Введение 3
1. Теоретические и методологические основы гендерных исследований 6
1.1. Сегментация рынка гостиничных услуг 6
1.2. Истоки и методы гендерных исследований 14
1.3. Мужчины и женщины как потребители 29
1.4. Гендер и стратификация 33
2. Гендерные особенности в гостиничной индустрии 36
2.1. Изучение гендерного аспекта в сфере услуг 36
2.2. Женщины как особая категория потребителей 39
2.3. Гостиницы, предназначенные для женщин 41
3. Гендерное исследование сферы услуг Республики Татарстан 49
3.1. Гендерные аспекты развития рынка труда Республики
Татарстан 49
3.2. Соотношение мужчин и женщин на рынке услуг региона 51
3.3. Результаты гендерных исследований сферы услуг Татарстана 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения 68
Термин «гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в
конце 60-х годов XX века для анализа социальных отношений и преодоления
наивных суждений о том, что биологические различия являются
определяющими для поведения и социальных ролей мужчин и женщин в
обществе.
Принято считать, что гендерные исследования начали развиваться в
России в конце 80-х - начале 90-х годов, когда стали возникать первые
феминистские группы и независимые женские организации, а в журналах
появились первые публикации и переводы статей по гендерной проблематике.
У историков принято датировать исторические события по упоминанию о
них в письменных источниках. Если посмотреть на историю возникновения и
развития гендерных исследований в нашей стране с этих позиций, то «отсчет
времени» следует начать с 1990 года, когда в рамках Академии наук, в
Институте социально-экономических проблем народонаселения была создана
лаборатория, в официальном названии которой впервые был использован
термин «гендер». Позднее это научное подразделение стало более известно как
Московский центр гендерных исследований (МЦГИ).
Появление новых научных парадигм и теорий, как правило, вызвано
необходимостью переосмысления изменившейся действительности, когда
старые категории и методы изучения общественных явлений оказываются уже
малопригодными. Основные причины и факторы, обусловившие начало
гендерных исследований в России, были связаны как с социальными
изменениями в российском обществе, так и с развитием самой гуманитарной
науки.
Эти изменения в российской науке имели, можно сказать,
революционный характер. Условно их можно назвать процессом
«гуманитаризации и демократизации» российской науки, поскольку они
отражают переориентацию науки с преимущественного обслуживания4
милитаристских и идеологических запросов авторитарного государства на
теоретические и эмпирические исследования, связанные с возникновением и
развитием демократических институтов и гражданского общества в России. Не
последнюю роль в этом процессе сыграли такие внешние факторы, как
расширение контактов с зарубежными коллегами и деятельность зарубежных и
российских научных фондов, направленная на поддержку исследований,
информационных и коммуникативных каналов и технологий.
Объект исследования гендерный фактор в гостиничной индустрии.
Предметом исследования гендерные различия в управлении
гостиничной индустрией.
Цель исследования – основываясь на гендерные исследования
определение значения гендерного фактора в управлении гостиничной
индустрией.
Для наиболее полного раскрытия целя, были поставлены следующие
задачи исследования:
- показать теоретических и методологических особенностей
гендерных исследований;
- рассмотреть женщин и мужчин как особой категории потребителей;
- показать возможностей использования гендерных исследований в
управлении гостиничной индустрией;
- проводить гендерный анализ рынка услуг Татарстана.
В ходе работы были использованы фондовые материалы библиотек
(Национальной библиотеки РТ, Научной библиотеки КФУ), а также были
использованы материалы и статистическая отчетность из различных
статистических сборников, а также статистических сборников по результатам
переписи населения.
Квалификационная работа представляет собой исследование
предприятий гостиничного хозяйства и туризма в гендерном измерении.
Полученные данные позволяют лучше понимать определенных процессов,
происходящих динамично развивающихся отраслях хозяйства. Полученные5
данные могут найти применение в практической деятельности гостиниц.
Квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения,
списка литературы, и приложения. Представлены: 9 таблиц, 1 рисунок и 4
приложения.
Гендер – это то полоролевое поведение, которое определяет отношение
с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями,
случайными прохожими и т.д.
Развитие гендерной теории и результаты исследований, основанных на
гендерном подходе, постепенно привели к осознанию того, что рассматривать
любую социальную проблему (неважно, чего она касается - истории или
культуры, политики или экономики, психологии или социологии) без учета
гендерной составляющей, мягко говоря, неполно и односторонне.
В тоже время, проведенный теоретико-методологический анализ
литературы по проблеме исследования гендерного аспекта сервисной
деятельности выявил недостаточную разработанность вопроса.
Генетически мужчина и женщина приспособлены в процессе развития
для выполнения различных функций: мужчины создают новое, женщины
сохраняют. Эта общая закономерность находит свое выражение в
интеллектуальных различиях, в частности, в креативности.
Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности,
гибкостью мышлении, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения
операций при осуществлении предметной деятельности, а женщины –
легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью
к неудачам на работе и в общении, беспокойством, эмпатичностью,
заботливостью. Женщины руководители имеют более высокий рейтинг среди
подчиненных. Они проявляют себя личностями яркими, предприимчивыми,
сильными, стабильными и невероятно работоспособными.
Увеличение гендерного разрыва в заработной плате происходило за счет
увеличения различий в средних уровнях оплаты труда в «мужских» и
«женских» видах сервиса. То есть «мужские» виды деятельности становятся
еще более высокодоходными, а «женские» – низкодоходными. При этом надо
иметь в виду, что даже в «женских» видах деятельности мужчины, как правило,61
занимают более высокие должностные позиции.
В 1970 г. в мире женщины составили менее 1 % всех командированных.
Сейчас их около 40 %.
Свой отдых за границей проводят 39,4% мужчин, и 20,5% женщин.
Мужчины, таким образом чаще выезжают за границу.
Согласно исследованиям Катуновой В.В. во время путешествий мужчины
стремятся получить побольше впечатлений, отдают предпочтение к активным
средствам передвижения, но в отличие от женщин не так требовательны к
средствам размещения. Женщины отдыхают совместно с членами семьи
(49,3%, мужчины – 13,6), мужчины – в компании друзей (50,0%, женщины –
26,0 %).
В сфере гостиничной индустрии количество предприятий «только для
женщин» значительно превышают предприятий «только для мужчин». В
основном они имеются крупнейших и известнейших городах мира как Лондон,
Нью-Йорк, Вашингтон, Сингапур и т.д. В мире в целом преобладает целые
этажи для женщин, чем целые гостиницы для данного пола. В России в
некоторых гостиницах имеются отдельные этажи «только для женщин».
В основном женщины используют те же критерии при выборе
гостиницы (месторасположение, цены и т.д.), что и мужчины, но их система
приоритетов отличается от принятой мужчинами. Две трети женщин поставили
чистоту и привлекательность отеля как основание для выбора и только
половина мужчин посчитали эти факторы заслуживающими внимания.
Женщины склонны становиться постоянными клиентами отелей, поэтому
особенно важно обеспечить для них выполнение наиболее существенных для
них требований:
Женщины более беспокоятся о безопасности, чем мужчины. Многие
женщины считают дверные цепочки, глазки, надежные замки необходимыми
компонентами гостиничного номера.
Таким образом, мы в своем исследовании выделили пять ложных
представлений о гендерах. К ним относятся следующие взгляды: 1) гендерные62
различия велики; 2)гендерные различия являются фундаментальными
биологическими различиями; 3) биологические роли способствуют лучшему
приспособлению женщин и мужчин к выполнению различных ролей; 4)
гендеры обособлены друг от друга, но равны; 5) традиционные гендерные роли
наиболее полно удовлетворяют потребности общества.
1.ГОСТ Р 50646-2012. Услуги населению. Термины и определения.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200102288
2.ГОСТ Р 51185-2008. Туристские услуги. Средства размещения. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://vsegost.com/Catalog/47/47838.shtml
3.ГОСТ Р 51185-2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие
требования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://vsegost.com/Catalog/47/47838.shtml
Книги, монографии
4.Барышев, А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве / А.Ф.Барышев. – М.:
Финансы и статистика, 2014
5.Барчуков, И.М. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов/ И.М
Барчуков, Л.Н. Баумгартен, Ю.Д. Башин, А.К.Зайцев – КноРус, 2015.-168 с.
6.Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В.Бендас. - СПб.:
Питер, 2016. - 431 с.
7.Биржаков, М. Б Введение в туризм: учеб.пос / М.Б.Биржаков.–М-СПб.:
«Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. –544 с.
8.Волков, Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес /
Ю.Ф.Волков. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. – 348 с.
9.Волков, Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания / Ю.Ф.Волков. –
Ростов-на-Дону, 2015. – 384 с.
10.Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие для среднего
профессионального образования / под ред. Д.Г.Брашнова. – М. : Альфа-М.:
ИНФРА-М, 2016.
11.Елканова, Д.И. Основы индустрии гостеприимства. Учебное пособие
/Д.И.Елканова , Д.А.Осипов , В.В.Романов, Е.А.Сорокина. – М.: Дашков и Ко,
2014.64
12.Ильин, Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава
Гендерные стереотипы, или мужчины и женщины в глазах общества
/Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2015.
13.Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П.Ильин.– СПб.: Питер, 2017.
14.Кабушкин, Н.И.Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб.пособие /
Н.И.Кабушкин, Г.А.Бондаренко, .–2-еизд.–Мн.: Новое знание, 2015.
15.Калабихина, И.Е. Гендерная экономика/ И.Е.Калабихина.– М., 2014.
16.Кон, И.С. «Пол и гендер. Заметки о терминах»/ И.С.Кон .– М., 2016.
17.Корнеев, Н.И.Технология гостиничного сервиса / Н.И.Корнеев, С.А.Хлынов,
Ю.И.Корнеева, И.Г.Емелина. – М.: Академия, 2014.- 1272 с.
18.Окладникова, Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов
мира/ Е.А.Окладникова. – М. – СПб., 2016. – 384 с.
19.Организация обслуживания в гостиницах: учебное пособие для студентов
среднего профессионального образования, 4-е изд., стер./ под ред. М. Ёхиной. –
М.: Академия, 2016.
20.Развитие туризма на современном этапе и задачи Академии туризма / Под
ред. Ю. В. Кузнецова. - СПб., 2015.
21.Рубцов, В.А. Гендерные различия в индустрии гостеприимства и
туризма/В.А.Рубцов, Н.М.Биктимиров//Россия и её регионы в полимасштабных
интеграционно-дезинтеграционных процессах. Материалы Международной
научной конференции в рамках. Изд-во: Пермский государственный
национальный исследовательский университет г.Пермь, 2017.
22.Руденко, Л.А.Технологии гостиничной деятельности / Л.А.Руденко,
Н.К.Овчаренко, А.С.Косолапов. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 176 с.
23.Сорокина, А.В.Организация обслуживания в гостиницах и туристских
комплексах/ А.В.Сорокина. - Альфа - М, 2016. – 303 с.
24.Силласте, Г.Г.Экономическая социология: учебное пособие /Г.Г.Силласте. –
2-у изд., перераб.и доп. – М.:Альфа - М: ИНФРА-М, 2015. - 480 с.
25.Allport, G. The nature of prejudice/ G.Allport. -Cambridge, MA: AddisonWesley, 2009.65
26.American Psychiatric Association, 2014.
27.Nelson, J.A. The Study of Choice or the Study of Provisinmg? Gender and
Definition of Economics/ J.A. Nelson //Beyond Economic Man: Feminist Theory and
Economics. Chicago, 2016.
28.Irigarey, L. This Sex which is not One.Cornell University Press/ L. Irigarey, 2014.
29.Hording, S. The Science Question in Feminism/ S.Hording. Ithaca, 2016.
30.Strassmann, D. Not a Free Market: the Rhetoric of Disciplinary Authority in
economics/ D. Strassmann //Beyond Economic Man: Feminist Theory and
Economics. Chicago, 2017.
Авторефераты диссертаций
31.Ливанов, В.В. Влияние социально-экономических факторов на развитие
гостиничной индустрии в Российской Федерации: автореф.дис. …канд.геогр.
наук. 25.00.24/ Ливанов Владимир Владимирович. –М., 2015.-26 с.
32.Роговская, Н.И. Формирование познавательных интересов подростков с
учетом гендерных особенностей: автореф.дис. …канд.психолог.наук.13.00.01/
Роговская Наталия Ивановна.–Волгоград, 2017.-24 с.
Печатная периодика
33.Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых
стереотипов / В.С. Агеев // Вопросы психологии. – 2014. -№2.
34.Агеев, В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С.
Агеев // Вопр. психол. –2016. - № 1. - С. 95-101.
35.Дугин, А.Г. Социология пола (Структурная социология)/А.Г.Дугин//
Структурная социология М., 2016
36.Здравомыслова, Е.А., Темкина А.А.Социальная конструкция гендера и
гендерная система в России / Е.А. Здравомыслова, А.А.Темкина // Материалы
Первой Российской летней школы по женским и гендерным
исследованиям.МЦГИ. М., 2014. С. 84-89.
37.Катунова, В.В. Гендерные аспекты социальных установок в области туризма
/В.В.Катунова // Вестник Костромского государственного университета им.
Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа.66
Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 17. № 2. С. 142-145.
38.Кон, И. С. Психология половых различий/ И.С.Кон // Вопр. психол. - 1981. -
№ 2. - С. 47-57.
39.Психологический журнал. – 2015. - №, Том 28. - C. 56-64.
Электронные ресурсы
40.Взаимоотношения гостиничных предприятий с турфирмами // Гостиничное
дело.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://dw6.ru/oformleniye_dogovornoj_dokumentatsii_.html
41.Король, А.Н. Услуги: определение и классификация /А.Н.Король//
Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ».– 2014. - Том 5. - No 4.
- С. 1323 – 1328. – Режим доступа:
http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles/2014/TGU_5_357.pdf
42.Кусков, А.С. Гостиничное дело. Учебное пособие /А.С.Кусков. - 2-е изд.,
испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 328 с.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/kuskovgost.htm
43.Методы сбора и обработки информации в современном отеле // Портал
Сообщества профессионалов гостиничного бизнеса. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.frontdesk.ru/article/metody-sbora-i-obrabotkiinformacii-v-sovremennom-otele
44.Миронова, Н.В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг/
Н.В.Миронова[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.marketologi.ru/11b/differ.htm (дата обращения 27.02.2018)
45.Обслуживание в гостиницах // Комсомольская правда. – 2014. [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://www.kp.ru/guide/obsluzhivanie-v-gostinitsakh.html
46.Организационно-управленческая структура современного отеля.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://megalektsii.ru/s73482t3.html
47.Особенности предоставления гостиничных услуг. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.h-l.ru/gosuslugi.htm
48.«Портрет» российского туриста по данным социологического опроса //67
Служба континентов URL: http:// www.s-cont.ru/node/2496 (26.04.2017)
49.Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации //
Российская газета. – 2015. - № 6806 (235). . [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://rg.ru/2015/10/19/gost-dok.html
50.Семенова, А.Г.Туристический и гостиничный бизнес: грани взаимодействия
/ А.Г.Семенова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и
финансов / Выпуск № 1 – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskiy-i-gostinichnyy-biznes-granivzaimodeystviya#ixzz46HO2DPSv
51.Ярская-Смирнова, Е.Р. Истоки и методы гендерных исследований URL/
Е.Р.Ярская-Смирнова:http://www.az.ru/women_cd1/html/jarskaya_smirnova_b.htm
(20.02.2018)
52.https://kazan.hh.ru/ (дата обращения 20.04.2018.) [Электронный ресурс].
53.https://studwood.ru/868041/marketing/osnovy_segmentatsii_rynka_gostinichnyh_
uslug