Содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних детских оздоровительных лагерях в современных условиях
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 8
1.1. Организация воспитательного процесса в летних детских
оздоровительных лагерях как научно-педагогическая проблема 8
1.2. Состояние проблемы в педагогической теории и практике 14
1.3. Совершенствование воспитательного процесса в летних детских
оздоровительных лагерях в современных условиях 30
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 34
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕМ ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «ЮНЫЙ СТРОИТЕЛЬ» 36
2.1. Содержание, формы и методы воспитательной работы в детском оздоровительном лагере «Юный строитель» г. Елабуга 36
2.2. Организация экспериментальной работы по совершенствованию воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере «Юный строитель» 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНИХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 8
1.1. Организация воспитательного процесса в летних детских
оздоровительных лагерях как научно-педагогическая проблема 8
1.2. Состояние проблемы в педагогической теории и практике 14
1.3. Совершенствование воспитательного процесса в летних детских
оздоровительных лагерях в современных условиях 30
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 34
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕМ ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «ЮНЫЙ СТРОИТЕЛЬ» 36
2.1. Содержание, формы и методы воспитательной работы в детском оздоровительном лагере «Юный строитель» г. Елабуга 36
2.2. Организация экспериментальной работы по совершенствованию воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере «Юный строитель» 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях динамики современных экономических и социальных процессов в стране постоянно увеличивается нагрузка на обучающихся, которым необходим полноценный отдых.
Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря (далее ДОЛ). Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий.
Летний детский оздоровительный лагерь - это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, а также индивидуальные, физические, социальные потребности. В связи, с чем к содержательной части воспитательного процесса летнего отдыха предъявляются все более серьезные требования на сегодняшний день. Именно по этим причинам вопрос, касающийся процесса организации воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, становится всё более актуальным и нуждающимся в дальнейшем совершенствовании, а значит в исследовании и научном обосновании содержания, форм и методов организации воспитательного процесса в ДОЛ в современных условиях.
Теоретические и методические основы деятельности ДОЛ представлены в работах Мудрика А.В., Новиковой Л.И. и др. Наиболее полно жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря раскрыта в исследованиях Антонова В.Н., Буранова Ю.В., Ждановой Л.С. Истоки современных основ педагогики детских каникул можно найти в методиках коллективной творческой деятельности (Газман О.С., Иванов И.П., С.Д. Поляков), творческого сотрудничества (Амонашвили Ш.). Большинство исследований было посвящено отдельным направлениям воспитания в условиях пионерского лагеря (Э.А. Абдулин, Г. Адылова, М.И. Журавлев, А.В. Мудрик, СИ. Панченко, Л.В. Рогаленкова, А.Г. Трофимюк и др.). В них рассмотрены вопросы истории, развития и типологии пионерских лагерей, формирования детских коллективов, преимуществ и особенностей различных форм, методов работы, общения, формирования взаимоотношений, педагогического руководства и др.
Однако большинство перечисленных работ выполнено в советский период развития нашего государства, когда существовала жестко централизованная программа деятельности пионерских лагерей, определяющая цели и задачи этой деятельности, соответствующие методы и формы работы. Новые экономические условия отечественной жизнедеятельности, реформируемые системы образования и воспитания, принятый Закон «Об образовании», разрабатываемые государственные стандарты общего образования и т.п., выявили ряд противоречий между: - развивающейся системой новых форм и моделей детских лагерей и неразработанностью структуры, функций, содержания деятельности этих учреждений; растущими потребностями детей, подростков и их родителей в дополнительных образовательных программах и услугах и возможностями их удовлетворения в детских лагерях; новыми видами и типами детских лагерей и недостаточной разработанностью их сущности. Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования: как в современных условиях сделать деятельность детских лагерей эффективной, отвечающей потребностям и интересам каждого отдыхающего ребенка? Перечисленные противоречия, социальные потребности, недостаточная разработанность и практическая значимость названной проблемы обусловили тему нашего исследования: «Содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях в современных условиях».
Теоретической основой исследования явились педагогическое наследие таких педагогов и общественных деятелей как Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий (в их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов организации летнего отдыха детей), концепции личностно- ориентированного подхода к образованию (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), средово¬ориентированный и личностно-деятельностный подходы (М.А. Никулина, Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов и др.); положения о влиянии социальной среды на становление и развитие личности ребенка (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, В.В. Полукаров, В.Д. Семенов, и др.); теория и практика педагогической поддержки и заботы (О.С. Газман, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, С.А. Шмаков и др.).
Объект исследования - воспитательный процесс в летнем оздоровительном лагере.
Предмет - содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях в современных условиях.
Цель нашего исследования - определить наиболее эффективные содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть организацию воспитательного процесса в летних детских оздоровительных лагерях как научно-педагогическую проблему;
2) изучить состояние вопроса организации воспитательного процесса в летних ДОЛ в современной теории и практике;
3) проанализировать организацию воспитательного процесса в летнем детском оздоровительном лагере «Юный строитель» города Елабуга;
4) разработать на основе проведенного анализа рекомендации по совершенствованию организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях для получения максимально эффективных результатов в процессе воспитания детей.
Гипотеза исследования: воспитательная система в детских
оздоровительных лагерях будет совершенствована, если:
- будет создана в детском оздоровительном лагере воспитательная среда, благоприятная, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;
- будут использоваться природные условия для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
- будут созданы условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;
- будет широкий спектр дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ учебной и научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, статистических данных, систематизация и обобщение;
- эмпирические: изучение опыта работы с детьми в летних оздоровительных лагерях, описательный качественно-количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: ДОЛ «Юный строитель» города Елабуга Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования: нами была сделана попытка систематизации знаний по организации воспитательного процесса и разработки рекомендаций по совершенствованию организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях. Выводы и результаты исследования обогащают теорию работы с детьми в летних оздоровительных лагерях.
Практическая значимость данной работы заключается в обобщении форм и методов организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях, а также в определении рекомендаций для совершенствования воспитательного процесса. Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании, могут быть использованы при организации воспитательного процесса с детьми в учреждениях дополнительного образования детей и для повышения качества предоставляемых услуг.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 источников, и приложений.
Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря (далее ДОЛ). Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий.
Летний детский оздоровительный лагерь - это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, а также индивидуальные, физические, социальные потребности. В связи, с чем к содержательной части воспитательного процесса летнего отдыха предъявляются все более серьезные требования на сегодняшний день. Именно по этим причинам вопрос, касающийся процесса организации воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, становится всё более актуальным и нуждающимся в дальнейшем совершенствовании, а значит в исследовании и научном обосновании содержания, форм и методов организации воспитательного процесса в ДОЛ в современных условиях.
Теоретические и методические основы деятельности ДОЛ представлены в работах Мудрика А.В., Новиковой Л.И. и др. Наиболее полно жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря раскрыта в исследованиях Антонова В.Н., Буранова Ю.В., Ждановой Л.С. Истоки современных основ педагогики детских каникул можно найти в методиках коллективной творческой деятельности (Газман О.С., Иванов И.П., С.Д. Поляков), творческого сотрудничества (Амонашвили Ш.). Большинство исследований было посвящено отдельным направлениям воспитания в условиях пионерского лагеря (Э.А. Абдулин, Г. Адылова, М.И. Журавлев, А.В. Мудрик, СИ. Панченко, Л.В. Рогаленкова, А.Г. Трофимюк и др.). В них рассмотрены вопросы истории, развития и типологии пионерских лагерей, формирования детских коллективов, преимуществ и особенностей различных форм, методов работы, общения, формирования взаимоотношений, педагогического руководства и др.
Однако большинство перечисленных работ выполнено в советский период развития нашего государства, когда существовала жестко централизованная программа деятельности пионерских лагерей, определяющая цели и задачи этой деятельности, соответствующие методы и формы работы. Новые экономические условия отечественной жизнедеятельности, реформируемые системы образования и воспитания, принятый Закон «Об образовании», разрабатываемые государственные стандарты общего образования и т.п., выявили ряд противоречий между: - развивающейся системой новых форм и моделей детских лагерей и неразработанностью структуры, функций, содержания деятельности этих учреждений; растущими потребностями детей, подростков и их родителей в дополнительных образовательных программах и услугах и возможностями их удовлетворения в детских лагерях; новыми видами и типами детских лагерей и недостаточной разработанностью их сущности. Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования: как в современных условиях сделать деятельность детских лагерей эффективной, отвечающей потребностям и интересам каждого отдыхающего ребенка? Перечисленные противоречия, социальные потребности, недостаточная разработанность и практическая значимость названной проблемы обусловили тему нашего исследования: «Содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях в современных условиях».
Теоретической основой исследования явились педагогическое наследие таких педагогов и общественных деятелей как Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий (в их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов организации летнего отдыха детей), концепции личностно- ориентированного подхода к образованию (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), средово¬ориентированный и личностно-деятельностный подходы (М.А. Никулина, Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов и др.); положения о влиянии социальной среды на становление и развитие личности ребенка (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, В.В. Полукаров, В.Д. Семенов, и др.); теория и практика педагогической поддержки и заботы (О.С. Газман, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, С.А. Шмаков и др.).
Объект исследования - воспитательный процесс в летнем оздоровительном лагере.
Предмет - содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях в современных условиях.
Цель нашего исследования - определить наиболее эффективные содержание, формы и методы организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть организацию воспитательного процесса в летних детских оздоровительных лагерях как научно-педагогическую проблему;
2) изучить состояние вопроса организации воспитательного процесса в летних ДОЛ в современной теории и практике;
3) проанализировать организацию воспитательного процесса в летнем детском оздоровительном лагере «Юный строитель» города Елабуга;
4) разработать на основе проведенного анализа рекомендации по совершенствованию организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях для получения максимально эффективных результатов в процессе воспитания детей.
Гипотеза исследования: воспитательная система в детских
оздоровительных лагерях будет совершенствована, если:
- будет создана в детском оздоровительном лагере воспитательная среда, благоприятная, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;
- будут использоваться природные условия для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
- будут созданы условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;
- будет широкий спектр дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ учебной и научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, статистических данных, систематизация и обобщение;
- эмпирические: изучение опыта работы с детьми в летних оздоровительных лагерях, описательный качественно-количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: ДОЛ «Юный строитель» города Елабуга Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования: нами была сделана попытка систематизации знаний по организации воспитательного процесса и разработки рекомендаций по совершенствованию организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях. Выводы и результаты исследования обогащают теорию работы с детьми в летних оздоровительных лагерях.
Практическая значимость данной работы заключается в обобщении форм и методов организации воспитательного процесса в летних оздоровительных лагерях, а также в определении рекомендаций для совершенствования воспитательного процесса. Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании, могут быть использованы при организации воспитательного процесса с детьми в учреждениях дополнительного образования детей и для повышения качества предоставляемых услуг.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 источников, и приложений.
Ориентация на интересы ребенка, на сегодняшний день, является одним из важнейших направлений в деятельности детского оздоровительного лагеря.
Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации - все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации.
Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:
- детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;
- в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;
- детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно - практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.).
Должна быть создана обстановка, при которой ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Подросткам необходима среда, в которой они могут максимально выразить себя, взаимодействовать с себе подобными. Они ищут общность, которая бы компенсировала неудовлетворенные потребности, притязания, интересы. Такую компенсаторную функцию может выполнять временный коллектив.
В новых условиях, где отличные от школы традиции, определенные нормы, иная система взаимоотношений: я - другие; я - старшие товарищи, где своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, значительно обогащается социальный опыт ребенка.
Проведенные исследования удовлетворенности дети проведенным временем в детском оздоровительном лагере «Юный строитель» показали, что в целом большинство детей удовлетворены проведенным временем в оздоровительном лагере. Им интересны проведенные конкурсы, деятельность вожатых и иные мероприятия, направление на организацию воспитательного процесса в лагере.
Успешность детей в различных мероприятиях повышает их социальную и творческую активность, активизирует их лидерские и организаторские качества, а также способствует развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.
Также эксперимент, проведенный в оздоровительном лагере и направленный на совершенствование воспитательного процесса показал, что процесс социализации подростков происходит эффективнее именно в группе, где реализуется весь комплекс выделенных организационно¬педагогических условий.
Например, мы считаем, что необходимым условием реализации программ социализации подростков является организация конструктивного взаимодействия педагогов и подростков на основе сотрудничества, партнерства при лидерской позиции взрослого. Союз детей и взрослых в детском оздоровительном лагере неслучаен. Отношение человека к окружающему миру всегда опосредовано общением с другими людьми. Сложившаяся личность является результатом того, что ей передается окружающими ее людьми. И именно старшие должны быть рядом для того, чтобы раскрыть перед ними те стороны, те отношения, которые должны быть усвоены.
Следующим важным условием эффективной реализации программ социализации подростков была организация самоуправления с ценностно-ориентированной системой взаимоотношений. Для временного объединения, такого как детский оздоровительный лагерь, развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых для этого объединения проблем, с другой - формирует социальную активность, способствует развитию лидерских качеств. Понимание сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения подростками комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывали у себя качества, необходимые для преодоления сложной социальной жизни.
Проведенное исследование подтвердило поставленную нами во введении гипотезу о том, что грамотно построенная воспитательная работа с детьми в летнем оздоровительном лагере позволяет не только укрепить здоровье учеников, развивать умственные и творческие способности личности, но и их социальные навыки.
Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации - все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации.
Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:
- детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;
- в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;
- детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно - практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.).
Должна быть создана обстановка, при которой ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Подросткам необходима среда, в которой они могут максимально выразить себя, взаимодействовать с себе подобными. Они ищут общность, которая бы компенсировала неудовлетворенные потребности, притязания, интересы. Такую компенсаторную функцию может выполнять временный коллектив.
В новых условиях, где отличные от школы традиции, определенные нормы, иная система взаимоотношений: я - другие; я - старшие товарищи, где своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, значительно обогащается социальный опыт ребенка.
Проведенные исследования удовлетворенности дети проведенным временем в детском оздоровительном лагере «Юный строитель» показали, что в целом большинство детей удовлетворены проведенным временем в оздоровительном лагере. Им интересны проведенные конкурсы, деятельность вожатых и иные мероприятия, направление на организацию воспитательного процесса в лагере.
Успешность детей в различных мероприятиях повышает их социальную и творческую активность, активизирует их лидерские и организаторские качества, а также способствует развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.
Также эксперимент, проведенный в оздоровительном лагере и направленный на совершенствование воспитательного процесса показал, что процесс социализации подростков происходит эффективнее именно в группе, где реализуется весь комплекс выделенных организационно¬педагогических условий.
Например, мы считаем, что необходимым условием реализации программ социализации подростков является организация конструктивного взаимодействия педагогов и подростков на основе сотрудничества, партнерства при лидерской позиции взрослого. Союз детей и взрослых в детском оздоровительном лагере неслучаен. Отношение человека к окружающему миру всегда опосредовано общением с другими людьми. Сложившаяся личность является результатом того, что ей передается окружающими ее людьми. И именно старшие должны быть рядом для того, чтобы раскрыть перед ними те стороны, те отношения, которые должны быть усвоены.
Следующим важным условием эффективной реализации программ социализации подростков была организация самоуправления с ценностно-ориентированной системой взаимоотношений. Для временного объединения, такого как детский оздоровительный лагерь, развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых для этого объединения проблем, с другой - формирует социальную активность, способствует развитию лидерских качеств. Понимание сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения подростками комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывали у себя качества, необходимые для преодоления сложной социальной жизни.
Проведенное исследование подтвердило поставленную нами во введении гипотезу о том, что грамотно построенная воспитательная работа с детьми в летнем оздоровительном лагере позволяет не только укрепить здоровье учеников, развивать умственные и творческие способности личности, но и их социальные навыки.



