Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста в современной ДОО
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования готовности детей к обучению в школе 6
1.1 Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика готовности детей к обучению в школе 12
1.3. Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе 19
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению в практике работы ДОО
2.1. Исследование педагогических условий формирования готовности к обучению в школе у старших дошкольников в ДОУ №111 «Батыр», г. Набережные Челны 35
2.2 Организация работы по формированию готовности детей к обучению в
школе в практике дошкольного образовательного учреждения 41
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы и их интерпретация 58
Выводы ко второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников
Приложение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования готовности детей к обучению в школе 6
1.1 Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика готовности детей к обучению в школе 12
1.3. Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе 19
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению в практике работы ДОО
2.1. Исследование педагогических условий формирования готовности к обучению в школе у старших дошкольников в ДОУ №111 «Батыр», г. Набережные Челны 35
2.2 Организация работы по формированию готовности детей к обучению в
школе в практике дошкольного образовательного учреждения 41
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы и их интерпретация 58
Выводы ко второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников
Приложение
Актуальность темы исследования. Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований. Особенно острой эта проблема становится в связи с переходом школ и дошкольных учреждений на работу по новым образовательным стандартам. Введение новых образовательных программ, предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.
Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму, требованиям и т.д. В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование готовности детей к обучению в школе будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.
2. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать готовность детей к обучению в школе.
3. Выявить, обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической,
научно-методической и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как Т.П. Колодяжная, Е.Н. Коренева, Г.Г. Кравцов, П.А.Краснобаева, М.И. Кузнецова, М.В. Лаврентьева, А.Я. Найн, Н.В. Нижегородцева, Г.Г. Новикова, Э.В.Островский, Г.Г. Петроченко, А.А. Платонова, М.Н. Полякова С.Л. Рубинштейн и др.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования,
разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования состоит в использовании исследования материалов в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.
Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму, требованиям и т.д. В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе.
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование готовности детей к обучению в школе будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.
2. Организация развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать готовность детей к обучению в школе.
3. Выявить, обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической,
научно-методической и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как Т.П. Колодяжная, Е.Н. Коренева, Г.Г. Кравцов, П.А.Краснобаева, М.И. Кузнецова, М.В. Лаврентьева, А.Я. Найн, Н.В. Нижегородцева, Г.Г. Новикова, Э.В.Островский, Г.Г. Петроченко, А.А. Платонова, М.Н. Полякова С.Л. Рубинштейн и др.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования,
разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования состоит в использовании исследования материалов в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.
Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме формирования готовности детей к обучению в школе в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения позволил решить стоящие перед нами задачи и сделать следующие выводы.
В исследовании мы опираемся на положение, которое подчеркивается в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского, что обучение ведёт за собой развитие, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия. Вслед за В.А. Сластениным определили, что готовность - это совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций.
Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Основным психолого-педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является сформированность всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: интеллектуального, волевого, эмоционально-нравственного, мотивационного. Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни. Процесс эффективного формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения обусловлен использованием разнообразных форм и методов и организацией взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволили выделить следующие условия:
1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.
Для изучения степени сформированности готовности у старших дошкольников к обучению в школе использовали следующие методики: индивидуальные беседы с детьми по методике Т.А. Нежновой;
Методика индивидуальной беседы Т.А. Нежновой.
Методика тестовой беседы С.А. Банкова.
Методика тестирования Керна - Йирасека.
Методика выявления уровеня умственной работоспособности по корректурным пробам.
Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности готовности к обучению в школе у дошкольников. Эксперимент показал недостаточную сформированность готовности к обучению у большинства дошкольников.
Полученные нами результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
у старших дошкольников экспериментальной группы недостаточный уровень сформированности готовности к обучению в школе;
низкий уровень сформированности готовности к обучению в школе связан со слабым развитием логического мышления, с неумением сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, принимать и удерживать учебную задачу;
повышение уровня сформированности готовности к обучению в школе у старших дошкольников может быть обеспечено путем реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса.
На этапе формирующего эксперимента происходил процесс формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников при помощи выделенных педагогических условий.
Для определения результатов работы опытно - экспериментальной работы по формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников провели контрольный эксперимент.
Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе показала положительную динамику.
В исследовании мы опираемся на положение, которое подчеркивается в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского, что обучение ведёт за собой развитие, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия. Вслед за В.А. Сластениным определили, что готовность - это совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций.
Проблема готовности ребенка к школе остается открытой, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осмысления, систематизации основных ее компонентов, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Основным психолого-педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является сформированность всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: интеллектуального, волевого, эмоционально-нравственного, мотивационного. Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни. Процесс эффективного формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения обусловлен использованием разнообразных форм и методов и организацией взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволили выделить следующие условия:
1. Использование активных форм и методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.
Для изучения степени сформированности готовности у старших дошкольников к обучению в школе использовали следующие методики: индивидуальные беседы с детьми по методике Т.А. Нежновой;
Методика индивидуальной беседы Т.А. Нежновой.
Методика тестовой беседы С.А. Банкова.
Методика тестирования Керна - Йирасека.
Методика выявления уровеня умственной работоспособности по корректурным пробам.
Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности готовности к обучению в школе у дошкольников. Эксперимент показал недостаточную сформированность готовности к обучению у большинства дошкольников.
Полученные нами результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
у старших дошкольников экспериментальной группы недостаточный уровень сформированности готовности к обучению в школе;
низкий уровень сформированности готовности к обучению в школе связан со слабым развитием логического мышления, с неумением сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, принимать и удерживать учебную задачу;
повышение уровня сформированности готовности к обучению в школе у старших дошкольников может быть обеспечено путем реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса.
На этапе формирующего эксперимента происходил процесс формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников при помощи выделенных педагогических условий.
Для определения результатов работы опытно - экспериментальной работы по формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников провели контрольный эксперимент.
Экспериментальная проверка влияния педагогических условий на процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе показала положительную динамику.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности и эффективность применения
проектной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



