Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №30648

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
683
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методические основы применения тестовых методов 5
1.1. Понятие тестового задания 5
1.2. Классификация видов тестовых заданий 8
1.3 Состав, виды и типы тестовых заданий 10
2. Приемы и способы использования тестовых заданий на уроках биологии. 18
2.1 Организация деятельности учащихся при работе с тестовыми заданиями...18
2.2 Результативность деятельности учителя по применению тестирования
как средства контроля на уроках биологии 21
2.3 Сравнительный анализ применения тестовых заданий 27
3. Методика формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения
биологии 30
3.1. Содержание и виды самостоятельной работы в школьном курсе биологии.30
3.2. Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний
и развитие самостоятельности учащихся 46
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение

Актуальность выбранной темы моей выпускной квалификационной работы объясняется тем, что применение тестовых заданий на уроках биологии активно внедряют в сферу образования, как эффективная форма контроля знаний обучающихся. Это связано с тем, что сложившаяся в традиционной дидактике система контроля ориентирована в основном на выявление способности удерживать в памяти знания и воспроизводить их по требованию педагога. Таким образом, проверкой устанавливается лишь то, о чем спрашивает педагог. Применение же тестовых заданий позволяет унифицировать процедуру оценки, так как все тестируемые находятся в одинаковых условиях и используют одинаковые измерительные материалы.
Все вышесказанное показывает важность и актуальность данной темы. Недостаточная разработанность темы «Методика применения тестовых заданий на уроках биологии» в учебной литературе, а также недостаточная оснащенность процессов разработки и применения тестов, хранения тестовых заданий определяет теоретическую и практическую значимость проведенного исследования. В квалификационной работе рассмотрена и реализована техника создания и применения тестовых заданий на уроках биологии.
Проблема исследования определяет тему выпускной квалификационной работы: «Методика применения тестовых заданий на уроках биологии».
Объект исследования - тестовые задания.
Предмет исследования - методика применения тестовых заданий на уроках биологии.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения научной, учебной и периодической литературы по рассматриваемому вопросу систематизировать и последовательно изложить теоретический материал с подробным описанием методику применения тестовых заданий. Достижение цели обусловило постановку следующих задач:
1. Рассмотреть систему тестовых заданий, включающую критерии качества педагогических измерений, понятие теста и тестирования, структуру и виды тестовых заданий. Рассмотреть правило составления тестовых заданий.
2. Провести спецификацию теоретического и практического материала по разделу биологии и применить тестовые задания по этой тематике с помощью компьютерной тестирующей оболочки.
3. С помощью разработанного теста осуществить контроль знаний студентов различных групп.
В первой главе рассматривается теоретические основы применения тестового задания. Она написана подробно, так как именно проводимая теория необходима непосредственно при составлении тестовых заданий на уроках биологии. В третьей главе приведена методика формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта школ показал, что интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными казахстанскими (Е.А.Батешов, Г.К.Мустафина, Ш.Ж.Тажиева), зарубежными (Д.Вилфорд, Д.Гласс, К.Ингенкамп, Дж.Стенли), и российскими (В.С.Аванесов, Б.А.Ашарин, В.П.Беспалько, В.Г.Кузнецов, А.Н.Майоров, А.И.Огорелков, П.И.Пидкасистый, С.С.Степанов, И.А.Цатурова, М.Б.Челышкова) учеными.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились учащиеся 7 «А» и 7 «Б» классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3». В исследовании приняли участие учащиеся седьмого класса в количестве 50 человек.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами проблеме позволили определить, что применение тестовых заданий на уроке биологии в школе считается целесообразным. По мнению специалистов, занимающихся изучением данных вопросов тесты являются эффективным средством диагностики, и имеют шансы широкого использования при управлении и контроле над деятельностью учащихся. Практическая деятельность дает возможность использовать применения не только на итоговых этапах темы, четверти, года, но и в процессе формирования понятий.
Тесты обеспечивают вероятность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по общим критериям, что сможет помочь учителю установить уровень владения учебным материалом в соответствии с программными требованиями. Значимость задач с выбором ответа в том, что каждому ученику предоставляется вероятность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями согласно каждой теме курса математики, объективно дать оценку собственных успехов, получить указания для дополнительной работы над учебным материалом. Тестовые задания обязаны гарантировать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в знакомой ситуации; применения в новой ситуации.
Иными словами, при составлении тестов предпочтительно применять вопросы, проверяющие все без исключения ключевые знания и умения, заданные программой; основная часть заданий обязана быть нацеленной на проверку достижений учащимися предполагаемых итогов обучения; в конце заданий должны быть вопросы, разрешающие проверить умения применять полученные знания в новой ситуации. Проделанная нами работа дала возможность определить ключевые требования, предъявляемые к тестам по биологии, которые применяются с целью обучения школьников в частности, их месте среди других средств контроля.
К ним были отнесены: валидность, определенность, простота, однозначность и равно трудность. Приобретенные в ходе экспериментального обучения результаты позволили совершить последующие выводы. Подводя итог проведенного исследования, стоит заметить, что роль тестов достаточно велика, но при всех их достоинствах, необходимо учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда обоснованы, что не может не отразиться на формировании речи учащихся, их возможности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся.
Не отказываясь от классических методов опроса, необходимо использовать тесты, где данное комфортно и целесообразно, что, повысит степень знаний, и развития учащихся при тех же расходах времени и усилий. Приобретенные в ходе экспериментального обучения итоги позволили совершить последующие выводы: во-первых, применение тестовых заданий при проведении урока биологии дает возможность эффективно и за короткое время осуществлять контроль освоения учащимися приобретенных знаний. При этом тестовые задания выступают в качестве тренировочного и диагностического средства в работе на уроке математики.
Во-вторых, максимальную эффективность тестовые задания обретают умения у школьников после полного изучения того или иного блока заданий либо уже после исследования определенной темы. В-третьих, использование тестовых заданий никак не должно замещать собой иные виды контроля и тренировочных заданий при проведении уроков математики, а использование различных видов тестовых заданий дает возможность сформировать осмысленное использование абстрактных познаний при проведении диагностики. Подводя итог проделанного исследования немаловажно отметить, что роль тестов достаточно велика, при всех их достоинствах, стоит учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, это не может не сказаться на формировании речи учащихся, и их возможности обоснованно делать выводы.
Поэтому речь идет о месте тестирования в концепции противоположной взаимосвязи как одного из способов контроля познаний учащихся. Не отрекаясь от классических методов опроса, необходимо применять тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит степень познаний и формирования учащихся при тех же затратах времени и усилий.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), изд. Юрайт, Москва, 2017.
2. Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, др.. - М.: Деловой двор, 2016. - 440
2) Учебники, монографии, диссертации:
3. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий/В.С. Аванесов. - М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 2016. - 330 с.
4. Аванесов, В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Автореф. д-ра пед. Наук /В.С. Аванесов. - / Санкт- Петербургский гос. Ун-т. - СПб.:Питер, 2017. - С.369.
5. Аванесов, В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний/ В.С. Аванесов. - М.:Педагогика, 2016. - 427 с.
6. Айнштейн, В.Г. Об адекватности экзаменационных оценок / В.Г. Айнштейн, И.Г. Гольцова//Высшее образование в России. -№3.- 2017. -С. 40-42.
7. Алешин, Л.И. Компьютерное тестирование студентов библиотечного факультета МГУК /Л.И.Алешин. - М.: Просвещение, 2017. - С.352.
8. Аллахвердиева, Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения/Д.Т. Аллахвердиева//Высшее образование в России. -№2.- 2016. -С. 102-104.
9. Анастази, А. Психологическое тестирование /А. Анастази. - М.: Педагогика,
2016. - 243 с.
10. Андреев, А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов /А.Б. Андреев. - М.: Педагогика, 2017. 164 с.
11. Балыкина, Е. Н. Формирование тестовых заданий для компьютерного контроля знаний/Е.Н. Балыкина. - Минск: БГУ, 2017. - С.31.
12. Балыкина, Е.Н. Принципы конструирования тестовых заданий в контексте компьютерной реализации (на примере гуманитарных дисциплин)/Е.Н. Балыкина. - М.:Педагогика, 2016. - С.221-223.
13. Балыкина, Е.Н. Сущностные характеристики дидактических компьютерных тестов (на примере исторических дисциплин) / Е.Н. Балыкина. - М.:Педагогика,
2017. - С.219-221.
14. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т.М. Балыхина. - М.:Педагогика, 2017. 423 с.
15. Бахмутский, А.Е. «Мониторинг обученности, развития мышления и комфортности учебного процесса» /А.Е. Бахмутский// Директор школы. - № 1. -
2016.
16. Белоусов, Е.Ф. Опыт разработки тестовых компьютерных программ /Е.Ф. Белоусов, Т.А. Инюшкина, Т.С. Самойлова. - Пенза: ГОУ СПО Пензенский государственный приборостроительный колледж (ПГПК). - Пенза, 2016. -С.17.
17. Гуцанович, С.А. Тестирование в обучении биологии: диагностико-дидактические основы /С.А. Гуцанович, А.М. Радьков. - Могилёв, 2016. - С. 19 - 20.
18. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности// Москва, Юрайт- - 2017. - С.27.
19. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения /В.И. Звонников. - М.: Педагогика, 2017. С.280.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. - М., 2015
21. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика /К. Ингнкамп. - М.: Педагогика,
2017. - 240с.
22. Кирилкин, А. Можно ли бороться со “шпаргализацией”/ А.
Кирилкин//Высшее образование в России.- №2.- 2016. -С. 126-128.
23. Куклин, В.Ж. О компьютерной технологии оценки качества знаний /В.Ж. Куклин, В.И. Мешалкин, В.Г. Наводнов, Б.А. Савельев//Высшее образование в России. -№3.-2016. -С. 146-153.
24. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) /А.Н. Майоров. - М.:Педагогика, 2016. - 175 с.
25. Майоров, А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование /А.Н. Майоров. - СПб.: Образование и культура, 2006. - 304 с.
26. Павлова, И.Н. Применение логики вопросов и ответов при автоматизированном контроле знаний /И.Н. Павлова, Е.А. Миронова// XI Международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании": Сборник трудов участников конференции. Часть V. - М.:Педагогика, 2017. - С. 47-48.
27. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 640с.
28. Поддубная, Л.М. Задания в тестовой форме для автоматизированного контроля знаний студентов /Л.М. Поддубная, А.О. Татур, М.Б. Челышкова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2016.- С.85.
29. Подласый, И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. /И.П. Подласый.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 576с.
30. Родионов, Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании/ Б.У. Родионов, А.О. Татур. - М.:Педагогика, 2017.- 335 с.
31. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.:Педагогика, 2017. -С.289.
32. Хлебников, В.А. Централизованное тестирование в России: необходимость, возможность, проблемы/В.А. Хлебников, Т.Г.Михалева// Школьные технологии.- №1-2.- 2016. - С. 213 - 219.
33. Хубаев, Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования / Г.О. Хубаев//Высшее образование в России. -№1.- 2016. -С. 122-125.
34. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов /М.Б. Челышкова. - М.: Педагогика, 2016. -С.225.
35. Шмелев, А.Г. Компьютеризация экзаменов: проблема защиты от фальсификаций /А.Г. Шмелев. - М.:Педагогика, 2017 . - С. 71-73.
36. Шмелев, Г.А. Адаптивгное тестирование знаний в системе «Телетестинг» /Г.А. Шмелев, А.И. Бельцер. - М.:Педагогика, 2017. - 345 с.
37. Щапов, А. Тестовый контроль в системе рейтинга/А. Щапов, Н. Тихомирова, С. Ершиков, Т. Лобова//Высшее образование в России. - №3.¬2016. -С. 100-102.
3) Интернет:
38. Официальный сайт Министерства Образования РФ //минобрнауки.рф/
39. Информационный банк компании «Гарант» - www/garant.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ