ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КУРСЕ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
Введение.
ГЛАВА 1. ОСВЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
§ 1.1. Советская историография событий 1917-1921 г. в России
§ 1.2. Современные подходы к изучению Великой российской революции в отечественной исторической науке
§ 1.3. Подходы к изучению Великой российской революции в зарубежной историографии
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КУРСЕ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 2.1. Содержание современного школьного образования по теме «Великая российская революция»
§ 2.2. Методы изучения Великой российской революции на уроках истории в школе
§ 2.3. Разработка внеклассного мероприятия по теме «Революция 1917: разговор о прошлом»
Заключение
Список использованных источников и литературы
ГЛАВА 1. ОСВЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
§ 1.1. Советская историография событий 1917-1921 г. в России
§ 1.2. Современные подходы к изучению Великой российской революции в отечественной исторической науке
§ 1.3. Подходы к изучению Великой российской революции в зарубежной историографии
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КУРСЕ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
§ 2.1. Содержание современного школьного образования по теме «Великая российская революция»
§ 2.2. Методы изучения Великой российской революции на уроках истории в школе
§ 2.3. Разработка внеклассного мероприятия по теме «Революция 1917: разговор о прошлом»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Великая российская революция стала одним из ключевых событий не только отечественной, но и мировой истории. Подведя итог существованию Российской империи, одного из крупнейших и влиятельных государств Нового времени, революция полностью изменила политическую систему, социальную структуру российского общества, заложила предпосылки к складыванию нового, социалистического строя, причем не только в самой России, но и за ее пределами. Ее значение для мировой политики, экономики и культуры неоспоримо.
Благодаря своей высокой исторической значимости, события 1917 г. являются предметом активных политических дискуссий в современной Российской Федерации. В российском обществе по-прежнему бытуют самые разнообразные, и зачастую противоположные взгляды на действия различных исторических личностей, принимавших участие в революции, справедливость выдвигавшихся ими лозунгов и правомерность методов, с помощью которых достигалась их практическая реализация.
Великая российская революция является одним из тех событий отечественной истории, осмысление которых в наши дни еще далеко от своего завершения. После того, как вместе с распадом СССР исчезли идеологические барьеры на пути ее изучения, были выдвинуты новые гипотезы и концепции, которые меняют привычный, укоренившийся в историографии взгляд на произошедшее. В частности, от концепции двух революций - Февральской и Октябрьской, а также, отдельно от них, Гражданской войны, историческая наука приходит к их осмыслению как единого процесса, начавшегося в феврале 1917 г. и завершившегося после установления советской власти на территории будущего Советского Союза.
Учитывая все вышесказанное, изучение российской революции в средней школе, его содержание и средства приобретают особенную актуальность. Несомненно, школьное образование должно учитывать новые подходы к освещению прошлого, что требует, в том числе, особых исследований в области теории и методики обучения истории.
Обзор литературы. Учитывая тематику исследования, посвященную Великой российской революции и ее изучению в средней школе, имеющаяся литература по данной проблематике распадается на несколько направлений. К первому относится советская историография истории революции 1917 г., которая долгое время определяла содержание преподаваемых в школе знаний о произошедших событиях. В конце ХХ столетия начался новый этап в осмыслении событий 1917 г., связанный с падением идеологических барьеров - исследования этого периода составляют вторую группу изученных нами работ. В третью входят труды зарубежных историков, посвященных Великой российской революции, которые оказали большое влияние на формирование отечественной историографии. Наконец, к четвертой группе относятся исследования в области теории и методики обучения истории, раскрывающие наиболее эффективные методы изучения исследуемой темы в школьном курсе истории.
Поскольку состав первых трех групп, а также их влияние на содержание современного школьного образования отдельно обсуждаются в соответствующих разделах настоящей работы, во введении мы отметим лишь основные статьи и монографии.
Исторические исследования революции советского периода создавались преимущественно под влиянием работ В.И. Ленина, который создал идеологические установки для освещения событий в своих статьях «Государство и революция», «Апрельские тезисы», «Большевики должны взять власть», «Кризис назрел». Именно Лениным и его сподвижниками была сформулирована идея о двух революциях: буржуазной и социалистической, которые не являются событиями одной цепи, а противоречат друг другу, порождены разными социальными силами и ведут к принципиально разным результатам. В этой связи в Советском Союзе утвердилось представление об отдельных Февральской и Октябрьской революциях, которые, по известным причинам, не оспаривались в научном сообществе.
Промежуточные итоги советскому осмыслению революции подвел И.И. Минц в одном из наиболее комплексных трудов на данную тему «История великого Октября» . Первый том труда был издан в честь 50¬летней годовщины Октябрьской революции. Несмотря на неизбежную идеологическую ангажированность труда, автор впервые рассмотрел деятельность большевиков и лично В.И. Ленина под критическим углом, показал идеи революции в их историческом развитии, продемонстрировав, что они не сформировались как идеальные в определенный момент, а совершенствовались в период подготовки к перевороту и после него.
Значительное влияние на развитие представлений о революции в советский период оказали также работы П.В. Волобуева , который впервые высказал идею о роли стихийных факторов в революционных событиях и способствовал зарождению так называемого «нового направления» в советской историографии. Его идеи развил В.П. Булдаков, переосмысливший роль народных масс в революции .
В этом направлении советская историография продолжала развиваться до 1990-х гг., когда падение СССР дало возможность к более всестороннему развитию взглядов на революцию. Еще в период Перестройки многие историки стали переносить акцент с действий большевистской партии накануне и в период революции на общеисторический контекст произошедших событий. Так, И.И. Искандеров в 1993 г. отметил, что наибольшее влияние на падение старого режима оказали промедление с отменой крепостного права, резкое падение авторитета действующей власти и церкви, отсутствие реального представительства граждан . В этой связи, приход большевиков к власти в 1917 г. стал лишь следствием уже назревшего кризиса. Сходных взглядов придерживался В.И. Волобуев , Б.В. Ананьич .
На рубеже 1990-2000-х гг. российская историография испытала значительное влияние зарубежных историков. Если раньше в СССР революция 1917 г. воспринималась как исключительное, не имеющее аналогов в мировой истории событие, то теперь она все чаще рассматривалась в сравнительной перспективе. Закономерно, что много общего было обнаружено между революциями в России, Франции и Великобритании. Все они происходили не единовременно, а в несколько этапов, которые являлись частью одного и того же процесса. Одним из первых трудов по истории революции 1917 г. стала монография У. Чемберлина «Российская революция. 1917-1921» , опубликованная в 1935 г. в Нью-Йорке. События Февраля, Октября и Гражданской войны уже в этом труде были объединены под одним заголовком. У. Чемберлин, как и его последователи, оценивали произошедшее с точки зрения западного либерализма и отдавали идеологическое предпочтение февральскому этапу революции, а не царскому режиму и не большевикам. На сходных идейных основаниях были построены исследования Б. Пэйрса . Особый взгляд на революцию имеет Ричард Пайпс, который утверждает в своих исследованиях, что Октябрьский переворот не имел поддержки народных масс и не был исторически обусловлен. По его мнению, именно в этом заключались предпосылки будущего террора, поскольку советская власть, не имея массовой поддержки, могла опираться только на аппарат принуждения и жестокие репрессивные меры.
Более подробно отдельные направления историографии будут нами охарактеризованы ниже. Однако приведенного краткого анализа ключевых работ достаточно, чтобы увидеть огромное разнообразие подходов к изучению событий 1917-1921 гг. в России. При работе над содержанием школьного исторического образования все они требуют подробного изучения и привлечения соответствующего методологического инструментария, который может способствовать наилучшему усвоению материала учащимися.
Необходимость особых подходов к изучению таких событий и процессов российской истории, как революция 1917 г., признается большинством ученых-методистов, в том числе авторами основополагающих трудов в этой области: Е.Е. Вяземским, О.Ю. Стреловой , М.Т. Студеникиным . Учитывая сложность изучаемой темы, разнообразие существующих в исторической науке (и околонаучных кругах) подходов к ней, многие исследователи рекомендуют уделять особое внимание формированию критического мышления учащихся . Данная тема в наши дни рассматривается также в контексте модернизации школьного образования в Российской Федерации , развития исследовательской деятельности школьников, которая позволяет достичь существенных результатов при изучении революции.
Последние тенденции развития теории и методики преподавания истории показывают, что наиболее эффективным в наши дни является отход от советской парадигмы, рассматривавшей Февральскую и Октябрьскую революции как разные и даже противоречащие друг другу события, к сравнительно новой концепции Великой российской революции 1917-1921 гг. Так, по мнению д.и.н. Р. Гагкуева, с которым солидарны большинство современных отечественных историков, «провести границу между Февральской и Октябрьской революциями, а также между октябрьскими событиями и началом гражданской войны по большому счету невозможно. Объединение под одним термином “Великая российская революция” позволяет учителю истории взглянуть на весь процесс становления нового в целом».
Непосредственное отношение к исследуемой нами проблематике имеют также и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к изучению истории событий 1917-1921 гг. в школе. Главными среди них являются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Историко-культурный стандарт.
Итак, показанная актуальность исследования, трансформации представлений об истории революции и зависящие от них изменения в школьном образовании требуют от учителя истории понимания историографии вопроса, а также владения методическим инструментарием, который должен меняться и совершенствоваться в соответствии с требованиями времени.
Проведенный анализ современного состояния исследований по изучаемой проблематике позволяет сформулировать объект и предмет нашей работы.
Объектом исследования является процесс изучения истории Великой российской революции в школе.
Предметом исследования выступают содержание и методы изучения Великой революции в школе на современном этапе.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать наиболее эффективные методы изучения темы «Великая российская революция» в школе в их взаимосвязи с меняющимся содержанием образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать взгляды на Великую российскую революцию в советской историографии, которая определяла изучение данной темы в школе в течение предшествующих десятилетий;
- показать трансформацию подходов к изучению Великой российской революции в современной российской и зарубежной историографии в их влиянии на содержание современного школьного образования в России;
- проанализировать содержание разделов, посвященных Великой российской революции, в современных российских учебниках по истории и соответствующих нормативно-правовых актах;
- исследовать методы и технологии, позволяющие достичь наиболее высоких результатов в изучении событий 1917-1921 гг. в соответствии с современными требованиями.
Гипотеза исследования состоит в том, что наиболее высоких результатов в изучении учащимися школ темы «Великая российская революция» можно добиться при опоре на достижения современной историографии и подборе соответствующих содержанию методов обучения.
Методология исследования состоит из методов как общего, так и специального характера. При изучении историографии истории Великой российской революции использовались методы анализа, синтеза и объективизма. При осуществлении практической части работы предпочтение отдавалось методам наблюдения за активностью учащихся, тестирования с целью выявления их уровня знаний, беседы с учителями и участниками классного коллектива, пробного обучения, позволяющего проверить первичную рабочую гипотезу исследования.
Практическая часть исследования выполнена на базе 9 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №2» города Елабуги Республики Татарстан в период педагогической практики в сентябре-октябре 2017 г.
Научная новизна настоящего исследования заключается в использовании новейших работ ученых-методистов и требований российских образовательных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы преподавания истории Великой российской революции в школе. В связи со столетним юбилеем революции, в 2017 г. эти вопросы активно обсуждались в российском научном и образовательном сообществе, были опубликованы ряд исследований, материалов научно-практических конференций, которые требуют учета в процессе обучения школьников и рассмотрены в нашей работе. Кроме того, нами предпринята попытка использования нестандартных форм работы с учащимися при изучении материала, которые позволяют повысить уровень познавательной деятельности учащихся и усилить ее результаты.
Практическая значимость обусловлена тем, что проведенное нами исследование может способствовать лучшему усвоению школьниками материала, посвященного истории Великой российской революции. Работа содержит ряд методических рекомендаций к изучению темы с учетом достижений современной исторической науки. Она может быть использована педагогами при организации учебного процесса и в рамках профессиональной подготовки студентов.
Структура исследования связана с поставленными перед ним целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Благодаря своей высокой исторической значимости, события 1917 г. являются предметом активных политических дискуссий в современной Российской Федерации. В российском обществе по-прежнему бытуют самые разнообразные, и зачастую противоположные взгляды на действия различных исторических личностей, принимавших участие в революции, справедливость выдвигавшихся ими лозунгов и правомерность методов, с помощью которых достигалась их практическая реализация.
Великая российская революция является одним из тех событий отечественной истории, осмысление которых в наши дни еще далеко от своего завершения. После того, как вместе с распадом СССР исчезли идеологические барьеры на пути ее изучения, были выдвинуты новые гипотезы и концепции, которые меняют привычный, укоренившийся в историографии взгляд на произошедшее. В частности, от концепции двух революций - Февральской и Октябрьской, а также, отдельно от них, Гражданской войны, историческая наука приходит к их осмыслению как единого процесса, начавшегося в феврале 1917 г. и завершившегося после установления советской власти на территории будущего Советского Союза.
Учитывая все вышесказанное, изучение российской революции в средней школе, его содержание и средства приобретают особенную актуальность. Несомненно, школьное образование должно учитывать новые подходы к освещению прошлого, что требует, в том числе, особых исследований в области теории и методики обучения истории.
Обзор литературы. Учитывая тематику исследования, посвященную Великой российской революции и ее изучению в средней школе, имеющаяся литература по данной проблематике распадается на несколько направлений. К первому относится советская историография истории революции 1917 г., которая долгое время определяла содержание преподаваемых в школе знаний о произошедших событиях. В конце ХХ столетия начался новый этап в осмыслении событий 1917 г., связанный с падением идеологических барьеров - исследования этого периода составляют вторую группу изученных нами работ. В третью входят труды зарубежных историков, посвященных Великой российской революции, которые оказали большое влияние на формирование отечественной историографии. Наконец, к четвертой группе относятся исследования в области теории и методики обучения истории, раскрывающие наиболее эффективные методы изучения исследуемой темы в школьном курсе истории.
Поскольку состав первых трех групп, а также их влияние на содержание современного школьного образования отдельно обсуждаются в соответствующих разделах настоящей работы, во введении мы отметим лишь основные статьи и монографии.
Исторические исследования революции советского периода создавались преимущественно под влиянием работ В.И. Ленина, который создал идеологические установки для освещения событий в своих статьях «Государство и революция», «Апрельские тезисы», «Большевики должны взять власть», «Кризис назрел». Именно Лениным и его сподвижниками была сформулирована идея о двух революциях: буржуазной и социалистической, которые не являются событиями одной цепи, а противоречат друг другу, порождены разными социальными силами и ведут к принципиально разным результатам. В этой связи в Советском Союзе утвердилось представление об отдельных Февральской и Октябрьской революциях, которые, по известным причинам, не оспаривались в научном сообществе.
Промежуточные итоги советскому осмыслению революции подвел И.И. Минц в одном из наиболее комплексных трудов на данную тему «История великого Октября» . Первый том труда был издан в честь 50¬летней годовщины Октябрьской революции. Несмотря на неизбежную идеологическую ангажированность труда, автор впервые рассмотрел деятельность большевиков и лично В.И. Ленина под критическим углом, показал идеи революции в их историческом развитии, продемонстрировав, что они не сформировались как идеальные в определенный момент, а совершенствовались в период подготовки к перевороту и после него.
Значительное влияние на развитие представлений о революции в советский период оказали также работы П.В. Волобуева , который впервые высказал идею о роли стихийных факторов в революционных событиях и способствовал зарождению так называемого «нового направления» в советской историографии. Его идеи развил В.П. Булдаков, переосмысливший роль народных масс в революции .
В этом направлении советская историография продолжала развиваться до 1990-х гг., когда падение СССР дало возможность к более всестороннему развитию взглядов на революцию. Еще в период Перестройки многие историки стали переносить акцент с действий большевистской партии накануне и в период революции на общеисторический контекст произошедших событий. Так, И.И. Искандеров в 1993 г. отметил, что наибольшее влияние на падение старого режима оказали промедление с отменой крепостного права, резкое падение авторитета действующей власти и церкви, отсутствие реального представительства граждан . В этой связи, приход большевиков к власти в 1917 г. стал лишь следствием уже назревшего кризиса. Сходных взглядов придерживался В.И. Волобуев , Б.В. Ананьич .
На рубеже 1990-2000-х гг. российская историография испытала значительное влияние зарубежных историков. Если раньше в СССР революция 1917 г. воспринималась как исключительное, не имеющее аналогов в мировой истории событие, то теперь она все чаще рассматривалась в сравнительной перспективе. Закономерно, что много общего было обнаружено между революциями в России, Франции и Великобритании. Все они происходили не единовременно, а в несколько этапов, которые являлись частью одного и того же процесса. Одним из первых трудов по истории революции 1917 г. стала монография У. Чемберлина «Российская революция. 1917-1921» , опубликованная в 1935 г. в Нью-Йорке. События Февраля, Октября и Гражданской войны уже в этом труде были объединены под одним заголовком. У. Чемберлин, как и его последователи, оценивали произошедшее с точки зрения западного либерализма и отдавали идеологическое предпочтение февральскому этапу революции, а не царскому режиму и не большевикам. На сходных идейных основаниях были построены исследования Б. Пэйрса . Особый взгляд на революцию имеет Ричард Пайпс, который утверждает в своих исследованиях, что Октябрьский переворот не имел поддержки народных масс и не был исторически обусловлен. По его мнению, именно в этом заключались предпосылки будущего террора, поскольку советская власть, не имея массовой поддержки, могла опираться только на аппарат принуждения и жестокие репрессивные меры.
Более подробно отдельные направления историографии будут нами охарактеризованы ниже. Однако приведенного краткого анализа ключевых работ достаточно, чтобы увидеть огромное разнообразие подходов к изучению событий 1917-1921 гг. в России. При работе над содержанием школьного исторического образования все они требуют подробного изучения и привлечения соответствующего методологического инструментария, который может способствовать наилучшему усвоению материала учащимися.
Необходимость особых подходов к изучению таких событий и процессов российской истории, как революция 1917 г., признается большинством ученых-методистов, в том числе авторами основополагающих трудов в этой области: Е.Е. Вяземским, О.Ю. Стреловой , М.Т. Студеникиным . Учитывая сложность изучаемой темы, разнообразие существующих в исторической науке (и околонаучных кругах) подходов к ней, многие исследователи рекомендуют уделять особое внимание формированию критического мышления учащихся . Данная тема в наши дни рассматривается также в контексте модернизации школьного образования в Российской Федерации , развития исследовательской деятельности школьников, которая позволяет достичь существенных результатов при изучении революции.
Последние тенденции развития теории и методики преподавания истории показывают, что наиболее эффективным в наши дни является отход от советской парадигмы, рассматривавшей Февральскую и Октябрьскую революции как разные и даже противоречащие друг другу события, к сравнительно новой концепции Великой российской революции 1917-1921 гг. Так, по мнению д.и.н. Р. Гагкуева, с которым солидарны большинство современных отечественных историков, «провести границу между Февральской и Октябрьской революциями, а также между октябрьскими событиями и началом гражданской войны по большому счету невозможно. Объединение под одним термином “Великая российская революция” позволяет учителю истории взглянуть на весь процесс становления нового в целом».
Непосредственное отношение к исследуемой нами проблематике имеют также и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к изучению истории событий 1917-1921 гг. в школе. Главными среди них являются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Историко-культурный стандарт.
Итак, показанная актуальность исследования, трансформации представлений об истории революции и зависящие от них изменения в школьном образовании требуют от учителя истории понимания историографии вопроса, а также владения методическим инструментарием, который должен меняться и совершенствоваться в соответствии с требованиями времени.
Проведенный анализ современного состояния исследований по изучаемой проблематике позволяет сформулировать объект и предмет нашей работы.
Объектом исследования является процесс изучения истории Великой российской революции в школе.
Предметом исследования выступают содержание и методы изучения Великой революции в школе на современном этапе.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать наиболее эффективные методы изучения темы «Великая российская революция» в школе в их взаимосвязи с меняющимся содержанием образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать взгляды на Великую российскую революцию в советской историографии, которая определяла изучение данной темы в школе в течение предшествующих десятилетий;
- показать трансформацию подходов к изучению Великой российской революции в современной российской и зарубежной историографии в их влиянии на содержание современного школьного образования в России;
- проанализировать содержание разделов, посвященных Великой российской революции, в современных российских учебниках по истории и соответствующих нормативно-правовых актах;
- исследовать методы и технологии, позволяющие достичь наиболее высоких результатов в изучении событий 1917-1921 гг. в соответствии с современными требованиями.
Гипотеза исследования состоит в том, что наиболее высоких результатов в изучении учащимися школ темы «Великая российская революция» можно добиться при опоре на достижения современной историографии и подборе соответствующих содержанию методов обучения.
Методология исследования состоит из методов как общего, так и специального характера. При изучении историографии истории Великой российской революции использовались методы анализа, синтеза и объективизма. При осуществлении практической части работы предпочтение отдавалось методам наблюдения за активностью учащихся, тестирования с целью выявления их уровня знаний, беседы с учителями и участниками классного коллектива, пробного обучения, позволяющего проверить первичную рабочую гипотезу исследования.
Практическая часть исследования выполнена на базе 9 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №2» города Елабуги Республики Татарстан в период педагогической практики в сентябре-октябре 2017 г.
Научная новизна настоящего исследования заключается в использовании новейших работ ученых-методистов и требований российских образовательных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы преподавания истории Великой российской революции в школе. В связи со столетним юбилеем революции, в 2017 г. эти вопросы активно обсуждались в российском научном и образовательном сообществе, были опубликованы ряд исследований, материалов научно-практических конференций, которые требуют учета в процессе обучения школьников и рассмотрены в нашей работе. Кроме того, нами предпринята попытка использования нестандартных форм работы с учащимися при изучении материала, которые позволяют повысить уровень познавательной деятельности учащихся и усилить ее результаты.
Практическая значимость обусловлена тем, что проведенное нами исследование может способствовать лучшему усвоению школьниками материала, посвященного истории Великой российской революции. Работа содержит ряд методических рекомендаций к изучению темы с учетом достижений современной исторической науки. Она может быть использована педагогами при организации учебного процесса и в рамках профессиональной подготовки студентов.
Структура исследования связана с поставленными перед ним целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Итак, начало XXI стало особым периодом в развитии историографии Великой российской революции, ее оценок в российском обществе, а следовательно и в школьном историческом образовании. Изучение событий 1917-1921 годов происходит в 9 и 11 классе и имеет большое значение для формирования взглядов будущего поколения не только на прошлое России, но и на процессы, происходящие в современном российском обществе.
В XX веке изучение темы было ограничено идеологическими рамками, установленными еще в трудах лидера большевиков В.И. Ленина и его сподвижниками. Они рассматривали Февральскую и Октябрьскую революции как два разных и противоречащих друг другу события: первая была призвана укрепить права буржуазии, класса «эксплуататоров», а вторая имела социалистический характер и стремилась к освобождению рабочих и крестьян из-под гнета капиталистов. Взрыву революционных настроений в 1917 году способствовали многие обстоятельства, включая экономический кризис, неэффективную социальную политику царизма, однако решающая роль, как утверждает советская историография, неизменно принадлежала широким рабочим массам, которые, в свою очередь, возглавлялись партией большевиков. Именно она полностью отражала чаяния простого народа и позволила ему создать новое, социалистическое государство.
Очевидно, что такому подходу присуща излишняя идеологическая направленность. Уже в 1980-90 годы в отечественной историографии появились новые веяния, которые призвали к пересмотру ключевых положений. Историки справедливо указывали, что причины революции скрыты глубоко в истории имперской России, и нельзя отождествлять их с деятельностью партии большевиков. Более того, большевики были не единственной силой, претендовавшей на власть в 1917 году, а вплоть до августа 1917 года не были даже явными лидерами политической гонки. Октябрьский переворот был лишь одним из многих вариантов развития событий, который смог реализоваться благодаря падению монархии. В этой связи, Февральскую и Октябрьскую революции, а также Гражданскую войну можно рассматривать как единый процесс перехода российского общества из одного состояния в другое.
Формированию такого рода взглядов в отечественной историографии во многом способствовали труды зарубежных ученых, которые тоже прошли ряд этапов в своем развитии. В 1930-50 годы британские, французские и американские историки в основном рассматривали российскую революцию с позиций политической истории, не вдаваясь в детальное изучение экономической ситуации, социального и культурного развития российского общества. Многие из них, включая Ричарда Пайпса, оценивали революцию с либерально-демократических позиций, отрицательно относились к деятельности партии большевиков и считали, что она не имела реальной поддержки в народе. Из этого выводились истоки последующего тоталитарного режима. Однако следующее поколение историков показало, что антагонизм между народом и властью в царской России имел глубокие корни, многие действительно желали свержения монархии и поддерживали В.И. Ленина, который, в отличие от своих оппонентов, выступал с простыми, популистскими лозунгами, ясными и доступными крестьянам и рабочим.
Разнообразие подходов к освещению Великой российской революции требует их знания и понимания учителем истории, а также особой работы по подбору методов, форм обучения, которые помогут учащимся в нужной степени усвоить характер произошедших событий. Согласно существующим стандартам, материал по истории революции изучается в течение 6 уроков - минимально достаточного времени для усвоения причин, последовательности событий и их итогов. Тем не менее, этого времени может оказаться недостаточно, чтобы показать ученикам различные точки зрения на предмет, осветить Великую российскую революцию не только с точки зрения исторической науки, но и показать ее глазами обычных людей, которые столкнулись с коренными изменениями культуры, политической системы, образа жизни. Это необходимо для того, чтобы сформировать адекватное отношение к революции и Гражданской войне, которое основывается на фактах, а не на категорической идеологической позиции.
Реализовать эти задачи можно во внеурочной деятельности, в рамках проектной работы, а также классных часов, один из которых был нами организован в период педагогической практики. Использование фрагментов художественных произведений, стихотворений и фильмов, способствовало эмоциональной вовлеченности учащихся в изучение темы, помогло организовать продуктивную дискуссию. В результате учащиеся успешнее решали контрольные задания, не имеющие варианта ответа, лучше формулировали свою позицию по открытым вопросам, давали характеристики историческим деятелям.
Безусловно, изучение событий Великой российской революции в отечественной и зарубежной историографии еще далеко от своего завершения, и, следовательно, будет меняться содержание школьного исторического образования. Ученым-методистам и учителям-практикам предстоит продолжать работу по совершенствованию соответствующих технологий и методик обучения. Охватить все многообразие обозначенной проблематики в рамках отдельной выпускной квалификационной работы и педагогической практики, продолжавшейся в течение месяца, не представляется возможным.
Мы считаем, что задачи, поставленные нами перед настоящим исследованием, выполнены, цель достигнута, что не исключает возможности дальнейшей исследовательской работы в рамках избранной темы: изучения проектной деятельности школьников, использования источников личного происхождения на уроках истории, материалов из истории семей учащихся.
В XX веке изучение темы было ограничено идеологическими рамками, установленными еще в трудах лидера большевиков В.И. Ленина и его сподвижниками. Они рассматривали Февральскую и Октябрьскую революции как два разных и противоречащих друг другу события: первая была призвана укрепить права буржуазии, класса «эксплуататоров», а вторая имела социалистический характер и стремилась к освобождению рабочих и крестьян из-под гнета капиталистов. Взрыву революционных настроений в 1917 году способствовали многие обстоятельства, включая экономический кризис, неэффективную социальную политику царизма, однако решающая роль, как утверждает советская историография, неизменно принадлежала широким рабочим массам, которые, в свою очередь, возглавлялись партией большевиков. Именно она полностью отражала чаяния простого народа и позволила ему создать новое, социалистическое государство.
Очевидно, что такому подходу присуща излишняя идеологическая направленность. Уже в 1980-90 годы в отечественной историографии появились новые веяния, которые призвали к пересмотру ключевых положений. Историки справедливо указывали, что причины революции скрыты глубоко в истории имперской России, и нельзя отождествлять их с деятельностью партии большевиков. Более того, большевики были не единственной силой, претендовавшей на власть в 1917 году, а вплоть до августа 1917 года не были даже явными лидерами политической гонки. Октябрьский переворот был лишь одним из многих вариантов развития событий, который смог реализоваться благодаря падению монархии. В этой связи, Февральскую и Октябрьскую революции, а также Гражданскую войну можно рассматривать как единый процесс перехода российского общества из одного состояния в другое.
Формированию такого рода взглядов в отечественной историографии во многом способствовали труды зарубежных ученых, которые тоже прошли ряд этапов в своем развитии. В 1930-50 годы британские, французские и американские историки в основном рассматривали российскую революцию с позиций политической истории, не вдаваясь в детальное изучение экономической ситуации, социального и культурного развития российского общества. Многие из них, включая Ричарда Пайпса, оценивали революцию с либерально-демократических позиций, отрицательно относились к деятельности партии большевиков и считали, что она не имела реальной поддержки в народе. Из этого выводились истоки последующего тоталитарного режима. Однако следующее поколение историков показало, что антагонизм между народом и властью в царской России имел глубокие корни, многие действительно желали свержения монархии и поддерживали В.И. Ленина, который, в отличие от своих оппонентов, выступал с простыми, популистскими лозунгами, ясными и доступными крестьянам и рабочим.
Разнообразие подходов к освещению Великой российской революции требует их знания и понимания учителем истории, а также особой работы по подбору методов, форм обучения, которые помогут учащимся в нужной степени усвоить характер произошедших событий. Согласно существующим стандартам, материал по истории революции изучается в течение 6 уроков - минимально достаточного времени для усвоения причин, последовательности событий и их итогов. Тем не менее, этого времени может оказаться недостаточно, чтобы показать ученикам различные точки зрения на предмет, осветить Великую российскую революцию не только с точки зрения исторической науки, но и показать ее глазами обычных людей, которые столкнулись с коренными изменениями культуры, политической системы, образа жизни. Это необходимо для того, чтобы сформировать адекватное отношение к революции и Гражданской войне, которое основывается на фактах, а не на категорической идеологической позиции.
Реализовать эти задачи можно во внеурочной деятельности, в рамках проектной работы, а также классных часов, один из которых был нами организован в период педагогической практики. Использование фрагментов художественных произведений, стихотворений и фильмов, способствовало эмоциональной вовлеченности учащихся в изучение темы, помогло организовать продуктивную дискуссию. В результате учащиеся успешнее решали контрольные задания, не имеющие варианта ответа, лучше формулировали свою позицию по открытым вопросам, давали характеристики историческим деятелям.
Безусловно, изучение событий Великой российской революции в отечественной и зарубежной историографии еще далеко от своего завершения, и, следовательно, будет меняться содержание школьного исторического образования. Ученым-методистам и учителям-практикам предстоит продолжать работу по совершенствованию соответствующих технологий и методик обучения. Охватить все многообразие обозначенной проблематики в рамках отдельной выпускной квалификационной работы и педагогической практики, продолжавшейся в течение месяца, не представляется возможным.
Мы считаем, что задачи, поставленные нами перед настоящим исследованием, выполнены, цель достигнута, что не исключает возможности дальнейшей исследовательской работы в рамках избранной темы: изучения проектной деятельности школьников, использования источников личного происхождения на уроках истории, материалов из истории семей учащихся.
Подобные работы
- Реализация технологии развития критического мышления на уроках истории по теме «Великая российская революция 1917 г»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Формирование универсальных учебных действий посредством игровых технологий на уроках истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Изучение конфликтных ситуаций в курсе истории России в основной школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Трудные вопросы в преподавании отечественной и всеобщей истории в современной общей школе (на примере темы Российской революции 1917 года)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Изучение особенностей русско-индийской торговли в XVII столетии в школьном курсе истории России
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СИМВОЛЫ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023 - Якобинская диктатура в советской историографии. Проблема применения темы в школьном предмете «Всеобщая история».
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительно-исторический анализ учебников по отечественной истории для
средней школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Использование технологии проблемного обучения на уроках истории при изучении темы «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 годы (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020



