Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА 4
1.1. Понятие и критерии туризма как отрасли экономики 4
1.2. Типы, категории, виды и формы туризма 8
1.3. Характеристика особенностей сельского туризма в мире 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
В настоящее время туризм - одно из важных направлений, влияющих на экономический рост, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, торговля, связь, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем
самым, выступая катализатором социально-экономического развития.
Сегодня развитию туризма активно способствуют различные сообщества
на основе бизнеса, предприниматели, заинтересованные в получении большей прибыли, а также государство и различные ведомства по профилю туризма. Для развития туризма Татарстана используется достаточно современный подход, который выводит Республику на уровень страны, пригодной для развития в ней международного туризма. Особенное внимание уделяется созданию туров и различных туристических и экскурсионных программ, которые могут быть интересными для гостей Казани и других городов республики. Также динамично развивается и гостиничный бизнес. Туристы, побывавшие в республике, начинают интересоваться такой темой как продажа и покупка квартир в Зеленодольске, чтобы постоянно иметь возможность путешествовать в Татарстане.
Тема исследования актуальна тем, что в настоящее время в большей степени обостряются проблемы развития сельских территорий, связанные с деградацией сельскою хозяйства, отсутствием оптимальных условий труда в этой сфере и обесцениванием сельского труда. В связи с этим актуальность приобретает развитие альтернативных форм занятости в сельской местности.
Одной из таких наиболее перспективных форм становится сельский туризм.
Зарубежом сельский туризм является одним из основных направлений обеспечения динамичного развития сельских территорий. В нашей стране данное направление туристической деятельности относительно новое, поэтому важно рассмотреть условия и факторы, способные стимулировать или сдерживать развитие агротуризма как в России, так и в Республике Татарстан.
Объект исследования - сельский туризм как новое направление в туризме.
Предметом исследования является тенденции развития сельского туризма в Республике Татарстан.
Цель исследования - использование мирового опыта развития сельского туризма и перспектив его развития в регионе на примере Республики Татарстан.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие туризма и виды туризма;
2) изучить особенности сельского туризма и исследовать развитие сельского туризма в России;
3) исследовать состояние сельского туризма в Республике Татарстан;
4) изучить перспективы развития сельского туризма.
При написании ВКР были использованы разные методы: монографический, формальной логики, статистический, картографический, анализа и синтеза.
Информационную базу исследования составляют статьи периодических изданий и другие источники.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе исследуются теоретические аспекты сельского туризма, во второй - современное состояние сельского туризма, а в третьей - проблемы развития сельского туризма в Республике Татарстан.
Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы роста которой почти в два раза превосходят темпы роста других отраслей экономики. Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристического развития. Туризм - прежде всего, экономическая категория, потому что он непосредственно связан с продажей услуг туристам, получением от этого доходов, созданием рабочих мест. Сегодня туризм - это одной из лидирующих экспортных отраслей экономики во всем мире, уступая по доходам, лишь нефтедобывающей промышленности. Туризм на сегодняшний день стал неким катализатором социально-экономического развития, так как имеет большое значение для таких экономических отраслей, как транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и других. Быстрые темпы развития туризма, объемы валютных поступлений, оказывающие влияние на вышеуказанные отрасли экономики, приводят к формированию туристской индустрии, а это в свою очередь взаимосвязанная система предприятий и предпринимателей, которые обеспечивают туристов необходимыми в процессе туризма услугами, товарами и работами.
На сегодняшний день, всё больше туристов предпочитают сельский туризм, устав от урбанистического стиля жизни. Этот вид туризма предоставляет человеку возможность окунуться в сельский образ жизни, проведя некоторое время среди природы, познакомиться с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принять участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях. Да и просто насладиться спокойным отдыхом на озерах и реках, занимаясь рыбной ловлей, собирая ягоды и грибы в лесах, проникаясь тишиной и покоем размеренной жизни вдали от мегаполисов.
Татарстан обладает уникальными природно-климатическими и культурноисторическими особенностями, позволяющими развивать почти все популярные виды туризма, в числе которых сельский туризм. Развитию сельского туризма также способствует ухудшение экологической и психологической обстановки в крупных городах, в связи с чем городские жители стремятся отдыхать в экологически благоприятной местности. Возрождается интерес к элементам традиционной народной культуры: архитектуре, кухне, ремеслам, фольклору, посещению деревенской глубинки.
В целом, перспективы Республики Татарстан не такие плохие. Наш край с каждым годом развивает туристическую сферу и продвигается все дальше, тем самым улучшая экономические, социальные и духовные сферы деятельности. Развитие туризма в Республике Татарстан и ее столице - практически самая эффективная возможность преумножить социально-экономическое благосостояние города и республики в целом.
Для расширения географии туристских поездок требуется разработка маршрутов (туров), основанных на более полном использовании выдающегося историко-культурного и природного потенциала региона, которые будут способны удовлетворить потребности отечественных и иностранных граждан с различным уровнем дохода и духовными запросами (познавательные, деловые, религиозные, научные и учебные, экологические, спортивно-оздоровительные, конные, специализированные по интересам).
Сегодня, чтобы завоевать место на рынке предприятие должно ориентироваться на запросы потребителя. Туристическая компания должна знать, что потеря потребителя - это потеря его «срока жизни» на рынке. А чем больше туристическая фирма или иное предприятие осуществляющее туристическую деятельность находится на рынке, тем самым у данного предприятия будет больший спрос на его услуги, не зависимо от того, въездной или выездной туризм. Урегулирование жалоб потребителя - это основной компонент приобретения постоянного клиента. Предприятие должно вести очень грамотную маркетинговую политику. Маркетинг-это искусство привлечения и сохранения выгодных потребителей. Если компания соблюдает эти простые правила, ей не сложно будет привлечь туристов на новый маршрут, то есть в сельскую глубинку.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая: по состоянию на 20 сентября 2015 г. Вып. 40 (73). - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2015. - 528 с.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 02.12.1996. - № 49. - ст. 5491.
Стандарты
3. ГОСТ Р 50644-94.Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. - М.: Изд-во стандартов, 2014. - 35 с.
Книги, монографии
4. Абинова Л.И./ Развитие системы управления туристско-рекреационным комплексом региона: Казань. 2015. Изд-во «Отечество» - С. 55.
5. Адамеску А.А. Современные подходы к организации агротуризма в странах Центральной и Восточной Европы / А.А. Адамеску, В.Ю. Воскресенский // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 33. - С. 67-71.
6. Альмухамедова О.А., Виленская М.С. Перспективы развития сельского туризма в России / О.А. Альмухамедова, М.С. Виленская // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 10-2. - С. 245-246.
7. Биржаков М. Б. Исторические предпосылки деревенского туризма / М. Б. Биржаков // Туристические фирмы. - 2016. - №28.- С.18-25.
8. Беспарточный Б.Д., Хромова А.В. Агротуризм: терминология и сущностные характеристики // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4 (55). С. 117-122.
9. Берсенев Ю.И. Внутренний туризм: перспективы и роль особо охраняемых территорий / Ю.И Берсенев // Зов тайги.- 2014.- № 4/5.-С.46-53.
10. Виногорова Н.А. Сельский туризм как фактор развития внутреннего туризма / Н.А. Виногорова // Вестник магистратуры. - 2015. - № 11-3. - С. 99101.
11. Волков, С. К. Развитие агротуризма / 2014. - № 3. - С. 140-143. - Библиогр.: с. 143.
12. Всемирный Совет по туризму и путешествиям (WTTC). - М., 2016. -
72с.
13. Галимов Ш.Ш., Гайсин И.Т. Хусаинов З.А.. География и экология РТ Казань. 2015.
14. Геращенко Л.И. Сельский туризм в России: общие тенденции и региональные особенности / Л.И. Геращенко // Известия санкт-петербургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 39. - С. 448-451.
15. Горгоц О.В. Проблемы формирования понятия «туризм» / О.В. Горгоц // Вестник Югорского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 18-22.
16. Григорьева М.П. Сельский туризм: понятие, история и тенденции развития / М.П. Григорьева // Символ науки. - 2016. - № 1-1. - С. 93-97.
17. Енченко И.В. Сельский туризм: российский и зарубежный опыт / И.В. Енченко // Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 244-249.
18. Зориков Д.П. Сельский туризм и перспективы его развития / Д.П. Зориков // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 4-3. - С. 61-63.
19. Ивановская, К. А. Социально-экономические предпосылки развития Региональная экономика: теория и практика, 2014. - N 19. - С. 103108. - Библиогр.: с. 108.
20. Ильина М.В. Основные концептуальные подходы к определению понятия «сельский туризм» / М.В. Ильина // Молодой ученый. - 2015. - № 2-6. - С. 1088-1091.
21. Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма / В.А Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 607 с.
22. Колесников А.А., Волокушина А.В. Сельский туризм как перспективный сегмент развития экономики // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2015. № 1. С. 127-129.
23. Косолапов А.Б. Рекреационные ресурсы Приморского края / А.Б. Косолапов. - Владивосток: ДВГАЭУ 2014.- 155 с.
24. Круглов, В. Н. Проблемы развития секторов аграрного и экологического туризма современной России /2016. - N 10. - С. 65- Библиогр.: с. 70.
25. Куценко Е.И. Сельский туризм в России: тенденции и перспективы развития / Е.И. Куценко, М.П. Григорьева // Вестник магистратуры. - 2016. - № 6-4. - С. 113-115.
26. Лужанская Т. Ю.,Махлинец С. С., Тебляшкина Л. И. Сельский туризм: история, настоящее и перспективы: Учебное пособие. —Киев: Кондор, 2014. — с.10-12.
27. Маркетинг в индустрии туризма : монография / Волков С.К., Островская В.Н., Сорокина А.И., Голеузова Э.С.; под ред. Е.Г. Попковой. - М. : Кнорус, 2017. - 56,87с.
28. Садыкова Л.Г., Дусаева Е.М. Повышение эффективности сельского туризма в регионе // Перспективы развития науки: сб. трудов Международной научно-практической конференции. Уфа: Омега сайнс, 2015. С. 152-156.
29. Тихонова О.А. Сельский туризм как перспективное направление внутреннего и въездного туризма / О.А. Тихонова // Молодежь в науке и творчестве: материалы международной научно-практической конференции обучающихся: сборник научных статей: в 2 частях. - 2015. - С. 488-490.
30. Уланов Д.А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы // Молодой ученый. 2014. № 53. С. 455-459.
31. Федеров В.А. Сельский туризм как основной путь развития внутреннего и въездного туризма страны / В.А. Федеров // Молодой ученый. -
2014. -№ 11. - С. 236-238.
32. Цветов И. Экскурсионные туры по Центральной России / И. Цветов // Туристический бизнес. - 2015. - №6. - С.13 -16.
33. Чудновский А.Д. Развитие сельского туризма в России 2017 / С. 12.
34. Шакирова Э.Н. Развитие сельского туризма в России / Э.Н. Шакирова // Экономическая наука и практика: материалы II Международной научной конференции (г. Чита, февраль 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 110-112.
Электронные ресурсы
35. Бочкарева А.Т. Экотуризм: анализ существующего международного опыта/ А.т. Бочкарева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/statti_turism
36. Бизнес план для сельского туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newbusiness.su/biznes-plan-dlya-selskogo-turizma.html
37. Онлайн - словари [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovarus.ru/index.php?di=23192
38. Правительство Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/rus/docs/post/post1.htm?pub_id=255669
39. Проблемы развития сельского туризма в РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/101262
40. Развитие аграрного туризма в РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=6919
41. Развитие сельского туризма в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.tatcenter.ru/article/108587/
42. Сельский Агротуризм в Татарстане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.murat16.ru/agroturizm.html
43. Татар-информ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ati- times.tatar-inform.ru/news/2075/
44. Трудности аграрного туризма в Татарстане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kazan2013.ru/otdyh/557-trudnosti-agramogo-turizma-v-
tatarstane.html