Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОСЬБЫ И СРЕДСТВА ЕЁ ПЕРЕДАЧИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Работа №30701

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРАГМАЛИНГВИСТИКИ 5
1.1 Теория речевых актов и лингвистическая теория аргументации 5
1.2 Место речевых актов просьбы в общей системе классификации речевых актов 14
Выводы к главе 1 22
ГЛАВА 2. ПРОСЬБА КАК КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ И АРГУМЕНТАТИВНЫЙ РЕЧЕВОЙ АКТ 24
2.1 Средства выражения и контексты функционирования высказываний со значением просьбы 24
2.2 Функционально-семантические разновидности речевых актов просьбы...33
2.3 Прагматические особенности реактивных реплик речевых актов просьбы 40
Выводы к главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Актуальность темы определяется с одной стороны частотностью употребления речевых актов просьбы, с другой - недостаточным исследованием особенностей их аргументативных функций.
Данная тема представляет большой интерес с точки зрения прагматического употребления и исследования различных особенностей инверсии в английском языке. Прагматические особенности инверсии в английском языке являются областью малоизученной, но релевантной для реализации эмоционально-экспрессивного компонента коммуникации. Актуализация предложения и экспрессия пересекаются в плоскости прагматики как семантически и коммуникативно-значимой категории, ибо здесь на передний план выдвигается говорящий субъект со всеми его интенциями. Существующая тесная связь между субъективным типом актуализации и эмоционально-экспрессивным компонентом коммуникации никогда не вызывала сомнений у лингвистов, однако эта тема остаётся практически неисследованной. Анализ же инвертированных предложений показывает, что при помощи инверсии выражается эмоционально-экспрессивный компонент коммуникации.
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и описать прагматические свойства речевых актов просьбы и особенности их реактивных реплик в аргументативном дискурсе.
Объектом данного исследования являются речевые акты просьбы и реактивные реплики в аргументативном дискурсе в художественной англоязычной литературе.
Предметом исследования являются прагматические свойства речевых актов просьбы и реактивных реплик в английском языке.
Задачи данной работы:
• изучить теоретический материал по теме;
• отобрать контексты с прагматическим значением просьбы и реактивными репликами;
• описать прагматические особенности речевых актов просьбы и реактивных реплик в аргументативном дискурсе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• семантический анализ для отбора микротекстов со значением просьбы;
• функционально-прагматический метод - для экспликации речевых актов просьбы с различным иллокутивным наполнением;
• количественный метод - для установления количественных и частотных параметров функционирования речевых актов просьбы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволяют уточнить отдельные вопросы в лингвистике текста, социолингвистики и лингвистической теории аргументации. В частности, вопрос о речевом акте просьбы как одного из ведущих факторов реализации дискурсивных целей. Полученные результаты можно использовать на практических занятиях по устной и письменной речи английского языка, на специальных семинарах по прагмалингвистике, различных курсах перевода.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе делается обзор отечественной и зарубежной литературы в рамках теории речевых актов и теории лингвистической аргументации и определяется место речевых актов просьбы в общей системе классификации речевых актов и направление изучения собственно речевых актов просьбы.
Во второй главе исследуются средства выражения и контексты функционирования высказываний со значением просьбы и прагмалингвистические особенности высказываний со значением просьбы и реактивных реплик в аргументативном дискурсе.
В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена исследованию прагмалингвистических свойств речевых актов просьбы и особенностям реактивных реплик в английском языке в аргументативном дискурсе.
При написании работы мы исходили из того, что язык используется для решения определенных задач (сообщить, побудить, дать оценку чему-либо) и, тем самым, является основным компонентом действия, в корне меняющего социальную действительность. Именно под этим углом зрения и рассматриваются языковые явления в рамках лингвистической прагматики.
Обзор научной литературы показал, что теория речевых актов в лингвистическом описании находится на стыке семантики и прагматики: значение высказывания в абстракции от факторов говорящего, слушающего и остальных параметров коммуникации относится в теории речевых актов к области семантики; значение же высказывания как «конституента» речевого акта лежит в плоскости прагматики.
Основополагающей теоретической концепцией лингвистической прагматики является теория речевых актов. Отличительной чертой теории речевых актов в подходе к языковому высказыванию является трактовка его как действия.
С момента возникновения теории речевых актов большое внимание ученых привлекали свойства глаголов, обозначающих то или иное речевое действие. Глаголы получили название перформативных, а перформативами были названы содержащие эти глаголы высказывания.
Различия между перформативными высказываниями лежат не в области семантики вида или времени, а в области прагматики и сводятся к различиям в степени вежливости: например, сослагательное наклонение - самая вежливая форма просьбы, а императивные формы - жесткая.
Исследование позволяет сделать следующие выводы. Прагмалингвистика на современном этапе своего развития является дискурсивной дисциплиной и по методологии, и по предметной сфере своего анализа. Прагматические исследования дискурса одновременно затрагивают вопросы, которые исследуются в реалиях лингвистической теории аргументации.
Современная теория аргументации может быть определена как интегральная дисциплина, сочетающая данные логики, психологии, лингвистики, философии, социологии, и многих других дисциплин. Таким образом современная лингвистическая теория аргументации - междисциплинарная наука, частная область прагмалингвистики, которая позволяет рассматривать языковые средства, методы аргументации, аргументативные речевые акты и аргументативные тексты как предмет исследования с позиции изучения системы языка.
Одним из вопросов теории речевых актов, который привлекает внимание исследователей-лингвистов на протяжении более чем полвека является вопрос о классификации речевых актов. Исследование показало, что высказывания со значением просьбы входят вместе с приказами, советами, приглашениями, рекомендациями в так называемый директивный тип, который характеризуется побуждением говорящего к совершению указанного им действия. Вместе с тем, высказывания со значением просьбы занимают промежуточное место между приказами, требованиями, распоряжениями, указаниями, с одной стороны, и советами, рекомендациями, приглашениями, с другой стороны.
Анализ примеров показал, что аргументативные функции активно выполняют речевые акты просьбы, в составе которых имеют место эпистемические глаголы, передающими эмоциональное состояние коммуникантов, т.е. убеждение адресата через этические и моральные нормы (Believe me, Excuse me, Forgive me, Forget meи др).
Аргументативную функцию выполняют речевые акты просьбы в форме утвердительного или отрицательного императива: Do it!, Don't be upset (nervous, angry, excitedи др.), которые сопровождаются таким смягчающими маркерами, как: For God's sake; Oh, my; please.Вежливыми обращением: Dear Sir, Mademoiselle, My love, My darlingи др. Несмотря на вежливую форму такие речевые акты просьбы нередко приобретают настойчивый характер и могут иметь признаки требования.
Среди языковых средств выражения речевых актов вежливой просьбы отдельное место занимают стандартные высказывания такие как:
Would you mind if. ? What about. ?
May I trouble you. ? Don'tyou mind. ?и др.
Перечисленные формы высказываний носят конвенционалный характер, выполняют аргументативную функцию и способствуют достижению целей дискурсивного плана.
Исследование показало, что речевые акты просьбы относятся к проблемной сфере речевого общения, так как просить не всегда бывает уместно. В этом отношении в аргументативном дискурсе значительная часть речевых актов просьбы представлена косвенно и зависит от контекста, однако аргументативные функции таких речевых актов сохраняются.
Особая форма выражения аргументативной формы просьбы- невербальная: жесты, мимика, кинетика. В определенных условиях коммуникации нет возможности озвучивать речевые акты и применяются такие риторические приемы как: поднять руку, приложить палец к губам, кивнуть или покачать головой.
Примеры показали, что речевые акты просьбы имеют различные функционально-семантические разновидности и прагматические оттенки, которые коммуниканты учитывают для достижения коммуникативных целей в аргументативном дискурсе, что позволило выделить наиболее частотные разновидности высказываний просьбы.
Исследование показало, что в прагматическом отношении для адресанта решающим является отклик адресата в плане согласия или отказа выполнить просьбу. Все модальные характеристики реактивных реплик в большей степени важны для адресата, который выражая согласие или отказ выполнить просьбу одновременно демонстрирует свое отношение к просьбе, к адресанту, к окружающему миру, старается сохранить «лицо» и др.
В свою очередь, планируя и реализуя речевой акт, адресант должен учитывать множество разнообразных характеристик адресата: владение языком, культурный и образовательный уровень, социальный статус, степень и близость отношений и другие социо-прагматические факторы, которые, регулируют выбор той или иной степени вежливости, которая проявляет себя в выборе формы обращения, в степени категоричности формулировок, в тоне голоса, в использовании специальных маркеров вежливости
Таким образом, взаимный учет коммуникантами социо-прагматических факторов речи формирует диалогическое единство «просьба-реакция», реализация которого является необходимым условием успешного выполнения аргументативной функции, направленной на убеждение адресата выполнить/не выполнить действия или согласия с чем-либо.
Как показывают примеры, именно социальные и коммуникативные роли общающихся людей оказывают решающее влияние на выбор языковых средств для оформления диалогического высказывания «просьба-реакция».
В целом исследование показало, что, функционируя в социуме, человек вынужден вступать в диалог с окружающими его людьми и активизировать речевую деятельность. Стремясь реализовать свою коммуникативную цель и получить желаемый результат, коммуниканты должны приложить совместные усилия и вынуждены уметь выбрать функционально-семантические разновидности речевых актов и речевую стратегию, которая позволила бы максимально учесть социальные, психологические, лингвистические и другие важные для коммуникации прагматические характеристики как адресанта, так и адресата, чтобы успешно реализовать свои намерения. В некотором роде, управление речевым поведением партнера по коммуникации в целом, и речевым актом просьбы в частности, является одним из ведущих факторов в реализации дискурсивных целей в аргументативном дискурсе.



1. Абрамова, Т.В. Диалогическое единство "просьба-реакция" / Т.В. Абрамова. - автореф. дисс. канд. филол. наук. - Воронеж, 2014. - 257 с.
2. Баева, Г.В. Семантико-прагматические особенности вербальных и невербальных знаков в рекламном дискурсе / Г.В. Баева. - Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2013. - 181 с.
3. Баранов, А.Н. Лингвистическая теория речевых актов (когнитивный подход) / А.Н. Баранов. - автореф. д-ра филол.наук - М., 2014. - 48 с.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
5. Беляева, Е.И. Грамматика и прагматика побуждения: Английский язык / Е.И. Беляева. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. - 168с.
6. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. - 320 с.
7. Богданов, В.В. Перформативное предложение и его парадигмы / В.В. Богданов. - Калинин, 2015. - 213 с.
8. Богданов, В.В. Классификация речевых актов / В.В. Богданов // Предложение и текст в содержательном аспекте. - СПб.: Филологический факультет Санкт- Петербургского государственного университета, 2007. — С.145-155
9. Брутян, Г. А. Очерк теории аргументации / Г.А. Брутян. - Ереван: Изд-во АН Армении, 1992. - 301 с.
10. Вендлер, З. Факты в языке / З. Вендлер // Философия, логика, язык. - М.: Прогресс, 1987. - c. 293-317
11. Головаш, Л.Б. Коммуникативные средства выражения стратегии уклонения от прямого ответа / Л.Б.Головаш. - дисс. канд.филол.наук. - Кемерово, 2008. - 177 с.
12. Гришаева, Л.И. Дискурсивное событие и текст // Номинация и дискурс: мат-лы конф. - Минский государственный лингвистический университет - Минск, 2016. - c.11-13.
13. Гунченко, Г. В. Речеактовые свойства базисных волитивных конструкции английского языка / Г.В. Гунченко. дисс. канд. филол. наук. - Пятигорск, 2006. - 185 с.
14. Гусева, Л.П. Нормативно-прагматические свойства высказываний со значением самоутверждения в речи детей и подростков / Л.П. Гусева. - дисс. канд. филол. наук. - Пятигорск, 2015. - 169 с.
15. Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. Дейк. - М.: Прогресс, 2014 - 312 с.
16. Еемерен, Ф. Аргументация коммуникации и ошибки / Ф. Еемерен и Р. Гротендорст. - СПб.: «Васильевский остров», 2012. - 207 с.
17. Карасик, В.И. Язык социального статуса: моногр. / Карасик В.И. - М.: ИЯ РАН, 2012. - 330 с.
18. Кириллов, В.И. Логика: Учебник для юридических вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. - М.: Юристъ, 2002. - 256 с.
19. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды / А. А. Леонтьев. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2001. - 323 с.
20. Матвеева, Г.Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению / Г.Г. Матвеева. - Ростов-на-Дону: ДЮН, 1999. - 82 с.
21. Меликян, С.В. Речевой акт молчания в структуре общения / С.В. Меликян. - автореферат дисс. канд. филол. наук. - Воронеж: ВГУ, 2000. - 25 с.
22. Остин, Дж. Избранное / Дж. Остин. - М.: Идеал-пресс, 2013. - 88 с.
23. Остин, Дж. Слово как действие / Дж. Остин.. - М.: Прогресс, 2016. - c. 22-129
24. Погорелова, И.В. Функционально-семантические свойства адверсативных реплик в диалоге (на материале русского и английского языков) / И.В. Погорелова. - дисс. канд. филол.наук. - Тверь, 2011. - 173 с.
25. Поспелова, А.Г. Речевые приоритеты в английском диалоге: автореф. дис...докт. филол. наук. - СПб., 2011. - 72 с.
26. Рождественский, Ю. В. Теория риторики / Ю.В. Рождественский. 2-е изд., испр. - М: Добросвет, 1999. - 488 с.
27. Серль, Дж. Р. Классификация иллокутивных актов / Дж. Серль// Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс. - Вып. XVII: Теория речевых актов, 1986. - c. 170 - 194
28. Тулмин, Ст. Человеческое понимание / Ст. Тулмин. - М.: Прогресс, 1984. - 328 с.
29. Austin, J.L. How to Do Things with Words / J.L. Austin. - London: Oxford University Press, 1962. - 166 p.
30. Cartland, B. The Mysterious Maid-Servant / B. Cartland. - Hatfield: Barbara Cartland EBooks Ltd., 2012. - 145 p.
31. Christie, A. Ten Little Niggers / A. Christie. - London: Fontana Books, 1997. - 192 p.
32. Christie, A. The Mystery of the Spanish Chest / A. Christie. -New York: HarperCollins, 2011. - 53p.
33. Christie, A. The ABC Murders / A. Christie. - New York: HarperCollins, 2007. - 336 p.
34. Clark, M. H. All Through The Night / M. H. Clark. - Eastbourne.: Gardners Books, 1999. - 92 p.
35. Hailey,A. The Final Diagnosis / A. Hailey. - M.: Просвещение, 1978. - 172 c.
36. Maugham, S. The Moon and Sixpence / S. Maugham. - London: Vintage, 1999. - 224 p.
37. Mortimer, J. Rumpole of the Bailey / J. Mortimer. - London: Penguin Books Ltd., 2013. - 658 p.
38. Stein, S. The Magician / S. Stein. - Bloomington: iUniverse, 2000. - 278p.
39. Stone, I. The Agony and the Ecstasy / I. Stone. - London: Arrow Books, 2001. -
784 p.
40. Wilde, O. A Woman of No Importance / O. Wilde. - M.: T8RUGRAM, 2017. - 84 p.
41. Wilde, O. The Importance of Being Earnest / O. Wilde. - London: Penguin Books Ltd., 1994. - 80 p.
42. Wilde, O. The Picture of Dorian Gray / O. Wilde. - London: Penguin Books Ltd., 2009. - 224 p.
43. Wunderlich, D. Methodological remarks on speech act theory / D. Wunderlich // Speech act theory and pragmatics. - Dordrecht: Reidel, 1980. - pp. 291-312


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ