ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» И «КЕЙС-МЕТОД» 5
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия как
планируемый результат освоения обучающимися основной образовательной программы 5
1.2 Содержание коммуникативных универсальных учебных действий в
рамках изучения иностранного языка 12
1.3 Кейс как один из методов проблемного обучения 16
Выводы по первой главе 25
Глава II. ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 26
2.1 Использование кейс-метода на уроке иностранного языка 26
2.2 Разработка кейса для урока по немецкому языку в 5 классе 34
2.3 Критерии оценивания сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося при реализации кейса на уроке иностранного языка 38
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Современное общество нуждается в нацеленных на результат, мотивированных и креативных личностях. Исходя из этого, в Российской Федерации установлены ФГОС (Федеральные государственные общеобразовательные стандарты), целью которых является развитие индивидуальных особенностей, способностей регулировать свою деятельность, работать индивидуально и в команде, расширение прав и возможностей, создание дружелюбной атмосферы. Одним из приоритетов современного образования для достижения данной цели стал переход на личностно-ориентированные технологии, благодаря которым основные принципы традиционного обучения дополняются новыми, соответствующими современным реалиям. Специфика этого подхода состоит в отношении к обучаемому как субъекту собственного развития и ориентации на развитие и саморазвитие его личности.
Основная цель обучения на уроке иностранного языка - формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Для этой цели подходит кейсметод. Использование кейс-метода на уроке иностранного языка позволяет развивать навыки критического мышления, актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении заявленной проблемы. На уроке иностранного языка важно развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому владению иностранным языком. Особенностью кейс-метода является его направленность на конкретные жизненные ситуации.
Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью внедрения современных педагогических технологий, в частности кейсметода, в учебный процесс на уроке немецкого языка при формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
Объект исследования: кейс-метод (case-study) в обучении иностранным языкам.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий при применении кейс-метода на уроке немецкого языка.
Цель исследования: раскрыть потенциал использования кейс-метода на уроке немецкого языка при формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
В соответствии со сформулированной целью, предметом и объектом исследования, можно определить следующие задачи исследования:
- определить цели обучения иностранному языку в средней школе;
- раскрыть теоретические аспекты понятия универсальные учебные действия и содержание коммуникативных универсальных учебных действий при изучении иностранного языка;
- проанализировать степень изученности метода case в научнометодической литературе;
- раскрыть особенности использования кейс-метода на уроке (этапы, реализация комуникативных универсальных учебных действий);
- разработать и реализовать на практике кейс для урока немецкого языка в 5 классе;
- выявить критерии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Методы исследования: анализ специальной литературы по теме, классификация, эксперимент, наблюдение.
Теоретическая база исследования основана на трудах Асмолова А.Г., Долгорукова А., Ильиной О.К., Панфиловой А.П.
Практическая значимость исследования: разработан кейс для применения на уроке немецкого языка при формировании универсальных учебных действий в 5 классе, разработаны критерии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий и «карта самооценивания» школьника.
Педагогическая деятельность требует от преподавателя постоянного развития. Изобретать и пробовать новые методы, на основе осмысления результатов, совершенствоваться и использовать современные технологии - правильный курс преподавателя.
Проведенное теоретическое исследование показало, что кейс-метод позволяет активизировать различные теоретические знания, перенося их на реалии современной жизни. Кейс-метод направлен на развитие способности выражать свои мысли, идеи, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность усовершенствовать навыки, научиться командной работе, активизировать теоретический материал на практике.
Таким образом, кейс-метод дает возможность эффективно применять теорию и практику, продолжая формировать навыки работы с различными источниками информации. Акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на самостоятельное получение и выработку знаний, на сотворчество обучающегося и преподавателя. Кейс-метод примечателен своей направленностью на приближение процесса обучения к реальной жизни.
В эмпирической части рассмотрена структура кейса и этапы применения кейса на уроке. Каждый этап направлен на развитие определенных универсальных учебных действий, особенное место занимает коммуникативный блок, что можно проследить на основе таблицы, приведенной в параграфе 2.1 (таблица 4).
Использование данного кейса преподавателями и последующего оценивания при помощи критериев сформированности коммуникативных универсальных учебных действий и «карты самооценивания» позволит достичь поставленных целей, таких как, формирование иноязычной коммуникативной компетенции и повышение коммуникативной культуры школьников.
Кейс-метод нацелен на преподавателей, заинтересованных в повышении эффективности практических занятий на основе применения практико-ориентированного подхода. Представленные в данной работе теоретические и практические данные могут быть полезны преподавателям иностранных языков. Данная работа может быть полезна в дальнейшем преподавании немецкому языку в школе, так как разработанный кейс поможет действовать наиболее эффективно, избегая монотонной деятельности в своей педагогической деятельности, максимально мотивируя обучающихся, что положительно повлияет на изучение иностранного языка и качество обучения в целом.
1. Абрамова С. Ю., Белозерова Ю. В. Использование кейс-метода на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 94-96.
2. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе - К.: 2011. - 244с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. / Пособие для учителя — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. — (Стандарты второго поколения).
4. Бордовской Н. В.. Современные образовательные технологии: учебное пособие / 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
5. Горбатова Т.Н., Рыбушкина С.В. Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 741743
6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2001. - 327 с.
7. Дзатцеева, Т. С. Кейс - технологии и их применение в современной школе на уроках литературы [Электронный ресурс] / Т. С. Дзатцева. - URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 20.05.2019)
8. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология
профессионально-ориентированного обучения [Электронный
ресурс].URL: http: //www.vshu.ru (дата обращения: 02.05.2019)
9. Земскова Е.В. Критерии и уровень сформированности
универсальных учебных действий у учащихся. [Электронный ресурс]. URL:http://sc 1 sar.schoolrm.ru/upload custom/Земскова%20Е■В■2015%20Кри терии%20и%20vровень%20сФормированности%20УУД■pdf (дата
обращения: 03.05.2019)
10. Золотарев А.А. Кейс-метод: особенности разработки и
реализации (методические рекомендации). СПб.: Изд-во Санкт-
Петербургского университета управления и экономики, 2012.- 48 с.
11. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике
преподавания английского языка // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч.Ч. 1. / Под общ. ред. Л. Г. Ведениной. — М.: МГИМО — Университет, 2009. — С. 253-261
12. Кабалина Н.Э. Современные образовательные технологии. Технология разработки кейсов // Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский областной художественный колледж». - Кемерово. - 2017. - 44 с.
13. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике
преподавания иностранного языка.— Самара: Изд-во Универс-групп, 2006. — 75 с.
14. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании
иностранных языков: современное состояние и перспективы: Учебник для вузов. - М.: МНПИ, 1999. - 120 с.
15. Краевский В.В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
16. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
18. Миролюбов А.А. Аудиолингвальный метод //Иностранные языки в школе. — 2003. — № 4. — С. 42-45
19. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. - 1999. - № 1. - C. 109-117.
20. Оконь В. Основы проблемного обучения».- М.: Просвещение. - Варшава. - 1967. - 208 с.
21. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 10.02.2019)
22. Официальный сайт ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.02.2019)
23. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. -4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
24. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
25. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для пед.
институтов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
26. Примерные программы по иностранным языкам. [Электронный ресурс]. URL:
http: //window. edu.ru/resource/178/37178/files/04-o. pdf (дата обращения: 16.04.2019)
27. Программа развития универсальных учебных действий
(программа формирования общеучебных умений и навыков) на уровне основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://giya.my1.ru/program/5-programma razvitija uud.pdf (дата обращения:
01.03.2019)
28. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // - М., Ладога - 100, - 2001. - 67 с.
29. Сибгатуллина А.А. Кейс-стади как средство формирования
универсальных и профессиональных компетенций учителя иностранного языка // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». - №6(22). - 2018. - URL: https://www.aHey-
science.ru/domains data/files/62June2018/KEYS-
STADI%20KAK%20SREDSTVO%20FORMIROVANIYa%20UNIVERSAL
NYH%20%20I%20PROFESSIONALNYH%20KQMPETENCIY%20UChITE
LYa%2QINOSTRANNOGO%2QYaZYKA.pdf
30. Сборник кейсов для вузов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла: учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургско-го университета управления и экономики, 2015. - 138 с.
31. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейсметода // Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
32. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные
действия: сущность и показатели сформированности // Интернет-журнал «Науковедение». - Выпуск 3. - 2014. - https: //naukovedenie. ru/PDF/13 5PVN314 .pdf
33. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS OO.pdf (дата обращения: 04.05.2019)
34. Федеральные государственные образовательные стандарты.
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 142304/. (дата обращения: 20.05.2019)
35. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
36. Фундаментальное ядро содержания общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
37. Шимутина, Е. В. Кейс - технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. - 2009. - №2 . - С. 172 - 179
38. Юлдашев З.Ю., Бобохужаев Ш. И. Инновационные методы
обучения: Особенности кейс-стади метода обучения и пути его
практического использования // Ташкент “IQTISOD-MOLIYA”, 2012. - 92 с.
39. Boehrer J. and Linsky M. Teaching with Cases: Learning to Question./New Directions for Teaching and Learning, No. 42. Jossey-Bass Inc, - 1990.
40. Barnes L. B., Chistensen C. R., Hansen A. J. Teaching and the case method - Instructor’s Guide. - Harvard Business School Press. - 412 pp.