Введение 3
Глава 1. Ознакомление дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности 7
1.1 Характеристика проектной деятельности в ДОО 7
1.2 Ознакомление детей старшего и подготовительного дошкольного
возраста с родным краем 12
1.3 Организация проектной деятельности с детьми 5-7 лет 18
Глава 2. Исследование проектной деятельности, как средства ознакомления детей 5-7 лет с родным краем 27
2.1 Изучение знаний и представлений детей 5-7 лет о родном крае 27
2.2 Разработка и апробация программы проектной деятельности по
ознакомлению детей с родным краем 37
2.3 Оценка эффективности проектной деятельности при ознакомлении детей
с родным краем 55
Заключение 60
Список литературы
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно¬познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.
В каждом крае есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
В комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой, уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.
Актуальность темы связана с проблемой сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Республики Татарстан. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Анализ литературы по проектированию в дошкольном образовании показал, что технологии проектирования, связанные с организацией самостоятельной и совместной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и педагогов, описаны и проанализированы в ряде научных и практико-ориентированных публикаций (В.П. Бедерханова, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Е.М. Митрофанова и др.). Однако проблеме использования проектной деятельности в процессе ознакомления детей с родным краем исследований посвящено недостаточно.
Объект исследования: процесс ознакомления детей разного возраста с родным краем.
Предмет исследования: проектная деятельность как процесс ознакомления детей разного возраста с родным краем.
Цель работы: изучить влияние проектной деятельности на процесс ознакомления детей разного возраста с родным краем.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования представлений о родном крае посредством проектной деятельности.
2. Выявить уровень сформированности представлений о родном крае у детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать исследовательские и творческие проекты по формированию представлений о родном крае у детей разного возраста.
4. Проанализировать результаты проведенной работы.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанные и апробированные исследовательские и творческие проекты будут эффективно влиять на процесс формирования представлений о родном крае у дошкольного возраста.
Для изучения данного вопроса были выбраны следующие методы и методики: теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью детей, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования данные и разработанный план работы могут помочь педагогам при составлении рабочих программ. Материалы исследования могут быть использованы для обогащения знаний воспитателей ДОО и родителей.
База исследования: МДОУ д/с № 39 г. Елабуга. В исследовании участвовали дети разновозрастной группы, возраст которых составил 5-7 лет. Количество испытуемых 32 человека.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая главы), заключения и списка использованной литературы Работа иллюстрирована таблицами и диаграммой.
Апробация результатов исследования: результаты опытно¬экспериментальной апробировались в рамках Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки: современный взгляд на изучение актуальных проблем» (г. Севастополь 2018 год), а так же в Международной научно- практической конференции «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» ( г. Самара 2018 год) .
На основании теоретического анализа литературы были сформулированы следующие положения:
Большое значение для ознакомления с родным краем детей имеет их активная, разнообразная деятельность. Содержание деятельности должно согласовываться с задачами воспитания, а форма быть доступной каждому ребенку и соответствовать содержанию.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Исследование проводилось с 10 октября по 20 февраля на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Килэчэк- будущее» Елабужского муниципального района РТ. В исследовании принимали участие 32 ребенка.
Целью нашего исследования являлось выявление влияния проектной деятельности на процесс ознакомления детей разного возраста с родным краем.
Результаты первичного исследования позволили определить трудности, свойственные детям группы с низким уровнем знаний и представлений о родном крае.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1. Выявление уровня сформированности представлений о родном крае у детей 5-7 лет. На этом этапе были выявлены дети с низким, средним и высоким уровнем знаний и представлений о родном крае и сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа проходила процесс знакомства с родным краем традиционным методом, экспериментальная группа с помощью проектной деятельности.
2. Разработка и апробирование проекта « Родной край» по формированию представлений о родном крае у детей 5-7 лет. Проект состоит из 4-х разделов: «Моя семья», «Мой детский сад», « Достопримечательности города», «Моя Республика Татарстан». Через все разделы проходят темы рекомендованные программой воспитания и обучения в ДОО под редакцией М.А.Васильевой и в разработках Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, В.Н. Аванесова. Все разделы содержат в разностороннюю информацию о ДОО, городе Елабуга, Республике Татарстан. Через все проекты проходит тема природа нашего края. В реализации проектов принимал участие музыкальный руководитель. Во всех проектах принимали активное участие родители дошкольников.
3. Оценка эффективности проектной деятельности при ознакомлении детей с родным краем. На этом этапе повторное исследование показало, что знания и представления детей значительно возросли. Возросла речевая активность детей, интерес к исследовательской деятельности. После сравнения полученных данных мы пришли к выводу, что проектная деятельность способствует успешному, результативному освоению дошкольниками новой информации.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: использование проектной деятельности в педагогическом процессе сделает процесс ознакомления старших дошкольников с родным краем более эффективным.
1. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990
2. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
4. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. оборазования высш. пед. учеб. заведений / Под ред.: С.А. Козлова - М.: Академия, 2002.
5. Маханёва М. Д.. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2004.
6. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты занятий. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 112 с.
7. Рыбакова И.Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Ж. «Дошкольное воспитание».- 2003. - № 5.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - синтез, 2010.
9. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
10. Рыбалкова И.Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
11. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
12. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки / Г.Л. Ильин - М., ИЦ ПКПС, 2008.
13. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. - М.: Линка-Пресс, 2009.
14. Коновалова О.Б. Социальное проектирование / О.Б. Коновалова, Ж.В. Рыжова. - Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.
15. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2009. - С. 56.
16. Никифорова О.В. Управление проектами / О.В. Никифорова // Управление ДОУ. - 2009. - № 1.
17. Евдокимова Е.С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе / Е.С. Евдокимова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 3.
18. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
19. Гутник Г.В. Проектное управление качеством образования в регионе / Г.В. Гутник // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2
20. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. - 2000. - № 7.
21. Курбатов В.И. Социальное проектирование / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009.
22. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Штанько // Управление ДОУ. - 2004. - №4. Т - С. 99 - 101.
23. Варенцова Н.С. Наш опыт в проектной деятельности / Н.С. Варенцова // Современное дошкольное образование. - 2009. - № 3. - С. 51-55.
24. Кисилева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005
25. Белолуцкая А.К. Организация детской проектной деятельности ДОУ / А.К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование - 2009. - № 4. - С. 44-50.
26. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду / Н.Е. Веракса // Современное дошкольное образование. - 2008. - № 5. - С. 47-52.
27. Пособчук О.Н. Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению // - Пермь: Меркурий, 2015.- С. 107-109.