Влияние коллектива на формирование личности школьника
|
Введение 3
Глава 1. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития школьника 7
1.1 Особенности становления и развития ученического коллектива 7
1.2 Психологический климат ученического коллектива как фактор,
влияющий на становление и развитие личности школьника 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Влияние коллектива на формирование личности школьника в 7-ом классе ГБОУ "Кадетская школа полиции "Калкан"" 23
2.1 Диагностика уровня развития ученического коллектива и его
социально-психологического климата (констатирующий этап) 23
2.2 Анализ влияния коллектива на развитие личности школьника в 7-ом классе ГБОУ "Кадетская школа полиции "Калкан" 32
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Библиография 46
Приложения
Глава 1. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития школьника 7
1.1 Особенности становления и развития ученического коллектива 7
1.2 Психологический климат ученического коллектива как фактор,
влияющий на становление и развитие личности школьника 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Влияние коллектива на формирование личности школьника в 7-ом классе ГБОУ "Кадетская школа полиции "Калкан"" 23
2.1 Диагностика уровня развития ученического коллектива и его
социально-психологического климата (констатирующий этап) 23
2.2 Анализ влияния коллектива на развитие личности школьника в 7-ом классе ГБОУ "Кадетская школа полиции "Калкан" 32
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Библиография 46
Приложения
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом: с одной стороны, становление личности зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и степень влияния коллектива. В конечном итоге степень выраженности коллективного отношения прямо зависит от активности членов коллектива и полноты использования ими своих индивидуальных возможностей в жизни группы [53].
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и активности в рамках коллектива: ученик имеет значимый статус в коллективе и оказывает на него более сильное воздействие при условии высокой самостоятельности в коллективной общественно полезной деятельности. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива представляют собой взаимозависимые процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Обилие разнообразных связей предопределяет духовное богатство личности и выражает общественную, коллективную силу человека.
Объектом исследования является воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предметом исследования - роль коллектива в формировании и развитии личности ребенка.
Гипотеза: создание благоприятных педагогических условий позволяет воспитательному коллективу стать устойчивой педагогической базой для развития личности членов его коллектива.
Цель работы - изучить закономерности и особенности взаимодействия коллектива и личности.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие «коллектив», определить его структуру, признаки и функции;
- изучить психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
- провести диагностику уровня развития ученического коллектива и его социально-психологического климата в 7-ом классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан»»;
- проанализировать полученные результаты и оценить степень влияния коллектива на развитие личности школьника.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), преднамеренное наблюдение.
Методики: 1) Методика «Изучение психологического климата коллектива» (автор Т.П. Галкина)
2) «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе (авторы О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
Методологическая основа исследования: Проблеме воспитательного влияния коллектива на формирование личности всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической науке. В трудах основоположников советской педагогики (П.П. Блонский [2], Н.К. Крупская [17], А.В. Луначарский [20], А.С. Макаренко [21-23], В.А. Сухомлинский [54]) сформулированы теоретические и методологические вопросы воспитания личности в коллективе. В них показано огромное значение коллектива как важнейшего фактора формирования нового человека, раскрыта гуманистическая основа общения детей в коллективе.
Проблема формирования личности в коллективе интенсивно исследовалась советскими психологами. В их работах освещены вопросы о критериях и уровнях развития коллектива, механизмах влияния на личность, разрабатываются диагностические методики (А.И. Донцов [9], Я.Л. Коломинский [13-14], Р.С. Немов [33-37], А.В. Петровский [45-49]).
Мысли и идеи выдающихся педагогов нашли свое воплощение и дальнейшую разработку в исследованиях современных педагогов и психологов. В их работах рассмотрены вопросы, связанные с организацией детских коллективов, их развитием, особенностями влияния на формирование личности (М.Г. Казакина [10-11], Т.Е. Конникова [15], В.М. Коротов [16], Х.Й. Лийметс [19], В.И. Максакова [24],Т.Н. Мальковская [25-28], А.В. Мудрик [29-31], Л.И. Новикова [39-42]).
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Кадетская школа полиции «Калкан» (г. Набережные Челны).
Результаты проведенного исследования представлены в данной выпускной квалификационной работе, состоящей из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Научная новизна и теоретическая значимость работы: в ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и впервые в рамках Государственного бюджетного образовательного учреждения «Кадетская школа полиции «Калкан» было проведено экспериментальное исследование особенностей влияния учебного коллектива на формирование личности учащихся 7-го класса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют разработке одного из возможных путей реализации личностного подхода в коллективном воспитании 7-классников Государственного бюджетного образовательного учреждения «Кадетская школа полиции «Калкан» (г. Набережные Челны). Полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы данные были использованы для коррекции психологического климата исследуемого классного коллектива, рекомендации по работе с данным классом были переданы классному руководителю для дальнейшего использования в ходе воспитательной работы с учащимися.
Апробация работы: результаты исследовательской работы обсуждались на 50- ой итоговой научно- образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и активности в рамках коллектива: ученик имеет значимый статус в коллективе и оказывает на него более сильное воздействие при условии высокой самостоятельности в коллективной общественно полезной деятельности. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива представляют собой взаимозависимые процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Обилие разнообразных связей предопределяет духовное богатство личности и выражает общественную, коллективную силу человека.
Объектом исследования является воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предметом исследования - роль коллектива в формировании и развитии личности ребенка.
Гипотеза: создание благоприятных педагогических условий позволяет воспитательному коллективу стать устойчивой педагогической базой для развития личности членов его коллектива.
Цель работы - изучить закономерности и особенности взаимодействия коллектива и личности.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие «коллектив», определить его структуру, признаки и функции;
- изучить психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
- провести диагностику уровня развития ученического коллектива и его социально-психологического климата в 7-ом классе ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан»»;
- проанализировать полученные результаты и оценить степень влияния коллектива на развитие личности школьника.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), преднамеренное наблюдение.
Методики: 1) Методика «Изучение психологического климата коллектива» (автор Т.П. Галкина)
2) «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в коллективе (авторы О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
Методологическая основа исследования: Проблеме воспитательного влияния коллектива на формирование личности всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической науке. В трудах основоположников советской педагогики (П.П. Блонский [2], Н.К. Крупская [17], А.В. Луначарский [20], А.С. Макаренко [21-23], В.А. Сухомлинский [54]) сформулированы теоретические и методологические вопросы воспитания личности в коллективе. В них показано огромное значение коллектива как важнейшего фактора формирования нового человека, раскрыта гуманистическая основа общения детей в коллективе.
Проблема формирования личности в коллективе интенсивно исследовалась советскими психологами. В их работах освещены вопросы о критериях и уровнях развития коллектива, механизмах влияния на личность, разрабатываются диагностические методики (А.И. Донцов [9], Я.Л. Коломинский [13-14], Р.С. Немов [33-37], А.В. Петровский [45-49]).
Мысли и идеи выдающихся педагогов нашли свое воплощение и дальнейшую разработку в исследованиях современных педагогов и психологов. В их работах рассмотрены вопросы, связанные с организацией детских коллективов, их развитием, особенностями влияния на формирование личности (М.Г. Казакина [10-11], Т.Е. Конникова [15], В.М. Коротов [16], Х.Й. Лийметс [19], В.И. Максакова [24],Т.Н. Мальковская [25-28], А.В. Мудрик [29-31], Л.И. Новикова [39-42]).
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Кадетская школа полиции «Калкан» (г. Набережные Челны).
Результаты проведенного исследования представлены в данной выпускной квалификационной работе, состоящей из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Научная новизна и теоретическая значимость работы: в ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и впервые в рамках Государственного бюджетного образовательного учреждения «Кадетская школа полиции «Калкан» было проведено экспериментальное исследование особенностей влияния учебного коллектива на формирование личности учащихся 7-го класса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют разработке одного из возможных путей реализации личностного подхода в коллективном воспитании 7-классников Государственного бюджетного образовательного учреждения «Кадетская школа полиции «Калкан» (г. Набережные Челны). Полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы данные были использованы для коррекции психологического климата исследуемого классного коллектива, рекомендации по работе с данным классом были переданы классному руководителю для дальнейшего использования в ходе воспитательной работы с учащимися.
Апробация работы: результаты исследовательской работы обсуждались на 50- ой итоговой научно- образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня сформированности, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.
Коллективом в системе А.С. Макаренко называется организованная группа, которая имеет согласованную с обществом, объединяющую всех его членов и социально значимую цель деятельности. Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения учащихся на основе учебной деятельности. Особенности ученического коллектива реализуются не сами по себе, а в результате разнообразной совместной деятельности. И коллектив становится фактором воспитания учащихся не сразу, а в результате целенаправленной и систематической работы.
Важным условием оптимального развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата, что обуславливает актуальность рассмотрения данного вопроса.
Социально-психологический климат представляет собой результат совместной деятельности учащихся класса и их межличностного взаимодействия. Каждому педагогу необходимо знать и применять способы формирования психологического климата.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут
использоваться и педагогами, и школьными психологами, являются следующие:
• так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
• находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
• формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
• если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
• создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
• привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
• создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно-положительных отношений между учителями и учащимися;
• развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
• развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
В ходе педагогической практики нами была проведена опытно - экспериментальная работа по изучению влияния коллектива на формирование личности обучающегося в 7-ом классе, цель которой заключалась в изучении закономерности и особенности взаимодействия коллектива и личности. Базой исследования выступило ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан» (г. Набережные Челны), исследуемый коллектив включал в свой состав 11 мальчиков и 14 девочек.
Экспериментальная работа включала следующие этапы:
1) Осуществление в процессе пассивной педагогической практики преднамеренного наблюдения за классным коллективом и составление его характеристики;
2) Диагностика уровня развития ученического коллектива и его социально-психологического климата;
3) Формулировка и разработка основных траекторий работы с классным коллективом;
4) Организация в классном коллективе серии занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся и намеченных направлений в работе (особое внимание уделялось играм на сплочение, командному взаимодействию);
5) Проведение повторной диагностики уровня развития ученического коллектива и его социально-психологического климата;
6) Осуществление повторного преднамеренного наблюдения и анализ итогов проведенной опытно-экспериментальной работы.
По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы мы отметили существенные изменения в оценке учащихся как класса в целом, так и своей позиции в нем: согласно результатам повторной диагностики по методике № 1 количество учащихся, оценивающих психологический климат коллектива как неустойчиво благоприятный, снизилось с 56% (14 человек) на констатирующем этапе до 52% (13 человек) на контрольном этапе; количество учащихся, оценивающих психологический климат коллектива как
благоприятный климат, увеличилось с 32% (8 человек) до 48% (12 человек); количество учащихся, оценивающих психологический климат коллектива как неблагоприятный, снизилось с 12% (3 человека) до 0%, что позволяет сделать вывод: намеченные нами цели были достигнуты. Проанализировав результаты, полученные в ходе обработки данных повторной диагностики по методике № 2 на контрольном этапе эксперимента, мы выявили, что полученные средние оценки социально-психологического климата в коллективе, на констатирующем этапе попадавшие во второй интервал (от - 0,33 до +0,33) и оцениваемые как неустойчиво благоприятные, на контрольном этапе попадают в третий интервал (от +0,33 до +1), следовательно, коллективу свойственно следующее сочетание рассматриваемого отношения: полностью положительное - психологический климат трактуется как благоприятный.
Изменилась также и группа лиц, выделяемых ранее одноклассниками в качестве неформальных лидеров, так как проведенная нами работа позволила не проявлявшим ранее активности учащимся раскрыть свои лидерские качества и проявить свои таланты, открывая тем самым возможность нового взгляда на них для своих одноклассников. В изменениях психологического климата коллектива наблюдалась положительная динамика, ученики, ранее причисляемые к так называемым «отверженным», нашли свое место в классном коллективе, установили контакт с одноклассниками и завели дружеские отношения с другими учениками, включившись в интересные им микрогруппы. Конфликты, наблюдаемые между существующими в классе группами учеников, сформированными по разным принципам, были обсуждены и исчерпаны.
Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы данные позволяют судить об успешности нашей деятельности: цели, намеченные на первом этапе опытно-экспериментальной работы, достигнуты в полной мере, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.
Коллективом в системе А.С. Макаренко называется организованная группа, которая имеет согласованную с обществом, объединяющую всех его членов и социально значимую цель деятельности. Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения учащихся на основе учебной деятельности. Особенности ученического коллектива реализуются не сами по себе, а в результате разнообразной совместной деятельности. И коллектив становится фактором воспитания учащихся не сразу, а в результате целенаправленной и систематической работы.
Важным условием оптимального развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата, что обуславливает актуальность рассмотрения данного вопроса.
Социально-психологический климат представляет собой результат совместной деятельности учащихся класса и их межличностного взаимодействия. Каждому педагогу необходимо знать и применять способы формирования психологического климата.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут
использоваться и педагогами, и школьными психологами, являются следующие:
• так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
• находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
• формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
• если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
• создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
• привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
• создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно-положительных отношений между учителями и учащимися;
• развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
• развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
В ходе педагогической практики нами была проведена опытно - экспериментальная работа по изучению влияния коллектива на формирование личности обучающегося в 7-ом классе, цель которой заключалась в изучении закономерности и особенности взаимодействия коллектива и личности. Базой исследования выступило ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан» (г. Набережные Челны), исследуемый коллектив включал в свой состав 11 мальчиков и 14 девочек.
Экспериментальная работа включала следующие этапы:
1) Осуществление в процессе пассивной педагогической практики преднамеренного наблюдения за классным коллективом и составление его характеристики;
2) Диагностика уровня развития ученического коллектива и его социально-психологического климата;
3) Формулировка и разработка основных траекторий работы с классным коллективом;
4) Организация в классном коллективе серии занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся и намеченных направлений в работе (особое внимание уделялось играм на сплочение, командному взаимодействию);
5) Проведение повторной диагностики уровня развития ученического коллектива и его социально-психологического климата;
6) Осуществление повторного преднамеренного наблюдения и анализ итогов проведенной опытно-экспериментальной работы.
По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы мы отметили существенные изменения в оценке учащихся как класса в целом, так и своей позиции в нем: согласно результатам повторной диагностики по методике № 1 количество учащихся, оценивающих психологический климат коллектива как неустойчиво благоприятный, снизилось с 56% (14 человек) на констатирующем этапе до 52% (13 человек) на контрольном этапе; количество учащихся, оценивающих психологический климат коллектива как
благоприятный климат, увеличилось с 32% (8 человек) до 48% (12 человек); количество учащихся, оценивающих психологический климат коллектива как неблагоприятный, снизилось с 12% (3 человека) до 0%, что позволяет сделать вывод: намеченные нами цели были достигнуты. Проанализировав результаты, полученные в ходе обработки данных повторной диагностики по методике № 2 на контрольном этапе эксперимента, мы выявили, что полученные средние оценки социально-психологического климата в коллективе, на констатирующем этапе попадавшие во второй интервал (от - 0,33 до +0,33) и оцениваемые как неустойчиво благоприятные, на контрольном этапе попадают в третий интервал (от +0,33 до +1), следовательно, коллективу свойственно следующее сочетание рассматриваемого отношения: полностью положительное - психологический климат трактуется как благоприятный.
Изменилась также и группа лиц, выделяемых ранее одноклассниками в качестве неформальных лидеров, так как проведенная нами работа позволила не проявлявшим ранее активности учащимся раскрыть свои лидерские качества и проявить свои таланты, открывая тем самым возможность нового взгляда на них для своих одноклассников. В изменениях психологического климата коллектива наблюдалась положительная динамика, ученики, ранее причисляемые к так называемым «отверженным», нашли свое место в классном коллективе, установили контакт с одноклассниками и завели дружеские отношения с другими учениками, включившись в интересные им микрогруппы. Конфликты, наблюдаемые между существующими в классе группами учеников, сформированными по разным принципам, были обсуждены и исчерпаны.
Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы данные позволяют судить об успешности нашей деятельности: цели, намеченные на первом этапе опытно-экспериментальной работы, достигнуты в полной мере, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Особенности формирования личности школьника в детском коллективе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ЭМПАТИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Развитие личности подростка посредством трудовой занятости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Самооценка в формировании синдрома эмоционального выгорания (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К
АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Формирование ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023



