Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерактивные технологии в процессе обучения истории России в 10 классе

Работа №30373

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
668
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 9
1.1. Понятие интерактивных технологий в образовательном
процессе 9
1.2. Методы и способы организации учебно-познавательной
деятельности с применением интерактивных технологий на уроках истории 17
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 35
2.1. Использование опыта интерактивных технологий в практической
деятельности на уроках истории 35
2.2. Интерактивные технологии во внеклассной работе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ...52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55


Актуальность исследования. Изменения, происходящие в стремительно развивающемся современном обществе, выдвигают новые требования к человеку. Например, умение быстрой адаптации к меняющимся условиям, поиск оптимального решения проблемных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в сложных ситуациях, умение строить эффективные коммуникации с различными людьми. В связи с этим происходят изменения и в образовании, зафиксированные в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Одной из отличительных особенностей нового стандарта является его деятельностный характер, который делает основной акцент на развитие личностных особенностей обучающегося. Современная система образования отказывается от традиционных представлений о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки государственного образовательного стандарта указывают конкретные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть по итогам завершения каждого этапа обучения.
С введением ФГОС меняется и главная цель образования - подготовить выпускника, который будет не только обладать необходимым набором актуальных знаний, умений и качеств, но и пользоваться ими в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, присутствовавшее в школьном образовании прежде, пассивная подчиненная роль ученика не в состоянии достигнуть данной цели. Для ее достижения требуется внедрение новых педагогических технологий, эффективные формы построения образовательного процесса, активные формы и методы обучения. Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ, в основе которых лежит ФГОС, является обширное использование в процессе обучения интерактивных технологий.
В школе главное место занимают формы занятий, обеспечивающие активное участие на уроке каждого ученика, повышающие авторитет знаний и личную ответственность учеников за результаты их труда. Данные задачи возможно успешно решить с помощью интерактивных технологий обучения.
Актуальность определена педагогической важностью интерактивных методов обучения, а так же необходимостью качественным образом их изучения и применения на уроке истории. Интерактивные методики в современных условиях выступают как наиболее перспективные с точки зрения развития всей современной системы образования. Применение в урочной и внеурочной деятельности интерактивных методик - это создание таких условий обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой и добывают новые знания самостоятельно.
Интерактивное обучение предполагает имитацию реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем на основании анализа данных обстоятельств и конкретных ситуаций. В качестве цели интерактивного обучения выступает необходимость создания комфортных условий обучения, при которых обучающийся испытывает свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает плодотворным процесс обучения.
В связи с этим, особую значимость в современных условиях приобретает внедрение интерактивных технологий обучения на уроках истории 10 класса в средней общеобразовательной школе. Использование данного метода требует серьезной подготовки педагога. Определение сущности и основных характеристик, изучение интерактивных методов обучения позволят повысить уровень педагогического мастерства учителя, сделав интерактивные технологии обучения эффективным средством обучения.
Степень изученности проблемы. Тема интерактивных методов в обучении изучена достаточно хорошо. Различные аспекты применения интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах ученых. В научных исследованиях отражены: сущностные характеристики интерактивных технологий обучения (Суворова, С.С. Кашлев, В.А. Штроо, А.П. Панфилова ), особенности методов интерактивного обучения (Н.Н.. Двуличанская ) и другие аспекты изучаемой проблематики.
Ценными в данном аспекте являются работы О.Б. Воронковой , Л. Ивановой , М.В. Коротковой , Е. Полат . Подготовке учителей к руководству интерактивными технологиями учащихся посвящены работы Т.А. Мясоед , М.Т. Студеникина . Статьи практикующих педагогов М.А. Антони , И. Кароза , Н.С. Леоновой , Х.А. Норпулатова позволили сделать более полный анализ интерактивных технологий обучения в учебной деятельности.
Источники по теме исследования составляют документы государственного значения, к которым относятся Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения , Закон об образовании РФ и Историко-культурный стандарт, которые позволяют понять, что из себя должна представлять современная система образования и какие требования к образовательному процессу она выдвигает учителю истории.
Объектом данного исследования является система исторического образования в РФ.
Предметом исследования стали интерактивные технологии обучения на уроках истории 10 класса.
Целью исследования является всестороннее комплексное исследование приемов и методов организации интерактивных технологий на уроках истории в 10 классе в общеобразовательной школе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретическую основу интерактивных технологий обучения;
2. Изучить различные классификации интерактивных технологий обучения;
3. Охарактеризовать средства и способы организации интерактивных технологий обучения;
4. Определить особенности использования интерактивных технологий обучения в процессе организации учебной деятельности на уроках истории;
5. Изучить особенности использования интерактивных технологий обучения во внеклассной деятельности.
Гипотеза исследования: применение интерактивных технологий обучения на уроках истории позволит активизировать познавательные возможности учащихся, повысит интерес к предмету и эффективность усвоения изучаемого материала.
В процессе исследования использованы следующие общенаучные методы. Применяя методы анализа и синтеза, удалось разделить тему на составляющие элементы, рассмотреть внеклассные мероприятия по истории в контексте исторического школьного образования. Кроме того, метод анализа применялся при отборе наиболее подходящих и продуктивных средств и приемов, используемых в преподавании истории, способствующих не только хорошему пониманию и усвоению исторических знаний, но и мотивирующих к изучению истории.
Согласно принципу объективности, который использовался при написании выпускной квалификационной работы, явления и процессы были изучены на основании фактов.
Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что работа носит междисциплинарный характер, поскольку охватывает вопросы педагогики, истории и методики. В работе уточнены и обоснованы определения ряда понятий, относящихся к интерактивным технологиям в современном историческом школьном образовании. Кроме того, в работе показаны возможности использования интерактивных технологий в обучении истории в школе.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней производится обобщение и систематизация имеющихся на сегодняшний день подходов к исследованию интерактивных технологий обучения учащихся на уроках истории. Кроме того, работа содержит описание интерактивных технологий обучения, примененных в учебной и внеклассной деятельности на актуальные темы изучения истории России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в работе педагогов общеобразовательных школ, а также в процессе подготовки будущих специалистов.
Структура работы включает введение, две главы основного содержания, заключение, список использованной литературы и источников и приложения. Во введении обосновывается методологический аппарат исследования. В первой главе дается понятие и характеристика интерактивных технологий обучения. Во второй главе дается описание практического исследования, направленного на определение особенностей использования интерактивных технологий обучения в учебной и во внеклассной деятельности. Заключение содержит выводы по исследованию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Применение интерактивных технологий обучения на уроках истории в 10 классе в школе показало, что использование интерактивных технологий обучения имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. В частности, в ходе применения интерактивных технологий обучения активизируется мышление учащихся, учебный процесс приобретает более привлекательный и интересный вид, ярко проявляются личностные качества каждого школьника. Интерактивные технологии обучения на уроках истории и во внеклассной работе позволяют педагогу продемонстрировать представленную проблему с разных сторон и с точки зрения разных предметных областей, а учащихся побуждает к поиску новых оригинальных решений, повышает интерес к истории своей родины и своей семьи. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что интерактивные технологии обучения позволяют реализовать задачи воспитания, развития и обучения учащихся в современной школе.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что интерактивные технологии обучения — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает создание комфортных условий обучения, в свою очередь при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
В качестве основных интерактивных технологий обучения можно выделить следующие методы интерактивного обучения: мозговой штурм; деловые и ролевые игры; дебаты; метод проектов; разбор конкретных ситуаций; работа в малых группах; круглый стол и т.д.
В ходе практического исследования был реализован авторский урок по истории в 10 классе на тему: «Историческое познание сегодня». Результатом применения интерактивных технологий обучения стало исследование познавательных способностей учащихся, представленное в процентном соотношении. Практическая работа проведена успешно, эффективность применения интерактивных приемов обучения в развитии мышления и творческих способностей отмечена самими учащимися.
Таким образом, использование интерактивных технологий обучения в современном школьном обучении способствует повышению уровня познавательной мотивации учащихся, росту качества знаний и умений, навыков, способствует развитию значимых личностных характеристик школьников. Интерактивные технологии обучения как инновационный метод позволяет обеспечить достижение гарантированного результата формирования необходимых компетенций учащихся.



1.1. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции" (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/5661964A (Дата обращения: 7.03.2018).
1.2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(Дата обращения: 07.03.2018).
1.3. 13.07.01 - Проект Историко - культурного стандарта. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
https://минобрнауки.рф/documents/3483/file/2325/13.07.01-Проект_Историко-культурного^тандарта^Б(Дата обращения: 07.03.2018).
II. Литература
2.1. Антони М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - № 12. - С. 53-63.
2.2. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. - М.: Феникс, 2010 г. - 320 с.
2.3. Ворошилов А.В. Проектная деятельность в современной школе // Концепт. - 2017. - № 3. - С. 61 - 63.
2.4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003 г. - 384 с.
2.5. Гузеев В.В. Краткий очерк образовательной технологии ТОГИС. - М., 2012г. - 7 с.
2.6. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно - техническое издание, 2011г. - №4.
2.7. Иванова Л. Интерактивные формы обучения. - М., 2007. - 144 с.
2.8. Кароза И. Классное ориентирование. Интерактивная игра в школе и вне школы. // Школьный психолог. - 2012. - № 3. - С. 23.
2.9. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. - М.: ТетраСистемс, 2011г. - 224 с.
2.10. Коротаева Е.В. Когда «интерактивные технологии» интерактивны? // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 115.
2.11. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: Владос, 2001г. - 256 с.
2.12. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.
2.13. Леонова Н.С. Интерактивные технологии обучения как средство реализации творческих способностей учащихся. // Педагогическая мастерская. - 2013. - № 6. - С. 9.
2.14. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. Семинар для учителей. - М.: 2004г. - 29 с.
2.15. Норпулатов Х.А. Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления // Молодой ученый. - 2012. - №1. - С. 31-34.
2.16. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. - М.: Академия, 2009г. - 192 с.
2.17. Полат Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2009г. - 272 с.
2.18. Пометун О. Энциклопедия интерактивного обучения. - М.: Киев, 2007г. -117 с.
2.19. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005г. - 224 с.
2.20. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2007г. - 57 с.
2.21. Суворова Н. Интерактивное обучение. Новые подходы. - М.: Вербум, 2005г. - 42 с.
2.22. Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. - М.: Просвещение, 2012г. - 367 с.
2.23. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - М.: Эйдос, 2008г.
2.24. Чуменко Е.В. Здоровый образ жизни. Интерактивные методы обучения. - М., 2009г. - 96 с.
2.25. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения. - Воронеж, 2003 г. - 55 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ