Содержание 2
Введение 3-5
Глава 1.Понятие, виды и субъекты инвестиционной деятельности 6-26
1.1. Понятие и виды инвестиционной деятельности 6-14
1.2. Понятие и виды субъектов инвестиционной деятельности 15-26
Глава 2.Система нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность 27-65
2.1. Конституция РФ и федеральные законы, регулирующие инвестиционную
деятельность 27-43
2.2. Конституции (уставы) и нормативные правовые акты субъектов РФ в
сфере инвестиционной деятельности 44-56
2.3 Муниципальные и локальные нормативные правовые акты в сфере инвестиционной деятельности 57-65
Заключение 66-68
Список использованной
литературы
Актуальность темы исследования. Как внутри страны, так и на международном уровне инвестициям отводится немаловажное значение, т.к инвестиционная деятельность является важной составляющей социально-экономической сферы государства.
Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов очень часто подчеркивает необходимость развития в нашей республике инвестиционной деятельности с участием иностранных и национальных инвесторов, создает для этого все условия. По его словам, каждый регион имеет определенные преимущества, интерес для бизнеса. Наша республика проводит инвестиционные форумы, создаёт образовательные и юридические программы, проводит системные работы, привлекает различных специалистов. Благодаря всему этому, Татарстан является одной из наиболее привлекательных республик для инвесторов, возглавляя национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах России.
Цель Республики - стать лидером по качеству взаимосвязанного развития человеческого капитала, институтов, экономики, инфраструктуры, внешней интеграции и внутреннего пространства, регионом с эффективными темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда. Все это свидетельствует о большом значении, которое придается инвестициям.
Однако на данный момент в Российской Федерации существуют определенные законодательные барьеры для реализации вышесказанного в полной мере.
Естественно, что основой в осуществлении отечественных и иностранных инвестиций в экономику нашей страны является Конституция Российской Федерации. В ч. 2 ст. 4 сказано о том, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.
Конституция РФ имеет прямое действие и высшую юридическую силу, а основные законы, регулирующие инвестиционную деятельность, действуют в соответствии с ней. К ним относят: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488- «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями и др.
Реализация деятельности в сфере инвестиций невозможна без установления признаков инвестиционных правоотношений, базовых понятий, определения субъектов инвестиционной деятельности и возможных форм осуществления данного направления. В связи с этим изучение основ инвестиционной деятельности является условием для систематизации инвестиционного законодательства.
Также внимание следует уделить вопросам, связанных с изучением формирования понятийного аппарата, определением субъектов инвестиционной деятельности, их прав и обязанностей, проработки нормативных правовых актов субъектов РФ и других инвестиционных договоров.
Объектом исследования выступают отношения, возникшие в области конституционно-правового регулирования инвестиционной деятельности.
Предметом исследования выступают нормы права, связанные с рассматриваемыми отношениями, мнения различных правоведов и экономистов, а также правоприменительная практика.
Целью дипломной работы является изучение теоретических основ и закономерностей конституционно-правовых основ инвестиционной деятельности и поиск по совершенствованию данной сферы.
Для того, чтобы достигнуть поставленные цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные понятия в сфере инвестиционной деятельности, такие как: «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «субъект инвестиционной деятельности»;
2) разграничить категории «инвестиции» и «инвестиционная деятельность» со схожими экономическими и правовыми категориями;
3) выделить состав и раскрыть правовое положение субъектов инвестиционной деятельности и иных участников инвестиционного процесса;
4) исследовать правовые нормы Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующие инвестиционную деятельность, выявить существующие проблемы и противоречия.
Теоретической и методологической основой исследования данной работы послужили метод правового анализа и сопоставительный метод.
Значимость дипломной работы состоит в том, что исследуемая правовая база и изучаемые проблемы в дальнейшем могут быть использованы при решении задач в области инвестиционной деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Итак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Инвестиционная деятельность является весьма актуальной сферой в современном мире, которая изучается как правоведами, так и экономистами.
Инвестиционная деятельность является показателем развития государства. Помимо этого, определяет возможность участия в мировых сообществах. Чем выше уровень становления инвестиционной сферы, в особенности участия зарубежного капитала в виде иностранных инвестиций, тем больший потенциал имеет государство. Поэтому, значение рассматриваемого явления многогранно.
Хочется отметить, что юридическое значение рассматриваемой категории «инвестиции» состоит в законодательном закреплении того, что может являться инвестициями, в определении сферы применения данного института, их сущности и правовых форм их осуществления. В статье 2 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» закреплено легальное понятие «инвестиции».
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В данной работе нам удалось раскрыть категорию «инвестиции» со схожей категорией «капитальные вложения», а также провести подробный анализ элементов термина «инвестиции». Следует отметить, что существует множество оснований классификации инвестиций, но наибольшее значение имеют портфельные и прямые.
Нельзя обойти стороной и субъектов инвестиционной деятельности, играющих огромную роль в развитии данной области. Особое внимание уделяется инвестору, как основному ответственному лицу. Рассматривая его права и обязанности нужно отметить, что необходимо расширить законодательный перечень в сфере его деятельности.
На практике инвестиционная деятельность регулируется через различные правовые формы выражения, важнейшей из которых является Конституция Российской Федерации, гарантирующая необходимые условия для инвестиционной деятельности на территории государства. В соответствии с нормами основного закона страны в настоящий момент действуют и другие специальные нормативные правовые акты в сфере инвестиций, которые являются важным вспомогательным элементом.
Отдельно хочется выделить инвестиционный климат нашей республики. Татарстан по сравнению с другими субъектами Российской Федерации занимает лидирующее положение в этой области и является привлекательным регионом для иностранных инвесторов. Связано это с тем, что значительное внимание уделяется со стороны органов государственной власти республики.
Основу законодательной базы составляют Законы «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» и «Об инвестиционной деятельности в
Республике Татарстан», а также другие. Принятые нормативные акты значительно расширили набор мер стимулирования инвестиционной деятельности не только на уровне субъекта, но и на уровне муниципальных образований.
Однако, несмотря на то, что инвестиционный климат в Республике Татарстан является наиболее благоприятным, на практике существуют некоторые проблемы, препятствующие существенному использованию инвестиционного потенциала региона.
Поэтому, для того, чтобы республика продолжала занимать лидирующее положение в атмосфере жесткой конкуренции в области привлечения инвестиций, рекомендуется:
-повысить узнаваемость Республики Татарстан за рубежом и донести информацию об инвестиционном потенциале;
-уделить особое внимание на подготовку квалифицированных кадров;
-обратить особое внимание на диспропорции развития территорий в регионе и продолжить работу в осуществлении планов по созданию производственных площадей.
Всё это возможно реализовать только через усовершенствование законодательной базы как Российской Федерации, так и Республики Татарстан, которая на данный момент активно используется субъектами инвестиционной деятельности, но ещё требует значительных изменений.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации".
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146ФЗ, часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230ФЗ.
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ.
5. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
6. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ.
7. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
"О международных договорах Российской Федерации".
8. Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 26.07.2017) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
9. Закон Республики Татарстан от 25.11.1998 N 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».
10. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2017.№1079 «Об утверждении инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2018 год».
11. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1999 г. N 284 "Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан".
12. Генеральный план муниципального образования г.Казани от 28.12.2007 №23-26.
13. Градостроительный устав г.Казани от 26.06.1998 № 51-19.
II. Диссертации, монографии, учебники, научные статьи.
14. Алексеев С.С. Общая теория права в 2 т. М., Т.2. М., 1982. Т.2.- С.139.
15. Ахметова Г.Д. Научный Журнал «Молодой ученый»// ООО «Издательство Молодой Ученый», 2014 - С.436
16. В.В. Бочаров. Инвестиции: Питер, 2008. С.56; С.66.
17. Волков А.С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации: учеб.посо-бие / А.С. Волков. - М. : Вершина, 2016. - С.175.
18. Гущин В.В., Овчинников A.A. Инвестиционное право. М., 2009.- С.45-46; С.78; С.84-86.
19. Александр Дягтерев, Рустам Маликов, Константин Гришин,- «Инвестиционный по-тенциал муниципальных образований: неформальное взаимодействие власти и бизне-са»// Общество и экономика. - 2011. - N.2. - С. 141-155.
20. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т.]. Социология права. М., 2001. С.217.
21. Кокушкина И.В. Законодательная база инвестиционной деятельности Российской Федерации // Юридическая мысль. 2001. №2 (2). С.78.
22. Майфат А.В. Правовые конструкции инвестирования. Монография. С. 104; С.81-82
23. Нешитой А. С.. Инвестиции: Учебник. — 5-е изд., перераб. и испр. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2007.- С.61.
24. РатниковаД.С.Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Автореф.дис. к.ю.н. М., 2011. С. 10.
25. Росс Ю. Защита частных иностранных инвестиций в РФ и содействие в их осуществ-лении // ЭКО. 2000. №3; Материалы Санкт-Петербургской ассоциации содействия ус-тановлению международных деловых связей (8Р1ВА). СПб.2000.
26. Семилютина Н.Г. Инвестиции и рынок финансовых услуг: проблемы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2003.№2. С.36.
27. И.З. Фархутдинов - «Международное инвестиционное право и процесс»: Учебник.-М.: «Проспект», 2010.- С.249.
28. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. М.,2006. С.20; С.20-22.
29. А.Р.Шарапов, И.Ш.Галиуллин.- «Проблемы инвестиционной политики города: на примере города Казани»// Вестник казанского технологического университета. - 2006, №3, С.221¬225.
30. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж. Александер, Джеффри В. Бэйли.
Инвестиции: Инфра-м, 2001. С.28.
III. Электронные ресурсы
31.Официальный портал Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан: [Электронный ресурс]2003-2018 .URL: http://tida.tatarstan.ru
32.Официальный портал Министерства Экономики Республики Татарстан: [Электронный ресурс] -
http://mert.tatarstan.ru/rus/documents.html, 2003-2018.