ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
|
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность полномочий прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, история их развития, а также международный опыт иных государств в данной области 6
1.1. Становление и развитие полномочий прокурора в досудебных стадиях
уголовного судопроизводства в историческом аспекте 6
1.2. Понятие и сущность полномочий прокурора в досудебных стадиях
уголовного судопроизводства 14
1.3. Процессуальные полномочия, принадлежащие прокурору по
законодательству иностранных государств, на досудебных стадиях уголовного процесса 21
Глава 2. Реализация полномочий прокурора на стадиях досудебного производства по уголовному делу 27
2.1. Полномочия прокурора при возбуждении уголовного дела 27
2.2. Полномочия прокурора при осуществлении предварительного расследования 34
2.2.1. Полномочия прокурора при производстве дознания 34
2.2.2. Полномочия прокурора при производстве дознания в сокращенной форме 41
2.2.3. Полномочия прокурора при производстве предварительного следствия 46
Глава 3. Проблемы правоприменительной практики при реализации прокурором своих полномочий в досудебных стадиях уголовного судопроизводства 57
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложение
Глава 1. Понятие и сущность полномочий прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, история их развития, а также международный опыт иных государств в данной области 6
1.1. Становление и развитие полномочий прокурора в досудебных стадиях
уголовного судопроизводства в историческом аспекте 6
1.2. Понятие и сущность полномочий прокурора в досудебных стадиях
уголовного судопроизводства 14
1.3. Процессуальные полномочия, принадлежащие прокурору по
законодательству иностранных государств, на досудебных стадиях уголовного процесса 21
Глава 2. Реализация полномочий прокурора на стадиях досудебного производства по уголовному делу 27
2.1. Полномочия прокурора при возбуждении уголовного дела 27
2.2. Полномочия прокурора при осуществлении предварительного расследования 34
2.2.1. Полномочия прокурора при производстве дознания 34
2.2.2. Полномочия прокурора при производстве дознания в сокращенной форме 41
2.2.3. Полномочия прокурора при производстве предварительного следствия 46
Глава 3. Проблемы правоприменительной практики при реализации прокурором своих полномочий в досудебных стадиях уголовного судопроизводства 57
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложение
Актуальность темы исследования. На данном этапе развития отечественного уголовного судопроизводства права человека и гражданина превалируют над всеми иными категориями. Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод являются основной целью и назначением уголовного судопроизводства согласно ст. 6 УПК РФ.
Прокурор в уголовном процессе является основополагающей фигурой, поскольку выступает не только в качестве стороны обвинения, но и как надзорный орган, осуществляющий контроль за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Для осуществления своих обязанностей прокурор должен обладать эффективной системой процессуальных полномочий, позволяющих претворить в жизнь основные цели уголовного судопроизводства.
Однако следует отметить, что в связи с изменениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральным законом Российской Федерации от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом Российской Федерации от 2 декабря 2008 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», прокурор был лишен ряда полномочий в досудебном уголовном судопроизводстве. Был сокращен его потенциал в уголовном преследовании, а также прокурор был лишен руководства над предварительным следствием, в связи с созданием в 2011 году Следственного комитета Российской Федерации и получении им процессуальной самостоятельности от органов прокуратуры.
Статистические данные показывают, что с 2014 по 2017 годы растет количество обращений граждан с жалобами на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении. Так, согласно официальным статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации количество указанных выше жалоб составляет 362072 в 2014 году, 397616 в 2015 г., 405317 в 2016 г. и 415575 в 2017 г .
Не имея эффективной системы процессуальных полномочий, прокурор не сможет претворить в полном объеме все цели уголовного судопроизводства.
Изложенные факты указывают на необходимость исследования настоящей темы и ее актуальность.
Объектом исследования являются процессуальные правовые отношения, возникающие при реализации прокурором процессуальных полномочий на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Предмет исследования составили нормы Конституции РФ, уголовно-процессуального законодательства, федеральных законов, а также ведомственных актов, регламентирующие деятельность и процессуальные полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Целью данной работы является изучение сущности, особенностей и системы процессуальных полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а также разработка на базе этого рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- провести анализ становления и развития процессуальных полномочий прокурора в рамках досудебных стадий уголовного судопроизводства, а также использовать международный опыт в данной сфере;
- определить понятие процессуальных полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
- исследовать вопросы реализации полномочий прокурора как в рамках возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования во всех его формах;
- выявить проблемы правоприменительной практики, возникающие при реализации прокурором своих полномочий на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, и предложить рекомендации по их устранению.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области уголовного процесса и, в частности, прокурорского надзора, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам магистерской диссертации в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.
Нормативная база исследования. Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и иного федерального законодательства. В магистерской диссертации использовались ведомственные нормативные акты — приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации.
Эмпирическая основа исследования. Были проанализированы материалы судебной практики. Использованы опубликованные и содержащиеся на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалы официальной статистики.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Прокурор в уголовном процессе является основополагающей фигурой, поскольку выступает не только в качестве стороны обвинения, но и как надзорный орган, осуществляющий контроль за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Для осуществления своих обязанностей прокурор должен обладать эффективной системой процессуальных полномочий, позволяющих претворить в жизнь основные цели уголовного судопроизводства.
Однако следует отметить, что в связи с изменениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральным законом Российской Федерации от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом Российской Федерации от 2 декабря 2008 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», прокурор был лишен ряда полномочий в досудебном уголовном судопроизводстве. Был сокращен его потенциал в уголовном преследовании, а также прокурор был лишен руководства над предварительным следствием, в связи с созданием в 2011 году Следственного комитета Российской Федерации и получении им процессуальной самостоятельности от органов прокуратуры.
Статистические данные показывают, что с 2014 по 2017 годы растет количество обращений граждан с жалобами на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении. Так, согласно официальным статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации количество указанных выше жалоб составляет 362072 в 2014 году, 397616 в 2015 г., 405317 в 2016 г. и 415575 в 2017 г .
Не имея эффективной системы процессуальных полномочий, прокурор не сможет претворить в полном объеме все цели уголовного судопроизводства.
Изложенные факты указывают на необходимость исследования настоящей темы и ее актуальность.
Объектом исследования являются процессуальные правовые отношения, возникающие при реализации прокурором процессуальных полномочий на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Предмет исследования составили нормы Конституции РФ, уголовно-процессуального законодательства, федеральных законов, а также ведомственных актов, регламентирующие деятельность и процессуальные полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Целью данной работы является изучение сущности, особенностей и системы процессуальных полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а также разработка на базе этого рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- провести анализ становления и развития процессуальных полномочий прокурора в рамках досудебных стадий уголовного судопроизводства, а также использовать международный опыт в данной сфере;
- определить понятие процессуальных полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
- исследовать вопросы реализации полномочий прокурора как в рамках возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования во всех его формах;
- выявить проблемы правоприменительной практики, возникающие при реализации прокурором своих полномочий на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, и предложить рекомендации по их устранению.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области уголовного процесса и, в частности, прокурорского надзора, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам магистерской диссертации в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.
Нормативная база исследования. Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и иного федерального законодательства. В магистерской диссертации использовались ведомственные нормативные акты — приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации.
Эмпирическая основа исследования. Были проанализированы материалы судебной практики. Использованы опубликованные и содержащиеся на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалы официальной статистики.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В рамках настоящего исследования были получены следующие выводы:
1. С момента образования в 1722 году до настоящего времени российская прокуратура прошла путь своего развития от исключительно общенадзорного органа до органа государственной власти, сочетающего в себе функции надзора и обвинительную деятельность с 1864 года. Более того, прокуратура и в Российской империи, и в Советском Союзе фактически осуществляла надзор за судебной властью, что было исправлено на современном этапе ее развития в целях реализации принципа состязательности в уголовном судопроизводстве. Поскольку, как правильно подмечено Газетдиновым Н.И., «отделение функции обвинения и защиты от суда поднимает суд над сторонами, позволяет суду решать все основные вопросы уголовного дела беспристрастно, свободно, без отдачи предпочтения защите или обвинению. В связи с этим обеспечивается эффективное функционирование уголовно-процессуальной деятельности и успешное решение задач уголовного судопроизводства».
Кроме того, российская прокуратура долгое время обладала полномочиями по непосредственному осуществлению уголовного преследования и руководству органами предварительного расследования. Однако, начиная с 2007 года, органы прокуратуры постепенно были лишены законодателем полномочий по возбуждению уголовных дел и непосредственному ведению производства по делу, а также полномочия на руководство предварительным следствием. Как показывают многочисленные исследования ученых-юристов и официальная статистика, это было не самое лучшее решение законодателя.
2. Исследование зарубежного опыта в плане прокурорских полномочий на досудебных стадиях уголовного судопроизводства показывает, что в большинстве стран (35 из 64 рассмотренных) прокурору предоставлено право на непосредственное участие в производстве предварительного расследования и, в частности, личное участие в следственных и иных процессуальных действиях. Представляется верным перенять зарубежный опыт и вернуть прокурору упраздненные законодателем в 2007 году полномочия.
3. Прокурор на досудебных стадиях уголовного судопроизводства является гарантом законности и соблюдения органами предварительного расследования прав и свобод человека и гражданина при производстве по уголовному делу. В рамках досудебного производства по уголовному делу прокурор выполняет следующие функции: уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Для их реализации прокурор обладает целым набором полномочий, закрепленных уголовно-процессуальным законодательством.
4. Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства - это возложенные на прокурора государством и предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством взаимосвязанные конкретные права и обязанности, направленные на реализацию функций уголовного преследования и надзора за соблюдением законодательства при проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовного дела и на стадии предварительного расследования.
5. На данном этапе развития уголовно-процессуального законодательства прокурор обладает в большей мере надзорными полномочиями. И, несмотря на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ прокурор обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, прямыми полномочиями для его осуществления он не обладает. Однако законодатель оставил за прокурором полномочия по руководству дознанием, предоставил возможность направить материалы дела в орган предварительного расследования для возбуждения уголовного дела по факту выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства и другие полномочия, позволяющие прокурорским работникам осуществлять свои функции в рамках досудебного производства по уголовному делу.
6. Исследование практики и официальной статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации позволили сделать вывод о недостаточности полномочий, которыми в настоящее время наделен прокурор для реализации своих функций на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Рост количества выявленных органами прокуратуры нарушений, совершенных органами предварительного расследования при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях указывает на недостаточность полномочий прокурора по их предотвращению и устранению их последствий. Так, с 2014 года до 2017 года указанные нарушения выросли с 3605162 до 3793667. Большое количество отмененных прокурорскими работниками постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (2381432 за 2017 год) при малом количестве возбужденных в результате отмены уголовных дел (176992 за 2017 год) показывает неэффективность существующих на данный момент в распоряжении прокурорских работников полномочий на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
7. В рамках исследования выявлены три основные проблемы, возникающие в правоприменительной практике органов прокуратуры на досудебных стадиях уголовного процесса, связанные с объемом полномочий прокурорских работников:
- отсутствие у прокурора полномочий на возбуждение уголовных дел;
- отсутствие у прокурорских работников необходимого объема полномочий по решению судьбы уголовного дела в стадии предварительного расследования;
- существование различий в объеме полномочий прокурора в зависимости от формы предварительного расследования.
8. В целях повышения эффективности правоприменительной деятельности прокурора и реализации им своих функций на досудебных стадиях уголовного судопроизводства нами было предложено следующее:
- вернуть прокурору полномочие на возбуждение уголовных дел хотя бы в случаях отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Это позволит оперативно устранить нарушения должностных лиц органов предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела и по горячим делам своевременно раскрыть преступление;
- предоставить прокурору полномочия на изменение объема обвинения и корректировку квалификации деяния подозреваемого (обвиняемого) как во время утверждения обвинительного заключения, так и во время производства предварительного расследования путем вынесения соответствующего постановления;
- вернуть прокурору право отмены всех постановлений следователя, признанных прокурором незаконными или необоснованными.
Данные рекомендации могут послужить повышению эффективности правоприменительной деятельности органов прокуратуры на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и единому режиму законности в обеих формах предварительного расследования.
1. С момента образования в 1722 году до настоящего времени российская прокуратура прошла путь своего развития от исключительно общенадзорного органа до органа государственной власти, сочетающего в себе функции надзора и обвинительную деятельность с 1864 года. Более того, прокуратура и в Российской империи, и в Советском Союзе фактически осуществляла надзор за судебной властью, что было исправлено на современном этапе ее развития в целях реализации принципа состязательности в уголовном судопроизводстве. Поскольку, как правильно подмечено Газетдиновым Н.И., «отделение функции обвинения и защиты от суда поднимает суд над сторонами, позволяет суду решать все основные вопросы уголовного дела беспристрастно, свободно, без отдачи предпочтения защите или обвинению. В связи с этим обеспечивается эффективное функционирование уголовно-процессуальной деятельности и успешное решение задач уголовного судопроизводства».
Кроме того, российская прокуратура долгое время обладала полномочиями по непосредственному осуществлению уголовного преследования и руководству органами предварительного расследования. Однако, начиная с 2007 года, органы прокуратуры постепенно были лишены законодателем полномочий по возбуждению уголовных дел и непосредственному ведению производства по делу, а также полномочия на руководство предварительным следствием. Как показывают многочисленные исследования ученых-юристов и официальная статистика, это было не самое лучшее решение законодателя.
2. Исследование зарубежного опыта в плане прокурорских полномочий на досудебных стадиях уголовного судопроизводства показывает, что в большинстве стран (35 из 64 рассмотренных) прокурору предоставлено право на непосредственное участие в производстве предварительного расследования и, в частности, личное участие в следственных и иных процессуальных действиях. Представляется верным перенять зарубежный опыт и вернуть прокурору упраздненные законодателем в 2007 году полномочия.
3. Прокурор на досудебных стадиях уголовного судопроизводства является гарантом законности и соблюдения органами предварительного расследования прав и свобод человека и гражданина при производстве по уголовному делу. В рамках досудебного производства по уголовному делу прокурор выполняет следующие функции: уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Для их реализации прокурор обладает целым набором полномочий, закрепленных уголовно-процессуальным законодательством.
4. Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства - это возложенные на прокурора государством и предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством взаимосвязанные конкретные права и обязанности, направленные на реализацию функций уголовного преследования и надзора за соблюдением законодательства при проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовного дела и на стадии предварительного расследования.
5. На данном этапе развития уголовно-процессуального законодательства прокурор обладает в большей мере надзорными полномочиями. И, несмотря на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ прокурор обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, прямыми полномочиями для его осуществления он не обладает. Однако законодатель оставил за прокурором полномочия по руководству дознанием, предоставил возможность направить материалы дела в орган предварительного расследования для возбуждения уголовного дела по факту выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства и другие полномочия, позволяющие прокурорским работникам осуществлять свои функции в рамках досудебного производства по уголовному делу.
6. Исследование практики и официальной статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации позволили сделать вывод о недостаточности полномочий, которыми в настоящее время наделен прокурор для реализации своих функций на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Рост количества выявленных органами прокуратуры нарушений, совершенных органами предварительного расследования при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях указывает на недостаточность полномочий прокурора по их предотвращению и устранению их последствий. Так, с 2014 года до 2017 года указанные нарушения выросли с 3605162 до 3793667. Большое количество отмененных прокурорскими работниками постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (2381432 за 2017 год) при малом количестве возбужденных в результате отмены уголовных дел (176992 за 2017 год) показывает неэффективность существующих на данный момент в распоряжении прокурорских работников полномочий на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
7. В рамках исследования выявлены три основные проблемы, возникающие в правоприменительной практике органов прокуратуры на досудебных стадиях уголовного процесса, связанные с объемом полномочий прокурорских работников:
- отсутствие у прокурора полномочий на возбуждение уголовных дел;
- отсутствие у прокурорских работников необходимого объема полномочий по решению судьбы уголовного дела в стадии предварительного расследования;
- существование различий в объеме полномочий прокурора в зависимости от формы предварительного расследования.
8. В целях повышения эффективности правоприменительной деятельности прокурора и реализации им своих функций на досудебных стадиях уголовного судопроизводства нами было предложено следующее:
- вернуть прокурору полномочие на возбуждение уголовных дел хотя бы в случаях отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Это позволит оперативно устранить нарушения должностных лиц органов предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела и по горячим делам своевременно раскрыть преступление;
- предоставить прокурору полномочия на изменение объема обвинения и корректировку квалификации деяния подозреваемого (обвиняемого) как во время утверждения обвинительного заключения, так и во время производства предварительного расследования путем вынесения соответствующего постановления;
- вернуть прокурору право отмены всех постановлений следователя, признанных прокурором незаконными или необоснованными.
Данные рекомендации могут послужить повышению эффективности правоприменительной деятельности органов прокуратуры на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и единому режиму законности в обеих формах предварительного расследования.
Подобные работы
- Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса:
теоретический и практический аспект
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации и их реализация на досудебных стадиях уголовного процесса (Барнаульский юридический институт МВД)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Полномочия прокурора: современное состояние, проблемы и пути решения
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020 - Полномочия прокурора: современное состояние, проблемы и пути их решения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Полномочия прокурора: современное состояние, проблемы и пути их решения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Прокурор и его полномочия в уголовном судопроизводстве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Прокурор в уголовном процессе
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - Функции прокурора в состязательном уголовном процессе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



