Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита в гражданском законодательстве РФ

Работа №30743

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
726
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Общие понятия прав потребителей и их защиты……………….8
§ 1. Понятие и сущность прав потребителей при выполнении работ (оказании
услуг)……………………………………………………………………………..8
§ 2. Общие и специальные права потребителей при
выполнении работ (оказании услуг). Защита прав потребителей..................15
Глава II. Правовое регулирование отношений с
участием потребителей………………………………………………………...24
§ 1. Гражданское законодательство Российской Федерации о защите
прав потребителей, его система и сфера применения………………………...24
§ 2. Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей…………….31
§ 3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей
при выполнении работ (оказании услуг)……………………………………….42
Глава III. Проблематика гражданского законодательства
и судебной практики по делам о защите прав потребителей, пути их
совершенствования…………………………………………………………….57
§ 1. Проблемы законодательной базы о защите прав потребителей и пути их
разрешения………………………………………………………………………57
§ 2. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей…..66
Заключение……………………………………………………………………..74
Список использованной литературы………………………………………..803

Правовая категория «потребитель», равно как и законодательство,
регулирующее отношения в области защиты прав потребителей, появилось
лишь в двадцатом веке и связано это было с активизацией экономических
процессов, ростом промышленного и товарного производства, увеличением
числа хозяйствующих субъектов, созданием новых технологий и прочими
благами цивилизации. Формула свободного рынка - «спрос рождает
предложение», выявила определенную категорию субъектов гражданского
оборота, активно участвующих в совершении гражданско-правовых сделках
купли-продажи, выполнению работ и оказанию услуг, но имеющих
существенные отличия от стороны по договору.
Прежде всего, такие лица приобретали товары (работы, услуги) для
собственного, непосредственного потребления, а не для осуществления
профессиональной предпринимательской деятельности. Это обстоятельство
ставило в неравное положение контрагентов и требовало особого подхода к
реализации (исполнению) договора и обеспечению механизма защиты
субъективных прав потребителей. Все это привело к созданию отдельного
направления в рамках гражданского права, а именно, на базе гражданского
законодательства образовалась правовая субкультура – потребительское
право, с особым статусом субъектов и средствами защиты.
Сегодня законодательство о защите прав потребителей является одной
из главных ветвей гражданского права любого государства, проводящего
целенаправленную политику по формированию и поддержанию
цивилизованных традиций делового оборота. Поэтому с развитием в России
рыночных отношений институт защиты прав потребителей из года в год
занимает в нашей жизни все более значимое место.
Сложная экономическая ситуация непосредственно отражается на
правах потребителей, поэтому правовая защита данных прав и интересов4
потребителей принципиально необходима. Вопросам исследования
посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной
литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по
данной тематике рассмотрены более узкие вопросы защиты прав
потребителей в Российской Федерации. Однако требуется учет современных
условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Цель исследования заключается в формировании собственного
представления об институте защиты прав потребителей при выполнении
работ и оказании услуг на основе комплексного исследования.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
1. Определить понятие и сущность прав потребителей
при выполнении работ (оказании услуг);
2. Выявить общие и специальные права потребителей при
выполнении работ (оказании услуг);
3. Осуществить анализ гражданского законодательства Российской
Федерации о защите прав потребителей, его систему и сферу применения;
4. Провести исследование гражданско-правовых средств защиты прав
потребителей;
5. Осуществить анализ гражданско-правовой ответственности за
нарушение прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг);
6. Выявить проблемы законодательной базы о защите прав
потребителей и пути их разрешения;
7. Обозначить гражданско-процессуальные проблемы защиты прав
потребителей.
Объектом исследования выступают общественные отношения,
возникающие по поводу выполнения работ и оказанию услуг в пользу
потребителей.5
Предметом исследования явились нормы гражданского российского
права в сфере защиты прав потребителей, а также судебная практика,
специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Теоретические основы исследования. Сделки, как наиболее
распространенный вид юридических фактов, в том числе вопросы
недействительности сделок, являлись и являются объектом исследования
ряда ученых. Среди которых, особо можно выделить следующих: Блинову
М.А., Гамбарова Ю.С., Голышева В.Г., Егоркина С.Н., Желонкина С.С.,
Илюшину М.Н., Параскевову Д.В., Суханова Е.В., Скловского К., Тузова
Д.О., Чеговадзе Л.А., Шершеневича Г.Ф.и других.
Методологической основой исследования выступает нормативный
метод. Сверх нормативного метода, были применены и общенаучные методы
исследования – анализа, синтеза, дедукции, индукции и некоторые иные.
Научная новизна. Настоящая работа представляет собой одну из
попыток комплексного исследования субъективных прав потребителей, а
также их защиту при выполнении работ и оказании услуг.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные
выводы и положения диссертационной работы нашли свое отражение в
научных публикациях автора, в том числе в опубликованных научных
статьях, а также в публикациях выступлений по результатам научных
конференций. Результаты исследования были апробированы в рамках
участия в конференциях. Всего было опубликовано четыре научных труда:
Демакова Э.А. Правовая культура потребителя / Э.А. Демакова // «VIII
Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2016;
Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.-практ. конф. «VII
Камские чтения», 22 апреля 2016 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн.
наук Л.А. Симоновой. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический
центр Набережночелнинского института КФУ, 2016. – 374 с. 209-211.6
Демакова Э.А. Понятие и сущность юридической категории, как
«потребитель» / Э.А. Демакова // Динамика взаимоотношений различных
областей науки в современных условиях: сборник статей Международной
научно - практической конференции (13 ноября 2017 г, г. Уфа). В 2 ч. Ч.2/-
Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – 251 с. 166-168.
Демакова Э.А. Права и обязанности потребителей как участников
гражданского оборота / Э.А. Демакова // Правовое регулирование в условиях
модернизации государственности: национальный и международный
аспекты: Сборник статей по итогам Международной научно-практической
конференции (Челябинск, 19 ноября 2017). - Стерлитамак: АМИ, 2017. - 235
с. 59-60.
Демакова Э.А. Гражданское законодательство о защите прав
потребителей / Э.А. Демакова // Правовое регулирование в условиях
модернизации государственности: национальный и международный аспекты:
Сборник статей по итогам Международной научно-практической
конференции (Челябинск, 19 ноября 2017). - Стерлитамак: АМИ, 2017. - 235
с. 59-60.
Теоретическая и практическая значимость. Положения настоящего
исследования могут быть использованы для дальнейших научных изысканий
при исследовании проблем защиты прав потребителей при выполнении работ
и оказании услуг. Кроме того, они могут быть использованы в учебном
процессе высших учебных заведений юридического и экономического
профиля. Результаты настоящего исследования могут быть применены в
процессе преподавания гражданского права и специальных курсов по охране
прав потребителей..
Поставленные нами выше задачи обусловили структуру исследования,
которая состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов,
заключения и списка использованной литературы.7
Первая глава посвящена исследованию общих понятий прав
потребителей и их защиты. В рамках второй главы рассмотрены вопросы
правового регулирования прав потребителей. В третьей главе затронута
проблематика гражданского законодательства и судебной практики по делам
о защите прав потребителей, пути их совершенствования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обособив статутно особую группу лиц, участвующих в гражданском
обороте, законодатель закрепил субъективные права потребителя в
специальном законе «О защите прав потребителей».
Категория «потребитель» впервые была закреплена в качестве
правовой с сопутствующими элементами правосубъектности в законе «О
защите прав потребителей» в феврале 1992 года. На тот период назрела
крайняя необходимость в установлении нормативно-правового режима
деятельности в отношении определенной категории субъектов гражданского
права и, как следствие, выработке требований к контрагенту потребителя –
хозяйствующему субъекту. На сегодняшний день отношения с участием
потребителей приобретают еще большую ценность в силу развития
экономических отношений, направленных на обеспечение
имущественных/неимущественных интересов граждан, которые в силу
своего статуса не являются участниками профессионального коммерческого
оборота.
Согласно Закону о ЗПП потребителем является гражданин, имеющий
намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий
или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности».
В процессе работы над темой исследования, нами было выявлено
следующее:
Подраздел 2 части I ГК РФ не обособляет потребителей в виде
самостоятельных участников гражданского оборота, следовательно,
потребителю, в равной степени, как и иному участнику гражданского
оборота, присуще наличие субъективных гражданских прав: право на
собственное поведение и усмотрение, право требовать соответствующего
поведения от третьих лиц, право на защиту своих прав и имущества, и75
юридических обязанностей: добросовестное поведение, осуществление
должным образом действий/бездействий по указанию управомоченного лица
и обязанность претерпевать негативные последствия в случае
недобросовестного поведения.
В контексте потребительского поведения, право на собственное
поведение и усмотрение затрагивает весьма обширную сферу
жизнедеятельности. Кратко можно указать следующее: потребитель
нуждается в информации об услуге/работе, но никто не вправе навязывать,
вводить в заблуждение, обманывать и пр. потребителя с тем, чтобы он
вступил в договорные отношения с продавцом, исполнителем,
производителем. Потребитель самостоятельно, руководствуясь собственным
разумением, потребностями, определяет необходимость той или иной услуги
(товара, работы) и со свободным волеизъявлением вступает в
правоотношения.
Закон о ЗПП не устанавливает перечень работ/услуг, являющихся
объектом правового регулирования. Здесь следует руководствоваться
гражданским законодательствам и, в частности, перечнем поименованных
договорных обязательств второй части ГК РФ о бытовом подряде (ст. 730 ГК
РФ), возмездном оказании услуг (гл. 39 ГК РФ), услуг по перевозке
пассажиров (ст. 786 ГК РФ) и иных в сфере страхования, хранения.
Под защитой прав потребителей следует понимать систему мер,
способов и юридических средств, направленных на удовлетворение
нарушенных прав, посредством компенсаторской функции и применения
неблагоприятных последствий к нарушителям.
Право на защиту потребитель как субъект гражданского права может
реализовать в юрисдикционной и неюрисдикционной формах. Причем,
именно в отношении потребителя, законодатель закрепляет обширный
перечень правомочий в рамках правомерного поведения потребителя.
Юрисдикционная форма защиты прав потребителей, как правило,76
осуществляется в двух вариантах – судебном порядке, а также путем
обращения в соответствующие организации и органы, например, в
общественную организацию по защите прав потребителя либо в
федеральную антимонопольную службу.
В качестве неюрисдикционной формы защиты прав потребителей
используется целый арсенал мер самозащиты – от права отказа от договора,
до требования исполнения обязательства в натуре обязательства. Можно
говорить о том, что предоставление потребителю специальных прав при
осуществлении гражданско-правовых сделок потребительского характера и
защите прав потребителя, является самостоятельным правом.
Целевая направленность законодательства о защите прав потребителей
состоит в создании дополнительных правовых гарантий соблюдения прав и
интересов граждан-потребителей, находящихся в неравном положении с
контрагентами с учетом экономических условий, уровня образования,
покупательной способности. Цель защиты более слабой стороны
правоотношения достигается посредством внесения особого публичного
начала как одного из имманентно присущих гражданско-правовому
регулированию свойств (при отсутствии отношений власти и подчинения,
свойственных нормам публичного права). Механизм защиты прав
потребителей включает не только гражданско-правовые средства, но и
публично-правовые инструменты, особое значение среди которых отводится
судебной и административной защите гражданских прав.
Потребитель как гражданин, имеющий намерение заказать или
приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары
(работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных
нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
фактически находится в ряду слабо защищенных участников гражданских
правоотношений, поэтому специальное законодательство и наделяет его77
особым правовым статусом, предоставляя дополнительные правовые
возможности комплексного характера.
К числу таких дополнительных правовых возможностей потребителя
как слабой стороны правоотношения следует отнести:
- закрепление в законе наряду с самим потребителем перечня лиц,
обладающих правом обращения в суд по спорам о защите прав потребителей
(как в защиту конкретного потребителя, так и неопределенного круга
потребителей);
- предоставление потребителю возможности выбора подсудности:
обращения в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком
является индивидуальный предприниматель, – его жительства (общая
территориальная подсудность); жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора, а если иск вытекает из деятельности
филиала или представительства организации – по месту нахождения филиала
или представительства (альтернативная подсудность);
- освобождение потребителя, равно как и лиц, обладающих правом на
предъявление иска, как в защиту конкретного потребителя, так и
неопределенного круга потребителей от уплаты государственной пошлины в
соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах;
- закрепление правовых презумпций, влияющих на распределение
бремени доказывания между сторонами (потребителем и изготовителем
(исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или
уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в
процессе, освобождающих потребителя от бремени доказывания тех или
иных обстоятельств (например, презумпция отсутствия у потребителя
специальных познаний);
- наделение потребителя правом требовать компенсации морального
вреда при нарушении его имущественных прав, при этом фактически78
освобождая его от обязанности доказывания факта причинения физических и
нравственных страданий.
Необходимо отметить тенденцию расширения сферы систематического
контроля по соблюдению законодательства о защите прав потребителей,
осуществляемого территориальными управлениями России.
Все больше внимания уделяется проверкам таких важных сфер
обслуживания потребителей как платные медицинские, образовательные,
транспортные, коммунальные и другие услуги. Самую высокую долю
нарушений в сфере потребительского рынка составляют нарушения в сфере
торговли, и имеет тенденцию к увеличению. Но на втором месте по
количеству нарушений называются нарушения в сфере коммунальных услуг,
которые составили в 2016-2017 годах 12,7 % от общего количества
нарушений.
Значительно возросло количество нарушений, выявленных в сфере
платных медицинских услуг - в 2,4 раза. Это в определенной мере
объясняется массовыми проверками, проводившимися территориальными
управлениями.
По-прежнему остается актуальной защита прав потребителей в сфере
жилищно-коммунальных услуг. Это во многом связано с проводимыми в
стране экономическими реформами, в том числе и в жилищно-коммунальном
хозяйстве, передачей ведомственного жилья в муниципальную
собственность, приватизацией жилых помещений, перестройкой системы
договорных отношений, связанных с обслуживанием жилищного фонда.
Подводя итог можно отметить, что законодательство об
ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает
довольно жесткие меры за их нарушение. Закон устанавливает различные
гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты потребителю
неустойки в случае просрочки выполнения его законных требований до79
уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в
добровольном порядке в размере цены иска.
Обширная практика государственного контроля за соблюдением
законодательства о защите прав потребителей показывает, что
распространенным, прочно вошедшим в деловую практику явлением стало
удовлетворение потребителем своих законных требований в досудебном
порядке в случае оказания некачественной услуги, в том числе требований
потребителей о расторжении договора оказания услуги.
Наиболее слабым звеном в потребительском законодательстве России
остается законодательство в сфере безопасности и качества услуг.
Значителен объем нарушений в этой сфере и числа лиц, привлекаемых к
гражданской ответственности. Меры, принимаемые органами
исполнительной власти по недопущению проникновения на потребительский
рынок опасных услуг, не носят исчерпывающий характер. Вместе с тем,
только увеличение числа проверок, проводимых различными органами, не
обеспечивает должной отдачи (до сих пор со страниц газет не сходят
объявления по поводу оказания всевозможных оккультных услуг,
сомнительных образовательных и медицинских услуг).
Трудноразрешимой проблемой, по-прежнему, остается исполнение
судебных решений. Основными причинами неисполнения решений судов
являются отсутствие денежных средств на счетах ответчиков, ликвидация и
банкротство должников, их исчезновение. Недостаточно принимаются. меры
по обеспечению исков.80


Руководящие принципы для защиты интересов потребителей
[Текст]: [Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248, от 09.04.1985
г.] // Коммерческий Вестник. - 1989. - № 7-8.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [в ред. 05.04.2014] // Российская газета. –
1993. – 25 декабря.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ
[в ред. от 29.12.2017] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст.
3301.
4. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон
от 13.07.2015 № 218-ФЗ [ред. от 25.11.2017] // Российская газета. - № 156,
17.07.2015.
5. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
Российской Федерации : Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ //
Российская газета. - № 52, 13.03.2015.
6. О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и
статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации :
Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ [ред. от 28.12.2016] // Российская
газета. - № 99, 13.05.2013.
7. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ [ред. от 31.12.2017]
// Российская газета. - № 261, 27.12.2003.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2: Федеральный
закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (ред. 30 ноября 2016 г.) // СЗ РФ. 1996.
№5, ст. 410.81
9. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О защите прав потребителей»: Федеральный закон от 17.12.1999
№ 212-ФЗ [ред. от 25.10.2007] // Российская газета. - № 253. - 21.12.1999.
10. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации:
Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ [ред. от 28.12.2016] // Собрание
законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.
11. О введении в действие второй части Гражданского кодекса РФ:
Федеральный закон РФ от 26.01.96 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 411.
12. О некоммерческих организациях: федеральный закон № 7-ФЗ, от
12.01.1996 г., [ред. от 31.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 1996. -
№ 3. - Ст. 145.
13. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1
[ред. от 01.05.2017] // Российская газета. - № 8, 16.01.1996.
14. О введении в действие Закона РФ «О защите прав потребителей:
постановление Верховного Совета РФ от 07.02.92 г. № 2300/1-1 // Ведомости
Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. -
1992. - № 15. - Ст. 767.
15. Об утверждении Административного регламента Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по предоставлению государственной услуги «Организация приема
граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений
граждан, принятии по ним решений и направлении ответов заявителям в
установленный срок»: приказ Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. №1641н.
Зарегистрирован в Минюсте РФ от 23 апреля 2012 г. Регистрационный
№23928 // Рос. газета. 25 мая 2012 г. №118(5791).82
16. Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих
отношения в области прав потребителей: постановление Правительство РФ
№ 359 от 28.05.92 г. // Российская газета. - 1992. - 4 июня. - С. 11.
17. Типовой договор подряда на ремонт жилого помещения (бытовой
заказ): постановления Совета Министров РСФСР от 01.02.65 г. // СП РСФСР.
- 1965. - № 1. - Ст.2.
18. Типовой договор подряда на строительство жилого и нежилого
помещений (бытовой заказ): постановления Совета Министров РСФСР // СП
РСФСР. - 1981. - №11. - Ст.71.
19. Концепция развития гражданского законодательства Российской
Федерации [одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации
и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009] //
Вестник ВАС РФ. - № 11, ноябрь, 2009.
II. Материалы судебной практики
1. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Пинягина Сергея Вячеславовича на нарушение его конституционных прав
статьей 361 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью седьмой
статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
абзацами первым и третьим преамбулы и статьей 39 Закона Российской
Федерации «О защите прав потребителей»: Определение Конституционного
Суда РФ от 18.07.2017 № 1704-О [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-
правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: электронный ресурс
http://www.consultant.ru/
2. Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 № 1872-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Терехова Андрея
Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 170
Гражданского кодекса Российской Федерации и частью четвертой статьи 61
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»83
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс». Режим доступа: электронный ресурс http://www.consultant.ru/
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54
«О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского
кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» //
Российская газета. - № 275, 05.12.2016.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации»// Российская газета. - № 140,
30.06.2015.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 140,
30.06.2015.
6. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №
17 // Российская газета. - № 156, 11.07.2012.
7. Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав
потребителей финансовых услуг (утв. Президиумом Верховного Суда РФ
27.09.2017) // Вестник Ассоциации российских банков. - № 16, август, 2017.
8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской
Федерации № 3 2017 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) //
Солидарность. - № 26, 19 - 26.07.2017 (извлечения)
9. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской
Федерации № 2 2017 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) //
Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 6, 2017.
10. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской
Федерации № 4 2016 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) //84
Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 10, октябрь, 2017; Бюллетень
Верховного Суда РФ. - № 11, ноябрь, 2017.
11.Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2017 № 80-КГ17-5
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс». Режим доступа: электронный ресурс http://www.consultant.ru/
12.Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2017 № 74-КГ17-10
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс». Режим доступа: электронный ресурс http://www.consultant.ru/
13.Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 № 14-КГ17-6
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс». Режим доступа: электронный ресурс http://www.consultant.ru/
14. Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2017 № 46-КГ17-6
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс». Режим доступа: электронный ресурс http://www.consultant.ru/
15. Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 5-КГ16-180
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс». Режим доступа: электронный ресурс http://www.consultant.ru/
16. Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2016 № 69-КГ16-3
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс». Режим доступа: электронный ресурс http://www.consultant.ru/
17. Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2016 № 46-КГ15-30
[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант
Плюс». Режим доступа: электронный ресурс http://www.consultant.ru/
18. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2012 № 15051/11 по
делу № А41-25081/09 // Вестник ВАС РФ. – 2012. - № 7.
19. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 // Рос. газета. 11 июля 2012. № 156(5829).
С. 30.85
20. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №
17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 9.
21. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 № 18545/10 по
делу № А65-15941/2009-СА2-9 // Вестник ВАС РФ. – 2011. - № 12.
22. Действие законодательства о защите прав потребителей
распространяется на правоотношения сторон договора об оказании
гражданам туристских услуг: Определение ВС РФ от 28 июня 2011 г. № 51-
В11-3 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы
«Консультант Плюс». Режим доступа: электронный ресурс
http://www.consultant.ru/
23. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей:
постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.94 г. № 7 // Российская
газета. - 1994. - 26 ноября. - С. 9.
III. Специальная литература
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. [Текст] - М.: Норма. 2005. -
С. 355.
2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: опыт
комплексного исследования. М., 1999. – С. 176.
3. Алексеев С.С. Право – предназначение. Екатеринбург, 2011. – С. 23.
4. Алиев Т.Т. Понятие и содержание осуществления субъективного
права и исполнения юридической обязанности в гражданских
правоотношениях
Российская юстиция. 2016. № 1. С. 7-9.
5. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М.:
«Норма», «Инфра-М», 2010. §2. Средства защиты гражданских прав
[Электронный документ]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ