ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ
|
Введение 3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 6
§1. Правовые основы отношений по предоставлению земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 6
§2. Субъекты и объекты отношений по предоставлению земельных участков из земель, находящихся в публичной
собственности 13
§3. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов 24
Глава II. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В СОБСТВЕННОСТЬ 33
§1. Первоначальное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в публичной собственности, за плату и бесплатно 33
§2. Правовые основы определения платы за земельные участки, предоставляемые из государственной или муниципальной собственности 38
§3. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности, в частную собственность путем переоформления ранее возникших прав 43
Глава III. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В АРЕНДУ, В ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ И В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ 53
§1. Предоставление земельного участка, находящегося в публичной собственности, в аренду 53
§2. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование 58
§3. Предоставление земельного участка, находящегося в публичной собственности, в безвозмездное пользование 63
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 98
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 6
§1. Правовые основы отношений по предоставлению земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 6
§2. Субъекты и объекты отношений по предоставлению земельных участков из земель, находящихся в публичной
собственности 13
§3. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов 24
Глава II. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В СОБСТВЕННОСТЬ 33
§1. Первоначальное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в публичной собственности, за плату и бесплатно 33
§2. Правовые основы определения платы за земельные участки, предоставляемые из государственной или муниципальной собственности 38
§3. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности, в частную собственность путем переоформления ранее возникших прав 43
Глава III. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В АРЕНДУ, В ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ И В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ 53
§1. Предоставление земельного участка, находящегося в публичной собственности, в аренду 53
§2. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование 58
§3. Предоставление земельного участка, находящегося в публичной собственности, в безвозмездное пользование 63
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 98
В последнее время, отношения по предоставлению земельных участков из публичной собственности без проведения торгов приобретают особую актуальность, так как в земельном законодательстве в 2014 году произошли серьёзные изменения, которые затронули как вопросы приватизации, так и предоставления участков на правах, производных от права собственности, в том числе, без проведения торгов. Ежегодно в Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) вносятся существенные дополнения . Исходя из того, какие проекты поступают на обсуждение в наш законодательный орган, следует сделать вывод, что процесс совершенствования механизма предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности без проведения торгов еще не завершён.
Институт предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, без проведения торгов имеет практическое значение в связи с многочисленностью правовых споров в этой сфере. На практике, часто возникают вопросы, связанные с необоснованным отказом гражданину в предоставлении земельных участков, с неправомерным принятием решения о предоставлении земельного участка уполномоченным органом, обладающим правом такого предоставления и т.д. К тому же, анализ указанного института, представляется особенно актуальным ввиду того, что земельное законодательство постоянно совершенствуется и законодатель стремится завершить процесс переоформления права постоянного (бессрочного) пользования права, а также права пожизненного наследуемого владения земельными участками. В то же время, сама процедура переоформления земельного участка, несмотря на её упрощённость, зачастую вызывают сложности у граждан и юридических лиц при оформлении права собственности на землю, что, в свою очередь, ведёт к судебному разбирательству. Все это свидетельствует об актуальности данной темы и её практической значимости.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Предметом исследования является система нормативно-правовых актов, с помощью которых регулируются отношения, связанные с предоставлением находящихся в публичной собственности земельных участков без торгов.
Целью данной выпускной (квалификационной) работы является целостный анализ такого института, как предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1) рассмотреть общие положения о предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности, без торгов;
2) особое внимание уделить правовым основам отношений по предоставлению таких участков;
3) определить круг субъектов и объектов отношений по предоставлению находящихся в публичной собственности земельных участков без проведения торгов;
4) рассмотреть основания для отказа в таком предоставлении;
5) выявить виды отношений по предоставлению земельных участков из публичной собственности без проведения торгов в собственность и дать им правовую характеристику;
6) рассмотреть правовые основы определения платы за земельные участки, предоставляемые из публичной собственности;
7) выявить особенности предоставления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без проведения торгов в частную собственность путем переоформления ранее возникших прав;
8) определить и проанализировать отдельно предоставление находящихся в публичной собственности земельных участков без проведения торгов: в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное пользование.
При исследовании вопросов, затрагиваемых в выпускной (квалификационной) работе, использовались такие методы, как изучение и анализ научной литературы, нормативно-правовых актов; изучение и обобщение отечественной практики. В частности, использовались труды таких деятелей как С. А. Боголюбов, Е. С. Болтанова, А. П. Анисимов, Ю. А. Умеренко, Н. Г. Жаворонкова. Работы вышеуказанных авторов позволили раскрыть понятие «предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов». Структура работы состоит из введения, оглавления, трёх глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены общие положения о предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности, без торгов.
Во второй главе выявлены виды и дана правовая характеристика отношений по предоставлению земельных участков из государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в собственность.
В третьей главе проанализированы отношения по предоставлению находящихся в публичной собственности земельных участков без торгов в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование.
В заключении сделаны выводы в выпускной (квалификационной) работе.
Институт предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, без проведения торгов имеет практическое значение в связи с многочисленностью правовых споров в этой сфере. На практике, часто возникают вопросы, связанные с необоснованным отказом гражданину в предоставлении земельных участков, с неправомерным принятием решения о предоставлении земельного участка уполномоченным органом, обладающим правом такого предоставления и т.д. К тому же, анализ указанного института, представляется особенно актуальным ввиду того, что земельное законодательство постоянно совершенствуется и законодатель стремится завершить процесс переоформления права постоянного (бессрочного) пользования права, а также права пожизненного наследуемого владения земельными участками. В то же время, сама процедура переоформления земельного участка, несмотря на её упрощённость, зачастую вызывают сложности у граждан и юридических лиц при оформлении права собственности на землю, что, в свою очередь, ведёт к судебному разбирательству. Все это свидетельствует об актуальности данной темы и её практической значимости.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Предметом исследования является система нормативно-правовых актов, с помощью которых регулируются отношения, связанные с предоставлением находящихся в публичной собственности земельных участков без торгов.
Целью данной выпускной (квалификационной) работы является целостный анализ такого института, как предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1) рассмотреть общие положения о предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности, без торгов;
2) особое внимание уделить правовым основам отношений по предоставлению таких участков;
3) определить круг субъектов и объектов отношений по предоставлению находящихся в публичной собственности земельных участков без проведения торгов;
4) рассмотреть основания для отказа в таком предоставлении;
5) выявить виды отношений по предоставлению земельных участков из публичной собственности без проведения торгов в собственность и дать им правовую характеристику;
6) рассмотреть правовые основы определения платы за земельные участки, предоставляемые из публичной собственности;
7) выявить особенности предоставления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без проведения торгов в частную собственность путем переоформления ранее возникших прав;
8) определить и проанализировать отдельно предоставление находящихся в публичной собственности земельных участков без проведения торгов: в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное пользование.
При исследовании вопросов, затрагиваемых в выпускной (квалификационной) работе, использовались такие методы, как изучение и анализ научной литературы, нормативно-правовых актов; изучение и обобщение отечественной практики. В частности, использовались труды таких деятелей как С. А. Боголюбов, Е. С. Болтанова, А. П. Анисимов, Ю. А. Умеренко, Н. Г. Жаворонкова. Работы вышеуказанных авторов позволили раскрыть понятие «предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов». Структура работы состоит из введения, оглавления, трёх глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены общие положения о предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности, без торгов.
Во второй главе выявлены виды и дана правовая характеристика отношений по предоставлению земельных участков из государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в собственность.
В третьей главе проанализированы отношения по предоставлению находящихся в публичной собственности земельных участков без торгов в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное пользование.
В заключении сделаны выводы в выпускной (квалификационной) работе.
Таким образом, предоставление земельных участков, находящихся в публичной собственности, без проведения торгов - это передача находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам или юридическим лицам на праве собственности, аренды, праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования в установленном законодательством порядке.
Было установлено, что отношения по предоставлению находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков регулируются земельным законодательством. Со вступлением в силу Закона № 171-ФЗ в 2015 году произошло ограничение регионального и местного вмешательства в вопросы предоставления земельных участков, урезание полномочий субъектов Российской Федерации в вопросах предоставления земельных участков; вся нагрузка по предоставлению участков легла на федеральный уровень законодательства. В то же время, несмотря на главенствующую роль федерального законодательства, который устанавливает рамки правового регулирования земельных отношений, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям была предоставлена определённая степень свободы: в установлении дополнительных случаев предоставления земельных участков, норм предоставления земельных участков, в определении размера цены предоставляемого на праве собственности земельного участка и размера арендной платы за земельный участок, а также в предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Мы пришли к выводу, что в круг объектов отношений по представлению земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, входят земля как природный объект и природный ресурс, как земельный участок, как часть земельного участка, а в круг субъектов - лица, которым предоставляются названные земельные участки (первая группа) и лица, которые соответственно предоставляют эти земельные участки (вторая группа). В первой группе субъектами отношений по представлению находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков являются физические, юридические лица и публично¬правовые образования, во второй - исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
С принятием ЗК РФ и внесением в него существенных дополнений в 2014 году, впервые законодатель исчерпывающим образом закрепил на федеральном уровне основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка.
Предоставление земельных участков из публичной собственности без проведения торгов осуществляется на основании решения органа государственной власти (или органа местного самоуправления), договора купли-продажи, аренды либо безвозмездного пользования земельным участком. Вышеуказанный перечень оснований является исчерпывающим. Введя данный перечень оснований, законодатель исходил из узкого понимания предоставления земельных участков, а именно расценивал их как действия уполномоченных органов по передаче гражданам или юридическим лицам земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование земельным участком.
Мы пришли к выводу, что предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов в частную собственность - это процесс «разгосударствления» собственности, который осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи данных объектов государственной, муниципальной и неразграниченной муниципальной собственности физическим или юридическим лицам в порядке, установленным специальным законодательством, с образованием на этой основе частной собственности. Такой механизм приобретения частной собственности подразделяется на первоначальное предоставление земельного участка и переоформление ранее возникших прав на земельные участки.
Предоставление земельного участка является первоначальным, если до момента передачи земельный участок не находился на каком-либо праве у иного лица. Земельные участки предоставляются в собственность или на основании договора купли-продажи, или на основании решения органа государственной власти (органа местного самоуправления).
Переоформление ранее возникших, производных от публичной собственности, прав на земельные участки является одним из проявлений термина «предоставление земельных участков» в более широком смысле. Вышеуказанное предоставление участков осуществляется как на платной, так и бесплатной основе. Кроме прав постоянного (бессрочного) пользования либо прав пожизненного наследуемого владения переоформление происходит и в отношении других прав (аренды, безвозмездное пользование).
Кроме предоставления находящегося в публичной собственности земельного участка на праве собственности возможно предоставление участка и на иных правах. В частности, это предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное пользование. Основанием для предоставления участка в аренду либо в безвозмездное пользование является заключение договора аренды либо безвозмездного пользования земельным участком соответственно; для предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования - решение уполномоченного органа. Перечень лиц, которым участки могут быть предоставлены на вышеуказанных правах, и основания их предоставления ограничены законом. В настоящее время земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование только землепользователям, указанным в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ. Стоит отметить, что предоставление на праве безвозмездного пользования земельных участков является своеобразным «мостиком» для приобретения таких земельных участков в последующем на праве собственности.
Было установлено, что отношения по предоставлению находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков регулируются земельным законодательством. Со вступлением в силу Закона № 171-ФЗ в 2015 году произошло ограничение регионального и местного вмешательства в вопросы предоставления земельных участков, урезание полномочий субъектов Российской Федерации в вопросах предоставления земельных участков; вся нагрузка по предоставлению участков легла на федеральный уровень законодательства. В то же время, несмотря на главенствующую роль федерального законодательства, который устанавливает рамки правового регулирования земельных отношений, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям была предоставлена определённая степень свободы: в установлении дополнительных случаев предоставления земельных участков, норм предоставления земельных участков, в определении размера цены предоставляемого на праве собственности земельного участка и размера арендной платы за земельный участок, а также в предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Мы пришли к выводу, что в круг объектов отношений по представлению земельных участков из земель, находящихся в публичной собственности, входят земля как природный объект и природный ресурс, как земельный участок, как часть земельного участка, а в круг субъектов - лица, которым предоставляются названные земельные участки (первая группа) и лица, которые соответственно предоставляют эти земельные участки (вторая группа). В первой группе субъектами отношений по представлению находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков являются физические, юридические лица и публично¬правовые образования, во второй - исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
С принятием ЗК РФ и внесением в него существенных дополнений в 2014 году, впервые законодатель исчерпывающим образом закрепил на федеральном уровне основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка.
Предоставление земельных участков из публичной собственности без проведения торгов осуществляется на основании решения органа государственной власти (или органа местного самоуправления), договора купли-продажи, аренды либо безвозмездного пользования земельным участком. Вышеуказанный перечень оснований является исчерпывающим. Введя данный перечень оснований, законодатель исходил из узкого понимания предоставления земельных участков, а именно расценивал их как действия уполномоченных органов по передаче гражданам или юридическим лицам земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование земельным участком.
Мы пришли к выводу, что предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов в частную собственность - это процесс «разгосударствления» собственности, который осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи данных объектов государственной, муниципальной и неразграниченной муниципальной собственности физическим или юридическим лицам в порядке, установленным специальным законодательством, с образованием на этой основе частной собственности. Такой механизм приобретения частной собственности подразделяется на первоначальное предоставление земельного участка и переоформление ранее возникших прав на земельные участки.
Предоставление земельного участка является первоначальным, если до момента передачи земельный участок не находился на каком-либо праве у иного лица. Земельные участки предоставляются в собственность или на основании договора купли-продажи, или на основании решения органа государственной власти (органа местного самоуправления).
Переоформление ранее возникших, производных от публичной собственности, прав на земельные участки является одним из проявлений термина «предоставление земельных участков» в более широком смысле. Вышеуказанное предоставление участков осуществляется как на платной, так и бесплатной основе. Кроме прав постоянного (бессрочного) пользования либо прав пожизненного наследуемого владения переоформление происходит и в отношении других прав (аренды, безвозмездное пользование).
Кроме предоставления находящегося в публичной собственности земельного участка на праве собственности возможно предоставление участка и на иных правах. В частности, это предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное пользование. Основанием для предоставления участка в аренду либо в безвозмездное пользование является заключение договора аренды либо безвозмездного пользования земельным участком соответственно; для предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования - решение уполномоченного органа. Перечень лиц, которым участки могут быть предоставлены на вышеуказанных правах, и основания их предоставления ограничены законом. В настоящее время земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование только землепользователям, указанным в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ. Стоит отметить, что предоставление на праве безвозмездного пользования земельных участков является своеобразным «мостиком» для приобретения таких земельных участков в последующем на праве собственности.
Подобные работы
- ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере приобретения обязательственных прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - Публично-правовые основания возникновения права собственности на земельные участки
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В Г. КРАСНОЯРСКЕ
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Договор аренды земельного участка
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



