СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ, ПУТИ ИХ ИСКОРЕНЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Понятие и социально-педагогические причины детской и
подростковой безнадзорности и беспризорности 8
1.2. Типы, виды, проблемы и особенности беспризорных
несовершеннолетних 15
1.3. Правовое регулирование борьбы с беспризорностью в Российской
Федерации и Республике Татарстан 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Формы работы с беспризорными несовершеннолетними 29
2.2. Роль государственных организаций в профилактике детской
беспризорности 38
2.3. Организация работы с семьями, находящимися в социально¬опасном положении 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Понятие и социально-педагогические причины детской и
подростковой безнадзорности и беспризорности 8
1.2. Типы, виды, проблемы и особенности беспризорных
несовершеннолетних 15
1.3. Правовое регулирование борьбы с беспризорностью в Российской
Федерации и Республике Татарстан 22
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Формы работы с беспризорными несовершеннолетними 29
2.2. Роль государственных организаций в профилактике детской
беспризорности 38
2.3. Организация работы с семьями, находящимися в социально¬опасном положении 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время в ходе масштабных и динамичных процессов, социально-экономических и общественно-политических перемен в обществе наиболее сложно приходится растущему поколению с еще не устоявшимся миропониманием и изменяемой системой ценностей. В России наравне с подростковой преступностью, проституцией, наркоманией и алкоголизацией детей, особенно остро обозначилась проблема беспризорности детей. Социально-педагогические причины проблемы беспризорных детей заслуживают наиболее серьезного и детального осмысления, в котором должны осуществить прямое участие все заинтересованные стороны: органы власти, социальные работники, образовательные организации, работники науки и культуры, общественных движений.
Во всех культурах дети всегда росли в семье потому, что именно в семье, в первые годы жизни формируется основа мироощущения, духовного и физического развития, социального и умственного роста. Человеческий потенциал выступает главным богатством каждого государства.
Проблема детской беспризорности, появившаяся в российском обществе в 90-е годы, событие не столь новое, сколько нежданное. Отличаясь от прошлых периодов, сопровождавшихся войнами, революциями, крупными потерями населения, современная беспризорность явление мирного периода. Внезапное социально-экономическое расслоение общества, распадение старых социальных ценностей и мотивов поведения мгновенно отпечатались на жизнедеятельности беззащитных слоев населения, прежде всего детей.
Современное положение проблемы детской беспризорности обладает своими глубокими корнями, не разобравшись в которых немыслимо понять само явление, а также с какой стороны к данной проблеме подступить и какими путями ее решать. К тому же ситуации, сходные с современной, происходили не раз, и общество, пребывая даже в более трудных условиях, смогло выстроить эффективно функционирующую систему защиты детей.
В начале XXI века зарегистрирован большой рост безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Количество детей, лишенных попечения родителей и контроля с их стороны составило 1,5 миллиона, их численность с каждым годом растет на 100-110 тысяч человек . Данные дети с поломанной системой общественных связей, с обширным спектром личностных деформаций, искаженными личностными установками и увлечениями. Вырастая, они не желают работать, создавать семью и, этим, порождают потребительство, неустроенность, безнадзорность уже собственных детей.
Беспризорность основывается не только на нерешенных экономических и общественных проблемах, но и представляется подтверждением слабой духовной культуры общества и его элементов: семьи, государственных и социальных структур.
Угроза беспризорности заключается в том, что в данной среде доминируют необратимые процессы в плане душевного развития личности, в том, что она содействует воспитанию личности, не адаптированной к типичной общественной жизни на основе свойственных обществу ценностей, установок и форм поведения. Детская беспризорность оказывает содействие росту преступности, наркомании, росту числа заболеваний, подрывает моральные начала общества. Беспризорные дети считаются проблемой будущего России, так как перспектива становления государства напрямую находится в зависимости от физического здоровья, нравственного воспитания и образования, общей культуры растущего поколения.
Детская беспризорность - это явление, сопряженное с особым социокультурным положением ребенка, которое можно охарактеризовать как экстремальное и маргинальное. Беспризорные дети часто изгои семьи, школы, организованного социума, это жертвы отчуждения и отторжения их обществом. Пребывая долгое время в бездомной среде, предоставленные самим себе, выживая за счет средств, приобретенных, как правило, противозаконным путем, беспризорники формируют свою философию жизни и создают особенную субкультуру, со своим специфичным комплектом ценностей и норм, вступающих в противоречие с теми ценностями и нормами, которые ратифицируются как общее достояние в национальных, культурных рамках.
Беспризорные дети нуждаются в общественной помощи, допускающей ясное понимание обществом философских, социологических, психологических проблем, которые связаны с ее организацией. Задача социально-общественной адаптации беспризорных детей, вхождение их в социальную жизнь в роли ее активных и равноправных членов слишком сложна.
В имеющейся практике внимание акцентируется, обычно на некоторых моментах проблемы беспризорности: освещаются первопричины, описывается асоциальное поведение несовершеннолетних. Отсутствует полное представление о природе этой проблемы, социокультурных причинах, детерминирующих беспризорность, субкультуре беспризорников, о последствиях ее для государства и общества, о формах и методах работы. Это в комплексе ведет к появлению в массовом сознании количества иррациональных убеждений, безразличия и отчужденности людей в отношении беспризорных.
Степень разработанности темы. Процессы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних уже много лет порождают интерес учёных и практиков. Явление детской и подростковой беспризорности явилось предметом научных исследований отечественных ученых, таких, как А.А. Бакаев, Д.К. Гайфуллин, Ф.А. Мустаева, В.А. Озеров, П.Д. Павленок и др. В России изучением проблемы детской беспризорности занимаются такие представители социологии, как Е.А. Воронова, Н.Ф. Дивицына, М.Я. Руднева и др., в трудах которых имеются сведения о социальных характеристиках, параметрах жизни беспризорных, анализируются причины, масштабы этого феномена. В научных трудах Д.К. Гайфуллина, Т.В. Жилкиной, Ф.А. Мустаевой, Б.П. Прудникова, Т.А. Федотовской отображены вопросы общественной реабилитации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Система предотвращения правонарушений несовершеннолетних была изучена А.А. Бакаевым.
Объём всевозможных исследований по обозначенной проблематике довольно велик, тем не менее, практически нет работ, сконцентрированных на изучении социально-педагогических причин детской беспризорности, рассмотрение межведомственной системы предотвращения беспризорности детей, деятельности учреждений социального обслуживания по предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, что дает основание говорить о неудовлетворительной разработанности этого направления в науке.
Исследованию детской беспризорности приурочено большое количество статей и авторских работ, многие из которых имеют описательный характер, нет отчетливой статистики о количестве беспризорных несовершеннолетних, отсутствует деление по половозрастному составу, неудовлетворительно исследованы региональные аспекты феномена.
Необходимость и важность обозначенных задач, неудовлетворительная изученность специфики проблемы беспризорности в российском социуме обозначили следующие цель, задачи, объект и предмет выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - определить социально-педагогические причины проблемы беспризорных детей и предложить пути их искоренения.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и социально-педагогические причины детской беспризорности и безнадзорности;
- раскрыть типы, виды, проблемы и особенности беспризорных детей;
- изучить вопросы правового регулирования борьбы с беспризорностью в Российской Федерации и Республике Татарстан;
- провести анализ форм работы с беспризорными несовершеннолетними;
- выявить роль государственных организаций в профилактике детской беспризорности;
- предложить мероприятия по организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Объектом исследования является беспризорность несовершеннолетних в российском обществе.
Предметом исследования являются социально-педагогические причины беспризорности детей и пути их искоренения.
Методология исследования: анализ теоретических источников; метод статистического анализа; метод интервьюирования; сравнительный анализ; анализ нормативно-правовой базы; синтез и обобщение данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Во всех культурах дети всегда росли в семье потому, что именно в семье, в первые годы жизни формируется основа мироощущения, духовного и физического развития, социального и умственного роста. Человеческий потенциал выступает главным богатством каждого государства.
Проблема детской беспризорности, появившаяся в российском обществе в 90-е годы, событие не столь новое, сколько нежданное. Отличаясь от прошлых периодов, сопровождавшихся войнами, революциями, крупными потерями населения, современная беспризорность явление мирного периода. Внезапное социально-экономическое расслоение общества, распадение старых социальных ценностей и мотивов поведения мгновенно отпечатались на жизнедеятельности беззащитных слоев населения, прежде всего детей.
Современное положение проблемы детской беспризорности обладает своими глубокими корнями, не разобравшись в которых немыслимо понять само явление, а также с какой стороны к данной проблеме подступить и какими путями ее решать. К тому же ситуации, сходные с современной, происходили не раз, и общество, пребывая даже в более трудных условиях, смогло выстроить эффективно функционирующую систему защиты детей.
В начале XXI века зарегистрирован большой рост безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Количество детей, лишенных попечения родителей и контроля с их стороны составило 1,5 миллиона, их численность с каждым годом растет на 100-110 тысяч человек . Данные дети с поломанной системой общественных связей, с обширным спектром личностных деформаций, искаженными личностными установками и увлечениями. Вырастая, они не желают работать, создавать семью и, этим, порождают потребительство, неустроенность, безнадзорность уже собственных детей.
Беспризорность основывается не только на нерешенных экономических и общественных проблемах, но и представляется подтверждением слабой духовной культуры общества и его элементов: семьи, государственных и социальных структур.
Угроза беспризорности заключается в том, что в данной среде доминируют необратимые процессы в плане душевного развития личности, в том, что она содействует воспитанию личности, не адаптированной к типичной общественной жизни на основе свойственных обществу ценностей, установок и форм поведения. Детская беспризорность оказывает содействие росту преступности, наркомании, росту числа заболеваний, подрывает моральные начала общества. Беспризорные дети считаются проблемой будущего России, так как перспектива становления государства напрямую находится в зависимости от физического здоровья, нравственного воспитания и образования, общей культуры растущего поколения.
Детская беспризорность - это явление, сопряженное с особым социокультурным положением ребенка, которое можно охарактеризовать как экстремальное и маргинальное. Беспризорные дети часто изгои семьи, школы, организованного социума, это жертвы отчуждения и отторжения их обществом. Пребывая долгое время в бездомной среде, предоставленные самим себе, выживая за счет средств, приобретенных, как правило, противозаконным путем, беспризорники формируют свою философию жизни и создают особенную субкультуру, со своим специфичным комплектом ценностей и норм, вступающих в противоречие с теми ценностями и нормами, которые ратифицируются как общее достояние в национальных, культурных рамках.
Беспризорные дети нуждаются в общественной помощи, допускающей ясное понимание обществом философских, социологических, психологических проблем, которые связаны с ее организацией. Задача социально-общественной адаптации беспризорных детей, вхождение их в социальную жизнь в роли ее активных и равноправных членов слишком сложна.
В имеющейся практике внимание акцентируется, обычно на некоторых моментах проблемы беспризорности: освещаются первопричины, описывается асоциальное поведение несовершеннолетних. Отсутствует полное представление о природе этой проблемы, социокультурных причинах, детерминирующих беспризорность, субкультуре беспризорников, о последствиях ее для государства и общества, о формах и методах работы. Это в комплексе ведет к появлению в массовом сознании количества иррациональных убеждений, безразличия и отчужденности людей в отношении беспризорных.
Степень разработанности темы. Процессы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних уже много лет порождают интерес учёных и практиков. Явление детской и подростковой беспризорности явилось предметом научных исследований отечественных ученых, таких, как А.А. Бакаев, Д.К. Гайфуллин, Ф.А. Мустаева, В.А. Озеров, П.Д. Павленок и др. В России изучением проблемы детской беспризорности занимаются такие представители социологии, как Е.А. Воронова, Н.Ф. Дивицына, М.Я. Руднева и др., в трудах которых имеются сведения о социальных характеристиках, параметрах жизни беспризорных, анализируются причины, масштабы этого феномена. В научных трудах Д.К. Гайфуллина, Т.В. Жилкиной, Ф.А. Мустаевой, Б.П. Прудникова, Т.А. Федотовской отображены вопросы общественной реабилитации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Система предотвращения правонарушений несовершеннолетних была изучена А.А. Бакаевым.
Объём всевозможных исследований по обозначенной проблематике довольно велик, тем не менее, практически нет работ, сконцентрированных на изучении социально-педагогических причин детской беспризорности, рассмотрение межведомственной системы предотвращения беспризорности детей, деятельности учреждений социального обслуживания по предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, что дает основание говорить о неудовлетворительной разработанности этого направления в науке.
Исследованию детской беспризорности приурочено большое количество статей и авторских работ, многие из которых имеют описательный характер, нет отчетливой статистики о количестве беспризорных несовершеннолетних, отсутствует деление по половозрастному составу, неудовлетворительно исследованы региональные аспекты феномена.
Необходимость и важность обозначенных задач, неудовлетворительная изученность специфики проблемы беспризорности в российском социуме обозначили следующие цель, задачи, объект и предмет выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - определить социально-педагогические причины проблемы беспризорных детей и предложить пути их искоренения.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и социально-педагогические причины детской беспризорности и безнадзорности;
- раскрыть типы, виды, проблемы и особенности беспризорных детей;
- изучить вопросы правового регулирования борьбы с беспризорностью в Российской Федерации и Республике Татарстан;
- провести анализ форм работы с беспризорными несовершеннолетними;
- выявить роль государственных организаций в профилактике детской беспризорности;
- предложить мероприятия по организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Объектом исследования является беспризорность несовершеннолетних в российском обществе.
Предметом исследования являются социально-педагогические причины беспризорности детей и пути их искоренения.
Методология исследования: анализ теоретических источников; метод статистического анализа; метод интервьюирования; сравнительный анализ; анализ нормативно-правовой базы; синтез и обобщение данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Беспризорность - социальное явление полного отстранения несовершеннолетнего от семьи, сопряженная с утратой места жительства и занятий. Является крайним проявлением безнадзорности - ослабления попечения от родителей или попечителей. Явление угрожает правильному формированию личности несовершеннолетних и способствует развитию социально негативных навыков. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам. Выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: социально-экономические; социально-педагогические; психологические.
Типология беспризорных детей и подростков разными авторами классифицируется по разным параметрам: по тому, как они зарабатывают себе на жизнь, по тому, как они стали беспризорниками, а также по характеру, их бродячей жизни. Общие закономерности во внешнем облике беспризорника отсутствуют. Это зависит от его возраста, стажа кочевой жизни, и от профессии. К поведенческим особенностям можно отнести безбоязненное отношение ко всему происходящему. Они лишены демонстративности, достаточно ненавязчивы и хотят только одного, чтобы к ним не приставали. Как любая уязвимая группа беспризорные дети и подростки сталкиваются с множеством проблем: социального, медицинского, педагогического, правового, а также психологического характера.
В настоящее время правовое регулирование проблем беспризорности установлено Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год». В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской беспризорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность действия.
Наиболее распространенными формами помощи беспризорным детям и подросткам как в России, так и в Республике Татарстан частности, являются социальная работа на улице, мобильные пункты помощи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков.
К учреждениям, осуществляющим отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; органы, осуществляющие управление в сфере образования; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел; учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). При этом реализуется субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия с учетом индивидуально-психологических особенностей беспризорных несовершеннолетних, способствующих социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости. Особое место в системе работы с безнадзорными детьми занимают те центры ППМС, в которых имеются отдельные приюты (стационары).
Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении на уровне российских городов ведется регулярно, тогда как семьи, находящиеся в социально опасном положении и проживающие в сельских поселениях, зачастую остаются не выявленными и без внимания надлежащих государственных органов. Причины этому удаленность сельских поселений от городов, нет специализированных государственных организаций, ориентированных на профилактику детской беспризорности, нехватка квалифицированных специалистов.
На примере сельских поселений Черемшанского муниципального района был проведен анализ и предложены социально-педагогические мероприятия, направленные на организацию работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Автором предложен алгоритм действий при проведении мероприятий по профилактике безнадзорности, попрошайничества, бродяжничества несовершеннолетних с целью организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Предложена комплексная система мероприятий, направленных на обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через раннее выявление детского и семейного неблагополучия, создание условий для полноценной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей в социально опасном положении. Предложены этапы индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Типология беспризорных детей и подростков разными авторами классифицируется по разным параметрам: по тому, как они зарабатывают себе на жизнь, по тому, как они стали беспризорниками, а также по характеру, их бродячей жизни. Общие закономерности во внешнем облике беспризорника отсутствуют. Это зависит от его возраста, стажа кочевой жизни, и от профессии. К поведенческим особенностям можно отнести безбоязненное отношение ко всему происходящему. Они лишены демонстративности, достаточно ненавязчивы и хотят только одного, чтобы к ним не приставали. Как любая уязвимая группа беспризорные дети и подростки сталкиваются с множеством проблем: социального, медицинского, педагогического, правового, а также психологического характера.
В настоящее время правовое регулирование проблем беспризорности установлено Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год». В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской беспризорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность действия.
Наиболее распространенными формами помощи беспризорным детям и подросткам как в России, так и в Республике Татарстан частности, являются социальная работа на улице, мобильные пункты помощи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков.
К учреждениям, осуществляющим отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; органы, осуществляющие управление в сфере образования; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел; учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). При этом реализуется субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия с учетом индивидуально-психологических особенностей беспризорных несовершеннолетних, способствующих социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости. Особое место в системе работы с безнадзорными детьми занимают те центры ППМС, в которых имеются отдельные приюты (стационары).
Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении на уровне российских городов ведется регулярно, тогда как семьи, находящиеся в социально опасном положении и проживающие в сельских поселениях, зачастую остаются не выявленными и без внимания надлежащих государственных органов. Причины этому удаленность сельских поселений от городов, нет специализированных государственных организаций, ориентированных на профилактику детской беспризорности, нехватка квалифицированных специалистов.
На примере сельских поселений Черемшанского муниципального района был проведен анализ и предложены социально-педагогические мероприятия, направленные на организацию работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Автором предложен алгоритм действий при проведении мероприятий по профилактике безнадзорности, попрошайничества, бродяжничества несовершеннолетних с целью организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Предложена комплексная система мероприятий, направленных на обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через раннее выявление детского и семейного неблагополучия, создание условий для полноценной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей в социально опасном положении. Предложены этапы индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в социально-опасном положении, в учреждении социального обслуживания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Роль органов опеки и попечительства в предупреждении преступности несовершеннолетних (Профилактика безнадзорности и правонарушений у несовершеннолетних, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность органов внутренних дел по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Региональный опыт социальной помощи несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. (в Новгородской и Псковской губерниях)
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018



