ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………
8
1.1. Понятие, принципы и значение законодательного процесса... 8
1.2. Виды законодательных актов в Российской Федерации…...... 11
1.3. Правовое регулирование законодательного процесса……….. 15
ГЛАВА 2 СТАДИИ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ…………. 23
2.1. Определение участников законодательного процесса………. 23
2.2 Особенности планирования и прогнозирования
законодательной деятельности ……………………………….. 31
2.3. Характеристика организации работы по подготовке
законопроектов ….……………………………………………... 35
ГЛАВА 3 СТАДИИ ОБСУЖДЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ И
ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ………………………………………... 40
3.1. Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу. 40
3.2. Рассмотрение законопроектов в Федеральном собрании и
роль Президента в законодательном процессе……………….. 43
3.3 Порядок подписания и обнародования законов……………… 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………........ 63
Законодательный процесс как конституционно-правовой институт
Российского демократического государства обеспечивает деятельность
законодательной власти, являющейся одной из важнейших ветвей власти
российского государства. В ходе законодательной деятельности
формируются правовые основы общественной жизни. В то же время
определяющими особенностями и порядком осуществления деятельности,
связанной с формированием национальной правовой системы, являются
политические, экономические и социальные условия.
Законодательная деятельность занимает самое важное, центральное
место среди всех направлений парламентской работы, определяет
характерную роль и место в системе разделения властей парламента.
Впервые в наши дни за всю историю России формируется
законодательный процесс, именно так как это принято понимать в
цивилизованном демократическом обществе. Законодательная деятельность
все более обретает черты подлинного парламентаризма, наполняясь
адекватным содержанием. И главное - это организация законодательного
процесса в условиях формирования правовой государственности в
соответствии с принципом разделения властей и другими принципами
правового государства.
Актуальность выбранной темы определяется ролью и значением
закона, законодательства, законодательного процесса в современной
государственной и общественной жизни, юридической силы в правовой
системе российского государства, определяющей важную роль и значимость
законодательного процесса в Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на наличие
довольно обширной научной правовой литературы - и общетеоретической, и
специальной - до настоящего времени отсутствует всестороннее осмысление,
на всех уровнях, этапах, и в полном объеме законодательного процесса.5
Объектом выпускной квалификационной работы является институт
правотворчества.
Предметом исследования выступает законодательный процесс в
Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ
теоретических основ законотворческого процесса, его формирования, стадий
и обозрение их практического применения.
Исходя из цели, были обозначены следующие задачи:
1) раскрыть понятие, принципы и значение законодательного
процесса;
2) рассмотреть виды законодательных актов в Российской Федерации;
3) изучить правовое регулирование законодательного процесса;
4) определить участников законодательного процесса;
5)раскрыть особенности планирования и прогнозирования
законодательной деятельности;
6)изучить характеристику организации работы по подготовке
законопроектов;
7) изучить порядок подписания и обнародования законов.
8) рассмотреть порядок внесения законопроектов в Государственную
Думу;
9) рассмотреть законопроекты в Федеральном собрании и роль
Президента в законодательном процессе;
Методологическую базу исследования выпускной квалификационной
работы составляют метод и прием сравнительного правоведения и метод
сравнительного государство ведения, имея в виду и федеральный и
региональный аспекты работы.
Также в работе широко использовались формально-логический,
социологический, системный, структурно-функциональный и другие
общенаучные методы, имеющиеся в современной юриспруденции, особое
внимание было обращено на дозированное сочетание методов диалектики и6
метафизики в познании права, закона, законотворчества. Применялись
методы: толкования, технико-юридического анализа, обще логические
методы.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили
труды отечественных и зарубежных ученых, по вопросам демократии,
правового государства, принципа разделения властей, работы по
основам конституционализма.
Практическое значение результатов работы определяется подготовкой
предложений о совершенствовании законодательного процесса и его
нормативно-правового регулирования.
Положение к защите выпускной квалификационной работы включает
в себя: актуальность работы, ее цели и задачи, понятие законодательного
процесса, участники процесса, подготовку проектов законов, обсуждение
законопроектов, подписание и обнародывание законов, а так же проблемы в
законодательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя
введение, три главы и заключение.
Глава первая посвящена исследованию конституционно-правовых
основ законодательного процесса. Рассматриваются понятия и категории,
составляющие ядро этого правового института. Особое внимание уделяется
правовому регулированию законодательного процесса и видам
законодательных актов.
В главе второй анализируются: правовой статус участников
законодательного процесса, его этапы и стадии, обобщение материалов,
касающихся разработки законопроектов. Рассматривается опыт
планирования и прогнозирования законодательных работ. Изучаются
основные стадии предварительной работы по подготовке законопроектов.
В главе третьей подробно описываются стадии обсуждения
законопроектов и принятия законов. Включающие в себя: порядок внесения
законопроектов в Государственную Думу и другие законодательные органы,7
этапы рассмотрения законов в Федеральном Собрании и парламентах
субъектов Федерации, подписание и обнародование законов. Так же важное
внимание уделено второстепенным стадия, таким как преодоление вето
Совета Федерации на законы, а так же вето Президента Российской
Федерации.
Процессㅤ законотворчестваㅤ -сложныйㅤ социальныйㅤ процесс,ㅤ
сочетающий в себеㅤдействиеㅤзаконовㅤобъективнойㅤдействительностиㅤиㅤ
субъективнуюㅤволюㅤзаконодателя.ㅤТолько объективно обусловленные,
истинно выражающие общественную потребность законы, могут стать
основой эфективного законотворческого процесса.
Законодательный процесс имеет значение не только как
процессуальная сторона законотворчества, отражающая его формальное
содержание, но и является стабилизирующим фактором правовой системы
общества. Для того что бы дать понятие законадательного процесса
необходимо рассмотреть его признаки. Выделяют три основных признака:
Законадательный прцесс состоит из нескольких стадий, последовательность
которых устанавливает закон; результатом законодательного процесса
всегда является создание закна - акта высшей юридической силы;
законодательный процесс всегда осуществляется специальными субьектами.
Исходя из этого, законадательный процесс можно определить как,
регламентированную деятельность компетентных органов государственной
власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению
законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, официальному
публикованию и реализации законов.
Законодательный прцесс является стабилизирующим фактором
правовой системы. Он имеет и процесуальную сторону законотворчества,
которая отражает его содержание.
Неотемлемой и важной частью законодательного процесса является
планирование, позволяющее организовать работу по подготовке правовых
актов, обеспечить комплексный подход ㅤкㅤрегулированиюㅤобщественныхㅤ
отношений,ㅤа так же выделитьㅤглавноеㅤнаправлениеㅤзаконодательногоㅤ
регулирования.
Проанализировав законадательный процесс Росийской Федерации61
можно выделить несколько проблем:
Серьезнойㅤ проблемойㅤ являетсяㅤ неэффективнаяㅤ федеральнаяㅤ
законотворческаяㅤактивность.ㅤМногиеㅤзаконыㅤизменяютсяㅤиㅤдополняютсяㅤ
ужеㅤчерезㅤнесколькоㅤмесяцевㅤилиㅤдажеㅤнедельㅤпослеㅤихㅤпринятия, так как
после принятия законов обнаруживается множество ошибок, которые
приходится исправлять. Происходит это по причине изначально заниженных
тебованиях к законопроектам, а так же не соблюдению стадий
законодательного процесса. Так же по утверждению многих правоведов
причина кроется и в изменчивой социальной практике.ㅤ
Устранить проблему можно за счет измения действующей практикиㅤ
законотворчестваㅤнаㅤстадииㅤподготовкиㅤзаконопроекта.ㅤЗдесьㅤпредставляетсяㅤ
возможнымㅤразработкаㅤпроектаㅤгруппойㅤученых-специалистов,ㅤкотораяㅤ
смоглаㅤбыㅤзаменитьㅤведомственныйㅤпорядокㅤподготовкиㅤзаконопроектов.ㅤ
Целесообразнымㅤбылоㅤбыㅤвыноситьㅤважнейшиеㅤзаконопроектыㅤнаㅤ
всенародноеㅤобсуждение,ㅤпредварительноㅤсоздавㅤмеханизмㅤподведенияㅤ
результатовㅤобсужденияㅤиㅤихㅤучетаㅤвㅤзаконопроекте.
Еще одна проблема - качествоㅤзакона.ㅤГлавнаяㅤзадачаㅤсостоитㅤвㅤтом,ㅤ
чтобыㅤ создатьㅤ надежныйㅤ организационно-правовойㅤ барьерㅤ
немотивированнымㅤзаконодательнымㅤактам.ㅤТолькоㅤобоснованнаяㅤнаучнаяㅤ
нормаㅤможетㅤбытьㅤобличенаㅤвㅤофициально-правовыеㅤформы,ㅤчто имеет место
быть закрепленным в Конституции РФ.
Также важной проблемой является понятийная доступностьㅤ
законодательства, решением которой послужило создание
терминологического словаря законодательства, для достижения краткости и
точности юридического языка.
Исполненияㅤ законов, является самой острой проблемой на
сегоднешний день.ㅤМногиеㅤзаконы,ㅤкоторыеㅤсоздаютсяㅤсㅤогромнымиㅤ62
интеллектуальнымиㅤиㅤпсихологическимиㅤзакатамиㅤнеㅤэффективныㅤиㅤ
парализуютㅤвсюㅤправовуюㅤсистему,ㅤследовательно,ㅤвсеㅤтриㅤвласти:ㅤ
законодательная,ㅤисполнительнаяㅤиㅤсудебнаяㅤ-ㅤдолжныㅤсосредоточитьсяㅤ
именноㅤнаㅤреализацииㅤпринятыхㅤрешений.
Естественно список озвученных проблем не окончателен, необходимо
глубокoеㅤнаучнoеㅤизучениеㅤэтихㅤвопросoв,ㅤразрабoткаㅤнаㅤихㅤoсновеㅤ
практическихㅤмерㅤпоㅤсoвершенствованиюㅤзаконoтворческогоㅤпрoцесса.ㅤ
Закoн,ㅤеслиㅤдажеㅤoнㅤвoплощаетㅤнасущныеㅤинтересыㅤграждан,ㅤнеㅤбудетㅤ
рабoтатьㅤавтoматически.ㅤДляㅤегоㅤреализацииㅤтребуетсяㅤособыйㅤмеханизм,ㅤ
начинающийㅤдействоватьㅤнаㅤрганизационно-подготовительномㅤэтапе.ㅤТолькоㅤ
такㅤгосударствоㅤможетㅤвлиятьㅤнаㅤгосударственныйㅤмеханизмㅤиㅤобществоㅤвㅤ
целомㅤдляㅤустановленияㅤотношений,ㅤпредписанныхㅤзаконом.