Введение 3
1. Теоретические основы интегрированных маркетинговых коммуникаций 5
1.1. Сущность цели и задачи интегрированных маркетинговых коммуникаций 5
1.2. Виды, методы и функции интегрированных
маркетинговых
16
1.3. Оценка эффективности комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций 22
2. Анализ интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности АО
«Скат» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 27
2.2. Анализ финансово - экономических и маркетинговых показателей
деятельности предприятия АО «Скат» 38
2.3. Исследование комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций
АО «Скат» 48
3. Рекомендации по совершенствованию комплекса интегрированных
3.3. Оценка экономической эффективности разработанных
рекомендаций 74
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения 88
Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК), на сегодняшний
день являются одним из центральных компонентов коммуникационного
процесса. ИМК привлекают к себе пристальное внимание многих практикантов
и ученых. Применение ИМК следует рассматривать как одно из важных
направлений деятельности любых предприятий, которое нацелено на
установление его взаимосвязей с каждым участником маркетинговой среды для
обеспечения стабильной работы.
Наблюдающаяся тенденция диверсификации деятельности, которая
характеризуется объединением в рамках одного предприятия, в очередной раз
подтверждает необходимость интегрировать все имеющиеся возможности и
инструменты маркетинговых коммуникаций для получения синергетического
эффекта. Формирование системы ИМК, которая обеспечивает согласованность
сообщений, непротиворечивость отдельных рекламных обращений, явно
облегчает процесс восприятия потребителем получаемой информации и
обуславливает успешное существование фирмы, в условиях изменяющейся
внешней среды.
Формирование комплекса интегрированных маркетинговых
коммуникаций на практике затруднено отсутствием единого подхода к их
использованию. Разработка коммуникационной политики предприятий4
осуществляется без учета специфики данной сферы. Этим и обусловлена
актуальность моей работы.
Целью данной работы является разработка рекомендаций
по совершенствованию комплекса интегрированных маркетинговых
коммуникаций для торгового предприятия на примере ОАО «Скат».
Основными задачами, которые обеспечивают реализацию поставленной
цели, являются:
а) исследовать сущность, задачи и цели ИМК;
б) анализ методов и функций интегрированных маркетинговых
коммуникаций,
в) характеристика методов оценки эффективности комплекса
интегрированных маркетинговых коммуникаций торгового предприятия,
г) дать общую характеристику АО «СКАТ»;
д) провести анализ интегрированных маркетинговых коммуникаций в
деятельности магазина;
е) предложить мероприятия по совершенствованию комплекса
интегрированных маркетинговых коммуникаций в АО «СКАТ».
Предметом исследования является совокупность организационных
отношений, которые складываются в процессе формирования и применения
интегрированных маркетинговых коммуникаций на предприятиях.
Объектом исследования в работе выступает АО «СКАТ».
Методологическим основанием в выпускной работе выступают труды
российских и зарубежных авторов, таких как Акопян Т.А., Варли Р., Голова А.А.,
Канаян К., Мальков М.В., Тейн Е., Токина О.С., Шевченко А.В. и др.,5
Информационной базой исследования являются данные магазина АО «СКАТ» за
2015-2017 гг.
Практическая значимость работы заключается в
возможности использования разработанных рекомендаций по внедрению
интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности АО «СКАТ».
Структурно работа состоит из введения, 3х глав, заключения, списка
использованных источников и пр
За последние годы мы стали свидетелями беспрецедентных изменений в
маркетинге. Связано это со многими факторами: в связи с высокой конкуренцией
многие компании вынуждены тратить большое количество денег и сил на88
продвижение товара, на создание уникального товара и совершенно новых
товаров.
Большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности.
Менеджеры оснащены портативными компьютерами, с помощью которых стало
возможным контролировать запасы товаров на складах и деятельность самих
конкурентов. Можно отметить интенсивное развитие технологий в целом,
которые облегчают работу предприятия.
В наши дни маркетинг приобрел высокую значимость на рынке.
Недостаточно иметь хороший товар или услугу. Современный маркетинг
ориентирован не только на то, чтобы создать товар и удовлетворить потребности.
Торговые предприятия должны налаживать коммуникации со своими
потенциальными клиентами. На сегодняшний день прекрасно работает и влияет
на потребителей маркетинг впечатлений. Многие клиенты ходят за товаром или
услугой ради того, чтобы получить те самые впечатления, будь то магазин или
предприятие общественного питания. Потребителя «погружают» в мир продукта
для того, чтобы получить коммерческую выгоду. Информация запоминается
лучше на фоне впечатлений: потребитель чувствует энтузиазм. Действительно,
эффективные коммуникации с потребителями – залог успеха любой компании.
В то же время экономический спад на многих предприятиях приводит к
сокращению бюджетов маркетинга и вызывает необходимость поиска
экономичных и в то же время эффективных способов общения с потребителями.
В связи с ростом потребностей и изменений в социальной среде на смену
понятию «маркетинговые коммуникации», приходит новое понятие:
«интегрированные маркетинговые коммуникации». Эти два, казалось бы,
похожих между собой понятия сильно отличаются. Многие компании уже
перешли на новый уровень коммуникаций с потребителями, однако, не всем
удалось это сделать. В данной работе рассмотрено понятие «интегрированных
маркетинговых коммуникаций» на основе компании АО «Скат».89
Акционерное общество «Спорткультавтотовары» учреждено в
соответствии с Указом Президента Республики Татарстан «О мерах по
преобразованию государственных предприятий, организаций и объединений в
акционерные общества» от 26.09.1992 года №УП-466. Общество является
правопреемником Татспорткультторга и владеет сетью магазинов, складскими
помещениями.
Цель интегрированной кампании АО «Скат» - добиться повышения
эффективности коммуникаций, укрепления приверженности клиентов именно к
этому торговому предприятию, заставить говорить о нем, распространять
информацию как можно большему количеству людей и увеличение продаж.
При создании информационных сообщений компания АО «Скат»
выбирает рациональный тип призыва, так как на него больше всего реагируют
деловые покупатели, разбирающиеся в классе товара, его ценности и способные
объяснить другим мотивы своего выбора.
По результатам рассмотренного комплекса маркетинга в АО «Скат» были
выявлены следующие текущие проблемы:
Выявленные проблемы в ценовой политике касаются неудобной
дисконтной системы для покупателей.
Минусом распределительной политики компании является нехватка
магазинов сети в пригородных районах г. Казани, что вызывает сложности для
покупателей в поиске магазина.
Компания не занимается активным SEO-продвижением.
Что касается маркетинговых коммуникаций, то основной проблемой
является слабость рекламной кампании и неосведомленность большинства
потребителей о проводимых пиар мероприятиях компании являются слабыми
местами коммуникационной политики «Скат». Компани АО «Скат» следует
уделить внимание стимулирующим мероприятиям, здесь нужно подумать над90
разработкой и реализацией рекламного сопровождения для проводимого
мероприятия, возможно, изготовить креативные дизайнерские макеты и аудио-,
видеоролики, здесь же можно добавить и печатную продукцию. Все это имеет
место быть во время проведения масштабного мероприятия, к таким
мероприятиям важно тщательно подготовиться, показать свою продукцию с
лучшей стороны, ведь именно на таких массовых мероприятиях нужно активно
продвигать товар и расширять свою целевую аудиторию. Во время него можно
так же провести мини опрос, тем самым мы имеем возможность познакомиться
с клиентом. Помимо этого, у нас уже есть информация для базы данных, которая
может пригодится нам для E-mail рассылки.
Часто в общении с клиентами, пусть даже на тех же самых массовых
мероприятиях, мы можем столкнуться не только с положительными отзывами,
но и с негативом со стороны клиента. Здесь важно уметь правильно ответить, не
настаивать на своей точке зрения, а наоборот поддержать мнение клиента, а
затем аккуратно «перетянуть» его на свою сторону. С отрицательными отзывами
можно столкнуться и на странице сайта, и в социальной сети, и в блоге
обсуждений. Ответ на отрицательный отзыв должен быть уникальным, без
применения различных шаблонов, важно создать атмосферу сотрудничества.
«Обиженный» партнер/клиент, должен быть уверен в том, что сотрудник
пытается ему помочь в решении возникшей ситуации.
В целом, положение АО «Скат» на рынке можно оценить по финансовым
показателям из 2 и 3 главы.
Мы наблюдаем прирост выручки от продаж на +3%, на 2017 год она
составила 68 700 тыс. руб. Однако можно заметить прирост прочих расходов на
2017 год по сравнению с 2016 годом на 91%, можно предположить, что у
компании были штрафы, неустойки за нарушение условий договора. Мы так же
наблюдаем резкое снижение чистой прибыли, которая на 2016 год составляла 791
185 тыс. руб., а на 2017 год упала до 365 тыс. руб. Одной из причины этого может
быть и то, что текущий налог на прибыль значительно вырос, по сравнению с
предыдущим годом.
Итак, для того, чтобы повысить рентабельность, мы пришли к тому, что
для компании необходимо разработать мероприятия по продвижению. В
настоящее время для АО «Скат» большую актуальность должна приобрести
концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК),
координирующая все виды продвижения – рекламу, личные продажи,
стимулирование сбыта и PR, чтобы выйти ко всем целевым аудиториям с единым
сообщением.
Для совершенствования маркетинговых коммуникаций мы предлагаем: а)
рекламу на радио «ШАНСОН» и «РЕТРО FM» (ежегодные затраты
составили 99 000 руб.);
б) баннерная реклама (ежегодные затраты составили 135 000 руб.);
в) Public Relations (ежегодные затраты составили 200 000 руб.);
г) продвижение в социальных сетях «VK» и «Instagram» (ежегодные
затраты составили 56 000 руб.);
д) Email-рассылка (ежегодные затраты составили 24 000 руб.);
е) доработка сайта и SEO-продвижение (ежегодные затраты составили 130
000 руб.).
Итак, ежегодные затраты составили 664 тыс. рублей.
Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
показал, что после внедрения мероприятий выполняется важное условие
повышения эффективности продаж – быстрый рост прибыли по сравнению с
ростом затрат. Итак, срок окупаемости предложенных мероприятий 9 месяцев.92
Поэтому можно сделать вывод, что предложенные мероприятия
экономически эффективны
Закона РФ «О защите прав потребителей»: [в редакции от 9 января 1996
г.]. - информация о товарах. – ст. 10
2. Федеральный закон: [от 13 марта 2006 г.]. - №38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ.
– 2006. – № 12. – ст. 1232.
Стандарты
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Система менеджмента качества. Основные
положения и словарь». – 5 с.
Книги, монографии
4. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е европейское изд / Ф. Котлер, А. Гари.
- М.: Вильямс, 2015. - 752 c.
5. Голубкова, Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации:
Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Голубкова.
- Люберцы: Юрайт, 2016. - 344 c.93
6. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое
пособие / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 c.
7. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации: Учебник / А.А. Романов,
И.М. Синяева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. -
384 c.
8. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление: принципы управленческих
решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. - 3-е изд., перераб. и доп.
- М.: Эксмо: МИРБИС, 2008. - 508 с.
9. Ващенко А. Эффективно ли Ваше продвижение? // Рекламодатель:
теория и практика. –2013. -No6. –С. 109-118
10.Володина Е. Социальные сети: новый источник получения прибыли
или модная «пустышка»?//Рекламодатель: теория и практика. –2013.
No3. –С.
21-23
11.Герчикова, И. Н. Менеджмент: учебник для вузов / И. Н. Герчикова. –
Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. - 499 с.
12.Голубков, Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. -М., 2013. – 338
с.
13.Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск:
Современная школа, 2015. - 635 с.
14.Гончарова, И. В. Маркетинг туризма: учебное пособие / И. В. Гончарова,
Т. П. Розанова, М. А. Морозов, Н. С. Морозова. Москва: Федеральное
агентство по туризму, 2014. - 224 с
15.Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях. -М.: Альпина
Паблишер, 2013. –358с94
16.Клевцов Р. Современные тенденции онлайн-маркетинга // Рекламодатель:
теория и практика. –2013. –№10. –C. 16-23
17.Кожушко О. А., Чуркин И., Агеев А.; Интернет-маркетинг и
digitalстратегии. Принципы эффективногоиспользования:
учебное пособие //
Новосиб. гос. ун-т;Компания «Интелсиб». –Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015.
– 352 с.
18.Котанс, А. Я. Технология социально-культурного сервиса и туризма:
учебное пособие для вузов. / А. Я. Котанс. Москва: Флинта, 2014.- 384 с
19.Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс,
2016. - 752 c.
20.Кусов В. Социальные медиа для продвижения: Действия
рекламодателя.//Рекламодатель: теория и практика. –2013. – № 6. –
С. 83-95
21.Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России / И.В. Крылов. - М.:
Проспект, 2014. - 160 с.
22.Мазилкина, Е.И. Основы рекламы: Учебное пособие / Е.И. Мазилкина. -
М.:
Дашков и К, 2016. - 286 c.
23.Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В.
Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.
24.Морозова, Н.С. Этапы планирования рекламной кампании //
Социальногуманитарные знания. – 2014. — № 6. С. 19
25.Неретина Е. А., Макарец А. Б. Возможности и ограничения
использования маркетинга в социальных медиа для продвижения95
образовательных услуг вуза. // Известия высших учебных заведений.
Общественные науки. –2013. –№ 1. – C.126-135
26.Панкратов Ф.Г. Основы рекламы: Учебник / Ф.Г. Панкратов, Ю.К.
Баженов и др. - М.: Дашков и К, 2015. - 540 c
27.Панкратов Ф. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших
учебных заведений / Ф.Г. Панкратов, Ю. К.Баженов.- 4-е изд., перераб. и
доп. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2014. - 327
с.
28.Парабеллум А., Мрочковский Н., Калаев В. Социальные сети. Источники
новых клиентов для бизнеса. -М.: Питер, 2013. –176с
29.Реброва Н.П. Основы маркетинга: учебник и практикум / Н.П. Реброва. -
Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 c.
30.Решетько Н. И., Болгарина С. В. Основные принципы разработки
рекламной кампании / Н. И. Решетько, С. В. Болгарина // Молодой ученый.
2014. - №6.2.
- С. 30-32.
31.Розен Э. Анатомия сарафанного маркетинга. -М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2013. –228 с
32.Синяева И. М. Реклама и связи с общественностью: учебник для
бакалавров
/ И. М. Синяева, О. М. Романенкова, Д. А. Жильцов. Москва: Юрайт, 2015.
- 55 с.
33.Теплицкий А. Нестандартная реклама ― отличный способ, чтобы тебя
заметили // Рекламные технологии. ― 2014. ― № 4. – С.88.96
34.Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. -М.: Манн, Иванов и Фербер,
2013. –240с.
35.Чудновский А. Д. Управление потребительскими предпочтениями в сфере
отечественного туризма и гостеприимства, и основные направления
реализации туристского продукта: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М.
А. Жукова. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 304 с.
36.Шевцова Е. Идеальный план продвижения через социальные сети. - М.:
Вэб Инфо Продукт,2014. – 49с.
37.Шефер М. Маркетинг в твиттере. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224
с
Электронные ресурсы
38.Реферат по разработке комплекса маркетинга и его влияние на финансовые
результаты [Электронный ресурс]. – УДК 336.6. – 2010. – Режим доступа:
http://cinref.ru/razdel/03000marketing/12/226344.htm.
39.Конспект лекций по дисциплине «Маркетинговые коммуникации»
[Электронный ресурс] / Рекомендовано Учебно – Методическим Советом
СГУ. – 2016. – Режим доступа: http://mylektsii.ru/11-76883.html.
40.Маркетинговая политика коммуникаций [Электронный ресурс]. – 2013-
2018. – Режим доступа:
http://studbooks.net/40056/marketing/marketingovaya_politika_kommunikatsi
y.
41.Интернет-журнал об аналитике и практике красивого
бизнеса
[Электронный ресурс]. – 2014-2017. – Режим доступа:
https://www.dirsalona.ru/article/1015-otsenka-effektivnosti-reklamy.97
42.Официальный сайт «СКАТ». [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим
доступа: http://scat.ru/.