Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КУРСЕ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №30470

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
674
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.
ГЛАВА 1. ОСВЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
§ 1.1. Советская историография событий 1917-1921 г. в России
§ 1.2. Современные подходы к изучению Великой российской революции в отечественной исторической науке
§ 1.3. Подходы к изучению Великой российской революции в зарубежной историографии
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КУРСЕ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 2.1. Содержание современного школьного образования по теме «Великая российская революция»
§ 2.2. Методы изучения Великой российской революции на уроках истории в школе
§ 2.3. Разработка внеклассного мероприятия по теме «Революция 1917: разговор о прошлом»
Заключение
Список использованных источников и литературы


Актуальность исследования. Великая российская революция стала одним из ключевых событий не только отечественной, но и мировой истории. Подведя итог существованию Российской империи, одного из крупнейших и влиятельных государств Нового времени, революция полностью изменила политическую систему, социальную структуру российского общества, заложила предпосылки к складыванию нового, социалистического строя, причем не только в самой России, но и за ее пределами. Ее значение для мировой политики, экономики и культуры неоспоримо.
Благодаря своей высокой исторической значимости, события 1917 г. являются предметом активных политических дискуссий в современной Российской Федерации. В российском обществе по-прежнему бытуют самые разнообразные, и зачастую противоположные взгляды на действия различных исторических личностей, принимавших участие в революции, справедливость выдвигавшихся ими лозунгов и правомерность методов, с помощью которых достигалась их практическая реализация.
Великая российская революция является одним из тех событий отечественной истории, осмысление которых в наши дни еще далеко от своего завершения. После того, как вместе с распадом СССР исчезли идеологические барьеры на пути ее изучения, были выдвинуты новые гипотезы и концепции, которые меняют привычный, укоренившийся в историографии взгляд на произошедшее. В частности, от концепции двух революций - Февральской и Октябрьской, а также, отдельно от них, Гражданской войны, историческая наука приходит к их осмыслению как единого процесса, начавшегося в феврале 1917 г. и завершившегося после установления советской власти на территории будущего Советского Союза.
Учитывая все вышесказанное, изучение российской революции в средней школе, его содержание и средства приобретают особенную актуальность. Несомненно, школьное образование должно учитывать новые подходы к освещению прошлого, что требует, в том числе, особых исследований в области теории и методики обучения истории.
Обзор литературы. Учитывая тематику исследования, посвященную Великой российской революции и ее изучению в средней школе, имеющаяся литература по данной проблематике распадается на несколько направлений. К первому относится советская историография истории революции 1917 г., которая долгое время определяла содержание преподаваемых в школе знаний о произошедших событиях. В конце ХХ столетия начался новый этап в осмыслении событий 1917 г., связанный с падением идеологических барьеров - исследования этого периода составляют вторую группу изученных нами работ. В третью входят труды зарубежных историков, посвященных Великой российской революции, которые оказали большое влияние на формирование отечественной историографии. Наконец, к четвертой группе относятся исследования в области теории и методики обучения истории, раскрывающие наиболее эффективные методы изучения исследуемой темы в школьном курсе истории.
Поскольку состав первых трех групп, а также их влияние на содержание современного школьного образования отдельно обсуждаются в соответствующих разделах настоящей работы, во введении мы отметим лишь основные статьи и монографии.
Исторические исследования революции советского периода создавались преимущественно под влиянием работ В.И. Ленина, который создал идеологические установки для освещения событий в своих статьях «Государство и революция», «Апрельские тезисы», «Большевики должны взять власть», «Кризис назрел». Именно Лениным и его сподвижниками была сформулирована идея о двух революциях: буржуазной и социалистической, которые не являются событиями одной цепи, а противоречат друг другу, порождены разными социальными силами и ведут к принципиально разным результатам. В этой связи в Советском Союзе утвердилось представление об отдельных Февральской и Октябрьской революциях, которые, по известным причинам, не оспаривались в научном сообществе.
Промежуточные итоги советскому осмыслению революции подвел И.И. Минц в одном из наиболее комплексных трудов на данную тему «История великого Октября» . Первый том труда был издан в честь 50¬летней годовщины Октябрьской революции. Несмотря на неизбежную идеологическую ангажированность труда, автор впервые рассмотрел деятельность большевиков и лично В.И. Ленина под критическим углом, показал идеи революции в их историческом развитии, продемонстрировав, что они не сформировались как идеальные в определенный момент, а совершенствовались в период подготовки к перевороту и после него.
Значительное влияние на развитие представлений о революции в советский период оказали также работы П.В. Волобуева , который впервые высказал идею о роли стихийных факторов в революционных событиях и способствовал зарождению так называемого «нового направления» в советской историографии. Его идеи развил В.П. Булдаков, переосмысливший роль народных масс в революции .
В этом направлении советская историография продолжала развиваться до 1990-х гг., когда падение СССР дало возможность к более всестороннему развитию взглядов на революцию. Еще в период Перестройки многие историки стали переносить акцент с действий большевистской партии накануне и в период революции на общеисторический контекст произошедших событий. Так, И.И. Искандеров в 1993 г. отметил, что наибольшее влияние на падение старого режима оказали промедление с отменой крепостного права, резкое падение авторитета действующей власти и церкви, отсутствие реального представительства граждан . В этой связи, приход большевиков к власти в 1917 г. стал лишь следствием уже назревшего кризиса. Сходных взглядов придерживался В.И. Волобуев , Б.В. Ананьич .
На рубеже 1990-2000-х гг. российская историография испытала значительное влияние зарубежных историков. Если раньше в СССР революция 1917 г. воспринималась как исключительное, не имеющее аналогов в мировой истории событие, то теперь она все чаще рассматривалась в сравнительной перспективе. Закономерно, что много общего было обнаружено между революциями в России, Франции и Великобритании. Все они происходили не единовременно, а в несколько этапов, которые являлись частью одного и того же процесса. Одним из первых трудов по истории революции 1917 г. стала монография У. Чемберлина «Российская революция. 1917-1921» , опубликованная в 1935 г. в Нью-Йорке. События Февраля, Октября и Гражданской войны уже в этом труде были объединены под одним заголовком. У. Чемберлин, как и его последователи, оценивали произошедшее с точки зрения западного либерализма и отдавали идеологическое предпочтение февральскому этапу революции, а не царскому режиму и не большевикам. На сходных идейных основаниях были построены исследования Б. Пэйрса . Особый взгляд на революцию имеет Ричард Пайпс, который утверждает в своих исследованиях, что Октябрьский переворот не имел поддержки народных масс и не был исторически обусловлен. По его мнению, именно в этом заключались предпосылки будущего террора, поскольку советская власть, не имея массовой поддержки, могла опираться только на аппарат принуждения и жестокие репрессивные меры.
Более подробно отдельные направления историографии будут нами охарактеризованы ниже. Однако приведенного краткого анализа ключевых работ достаточно, чтобы увидеть огромное разнообразие подходов к изучению событий 1917-1921 гг. в России. При работе над содержанием школьного исторического образования все они требуют подробного изучения и привлечения соответствующего методологического инструментария, который может способствовать наилучшему усвоению материала учащимися.
Необходимость особых подходов к изучению таких событий и процессов российской истории, как революция 1917 г., признается большинством ученых-методистов, в том числе авторами основополагающих трудов в этой области: Е.Е. Вяземским, О.Ю. Стреловой , М.Т. Студеникиным . Учитывая сложность изучаемой темы, разнообразие существующих в исторической науке (и околонаучных кругах) подходов к ней, многие исследователи рекомендуют уделять особое внимание формированию критического мышления учащихся . Данная тема в наши дни рассматривается также в контексте модернизации школьного образования в Российской Федерации , развития исследовательской деятельности школьников, которая позволяет достичь существенных результатов при изучении революции.
Последние тенденции развития теории и методики преподавания истории показывают, что наиболее эффективным в наши дни является отход от советской парадигмы, рассматривавшей Февральскую и Октябрьскую революции как разные и даже противоречащие друг другу события, к сравнительно новой концепции Великой российской революции 1917-1921 гг. Так, по мнению д.и.н. Р. Гагкуева, с которым солидарны большинство современных отечественных историков, «провести границу между Февральской и Октябрьской революциями, а также между октябрьскими событиями и началом гражданской войны по большому счету невозможно. Объединение под одним термином “Великая российская революция” позволяет учителю истории взглянуть на весь процесс становления нового в целом».
Непосредственное отношение к исследуемой нами проблематике имеют также и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к изучению истории событий 1917-1921 гг. в школе. Главными среди них являются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Историко-культурный стандарт.
Итак, показанная актуальность исследования, трансформации представлений об истории революции и зависящие от них изменения в школьном образовании требуют от учителя истории понимания историографии вопроса, а также владения методическим инструментарием, который должен меняться и совершенствоваться в соответствии с требованиями времени.
Проведенный анализ современного состояния исследований по изучаемой проблематике позволяет сформулировать объект и предмет нашей работы.
Объектом исследования является процесс изучения истории Великой российской революции в школе.
Предметом исследования выступают содержание и методы изучения Великой революции в школе на современном этапе.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать наиболее эффективные методы изучения темы «Великая российская революция» в школе в их взаимосвязи с меняющимся содержанием образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать взгляды на Великую российскую революцию в советской историографии, которая определяла изучение данной темы в школе в течение предшествующих десятилетий;
- показать трансформацию подходов к изучению Великой российской революции в современной российской и зарубежной историографии в их влиянии на содержание современного школьного образования в России;
- проанализировать содержание разделов, посвященных Великой российской революции, в современных российских учебниках по истории и соответствующих нормативно-правовых актах;
- исследовать методы и технологии, позволяющие достичь наиболее высоких результатов в изучении событий 1917-1921 гг. в соответствии с современными требованиями.
Гипотеза исследования состоит в том, что наиболее высоких результатов в изучении учащимися школ темы «Великая российская революция» можно добиться при опоре на достижения современной историографии и подборе соответствующих содержанию методов обучения.
Методология исследования состоит из методов как общего, так и специального характера. При изучении историографии истории Великой российской революции использовались методы анализа, синтеза и объективизма. При осуществлении практической части работы предпочтение отдавалось методам наблюдения за активностью учащихся, тестирования с целью выявления их уровня знаний, беседы с учителями и участниками классного коллектива, пробного обучения, позволяющего проверить первичную рабочую гипотезу исследования.
Практическая часть исследования выполнена на базе 9 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №2» города Елабуги Республики Татарстан в период педагогической практики в сентябре-октябре 2017 г.
Научная новизна настоящего исследования заключается в использовании новейших работ ученых-методистов и требований российских образовательных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы преподавания истории Великой российской революции в школе. В связи со столетним юбилеем революции, в 2017 г. эти вопросы активно обсуждались в российском научном и образовательном сообществе, были опубликованы ряд исследований, материалов научно-практических конференций, которые требуют учета в процессе обучения школьников и рассмотрены в нашей работе. Кроме того, нами предпринята попытка использования нестандартных форм работы с учащимися при изучении материала, которые позволяют повысить уровень познавательной деятельности учащихся и усилить ее результаты.
Практическая значимость обусловлена тем, что проведенное нами исследование может способствовать лучшему усвоению школьниками материала, посвященного истории Великой российской революции. Работа содержит ряд методических рекомендаций к изучению темы с учетом достижений современной исторической науки. Она может быть использована педагогами при организации учебного процесса и в рамках профессиональной подготовки студентов.
Структура исследования связана с поставленными перед ним целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, начало XXI стало особым периодом в развитии историографии Великой российской революции, ее оценок в российском обществе, а следовательно и в школьном историческом образовании. Изучение событий 1917-1921 годов происходит в 9 и 11 классе и имеет большое значение для формирования взглядов будущего поколения не только на прошлое России, но и на процессы, происходящие в современном российском обществе.
В XX веке изучение темы было ограничено идеологическими рамками, установленными еще в трудах лидера большевиков В.И. Ленина и его сподвижниками. Они рассматривали Февральскую и Октябрьскую революции как два разных и противоречащих друг другу события: первая была призвана укрепить права буржуазии, класса «эксплуататоров», а вторая имела социалистический характер и стремилась к освобождению рабочих и крестьян из-под гнета капиталистов. Взрыву революционных настроений в 1917 году способствовали многие обстоятельства, включая экономический кризис, неэффективную социальную политику царизма, однако решающая роль, как утверждает советская историография, неизменно принадлежала широким рабочим массам, которые, в свою очередь, возглавлялись партией большевиков. Именно она полностью отражала чаяния простого народа и позволила ему создать новое, социалистическое государство.
Очевидно, что такому подходу присуща излишняя идеологическая направленность. Уже в 1980-90 годы в отечественной историографии появились новые веяния, которые призвали к пересмотру ключевых положений. Историки справедливо указывали, что причины революции скрыты глубоко в истории имперской России, и нельзя отождествлять их с деятельностью партии большевиков. Более того, большевики были не единственной силой, претендовавшей на власть в 1917 году, а вплоть до августа 1917 года не были даже явными лидерами политической гонки. Октябрьский переворот был лишь одним из многих вариантов развития событий, который смог реализоваться благодаря падению монархии. В этой связи, Февральскую и Октябрьскую революции, а также Гражданскую войну можно рассматривать как единый процесс перехода российского общества из одного состояния в другое.
Формированию такого рода взглядов в отечественной историографии во многом способствовали труды зарубежных ученых, которые тоже прошли ряд этапов в своем развитии. В 1930-50 годы британские, французские и американские историки в основном рассматривали российскую революцию с позиций политической истории, не вдаваясь в детальное изучение экономической ситуации, социального и культурного развития российского общества. Многие из них, включая Ричарда Пайпса, оценивали революцию с либерально-демократических позиций, отрицательно относились к деятельности партии большевиков и считали, что она не имела реальной поддержки в народе. Из этого выводились истоки последующего тоталитарного режима. Однако следующее поколение историков показало, что антагонизм между народом и властью в царской России имел глубокие корни, многие действительно желали свержения монархии и поддерживали В.И. Ленина, который, в отличие от своих оппонентов, выступал с простыми, популистскими лозунгами, ясными и доступными крестьянам и рабочим.
Разнообразие подходов к освещению Великой российской революции требует их знания и понимания учителем истории, а также особой работы по подбору методов, форм обучения, которые помогут учащимся в нужной степени усвоить характер произошедших событий. Согласно существующим стандартам, материал по истории революции изучается в течение 6 уроков - минимально достаточного времени для усвоения причин, последовательности событий и их итогов. Тем не менее, этого времени может оказаться недостаточно, чтобы показать ученикам различные точки зрения на предмет, осветить Великую российскую революцию не только с точки зрения исторической науки, но и показать ее глазами обычных людей, которые столкнулись с коренными изменениями культуры, политической системы, образа жизни. Это необходимо для того, чтобы сформировать адекватное отношение к революции и Гражданской войне, которое основывается на фактах, а не на категорической идеологической позиции.
Реализовать эти задачи можно во внеурочной деятельности, в рамках проектной работы, а также классных часов, один из которых был нами организован в период педагогической практики. Использование фрагментов художественных произведений, стихотворений и фильмов, способствовало эмоциональной вовлеченности учащихся в изучение темы, помогло организовать продуктивную дискуссию. В результате учащиеся успешнее решали контрольные задания, не имеющие варианта ответа, лучше формулировали свою позицию по открытым вопросам, давали характеристики историческим деятелям.
Безусловно, изучение событий Великой российской революции в отечественной и зарубежной историографии еще далеко от своего завершения, и, следовательно, будет меняться содержание школьного исторического образования. Ученым-методистам и учителям-практикам предстоит продолжать работу по совершенствованию соответствующих технологий и методик обучения. Охватить все многообразие обозначенной проблематики в рамках отдельной выпускной квалификационной работы и педагогической практики, продолжавшейся в течение месяца, не представляется возможным.
Мы считаем, что задачи, поставленные нами перед настоящим исследованием, выполнены, цель достигнута, что не исключает возможности дальнейшей исследовательской работы в рамках избранной темы: изучения проектной деятельности школьников, использования источников личного происхождения на уроках истории, материалов из истории семей учащихся.



1. Chemberlin W. The Russian Revolution. 1917-1921. - N.Y., 1935.
2. Ferro М. La revolution de 1917. La Chute du tsarisme et les origins d'Octobre. - Paris, 1967.
3. Figes O. A People's Tragedy: The Russian Revolution. 1891-1924. - L., 1996.
4. Figes O. Peasant Russia. Civil War: The Volga Countryside in Revolution (1917-1921). - Oxford, 1989.
5. Gregory P.R. Russian National Income, 1885-1913. - Cambridge, 1982.
6. Hameson L. The problem of social sustainability in the urban Russia, 1905-1917 // Slavic Review. 1964. Vol. 23. № 4; 1965. Vol. 24. № 1.
7. Hasegava T. The February Revolution: Petrograd, 1917. - Seattle, London, 1981.
8. Pares B. The Fall of the Russian Monarchy. - London, 1939.
9. Pipes R. Russian Revolution. Vol. 1-2. N.Y., 1990. Русское издание: Пайпс Р. Русская революция. Ч. 1-2. М., 1994.
10. Rabinowitch A. The Bolsheviks Come to Power: The Revolution of 1917 in Petrograd. - N.Y., 1976.
11. Russia in the European context 1789-1914: A Member of the family. - N.Y., 2005.
12. Shapiro L. Two Years that Shook the World // The New York Review of Books. - 1977. - 31 March. - №31. - P. 75-78.
13. Аллен Роберт С. От фермы к фабрике. Новая интерпретация советской промышленной революции. - М., 2013.
14. Ананьич Б. В. От самодержавия к советской власти //Вестник Российской академии наук. - 1997. - Т. 67. - №. 2. - С. 136-140.
15. Беловежский А.С. Коммунистический тоталитаризм: к 80-летию Великой Октябрьской социалистической революции // Философские исследования. - 1997. - № 4. - С. 57-84.
16. Бернштам М. Почему победили большевики // Молодая гвардия. - 1992. - № 5-6. - С. 192-196.
17. Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной психологии на уроках отечественной истории // Преподавание истории в школе. - 2009. - №5. - С. 170-175; Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе? Пособие для учителя. - М., 2013.
18. Большакова О.В. История России XX в. в США: темы и парадигмы // Зарубежное россиеведение. Учебное пособие / Под ред. А.Б. Безбородова. - М., 2014. - С. 373.
19. Большакова О.В. Русская революция глазами трех поколений американских историков // 1917 г. Россия революционная. Сборник обзоров и рефератов. 2-е изд. испр. и доп. - М., 2009. С. 6-32;
20. Булдаков В.П. Борьба за массы в трех революциях в России: Пролетариат и средние городские слои. - М.: Мысль, 1981.
21. Булдаков В.П. Имперство и российская революционность (критические заметки). - Отечественная история. - 1997. - № 1. - С. 51
22. Булдаков В.П. Октябрь и ХХ век // Международная жизнь. - 1997. - № 11. - С. 72-88.
23. Булдаков В.П. Октябрь и ХХ век: Теория и источники (1917 год в судьбах России) // Вестник ИГЭУ. - Вып. 1. - 2008 г.
24. Бухарин Н.И. Программа Октября. К десятилетию программы
нашей партии // URL: http://magister.msk.ru/library/politica/
buharin/buhan016.htm(дата обращения: 30.03.2018).
25. Валитов О.К., Умеркаев Ф.Г. Была ли цивилизационная «дыра» в нашей истории? // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 1. - С. 307¬315.
26. Волобуев П. В. Русская наука накануне Октябрьской революции //Вопросы истории естествознания и техники. - 1987. - №. 3. - С. 28-38.
27. Волобуев П. В., Булдаков В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению //Вопросы истории. - 1996. - №. 5-6. - С. 28-38.
28. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003.
29. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. - М.: Школьная пресса, 2015.
30. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе. - М., 2015.
31. Данилов А.А. История России: учеб. пособие. - Иваново, 2007.
32. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX — начало XXI века. 9 класс. - М., 2013.
33. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 3 (16)
января 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957; То же [Электронный ресурс] URL: http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/
DEKRET/declarat.htm(дата обращения: 30.03.2018).
34. Дэвид-Фокс М. Введение. Отцы, дети и внуки в американской историографии царской России // Американская русистика. Вехи историографии последних лет. Императорский период. - Самара, 2000. - С. 5¬47.
35. Зайнетдинов Ш.Р. Революция, насилие, прогресс // Отечественная история. - 1995. - № 5. - С. 130
36. Зиновьев Г.И. Война, революция и меньшевизм. - М.-Л., 1931 // URL:https://www.prlib.ru/ item/324860(дата обращения: 30.03.2018).
37. Искандеров А. А. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. - 1993. - №. 3. - С. 5.
38. Искандеров А.А. Очерки новейшей истории советского общества // Вопросы истории. - 2002. - № 5. - С. 88.
39. Историки из разных стран обсудили методики преподавания темы революции 1917 года в школах // URL:http://tass.ru/obschestvo/4685325(дата обращения: 30.03.2018).
40. Историко-культурный стандарт нового учебно-методического
комплекса по Отечественной истории // URL: https://historvrossia.org/proektv/kontseptsiva-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnvj-standart.html (дата
обращения: 30.03.2018).
41. История России / Под ред. Боханова А.Н., Горинова М.М., Дмитренко В.П. и др. - М., 1998. - С. 146.
42. История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. - М., 1998. - С. 146-197.
43. Каменев Л.Б. Между двумя революциями. - М., 1923 // URL: https://archive.org/details/B-001-017-799(дата обращения: 30.03.2018).
44. Корников А.А. Был ли неизбежен Красный Октябрь? // Рабочий край. - 7 ноября 2007 г. - № 203 (24649).
45. Круглый стол «Февральская революция в России 1917 г.: история и современность» // URL:www.rsuh.ru(дата обращения: 08.04.2018).
46. Ленин В.И. Главная задача наших дней. - М., 1918.
47. Ленин В.И. К населению // URL:http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/k_nasel.htm(дата обращения: 30.03.2018).
48. Ленин В.И. Письмо к товарищам // URL:
http://leninism.su/works/73-tom-34/1711-pismo-k-tovarishham-34.html (дата
обращения: 31.03.2018).
49. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. - Т. 37. URL:http://leninism.su/index.php?option=com_content&view= article&id=1392:proletarskava-revolvucziva-i-renegat-kautskij&catid=76:tom-37&Itemid53(дата обращения 31.03.2018).
50. Мацузато К. Земства во время Первой мировой войны: межрегиональные конфликты и падение царизма // Земский феномен: политологический анализ. - Екатеринбург, 2001. - С. 144-198.
51. Медушевский А.Н. Февраль 17-го - типичная реакция общества на традиционализм // Отечественная история. - 2007. - № 5. - С. 5-6.
52. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL:https ://минобрнауки.рф/documents/938(дата обращения: 21.03.2018).
53. Минц И. И. История Великого Октября. - В 3 т. - М.: Наука, 1967-1979.
54. Мунчаев Ш.М., Устинов В.В. История России: учебник для вузов. - М., 2000.
55. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей - МПГУ, 2006.
56. Певзнер Я. Мировая революция: великая авантюра и ее крах // МЭМО. - 1997. - № 10-11.
57. Покровский М.Н. Марксизм и особенности исторического развития России. Сборник статей. 1922—1925 гг. - Л., «Прибой», 1925.
58. Проект 1917. Видео // URL:https://project1917.ru/videos(дата обращения: 30.03.2018).
59. Революция 1917 года. Аудиолекции историка Бориса
Колоницкого, воспоминания очевидцев, лучшие исследования эпохи, детские рисунки и обзор главных событий 1917 года // URL:
https://arzamas.academy/courses/42(дата обращения: 30.03.2018).
60. Российское историческое общество. Историко-культурный
стандарт // URL:https://historvrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kultumyj-standart.html(дата обращения: 21.03.2018).
61. Семеникова Л. Что мы празднуем 7 ноября // Наука и жизнь. - 1992. - № 11. - С. 20-28.
62. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие для вузов. - Брянск, 1995. - С. 346-347.
63. Смолкин А.М. Активные методы обучения. - М.: Просвещение, 2006.
64. Солженицын А.И. Размышления над февральской революцией // Российская газета. - 27 февраля 2007 г. - № 40 // URL: http: //www.rg.ru/2007/02/27/solzhenicyn.html(дата обращения: 18.03.2018).
65. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2002.
66. Троцкий Л.Д. Наша первая революция // URL: http: //www.magister.msk.ru/librarv/trotskv/trotl 101. htm(дата обращения: 30.03.2018).
67. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - С. 448.
68. Февральская революция 1917 года в российской истории // Отечественная история. - 2007. - № 5. - С. 3-30.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL:http://base.garant.ru/55170507(дата обращения: 27.03.2018).
70. Шевырин В.М. Революция 1917 г.: переосмысление в зарубежной историографии (обзор) // Там же. - С. 33-64.
71. Эксперты обсудили проблемы преподавания истории Великой российской революции 1917 года в школах // Учительская газета. - 19 декабря 2016 г. - URL:http://www.ug.ru/news/20454(дата обращения: 21.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ