РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
Введение J
Глава 1. Теоретические аспекты в исследовании прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 7
1.1. Подходы к определению понятия регулятивная деятельность в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Роль произвольной регуляции в предвосхищении событий 19
1.З.-Особенности прогнозирования младшими школьниками ситуаций
будущего в условиях нормогенеза и дизонтогенеза 31
Выводы по Главе 1 31
Глава II. Экспериментальное изучение регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми
нарушениями речи 32
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 35
2.2. Анализ результатов исследования регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми
нарушениями речи 45
2.3. Анализ результатов исследования регулятивных характеристик
прогностической компетентности у младших школьников с нормативным развитием 49
2.4. Сравнительный анализ изучения регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и младших школьников с нормативным
развитием 53
Выводы по Главе II 59
Заключение 61
Список используемой литературы 62
Приложения 68
Глава 1. Теоретические аспекты в исследовании прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 7
1.1. Подходы к определению понятия регулятивная деятельность в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Роль произвольной регуляции в предвосхищении событий 19
1.З.-Особенности прогнозирования младшими школьниками ситуаций
будущего в условиях нормогенеза и дизонтогенеза 31
Выводы по Главе 1 31
Глава II. Экспериментальное изучение регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми
нарушениями речи 32
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 35
2.2. Анализ результатов исследования регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми
нарушениями речи 45
2.3. Анализ результатов исследования регулятивных характеристик
прогностической компетентности у младших школьников с нормативным развитием 49
2.4. Сравнительный анализ изучения регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и младших школьников с нормативным
развитием 53
Выводы по Главе II 59
Заключение 61
Список используемой литературы 62
Приложения 68
Актуальность исследования. Прогностическая деятельность являлась предметом изучения многих авторов на протяжении длительного времени. Данная проблема интересовала психологов еще со времен становления психологии как самостоятельной науки. Наиболее распространенным термином, определяющим процесс прогнозирования, является термин «антиципация», введенный в психологию В. Вундтом в XIX веке. В большинстве случаев термины «прогностическая компетентность» и «антиципационная состоятельность» являются тождественными и описывают одни и те же процессы.
Среди авторов, наиболее активно занимавшихся данной темой, можно отметить Н.А. Бернштейна, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Суркова, в настоящее время исследованием данной темы занимаются
А.И. Ахметзянова, В.Д. Менделевии и др.
Как правило, авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная, поэтому можно сказать, что главной задачей детей данного возраста является их становление в качестве полноценного участника учебного процесса, развитие его познавательных способностей. Огромную роль в развитии познавательной деятельности младшего школьника играет развитие прогностической способности и антиципации. В младшем школьном возрасте активно развиваются регулятивные и волевые процессы, ребенок учится контролировать свою деятельность. В связи с этим формируется и такая характеристика прогностической компетентности, как ее регулятивность
Цель исследования: Изучение регулятивной функции
прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: Прогностическая компетентность младших
ШКОЛЬНИКОВ.
Предмет исследования: Особенности регулятивной функции
прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что регулятивная функция прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи характеризуется пассивно-инфантильными стратегиями и не способностью к прогнозированию социально-одобряемого поведения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемного поля исследования, посвященный прогностической компетенции младших школьников в условиях нормогенеза и дефицитарного дизонтогенеза.
2. Изучить регулятивную функцию прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
3. Изучить регулятивную функцию прогностической компетентности у нормативно развивающихся младших школьников.
4. Провести сравнительное исследование особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников и школьников с тяжелыми нарушениями речи и их нормотипичных сверстников.
Методологической базой исследования выступают идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В.
Скиданснко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антииипаиия» и «прогнозирование». Исследования развития регулятивных процессов в норме и при тяжелых нарушениях речи (И.В. Шаповаленко, Т.С. Семенова, О.Л. Карабанова, Н.В. Черепкова, Э.И. Ахриева). Работы по изучению развития саморегуляции и воли детей с тяжелыми нарушениями речи (А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, Н.П. Рапохин и т.д.) а так же формированию учебной деятельности в норме (И.В. Шаповаленко, О.А. Карабанова, В.С. Мухина).
Методы исследования: теоретический анализ литературы
отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме; анализ анамнестических данных; методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», качественно-количественная обработка результатов исследования.
База исследования: ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Казани и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №87» г. Казани.
Практическая значимость исследования заключается в создании и проведении исследования, направленной на формирование регулятивных функций прогностической компетентности младших школьников в норме и патологии. В разработке задач и диагностического инструментария, позволяющего проводить оценку прогностической способности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 60 источников. Работа проиллюстрирована 19 таблицами, 2 рисунками и приложениями. Общий объем работы составляет 69 страниц.
Среди авторов, наиболее активно занимавшихся данной темой, можно отметить Н.А. Бернштейна, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Суркова, в настоящее время исследованием данной темы занимаются
А.И. Ахметзянова, В.Д. Менделевии и др.
Как правило, авторы рассматривают прогностическую деятельность в контексте ведущей деятельности личности определенного возраста. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная, поэтому можно сказать, что главной задачей детей данного возраста является их становление в качестве полноценного участника учебного процесса, развитие его познавательных способностей. Огромную роль в развитии познавательной деятельности младшего школьника играет развитие прогностической способности и антиципации. В младшем школьном возрасте активно развиваются регулятивные и волевые процессы, ребенок учится контролировать свою деятельность. В связи с этим формируется и такая характеристика прогностической компетентности, как ее регулятивность
Цель исследования: Изучение регулятивной функции
прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: Прогностическая компетентность младших
ШКОЛЬНИКОВ.
Предмет исследования: Особенности регулятивной функции
прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что регулятивная функция прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи характеризуется пассивно-инфантильными стратегиями и не способностью к прогнозированию социально-одобряемого поведения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемного поля исследования, посвященный прогностической компетенции младших школьников в условиях нормогенеза и дефицитарного дизонтогенеза.
2. Изучить регулятивную функцию прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
3. Изучить регулятивную функцию прогностической компетентности у нормативно развивающихся младших школьников.
4. Провести сравнительное исследование особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников и школьников с тяжелыми нарушениями речи и их нормотипичных сверстников.
Методологической базой исследования выступают идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), структурно-уровневого подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий), генетического подхода (Е.А.Сергиенко, Л.А. Регуш), клинического подхода (В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В.
Скиданснко, А.И. Ахметзянова) к пониманию понятий «антииипаиия» и «прогнозирование». Исследования развития регулятивных процессов в норме и при тяжелых нарушениях речи (И.В. Шаповаленко, Т.С. Семенова, О.Л. Карабанова, Н.В. Черепкова, Э.И. Ахриева). Работы по изучению развития саморегуляции и воли детей с тяжелыми нарушениями речи (А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, Н.П. Рапохин и т.д.) а так же формированию учебной деятельности в норме (И.В. Шаповаленко, О.А. Карабанова, В.С. Мухина).
Методы исследования: теоретический анализ литературы
отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме; анализ анамнестических данных; методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», качественно-количественная обработка результатов исследования.
База исследования: ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Казани и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №87» г. Казани.
Практическая значимость исследования заключается в создании и проведении исследования, направленной на формирование регулятивных функций прогностической компетентности младших школьников в норме и патологии. В разработке задач и диагностического инструментария, позволяющего проводить оценку прогностической способности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 60 источников. Работа проиллюстрирована 19 таблицами, 2 рисунками и приложениями. Общий объем работы составляет 69 страниц.
Изучение регулятивных характеристик прогностической
компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в различных видах деятельности, позволило предположить наличие взаимосвязи между учебной деятельностью и прогностической компетентности, связанные с процессами регуляции. В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей прогнозирования у детей с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности. Работа, направленная на выявление специфических особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников, выявила наличие своеобразия прогностической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи по сравнению с участниками контрольной группы. В частности, это проявляется в высокой скорости формирования прогнозов, но имеет неустойчивый характер, которые ведут за собой ошибки отвлечения, предсказания и воспроизведения, другими словами, особенность регулятивных характеристик проявляется в низких уровнях развития саморегуляции и волевых качеств. Также выявлена слабость процессов считывания информации из памяти, что препятствует применению полученной ранее информации в новых аналогичных условиях. Наличие нарушенной речевой функции ограничивает речевые процессы и особенности восприятия, памяти, запоминания отражаются на регулятивных процессах. Данные особенности прогностической деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи отражают сниженный уровень развития компонентов учебной деятельности по сравнению с детьми с нормативным развитием.
Развитие саморегуляции определяется степенью принятия, выполнения
и оценки своей деятельности. Процессы самоконтроля у детей с тяжелыми
нарушениями речи имеют тенденцию к возрастанию к старшему возрасту.
Нарушение речи способствует уменьшению волевых регуляций, с
характерным негативизмом и неуверенностью, а также оказывает воздействие
61
на процессы, которые участвуют в формировании прогноза, в частности это коррелируют с уровнем развития таких волевых качеств, как. дисциплинированность, настойчивость, прилежание, организованность для дальнейшей успешной прогностической деятельности. Таким образом, эмпирическое исследование позволило раскрыть взаимосвязь прогностической компетентности в регулятивном аспекте и учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.
Целью исследования являлось изучение особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности, которую мы раскрыли в своей работе, и доказали гипотезу о том, что регулятивная функция прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи характеризуется пассивно-инфантильными стратегиями и не способностью к прогнозированию социально-одобряемого поведения, была подтверждена.
компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в различных видах деятельности, позволило предположить наличие взаимосвязи между учебной деятельностью и прогностической компетентности, связанные с процессами регуляции. В связи с этим было проведено исследование, направленное на выявления особенностей прогнозирования у детей с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности. Работа, направленная на выявление специфических особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности у младших школьников, выявила наличие своеобразия прогностической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи по сравнению с участниками контрольной группы. В частности, это проявляется в высокой скорости формирования прогнозов, но имеет неустойчивый характер, которые ведут за собой ошибки отвлечения, предсказания и воспроизведения, другими словами, особенность регулятивных характеристик проявляется в низких уровнях развития саморегуляции и волевых качеств. Также выявлена слабость процессов считывания информации из памяти, что препятствует применению полученной ранее информации в новых аналогичных условиях. Наличие нарушенной речевой функции ограничивает речевые процессы и особенности восприятия, памяти, запоминания отражаются на регулятивных процессах. Данные особенности прогностической деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи отражают сниженный уровень развития компонентов учебной деятельности по сравнению с детьми с нормативным развитием.
Развитие саморегуляции определяется степенью принятия, выполнения
и оценки своей деятельности. Процессы самоконтроля у детей с тяжелыми
нарушениями речи имеют тенденцию к возрастанию к старшему возрасту.
Нарушение речи способствует уменьшению волевых регуляций, с
характерным негативизмом и неуверенностью, а также оказывает воздействие
61
на процессы, которые участвуют в формировании прогноза, в частности это коррелируют с уровнем развития таких волевых качеств, как. дисциплинированность, настойчивость, прилежание, организованность для дальнейшей успешной прогностической деятельности. Таким образом, эмпирическое исследование позволило раскрыть взаимосвязь прогностической компетентности в регулятивном аспекте и учебной деятельности, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.
Целью исследования являлось изучение особенностей регулятивных характеристик прогностической компетентности, которую мы раскрыли в своей работе, и доказали гипотезу о том, что регулятивная функция прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи характеризуется пассивно-инфантильными стратегиями и не способностью к прогнозированию социально-одобряемого поведения, была подтверждена.



