Введение.
ГЛАВА 1. ОСВЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
§ 1.1. Советская историография событий 1917-1921 г. в России
§ 1.2. Современные подходы к изучению Великой российской революции в отечественной исторической науке
§ 1.3. Подходы к изучению Великой российской революции в зарубежной историографии
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КУРСЕ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 2.1. Содержание современного школьного образования по теме «Великая российская революция»
§ 2.2. Методы изучения Великой российской революции на уроках истории в школе
§ 2.3. Разработка внеклассного мероприятия по теме «Революция 1917: разговор о прошлом»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Великая российская революция стала одним из ключевых событий не только отечественной, но и мировой истории. Подведя итог существованию Российской империи, одного из крупнейших и влиятельных государств Нового времени, революция полностью изменила политическую систему, социальную структуру российского общества, заложила предпосылки к складыванию нового, социалистического строя, причем не только в самой России, но и за ее пределами. Ее значение для мировой политики, экономики и культуры неоспоримо.
Благодаря своей высокой исторической значимости, события 1917 г. являются предметом активных политических дискуссий в современной Российской Федерации. В российском обществе по-прежнему бытуют самые разнообразные, и зачастую противоположные взгляды на действия различных исторических личностей, принимавших участие в революции, справедливость выдвигавшихся ими лозунгов и правомерность методов, с помощью которых достигалась их практическая реализация.
Великая российская революция является одним из тех событий отечественной истории, осмысление которых в наши дни еще далеко от своего завершения. После того, как вместе с распадом СССР исчезли идеологические барьеры на пути ее изучения, были выдвинуты новые гипотезы и концепции, которые меняют привычный, укоренившийся в историографии взгляд на произошедшее. В частности, от концепции двух революций - Февральской и Октябрьской, а также, отдельно от них, Гражданской войны, историческая наука приходит к их осмыслению как единого процесса, начавшегося в феврале 1917 г. и завершившегося после установления советской власти на территории будущего Советского Союза.
Учитывая все вышесказанное, изучение российской революции в средней школе, его содержание и средства приобретают особенную актуальность. Несомненно, школьное образование должно учитывать новые подходы к освещению прошлого, что требует, в том числе, особых исследований в области теории и методики обучения истории.
Обзор литературы. Учитывая тематику исследования, посвященную Великой российской революции и ее изучению в средней школе, имеющаяся литература по данной проблематике распадается на несколько направлений. К первому относится советская историография истории революции 1917 г., которая долгое время определяла содержание преподаваемых в школе знаний о произошедших событиях. В конце ХХ столетия начался новый этап в осмыслении событий 1917 г., связанный с падением идеологических барьеров - исследования этого периода составляют вторую группу изученных нами работ. В третью входят труды зарубежных историков, посвященных Великой российской революции, которые оказали большое влияние на формирование отечественной историографии. Наконец, к четвертой группе относятся исследования в области теории и методики обучения истории, раскрывающие наиболее эффективные методы изучения исследуемой темы в школьном курсе истории.
Поскольку состав первых трех групп, а также их влияние на содержание современного школьного образования отдельно обсуждаются в соответствующих разделах настоящей работы, во введении мы отметим лишь основные статьи и монографии.
Исторические исследования революции советского периода создавались преимущественно под влиянием работ В.И. Ленина, который создал идеологические установки для освещения событий в своих статьях «Государство и революция», «Апрельские тезисы», «Большевики должны взять власть», «Кризис назрел». Именно Лениным и его сподвижниками была сформулирована идея о двух революциях: буржуазной и социалистической, которые не являются событиями одной цепи, а противоречат друг другу, порождены разными социальными силами и ведут к принципиально разным результатам. В этой связи в Советском Союзе утвердилось представление об отдельных Февральской и Октябрьской революциях, которые, по известным причинам, не оспаривались в научном сообществе.
Промежуточные итоги советскому осмыслению революции подвел И.И. Минц в одном из наиболее комплексных трудов на данную тему «История великого Октября» . Первый том труда был издан в честь 50¬летней годовщины Октябрьской революции. Несмотря на неизбежную идеологическую ангажированность труда, автор впервые рассмотрел деятельность большевиков и лично В.И. Ленина под критическим углом, показал идеи революции в их историческом развитии, продемонстрировав, что они не сформировались как идеальные в определенный момент, а совершенствовались в период подготовки к перевороту и после него.
Значительное влияние на развитие представлений о революции в советский период оказали также работы П.В. Волобуева , который впервые высказал идею о роли стихийных факторов в революционных событиях и способствовал зарождению так называемого «нового направления» в советской историографии. Его идеи развил В.П. Булдаков, переосмысливший роль народных масс в революции .
В этом направлении советская историография продолжала развиваться до 1990-х гг., когда падение СССР дало возможность к более всестороннему развитию взглядов на революцию. Еще в период Перестройки многие историки стали переносить акцент с действий большевистской партии накануне и в период революции на общеисторический контекст произошедших событий. Так, И.И. Искандеров в 1993 г. отметил, что наибольшее влияние на падение старого режима оказали промедление с отменой крепостного права, резкое падение авторитета действующей власти и церкви, отсутствие реального представительства граждан . В этой связи, приход большевиков к власти в 1917 г. стал лишь следствием уже назревшего кризиса. Сходных взглядов придерживался В.И. Волобуев , Б.В. Ананьич .
На рубеже 1990-2000-х гг. российская историография испытала значительное влияние зарубежных историков. Если раньше в СССР революция 1917 г. воспринималась как исключительное, не имеющее аналогов в мировой истории событие, то теперь она все чаще рассматривалась в сравнительной перспективе. Закономерно, что много общего было обнаружено между революциями в России, Франции и Великобритании. Все они происходили не единовременно, а в несколько этапов, которые являлись частью одного и того же процесса. Одним из первых трудов по истории революции 1917 г. стала монография У. Чемберлина «Российская революция. 1917-1921» , опубликованная в 1935 г. в Нью-Йорке. События Февраля, Октября и Гражданской войны уже в этом труде были объединены под одним заголовком. У. Чемберлин, как и его последователи, оценивали произошедшее с точки зрения западного либерализма и отдавали идеологическое предпочтение февральскому этапу революции, а не царскому режиму и не большевикам. На сходных идейных основаниях были построены исследования Б. Пэйрса . Особый взгляд на революцию имеет Ричард Пайпс, который утверждает в своих исследованиях, что Октябрьский переворот не имел поддержки народных масс и не был исторически обусловлен. По его мнению, именно в этом заключались предпосылки будущего террора, поскольку советская власть, не имея массовой поддержки, могла опираться только на аппарат принуждения и жестокие репрессивные меры.
Более подробно отдельные направления историографии будут нами охарактеризованы ниже. Однако приведенного краткого анализа ключевых работ достаточно, чтобы увидеть огромное разнообразие подходов к изучению событий 1917-1921 гг. в России. При работе над содержанием школьного исторического образования все они требуют подробного изучения и привлечения соответствующего методологического инструментария, который может способствовать наилучшему усвоению материала учащимися.
Необходимость особых подходов к изучению таких событий и процессов российской истории, как революция 1917 г., признается большинством ученых-методистов, в том числе авторами основополагающих трудов в этой области: Е.Е. Вяземским, О.Ю. Стреловой , М.Т. Студеникиным . Учитывая сложность изучаемой темы, разнообразие существующих в исторической науке (и околонаучных кругах) подходов к ней, многие исследователи рекомендуют уделять особое внимание формированию критического мышления учащихся . Данная тема в наши дни рассматривается также в контексте модернизации школьного образования в Российской Федерации , развития исследовательской деятельности школьников, которая позволяет достичь существенных результатов при изучении революции.
Последние тенденции развития теории и методики преподавания истории показывают, что наиболее эффективным в наши дни является отход от советской парадигмы, рассматривавшей Февральскую и Октябрьскую революции как разные и даже противоречащие друг другу события, к сравнительно новой концепции Великой российской революции 1917-1921 гг. Так, по мнению д.и.н. Р. Гагкуева, с которым солидарны большинство современных отечественных историков, «провести границу между Февральской и Октябрьской революциями, а также между октябрьскими событиями и началом гражданской войны по большому счету невозможно. Объединение под одним термином “Великая российская революция” позволяет учителю истории взглянуть на весь процесс становления нового в целом».
Непосредственное отношение к исследуемой нами проблематике имеют также и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к изучению истории событий 1917-1921 гг. в школе. Главными среди них являются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Историко-культурный стандарт.
Итак, показанная актуальность исследования, трансформации представлений об истории революции и зависящие от них изменения в школьном образовании требуют от учителя истории понимания историографии вопроса, а также владения методическим инструментарием, который должен меняться и совершенствоваться в соответствии с требованиями времени.
Проведенный анализ современного состояния исследований по изучаемой проблематике позволяет сформулировать объект и предмет нашей работы.
Объектом исследования является процесс изучения истории Великой российской революции в школе.
Предметом исследования выступают содержание и методы изучения Великой революции в школе на современном этапе.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать наиболее эффективные методы изучения темы «Великая российская революция» в школе в их взаимосвязи с меняющимся содержанием образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать взгляды на Великую российскую революцию в советской историографии, которая определяла изучение данной темы в школе в течение предшествующих десятилетий;
- показать трансформацию подходов к изучению Великой российской революции в современной российской и зарубежной историографии в их влиянии на содержание современного школьного образования в России;
- проанализировать содержание разделов, посвященных Великой российской революции, в современных российских учебниках по истории и соответствующих нормативно-правовых актах;
- исследовать методы и технологии, позволяющие достичь наиболее высоких результатов в изучении событий 1917-1921 гг. в соответствии с современными требованиями.
Гипотеза исследования состоит в том, что наиболее высоких результатов в изучении учащимися школ темы «Великая российская революция» можно добиться при опоре на достижения современной историографии и подборе соответствующих содержанию методов обучения.
Методология исследования состоит из методов как общего, так и специального характера. При изучении историографии истории Великой российской революции использовались методы анализа, синтеза и объективизма. При осуществлении практической части работы предпочтение отдавалось методам наблюдения за активностью учащихся, тестирования с целью выявления их уровня знаний, беседы с учителями и участниками классного коллектива, пробного обучения, позволяющего проверить первичную рабочую гипотезу исследования.
Практическая часть исследования выполнена на базе 9 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №2» города Елабуги Республики Татарстан в период педагогической практики в сентябре-октябре 2017 г.
Научная новизна настоящего исследования заключается в использовании новейших работ ученых-методистов и требований российских образовательных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы преподавания истории Великой российской революции в школе. В связи со столетним юбилеем революции, в 2017 г. эти вопросы активно обсуждались в российском научном и образовательном сообществе, были опубликованы ряд исследований, материалов научно-практических конференций, которые требуют учета в процессе обучения школьников и рассмотрены в нашей работе. Кроме того, нами предпринята попытка использования нестандартных форм работы с учащимися при изучении материала, которые позволяют повысить уровень познавательной деятельности учащихся и усилить ее результаты.
Практическая значимость обусловлена тем, что проведенное нами исследование может способствовать лучшему усвоению школьниками материала, посвященного истории Великой российской революции. Работа содержит ряд методических рекомендаций к изучению темы с учетом достижений современной исторической науки. Она может быть использована педагогами при организации учебного процесса и в рамках профессиональной подготовки студентов.
Структура исследования связана с поставленными перед ним целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Итак, начало XXI стало особым периодом в развитии историографии Великой российской революции, ее оценок в российском обществе, а следовательно и в школьном историческом образовании. Изучение событий 1917-1921 годов происходит в 9 и 11 классе и имеет большое значение для формирования взглядов будущего поколения не только на прошлое России, но и на процессы, происходящие в современном российском обществе.
В XX веке изучение темы было ограничено идеологическими рамками, установленными еще в трудах лидера большевиков В.И. Ленина и его сподвижниками. Они рассматривали Февральскую и Октябрьскую революции как два разных и противоречащих друг другу события: первая была призвана укрепить права буржуазии, класса «эксплуататоров», а вторая имела социалистический характер и стремилась к освобождению рабочих и крестьян из-под гнета капиталистов. Взрыву революционных настроений в 1917 году способствовали многие обстоятельства, включая экономический кризис, неэффективную социальную политику царизма, однако решающая роль, как утверждает советская историография, неизменно принадлежала широким рабочим массам, которые, в свою очередь, возглавлялись партией большевиков. Именно она полностью отражала чаяния простого народа и позволила ему создать новое, социалистическое государство.
Очевидно, что такому подходу присуща излишняя идеологическая направленность. Уже в 1980-90 годы в отечественной историографии появились новые веяния, которые призвали к пересмотру ключевых положений. Историки справедливо указывали, что причины революции скрыты глубоко в истории имперской России, и нельзя отождествлять их с деятельностью партии большевиков. Более того, большевики были не единственной силой, претендовавшей на власть в 1917 году, а вплоть до августа 1917 года не были даже явными лидерами политической гонки. Октябрьский переворот был лишь одним из многих вариантов развития событий, который смог реализоваться благодаря падению монархии. В этой связи, Февральскую и Октябрьскую революции, а также Гражданскую войну можно рассматривать как единый процесс перехода российского общества из одного состояния в другое.
Формированию такого рода взглядов в отечественной историографии во многом способствовали труды зарубежных ученых, которые тоже прошли ряд этапов в своем развитии. В 1930-50 годы британские, французские и американские историки в основном рассматривали российскую революцию с позиций политической истории, не вдаваясь в детальное изучение экономической ситуации, социального и культурного развития российского общества. Многие из них, включая Ричарда Пайпса, оценивали революцию с либерально-демократических позиций, отрицательно относились к деятельности партии большевиков и считали, что она не имела реальной поддержки в народе. Из этого выводились истоки последующего тоталитарного режима. Однако следующее поколение историков показало, что антагонизм между народом и властью в царской России имел глубокие корни, многие действительно желали свержения монархии и поддерживали В.И. Ленина, который, в отличие от своих оппонентов, выступал с простыми, популистскими лозунгами, ясными и доступными крестьянам и рабочим.
Разнообразие подходов к освещению Великой российской революции требует их знания и понимания учителем истории, а также особой работы по подбору методов, форм обучения, которые помогут учащимся в нужной степени усвоить характер произошедших событий. Согласно существующим стандартам, материал по истории революции изучается в течение 6 уроков - минимально достаточного времени для усвоения причин, последовательности событий и их итогов. Тем не менее, этого времени может оказаться недостаточно, чтобы показать ученикам различные точки зрения на предмет, осветить Великую российскую революцию не только с точки зрения исторической науки, но и показать ее глазами обычных людей, которые столкнулись с коренными изменениями культуры, политической системы, образа жизни. Это необходимо для того, чтобы сформировать адекватное отношение к революции и Гражданской войне, которое основывается на фактах, а не на категорической идеологической позиции.
Реализовать эти задачи можно во внеурочной деятельности, в рамках проектной работы, а также классных часов, один из которых был нами организован в период педагогической практики. Использование фрагментов художественных произведений, стихотворений и фильмов, способствовало эмоциональной вовлеченности учащихся в изучение темы, помогло организовать продуктивную дискуссию. В результате учащиеся успешнее решали контрольные задания, не имеющие варианта ответа, лучше формулировали свою позицию по открытым вопросам, давали характеристики историческим деятелям.
Безусловно, изучение событий Великой российской революции в отечественной и зарубежной историографии еще далеко от своего завершения, и, следовательно, будет меняться содержание школьного исторического образования. Ученым-методистам и учителям-практикам предстоит продолжать работу по совершенствованию соответствующих технологий и методик обучения. Охватить все многообразие обозначенной проблематики в рамках отдельной выпускной квалификационной работы и педагогической практики, продолжавшейся в течение месяца, не представляется возможным.
Мы считаем, что задачи, поставленные нами перед настоящим исследованием, выполнены, цель достигнута, что не исключает возможности дальнейшей исследовательской работы в рамках избранной темы: изучения проектной деятельности школьников, использования источников личного происхождения на уроках истории, материалов из истории семей учащихся.
1. Chemberlin W. The Russian Revolution. 1917-1921. - N.Y., 1935.
2. Ferro М. La revolution de 1917. La Chute du tsarisme et les origins d'Octobre. - Paris, 1967.
3. Figes O. A People's Tragedy: The Russian Revolution. 1891-1924. - L., 1996.
4. Figes O. Peasant Russia. Civil War: The Volga Countryside in Revolution (1917-1921). - Oxford, 1989.
5. Gregory P.R. Russian National Income, 1885-1913. - Cambridge, 1982.
6. Hameson L. The problem of social sustainability in the urban Russia, 1905-1917 // Slavic Review. 1964. Vol. 23. № 4; 1965. Vol. 24. № 1.
7. Hasegava T. The February Revolution: Petrograd, 1917. - Seattle, London, 1981.
8. Pares B. The Fall of the Russian Monarchy. - London, 1939.
9. Pipes R. Russian Revolution. Vol. 1-2. N.Y., 1990. Русское издание: Пайпс Р. Русская революция. Ч. 1-2. М., 1994.
10. Rabinowitch A. The Bolsheviks Come to Power: The Revolution of 1917 in Petrograd. - N.Y., 1976.
11. Russia in the European context 1789-1914: A Member of the family. - N.Y., 2005.
12. Shapiro L. Two Years that Shook the World // The New York Review of Books. - 1977. - 31 March. - №31. - P. 75-78.
13. Аллен Роберт С. От фермы к фабрике. Новая интерпретация советской промышленной революции. - М., 2013.
14. Ананьич Б. В. От самодержавия к советской власти //Вестник Российской академии наук. - 1997. - Т. 67. - №. 2. - С. 136-140.
15. Беловежский А.С. Коммунистический тоталитаризм: к 80-летию Великой Октябрьской социалистической революции // Философские исследования. - 1997. - № 4. - С. 57-84.
16. Бернштам М. Почему победили большевики // Молодая гвардия. - 1992. - № 5-6. - С. 192-196.
17. Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной психологии на уроках отечественной истории // Преподавание истории в школе. - 2009. - №5. - С. 170-175; Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе? Пособие для учителя. - М., 2013.
18. Большакова О.В. История России XX в. в США: темы и парадигмы // Зарубежное россиеведение. Учебное пособие / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2014. - С. 373.
19. Большакова О.В. Русская революция глазами трех поколений американских историков // 1917 г. Россия революционная. Сборник обзоров и рефератов. 2-е изд. испр. и доп. - М., 2009. С. 6-32;
20. Булдаков В.П. Борьба за массы в трех революциях в России: Пролетариат и средние городские слои. - М.: Мысль, 1981.
21. Булдаков В.П. Имперство и российская революционность (критические заметки). - Отечественная история. - 1997. - № 1. - С. 51
22. Булдаков В.П. Октябрь и ХХ век // Международная жизнь. - 1997. - № 11. - С. 72-88.
23. Булдаков В.П. Октябрь и ХХ век: Теория и источники (1917 год в судьбах России) // Вестник ИГЭУ. - Вып. 1. - 2008 г.
24. Бухарин Н.И. Программа Октября. К десятилетию программы
нашей партии // URL: http://magister.msk.ru/library/politica/
buharin/buhan016.htm(дата обращения: 30.03.2018).
25. Валитов О.К., Умеркаев Ф.Г. Была ли цивилизационная «дыра» в нашей истории? // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 1. - С. 307¬315.
26. Волобуев П. В. Русская наука накануне Октябрьской революции //Вопросы истории естествознания и техники. - 1987. - №. 3. - С. 28-38.
27. Волобуев П. В., Булдаков В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению //Вопросы истории. - 1996. - №. 5-6. - С. 28-38.
28. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003.
29. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. - М.: Школьная пресса, 2015.
30. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе. - М., 2015.
31. Данилов А.А. История России: учеб. пособие. - Иваново, 2007.
32. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX — начало XXI века. 9 класс. - М., 2013.
33. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 3 (16)
января 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957; То же [Электронный ресурс] URL: http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/
DEKRET/declarat.htm(дата обращения: 30.03.2018).
34. Дэвид-Фокс М. Введение. Отцы, дети и внуки в американской историографии царской России // Американская русистика. Вехи историографии последних лет. Императорский период. - Самара, 2000. - С. 5¬47.
35. Зайнетдинов Ш.Р. Революция, насилие, прогресс // Отечественная история. - 1995. - № 5. - С. 130
36. Зиновьев Г.И. Война, революция и меньшевизм. - М.-Л., 1931 // URL:https://www.prlib.ru/ item/324860(дата обращения: 30.03.2018).
37. Искандеров А. А. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. - 1993. - №. 3. - С. 5.
38. Искандеров А.А. Очерки новейшей истории советского общества // Вопросы истории. - 2002. - № 5. - С. 88.
39. Историки из разных стран обсудили методики преподавания темы революции 1917 года в школах // URL:http://tass.ru/obschestvo/4685325(дата обращения: 30.03.2018).
40. Историко-культурный стандарт нового учебно-методического
комплекса по Отечественной истории // URL: https://historvrossia.org/proektv/kontseptsiva-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnvj-standart.html (дата
обращения: 30.03.2018).
41. История России / Под ред. Боханова А.Н., Горинова М.М., Дмитренко В.П. и др. - М., 1998. - С. 146.
42. История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. - М., 1998. - С. 146-197.
43. Каменев Л.Б. Между двумя революциями. - М., 1923 // URL: https://archive.org/details/B-001-017-799(дата обращения: 30.03.2018).
44. Корников А.А. Был ли неизбежен Красный Октябрь? // Рабочий край. - 7 ноября 2007 г. - № 203 (24649).
45. Круглый стол «Февральская революция в России 1917 г.: история и современность» // URL:www.rsuh.ru(дата обращения: 08.04.2018).
46. Ленин В.И. Главная задача наших дней. - М., 1918.
47. Ленин В.И. К населению // URL:http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/k_nasel.htm(дата обращения: 30.03.2018).
48. Ленин В.И. Письмо к товарищам // URL:
http://leninism.su/works/73-tom-34/1711-pismo-k-tovarishham-34.html (дата
обращения: 31.03.2018).
49. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. - Т. 37. URL:http://leninism.su/index.php?option=com_content&view= article&id=1392:proletarskava-revolvucziva-i-renegat-kautskij&catid=76:tom-37&Itemid53(дата обращения 31.03.2018).
50. Мацузато К. Земства во время Первой мировой войны: межрегиональные конфликты и падение царизма // Земский феномен: политологический анализ. - Екатеринбург, 2001. - С. 144-198.
51. Медушевский А.Н. Февраль 17-го - типичная реакция общества на традиционализм // Отечественная история. - 2007. - № 5. - С. 5-6.
52. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL:https ://минобрнауки.рф/documents/938(дата обращения: 21.03.2018).
53. Минц И. И. История Великого Октября. - В 3 т. - М.: Наука, 1967-1979.
54. Мунчаев Ш.М., Устинов В.В. История России: учебник для вузов. - М., 2000.
55. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей - МПГУ, 2006.
56. Певзнер Я. Мировая революция: великая авантюра и ее крах // МЭМО. - 1997. - № 10-11.
57. Покровский М.Н. Марксизм и особенности исторического развития России. Сборник статей. 1922—1925 гг. - Л., «Прибой», 1925.
58. Проект 1917. Видео // URL:https://project1917.ru/videos(дата обращения: 30.03.2018).
59. Революция 1917 года. Аудиолекции историка Бориса
Колоницкого, воспоминания очевидцев, лучшие исследования эпохи, детские рисунки и обзор главных событий 1917 года // URL:
https://arzamas.academy/courses/42(дата обращения: 30.03.2018).
60. Российское историческое общество. Историко-культурный
стандарт // URL:https://historvrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kultumyj-standart.html(дата обращения: 21.03.2018).
61. Семеникова Л. Что мы празднуем 7 ноября // Наука и жизнь. - 1992. - № 11. - С. 20-28.
62. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие для вузов. - Брянск, 1995. - С. 346-347.
63. Смолкин А.М. Активные методы обучения. - М.: Просвещение, 2006.
64. Солженицын А.И. Размышления над февральской революцией // Российская газета. - 27 февраля 2007 г. - № 40 // URL: http: //www.rg.ru/2007/02/27/solzhenicyn.html(дата обращения: 18.03.2018).
65. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2002.
66. Троцкий Л.Д. Наша первая революция // URL: http: //www.magister.msk.ru/librarv/trotskv/trotl 101. htm(дата обращения: 30.03.2018).
67. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - С. 448.
68. Февральская революция 1917 года в российской истории // Отечественная история. - 2007. - № 5. - С. 3-30.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL:http://base.garant.ru/55170507(дата обращения: 27.03.2018).
70. Шевырин В.М. Революция 1917 г.: переосмысление в зарубежной историографии (обзор) // Там же. - С. 33-64.
71. Эксперты обсудили проблемы преподавания истории Великой российской революции 1917 года в школах // Учительская газета. - 19 декабря 2016 г. - URL:http://www.ug.ru/news/20454(дата обращения: 21.03.2018).