дис. ... док. Пед. наук. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград: [б. и.], 1974. - 412 с.
27. Мальковская Т.Н. К вопросу изучения общественных мотивов поведения школьников в пионерской деятельности // Ученые записки, т. 341
- Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1968. - с. 87-120.
28. Мальковская Т.Н. Социальная активность школьников. - Л.,
1978. - 36 с. [Электронный ресурс]. - URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001431275 (дата обращения 08.12.2018)
29. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе.
- М.: Знание, 2003. - 95 с.
30. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. - Изд. 2-е доп. -
М.: Просвещение, 1981. - 172 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php7urWnotices/index/IdNot ice:15158/Source:default (дата обращения 12.03.2019)
31. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
33. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. - 200 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/n otices/index/IdNotice:17872/Source:default
34. Немов Р.С. Стратометрическая концепция и проблемы групповой эффективности. // В кн.: Психологическая теория коллектива. - М., 2009. - 154 с.
35. Немов Р.С. Феноменология малых групп / Психология: Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://studopedia.info/1-5675.html (дата обращения
16.01.2019)
36. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива (Реформа школы: пути ускорения). - М: Педагогика, 1988. - 144 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://bookmix.ru/book.phtml7idW819751 (дата обращения 06.02.2019)
37. Немов Р.С. Психология [Электронный ресурс]. -- URL: http://psico m.ru/psihologiya133.html (дата обращения 22.04.2019)
38. Николаев А.А., Валеева И.А. Диагностика и коррекция психологического климата в учебной группе старшеклассников. [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014001819 (дата обращения 20.04.2019)
39. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные
педагогические труды. - М.: Пер Сэ, 2010. - 336 с.
40. Л.И. Новикова. Педагогика воспитания: Избранные
педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. - М., 2009. - 349 с.
41. Новикова Л.И. Проблема воспитательного коллектива в наследии А.С. Макаренко и его современников. В кн.: Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современная школа. - Воронеж, 2011. - 237 с.
42. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Педагогическая концепция детского коллектива. Актуальные проблемы. // Вопросы психологии. - 1983. - № 5. - С. 9
43. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. -
URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0 %B5%D0%BA%D 1 %82%D0%B8%D0%B2 (дата обращения 04.03.2019)
44. Организация школьного климата. Сборник материалов. - Калуга: издательство Н. Бочкаревой, 2001. - 260 с.
45. Петровский А.В. Конформизм и коллективизм. // В сб.: Материалы XIX психологического конгресса. - М., 1969. - с. 23-26
46. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.:
Политиздат, 1982. - 254 с. [Электронный ресурс]. -
https://www.livelib.ru/book/1000555894/about-lichnost-deyatelnost-kollektiv-a-v- petrovskij (дата обращения 01.03.2019)
47. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. - М., 1979. - 238 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/PPt-001 /PPt-
1. htm (дата обращения 01.05.2019)
48. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. - М.: Говорящая книга, 2012. - 224 с.
49. Петровский А.В. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. В.В. Мироненко, под ред. А.В. Петровского [Электронный ресурс]. - URL: http://www.persev.ru/book/av-petrovskiv-bvt-
lichnostyu (дата обращения 22.04.2019)
50. Признаки коллектива // Великая педагогика. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.agepedagog.ru/grepns-740-1.html (дата обращения
08.04.2019)
51. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - М.: Современное слово, 2001. - 928 с.
52. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М.: «5 за знания», 2006. - 254 с.
53. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. -
электронная версия. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/slast/13.php (дата обращения:
02.02.2019) .
54. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая
гвардия, 1975. - 238 с. [Электронный ресурс]. - URL:
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/index.shtml (дата обращения:
08.05.2019) .
55. Филонов Г.Н. Воспитание и демократия // Педагогика, 2006. - №8. - С. 3-10.
56. Франкл В.Ф. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
57. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 2002. - 248 с.