Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних детских оздоровительных лагерях в современных условиях

Работа №30713

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1094
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 8
1.1. Организация воспитательного процесса в летних детских
оздоровительных лагерях как научно-педагогическая проблема 8
1.2. Состояние проблемы в педагогической теории и практике 14
1.3. Совершенствование воспитательного процесса в летних детских
оздоровительных лагерях в современных условиях 30
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 34
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕМ ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «ЮНЫЙ СТРОИТЕЛЬ» 36
2.1. Содержание, формы и методы воспитательной работы в детском оздоровительном лагере «Юный строитель» г. Елабуга 36
2.2. Организация экспериментальной работы по совершенствованию воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере «Юный строитель» 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов в стране постоянно увеличивается нагрузка на обучающихся, которым необходим полноценный отдых.
Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря (далее ДОЛ). Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий.
Летний детский оздоровительный лагерь - это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, а также индивидуальные, физические, социальные потребности. В связи, с чем к содержательной части воспитательного процесса летнего отдыха предъявляются все более серьезные требования на сегодняшний день. Именно по этим причинам вопрос, касающийся процесса организации воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, становится всё более актуальным и нуждающимся в дальнейшем совершенствовании, а значит в исследовании и научном обосновании содержания, форм и методов организации воспитательного процесса в ДОЛ в современных условиях.
Теоретические и методические основы деятельности ДОЛ представлены в работах Мудрика А.В., Новиковой Л.И. и др. Наиболее полно жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря раскрыта в исследованиях Антонова В.Н., Буранова Ю.В., Ждановой Л.С. Истоки современных основ педагогики детских каникул можно найти в методиках коллективной творческой деятельности (Газман О.С., Иванов И.П., С.Д. Поляков), творческого сотрудничества (Амонашвили Ш.). Большинство исследований было посвящено отдельным направлениям воспитания в условиях пионерского лагеря (Э.А. Абдулин, Г. Адылова, М.И. Журавлев, А.В. Мудрик, СИ. Панченко, Л.В. Рогаленкова, А.Г. Трофимюк и др.). В них рассмотрены вопросы истории, развития и типологии пионерских лагерей, формирования детских коллективов, преимуществ и особенностей различных форм, методов работы, общения, формирования взаимоотношений, педагогического руководства и др.
Однако большинство перечисленных работ выполнено в советский период развития нашего государства, когда существовала жестко централизованная программа деятельности пионерских лагерей, определяющая цели и задачи этой деятельности, соответствующие методы и формы работы. Новые экономические условия отечественной жизнедеятельности, реформируемые системы образования и воспитания, принятый Закон «Об образовании», разрабатываемые государственные стандарты общего образования и т.п., выявили ряд противоречий между: - развивающейся системой новых форм и моделей детских лагерей и неразработанностью структуры, функций, содержания деятельности этих учреждений; растущими потребностями детей, подростков и их родителей в дополнительных образовательных программах и услугах и возможностями их удовлетворения в детских лагерях; новыми видами и типами детских лагерей и недостаточной разработанностью их сущности. Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования: как в современных условиях сделать деятельность детских лагерей эффективной, отвечающей потребностям и интересам каждого отдыхающего ребенка? Перечисленные противоречия, социальные потребности, недостаточная разработанность и практическая значимость названной проблемы обусловили тему нашего исследования: «Содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях в современных условиях».
Теоретической основой исследования явились педагогическое наследие таких педагогов и общественных деятелей как Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий (в их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов организации летнего отдыха детей), концепции личностно- ориентированного подхода к образованию (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), средово¬ориентированный и личностно-деятельностный подходы (М.А. Никулина, Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов и др.); положения о влиянии социальной среды на становление и развитие личности ребенка (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, В.В. Полукаров, В.Д. Семенов, и др.); теория и практика педагогической поддержки и заботы (О.С. Газман, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, С.А. Шмаков и др.).
Объект исследования - воспитательный процесс в летнем оздоровительном лагере.
Предмет - содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях в современных условиях.
Цель нашего исследования - определить наиболее эффективные содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть организацию воспитательного процесса в летних детских оздоровительных лагерях как научно-педагогическую проблему;
2) изучить состояние вопроса организации воспитательного процесса в летних ДОЛ в современной теории и практике;
3) проанализировать организацию воспитательного процесса в летнем детском оздоровительном лагере «Юный строитель» города Елабуга;
4) разработать на основе проведенного анализа рекомендации по совершенствованию организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях для получения максимально эффективных результатов в процессе воспитания детей.
Гипотеза исследования: воспитательная система в детских
оздоровительных лагерях будет совершенствована, если:
- будет создана в детском оздоровительном лагере воспитательная среда, благоприятная, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;
- будут использоваться природные условия для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
- будут созданы условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;
- будет широкий спектр дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ учебной и научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, статистических данных, систематизация и обобщение;
- эмпирические: изучение опыта работы с детьми в летних оздоровительных лагерях, описательный качественно-количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: ДОЛ «Юный строитель» города Елабуга Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования: нами была сделана попытка систематизации знаний по организации воспитательного процесса и разработки рекомендаций по совершенствованию организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях. Выводы и результаты исследования обогащают теорию работы с детьми в летних оздоровительных лагерях.
Практическая значимость данной работы заключается в обобщении форм и методов организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях, а также в определении рекомендаций для совершенствования воспитательного процесса. Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании, могут быть использованы при организации воспитательного процесса с детьми в учреждениях дополнительного образования детей и для повышения качества предоставляемых услуг.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 источников, и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ориентация на интересы ребенка, на сегодняшний день, является одним из важнейших направлений в деятельности детского оздоровительного лагеря.
Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации - все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации.
Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:
- детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;
- в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;
- детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно - практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.).
Должна быть создана обстановка, при которой ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Подросткам необходима среда, в которой они могут максимально выразить себя, взаимодействовать с себе подобными. Они ищут общность, которая бы компенсировала неудовлетворенные потребности, притязания, интересы. Такую компенсаторную функцию может выполнять временный коллектив.
В новых условиях, где отличные от школы традиции, определенные нормы, иная система взаимоотношений: я - другие; я - старшие товарищи, где своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, значительно обогащается социальный опыт ребенка.
Проведенные исследования удовлетворенности дети проведенным временем в детском оздоровительном лагере «Юный строитель» показали, что в целом большинство детей удовлетворены проведенным временем в оздоровительном лагере. Им интересны проведенные конкурсы, деятельность вожатых и иные мероприятия, направление на организацию воспитательного процесса в лагере.
Успешность детей в различных мероприятиях повышает их социальную и творческую активность, активизирует их лидерские и организаторские качества, а также способствует развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.
Также эксперимент, проведенный в оздоровительном лагере и направленный на совершенствование воспитательного процесса показал, что процесс социализации подростков происходит эффективнее именно в группе, где реализуется весь комплекс выделенных организационно¬педагогических условий.
Например, мы считаем, что необходимым условием реализации программ социализации подростков является организация конструктивного взаимодействия педагогов и подростков на основе сотрудничества, партнерства при лидерской позиции взрослого. Союз детей и взрослых в детском оздоровительном лагере неслучаен. Отношение человека к окружающему миру всегда опосредовано общением с другими людьми. Сложившаяся личность является результатом того, что ей передается окружающими ее людьми. И именно старшие должны быть рядом для того, чтобы раскрыть перед ними те стороны, те отношения, которые должны быть усвоены.
Следующим важным условием эффективной реализации программ социализации подростков была организация самоуправления с ценностно-ориентированной системой взаимоотношений. Для временного объединения, такого как детский оздоровительный лагерь, развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых для этого объединения проблем, с другой - формирует социальную активность, способствует развитию лидерских качеств. Понимание сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения подростками комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывали у себя качества, необходимые для преодоления сложной социальной жизни.
Проведенное исследование подтвердило поставленную нами во введении гипотезу о том, что грамотно построенная воспитательная работа с детьми в летнем оздоровительном лагере позволяет не только укрепить здоровье учеников, развивать умственные и творческие способности личности, но и их социальные навыки.



1. Алехина Е. В. Проектирование и реализация воспитательной системы детского оздоровительного лагеря [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Алехина. - Елец, 2004. - 22 с.
2. Андреев В. И. Педагогика [Текст]: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2013. - 608 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А. Г. Асмолов. - Москва: Смысл: Академия, 2014. - 528 с.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы [Текст] / Ю. К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1988. - 480 с.
5. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Ярославль: Академия развития, 2015.- 256 с.
6. Белов А. А. Особенности педагогической практики бакалавров в детских оздоровительных учреждениях разных типов и видов [Текст] / А. А. Белов // Воспитание в школе. - 2013. - № 3. - С. 50-54.
7. Бодалев А. А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) [Текст] / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. - Санкт-Петербург: Речь, 2015. - 324 с.
8. Волгунов В.А. Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря // Человек и образование. 2015. - №5.- С. 12-19.
9. Воронкова Л. В. Образовательная программа подготовки педагогических кадров для детских оздоровительных лагерей [Текст]: [подгот. педагогов-воспитателей для дет. оздоровит. лагерей: из опыта работы Орлов. гос. педа. ун-та] / Л. В. Воронкова // Народное образование: журнал. - 2015. - № 3. - C. 126-130
10. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В. П. Голованов. - Москва: ВЛАДОС, 2014. - 239 с.
11. Григоренко Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе / М.: Педагогическое общество России, 2014. - 238с.
12. Гринкруг М. А. Школа лидерской подготовки в воспитательном пространстве детского объединения [Текст] / М. А. Гринкруг // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 158-160.
13. Давлетчин И. Л. Лето - территория культуры и игры [Текст]: сб. метод. разработок / сост. И. Л. Давлетчин; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2015. - 151 с.
14. Давлетчин И. Л. Педагогическая система детского лагеря в исследовании формирования культуры нравственных отношений подростков в социально-культурной деятельности // Вестник ЧГПУ.
2012. -№10. -С. 28-34.
15. Давлетчин И. Л. Педагогическая система детского лагеря в исследовании формирования культуры нравственных отношений подростков в социально-культурной деятельности [Текст] / И. Л. Давлетчин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 11. - С. 28-34.
16. Давлетчин И. Л. Социально-культурная деятельность в детском лагере в условиях формирования культуры нравственных отношений подростков (теория, методика, практика) [Текст] / сост. И. Л. Давлетчин; ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2013. - 80 с.
17. Данилков А. А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив [Текст]: моногр. / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - 220 с.
18. Доценко И. Г. О культуре детского общества, или Как тайное сделать явным [Текст]: [в дет. оздоровит. лагерях] / И. Г. Доценко // Народное образование: журнал. - 2014. - № 2. - С. 147-153.
19. Ильин В.С. О концепции целостного учебно - воспитательного
процесса // Известия Волгоградского государственного
педагогического университета. 2012.- №8. -С. 23-38.
20. Киреева А. А. Организационно-педагогические условия
формирования социально значимых мотивов подростков во временном детском объединении [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Киреева. - Краснодар, 1999. - 200 с.
21. Киселева Е. В. Экспертиза педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей [Текст] / Е. В. Киселева, Н. Н. Киселев // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. - 2014. - № 2. - С. 21-28.
22. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. К 84 Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2014. — 236 с.
23. Крылова Н.В. Культурная среда детского лагеря // Народное образование. 2011. -№4.- С. 25-33.
24. Кудашев Г. Н. Педагогика социального творчества молодежи [Текст] / Г. Н. Кудашев. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2016. - 224 с.
25. Кудряшова С.К. Подготовка студентов педагогического вуза к летней практике в детском оздоровительном лагере // Науковедение. 2015.-№8. -С. 32-45.
26. Лазарева А. Г. Организация жизни детей в летнем лагере / // Воспитание школьников. 2011. -№2. -С. 17 - 21.
27. Леднева Л. С. Организационно-педагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. С. Леднева. - Москва,
2013. - 16 с.
28. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] // Педагогические сочинения: в 7 т. Т. 5 / А. С. Макаренко. - Москва: Педагогика, 1984. - С. 9-102.
29. Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке / М.: АСТ-ПРЕСС, 2017. -322 с.
30. Несчанская О.Д. Организация воспитательного процесса в летних лагерях с дневным пребыванием детей на основе системно- деятельностного подхода. / Сост. Несчанская О.Д. - Пенза, 2014. - 148 с.
31. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн [и др.], СПб.: Питер, 2012. -720с.
32. Сальцева С.В. Педагогические условия формирования социального опыта подростка в деятельности загородного лагеря // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. -№7.- С. 67-79.
33. Сластенин В.А.Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / В.А. Сластенин [и др.], М.: Академия, 2014. -200 с.
34. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей: учебно - методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 176с.
35. Тимонина А.А. Ценностные основания воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра // Сибирский педагогический журнал. 2013.- №5. -С. 67-88.
36. Тумаров К.Б. Необходимые условия организации летнего отдыха детей // Санкт - Петербургский образовательный вестник. 2017. -№ 3.- С. 23-35.
37. Чернышова А. Ф. Подготовка будущих вожатых и воспитателей педагогического отряда к работе в детском учреждении оздоровления и отдыха [Текст] / А. Ф. Чернышова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 1 (13). - С. 97-101
38. Шигаева Е.П. Оздоровительный лагерь отдыха как средство социализации подростка // Человек и образование. 2013. -№2.- С. 65-87.
39. Яковлева Н. О. Моделирование как метод создания педагогического проекта [Текст] / Н. О. Яковлева // Образование и наука. - 2012. - № 6 (18). - С. 3-13.
40. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально- культурной деятельности [Текст] / Н. Н. Ярошенко. - Москва: МГУКИ, 2017. - 360 с.
41. Аигина Е.В. Современное состояние и развитие детского туризма в
Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/ article/n/ sovremennoe-sostoyanie-i-razvitie- detskogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii (Дата обращения: 10.03.18)
42. Ариарский М. А. От осознания ценностей культуры к разработке механизма инкультурации личности // [Электронный ресурс] URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/1995/sec4/07.pdf. (Дата обращения: 10.03.18)
43. Бутяева В.В. Адаптационные возможности организма, учащихся в зависимости от их физической нагрузки //[Электронный ресурс]
URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/adaptatsionnye-vozmozhnosti-
organizma-uchaschihsya-v-zavisimosti-ot-ih-fizicheskoy-nagruzki-1
(Дата обращения: 27.02.18)
44. Гасанбеков А.Г. Воспитательный и оздоровительный потенциал детских оздоровительных учреждений // [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=11725522 (Дата обращения: 22.02.18)
45. Головина Г. В. Культура досуга как условие адекватного развития
личности [Электронный ресурс] / Г. В. Головина // Аналитика культурологии. - 2011. - Вып. 1 (19). // [Электронный ресурс] URL: http://www.analiculturolog.ru/ journal/new-number/item/650-culture-
leisure-as-a-condition-of-adequatedeve lopment-of-personality.html (Дата обращения: 10.03.18)
46. Киселева Е. В. Волна отношений в детском оздоровительном лагере
// [Электронный ресурс] URL: http://www.sibvido.ru/old/02-
02/volna.htm. (Дата обращения: 10.03.18)
47. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков: метод.
пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей // [Электронный ресурс]
URL:http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i- podrostkov.pdf. (Дата обращения: 10.03.18)
48. Мониторинг качества предоставляемых услуг детскими оздоровительными лагерями Елабужского района и г. Елабуга РТ [Электронный ресурс] URL:http://городелабуга.рф/upravlenie-po-delam-molodezhi-sportu-i-turizmu.html (Дата обращения:21.02.18)
49. Мониторинг качества предоставляемых услуг детскими оздоровительными лагерями // [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/559/86260.php(Дата обращения:21.02.18)
50. Степанова И. А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №21. —
С. 627-630. // [Электронный ресурс] URL:
https://moluch.ru/archive/101/22957/(дата обращения: 09.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ