УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ
ПОТОКАМИ 7
1.1. Сущностная характеристика миграционных потоков 7
1.2. Инструменты и методы управления миграционными потоками 24
1.3. Характеристика внутрироссийских и международных миграционных
потоков на территории Российской Федерации 39
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ
ПОТОКАМИ В РЕГИОНАХ РФ 53
2.1. Инструменты управления миграционными потоками в регионах РФ .. 53
2.2. Количественная характеристика региональных миграционных потоков
и их взаимосвязь с экономическими показателями регионов 59
2.3. Оценка миграционной привлекательности регионов 68
2.4. Исследование рынка труда регионов и анализ баланса трудовых
ресурсов 82
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ
ПОТОКОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 104
3.1. Зарубежный опыт регулирования миграционных потоков 104
3.2. Основные направления совершенствования регулирования
миграционных потоков населения 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 132
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ
ПОТОКАМИ 7
1.1. Сущностная характеристика миграционных потоков 7
1.2. Инструменты и методы управления миграционными потоками 24
1.3. Характеристика внутрироссийских и международных миграционных
потоков на территории Российской Федерации 39
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ
ПОТОКАМИ В РЕГИОНАХ РФ 53
2.1. Инструменты управления миграционными потоками в регионах РФ .. 53
2.2. Количественная характеристика региональных миграционных потоков
и их взаимосвязь с экономическими показателями регионов 59
2.3. Оценка миграционной привлекательности регионов 68
2.4. Исследование рынка труда регионов и анализ баланса трудовых
ресурсов 82
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ
ПОТОКОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 104
3.1. Зарубежный опыт регулирования миграционных потоков 104
3.2. Основные направления совершенствования регулирования
миграционных потоков населения 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 132
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
На сегодняшний день глобализационные процессы, активно
протекающие в мировой экономической, социальной и демографической
среде, оказывают значительное влияние на активизацию миграционных
потоков. Постоянство миграционных потоков стало неотъемлемой частью
международных экономических отношений, заключая в себе социальные,
экономические и демографические проблемы и перспективы развития
отдельных государств и регионов, представляющих собой центры
миграционного влияния. По данным Всемирного Банка число мигрантов на
2015 год составило более 250 миллионов человек. По прогнозу Всемирного
Банка к 2050 году к этой цифре может прибавиться еще 143 миллиона человек.
По мере увеличения интенсивности миграционных потоков, их
экономические, социальные и демографические последствия для государства
все больше возрастают, особенно на региональном уровне. Поэтому в
последние годы регионы стали активно включаться в разработку и реализацию
миграционной политики. Грамотная миграционная политика региональных
властей позволит нивелировать риски, связанные с негативными
последствиями миграции, а также выстроить долгосрочную политику в
области социально-экономического развития региона.
Миграционные потоки оказывают существенное влияние на
проводимую инвестиционную политику регионов. Так наличие необходимых
квалифицированных кадров становится ключевым фактором для выбора
региона, как объекта инвестиций. Это объясняется тем, что сопутствующие
факторы инвестиционной привлекательности – технологии, финансы,
инфраструктура, могут быть решены самим инвестором, а вот недостаток
человеческих ресурсов не может быть восполнен так быстро, как хотелось бы.
В то же время в России, международные мигранты являются фактически
единственным инструментом выравнивания дисбаланса рынка труда. В
условиях сокращения трудоспособного населения (общая убыль до 2030 года4
составит от 11 млн до 13 млн человек) российский рынок труда не сможет
обойтись без иностранной трудовой миграции. При этом иностранные
мигранты создают существенную конкуренцию на внутреннем рынке труда
регионов.
В последние годы миграционные потоки приняли ярко выраженный
этнополитический и этно-социальный характер, что оказывает
непосредственно влияние на экономико-социальную политику, проводимую
отдельными государствами и регионами, усугубляя только существующую на
протяжении довольно длительного периода проблематику рассматриваемого
вопроса.
Таким образом, данная тема требует более детализированного и
комплексного исследования, анализа и решения проблем, что и обусловило
выбор рассматриваемой тематики для написания выпускной
квалификационной работы.
Цель работы заключается в исследовании и анализе инструментов
управления миграционными потоками в регионах Российской Федерации и
выработке рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить ряд
задач следующего характера:
-рассмотреть концепции, объясняющие причины миграционных
потоков и их последствия;
-рассмотреть понятие и сущность миграции и миграционных потоков;
-исследовать инструменты и методы управления миграционными
потоками;
-представить характеристику основных миграционных потоков на
территории Российской Федерации;
-исследовать миграционные потоки в регионах Российской Федерации;
-выявить взаимосвязь миграционных потоков с социальноэкономическим развитием регионов;
-изучить рынок труда и баланс трудовых ресурсов в регионах;5
-изучить подходы к определению миграционной привлекательности
регионов, выявить ключевые факторы, влияющие на миграционную
привлекательность регионов.
-оценить миграционную привлекательность регионов;
-выявить основные проблемы, которые существуют сегодня в сфере
регулирования миграционных потоков;
-изучить зарубежный опыт регулирования миграционных потоков
-дать основные рекомендации по основным направлениям
совершенствования регулирования миграционных потоков.
Предметом данной работы является управление миграционными
потоками.
Объект работы представляет собой миграционные потоки в регионах
Российской Федерации.
Нормативную базу дипломной работы составили законодательные акты
касательно миграционных потоков, миграционных процессов и их
регулирования на территории Российской Федерации, действующие на
сегодняшний день, а именно, Конституция РФ, кодексы, законы, указы,
приказы, распоряжения и т. д.
Теоретическую базу дипломной работы составили труды таких
зарубежных и российских специалистов и исследователей в области
рассматриваемого вопроса, как Б.Д. Бреев, Д.И. Валентей, В.А. Волох, Ж.А.
Зайончковская, Т.И. Заславская, В.А. Ионцев, В.М. Кабузан, А.А. Кауфман,
В.М. Моисеенко, В.И. Переведенцев, В.М. Пешкова, Л. Рыбаковский, А.В.
Топилин, М.Л. Тюркин, Б.С. Хорев, И.Л. Цапенко, В.Н. Чапек, О.С.
Чудиновских, Т.Н. Юдина, И.Л. Ямзин и др.
Кроме того, информационную базу работы составили данные
официальной статистики Российской Федерации, данные сайтов «АвитоРабота», «HH.ru»,6
Методическую базу работы составили методы индукции и дедукции,
теоретического анализа, статистического анализа, сравнительного анализа
данных, графический метод.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
использованной литературы.
протекающие в мировой экономической, социальной и демографической
среде, оказывают значительное влияние на активизацию миграционных
потоков. Постоянство миграционных потоков стало неотъемлемой частью
международных экономических отношений, заключая в себе социальные,
экономические и демографические проблемы и перспективы развития
отдельных государств и регионов, представляющих собой центры
миграционного влияния. По данным Всемирного Банка число мигрантов на
2015 год составило более 250 миллионов человек. По прогнозу Всемирного
Банка к 2050 году к этой цифре может прибавиться еще 143 миллиона человек.
По мере увеличения интенсивности миграционных потоков, их
экономические, социальные и демографические последствия для государства
все больше возрастают, особенно на региональном уровне. Поэтому в
последние годы регионы стали активно включаться в разработку и реализацию
миграционной политики. Грамотная миграционная политика региональных
властей позволит нивелировать риски, связанные с негативными
последствиями миграции, а также выстроить долгосрочную политику в
области социально-экономического развития региона.
Миграционные потоки оказывают существенное влияние на
проводимую инвестиционную политику регионов. Так наличие необходимых
квалифицированных кадров становится ключевым фактором для выбора
региона, как объекта инвестиций. Это объясняется тем, что сопутствующие
факторы инвестиционной привлекательности – технологии, финансы,
инфраструктура, могут быть решены самим инвестором, а вот недостаток
человеческих ресурсов не может быть восполнен так быстро, как хотелось бы.
В то же время в России, международные мигранты являются фактически
единственным инструментом выравнивания дисбаланса рынка труда. В
условиях сокращения трудоспособного населения (общая убыль до 2030 года4
составит от 11 млн до 13 млн человек) российский рынок труда не сможет
обойтись без иностранной трудовой миграции. При этом иностранные
мигранты создают существенную конкуренцию на внутреннем рынке труда
регионов.
В последние годы миграционные потоки приняли ярко выраженный
этнополитический и этно-социальный характер, что оказывает
непосредственно влияние на экономико-социальную политику, проводимую
отдельными государствами и регионами, усугубляя только существующую на
протяжении довольно длительного периода проблематику рассматриваемого
вопроса.
Таким образом, данная тема требует более детализированного и
комплексного исследования, анализа и решения проблем, что и обусловило
выбор рассматриваемой тематики для написания выпускной
квалификационной работы.
Цель работы заключается в исследовании и анализе инструментов
управления миграционными потоками в регионах Российской Федерации и
выработке рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить ряд
задач следующего характера:
-рассмотреть концепции, объясняющие причины миграционных
потоков и их последствия;
-рассмотреть понятие и сущность миграции и миграционных потоков;
-исследовать инструменты и методы управления миграционными
потоками;
-представить характеристику основных миграционных потоков на
территории Российской Федерации;
-исследовать миграционные потоки в регионах Российской Федерации;
-выявить взаимосвязь миграционных потоков с социальноэкономическим развитием регионов;
-изучить рынок труда и баланс трудовых ресурсов в регионах;5
-изучить подходы к определению миграционной привлекательности
регионов, выявить ключевые факторы, влияющие на миграционную
привлекательность регионов.
-оценить миграционную привлекательность регионов;
-выявить основные проблемы, которые существуют сегодня в сфере
регулирования миграционных потоков;
-изучить зарубежный опыт регулирования миграционных потоков
-дать основные рекомендации по основным направлениям
совершенствования регулирования миграционных потоков.
Предметом данной работы является управление миграционными
потоками.
Объект работы представляет собой миграционные потоки в регионах
Российской Федерации.
Нормативную базу дипломной работы составили законодательные акты
касательно миграционных потоков, миграционных процессов и их
регулирования на территории Российской Федерации, действующие на
сегодняшний день, а именно, Конституция РФ, кодексы, законы, указы,
приказы, распоряжения и т. д.
Теоретическую базу дипломной работы составили труды таких
зарубежных и российских специалистов и исследователей в области
рассматриваемого вопроса, как Б.Д. Бреев, Д.И. Валентей, В.А. Волох, Ж.А.
Зайончковская, Т.И. Заславская, В.А. Ионцев, В.М. Кабузан, А.А. Кауфман,
В.М. Моисеенко, В.И. Переведенцев, В.М. Пешкова, Л. Рыбаковский, А.В.
Топилин, М.Л. Тюркин, Б.С. Хорев, И.Л. Цапенко, В.Н. Чапек, О.С.
Чудиновских, Т.Н. Юдина, И.Л. Ямзин и др.
Кроме того, информационную базу работы составили данные
официальной статистики Российской Федерации, данные сайтов «АвитоРабота», «HH.ru»,6
Методическую базу работы составили методы индукции и дедукции,
теоретического анализа, статистического анализа, сравнительного анализа
данных, графический метод.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
использованной литературы.
В ходе проведенной работы было проведено исследование и анализ
процесса управления миграционными потоками в регионах Российской
Федерации.
В первой главе данной работы были рассмотрены основные подходы к
определению миграционных потоков. А.У. Хомра включал в понятие
миграционных потоков туристические поездки, Л.Л. Шамилева -
рекреационные перемещения, которые К.Ш. Арасланов рассматривал в
составе временных (сезонных) миграционных потоков. На основе различных
концепций было выведено определение миграционных потоков.
Миграционный поток - совокупность разнонаправленных переселений,
совершающихся в определенное время в рамках той или иной
территориальной системы, т.е. между ее частями. Также были определены
основные виды миграционных потоков – прямые и обратные; безвозвратные,
временные и сезонные; легальные и нелегальные. Функции миграционных
потоков – ускорительная, перераспределительная, селективная экономическая
и социальные. Были также определены основные положительные и
негативные последствия миграционных потоков для страны в целом и
регионов. Разобраны основные инструменты и методы управления
миграционными потоками на федеральном уровне.
Во второй главе работы были рассмотрены основные миграционные
потоки на территории Российской Федерации, в разрезе Федеральных Округов
и регионов. Большая доля (80%) всех миграционных перемещений приходится
на граждан России, однако существует проблема малой мобильности – чаще
всего перемещения происходят в рамках одного региона. Были разобраны
основные инструменты управления миграционных потоков в разрезе
Федеральных Округов. Также в рамках исследования была разработана
методика оценки миграционной привлекательности регионов и проведен
анализ миграционной привлекательности 4 субъектов РФ: г.Москвы,
Московской области, г.Санкт-Петербург и Краснодарского Края. Был
проведен анализ рынка труда данных регионов и выявлены основные
диспропорции и проблемы.130
В заключительной главе исследования был рассмотрен международный
опыт в области регулирования миграции – Великобритании, Дании и США.
Также были выведены основные проблемы и рекомендации к ним.
Российский рынок труда нуждается в высококвалифицированных
технических специалистах. Однако внутреннее предложение рабочей силы,
совершенно не соответствует его спросу. Поэтому для выхода из данной
ситуации необходимы зарубежные квалифицированные работники. Для этого
необходимо проработать качественные механизмы привлечения таких
работников. Единственным механизмом, заложенным на федеральном уровне,
является высокая заработная плата, которая не обеспечивает должный приток
специалистов.
Региональные власти не обладают самостоятельностью в процессе
выработки своей миграционной стратегии и внедрением собственных
механизмов привлечения иностранных работников. В некоторых регионах
приняты программы по увеличению мобильности трудовых ресурсов, однако
таких регионов всего 16. Прочие довольствуются федеральными механизмами
привлечения.
При невозможности привлечения иностранных квалифицированных
специалистов в регионы России, власти должны обратить внимание на
повышение трудовой мобильности граждан России, которая может помочь
справиться с диспропорциями на рынке труда.
Не смотря на кризис 90-х годов, когда внутренняя мобильность граждан
России практически была на нуле, с каждым годом обороты внутренней
миграции возрастают, однако перемещение осуществляется чаще всего в
пределах одного Федерального Округа или даже региона. Главной задачей
перед властями стоит повышение трудовой мобильности, путем снятия
административных барьеров и создания благоприятных условиях, чтобы
гражданин России смог спокойно поехать работать, к примеру, из
Приморского Края в Ленинградскую область.131
Для решения всех выше описанных задач необходимо в-первую очередь,
обновить и кодифицировать нормативно-правовую базу в области миграции,
которая введет новые категории (миграционная привлекательность, факторы
миграционной привлекательности), а также даст больше свободы на местах в
рамках выстраивания своих миграционных политик. Важным направлением
является регулирование рынка труда и устранения диспропорций на нем,
путем переобучения потенциальных работников на нужные специальности.
Также необходимо уделять внимание информационному обеспечению
миграционной политики, а также статистики, которые в совокупности
облегчат работу как работодателям, как потенциальным соискателяммигрантам и конечно же властным структурам.
В заключении хотелось бы отметить, что предложенные меры позволили
бы повысить эффективность реализации государственной миграционной
политики. Благодаря подобным рекомендациям, повысилась бы трудовая
мобильность граждан, привлекались бы более высококвалифицированные
мигранты, происходило бы выравнивание рынка труд
процесса управления миграционными потоками в регионах Российской
Федерации.
В первой главе данной работы были рассмотрены основные подходы к
определению миграционных потоков. А.У. Хомра включал в понятие
миграционных потоков туристические поездки, Л.Л. Шамилева -
рекреационные перемещения, которые К.Ш. Арасланов рассматривал в
составе временных (сезонных) миграционных потоков. На основе различных
концепций было выведено определение миграционных потоков.
Миграционный поток - совокупность разнонаправленных переселений,
совершающихся в определенное время в рамках той или иной
территориальной системы, т.е. между ее частями. Также были определены
основные виды миграционных потоков – прямые и обратные; безвозвратные,
временные и сезонные; легальные и нелегальные. Функции миграционных
потоков – ускорительная, перераспределительная, селективная экономическая
и социальные. Были также определены основные положительные и
негативные последствия миграционных потоков для страны в целом и
регионов. Разобраны основные инструменты и методы управления
миграционными потоками на федеральном уровне.
Во второй главе работы были рассмотрены основные миграционные
потоки на территории Российской Федерации, в разрезе Федеральных Округов
и регионов. Большая доля (80%) всех миграционных перемещений приходится
на граждан России, однако существует проблема малой мобильности – чаще
всего перемещения происходят в рамках одного региона. Были разобраны
основные инструменты управления миграционных потоков в разрезе
Федеральных Округов. Также в рамках исследования была разработана
методика оценки миграционной привлекательности регионов и проведен
анализ миграционной привлекательности 4 субъектов РФ: г.Москвы,
Московской области, г.Санкт-Петербург и Краснодарского Края. Был
проведен анализ рынка труда данных регионов и выявлены основные
диспропорции и проблемы.130
В заключительной главе исследования был рассмотрен международный
опыт в области регулирования миграции – Великобритании, Дании и США.
Также были выведены основные проблемы и рекомендации к ним.
Российский рынок труда нуждается в высококвалифицированных
технических специалистах. Однако внутреннее предложение рабочей силы,
совершенно не соответствует его спросу. Поэтому для выхода из данной
ситуации необходимы зарубежные квалифицированные работники. Для этого
необходимо проработать качественные механизмы привлечения таких
работников. Единственным механизмом, заложенным на федеральном уровне,
является высокая заработная плата, которая не обеспечивает должный приток
специалистов.
Региональные власти не обладают самостоятельностью в процессе
выработки своей миграционной стратегии и внедрением собственных
механизмов привлечения иностранных работников. В некоторых регионах
приняты программы по увеличению мобильности трудовых ресурсов, однако
таких регионов всего 16. Прочие довольствуются федеральными механизмами
привлечения.
При невозможности привлечения иностранных квалифицированных
специалистов в регионы России, власти должны обратить внимание на
повышение трудовой мобильности граждан России, которая может помочь
справиться с диспропорциями на рынке труда.
Не смотря на кризис 90-х годов, когда внутренняя мобильность граждан
России практически была на нуле, с каждым годом обороты внутренней
миграции возрастают, однако перемещение осуществляется чаще всего в
пределах одного Федерального Округа или даже региона. Главной задачей
перед властями стоит повышение трудовой мобильности, путем снятия
административных барьеров и создания благоприятных условиях, чтобы
гражданин России смог спокойно поехать работать, к примеру, из
Приморского Края в Ленинградскую область.131
Для решения всех выше описанных задач необходимо в-первую очередь,
обновить и кодифицировать нормативно-правовую базу в области миграции,
которая введет новые категории (миграционная привлекательность, факторы
миграционной привлекательности), а также даст больше свободы на местах в
рамках выстраивания своих миграционных политик. Важным направлением
является регулирование рынка труда и устранения диспропорций на нем,
путем переобучения потенциальных работников на нужные специальности.
Также необходимо уделять внимание информационному обеспечению
миграционной политики, а также статистики, которые в совокупности
облегчат работу как работодателям, как потенциальным соискателяммигрантам и конечно же властным структурам.
В заключении хотелось бы отметить, что предложенные меры позволили
бы повысить эффективность реализации государственной миграционной
политики. Благодаря подобным рекомендациям, повысилась бы трудовая
мобильность граждан, привлекались бы более высококвалифицированные
мигранты, происходило бы выравнивание рынка труд
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ И
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ
ПФО: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Управление качеством жизни в регионах Российской федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Современный демографический кризис и проблемы региональной демографической политики
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД МАССОВОГО ПРИБЫТИЯ
ГРАЖДАН УКРАИНЫ В 2014-2015 ГГ.: НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2016



