Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №30248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

управление проектами

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
596
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты создания системы подготовки кадров для
предприятий и организаций 8
1.1 Современная система подготовки кадров для реального сектора
экономики 8
1.2 Региональная система подготовки кадров на примере Республики
Татарстан 14
1.3 Организация подготовки кадров для резидентов территории
опережающего социально-экономического развития 22
2 Анализ системы подготовки кадров для резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны». 32
2.1 Характеристика деятельности резидентов территории опережающего
социально-экономического развития «Набережные Челны» 32
2.2 Анализ и оценка системы подготовки кадров для резидентов
территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» 39
3 Предложения по оптимизации системы подготовки кадров для резидентов
территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» 45
3.1 Рекомендации по оптимизации системы подготовки кадров для резидентов территории опережающего социально-экономического развития 45
3.2. Социально-экономический эффект от предложенных рекомендаций .. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ


В Российской Федерации выделяют особые территории внутри страны с формированием необходимой для старта производства инфраструктуры и предоставлением льготных налоговых, таможенных и административных режимов, что также широко распространено и в международной практике как инструмент для привлечения крупных инвесторов. Такие площадки создаются, как правило, по инициативе государства и служат для повышения конкурентоспособности экономики на международном и межрегиональном уровнях, для стимулирования развития регионов страны, приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг, а также для расширения экспорта. В Российской Федерации подобного рода площадками являются особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития. Как правило, территории опережающего социально-экономического развития имеют достаточную образовательную базу, развитие которой позволит готовить высококвалифицированных специалистов, готовых реализовать полученные знания и навыки в высокотехнологичных отраслях экономики, что важно в достижении устойчивого развития регионов. Благодаря реализации проектов развития территорий опережающего социально¬экономического развития на территориях субъектов Российской Федерации предполагается создание новых рабочих мест, также с учетом развития объектов инфраструктуры и действия мультипликативного эффекта в смежных видах экономической деятельности.
В очередности удовлетворения кадровой потребности территорий опережающего социально-экономического развития четко определены приоритеты: в первую очередь новые рабочие места создаются для местных жителей субъекта Российской Федерации, во вторую, - для граждан страны, если в данном регионе не окажется тех или иных квалифицированных кадров в нужном количестве. В особых ситуациях планируется привлекать рабочую силу из стран дальнего зарубежья.
С развитием территорий опережающего социально-экономического развития одной из задач является инновационное развитие образовательной деятельности региона; требуются новые специалисты различных сфер, владеющие информационными технологиями, способными к реализации инновационных проектов.
Приоритетные направления развития региональной экономики требуют подготовку новых и переподготовку существующих кадров. Учитывая длительности цикла оказания образовательных услуг необходимо своевременно прогнозировать, и готовится к будущему спросу, учитывая региональные и отраслевые сегменты и особенности рынка. Все это является сферой применения концепции маркетинга на территории опережающего социально¬экономического развития, которая позволит устранить выявленные противоречия, отражающие проблемы подготовки высококвалифицированных кадров, разрешить поставленные перед данным процессом задачи и обеспечить регионы кадрами, необходимыми для устойчивого развития.
Однако обеспечение создаваемых рабочих мест квалифицированными кадрами преимущественно за счет жителей регионов проблематично по многим причинам - в таких регионах недостаточное количество трудовых ресурсов необходимой квалификации и низкая обращаемость как работодателей- предпринимателей в органы службы занятости населения за содействием в подборе подходящих работников, так и граждан - в поиске подходящей работы.
На региональном рынке труда присутствуют серьезные проблемы, среди которых выделяют следующие: тенденцию к уменьшению численности трудоспособного населения; недостаточность территориального размещения вакансий и привлечения незанятой части экономически активного населения; рост высокого показателя уровня безработицы в конкретных муниципальных районах (особенно в северных и сельскохозяйственных); несбалансированность между присутствием свободных рабочих мест и качеством трудовых ресурсов, в том числе с учетом уровня квалификации; узость трудовой мобильности рабочей силы, трудоустройство граждан, которые испытывают трудности в поиске работы; низкую мотивацию конкретных категорий безработных граждан к трудовой деятельности.
В связи с перечисленными проблемами в регионах, предполагаемых для развития территорий опережающего социально-экономического развития продолжают реализовываться мероприятия по повышению качества, доступности и развитию современных форм профессионального образования, повышению престижа рабочих профессий и подготовке высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров. Поэтому изучение выбранной темы актуально на сегодняшний день.
Цель работы: разработка системы подготовки кадров для резидентов территории опережающего социально-экономического развития.
Задачи работы:
1. Выявить теоретические аспекты создания системы подготовки кадров для предприятий и организаций;
2. Провести анализ системы подготовки кадров для резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны»;
3. Разработать рекомендации по оптимизации системы подготовки кадров для резидентов территории опережающего социально-экономического развития.
Объектом исследования является система подготовки кадров для предприятий и организаций.
Предметом исследования является система подготовки кадров для резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны».
Методы исследования: дедукция, синтез, классификация, изучение документации, опросы, системные, обобщенные методы и др.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
При выполнении работы были использованы исследования ведущих специалистов в области управления, менеджмента, региональной экономики, таких как Жаворонков А.Н. Зельднер А.Г. Ильина И. Также в работе использованы исследования по подготовке кадров для региональной экономики Измайловой М.А., Кадыровой Х.Р. Кафидова В.В. Кобилева А., а также материалы периодических изданий: «Молодой ученый», «Экономика и предпринимательство».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решение проблемы подготовки кадров для реального сектора экономики должно рассматриваться в широком контексте с учетом всего спектра воздействующих факторов и носить комплексный характер. Анализ развития современного профессионального образования необходимо основывать на том, что процессы функционирования высшей и средней профессиональной школы, тенденции развития рынка образовательных услуг детерминированы экономическими и социально-культурными проблемами российского общества. В связи с этим вопросы реформирования профессионального образования не должны решаться односторонне, нельзя исходить из самодостаточности и изолированности профессионального образования - необходимо одновременно предполагать воздействие на все сферы и институты общества, способные оказывать влияние на процессы воспроизводства кадров для реального сектора экономики.
Аналитические материалы подтверждают общие тенденции и пропорции развития образовательной сферы как инфраструктурного компонента формирования эффективной системы кадрового управления в регионах и организации. Однако практика дуального обучения и разработка комплексной стратегии развития образования и науки субъекта с учетом отдельных целей и ключевых показателей эффективности для системы профессионального образования определяет оптимизацию подготовки кадров для реального сектора экономики.
Выявленные проблемы и сформулированные задачи подготовки квалифицированных кадров обуславливают необходимость формирования партнерства образовательных учреждений и резидентов территории опережающего социально-экономического развития. Развитие партнерских отношений актуально для системы отечественного образования, поскольку ей предстоит структурная трансформация в соответствии с новыми требованиями к качеству квалифицированных кадров. Приоритетные направления развития региональной экономики требуют подготовку новых и переподготовку существующих кадров. Учитывая длительности цикла оказания образовательных услуг необходимо своевременно прогнозировать, и готовится к будущему спросу, учитывая региональные и отраслевые сегменты и особенности рынка. Все это является сферой применения концепции маркетинга на территории опережающего социально-экономического развития, которая позволит устранить выявленные противоречия, отражающие проблемы подготовки высококвалифицированных кадров, разрешить поставленные перед данным процессом задачи и обеспечить регионы кадрами, необходимыми для устойчивого развития.
Территория опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» создана на срок 10 лет с возможностью продления статуса до пяти лет.
Основными проблемами республиканских территорий опережающего социально-экономического развития, в том числе и «Набережные Челны», являются: высокий порог вхождения в ТОСЭР, сложность привлечения резидентов; постоянная поддержка благоприятного инвестиционного климата в субъекте, а также в регионе; отсутствие комплексной работы по всей республике; сложность индивидуального подхода к резидентам по налоговым льготам и преференциям сотрудников; проблема привлечения в резиденты малых предприятий; выход предприятий из статуса резидента.
Согласно анализу системы подготовки кадров для территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны», определены следующие проблемы:
- снижение трудовой мобильности граждан и регулирования миграционных потоков;
- система подготовки кадров не соответствует реальным и перспективным потребностям экономики в специалистах различного уровня и квалификации;
- недостаточное содействие в развитии малого предпринимательства;
- неразвитость инфраструктуры регионального рынка труда;
- отсутствие условий для привлечения инвестиций в экономику региона.
Отличительной чертой регионального рынка труда территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» является перманентный кризис занятости, однако наблюдается снижение показателя официально зарегистрированных в органах занятости безработных. Главными факторами, обусловившими эти негативные изменения, стали снижение социальной защищенности населения, миграция населения, высокие требования резидентов к соискателям, сложность подготовки кадров, рост дифференциации уровня и качества жизни, минимизационная стратегия оплаты труда, деиндустриализация экономики и сопутствующая ей деградация структуры и содержания занятости, ослабление присутствия государства в ключевых сферах нематериального производства.
В рамках подготовки кадров для резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» предлагается разработка Интеграционного центра сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий для объединения всех уровней подготовки кадров и реализации программы кластеризации образования. Инновационная структурно-функциональная модель сетевого взаимодействия включает в себя социальный, предметно-пространственный, технологический компоненты. Ожидаемым эффектом является решение проблем по регулированию миграционных потоков; по подготовке кадров в соответствии с реальными и перспективными потребностями экономики в специалистах различного уровня и квалификации; а также по содействию в развитии малого предпринимательства и развитию инфраструктуры регионального рынка труда; что предполагает привлечение дополнительных инвестиций в экономику региона, оптимизации образовательного процесса в моногороде.



1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ в ред. от 31.12.2017 // СЗ РФ. - 05.01.2015. - N 1 (часть I). - ст. 26.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 31.01.2016 // СЗ РФ.-1994.-№ 32.- Ст.3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 30.12.2015 // СЗ РФ.-2002.-№ 1(Ч.1).-Ст.3.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru. (дата обращения: 12.03.2018)
II. Монографии и научные статьи
5. Бабин В.Г. Подготовка кадров как ресурс социально-экономического развития региона / В.Г. Бабин, Е.Н. Поп, А.Ю. Гвоздарев // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2017. - № 9 (17). - С. 10-12.
6. Брагина З.В. Подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных рабочих мест: междисциплинарный подход / З.В. Брагина, В.В. Юдин, Е.В. Никерина, А.Б. Яшков // Экономика труда. - 2017. - Т. 4. - № 2. - С. 147-161.
7. Волков В.И. Цели и задачи системы профессиональной подготовки кадров на современном этапе / В.И. Волков // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2015. - №1. - С.20-29
8. Габбасов Р.Р. Территория опережающего социально-экономического развития / Р.Р. Габбасов // Научный альманах. - 2017. - № 3-1 (29). - С. 46-48.
9. Галиуллина Г.Ф. Территория опережающего социально-экономического развития в моногороде: необходимые условия реализации / Г.Ф. Галиуллина, Б.Л. Кузнецов, М.М. Шарамко // В сб.: Российские регионы в фокусе перемен.
Сборник докладов XI Международной конференции. 17-19 ноября 2016 года; ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». - В 2 т.
- Т. 1. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2017. - С. 137-149
10. Галиуллина Г.Ф. Потенциал дальневосточных территорий опережающего социально-экономического развития / Г.Ф. Галиуллина // XI Международная научно-практическая mtemet-конференция «Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем». - Уфа. - 26.10-26.11.2017. - С.11-22
1 1.Жаворонков А.Н. Новая парадигма подготовки квалифицированных кадров для устойчивого экономического роста региона / А.Н. Жаворонков, О.Р. Жаворонкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-2. - С. 103-109.
12.Зельднер А.Г. Условия и стимулы функционирования территорий опережающего социально-экономического развития / А.Г. Зельднер // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 5-2 (82-2). - С. 171-176.
13. Измайлова М.А. Деятельностный подход к подготовке кадров для современной экономики / М.А. Измайлова // Современное общество и власть. - 2017. - № 2 (12). - С. 173-176.
14. Кадырова Х.Р. Кластерный подход к подготовке инженерно-технических кадров для предприятий машиностроительного комплекса моногорода / Х.Р. Кадырова, Т.А. Челнокова // Инженерное образование. - 2017. - № 21. - С. 200-205.
15. Кафидов В.В. Трехуровневая диагностика трудового потенциала при оценке подготовки кадров организации / В.В. Кафидов, Е.А. Ковалева, О.Ю. Мясникова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 10-2 (87-2).
- С. 988-990.
16. Кобилев А. Подготовка рабочих кадров на основе дуального образования / А. Кобилев // Качество образования. - 2017. - № 3. - С. 10-15.
17. Коженко Я.В., Каменева П.В. Риски и особенности правового режима территорий опережающего социально-экономического развития в контексте экономической безопасности Российской Федерации / Я.В. Коженко, П.В.
Каменева // Аграрное и земельное право. - 2017. - № 1 (145). - С. 110-113.
18. Кузнецова Е.А. Значение рынка труда при подборе кадров для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития / Е.А. Кузнецова // Молодой ученый. - 2018. - №22 (208).
19. Лизунков В.Г. Развитие экономико-управленческих компетенций бакалавров технических направлений, востребованных на территориях опережающего социально-экономического развития / В.Г. Лизунков // Социология образования. - 2017. - № 6. - С. 97-102.
20. Лищина Г.Н. Международный опыт в сфере подготовки кадров для успешного формирования кадрового потенциала российских регионов / Г.Н. Лищина // Вестник Академии права и управления. - 2017. - № 49. - С. 152¬155.
2 1 .Магомедова П.А. Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) как способ повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ / П.А. Магомедова, Х.О. Османова, О.И. Дудина // Агропродовольственная политика России. - 2017. - № 4 (64). - С. 52-59.
22.Манаенков А.М. Подготовка квалифицированных рабочих кадров / А.М. Манаенков, Л.Н. Кудинова // Профессиональное образование. Столица. - 2017. - № 8. - С. 36-39.
23 . Мезенцева Т.В. Дуальная модель обучения в системе подготовки кадров для реального сектора экономики / Т.В. Мезенцева, О.А. Петрина // Муниципальная академия. - 2017. - № 4. - С. 102-109.
24. Минин М.Г. Подготовка выпускников инженерных вузов, востребованных на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) / М.Г. Минин, В.Г. Лизунков, Г.Ф. Бенсон // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2017. - № 1. - С. 17.
25. Наумов С.Ю., Константинова Л. В., Яшин Н. С. Воспроизводство кадров для реального сектора экономики: социально-управленческий контекст / С.Ю. Наумов, Л.В. Константинова, Н.С. Яшин // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - №2. - С. 72-76
26. Норин В.Г. Малый и средний бизнес как необходимое условие развития территорий опережающего социально-экономического развития / В.Г. Норин, Д.В. Андриенко // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. - 2017. - № 1 (2). - С. 183-194.
27. Пальчук М.И. Подготовка персонала в контексте теорий человеческого и социального капитала / М.И. Пальчук // Человеческий капитал. - 2017. - № 5 (101). - С. 11-14.
28. Плутенко А.Д. Современная роль университета в подготовке кадров для социально-экономического развития Амурской области / А.Д. Плутенко,
A. В. Лейфа, А.Г. Масловская // Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - № 2 (204). - С. 106-112.
29. Полицинская Е.В. Организация проектной деятельности студентов как способ подготовки востребованных специалистов на территориях опережающего социально-экономического развития / Е.В. Полицинская,
B. Г. Лизунков // Социология образования. - 2017. - № 4. - С. 121-128.
30. Рябошапка А.И. Территории опережающего социально-экономического развития и их роль в функционировании предприятий малого и среднего бизнеса / А.И. Рябошапка // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2017. - № 2 (27). - С. 37-42.
31. Титова О.В. Модернизация образовательных систем как фактор подготовки профессиональных кадров / Титова О.В. // Экономика устойчивого развития. - 2017. - № 4 (32). - С. 206-210.
32.Черницов А.Е. Взаимодействие вуза и предприятий-работодателей по подготовке квалифицированных кадров / А.Е. Черницов, М.В. Марутина // Вопросы науки и образования. - 2017. - № 6 (7). - С. 54-57.
III. Учебники и учебные пособия
33. Ильина И. Региональная экономика и управление развитием территорий. Учебник и практикум / И. Ильина, К. Леонард, Д. Лопатников, О. Хорева, В. Абашкин, Е. Ветрова, Е. Плисецкий, О. Рахманова, Ф. Прокопов. - М.: Юрайт,2016. - 356 с.
34. Лопатников Д. Региональная экономика и управление развитием территорий. Учебник и практикум / Д. Лопатников, О. Хорева. - М.: Юрайт,2017.- 351 с.
35. Угрюмова А. Региональная экономика и управление. Учебник и практикум / А. Угрюмова, Е. Ерохина, М. Савельева. - М.: Юрайт, 2017. - 446 с.
36. Фетисов Г. Региональная экономика и управление / Г. Фетисов, В. Орешин. - М.: Инфра-М, 2013. - 416 с.
37. Шедько Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Н. Шедько. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 503 с.
IV. Электронные материалы
38. Условия и перспективы формирования территорий опережающего социально-экономического развития в регионах дальнего востока России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya- i-perspektivy-formirovaniya-territoriy-operezhayuschego-sotsialno- ekonomicheskogo-razvitiya-v-regionah-dalnego-vostoka(дата обращения: 12.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ