Введение 3
1. Теоретические основы технологий SMM для продвижения организации 7
1.1. Сущность, задачи и виды социальных сетей 7
1.2. Инструменты SMM и алгоритм их применения 15
1.3. Показатели эффективности рекламной информации в SMM
продвижении 20
2. Анализ использования технологий SMM для продвижения ИП «Галиев Р.Р.»
(«Фло - Сервис») 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика «Галиев Р.Р.» («ФлоСервис») 27
2.2. Анализ технологий продвижения и текущее состояние SMM в ИП «Галиев
Р.Р.» («Фло-Сервис») 38
2.3. Маркетинговое исследование востребованности технологий SMM для
продвижения ИП «Галиев Р.Р.» («Фло-Сервис») 43
3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования
технологий SMM для продвижения ИП «Галиев Р.Р.» («Фло-Сервис») 51
3.1. Рекомендации по совершенствованию использования SMM технологий
«Галиев Р.Р.» («Фло-Сервис») 51
3.2. Оценка коммуникативной и экономической эффективности разработанных
мероприятий 57
Заключение 62
Список литературы 66
Приложение 70
Актуальность данной работы обусловлена тем, что 21 век — это век
технологий, век всемирной паутины.
SMM представляет собой продвижение той или иной компании через
социальные сети, а также привлечение пользователей на сайт, то есть через
общение с представителями целевой аудитории посредством социальных
ресурсов. Абсолютно все компании сейчас стремятся присутствовать во всех
социальных площадках, продвигая свой бренд и свою продукцию за счет
рекламы. Это может быть, как в виде рекламы в собственных аккаунтах, так и
размещенная реклама в различных группах. Чтобы оценить эффективность
размещенной рекламы используют разные методы, начиная от просмотра
статистики и заканчивая специальными приложениями и программами,
которые фиксируют активность пользователей, источники их прихода на
основной сайт, упоминания о бренде на других веб-ресурсах и так далее.
В настоящее время социальные сети достаточно новое явление, которое
завоевало небывалый успех, они находятся не только на пике своей
популярности, но и стремительно развиваются, покоряя все новые вершины.
По статистическим данным, полученным в 2016 год, россияне очень
активно пользовались социальными сетями, эта тенденция сохранится и в 2017
году. Среди опрошенных 85 процентов пользуются социальными сетями, 10
процентов со временем отказались от них, а 5 процентов никогда ими не
пользовались. При этом чаще в сетях «сидят» женщины, чем мужчины (87
против 73 процентов), а по возрастному критерию больше пользователей от 18
до 24 лет, чем граждан старше 45 лет (90 против 73 процентов).
Наиболее популярные социальные медиа по странам СНГ: Вконтакте,
Твиттер, Инстаграм, Телеграмм, Мой Мир, Фейсбук, Одноклассники, Ютьюб.
Границы между городами и странами не имеют значения в пространстве
социальных сетей. Миллионы пользователей становятся ближе друг к другу
благодаря единой идее – идее общения и обмена полезной информацией.4
Именно в этом секрет популярности smm. Социальный интернет маркетинг не
просто информирует людей о вашем товаре, создается специально нацеленное
на аудиторию сообщение, которое будет вызывать интерес именно у ваших
потенциальных клиентов. Абсолютно все компании сейчас стремятся
присутствовать во всех социальных площадках, продвигая свой бренд и свою
продукцию за счет рекламы. Это может быть, как в виде рекламы в
собственных аккаунтах, так и размещенная реклама в различных группах.
Чтобы оценить эффективность размещенной рекламы используют разные
методы, начиная от просмотра статистики и заканчивая специальными
приложениями и программами, которые фиксируют активность пользователей,
источники их прихода на основной сайт, упоминания о бренде на других вебресурсах и так далее.
Сегодня рынок коммерческих SMM услуг относительно новый и
находится на стадии активного формирования. Ежегодный рост рынка
составляет в среднем 35-45%.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка
рекомендаций по совершенствованию продвижения «Фло Сервис» (ИП Галиев
Р.Р.) на основе технологий SMM .
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить перечень
следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты SMM – продвижения и методы
оценки его эффективности;
- дать характеристику основной деятельности «Фло Сервис»;
- провести анализ маркетинговой деятельности и комплекса продвижения
в организации;
- оценить текущее состояние SMM – продвижения в ИП «Галиев» (Фло
Сервис);
- определить пути совершенствования SMM – продвижения в ИП
«Галиев» (Фло Сервис)5
- оценить экономическую эффективность рекомендаций по
совершенствованию SMM – продвижения.
Предметом исследования является совокупность организационноэкономических отношений, возникающих при реализации СММ технологий
для продвижения организации.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе
выступает ИП «Галиев Р.Р.» (Фло Сервис), предприятие, которое базируется в
Казахстане, а именно в городе Шымкент. Занимается продажей срезанных
цветов (тюльпаны, лилии, розы, хризантемы и т.д); домашних растений всех
ценовых категорий; упаковкой подарков; созданием специальных композиций
цветов в ящиках, шляпных коробках и т.д.
Методическая база. Исследование проводилось с использованием как
общих методов научного познания (диалектического, формально-логического,
анализа, синтеза, обобщения и др.), так и частно-научных методов
исследования – системного, исторического, сравнительно-правового.
Теоретическую основу работы составили труды ведущих ученых.
Вопросам, изучения маркетинга посвящены работы таких ученых, как С.
Адамс, М. Армстронг, В. Врум, А. Маслоу, М. Портер, Т. Стивенс, Ф. Уайтли,
Ф. Херцберг, В. А. Абчук, Е. А. Алпатова, Г. А. Антонова, В. Б. Бокарева, А. А.
Борисова, Ю. В. Грызенкова, М. С. Гусарова, Ю. Н. Илларионов, Л. В.
Клейменова, С. В. Кульков, Н. В. Лазарева, Г. В. Ларионов, Ю. В. Морозюк, В.
С. Половинко, П. И. Разиньков, Н. А. Савельева, Д. П. Соловьев, А. И.
Турчинов, Ю. К. Чернова, С. А. Шапиро и др.
Для написания работы источниками информации послужили
статистические отчеты предприятия, а также труды российских и зарубежных
авторов в области SMM продвижения организации.
Практическая значимость работы. Практическая значимость заключается
в том, что на основе выводов, положений и рекомендаций, сделанных в работе,
в розничной торговой организации может быть внедрена предлагаемые
мероприятия совершенствования инструментов SMM продвижения.6
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографического списка.
Считаю целесообразным продвижение цветочного бизнеса SMM
технологиями. Во-первых, это привлечет все новую целевую аудиторию,
сформирует положительный образ (если правильно использовать инструменты
SMM продвижение), также с помощью социальных медиа можно
воздействовать на целевых потребителей.
В данной работе был рассмотрен ряд SMM технологий и маркетинговых
технологий.
Социальные сети все глубже проникают в повседневную жизнь, и
большая часть населения активно пользуются ими. Они сейчас находятся на
пике своей популярности и являются перспективной площадкой для развития
собственного дела. А также оказывают сильное влияние на потребителей,
которые проводят в них большое количество времени. Поэтому маркетинг в
интернете является важным инструментом в продвижении компании.
Цель, которая была поставлена в работе – разработка рекомендаций по
совершенствованию SMM продвижения и анализ маркетинговых технологий;
- рассмотреть, как устроен маркетинг на примере ИП «Фло Сервис»;
- изучить используемые инструменты;
- разработать рекомендации и оценить их экономическую эффективность.
В выпускной работе объектом исследования выступило небольшое
предприятие ИП «Фло Сервис», которое находится в Южном Казахстане, в
городе Шымкент. Компания занимается продажей дизайнерских букетов,
свежесрезанных цветов, мягких игрушек, гелиевых шаров и т.д. Активно
занимается доставкой по всем областям Казахстана.
Коммуникационная политика направлена на конечных потребителей.
Организационная структура предприятия простейшая – линейная, так как во
главе фирмы стоит директор, сосредоточивший в своих руках почти все
функции управления и осуществляющий единоличное руководство. Функции
маркетолога на предприятии выполняет администратор. Выручка за 2017 год
составила 904 000 рублей. Прибыль – 339 000 рублей. Основными расходами
цветочного магазина являются расходы на выплату заработной платы
сотрудникам – 37% от общих затрат магазина, арендные платежи – 16% от
общих затрат и 13% составляют затраты связанные с потере (порчей)
цветочного среза.63
Маркетинг развит в принципе слабо, количество применяемых
маркетинговых технологий минимальное – Инстаграм продвижение и
Яндекс.Директ. Фло Сервис ведет один профиль в социальной сети Инстаграм
и делает это не очень успешно. Страница насчитывает около 500 живых
подписчиков при общем количестве в 11 000, это означает, что использовали
программу по накрутке и сам профиль очень пассивный и особой пользы не
приносит. Яндекс.Директ же очень активно используется для продвижения
сайта компании. СTR = 2,6%. Всего за год потрачено 8500 рублей. Цена клика –
3,2 рубля.
Также активно используется сайт компании, множество заказов поступает
через него и благодаря сайту можно отследить сезонность цветочного бизнеса.
Самые активные месяца продаж и посещения – февраль и март. Большинство
пользователей из Казахстана – 75,54% и России -54,46%.
Было проведено маркетинговое исследование, целью которого было
выявление значимости социальных сетей и рекламы в них. Результатом
послужило подтверждение гипотезы о том, что потребители следят за брендом
в социальных сетях и реклама, размещенная в социальных медиа подталкивает
потребителей на совершение покупки.
В ходе изучения маркетинговой составляющей компании был выявлен
ряд ошибок и недостатков:
- некачественный контент, который постится в Инстаграме;
- отсутствие интересных акций, с помощью которых можно
стимулировать продажи;
- при проведении рекламной кампании в Яндекс.Директ не настроен
временной таргетинг, плохо подобраны ключевые слова/фразы;
- компания представлена всего на одной социальной площадке.
Для устранения ошибок и совершенствования SMM продвижения были
разработаны мероприятия:
- создание контент-плана;
- внедрение конкурсов и акций;64
- платное продвижение в пабликах;
- создание и таргетированная реклама Вконтакте.
Важно знать, что SMM не должен быть навязчивым. При продвижении
должна создаваться неформальная, теплая и доверительная атмосфера,
благодаря это клиенты лучше воспримут товар, а имидж компании будет
положительным.
У ИП «Фло Сервис» имеется возможность улучшения своей деятельности
за счет улучшений каналов поставки товара и укрепления имеющихся сильных
сторон, а также благодаря проведению внутренней реорганизации и внедрении
новых методов стимулирования персонала.
Данные рекомендации позволят привлечь новых клиентов, а также
удержать их и повысить лояльность к компании. Расходы на предложенные
мероприятия составят 35 000 рублей. Самым затратным является –
приобретение рекламы в популярных профилях, она охватит очень большую
аудиторию и обеспечит длительный эффект. Прирост прибыли после внедрения
составит 48145 рублей, около 15%. Усредненные значения эффективности и
окупаемости составить 1,5 и 9 месяцев, соотвественно.
Таким образом, можно сделать вывод, что ИП «Фло Сервис» много
возможностей для достижения целей предприятия, а также по улучшению
качества предоставляемых услуг, что повлечет за собой положительную
репутацию компании и увеличению прибыли. Фло Сервис молодая, но
динамично развивающаяся компания.
Для качественной работы на социальных площадках очень важно
пользоваться инструментами аналитики: демографические данные целевой
аудитории, активность и т.д.
SMM не дает мгновенный результат, но обладает долгосрочным
эффектом при условии его правильного использования. Его основным
достоинством является небольшая стоимость инвестиций по сравнению в
возможным результатом от выбранных мероприятий. SMM отлично65
справляется с 2 основными задачами маркетинга – привлечение и удуржание
клиента.
Но все же все маркетинг в социальных сетях рекомендуется совмещать с
другими инструментами интернет маркетинга. Он имеет ряд преимуществ посравнению с традиционными инструментами маркетинга:
- таргетинг;
- доступность и гибкость;
- трекинг (возможность анализа);
- доступность и интерактивность;
- низкая стоимость.
В правильной совокупности инструментов интернет маркетинга можно
достигнуть поставленных целей очень быстро и с минимальными затратами.
Ашманов И., Иванов А. Продвижение сайта в поисковых системах. – М.:
Издательство: «Вильямс» 2007 г.
2. Бабаев А., Евдокимов Н., Иванов А. Контекстная реклама. – М.:
Издательство: «Питер» 2013 г.
3. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт.
– М.: Бизнес Букс, 2014. – 536 с.
4. Броган, К. Формула эффекта. Как получить реальный результат в социальных
медиа / К. Броган, Дж. Смит. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 420
с.
5. Булавкина Л. Сказка о рыбаке и рыбке в социальных сетях // Маркетинговые
коммуникации, 2010. - №1. – 25c.
6. Гитомер, Дж. Бизнес в социальных сетях. Как продавать, лидировать и
побеждать / Дж. Гитомер. - М.: Питер, 2015. - 192 c.
7. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление, оценка эффективности.
— М.: ИМИДЖ-Контакт; Инфра-М, 2013. – 187с.
8. Джоунс Дж.Ф. Рекламный бизнес: деятельность рекламных агентств,
создание рекламы, медиа-планирование, интегрированные коммуникации. —
М.: Вильямс, 2008. – 315с.
9. Дэвид, Скотт. Новые правила маркетинга и PR. Как использовать социальные
сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с
покупателем / Скотт Дэвид. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 319 c.
10. Овечкин А.В. продвижение бренда с помощью интернет маркетинга:
базовые инструменты // Бренд-менеджмент. 2009. №2
11. Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга. – М.: Студцентр, 2008.67
12. Севостьянов И. Поисковая оптимизация. Практическое руководство по
продвижению сайта в Интернете. – М.: Издательство: «Питер» 2016 г.
13. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. Учебник.
М.: Юнити, 2012.- 374 c.
14. Скотт, Дэвид Мирман. Новые правила маркетинга и PR: как использовать
социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для
непосредственного контакта с покупателем / Дэвид Мирман Скотт; пер. с 39
англ. [В.Апанасик, Г.Огибин]. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. - 347 с.
15. Слугина, Ю. Н. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях:
проблемы и перспективы. Финансы: Теория и Практика, (2 (86)), 2015.
16. Смит П. Маркетинговые коммуникации. Интеграционные достижения. –
М.,1993.
17. Терещенко Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации //
Управление в кредитной организации. – 2006. 14. Уэллс У., Бернет Дж.,
Мориарти С. Реклама принципы и практика. – СПб. Питер, 2003.
18. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама принципы и практика. – СПб.
Питер, 2003.
19. Халилов Д., Маркетинг в социальных сетях. / Манн, Иванов и Фербер,
2013. -255 с. 14.
20. Халлиган, Брайан. Маркетинг в Интернете. Как привлечь клиентов с
помощью Google, социальных сетей и блогов / Брайан Халлиган. - М.:
Диалектика / Вильямс, 2015. - 580 c.
21. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз,
брендинг: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению подгот. (спец.)
"Связи с общественностью" / Ф.И.Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр., Инт соврем. коммуникац. систем и технологий. - М. : Дашков и К : Изд-во
Шаркова, 2011. - 323 с.68
22. Эш. Т. Повышение эффективности интернет-рекламы. Оптимизация
целевых страниц для улучшения конверсии (сборник). – М.: Издательство:
«Манн, Иванов и Фербер» 2011 г.
Электронные ресурсы
23. Директ-маркетинг // Записки маркетолога URL:
http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/direct_marketing/
(дата обращения: 15.12.2017).
24. Емкость рынка цветов // Форбс.кз URL:
https://forbes.kz/finances/markets/shipyi_i_rozyi_tsvetochnogo_biznesa/ (дата
обращения: 14.12.2017)
25. Как социальные сети меняю мир // ЛПГ.ру URL:
https://lpgenerator.ru/blog/2013/08/16/kak-socialnye-seti-menyayut-mir/ (дата
обращения: 14.01.2018).
26. Количество пользователей интернета в России // БизХит.ру URL:
http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 1.12.2017).
27. Ландыш // Ландыш.кз URL: www.landish.kz (дата обращения: 18.02.2018)
28. Маркетинг в социальных сетях // Википедия URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маркетинг_в_социальных_сетях (дата обращения:
16.1.2018).
29 Плюсы рекламы в социальных сетях // Вебсент URL:
http://1webcent.ru/pljusy-reklamy-v-socialnyh-setjah/ (дата обращения:
18.12.2017).
30. Поисковая оптимизация // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
(дата обращения: 10.12.2017).
31. Политика продвижения/Маркетинг: теория и практика // Studme.org URL:
https://studme.org/1265042815063/marketing/politika_prodvizheniya (дата
обращения: 15.12.2017).69
32. Продвижение (promotion) // Записки маркетолога URL:
http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/prodvizhenie_pro
motion/ (дата обращения: 20.04.2018).
33. Продвижение // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Продвижение
(дата обращения: 18.04.2018).
34. Продвижение в Facebook // Косса.ру URL: http://www.cossa.ru/234/2418/
(дата обращения: 13.12.2017).
35. Психология социальных сетей // ЛПГ.ру URL:
https://lpgenerator.ru/blog/2015/09/10/psihologiya-socialnyh-setej/ (дата
обращения: 7.12.2017).
36. Реклама // Записки маркетолога URL:
http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/abc_advertising/
(дата обращения: 6.12.2017).
37. Сетевой журнал о маркетинге и рекламе // Маркетолог URL:
www.marketolog.ru (дата обращения: 14.03.2018)
38. Социальные сети и их значение в интернет-маркетинге // PR – CY URL:
http://pr-cy.ru/lib/seo/Sotsial-nye-seti-i-ikh-znachenie-v-internet-marketinge-SMM-iSMO (дата обращения: 11.12.2017).
39. Тенденции развития социальных сетей // ГринСММ.ру URL:
http://blog.greensmm.ru/?p=340 (дата обращения: 16.12.2017).
40. Теория и практика маркетинга (брэндинг, мерчендайзинг и др.) // 4П.ру
URL: www.4p.ru (дата обращения: 17.12.2017).
41. Эффективность маркетинга и рекламы в социальных медиа // Косса.ру
URL: http://www.cossa.ru/234/2438/ (дата обращения: 25.12.2017).
42. Эффективность онлайн-рекламы и присутствие в социальных медиа //
Энциклопедия маркетинга URL:
http://www.marketing.spb.ru/mr/media/online_ad