Введение 6
1 Теоретические аспекты логистической деятельности предприятия на
основе информационных технологий 9
1.1 Содержание и сущность логистической деятельности на
предприятии 9
1.2 Информационные технологии в логистике 15
1.3 Критерии оценки эффектинвости логистической деятельности
предприятия 24
2 Анализ логистической деятельности ООО «Евросеть-Ритейл» 29
2.1 Краткая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ и оценка логистической деятельности ООО «Евросеть-
Ритейл» 37
3 Разработка мероприятий по совершенствованию логистической
деятельности на основе информационных технологий ООО «Евросеть- Ритейл» 52
3.1 Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности
на основе информационных технологий ООО «Евросеть-Ритейл» 52
3.2 Оценка предоженных мероприятий 56
Заключение 64
Список использованных источников 69
Приложения
Логистика является частью экономической науки и сферой деятельности, предметом которой является организация и регулирование процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления запасами, и создание инфраструктуры товарного оборота.
Первоначально логистика была определена как:
- новое направление в организации движения груза;
- теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
- совокупность различных видов деятельности для получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
- интеграция производственных и транспортных процессов;
- процесс планирования затрат на перемещение и хранение товаров от производства до потребителя;
- инфраструктура производства;
- форма управления физическим распределением продукции;
- эффективное перемещение готовых товаров от места производства до места потребления;
- область науки о рациональной организации производства и распределения;
- новое научное направление, связанное с разработкой рациональных приемов управления материальными и информационными потоками.
Логистика - это искусство рассуждений, вычислений. В экономической науке логистика - это научная и практическая деятельность, которая связана с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного пользователя.
Актуальность темы заключается в том, что логистическая деятельность имеет практическое происхождение; она была сформирована как сумма эффективных методов, оригинальных алгоритмов, эвристических подходов, с помощью которых устранялись проблемы в сфере производства и обращения, которые классическая теория не могла устранить. В логистической деятельности на этом этапе нет исследований, которые обобщают на уровене теории результаты и проблемы ее развития.
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию логистической деятельности на основе информационных технологий ООО «Евросеть-Ритейл».
Для решения поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты логистической деятельности предприятия на основе информационных технологий .
2. Провести анализ логистической деятельности ООО «Евросеть-Ритейл».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию логистической деятельности на основе информационных технологий ООО «Евросеть-Ритейл».
Объектом исследования работы является ООО «Евросеть-Ритейл».
В качестве предмета исследования выступает логистическая деятельность предприятия на основе информационных технологий.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
В первом разделе работы рассматриваются теоретические аспекты логистической деятельности предприятия на основе информационных технологий, а именно содержание и сущность логистической деятельности на предприятии, информационные технологии в логистике, критерии оценки эффективности логистической деятельности предприятия .
Во втором разделе проводится логистической деятельности ООО «Евросеть-Ритейл», выявляются проблемы. В ней дается организационная и экономическая характеристика деятельности предприятия, проводится анализ и оценка логистической деятельности ООО «Евросеть-Ритейл», выявляются достоинства и недостатки.
В третьем разделе разрабатываются мероприятия по совершенствованию логистической деятельности на основе информационных технологий ООО «Евросеть-Ритейл», а также дается оценка предложенным мероприятиям.
При написании работы использовались труды следующих авторов: Николайчук В.Е., Аникин Б.А., Волгин В.В., Гаджинский А.М., Левкин Г.Г. и других.
Использовались ресурсы Интернет и текущие архивы ООО «Евросеть- Ритейл»: годовые отчеты по персоналу за 2015 - 2017 гг., Устав ООО «Евросеть-Ритейл», годовые отчеты бухгалтера за 2015 - 2017 гг., Структура ООО «Евросеть-Ритейл» и др.
Совокупность логистических задач, функций и целей определяет сущность логистической деятельности предприятия. Суть логистики заключается в интеграции, обеспечении взаимодействия этапов и участников процесса товарного обращения, управлении материальным потоком на основе информации, сопровождающей его, для доставки необходимых товаров в нужное место в нужное время с минимальными затратами. Предметом логистики как науки является изучение организационно -экономических отношений в сфере товарооборота на этапах закупок, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и модели создания логистических систем. Содержание логистики как науки - это установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товарного обращения, с целью выявления и реализации эффективных организационных форм, средств и приемов управления материальными и информационными потоками. Принципы логистической деятельности являются отправными точками, на основе которых осуществляется разработка и эксплуатация логистических систем предприятия.
Современная логистика немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного, постоянного оперативного обмена информацией, без быстрого реагирования на потребности рынка. Сегодня практически невозможно обеспечить качество товаров и услуг, требуемых потребителями, без использования информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в логистической системе. Более того, благодаря развитию информационных систем и технологий логистика стала доминирующей формой организации товарооборота на высококонкурентных рынках экономически развитых стран.
Оценка эффективности логистической деятельности предприятия складывается из множества показателей деятельности, исходя из целей деятельности, руководство предприятия выбирает какими методами оценивать логистическую деятельность, применяя те или иные показатели.
Общество с ограниченной ответственностью «Еросеть-Ритейл» - крупная российская компания, работающая на рынке сотового ритейла, основанная в 1997 году.
Основными направлениями деятельности компании являются осуществление розничной торговли сотовыми телефонами, портативной техникой, аксессуарами и иными товарами, а также подключение абонентов к операторам связи.
Автор проанализировал деятельность сети салонов ООО «Евросеть- Ритейл» в городе Набережные Челны (16 салонов, в каждом из которых работает от 5 до 11 человек).
Изучив деятельность ООО «Евросеть-Ритейл», можно сделать выводы. ООО «Евросеть-Ритейл» стабильное предприятие по продаже сотовых телефонов, портативной техники, аксессуаров и иных товаров, а также подключению абонентов к операторам связи. С каждым годом численность персонала увеличивается, так как происходит расширение деятельности. Продукция и услуги предприятия пользуются спросом. Тип организационный структуры линейный, то есть во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник. Анализ экономических показателей свидетельствует о стабильности и прибыльности предприятия, а также о спросе на продукцию и услуги.
Исходя из проведенной оценки логистической деятельности ООО «Евросеть-Ритейл» по городу Набережные Челны за 2015-2017 гг. можно сделать следующие выводы:
1. Значимыми и крупными поставщиками товара ООО «Евросеть Ритейл» по городу Набережные Челны являются следующие: ООО «НаноПром», ООО «Ника», ООО «ИнтерСервис», ООО «МТМ», ООО «Алекс», ООО «Илед М», ООО «Технокор».
2. Практически у всех поставщиков наблюдается положительная динамика объема поставки сырья за 2015-2017 гг., кроме двух: ООО «Алекс», ООО «Технокор». Это связано с изменением условий договора поставок товаров с ООО «Евросеть-Ритейл» по городу Набережные Челны, где по плану было заложено меньшее количество.
3. У четырех поставщиков наблюдается спад поставок товара ненадлежащего качества, что говорит об улучшении качества поставок в ООО «Евросеть-Ритейл» по городу Набережные Челны в 2017 году: ООО «НаноПром», ООО «ИнтерСервис», ООО «Алекс», ООО «Технокор». У троих поставщиков наблюдается динамика увеличения поставок товара ненадлежащего качества: ООО «Ника», ООО «МТМ», ООО «Илед М». Это прямым образом влияет на деятельность предприятия, так как при поступлении некачественного товара, в ООО «Евросеть-Ритейл» по городу Набережные Челны начинается процесс возврата, оформление документов и т.п., то есть процессы, которые занимают долгое время, а также увеличение затрат на данные процессы. Увеличивается риск попадания некачественного товара клиентам, это влияет на ухудшение репутации предприятия и в итоге к потере клиентов, а, соответственно, и прибыли.
4. У четырех поставщиков коэффициент экономичности стремится вверх: ООО «Ника», ООО «ИнтерСервис», ООО «МТМ», ООО «Илед М». Это говорит о том, что с данными поставщиками работать становится выгоднее, чем с остальными тремя: ООО «НаноПром», ООО «Алекс», ООО «Технокор». У данных поставщиков динамика коэффициента экономичности стремится вниз.
5. Коэффициенты эффективности материалопотока в 2016 году имеет динамику роста практически у всех поставщиков, но в 2017 году почти у всех поставщиков данный коэффициент снижается, кроме у ООО «ИнтерСервис» . У данного поставщика в отличие от 2016 года, в 2017 году коэффициент эффективности материалопотока повышается. Все это связано с тем, что коэффициент качества поставок снижается с каждым годом практически у всех поставщиков.
6. Поступлений от поставщиков меньше, чем плановая потребность в товарах ООО «Евросеть-Ритейл» во все анализируемые года.
Итак, проблемы с некоторыми поставщиками: увеличение поставок товара ненадлежащего качества, снижение коэффициента экономичности, снижение эффективности материалопотока связаны с тем, что логистическая деятельность не достаточно автоматизирована и работа с постащиками требет более тщательного контроля, а для этого необходимо внедрять информационные технологии.
В ходе анализа и оценки логистической деятельности ООО «Евросеть- Ритейл» были обнаружены недостатки:
1. Увеличения поставок сырья ненадлежащего качества у ООО «Ника», ООО «МТМ», ООО «Илед М».
2. Динамика коэффициента экономичности стремится вниз у ООО «НаноПром», ООО «Алекс», ООО «Технокор».
3. Коэффициенты эффективности материалопотока снижается практически у всех поставщиков.
4. Поступлений от поставщиков меньше, чем плановая потребность в товарах ООО «Евросеть-Ритейл» во все анализируемые года.
Исходя из выявленных недостатков, были разработаны мероприятия по совершенствованию логистической деятельности ООО «Евросеть-Ритейл» путем внедрения информационных технологий:
1. Автоматизация процессов закупок путем внедрения «WMS-CALL».
2. Автоматизация работы с поставщиками путем внедрения «WMS- CALL».
После автоматизация процессов закупок и работы с поставщиками при помощи приложения «WMS-CALL» в логистической деятельности ООО «Евросеть-Ритейл» ожидаются улучшения:
- наладится ритмичность поставок товаров, предприятие будет полностью обеспечено необходимыми товарами;
- размер поставок в филиалы ООО «Евросеть-Ритейл» автоматически оптимизируется, так как заявки на товары будут формироваться исходя из необходимости филиалов, по принципу «здесь и сейчас» и по принципу «бережливого производства»;
- сократится время хранения товара на мини-складах филиалов.
Финансовые расходы на реализацию мероприятий составят 788170 рублей. Ожидаемые результаты от внедрения разработанных мероприятий: повышение уровня логистической системы; снижение складских издержек; оптимизация запасов; улучшение работы с поставщиками; улучшение общего финансового состояния предприятия.
После внедрения чистый доход (ЧД) равен 100 336,34 руб. от внедрения мероприятий, а чистый дисконтированный доход (ЧДД) равен 45 922,912 руб. Эти показатели значительно больше нуля, следовательно, данные мероприятия считаются экономически эффективными. Они устранят выявленные ранее недостатки в логистической системе предприятия. Внедрение мероприятий приведет к повышению эффективности деятельности предприятия, в целом, и окупятся в течение 11,3 месяцев.