Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста в современной ДОО

Работа №30471

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
592
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования готовности детей к обучению в школе 6
1.1 Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика готовности детей к обучению в школе 12
1.3. Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе 19
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению в практике работы ДОО
2.1. Исследование педагогических условий формирования готовности к обучению в школе у старших дошкольников в ДОУ №111 «Батыр», г. Набережные Челны 35
2.2 Организация работы по формированию готовности детей к обучению в
школе в практике дошкольного образовательного учреждения 41
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы и их интерпретация 58
Выводы ко второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников
Приложение


Актуальность темы исследования. Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Особенно острой эта проблема становится в связи с переходом школ и дошкольных учреждений на работу по новым образовательным стандартам. Введение новых образовательных программ, предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.
Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму, требованиям и т.д. В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование готовности детей к обучению в школе будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.
2. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать готовность детей к обучению в школе.
3. Выявить, обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической,
научно-методической и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как Т.П. Колодяжная, Е.Н. Коренева, Г.Г. Кравцов, П.А.Краснобаева, М.И. Кузнецова, М.В. Лаврентьева, А.Я. Найн, Н.В. Нижегородцева, Г.Г. Новикова, Э.В.Островский, Г.Г. Петроченко, А.А. Платонова, М.Н. Полякова С.Л. Рубинштейн и др.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования,
разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования состоит в использовании исследования материалов в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме формирования готовности детей к обучению в школе в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения позволил решить стоящие перед нами задачи и сделать следующие выводы.
В исследовании мы опираемся на положение, которое подчеркивается в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского, что обучение ведёт за собой развитие, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия. Вслед за В.А. Сластениным определили, что готовность - это совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций.
Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Основным психолого-педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является сформированность всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: интеллектуального, волевого, эмоционально-нравственного, мотивационного. Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни. Процесс эффективного формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения обусловлен использованием разнообразных форм и методов и организацией взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволили выделить следующие условия:
1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.
Для изучения степени сформированности готовности у старших дошкольников к обучению в школе использовали следующие методики: индивидуальные беседы с детьми по методике Т.А. Нежновой;
Методика индивидуальной беседы Т.А. Нежновой.
Методика тестовой беседы С.А. Банкова.
Методика тестирования Керна - Йирасека.
Методика выявления уровеня умственной работоспособности по корректурным пробам.
Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности готовности к обучению в школе у дошкольников. Эксперимент показал недостаточную сформированность готовности к обучению у большинства дошкольников.
Полученные нами результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
у старших дошкольников экспериментальной группы недостаточный уровень сформированности готовности к обучению в школе;
низкий уровень сформированности готовности к обучению в школе связан со слабым развитием логического мышления, с неумением сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, принимать и удерживать учебную задачу;
повышение уровня сформированности готовности к обучению в школе у старших дошкольников может быть обеспечено путем реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса.
На этапе формирующего эксперимента происходил процесс формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников при помощи выделенных педагогических условий.
Для определения результатов работы опытно - экспериментальной работы по формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников провели контрольный эксперимент.
Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе показала положительную динамику.



1. Бабанский Ю.Х. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.. 2016. 182 с.
2. Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М.: Медицина, 2014. 221 с.
3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М., 2014. 142 с.
4. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект: Культура, 2015. 240 с.
5. Будницкая И.Г. Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей. - Волгоград, 2014. 242 с.
6. Венгер Л.А.. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания.- М., 2013. 242 с.
7. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида : практ. пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2014. 232 с.
8. Вьюнова Н.И.. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. / М.: 2013. 121 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : Академия, 2017. 316 с.
10. Деркунская В.А., Поведенок Н.П., Тимофеева Н.Н. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы / В.А. Деркунская, Н.П. Поведенок //Управление дошкольным учреждением.- 2015. - №5. С.24
11. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. Учебное пособие [Текст] / С.А. Езопова. - М.: Академия, 2013. 280 с.
12. Жуковская Н.П. Диагностика готовности к школе. // Мир библиографии. С-Пб. 2014 №2. С. 14 - 18
13. Калинина Р.Р.Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2013. 144 с.
14. Карпова Г.А., Силина С.Н. Педагогический потенциал психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении // Сб. научн. тр. Шадринск, 2017. С. 23-27.
15. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / Т.П. Колодяжная.
16. Кондратенко Т.Д. Обучение старших дошкольников / Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло, С.А. Ладывир. - Киев, 2016. 152с.
17. Коренева, Е.Н. Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе / Е.Н. Коренева, М.Н. Киреев // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (63). C. 74-76.
18. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Знание, 2017. 80 с.
19. Кравцова, Е.Е. Готовность к школе: Что мы не понимаем? / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. 2014. № 6. С. 2-3.
20. Краснобаева П.А. Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра / П.А. Краснобаева // Молодой ученый. 2017. №2. С. 602-604.
21. Кузнецова М.И. Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе / М.И. Кузнецова // Начальное образование. 2013. № 2. С. 15 - 21.
22. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. М., 2015. С. 24-32.
23. Найн А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. - Челябинск: ФИНО РФ, 2013. 281 с.
24. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 256 с.
25. Новикова Г.Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. 2015. №8. С. 95 - 100.
26.Островский Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И.Чернышова; Под ред.Э.В. Островского - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 381 с.
27. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред. А.М. Леушиной. - Минск: Выш. шк., 2015. 206 с.
28. Платонова А.А. Успешное завтра - будущее первоклассника / А.А. Платонова // Начальная школа. 2015. № 5. С. 102 - 104.
29. Полякова М.Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика. 2014. № 1. С. 24-31.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2013. 712 с.
31. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. 192 с.
32. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В. В. Сериков. - М.: Логос, 2017. 448 с.
33. Соломатина Г.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе / Г.В. Соломатина // Ребенок в детском саду. 2014. № 2. С. 66 - 67.
34. Стригунова, А. Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях / А. Г. Стригунова // Молодой ученый. - 2016. №10. С. 1290-1293.
35. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. - М.: Дашкови К, 2016. 520 с.
36. Тимошина Н.В школу с радостью / Н. Тимошина // Воспитательная работа в школе. - 2015. № 4. С.146 - 150.
37. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2014. 413 с.
38. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014. 192 с.
39. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. 336 с.
40. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый. - 2015. - №23. С. 1020-1022.
41.Чиркова Т.И. Методологические основы психологии: Учебное пособие к практическим и семинарскимзанятиямдлястудентовпсихологических факультетов / Т.И.Чиркова-М.:Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 416 с.
42.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Книга по Требованию, 2013. 228 с.
43.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М., 2014. 365 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ