Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «тревожность» 10
1.2 Специфика тревожности у детей младшего школьного возраста с
соматическими заболеваниями 26
1.3 Формы и методы психолого-педагогической коррекции тревожности у
детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями 36
Выводы по главе 1 51
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по психолого¬
педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями 54
2.1 Организация и методики эксперимента 542.2 Изучение тревожности и степени ее выраженности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями (результаты констатирующего этапа) 57
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями 68
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями 77
Выводы по главе 2 83
Заключение 86
Список литературы 90
Приложения
Актуальность проблемы исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социологических потребностей.
В «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
Как считают многие исследователи, например, А.М. Прихожан [31], за последние десять лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления.
В связи с этим все острее встает вопрос о психолого-педагогической коррекции тревожности у детей с соматическими заболеваниями. Актуальность проблемы значительно обостряется тем, что многочисленные статистические данные, результаты лонгитюдных исследований последних лет констатируют резкое ухудшение здоровья населения России. В течение последнего десятилетия наблюдается десцелерация, то есть замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступающих в школу, уже имеют хроническую патологию.
В связи с этим наипервейшая задача образовательного учреждения для детей с соматическими заболеваниями заключается в создании таких условий, при которых у ребенка развиваются такие социально-желательные свойства личности, как компромиссность, предприимчивость, практичность, мобильность, деловитость и т.д.
В отечественной психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях.
Р.Мэй [27] и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью). Ряд ученых рассматривают тревожность как социально-обусловленное свойство личности. Так К.Изард называет тревожность «.специфически социализированной эмоцией» [17, с. 78].
Экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация. В этом же аспекте анализирует тревожность А.Ф.Корниенко [22]. На основании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежно коррелирует с социометрическим статусом во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). Она делает вывод о том, что «.тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения» [22, с. 78]. По снижению тревожности и ее преодолению работали многие психологи и педагоги. А.М. Прихожан [31] разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми, были выделены способы преодоления тревожности у детей.
Изучению проблемы тревожности посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов: А. Адлер, П.П. Гайденко, А.И. Захаров, К. Изард, Н.Д. Левитов, АМ. Прихожан, Р. Сарасон, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.
В современном обществе социальное становление ребенка проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной социальной и нравственной эффективности школьного образования и воспитания, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности ребенка, позволяющих ему чувствовать себя уверенно, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Вызывает обеспокоенность низкая эффективность социализации школьников, причиной которой являются: нестабильность экономики страны, кризис морально-нравственных устоев общества, рост криминогенности и ограничение участия родителей в жизни детей.
Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет нервно-психические отклонения, что приводит к нарушениям эмоционально-личностных отношений и нередко толкает детей к асоциальным формам поведения, являющимся проявлением неадекватной социализации в детстве, которая сформировала дефектную психосоциальную матрицу неэффективного взаимодействия с собой, с социумом.
Особенности проявления тревожности у младших школьников, в том числе с соматическими заболеваниями, рассматривали Т.И. Агапова, А.С. Белкин, Т.К. Большакова, Ю.Г. Грачев, И.Ф. Дементьева, В.И. Каверина, А.А. Католиков, Л.С. Кочкина, Б.А. Куган, Г.М. Сысоева, Л.Р. Ягудина .
Несмотря на то, что проблема тревожности изучена достаточно в психолого-педагогической литературе, однако мало изученным остается вопрос о формах и методах психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью развития полноценной личности, умеющей противостоять внешним и внутренним проблемам, и недостаточно разработанным содержанием, формами и методами психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
Это противоречие выражается в форме проблемы: каковы содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями?
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
Объект исследования - процесс психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
Предмет исследования - содержание, формы и методы психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования основывается на предположении и том, что процесс психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями будет эффективным если:
- опираться на сущность и характеристику понятия «тревожность»;
- учитывать специфику тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями;
- на основе выявленных форм и методов психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями разработать и реализовать программу «Мир без тревожности»
Нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятия «тревожность».
2. Раскрыть специфику тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
3. Разработать программу психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
Методологической и теоретической основой исследования является важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных и отечественных ученых и их научные идеи, касающиеся вопросов изучения, профилактики и коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями (А. Адлер, Т.И. Агапова, А.С. Белкин, Т.К. Большакова, П.П. Гайденко, Ю.Г. Грачев, И.Ф. Дементьева, А.И. Захаров, К. Изард, В.И. Каверина, Л.С. Кочкина, Б.А. Куган,Н.Д. Левитов, АМ. Прихожан, Р. Сарасон, Ч. Спилбергер, Г.М. Сысоева, Ю.Л. Ханин, Л.Р. Ягудина и др.).
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, тестирование;
- качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 168 с продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани, в исследовании приняли участие 47 детей младшего школьного возраста, учащиеся 3-4 х классов.
Научная новизна: в исследовании разработана программа психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями, доказана ее эффективность в работе с детьми младшего школьного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработана и выявлена эффективность программы «Мир без тревожности», предполагающей применение разнообразных форм и методов педагогического воздействия.
Собранные и апробированные материалы могут использоваться в работе педагогов-психологов, социальных педагогов с целью психолого-педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста; при подготовке студентов к семинарским занятия, для подготовки к прохождению практики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что феномен тревожности рассматривался большим количеством исследователей. Исследованием проблемы тревожности занимались многие отечественные (А.М. Прихожан, А.И. Захарова, Н.Д. Левитова, И.В. Дубровина, Е.Б. Ковалева и др.) и зарубежные ученые (А.И. Миллер, Р.Мэй, К. Хорни и др.).
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам придти к следующим выводам:
1. Подвергнутые рассмотрению нами теории позволяют сделать вывод о том, что взгляды в изучении тревожности различны. Все же, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает отрицательное воздействие на психику человека. Тревожность изучается большинством авторов в тесной взаимосвязи со страхом, так как страх является беспристрастным выражением тревоги. Однако одни исследовательницы обращают внимание на тревогу как первичную реакцию, другие на боязнь как фактор, пробуждающий состояние тревожности.
2. В нашей работе мы определяем тревожность как индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
3. Подчеркивают два основных вида тревожности. Ситуативная тревожность, то есть вызванная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, начинаться у любого человека в кануне вероятных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою позитивную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, разрешающим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
Личностная тревожность может подвергаться рассмотрению как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не предполагают.
4. Мы выявили, что тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и стресса, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них.
5. Нами выделены следующие формы и методы психолого¬педагогической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями: игротерапия, психогимнастика, арт-терапия, отазкотерапия, ^цианьно-психологический тренинг.
6. Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе уровни ситуативной тревожности распределились следующим образом - очень высокий уровень 50%, высокий уровень 50%; уровни личностной тревожности - очень высокий 65%, высокий - 35%. В этой группе преобладающей является личностная тревожность.
В группе испытуемых доминирующим фактором тревожности является общая тревожность в школе (16,2), находясь в школе дети испытывают дискомфорт, все, что связано с различными формами включения в школьную жизнь вызывает у детей сильнейшее чувство дискомфорта, тревожности стресса, дети неуверенны в себе, испытывают ощущение непреодолимых трудностей.
Также выявлен такой фактор, как фрустрация потребности в достижении успеха (8,4), мы выяснили, что дети даже не пытаются достигнуть успехов в учебе или какой-либо другой деятельности, связанной со школьной жизнью.
Мы выяснили, что для группы испытуемых характерен такой фактор, как переживание социального стресса (7,3), т.е. стресс в основном связан с системой межличностных отношений, дети бояться быть отвергнутыми группой, оказаться объектом насмешки со стороны одноклассников, испытывают комплекс неполноценности во взаимоотношениях.
Еще один доминирующий фактор тревожности - проблемы и страхи в отношении с учителями (4,7), т.е. у этих детей наблюдается общий негативный фон общения с учителем, что снижает успешность обучения. Очень часто педагоги сами являются провокаторами тревожности детей, так как многие не знают возрастных особенностей, не учитывают индивидуальные особенности, а работают по привычке, что вызывает у детей тревожность.
7. На основании анализа литературы мы посчитали, что наиболее эффективным средством преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями являются такие формы и методы, как игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, социально-психологический тренинг. Данные формы и методы легли в основу программы «Мир без тревожности», направленной на психолого¬педагогическую коррекцию тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
8. Экспериментальная проверка эффективности программы «Мир без тревожности» показала, что она достаточно эффективна при работе с тревожными детьми с соматическими заболеваниями. Мы получили достоверные данные, что данная программа способствует снижению тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
9. Все полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики, анализ результатов с помощью t-критерия Стьюдента показал нам, что: различия между средними значениями ситуативной тревожности до эксперимента и после его проведения - достоверны, так как (Гэмп= -4,2 при р <0,01); различия между средними
значениями личностной тревожности до эксперимента и после его проведения - достоверны, так как ^м^кр Дэмп= -7,6 при р <0,01); различия между средними значениями показателя общей тревожности в школе до эксперимента и после его проведения - достоверны, так как ^м^кр (Гэмп= -5,8 при р <0,01); различия между средними значениями показателя переживания социального стресса до эксперимента и после его проведения - достоверны, так как ^м^кр Дэмп= -5,7 при р <0,01); различия между средними значениями показателя проблем и страхов в отношении с учителями до эксперимента и после его проведения - достоверны, так как Г,мп>кр Дэмп= -5,4 при р <0,01).
Таким образом, мы можем утверждать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями будет эффективным при использовании коррекционной программы «Мир без тревожности», предполагающей применение различных форм и методов (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, социально-психологический тренинг) нашла свое подтверждение в ходе опытно-экспериментальной работы.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Вери.-2009. - 256 с.
2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - СПб: Речь, 2002. - 560 с.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: ПЕРСЭ, 2010. - 254 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
5. Большакова В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю. Большакова. - Спб.: Социально-психологический центр, 2010. - 380 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Просвещение, 2010. - 290 с.
7. Васильков Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика / Ю.В. Васильков, Т.А. Василькова. - М.: Просвещение, 2009. - 329 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления
критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство
Московского университета. - 2004. - 156 с.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Гардарики, 2008. - 417 с.
10. Винокур В.А., Веригина А.Ю. Психосоматическое значение тревоги и алекситимии в развитии артериальной гипертензии // IV Клинические Павловские чтения. Тревога. - СПб., 2002. - С. 32-34
11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2009. - 288 с.
12. Гинзбург М.Р. Путь к себе / М.Р. Гинзбург. - М.: Педагогика, 2001. - 160 с.
13. Дарвин Чарльз. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. - СПб.: Питер, 2001. - 384с.
14.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2005. - 267 с.
15. Иванов С.И. Одинокие дети. Записки детского врача / С.И. Иванов. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 344 с.
16. Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания / Е.А. Леванова. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
17. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 464с
18. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. - М.: Варгус, 2002. - 326 с.
19. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и
соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
20. Киртбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита / Э.И. Кирбаум, А.И. Еремеев. - М.: Смысл, 2009. - 367 с.
21. Кон И.С. Какими они себя видят? // Популярная психология для родителей /И.С. Кон. - М.: Педагогика, 2008. - 256 с.
22. Корниенко А.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие / А.Ф. Корниенко.- Казань: Казанский пед. ун-т, 2003. - 148 с.
23. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. - СПб: Речь, 2002. - 314 с.
24. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов //Вопросы психологии. - 2009. - №1. - С. 131-138
25. Малкова Е.Е. Психодиагностическая методика многомерной оценкидетской тревожности: пособие для врачей и психологов / Е.Е. Малкова. - СПб.: Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2007. - 34 с.
26. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. - 816 с.
27. Мэй Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. - М.: Владос, 2011. - 344 с.
28. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008.
29. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Сост. Т.В. Азарова О.И. Барчук Т.В. Беглова: Под.ред. М.Р. Битяновой. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
30. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2.
- С.11-17
31. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А.М Прихожан. - М.: Владос, 2000. - 356 с.
32. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе / А.С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 2005. - 140 с.
33. Психология личности: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2007. - 367 с.
34. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. яз. / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 2004. - 480 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2009. - 478 с.
36. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ- признаков тревожности у человека / Н.Е. Свидерская, В.Н. Прудников, А.Г. Антонов // Журнал высшей нервной деятельности. - 2001. - Т.51.
- №2. - С.158-165.
37. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2011. - 144с.
38. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов / Психология эмоций: Тексты / Б. Спиноза. - М.: Просвещение, 2004. - 249 с.
39. Справочное пособие по социальной работе / под ред. А.М. Павлова, Е.И. Холостовой. - М: Владос, 2007. - 329 с.
40. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 2010. - 448 с.
41. Хорни К. Невроз и рост личности / К. Хорни. - М.: Академический проект, 2008. - 150 с.
42.Чутко Л.С. Тревожные расстройства у детей и подростков // Тревожные расстройства в общеврачебной практике: руководство для врачей / под ред. Л.С. Чутко. - СПб.: ЭЛСБИ-СПб., 2010. - С. 55-74
43.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2008. - 311 с.
44.Ясперс Карл. Всемирная история философии: введение / К. Ясперс / Пер. с нем. - СПб.: Наука, 2009. - 272 с.