Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ И США

Работа №30482

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
566
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие гражданского воспитания школьников в России
1.2. Основные цели, задачи, формы и методы гражданского воспитания в школе
1.3. Формирование гражданского самосознания у школьников как социально - педагогическая проблема
1.4. Средства формирования гражданской культуры школьников
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РОССИИ И США
2.1 Формирование гражданского самосознания учащихся в условиях современной школы России
2.2 Основные модели формирования гражданского самосознания школьников в США
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ В РОССИИ И США С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В НИХ ЗНАЧИМЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
3.1. Сравнительный анализ целей и задач гражданского воспитания в России и США
3.2. Значимые исторические события в учебниках России и США (на примере второй мировой войны).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы


Обращаясь к современному состоянию гражданского воспитания в нашей стране, подчеркнем, что начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к отечественной системе образования, среди которых на первый план выдвигаются самореализация и социализация личности учащегося в обществе, способность к адаптации на рынке труда и подготовленность к жизни в современном многонациональном обществе. Усиление воспитательной функции образования предусматривает формирование у школьников таких качеств личности как гражданственность, патриотизм, ответственность, трудолюбие, нравственность, любовь к семье, Родине, бережное отношение к окружающей природе. В Концепции развития образования в РФ до 2020 определены приоритетные направления работы школы, среди которых главными стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского воспитания.
В нашем исследовании мы обращаемся к опыту гражданского воспитания в США. Несмотря на то, что в последнее время вновь осложнились российско- американские отношения, материалы американских СМИ по своему тону напоминают период «холодной войны», а в России наблюдаются «антиамериканские настроения» в определенных кругах, нельзя полностью отрицать богатый многовековой педагогический опыт США в области гражданского воспитания. По убеждению ведущего российского специалиста по сравнительной педагогике Б.Л. Вульфсона, «... школу нужно оберегать от националистического поветрия. ... В условиях существования разных партий и острой борьбы между ними школа должна быть по возможности ограждена от такой конфронтации. Это справедливо, как в отношении политических баталий, так и применительно к национальным отношениям. Тут учебные заведения должны быть поистине «экстерриториальны»» .
Считаем, что изучение опыта гражданского воспитания в США будет полезным для российской теории и практики в этой области по ряду причин. США, как и Россия, является поликультурной страной, что актуализирует проблему воспитания и обучения представителей разных национальностей, конфессий и культур как граждан единого государства. Педагогический опыт США, как родины большого числа иммигрантов, важен именно тем, что изначально это была территория проживания разрозненных переселенцев, что требовало особого подхода к решению проблем образования, усложненных, в первую очередь, языковыми и религиозными различиями иммигрантов. История становления гражданского воспитания в США насчитывает более двух веков и неразрывно связана с исторической и политической жизнью общества. Исследователи соотносят ее начало с провозглашением независимости США в 1783 г. и утверждением Конституции США в 1787 г. Данные исторические события актуализировали проблемы построения нового государства, сплочения людей как единой нации и воспитания активных граждан новой страны. Следует подчеркнуть важность появления Конституции США, как первой в мире письменной Конституции, оказавшей влияние на Конституции многих стран мира, включая Россию. Данный документ может являться отдельным предметом изучения для разных специалистов, но для нашего исследования принципиально важно то, что Конституция США впервые закрепила основы правового и демократического государства, что повлияло на цели и задачи воспитания гражданина страны. Вопросам гражданского воспитания в США посвящены немногочисленные диссертационные исследования отечественных ученых: проблемы нравственно-гражданского воспитания школьников в США и России ; гражданское образование учащихся в средней школе США ; содержание и методы гражданского образования молодежи в США ; политическая культура молодежи США ; гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах . Принципиальное отличие нашего подхода к изучению вопросов гражданского воспитания в США заключается в том, что мы рассматриваем данную проблему в поликультурном контексте. Показать тесную взаимосвязь гражданского воспитания и поликультурного образования необходимо, так как последнее обеспечило доступ к получению образования всеми гражданами США и явилось мощным стимулом развития гражданского воспитания в конце XX - начале XXI вв. В научной литературе США теория и практика гражданского воспитания учащихся во многом опирается на труды исследователей, изучающих современные проблемы поликультурного образования: Б. Байглоу, Б. Петерсен, К. Берайтер, С. Инглман, С. Болл, У.Бруковер, Дж. Бэнкс, К. Бэннет, У. Блэссингейм, М. Гибсон, Д. Голлник, Ф. Чинн, К. Грант, Ж. Гэй, Л. Делпит, Р. Дениэлс, Е. Коэн, Д. Ладнер, П. Лимерик, Г. Лэдсон-Биллингс, С. Ньето, Б. Сайзмор, К. Слитер, Д. Хеллинг и др.
Таким образом, актуальность темы обусловлена важностью проблемы гражданского воспитания молодежи в современном поликультурном обществе и мире, где уважение прав свобод человека, формирование гражданственности являются приоритетными направлениями образовательной политики.
Цель работы заключается в изучении проведении сравнительного анализа подходов к формированию гражданского самосознания в процессе обучения истории в России и США.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить труды российских и американских педагогов по вопросам гражданского воспитания и формирования гражданского самосознания у школьников.
2. Провести сравнение и анализ подходов к формированию гражданского самосознания учащихся в условиях современной школы России и США.
3. На примере Второй мировой войны проанализировать ряд учебников истории, изданных в России и США, с точки зрения репрезентации исторических данных.
Материалы и методы исследования. Основными источниками по проблеме послужили основополагающие теоретические труды американских ученых по вопросам гражданского воспитания и поликультурного образования, а также зарубежная педагогическая периодика, материалы образовательных ресурсных центров. В процессе исследования были использованы методы теоретического анализа научной литературы по данной проблеме, перевода, синтеза научных зарубежных трудов для выявления основных положений данного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспитание гражданина страны - одно из самых главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин- это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. К сожалению, в настоящее время школьное гражданско-патриотическое воспитание сошло на нет. кроме того, это затрудняется отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.
Таким образом, изучив теоретические основы исследования процесса формирования гражданского сознания и самосознания школьников, проведя анализ гражданского самосознания школьников России и США, пришли к следующим выводам:
1) разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, А.Дистервега и многими другими. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева,В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и др. Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в контекстах: социогенетического понимания развития личности, приобретения опыта коллективной деятельности (П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие); идейно-нравственного и правового воспитания учащихся (О.С.Богданова,З.И.Васильева, Б.З.Вульфов, Б.Т.Лихачев и другие). Проблемы формирования гражданственности, связанные с механизмом осознания учащимися общеобразовательных учреждений норм морали и права, вопросы воспитания гражданской сознательности и активности, а также гражданской зрелости нашли отражение в исследованиях Л.А.Доржиевой, В.И.Кожокарь, Г.А.Кузнецова, Н.И.Шевченко, М.И.Шиловой, Т.А.Шингирей и др. Воспитание гражданской зрелости школьников посредством создания правового пространства в школе рассмотрено в работах В.В.Башева, А.Н.Тубельского, И.Д.Фрумина. Однако процесс становления гражданского сознания старшеклассников в образовательном пространстве школы не нашел должного отражения в научных работах, хотя для его изучения есть возможность опираться на широкий спектр исследований различных аспектов этой проблемы;
2) в концепциях американских и российских ученых много общих взглядов на формулировку целей и задач гражданского воспитания, среди которых отметим: формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации; формирование чувства гражданского долга; воспитание толерантности; утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны; формирование здорового образа жизни, готовности к военной службе; формирование активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, в познании окружающего мира; консолидация деятельности школы, семьи и общественности. На наш взгляд, особенностью американских концепций гражданского воспитания является их обязательная нацеленность на достижение социальной справедливости в обществе, что предусматривает соответствующую подготовку школьников (умения распознавать дискриминационные действия и активно противостоять им; в период волонтерской работы взаимодействовать с представителями всех слоев общества, а не только с его «благополучной» половиной). Именно такой подход демонстрирует поликультурную направленность гражданского воспитания (отражает реальную картину американского общества и предписывает необходимые знания, умения и навыки поведения), что способствует становлению более зрелых и самостоятельных в социальном отношении граждан. Изучение американского опыта также позволяет выделить воспитательную функцию религии в системе профилактики девиантного поведения молодежи. Особенностью российских концепций является некоторая степень идеализации российского гражданского общества (в изученных концепциях отсутствуют такие понятия, как дискриминация в обществе, бедность населения, наркомания и алкоголизм в школах и т.п.), что придает задачам несколько декларативный характер и может изначально создавать у школьников неверные представления об обществе в котором им предстоит жить. Подчеркнем, что дискриминация является одним из главных препятствий на пути к демократии. Одним из ее проявлений является разжигание ненависти на национальной основе - актуальнейшая проблема современной России. Также недооценивается воспитательная роль общественно-полезного труда, который традиционно в школах носит принудительный характер и часто ограничивается уборкой прилегающей территории;
3) при анализе учебников по истории, изданных в России и США, пришли к выводу, что тема Второй мировой войны освещены по разному:
- специфические различия проявляются в том, что в российском учебнике основные мировые события представлены в достаточном объеме, в американском учебнике упор повествования сделан на события, происходившие не на мировой арене, а на территории США;
- отечественные учебники показывают вклад в победу всех стран- союзников, таких как, например, США или Англия; учебники американских авторов основное внимание уделяют роли США, при этом отношение к участникам Второй мировой войны неоднозначно: некоторые участники не упоминаются, роли других участников умалчиваются;
- в российском учебнике все же отмечается героизм народа, солдат, генералов. Установка на героизацию войны в американском учебнике полностью отсутствует.
таким образом, несмотря на то, что педагоги двух стран порой расставляют разные акценты в воспитательных ориентирах, общей является идея о том, что прогресс любого общества напрямую зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, духовно-нравственных ценностей, которыми он руководствуется в своих поступках. Подчеркнем, что обращение к зарубежному опыту важно не для механического заимствования готовых методик, а, прежде всего, для выявления наиболее ценных элементов опыта, что будет стимулировать процесс культурного взаимообогащения разных научных школ, которые при всех своих различиях влияют на развитие мировой науки в целом.



1. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: Дис. . докт. пед. наук. Якутск, 2002. -351с.
2. Андресюк, А.М. Формирование гражданской позиции учащихся в образовательно-воспитательном пространстве: автореф. дис. канд. пед. наук: [Текст] / А.М. Андресюк; Иркутский институт повышения квалификации работников образования. - Улан-Удэ, 2011. - 24 с.
3. Анисимов Р.И. Трансформация гражданской идентичности в России : автореф. дис. канд.социол. наук: 22.00.01 [Текст] / Р.И. Анисимов; Российский государственный гуманитарный университет. - М., 2011. - 24 с.
4. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Наука, 1987. - 64 с.
5. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 2(14). - С. 21-39.
6. Бессарабова И.С., Семисотнова О.А. Школа и религия в контексте поликультурного образования в России и США // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. №6 (26). С. 108-113.
7. Боголюбов Л.Н., Кинкулькин А.Т., Иванова Л.Ф. и др. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9. С. 13-19.
8. Бондарева И.И. Обобщающие уроки в курсе «Гражданское образование» // Начальная школа. 2004. №2. С. 42-44.
9. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 336 с.
10. Гладик В.А. Развитие гражданской компетентности старшеклассников в условиях государственно-общественного управления школой. - М.: Просвещение, 2010. 262 с.
11. Гревцева Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников // Начальная школа. 2005. №9. С. 14-16.
12. Голев А. В. Воспитание у старшеклассников гражданственности как интегрального качества личности: методическое пособие по педагогике. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1994. - 36 с.
13. Гражданское образование в современной школе: опыт реализации межпредметной модели: пособие для педагогов и работников образования. Калуга, 2001. - 200 с.
14. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. 23 с.
15. Зиятдинова Ю.Н. Современное состояние и тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США: дис. ...канд. пед. наук. - Казань, 2002. 181 с.
16. Иванов H.A. Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России. - Оренбург: ОИПКРО, 1999. 34 с.
17. Ковалева М.И. Нравственное воспитание учащихся старших классов (на примере России и США): дис. ...канд. пед. наук. - Кемерово, 2003. 211 с.
18. Крицкая Н.Ф. Современные тенденции развития гражданского образования. - Киров: ВятГГУ, 2005. 332 с.
19. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: цели, ценности, эффективность: монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 250 с.
20. Молодцова И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. 2007. № 1. С. 15-18.
21. Пивнева Л.Н. Особенности формирования политической культуры американского студенчества в высшей школе США, 1960-80-е гг. дис. ... д-ра политол. наук. - М., 1994. 375 с.
22. Рогова И.В. Содержание и методы гражданского образования учащейся молодежи США: дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2005. 170 с.
23. Сироткин О.В. Гражданское воспитание - приоритетное направление работы школы // Учитель. 2004. № 5. С. 32-34.
24. Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах на рубеже XX-XXI веков: дис. ...д-ра пед. наук. - Казань, 2012. 538 с.
25. Фахрутдинова А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США (конец 20 в.): дис. ...канд. пед. наук. - Казань, 2001. 170 с.
26. Зиятдинова Ю.Н. Современное состояние и тенденции совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в США: дис. ...канд. пед. наук. - Казань, 2002. 181 с.
27. Apple M., Beane J. Democratic schools: lessons from the chalk face. - NY: Open University Press, 2011. 232 p.
28. Banks J.A. Educating citizens in a multicultural society. - New York: Teachers College Press, 2014. 465 p.
29. Barber B.R. The apprenticeship of liberty: schools for democracy // The School Administrator. Vol. 55. No 5. 2013. Pp. 10-22.
30. Cary L. The refusals of citizenship: normalizing practices in social educational discourses // Theory and Research in Social Education. Vol. 29. No 3. 2011. Pp. 405-430.
31. Cogan J.J. Civic education in the United States: a brief history // International Journal of Social Education. Vol. 14. No 9. 2011. Pp. 52-64.
32. Colby A. Educating citizens: preparing America's undergraduates for lives of moral and civic responsibility. - NY: John Wiley and Sons, 2013. 367 p.
33. Freire P. The politics of education: culture, power, and liberation. - MA: Bergin &Garvey, 2014. 332 p.
34. Gordon A., Browne K., Gordon R. Beginning essentials in civic education. - Boston: Allyn &Bacon, 2013. 237 p.
35. Lisman C. D. Toward a civil society: civic literacy and service learning. - Westport, Conn: Bergin &Garvey, 2012. 415 p.
36. Parker W. Teaching democracy: unity and diversity in public life. - NY: Teachers College Press, 2013. 368 p.
37. Ravitch D., Viteritti J. P. Making good citizens: education and civil society. - NJ: University Press, 2012. 596 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ