Правовое регулирование внешнеэкономических сделок
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие формы и виды внешнеэкономических сделок 6
1.1. Понятие и признаки внешнеэкономических сделок. 6
1.2. Виды внешнеэкономических сделок 12
1.3. Формы внешнеэкономических сделок 18
ГЛАВА 2. Применение к внешнеэкономическим сделкам норм международного материального, коллизионного права и внутреннего законодательства 23
2.1. Международное материально-правовое регулирование внешнеэкономических сделок. 23
2.2. Коллизионно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок. .. 28
2.3. Внутреннее законодательство Российской Федерации по внешнеэкономическим сделкам. 32
ГЛАВА 3. Заключение и исполнение отдельных видов внешнеэкономических сделок 35
3.1. Договор международной купли-продажи товаров. 35
3.2. Агентские соглашения и Договоры об оказании посреднических услуг во внешнеэкономической деятельности. 43
3.3. Лицензионные внешнеэкономические сделки 47
3.4. Договор подряда как самостоятельный вид внешнеэкономической сделки. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы
ГЛАВА 1. Понятие формы и виды внешнеэкономических сделок 6
1.1. Понятие и признаки внешнеэкономических сделок. 6
1.2. Виды внешнеэкономических сделок 12
1.3. Формы внешнеэкономических сделок 18
ГЛАВА 2. Применение к внешнеэкономическим сделкам норм международного материального, коллизионного права и внутреннего законодательства 23
2.1. Международное материально-правовое регулирование внешнеэкономических сделок. 23
2.2. Коллизионно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок. .. 28
2.3. Внутреннее законодательство Российской Федерации по внешнеэкономическим сделкам. 32
ГЛАВА 3. Заключение и исполнение отдельных видов внешнеэкономических сделок 35
3.1. Договор международной купли-продажи товаров. 35
3.2. Агентские соглашения и Договоры об оказании посреднических услуг во внешнеэкономической деятельности. 43
3.3. Лицензионные внешнеэкономические сделки 47
3.4. Договор подряда как самостоятельный вид внешнеэкономической сделки. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы
Процесс становления и развития гражданского общества на территории международного экономического пространства европейских стран побудил к развитию и внешнеэкономической деятельности этих государств между собой, а также со странами Азии, Африки и других частей света. В ходе возрастающего числа заключаемых внешнеэкономических сделок государства и частные хозяйствующие субъекты неизбежно сталкиваются с проблемой разности правовых систем, понимания внешнеэкономической деятельности и разности понимания содержания самих сделок. В связи с этим возникла и по сей день поддерживается необходимость унификации правового регулирования внешнеэкономической деятельности в общем и внешнеэкономических сделок в частности.
Внешнеэкономическая деятельность государства и субъектов частного права осуществляется путем заключения соответствующих внешнеэкономических сделок. Более того, сделки являются основной подоплекой развития как внутринациональных, так и внешнеэкономических гражданско-правовых отношений. Указанные правоотношения сторон распространяются по территории стран мира с завидной быстротой и носят массовый характер. Именно поэтому вопрос изучения такого правового явления как «внешнеэкономическая сделка» представляется очень важным.
Темой настоящей дипломной работы является правовое регулирование внешнеэкономических сделок. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и государства в целом. Со времен распада Советского союза внешнеэкономические сделки носят массовый характер и совершаются частными лицами ежедневно. Отсюда и возникает необходимость их государственного регулирования. К тому же, роль, которую играет то или иное государство в мировой экономической интеграции и торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждому государству важно создать такие условия по регулированию внешнеэкономических сделок, которые бы не ущемляли права его хозяйствующих субъектов, защищали интересы самого государства и в то же время коррелировали с общими мировыми тенденциями в этой области.
Мировое сообщество с другой стороны, будучи заинтересованным в международном сотрудничестве и интеграции стремится унифицировать понимание самих сделок и их правовое регулирование. Одной из целей деятельности международного сообщества в рассматриваемой сфере также является разрушение барьеров к развитию международного экономического сотрудничества, а также призыв к устранению иностранными государствами существенных различий по вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности в их национальном праве. Для этих целей создаются всевозможные межправительственные и частные организации, такие как УНИДРУА, ЮНСИТРАЛ, МТП и прочие. Указанные организации и объединения разрабатывают тексты конвенций и соглашений, содержащих основные принципы внешнеэкономической деятельности, нормы материально-правового и коллизионного регулирования.
Несмотря на обширную правовую практику заключения и исполнения внешнеэкономических сделок механизм их правового регулирования до сих пор остается достаточно сложным. По всей видимости, такая сложность обусловлена наличием множества коллизионных норм, которые зачастую имеют характер обратной отсылки. Само существование таких коллизий объясняется тем, что каждое государство подходит к правовому регулированию внешнеэкономических сделок по-разному. Исходя из изложенного актуальным является вопрос заключения и исполнения внешнеэкономических сделок. В процессе рассмотрения указанного вопроса возникают и попутные вопросы, как например, требования к форме сделки, к субъектному составу сделки, к видам сделок, к порядку их заключения и исполнения, а также к порядку разрешения споров. Раскрытие избранной темы поможет найти ответы на все перечисленные вопросы.
Объектом настоящей дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением внешнеэкономических сделок. Предметом настоящей дипломной работы являются особенности совершения внешнеэкономических сделок между частными лицами РФ и хозяйствующими субъектами иностранных государств.
Целью настоящей работы является изучение основных источников международного и национального права, применимого для правового регулирования внешнеэкономических сделок, раскрытие такого понятия как «внешнеэкономическая сделка», определение критериев ее идентификации в качестве таковой. Рассмотрению также подлежит вопрос материально-правового и коллизионно-правового регулирования внешнеэкономических сделок. В данной работе также уделяется внимание к субъектному составу и участникам внешнеэкономических сделок. Помимо прочего, в настоящей работе будут рассмотрены основные формы и виды сделок, имеющих распространенность в международной практике. Отдельной главой также будет рассмотрен порядок заключения, ключевые моменты и основное содержания отдельных видов внешнеэкономических сделок, которые получили наибольшее распространение.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов и заключения. Теоретической базой настоящей работы стало исследование трудов таких авторов, как Ануфриева Л.П., Богуславский М.М., Тюрина Н.Е., Вольвач Я.В., Гетьман-Павлова И.В., Дмитриева Г.К., Ерпылева Н.Ю., Звеков В.П. и др. Практической базой настоящей работы являются материалы преддипломной практики. Методологической базой настоящей работы являются как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования, применимые при изучении общественных отношений в области международного частного права, такие как метод системного анализа, метод комплексного анализа, формально-юридический метод, исторический метод, социологический метод.
Внешнеэкономическая деятельность государства и субъектов частного права осуществляется путем заключения соответствующих внешнеэкономических сделок. Более того, сделки являются основной подоплекой развития как внутринациональных, так и внешнеэкономических гражданско-правовых отношений. Указанные правоотношения сторон распространяются по территории стран мира с завидной быстротой и носят массовый характер. Именно поэтому вопрос изучения такого правового явления как «внешнеэкономическая сделка» представляется очень важным.
Темой настоящей дипломной работы является правовое регулирование внешнеэкономических сделок. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и государства в целом. Со времен распада Советского союза внешнеэкономические сделки носят массовый характер и совершаются частными лицами ежедневно. Отсюда и возникает необходимость их государственного регулирования. К тому же, роль, которую играет то или иное государство в мировой экономической интеграции и торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждому государству важно создать такие условия по регулированию внешнеэкономических сделок, которые бы не ущемляли права его хозяйствующих субъектов, защищали интересы самого государства и в то же время коррелировали с общими мировыми тенденциями в этой области.
Мировое сообщество с другой стороны, будучи заинтересованным в международном сотрудничестве и интеграции стремится унифицировать понимание самих сделок и их правовое регулирование. Одной из целей деятельности международного сообщества в рассматриваемой сфере также является разрушение барьеров к развитию международного экономического сотрудничества, а также призыв к устранению иностранными государствами существенных различий по вопросам регулирования внешнеэкономической деятельности в их национальном праве. Для этих целей создаются всевозможные межправительственные и частные организации, такие как УНИДРУА, ЮНСИТРАЛ, МТП и прочие. Указанные организации и объединения разрабатывают тексты конвенций и соглашений, содержащих основные принципы внешнеэкономической деятельности, нормы материально-правового и коллизионного регулирования.
Несмотря на обширную правовую практику заключения и исполнения внешнеэкономических сделок механизм их правового регулирования до сих пор остается достаточно сложным. По всей видимости, такая сложность обусловлена наличием множества коллизионных норм, которые зачастую имеют характер обратной отсылки. Само существование таких коллизий объясняется тем, что каждое государство подходит к правовому регулированию внешнеэкономических сделок по-разному. Исходя из изложенного актуальным является вопрос заключения и исполнения внешнеэкономических сделок. В процессе рассмотрения указанного вопроса возникают и попутные вопросы, как например, требования к форме сделки, к субъектному составу сделки, к видам сделок, к порядку их заключения и исполнения, а также к порядку разрешения споров. Раскрытие избранной темы поможет найти ответы на все перечисленные вопросы.
Объектом настоящей дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением внешнеэкономических сделок. Предметом настоящей дипломной работы являются особенности совершения внешнеэкономических сделок между частными лицами РФ и хозяйствующими субъектами иностранных государств.
Целью настоящей работы является изучение основных источников международного и национального права, применимого для правового регулирования внешнеэкономических сделок, раскрытие такого понятия как «внешнеэкономическая сделка», определение критериев ее идентификации в качестве таковой. Рассмотрению также подлежит вопрос материально-правового и коллизионно-правового регулирования внешнеэкономических сделок. В данной работе также уделяется внимание к субъектному составу и участникам внешнеэкономических сделок. Помимо прочего, в настоящей работе будут рассмотрены основные формы и виды сделок, имеющих распространенность в международной практике. Отдельной главой также будет рассмотрен порядок заключения, ключевые моменты и основное содержания отдельных видов внешнеэкономических сделок, которые получили наибольшее распространение.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов и заключения. Теоретической базой настоящей работы стало исследование трудов таких авторов, как Ануфриева Л.П., Богуславский М.М., Тюрина Н.Е., Вольвач Я.В., Гетьман-Павлова И.В., Дмитриева Г.К., Ерпылева Н.Ю., Звеков В.П. и др. Практической базой настоящей работы являются материалы преддипломной практики. Методологической базой настоящей работы являются как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования, применимые при изучении общественных отношений в области международного частного права, такие как метод системного анализа, метод комплексного анализа, формально-юридический метод, исторический метод, социологический метод.
Вместе со становлением нового правового государства и развития гражданского общества на современной территории РФ все большее развитие получили и внешнеэкономические связи нашей страны с иностранными государствами. В связи с предоставлением частным хозяйствующим субъектам РФ права на самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности на рубеже 80-х годов ХХ столетия, национальное законодательство РФ претерпело коренные изменения. Автором в введении настоящей работы заявлена цель ознакомления с основными нормативно-правовыми актами, направленными на осуществление правового регулирования внешнеэкономических сделок. После ознакомления с указанными актами автор приходит к выводу, что внешнеэкономические сделки регулируются целой нормативно-правовой системой актов, состоящих из всевозможных конвенций, международных договоров и соглашений, разнообразных регламентов и директив. Указанные акты имеют разную юридическую силу и их применение в большей части обусловлено тем, является ли определенная страна участницей таких документов. Помимо писаных норм права существуют всевозможные обычаи делового оборота в области правового регулирования внешнеэкономических сделок и самые известные из них правила Инкотермс.
Одной из целей данной работы представлялось раскрытие понятия «внешнеэкономическая сделка» и установление критериев, а также определения к указанному понятию. Анализ международного и внутреннего законодательства РФ показал, что главными критериями внешеэкономических сделок признаются следующие критерии, без соблюдения которых сделка не может быть признана действительной и носящей внешнеэкономический характер:
- сделка признается внешнеэкономической, когда она заключена между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими предпринимательской деятельности;
- обязательность соблюдения письменной формы сделки,
Исходя из рассмотренных критериев автор настоящей работы вывел собственное определение понятию внешнеэкономической сделки: внешнеэкономической может признаваться письменное соглашение двух или более лиц различной государственной принадлежности, совершаемое в ходе осуществления предпринимательской деятельности и направленное на установление изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Проблему современного правового регулирования, как указывалось в введении настоящей работы, составляет разность национальных законодательств стран участников внешнеэкономических сделок. В целях разрешения указанной проблемы международным сообществом созданы такие организации как ООН, МТП, ЮНИСТРАЛ, УНИДРУА, призывающие страны к унификации своего национального законодательства в области правового регулирования внешнеэкономических сделок. Однако на сегодняшний день больших успехов удалось достичь в унификации права на локальном уровне. Примером такой локальной унификации может служить установление на таможенной территории ЕС единых таможенных тарифов и принятие ТК ЕС., а также принятие ТК ЕАЭС на территории некоторых стран бывшего Советского союза. Анализ международных нормативных правовых актов в этой сфере показал, что мировое сообщество находится на верном пути становления единого понимания вопроса правового регулирования внешнеэкономических сделок.
Автором настоящей работы также было проанализировано внутреннее законодательство РФ. При этом, установлено, что российское законодательство не содержит понятия внешнеэкономической сделки, а лишь дает определение внешнеторговой деятельности. В целом, отсутствие в нашем законодательстве определения понятию «Внешнеэкономическая сделка» не создает проблем к регулированию внешнеэкономических отношений. Однако, отсутствие единой норматиыной базы по регулированию внешнеэкономических сделок является основной проблемой правового регулирования ВЭД на территории РФ. Гражданский кодекс РФ, например, не разграничивает понятие обычной внутригосударственной сделки хозяйствующих субъектов от внешнеэкономических. Рассмотрение коллизионно-правовых норм привело к выводу о том, что они во многом отражают общеевропейские правовые тенденции по разрешению вопроса выбора надлежащего права и правопорядка с целью урегулирования хозяйственных споров и разногласий, вытекающих из внешнеэкономических сделок.
В ходе написания настоящей работы автором было установлено, что внешнеэкономические сделки всегда являются двух и многосторонними. Также установлено, что самым распространенным видом внешнеэкономических сделок являются договоры купли-продажи товаров или договоры поставки, агентские соглашения и посреднические договоры, лицензионные соглашения и договоры подряда. Помимо основных видов внешнеэкономических сделок существует несколько подвидов, которые некоторые авторы выделяют в отдельные виды. Среди таких сделок значатся договоры лизинга или финансовая, договоры факторинга, договоры консигнации и договоры франчайзинга.
Внешним выражением всех видов сделок является договор. Зачастую хозяйствующие субъекты испытывают трудности в заключении внешнеэкономических договоров и согласовании условий таких договоров с иностранными партнерами. Указанная сложность обусловливается не только языковым барьером, но и отсутствие в национальных законодательствах контрагентов определенных видов сделок. Так, например, гражданское законодательство Казахстана не содержит понятие «агентского договора», есть только договор поручения, Российское законодательство не содержит понятия «договора толлинга», есть только договор подряда с предоставлением давальческого материала. Конечно, опытный юрист может понять, что по своей сути эти правоотношения носят равнозначный характер, но неискушенные участники внешнеэкономической деятельности испытывают трудности при заключении подобных договоров. В этой связи неоценимую роль играют рекомендации по составлению договоров и типовые формы договоров, разработанные МТП и УНИДРУА.
В заключение хочется отметить, что законодательство в области правового регулирования внешнеэкономических сделок находится в постоянном развитии. Например, буквально недавно действовавший на территории ЕАЭС Таможенный кодекс Таможенного союза утратил силу с 01 января 2018 года в связи с тем, что ЕАЭС утвердил новый более совершенный Таможенный кодекс ЕАЭС. Мировое экономическое сообщество понимает необходимость унификации норм международного права в области регулирования внешнеэкономической деятельности в общем и внешнеэкономических сделок в частности. В этой связи деятельность межправительственных организаций в этой области всегда будет носить актуальный характер.
Одной из целей данной работы представлялось раскрытие понятия «внешнеэкономическая сделка» и установление критериев, а также определения к указанному понятию. Анализ международного и внутреннего законодательства РФ показал, что главными критериями внешеэкономических сделок признаются следующие критерии, без соблюдения которых сделка не может быть признана действительной и носящей внешнеэкономический характер:
- сделка признается внешнеэкономической, когда она заключена между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими предпринимательской деятельности;
- обязательность соблюдения письменной формы сделки,
Исходя из рассмотренных критериев автор настоящей работы вывел собственное определение понятию внешнеэкономической сделки: внешнеэкономической может признаваться письменное соглашение двух или более лиц различной государственной принадлежности, совершаемое в ходе осуществления предпринимательской деятельности и направленное на установление изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Проблему современного правового регулирования, как указывалось в введении настоящей работы, составляет разность национальных законодательств стран участников внешнеэкономических сделок. В целях разрешения указанной проблемы международным сообществом созданы такие организации как ООН, МТП, ЮНИСТРАЛ, УНИДРУА, призывающие страны к унификации своего национального законодательства в области правового регулирования внешнеэкономических сделок. Однако на сегодняшний день больших успехов удалось достичь в унификации права на локальном уровне. Примером такой локальной унификации может служить установление на таможенной территории ЕС единых таможенных тарифов и принятие ТК ЕС., а также принятие ТК ЕАЭС на территории некоторых стран бывшего Советского союза. Анализ международных нормативных правовых актов в этой сфере показал, что мировое сообщество находится на верном пути становления единого понимания вопроса правового регулирования внешнеэкономических сделок.
Автором настоящей работы также было проанализировано внутреннее законодательство РФ. При этом, установлено, что российское законодательство не содержит понятия внешнеэкономической сделки, а лишь дает определение внешнеторговой деятельности. В целом, отсутствие в нашем законодательстве определения понятию «Внешнеэкономическая сделка» не создает проблем к регулированию внешнеэкономических отношений. Однако, отсутствие единой норматиыной базы по регулированию внешнеэкономических сделок является основной проблемой правового регулирования ВЭД на территории РФ. Гражданский кодекс РФ, например, не разграничивает понятие обычной внутригосударственной сделки хозяйствующих субъектов от внешнеэкономических. Рассмотрение коллизионно-правовых норм привело к выводу о том, что они во многом отражают общеевропейские правовые тенденции по разрешению вопроса выбора надлежащего права и правопорядка с целью урегулирования хозяйственных споров и разногласий, вытекающих из внешнеэкономических сделок.
В ходе написания настоящей работы автором было установлено, что внешнеэкономические сделки всегда являются двух и многосторонними. Также установлено, что самым распространенным видом внешнеэкономических сделок являются договоры купли-продажи товаров или договоры поставки, агентские соглашения и посреднические договоры, лицензионные соглашения и договоры подряда. Помимо основных видов внешнеэкономических сделок существует несколько подвидов, которые некоторые авторы выделяют в отдельные виды. Среди таких сделок значатся договоры лизинга или финансовая, договоры факторинга, договоры консигнации и договоры франчайзинга.
Внешним выражением всех видов сделок является договор. Зачастую хозяйствующие субъекты испытывают трудности в заключении внешнеэкономических договоров и согласовании условий таких договоров с иностранными партнерами. Указанная сложность обусловливается не только языковым барьером, но и отсутствие в национальных законодательствах контрагентов определенных видов сделок. Так, например, гражданское законодательство Казахстана не содержит понятие «агентского договора», есть только договор поручения, Российское законодательство не содержит понятия «договора толлинга», есть только договор подряда с предоставлением давальческого материала. Конечно, опытный юрист может понять, что по своей сути эти правоотношения носят равнозначный характер, но неискушенные участники внешнеэкономической деятельности испытывают трудности при заключении подобных договоров. В этой связи неоценимую роль играют рекомендации по составлению договоров и типовые формы договоров, разработанные МТП и УНИДРУА.
В заключение хочется отметить, что законодательство в области правового регулирования внешнеэкономических сделок находится в постоянном развитии. Например, буквально недавно действовавший на территории ЕАЭС Таможенный кодекс Таможенного союза утратил силу с 01 января 2018 года в связи с тем, что ЕАЭС утвердил новый более совершенный Таможенный кодекс ЕАЭС. Мировое экономическое сообщество понимает необходимость унификации норм международного права в области регулирования внешнеэкономической деятельности в общем и внешнеэкономических сделок в частности. В этой связи деятельность межправительственных организаций в этой области всегда будет носить актуальный характер.
Подобные работы
- Правовое регулирование внешнеэкономических сделок
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок: обязательства сторон и особенности разрешения споров
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование формы внешнеэкономической сделки
Магистерская диссертация, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование содержания внешнеэкономической сделки
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Бакалаврская работа, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СДЕЛОК
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016



