ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 7
1.1 Конфликт и конфликтные ситуации: понятие и сущность 7
1.2 Признаки и фазы конфликта 11
1.3 Виды конфликта 14
1.4 Правовые основы государственного управления конфликтами 16
1.5 Роль государственных органов в разрешении конфликтных ситуаций 19
2 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 23
2.1 Федеральные органы исполнительной власти 23
2.2 Органы местного самоуправления 25
2.3 Организации, в полномочия которых входит разрешение конфликтных ситуаций 27
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 30
3.1 Проблемы государственного управления конфликтными ситуациями 30
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов урегулирования конфликтов государством 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что развитие общества не может обойти стороной острые противоречия, возникающие между субъектами государственно-общественной жизни. Такие противоречия возникают во всех сферах – социальной, экономической, политической, этнической и т.д. Безусловно, общество, в котором отсутствуют противоречия, утопично. Однако, сами по себе указанные противоречия не столь опасны для стабильного и устойчивого развития государства и общества, как их наиболее острая форма – конфликт. Противоречия, переросшие в острый конфликт, действительно угрожают стабильности общественного развития, и важнейшая задача органов государственной власти – противодействие таким конфликтам. Безусловно, наиболее оптимальным представляется не разрешение конфликтной ситуации, а ее предупреждение. Иными словами, органы государственной власти должны осуществлять постоянный мониторинг всех общественных сфер в целях выявления предпосылок и условий для конфликтов и, соответственно, предупреждения конфликтных ситуаций. В случае, если органы государственной власти не выявили нарастающие противоречия и вовремя их не устранили, столкновение переходит в острую активную фазу. В таком случае государству приходится выступать своего рода арбитром и приводить участников конфликта к «общему знаменателю». Не всегда разрешение конфликта происходит с учетом интереса всех сторон, в большинство случаев императивное воздействие государства заставляет одну из сторон конфликта отказаться от своих интересов – здесь достаточно вспомнить трудовой конфликт между работниками компании «Русал» и ее руководителем О.Дерипаской, который был разрешен жестким указанием Председателя Правительства: «Подписывайте [соглашение с работниками]и ручку верните». Данный «способ» решения конфликта разошелся по медийному пространству и вызвал многочисленные споры. В данном случае очевидно одно – указанный конфликт, как и любой другой, целесообразнее предупредить, чем разрешить.
Для более углубленного изучения в настоящем исследовании выбраны вопросы государственного управления конфликтными ситуациями в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Российская Федерация выступает многонациональным и многоконфессиональным государством. На территории нашего государства проживают представители почти двухсот национальностей – от многомиллионных народов до малочисленных. Кроме того, российское общество включает в себя последователей всех основных мировых религий – христианства, ислама, буддизма и иудаизма.
Каждая нация или религия предусматривает свои духовно-нравственные идеалы, ценности, уклад жизни и т.д. Иногда различия в указанных сферах незначительны, иногда весьма существенны. Иными словами, мультинациональное и мультиконфессиональное общество всегда несет в себе зародыши конфликтов.
Для нашего государства такие конфликты особенно опасны, поскольку, в силу, опять же, «пестрого» этнического и религиозного состава российского общества, острые противоречия в данной сфере посягают на основы российской государственности. Соответственно, наиболее пристальное внимание в настоящем исследовании уделено именно государственному управлению конфликтами в межнациональной и межрелигиозной сферах.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере реализации функций государственной власти при выявлении, предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций.
Предмет исследования – нормы законодательства, доктрина правовой науки и науки государственного и муниципального управления.
Цель исследования заключается в определении методов и механизмов оптимизации государственного управления конфликтными ситуациями.
Задачи исследования:
Изучить понятие и сущность конфликтов и конфликтных ситуаций:
Охарактеризовать признаки и фазы конфликта ;
Изучить виды конфликта;
Охарактеризовать правовые основы государственного управления конфликтами;
Определить роль государственных органов в разрешении конфликтных ситуаций;
Изучить федеральные органы исполнительной власти в системе органов государственного управления конфликтами;
Исследовать органы местного самоуправления в системе органов государственного управления конфликтами;
Изучить организации, в полномочия которых входит разрешение конфликтных ситуаций ;
Охарактеризовать проблемы государственного управления конфликтными ситуациями;
Предложить рекомендации по совершенствованию методов урегулирования конфликтов государством.
1) Конфликты представляют собой острые формы противоречия отдельных личностей и социальных групп. В современных условиях наибольшую опасность для российского общества представляют межэтнические и межрелигиозные конфликты, которые всегда присущи многонациональным государствам, которым и является Российская Федерация.
2) Признаки конфликтов, требующих государственного вмешательства, крайне сложны в силу значительной вариативности видов таких конфликтов. При этом основным признаком любого конфликта, в какой бы области он не проистекал, выступает социальная напряженность, которая может быть выявлена в ходе эффективного мониторинга общественной сферы. Очевидно, что раннее выявление общественного конфликта может предупредить пиковую стадию такого конфликта, когда его разрешение затруднено или даже невозможно.
3) Видовое многообразие конфликтов чрезвычайно широко, что затрудняет выработку методов и механизмов государственного противодействия таким конфликтам – здесь не может быть универсального «рецепта», выявление, предупреждение и прекращение конфликта должно осуществляться с учетом его вида, причин и т.д.
4) На нормативно-правовом уровне устанавливаются лишь общие правила государственного управления конфликтными ситуациями. Это обусловлено многообразием таких конфликтов. В конечном итоге выявление, предупреждение и разрешение конфликта осуществляется посредством эффективной управленческой деятельности органов государственной власти в пределах правового поля, установленного нормативными актами.
5) Роль органов государственной власти в разрешении конфликтных ситуаций заключается в стимулировании и использовании положительного, конструктивного потенциала противоборств, предотвращения его негативных, разрушительных последствий, а так же в ликвидации деструктивных, опасных для общественного развития конфликтов.
6) Основная проблема, связанная с управлением конфликтными ситуациями федеральными органами исполнительной власти заключается в «отдаленности» таких органов от реальности общественного развития, что и обуславливает повышенную роль органов местного самоуправления и общественных организаций в сфере выявления, предупреждения и прекращения общественно-опасных конфликтов.
7) Важнейшее место в системе выявления, предупреждения и прекращения конфликтов играют органы местного самоуправления. В столь обширном и социально разнородном государстве, как Россия, эффективное противодействие социальным конфликтам может быть осуществлено только на местном уровне, поскольку федеральный уровень не может учесть специфику социальной сферы и потенциальные конфликты каждого конкретного города, района и т.д.
1. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» /[Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.06.2018).
2. Указ Президента РФ от 31.03.2015 № 168 (ред. от 24.08.2017) «О Федеральном агентстве по делам национальностей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.06.2018).
3. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «Об утверждении Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.06.2018).
4. «Положение о полномочиях органов местного самоуправления по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Барнаула, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов», утв. Решением Барнаульской городской Думы от 03 июня 2014 года № 323 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.06.2018).
5. Али-Заде А. Современный религиозный экстремизм: причины возникновения и средства противодействия. Материалы Международной конференции «Ислам против экстремизма и религиозного терроризма» / А. Али-Заде. М. – Изд-во МГУ, 2015. – 199 с.
6. Вартаньян Э.Г. Межэтнические отношения и пути урегулирования межнациональных конфликтов / Э.Г. Вартаньян // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 4. – С. 44-49.
7. Дмитров А.В. Политическая социология / А.В. Дмитров. –М.: Юрайт, 2014. – 311 с.
8. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Городец, 2015. – 599 с.
9. Зеленков М.Ю. Межнациональные конфликты: проблемы и пути их решения / М. Ю. Зеленков. – Воронеж: изд-во Воронежского государственного университета, 2014. – 244 с..
10. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века / М.Ю. Зеленков. – Воронеж: изд-во Воронежского государственного университета, 2015. – 306 с.
11. Казанник А.И. Организационно-правовые проблемы противодействия религиозному экстремизму в России / А.И. Казанник. – М.: Городец, 2015. – 304 с.
12. Кривякина Е. Путин призвал военных выбивать почву из-под ног террористов // Российская газета. – 2016. – 18 авг. – С. 2.
13. Лачин А.А. Преодоление социальных конфликтов: теория и практика / А.А. Лачин. – М.: Директ-медиа, 2015. – 488 с.
14. Михайлов Г.А. О религиозной ситуации и некоторых проблемах взаимоотношений государства и религиозных организаций в Российской Федерации / Г.А. Михайлов // Общество и религия. - 2015. - № 6. - С. 11-16.
15. Плотников А.Д. Этномедиация как фактор урегулирования споров в межнациональных отношениях: теория, современный опыт и практические технологии / А.Д. Плотников. М.: Ассамблея народов России, 2016. – 411 с.
16. Сморчков А.И. К вопросу о причинах межэтнических конфликтов в современном мире / А.И. Сморчков // Вестник Владимирского государственного университета им. Столетовы. – 2015. - № 2. – С. 41-48..
17. Тенгизова Ж.А. Межнациональные отношения и религиозный экстремизм / Ж.А. Тенгизова // Теория и практика общественного развития. – 2015. - № 1. – С. 11-18.
18. Шубина Л.В. Межнациональные конфликты: характеристика, причины и основные классификации / Л.В. Шубина // Вестник САФУ. – 2017. - № 2. – С. 38-40.