ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ 6
1.1 Определение понятий «восприятие» и «восприятие цвета» 6
1.2 Развитие цветовосприятия обучающихся на занятиях декоративной
живописи 10
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ «БУМАЖНАЯ МОЗАИКА» 13
2.1 Разработка программы курса по выбору «Декоративная живопись» 13
2.2 Апробация программы курса по выбору «Декоративная живопись» на базе
Елабужского колледжа культуры и искусств 26
Выводы по второй главе 29
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ТРИПТИХА В ТЕХНИКЕ «БУМАЖНАЯ МОЗАИКА» 30
3.1 Разработка эскизов для выполнения триптиха 30
3.2 Технологическая последовательность выполнения работ в технике «Бумажная
мозаика» 34
Выводы по третьей главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Цвет - это мощная сила в руках дизайнера. Он притягивает взгляд, рождает эмоции и передает смысл. На протяжении человеческой истории мастера- художники получали всеобщее признание благодаря умению работать с цветом . В современном мире не меньше ценятся специалисты, умеющие сочетать цвета в коммерческих и бизнес-целях - в рекламе и веб-дизайне.
Одним из базовых чувств, на основе которого формируется понятие красоты, является «чувство цвета». Умение работать с цветом имеет огромное значение в профессии дизайнера. Когда у дизайнера сформировано это умение, то говорят, что «у него хорошее чувство цвета», «цветовой вкус», «цветовая культура». Современные исследования в области цвета показывают, что уровень цветовой культуры творчества специалистов может оказывать влияние на скорость развития общества. Цветовые константы могут способствовать возникновению тех или иных тенденций, поскольку непосредственно влияют на психику и физиологию человека.
Из всего вышесказанного следует, что обладание хорошим чувством цвета является одним из важнейших показателей успешности в творческой профессии, поэтому так важно уделять должное внимание развитию восприятия цвета в процессе обучения студентов высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Очевидно, что фундаментальной дисциплиной для подготовки специалистов в этой области является живопись.
«Декоративная живопись», как учебный предмет, тесно связана с предметом «Академическая живопись» и призвана не только способствовать развитию творческой фантазии обучающихся, но и развивать более тонкое восприятие цвета студентов.
Проблема обучения живописи в целом и развития живописного восприятия цвета в частности - это наиболее подробно разработанный в научно-техническом и практическом плане пласт художественной педагогики. Но в большинстве методических разработок и исследований в области обучения живописи, рассматриваются лишь сам цвет, его основные свойства и возможности эмоционально воздействия на психику человека. Достаточно полно изучена проблема изменения цветовосприятия в зависимости от условий освещения, влияние и воздействие цвета на общее колористическое состояние натурного явления, целостность и эмоциональная выразительность цветового решения.
Однако, в современных исследованиях, работ, рассматривающих развитие восприятия цвета обучающихся на занятиях декоративной живописи в технике бумажной мозаики, нет.
Исходя из актуальности, была выбрана тема исследования «Развитие восприятия цвета обучающихся на занятиях декоративной живописи в процессе изучения техники «бумажная мозаика».
Цель исследования: выявить потенциал техники «Бумажная мозаика» в развитии восприятия цвета обучающихся на занятиях декоративной живописи.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
• изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
• дать определение понятиям «восприятие» и «восприятие цвета»;
• изучить педагогические возможности техники бумажной мозаики в развитии цветовосприятия обучающихся колледжа в процессе выполнения живописных произведений в технике бумажной мозаики;
• разработать программу курса по выбору «Декоративная живопись»;
• разработать и апробировать упражнения, направленные на развитие восприятия цвета в условиях выполнения картины в технике «бумажная мозаика»;
• разработать и выполнить триптих в технике бумажной мозаики.
Объект исследования: развитие восприятия цвета обучающихся.
Предмет исследования: развитие восприятия цвета обучающихся в процессе изучения техники «Бумажная мозаика».
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования; беседа; наблюдение; анализ результатов творческой деятельности обучающихся.
Практическая значимость: теоретический материал исследования может быть использован в педагогической деятельности работников образования. Творческая часть исследования может применяться как предмет для оформления интерьера не только учебного здания, но и любого другого помещения.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения и списка использованных источников
Умение грамотно использовать, смешивать и сочетать различные цвета является поистине бесценным навыком, которым должен обладать человек творческой профессии. Именно поэтому проблеме развития восприятия цвета в процессе обучения нужно уделять должное внимание.
В выпускной квалификационной работе мы постарались показать роль дисциплины «Декоративная живопись» и техники бумажной мозаики в развитии восприятия цвета у обучающихся в системе среднего профессионального образования. На наш взгляд, изучая данную технику, обучающийся развивает свое цветовосприятие.
Мы пришли к выводу, что бумажная мозаика - это техника, которая действительно может способствовать развитию восприятия цвета у обучающихся. В этом нам помогли убедиться результаты проведенных занятий со студентами Елабужского колледжа культуры и искусств, которые показали, что при выполнении тренировочных упражнений некоторые обучающиеся испытывали сложности в подборе нужных оттенков, и сами работы были достаточно небогаты в плане цветового решения. Но при выполнении итоговой работы, уже после рассмотрения и обсуждения первоначальных погрешностей и нюансов, результаты были другими. Ребята научились быстрее подбирать необходимые оттенки, работы стали выразительнее и богаче в цветовом аспекте. И сами они заметили, что при изучении данной техники стали иначе воспринимать цветовую палитру.
Кроме того, использование данного метода не только развивает цветовосприятие, но и тренирует усидчивость, старательность и аккуратность, необходимые в творческой профессии.
В заключении выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы: нами была изучена и проанализирована литература по теме исследования, изучены возможности техники бумажной мозаики в развитии цветовосприятия обучающихся, разработана программа курса по выбору «Декоративная живопись» и проведена ее апробация в Елабужском колледже культуры и искусств, была рассмотрена область применения рабочей программы по нашему курсу. Также выполнена практическая часть работы.
Таким образом, все поставленные, в ходе исследования задачи выполнены. Практическая значимость работы заключается в проектировании и изготовлении триптиха.
1. Агостон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер. с фр. / Ж. Агостон. - М.: Искусство, 2013. - 263 с.
2. Адаскина, А.А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых А.А. Адаскина: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. - М.: ПИ РАО, 2016. - Режим доступа:http: //www.humanities.edu.ru/db/ms g/41598
3. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. - М.: Наука, 2015. - 277 с.
4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина; общ. ред. и вступ. статья В. П. Шестакова. - М.: Прогресс, 2010. - 392 с.
5. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - СПб.: Речь, 2017. - 205 с.
6. Беда, Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. ф-тов пед. ин-тов / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 2015. - 188 с.
7. Василькова, Н. Цветовой климат. О работе Е.Б. Рабкипа в области цвета / Н. Василькова // Наука и жизнь. 2014. - № 5 - С. 28-35.
8. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковкий, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 268 с.
9. Визер, В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В.В. Визер. - СПб.: Питер, 2016.
10. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 2015. - 320 с.
1 1 .Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013.
13. Грегори, Р.Л. Глаз и мозг // Психология зрительного восприятия/ Под ред.
Л.Р.Лурия, В.П.Зинченко. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 272 с. - С.52-58
14. Грегори, Р.Л. Разумный глаз: Пер. с англ. / Р. Грегори. - М.: Мир, 1972. - 216 с.
15. Грей, Т. Уверенная работа с цветом / Т.Грей. - М.: НТ Пресс, 2017. - 320 с.
16. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
17. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия линий и красок и о воспитании зрителя / С.М. Даниэль. - JI.: Искусство, 2014. - 221 с.
18. Денисов, В. С. Восприятие цвета Текст / В.С. Денисов, М. В. Глазова. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2017. - 176 с.
19. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: учеб. пособие для студентов- дизайнеров / Л.П. Ермолаева, М.: Гном и Д, 2016. - 120 с.
20. Жуковский, В.И. Зримая сущность. Визуальное мышление в
изобразительном искусстве / В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров. - Свердловск: Изд-во Уральского университета. 2014. - 284с.
21. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 269 с.
22. Зинченко, В.П. Предисловие к книге Р.Грегори Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. - М.: Прогресс, 1970. - 271с.
23. Илларионова, Н.В. Цвет в художественно-оформительском искусстве. Основы колористики. Цветообразование. Цветовое воплощение принципов композиций различного функционального назначения / Н.В. Илларионова // Художественное оформление в школе. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов. - М.: Флинта, Наука, 2015. - С. 4
24. Иттен, Йоханес. Искусство цвета: Пер. с нем. / Йоханес Иттен. - М.: Издатель Д.Аронов, 2012. - 96 с.
25. Иттен, Йоханес. Основы цвета / Йоханес Иттен. - М., 2014. - 106 с.
26. Коробко, Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры у студентов художественно-графических факультетов / Ю.В. Коробко: Автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.02. - М.: Кубанский гос. ун-т., 2015. - 16 с.
27. Кравков, С.В. Цветовое зрение / С.В. Кравков. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1951. - 176 с.
28. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.
29. Логвиненко, А.Д. Зрительное восприятие пространства / А.Д. Логвиненко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 224 с.
30. Логвиненко, А.Д. Чувственные основы восприятия пространства / А.Д. Логвиненко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 223 с.
31. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие / А.Р. Лурия. - М.: Знание, 1975. - 278 с.
32. Мелик-Пашаев, А.А. Современный словарь-справочник по искусству / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Олимп: ACT, 1999. - 813 с.
33. Миннарт, М. Свет и цвет в природе / М. Миннарт. - Р н/Д.: Феникс, 2016. - 126 с.
34. Миронова, Л.Н. Цветоведение / Л.Н Миронова. - Минск: 1984. - 286 с.
35. Мозаика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Мозаика
36. Психологическое воздействие цвета [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.colorhome.ru/cvet/page_2_8 .html
37. Психология человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://motion.kodak.com
38. Рерих, Н.К. Об искусстве / Н.К. Рерих. - М.: Междунар. центр Рерихов и др., 1994. - 127 с.
39. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Н.Н.Ростовцев [и др.]; под ред. Н.Н. Ростовцева. - М.: Просвещение, 2013. - 207 с.
40. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Ч. 2. Основы живописи / Н.М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996. - 80с.
41. Статьи, книги и материалы по искусству [Электронный ресурс] / персональный сайт художника Виктора Лещева. - Режим доступа: http://leschev-art.narod.ru/metodika.html
42. Теплов, Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов Рос. акад. наук. Ин-т психологии. - М.: Наука, 2014. - 440 с.
43.Эстетика: Словарь / А.А. Беляев [и др.]; под ред. А.А. Беляева - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
44. Яньшин, П.В. Введение в психосемантику цвета / П.В. Яньшин. Изд. 2-е. - Самара: СамГПУ, 2011. - 277 с.
45. Ярбус, А.Л. Движение глаз при восприятии сложных объектов // Хрестоматия по ощущению и восприятию / А.Л. Ярбус. - М., 1975. - 400 с.