Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №30466
Тип работыДипломные работы
Предметбиология
Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Экологическое воспитание школьников как педагогическая проблема 5
1.1. Сущность и значение школьного экологического воспитания 5
1.2. Роль учебной дисциплины «Биология» в экологическом
воспитании школьников 15
1.3. Формы и методы организации экологического воспитания в школе
Глава 2. Исследование уровней экологической воспитанности школьников (на примере 11 класса) 34
Глава 3. Разработка воспитательного экологического мероприятия 39
Выводы 45
Список использованной литературы 47
Приложения
Актуальность. Экологическая обстановка в стране и мире становится все более обостренной; мы уже с пугающем спокойствием говорим о касающихся нас изменениях окружающей природной среды и экологических катастрофах. И пока у экологических систем, воды, воздуха и почвы еще не окончательно нарушены пределы устойчивости, человечеству необходимо изменить свое отношение к среде своего обитания, изменить покорительский взгляд на ненарушающий и дружественный. Основой и условием дальнейшего успешного развития человеческой популяции должно стать ее содружество с природой. Это должен понимать каждый человек. И если со старшими поколениями в этом смысле сложнее, они росли и взрослели в обществе с другими законами и принципами, то молодое поколение нужно воспитывать в данном направлении с детства. Необходимо привить подрастающему поколению новые знания и новые ценности, чтобы воспитать в нем потребность жить и работать, разумно воздействуя на среду своего обитания.
Главной задачей школы, соответственно, становится не только экологическое просвещение, но и содействие приобретению учащимися всех возрастов навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Однако, в некоторый момент времени стало совершенно понятно, что осуществить экологическое просвещение только на уроках невозможно. Помимо аудиторной работы, необходимы и другие формы и методы работы с ребятами - занятия в кружках, разнообразные экскурсии и походы, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры, т.е. необходимо их экологическое воспитание. Оно, кроме выполнения своей функции, позволит полнее реализовать потенциал экологических знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности школьников.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все занятия и мероприятия местным материалом о состоянии природы и экологических сред среды в регионе проживания школьников.
В связи с этим была сформулирована тема нашей работы «Организация экологического воспитания школьников».
Цель работы - рассмотреть значение и роль экологического воспитания в образовательном процессе школы и определить наиболее эффективные формы его реализации.
Задачи:
1. Рассмотреть роль экологического воспитания в формировании человека, ответственного за состояние окружающей природной среды.
2. Определить возможности учебной дисциплины «Биология» в осуществлении экологического воспитания в школе.
3. Рассмотреть и проанализировать эффективность основных форм экологического воспитания в школе.
4. Разработать мероприятие, реализующее основные задачи экологического воспитания (на примере учащихся 11 класса).
Объектом исследования выступил процесс экологического воспитания в общеобразовательной школе, предметом изучения стали основные формы осуществления экологического воспитания школьников.
Работа состоит из введения, литературного обзора по проблеме исследования, обоснованию необходимости экологического воспитания школьников, методической разработки по осуществлению экологического воспитания, выводов и списка использованной литературы, представленного 45 источниками.
Проведенная научная работа-исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Под экологическим воспитанием в современной школе понимается процесс утверждения в сознании, а затем и в деятельности школьников основ и принципов рационального природопользования, процесс формирования у них навыков и умений решать социально-экономические проблемы без заметного изменения состояния окружающей природной среды и, соответственно, здоровья самого человечества. Основными критериями эффективности экологического воспитания выступают и система экологических знаний, и деятельность учащихся, направленная на улучшение состояния природной среды в своей местности.
2. Биология является наукой о жизни, т.е. ее изучение активно способствует осознанию учащимися того, что сохранение биосферы - это непременное условие не только дальнейшего существования, но и развития человечества. Таким образом, биологическое образование выступает фактором и условием формирования у подрастающего поколения понимания жизни, как величайшей ценности.
Кроме того, многие объекты живого мира доступны для наблюдения и изучения. Поэтому, взаимодействуя с ними, ребенок приобретает первоначальные навыки общения с природой и учится бережному отношению к ней.
3. Основными формами организации экологического воспитания в школе являются:
- внеклассная работа;
- практические работы оценочного характера;
- дискуссии на роках;
- обучающие и воспитательные игры;
- праздники, тематические дни и экологические акции;
- реальная природоохранительная деятельность;
- экологические тропы;
- экологические исследования;
- экскурсии;
- обучающие видеофильмы.
4. Проведенное исследование сформированности уровня экологического воспитания показывает, что высоки уровень воспитанности характеризует только 19% учащихся. В связи с этим нами была разработана экологическая тропа, направленная на повышения эффективности формирования у школьников экологической воспитанности.
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
2. Алексеев С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л.В. Симонова// Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 37-45.
3. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. - 2006. - №3. - С. 15-21.
4. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа. - 2003. - №5. - С. 64-75.
5. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева. - Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001. - 80 с.
6. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - Череповец: Прометей, 2012. - 162 с.
7. Виноградова И.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы развития // Начальная школа. - 1997. - №4. - С. 28¬36.
8. Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: Учебник. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 336 с.
9. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 288 с.
10. Давыдов В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. - М.: Феникс, 2012. - 326 с.
11. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М.
Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
12. Жестнова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. - 2009. - №10-11. - С. 5-14.
13. Захлебный А.Н. Учебная экологическая тропа // Биология в школе. - 1983. - № 3. - С 54-63.
14. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.Н. Захлебный, И.Т.Суравергина. - М.: Феникс, 2011. - 422 с.
15. Зуева Н.К. Экологическое образование в курсе географии средней школы. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 179-182.
16. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8. - С. 57-63.
17. Клепинина З.А. Уроки природоведения во втором классе: Пособие для учителя / З.А.Клепинина, Л.П.Чистова. - М.: Просвещение, 1988. - 320 с.
18. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.
19. Комова Г.А. Экологические тропы как форма экологического образования // Биология в школе. - 2000. - №4. - С. 52-58.
20. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 48-52.
21. Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа. - 2000. - № 7. - С. 51-59.
22. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.:Просвещение, 1990. - 121 с.
23. Лапшина Л.М. Воспитание патриотизма на уроках географии // Сборник по итогам районной (заочной) педагогической конференции «Патриотическое воспитание: опыт и перспектива». - Салемал: МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования», 2013. - С. 39-45.
24. Леднева О. С. Экологическое воспитание школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Международной научной конференции (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: «Новация», 2015. - С. 74-79.
25. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 2008. - 262с.
26. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 352 с.
27. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. - 128 с.
28. Новолодская Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. - 248 с.
29. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Феникс, 2012. - 192 с.
30. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2012. - 920 с.
31. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 1991. - №5. - С. 2-8.
32. Разанен А.Е. Юные защитники земли: Игровая программа, посвященная сохранению природных богатств нашей планеты // Читаем, учимся, играем. - 2011. - №4. - с. 68.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
34. Садыгова Е.Н. Познавательные задачи на уроках природоведения в начальной школе. - Нижневартовск: МУП «Нижневартовская типография», 2009. - 103 с.
35. Спасенникова Е.В. Внеклассное мероприятие «Патриотическое воспитание с учащимися начальных классов». - Салемал: МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования», 2013. - 39 с.
36. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. - Волгоград: Учитель, 2009. - 189 с.
37. Суравегина И.Т. Экология и мир / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Новая школа, 1994. - 320 с.
38. Тимофеева Г.А. Исследования во внеклассной работе по экологии // Биология в школе. - 2009. - №8. - с. 50-58.
39. Тицкая Л.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. - 11 с.
40. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. - 1988. - №8. - С. 40-46.
41. Худякова Л.А. Использование сюжетно-ролевых игр в экологическом образовании // Практика административной работы в школе. - 2012. - №3. - С. 59-65.
42. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: издательство «Академия развития», 1997. - 192 с.
43. Чернухин О.А. Организация исследовательской деятельности школьников естественнонаучной и экологической тематики. Образовательные программы. - Новосибирск: Немо-Пресс, 2013. - 80 с.
44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2012. - 349 с.
45. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 214 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность. Экологическая обстановка в стране и мире становится все более обостренной; мы уже с пугающем спокойствием говорим о касающихся нас изменениях окружающей природной среды и экологических катастрофах. И пока у экологических систем, воды, воздуха и почвы еще не окончательно нарушены пределы устойчивости, человечеству необходимо изменить свое отношение к среде своего обитания, изменить покорительский взгляд на ненарушающий и дружественный. Основой и условием дальнейшего успешного развития человеческой популяции должно стать ее содружество с природой. Это должен понимать каждый человек. И если со старшими поколениями в этом смысле сложнее, они росли и взрослели в обществе с другими законами и принципами, то молодое поколение нужно воспитывать в данном направлении с детства. Необходимо привить подрастающему поколению новые знания и новые ценности, чтобы воспитать в нем потребность жить и работать, разумно воздействуя на среду своего обитания.
Главной задачей школы, соответственно, становится не только экологическое просвещение, но и содействие приобретению учащимися всех возрастов навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Однако, в некоторый момент времени стало совершенно понятно, что осуществить экологическое просвещение только на уроках невозможно. Помимо аудиторной работы, необходимы и другие формы и методы работы с ребятами - занятия в кружках, разнообразные экскурсии и походы, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры, т.е. необходимо их экологическое воспитание. Оно, кроме выполнения своей функции, позволит полнее реализовать потенциал экологических знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности школьников.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все занятия и мероприятия местным материалом о состоянии природы и экологических сред среды в регионе проживания школьников.
В связи с этим была сформулирована тема нашей работы «Организация экологического воспитания школьников».
Цель работы - рассмотреть значение и роль экологического воспитания в образовательном процессе школы и определить наиболее эффективные формы его реализации.
Задачи:
1. Рассмотреть роль экологического воспитания в формировании человека, ответственного за состояние окружающей природной среды.
2. Определить возможности учебной дисциплины «Биология» в осуществлении экологического воспитания в школе.
3. Рассмотреть и проанализировать эффективность основных форм экологического воспитания в школе.
4. Разработать мероприятие, реализующее основные задачи экологического воспитания (на примере учащихся 11 класса).
Объектом исследования выступил процесс экологического воспитания в общеобразовательной школе, предметом изучения стали основные формы осуществления экологического воспитания школьников.
Работа состоит из введения, литературного обзора по проблеме исследования, обоснованию необходимости экологического воспитания школьников, методической разработки по осуществлению экологического воспитания, выводов и списка использованной литературы, представленного 45 источниками.

Проведенная научная работа-исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Под экологическим воспитанием в современной школе понимается процесс утверждения в сознании, а затем и в деятельности школьников основ и принципов рационального природопользования, процесс формирования у них навыков и умений решать социально-экономические проблемы без заметного изменения состояния окружающей природной среды и, соответственно, здоровья самого человечества. Основными критериями эффективности экологического воспитания выступают и система экологических знаний, и деятельность учащихся, направленная на улучшение состояния природной среды в своей местности.
2. Биология является наукой о жизни, т.е. ее изучение активно способствует осознанию учащимися того, что сохранение биосферы - это непременное условие не только дальнейшего существования, но и развития человечества. Таким образом, биологическое образование выступает фактором и условием формирования у подрастающего поколения понимания жизни, как величайшей ценности.
Кроме того, многие объекты живого мира доступны для наблюдения и изучения. Поэтому, взаимодействуя с ними, ребенок приобретает первоначальные навыки общения с природой и учится бережному отношению к ней.
3. Основными формами организации экологического воспитания в школе являются:
- внеклассная работа;
- практические работы оценочного характера;
- дискуссии на роках;
- обучающие и воспитательные игры;
- праздники, тематические дни и экологические акции;
- реальная природоохранительная деятельность;
- экологические тропы;
- экологические исследования;
- экскурсии;
- обучающие видеофильмы.
4. Проведенное исследование сформированности уровня экологического воспитания показывает, что высоки уровень воспитанности характеризует только 19% учащихся. В связи с этим нами была разработана экологическая тропа, направленная на повышения эффективности формирования у школьников экологической воспитанности.



1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
2. Алексеев С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л.В. Симонова// Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 37-45.
3. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. - 2006. - №3. - С. 15-21.
4. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Начальная школа. - 2003. - №5. - С. 64-75.
5. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева. - Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001. - 80 с.
6. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - Череповец: Прометей, 2012. - 162 с.
7. Виноградова И.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы развития // Начальная школа. - 1997. - №4. - С. 28¬36.
8. Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: Учебник. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 336 с.
9. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 288 с.
10. Давыдов В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. - М.: Феникс, 2012. - 326 с.
11. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М.
Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
12. Жестнова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. - 2009. - №10-11. - С. 5-14.
13. Захлебный А.Н. Учебная экологическая тропа // Биология в школе. - 1983. - № 3. - С 54-63.
14. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.Н. Захлебный, И.Т.Суравергина. - М.: Феникс, 2011. - 422 с.
15. Зуева Н.К. Экологическое образование в курсе географии средней школы. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 179-182.
16. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8. - С. 57-63.
17. Клепинина З.А. Уроки природоведения во втором классе: Пособие для учителя / З.А.Клепинина, Л.П.Чистова. - М.: Просвещение, 1988. - 320 с.
18. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.
19. Комова Г.А. Экологические тропы как форма экологического образования // Биология в школе. - 2000. - №4. - С. 52-58.
20. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 48-52.
21. Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа. - 2000. - № 7. - С. 51-59.
22. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.:Просвещение, 1990. - 121 с.
23. Лапшина Л.М. Воспитание патриотизма на уроках географии // Сборник по итогам районной (заочной) педагогической конференции «Патриотическое воспитание: опыт и перспектива». - Салемал: МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования», 2013. - С. 39-45.
24. Леднева О. С. Экологическое воспитание школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Международной научной конференции (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: «Новация», 2015. - С. 74-79.
25. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 2008. - 262с.
26. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 352 с.
27. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. - 128 с.
28. Новолодская Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. - 248 с.
29. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Феникс, 2012. - 192 с.
30. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2012. - 920 с.
31. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 1991. - №5. - С. 2-8.
32. Разанен А.Е. Юные защитники земли: Игровая программа, посвященная сохранению природных богатств нашей планеты // Читаем, учимся, играем. - 2011. - №4. - с. 68.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
34. Садыгова Е.Н. Познавательные задачи на уроках природоведения в начальной школе. - Нижневартовск: МУП «Нижневартовская типография», 2009. - 103 с.
35. Спасенникова Е.В. Внеклассное мероприятие «Патриотическое воспитание с учащимися начальных классов». - Салемал: МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования», 2013. - 39 с.
36. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. - Волгоград: Учитель, 2009. - 189 с.
37. Суравегина И.Т. Экология и мир / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Новая школа, 1994. - 320 с.
38. Тимофеева Г.А. Исследования во внеклассной работе по экологии // Биология в школе. - 2009. - №8. - с. 50-58.
39. Тицкая Л.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. - 11 с.
40. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. - 1988. - №8. - С. 40-46.
41. Худякова Л.А. Использование сюжетно-ролевых игр в экологическом образовании // Практика административной работы в школе. - 2012. - №3. - С. 59-65.
42. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: издательство «Академия развития», 1997. - 192 с.
43. Чернухин О.А. Организация исследовательской деятельности школьников естественнонаучной и экологической тематики. Образовательные программы. - Новосибирск: Немо-Пресс, 2013. - 80 с.
44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2012. - 349 с.
45. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 214 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.