Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Работа №30417

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
560
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. Прогнозирование и его развитие в младшем школьном возрасте ...8
1.1 Подходы к прогнозированию в психолого-педагогической науке 8
1.2 Развитие прогнозирования в младшем школьном возрасте в условиях
нормогенеза и у детей с тяжелыми нарушениями речи 12
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. Когнитивная функция прогностической компетентности 18
у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 18
2.1 Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте 18
2.2 Особенности когнитивного развития детей с тяжелыми 24
нарушениями речи 24
2.3 Когнитивная функция прогностической компетентности младших
школьников с тяжелыми нарушениями речи 32
Выводы по главе II 36
ГЛАВА III. Эмпирическое исследование когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников тяжелыми нарушениями речи 37
3.1. Организация и проведение исследования 37
3.2. Результаты эмпирического исследования когнитивной функции
прогностической компетентности младших школьников тяжелыми нарушениями речи 40
3.3 Результаты сравнительного анализа когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми
нарушениями речи и младших школьников с нормотипичным развитием. 47
Выводы по третьей главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 79


Аетуальность исследования. Проблема значимости мыслительной функции вероятностного прогнозирования в жизни человека, несмотря на имеющиеся научные исследования и накопленный практический материал, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных. Так как любая сложная деятельность содержит достаточно большое количество прогностических мыслительных задач, от уровня развития когнитивной функции прогнозирования во многом зависит результативность их решения.
Прогнозирование, являясь неотъемлемой составной частью любой, в том числе и речевой деятельности человека, привлекает к себе пристальное внимание специалистов в разных областях знаний. Б.Ф. Ломов и Е.Н.Сурков, определяя структуру прогнозирования, выделяют различные уровни её функционирования. Онтогенез прогнозирования представлен в современной психологии в первую очередь работами Е.С. Сергиенко (1992, 1987, 2014, 2015) и С.Л. Макаренко (1983). Изучением особенности прогностических способностей при умственной отсталости, шизофрении, остеохондрозе, эпилепсии, неврозах (И.М. Фейгснберг, 1973; Л.И. Переслени, 1976, 1978, 1979; В.Д. Менделевии, С.Л.Соловьева, 2003 и др.).
Термин “прогнозирование" используют для обозначения проявлений способности к предвидению, предвосхищению в различных формах активности субъекта, где реализуется ее когнитивная функция. Прогнозирование включено в структуру всех познавательных процессов и участвует в их протекании. С другой стороны, качество когнитивных функций - важнейшая составляющая прогнозирования как способности ребенка и взрослого, реализующейся в различных сферах
жизнедеятел ьности.
Протекание различных позпиишельнмх процессии связано с участием процессов прогнозирования. Примениюльно к мышлению важнейшую роль прогнозирования специально исследовал А.В.БрушлинскиП. Именно постоянное предвосхищение возможных средств, необходимых для решения мыслительной задачи. отражает, по мнению А.В.Брушлинского, процессуальный характер мышления и составляет специфику исследования мышления как процесса. Центральным элементом перцептивного цикла, по мнению У.Найссера, является предвосхищающая схема, направляющая перцептивный поиск и подготавливающая субъекта к принятию определенной информации, тем самым обеспечивая избирательность восприятия.
Разработка теоретических и практических аспектов данной проблемы является чрезвычайно значимой не только для исследования сенсорных процессов, изучения мышления, анализа нейрофизиологических механизмов психики, но и для изучения структуры речевого дефекта и коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. В этой связи становится понятным, насколько важно изучение прогнозирования на речемыслительном уровне. Известно, что любое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который обусловливает возникновение речевой интенции. Умение внутреннего программирования — «опосредования мысли во внутреннем слове», по Л.С. Выготскому, владение «кодом образов и схем» (Н.И. Жинкин) является необходимым условием адекватного использования ребенком языка в целях коммуникации. Сложная хронологическая формула развития речи з онтогенезе позволяет предположить, что прогнозирование и построение речевой программы является наиболее уязвимым структурным компонентом при дефектах речевого развития.
Особое значение имеет прогнозирование и его когнитивные
характеристики в познании межличностных и социальных отношений и
4
регуляции собственною поведения в нормативных ситуациях. Вез эффективного прогноза, учитывающего знание социальных норм, правил поведения в ситуации нарушения этих норм невозможно нормальное протекание процесса социализации в любом возрасте. Выявление и развитие прогностических способностей и его когнитивных составляющих, которые могут служить ресурсом социализации, повышать её эффективность и выступать фактором предотвращения рисков различных форм девиантного поведения, особенно важно для детей с таким видом дизонтогенеза. как тяжелые нарушения речи. Это определяет актуальность темы проекта исследования.
Цель: исследовать особенности когнитивной функции прогностической компетенции младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с нормитипичными сверстниками.
Объект исследовании: прогностическая компетентность младших
школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: когнитивная функция прогностической
компетенции младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза: когнитивный компонент прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи имеет более низкий уровень развития, чем у нормотипичных сверстников.
Исходя из выдвинутой цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ исследований когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с ТНР.
2. Эмпирически выявить уровень развития когнитинной функции прогностической компетентности у младших школьников с ТНР.




3. Выявить особенности когнитивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследовании:
I. Теоретический анализ научной отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме развития когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и школьников с нормотипичным развитием.
2. Диагностика специфики когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с использованием психодиагностической методики изучения прогностической компетентности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы»
3. Методы статической обработки данных (сравнение средних с помощью t- критерия Стьюденга).
Практическая значимость исследования обоснована тем, что результаты проведенного исследования способствуют: углублению и систематизации знаний субъектов образовательного учреждения (родители, педагоги, специалисты) в отношении илдивидуально-типических особенностей психического развития детей с нарушениями речи; расширению и углублению знаний субъектов образовательного процесса (родители, педагоги, специалисты) в отношении уровня развития когнитивной функции прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в различных видах деятельности.
Апробация работы. Результаты прозеденного исследования представлены на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов
Казанского Федерального Университета (Казань. 2018), V Международной научной конференция «Актуальные вопросы современной психологии» «Специфика когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи» (Казань, май 2018 г).
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 106 источников. Работа проиллюстрирована 20 таблицами, 3 рисунками и 2 приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате эмпирическою исследования когнитивной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и школьников с нормотипичным развитием получены следующие данные.
I. По общему показателю когнитивной функции прогностической компетентности дети с ТНР достоверно уступают детям с нормотипичным развитием. В целом дети с тяжелыми нарушениями речи значимо хуже способны прогнозировать свое поведение в ситуациях социального взаимодействия.
2. По критерию рациональный / нерациональный прогноз дети с ТНР показывают достоверно более низкие результаты, чем их сверстники с нормотнпичным развитием. Прогнозы детей с ТНР менее рациональны, в меньшей степени опираются на значимые отношения и характеристики ситуации, в меньшей степени учитывают соответствующие ситуации социальные нормы.
3. Прогнозы младших школьников с ТНР значимо чаще характеризуются инвариативностью, отражают единственный сценарий развития событий, чем это наблюдается у детей без нарушений развития.
4. В сфере отношения к здоровью младшие школьники с ТНР показывают значимо более высокий уровень по критерию обобщенность//детализованность прогноза; они выделяют большее количество компонентов ситуации, чаще описывают поведение участников ситуации, их чувства и отношения, чем дети с нормотипичным развитием. 5.По критерию широта//узость социального контекста между детьми с ТНР и детьми с нормотипичным развитием нет достоверных различий.









6. Кик в учебных, так и во вксучсбных ситуациях по когнитивной функции npoi позирования дети с ТНР достоверно уступают детям с нормотипичным развитием.
7. £Зо всех исследованных сферах отношений когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с ТНР достоверно ниже, чем у детей с нормотипичным развитием. Особенности мыслительных процессов, на основе которых осуществляется прогнозирование в ситуации социального взаимодействия, в меньшей степени позволяют им выбрать способ действия, соотносимый с конкретными условиями и подчиненный осознаваемому и ожидаемому результату.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично.
Вопросы психического развития детей с нарушениями речи различною генеза по-прежнему не теряют своей актуальности. Общепризнанным является положение современной когнитивной психологии о том, что высшие психические функции взаимосвязаны и взаимозависимы.
Разработка теоретических и практических аспектов данной проблемы является чрезвычайно значимой не только для исследования сенсорных процессов, изучения мышления, анализа нейрофизиологических механизмов психики, но и для изучения структуры речевого дефекта и коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. В этой связи становится понятным, насколько важно изучение прогнозирования на речемыслительном уровне.
Прогнозирование является высокоадаптивным механизмом психологической защиты, позволяющим представить возможный результат своей деятельности и предвосхитить ее последствия.
Анализ научной литературы показал, что благодаря антиципации (прогнозированию) младший школьник способен контролировать учебную деятельность; психические процессы подвергаются качественным изменениям, связанным с функцией сознания; акт общения сопровожден прогнозированием собственных поступков и действий окружающих.
Когнитивные способности личности проявляются в когнитивном стиле, который представляет собой индивидуально-своеобразный способ переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего. Сформированность и развитие когнитивной функции прогностической деятельности играет огромную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте. Именно на этом этапе онтогенеза в структуре личности младшего школьника формируются такие компоненты
учебной деятельности как учебно-познавательный интерес, целеполагание,
66
учебные действия, самоконтроль и действия оценки, Ьлаюдаря сформированноети данных компонентой учебной деятельности возможно успешное функционирование прогностических процессов.
У детей с тяжелыми нарушениями речи выявляется резкое снижение тонуса познавательной активности в целом, и особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна низкий уровень концентрации и 9 распределения внимания, слабая продуктивность запоминания. В целом
интеллектуальная готовность детей с тяжелыми нарушениями речи значительно ниже, чем у детей, чья речь соответствует возрастным нормам.
У детей с тяжелыми нарушениями речи повышение скорости и эффективности прогнозирования, способности удерживать в памяти свои прогнозы приводит к улучшению учебных действий и действий оценки, т.е. дети начинают осознавать новые способы решения задач, проявляют творческое отношение к данному процессу, а также начинают самостоятельно оценивать свои возможности.
Эмпирическое исследование было направлено на изучение различий в уровнях развития когнитивной функции прогностической компетентности детей с ТНР и контрольной группы детей с нормотигичным развитием.
В ходе исследования было установлено, что когнитивный компонент прогностической компетентности, который отражает характеристики мыслительных процессов, с помощью которых осуществляется взаимосвязь познавательной активности субъекта с его социальным взаимодействием, у младших школьников с ТНР имеет более низкий уровень, чем у нормотипичных сверстников, что в меньшей степени позволяет выбрать способ действия, соотносимый с конкретными условиями и подчиненный осознаваемому и ожидаемому результату.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999. - 624 с.
2. Алексеев Н.Г. Ладенко И.С. Направления изучения рефлексии.// Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.-С.
3-12.
3. Альманах психологических тестов. Практикум по возрастной психологии/Под ред. Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко. СПб.: «Речь», 2001. - С. 389411, С. 549-551.
4. АколовА.Ю., Случевский Ф.И. Прогностическая деятельность человека в однозначно-детерминированных средах в норме и патологии//Вопросы психологии. 1981. -№3. - С. 119-123.
5. Ахметзянова А.И. Антиципационная несосюя гельность в условиях болезни и аномального развития (научная позиция Казанской школы). / А.И.
Ахметзянова // Практическая медицина, №5 (90) сентябрь 2015 г.
6. Ахметзянова А.И. Моделирование прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья /А.И.Ахметзянова, И.А.Нигматуллина, А.Т.Курбанова // Итоговый сборник II Всероссийского съезда дефектологов. - М., 2017 -С.88-92
7. Ахметзянова, А. И. Когнитивные характеристики прогностической компетентности младших школьников на фоне дефицитарного дизонтогенеза /
А. И. Ахметзянова // Актуальные проблемы дефектологии и клиёнической психологии: теория и практика: сборник междунар. науч.-образовательной конф. - 2017. - С. 8-14.
8. Ахметзянова А. И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии i А.И. Ахметзянова, Артемьева Т. В., Твардовская А. А. // Интеграция образования. 2017. Т. 21, №
3. С. 489 -504.
9. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуей подростков » процессе социализации в учебной группе: Лвтореф. дис. капд. пеихол. наук. Самара, 1999.-20С.
10. Баянова Л. Ф. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников/Л.Ф. Баянова, Цивильская Е. А. // Образование и саморазвитие. 2014.
№ 3 (4). С. 73-78. URL: hrtp://kpfu.ru//staff_fi!es/F33449452/ Siaiya_Bayanova_.Civilskaya.VAK.pdf (дата обращения: 29.04.2018).
JJ. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности //Мир психологии. 1999. - № 3. - С. 40-46.
12. Бодалев А. А. Психология о личности. -М., 1988. 188 с.
13. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М., 1995. - 208 с.
14. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230 с.
15. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития
человека. М.: Просвещение, 1987. - 114 с. 
23.Денисова О. А. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте / О.Л. Денисова, Леханова О Л. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. l,№ 1. С. 98—102. URL. https://elibrary.ru/item. asp?id=I7911010 (дата обращения: 29.04.2018).
24.Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014.
- № 7. - С. 89-98.
25.Долгова В.И., Аркаева И.И., Капитансц Е.Г. Иннозационные психологопедагогические технологии в начальной школе/монография. - М.:
Издательство Перо, 2015. — 200 с.
26.Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // в c6opmiKe:Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the 1JI stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. - London. 2013. -C. 41-45.
27.3верева А. С. Развитие когнитивных процессов младших школьников как субъектов образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 351-355. - URL: htlp://e- koncept.ru/2015/95114.htm.
28.3ак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978, № 2. - С. 102-111.
29.3ак А.З. О развитии у младших школьников способности действовать «в уме» // Вопросы психологии. 1981, № 5. - С. 15-22.
ЗО.Зверева А. С. Развитие когнитивных процессов младших школьников как субъектов образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 351-355. - URL: http://e- koncept.ru/2015/95114.htm.
31.3еЙгарнпк Б.В. Пвгомснхологня/Под ред. А.С. Спиваковской. М,; Апрель Пресс, 2000. - 576с.
ЗЗ.Мваноаа М.В. Эмоциональная регуляция процесса решения мыслительных
задач в младшем школьном возрасте // Дисс. канд, психол. наук. -Иркутск, 1998,2001.-200 с.
33. Иванова М.В., Лугарева Л.В. Исследование механизмов вероятностного Ф прогнозирования у младших школьников и подростков. Научно-методическое пособие. Иркутск: Издательство ИГЛУ, 2003. -36 с.
34. Исаев Д.Н. Формирование внутренней картины болезни у детей и психосоматическая ситуация//Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2001. - № I - С.20-27.
35. Калижнюк Э.С., Шевченко Ю.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при ДЦП//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1985. - jsfo 3. - С. 416-420.
36. Калмыков Ю.А.Особенности психических расстройств и социально- I психологическая адаптация у взрослых больных в позднем резидуальномпериоде церебрального паралича: Автореферат дис. канд. мед. наук Казань, 2000. - 44с.
37. Клейберг Ю. А. Девиантогенная ментальность развивающейся личности /
Ю.А. Клейберг// Психология обучения. 2016. № 3. С. 41-46. URL*.
IiHp;//ostl 01 .narod.ru/20I6_PsyhObuch_3.pdf (дата обращения: 29.04.2018).
38. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста/Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1995. 560 с.
39. Кондратьева И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками. Вопросы психологии. 1990, № 4. - С. 49 - 55.
40. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЭР СЭ, 2002.- 192с.
41. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.:Наука, 1980.-280 с.
42. Ломон Б.Ф. Особенности познипательиых процессои н условиях общения // Психологический журнал. Т. 14. 1980, № 5. - С. 26 - 42.
43. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980,
279 с.
44. Лугарева Л.В. Исследование механизмов вероятностного прогнозирования у
(младших школьников и подростков: Научно-методическое пособие. -
Ф Иркутск: ИГЛУ, 2003. - 36 с. (В соавторстве с Ивановой М.В., 75% личного участия).
45. Лугарева Л.В. Особенности формирования навыка социального
прогнозирования у младших школьников и подростков. // Ступени. Научный журнал. - Иркутск: ИШУ , 2003. - № 4. - С. 106-110.
46. Лугарева Л.В. Я и мы - сегодня и завтра. Программа развивающих психологических занятий по формированию социально-прогностического мышления у младших школьников и подростков: Методические рекомен дации. - Иркутск: ИГЛУ, 2003. - 40 с.
) 47. Лугарева Л.В. Психолого-педагогические аспекты работы по социальной
адаптации младших подростков при переходе в среднее звено обучения И Вестник Иркутского педуниверситета: сб. науч. трудов. - Иркутск: Изд-во Иркут, гос. пед. ун-та, 2004. - Вып.5 - С. 108-111.
48. Лугарева Л.В. Влияние опыта межличностного взаимодействия на формирование навыка социального прогнозирования. //Ступени. Научный журнал.
- Иркутск: ИГЛУ, 2004. - № 5. - С. 95-101.
49. Лугарева Л.В. Роль формирования социально-прогностических навыков в работе по социальной адаптации младших подростков. //Ступени. Научный журнал. - Иркутск: ИГПУ, 2004. - № 5. - С. 101-107.
50. Лугарева Л.В. Особенности формирования навыка социально- вероятностного прогнозирования у детей 7-11 лет. Монография. - Иркутск, 2005. - J30 с. (В соавторстве с Ивановой М.В., 80 % личного участия)
51. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза
//Психологический журнал, 1996.- Т. 17. - № 4. - С. 107-115.
73
52.Матвеева Л.А. Основные направления перехода младшего школьника от объекта к субъекту учебной деятельности / Л.А. Матвеева И Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения: сб. науч. тр. / Г.И. Вергелес. СПб.. Образование, 2015. — ИЗ с.
53. Менделевии В. Д-, Соловьева С. Л. Неврозология и
Ф психосоматическаямедицина. - М.: МЕДпресс-информ, 2002.- 596 с.
54. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер / Пер. с англ. Под общ. Ред Б.М. Величковского. — М.. Прогресс, 2014. - 230 с.
55. Никандров В.В. Психология. Учебник / В.В. Никандров. — М.; ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2014. - 912 с.
56. Ничипоренко Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств // Вопросы психологии. — 2007. - № 2. - С. 123-130.
57. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных
ф способностей как предмет психологического исследования И
Психологический журнал. - 2006, Т. 27, № 5. - С. 50-59.
58. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии, 1982, № 5., - с.33 - 39.
59. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. 1976, № 2., С. 115-122.
60. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. 1976, № 3. - С. 115 — 123.
61. Переслени Л.И., Подобед В Н., Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития // Дефектология. -1982, №6.- С. 11-17.
62. Переслени Л.И., Рожкова Л.А. Психофизиологические механизмы
формирования прогноза// Психологический журнал. Т. 12. 1991, № 5. - G. 51
63. Псресленп Л.И., Чупров Л.Ф. Определение уровня развития сдовесно- логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989, № 5.- С. 154 -157.
64. Рапацевич Е.С. Психологические механизмы процесса прогнозирования //
Вопросы психологии. 1989. № 6. - С. 122 - 129.
65. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего.СПб.:
0 Речь, 2003.-352 с.
66. Романов К. М. Основы общей психологии : учеб, пособие / К. М. Романов. —
Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2013. - 368 с.
67. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дис. ...докт.лсихол.наук. - М., 1992.
68. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд //Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 1
69. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира // Психологические исследования. 2014. Т. 7, Ха 36. С. 6.URL: http://psystudy.ru
70. Сергиенко Е.А. Модель психического и социальное познание //Психологические исследования. 2015. Т. 8, X» 42. С. 6.
71. Сучкова А.П., Саркисова Т.А. Школьная дезадаптация, обусловленная речевой патологией. // Материалы Российской научно-практической конференции " Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков". М.,
1996. с. 172-173.
72. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М.:Нау-ка, 1987.
73. Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в Российской пси хологии.// Вопросы психологии., 1997. 5.
74. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи.// Дефектология, 1993. 2
75. Фарбер Д.А. Системная организация интегративной деятельности мозга в онтогенезе ребенка. // Физиология человека. 1979. -Т5. -3. с. 516-526.
76. фрссс Л., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1973.
Вып. 4.
77. Фейгенберг И.М. Порог вероятностного прогнозирования и его изменения в патологии /Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М,
1977.- С. 169-188.
78. Фейгенберг И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при ♦ шизофрении //Шизофрения и вероятностное прогнозирование. М.,1973. -С.5-
19.
79. Фейгенберг И.М. Порог вероятностного прогнозирования и его изменения в патологии // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека.-М., 1977.-С. 169-188.
80. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М.: Издательство МГУ, 1978. - 112 с.
81. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Новгород, 1995.
82. Хризман Т.П., Еремеева В.Д.
83. Хризман Т.П. Иейропедагогика и развитие механизмов речи И Проблемы детской речи : Материалы межвузовской конференции. СПб., 1994.
84. Худик В.А. Диагностика детского развития. Методы исследования. Киев,
1992.
85. Цветкова Л.С. Мозги интеллект. М.: Просвещение, 1995.
86. Цветкова Л.С., Пирухалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами патологии. // Дефектология, 1975.- 5.
87. Цейтлин С.Н. К вопросу о метаязыковых способностях ребенка // Культурноисторический подход: развитие гуманитарных наук и образования. Тезисы междунар. конф.М., 1996 , с. 173 174.
88. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов.Братислава, 1988. Т.2.
89 Чуликов В.А. Программа психологического тестирования по методике
Ранена.// Образ, технол. 4.2. Воронеж, 1995.
90. Шабсс В.Я. Речи и жання. С-Пб., 1992.
91. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
92. Шехтер М.С. Образные компоненты знания в обучении. // Вопросы психологии, 1991.-4.
г 93.Ширяев Д. А. Психофизиологические механизмы вероятностного

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ