Пенсионная система Российской Федерации (правовые аспекты)
|
Введение 5
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
§ 1. Пенсионная система и пенсионное страхование 11
§ 2. Структура пенсионной системы РФ 18
Глава II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 26
§ 1. Нормативные основы деятельности Пенсионного фонда РФ 26
§ 2. Особенности участия Пенсионного фонда РФ в гражданских правоотношениях 31
Глава III. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 40
§ 1. Понятие негосударственных пенсионных фондов и нормативная основа их деятельности 40
§ 2. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование
деятельности
§ 3. Гарантии исполнения фондом обязательств
Заключение
Список использованной литературы
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
§ 1. Пенсионная система и пенсионное страхование 11
§ 2. Структура пенсионной системы РФ 18
Глава II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 26
§ 1. Нормативные основы деятельности Пенсионного фонда РФ 26
§ 2. Особенности участия Пенсионного фонда РФ в гражданских правоотношениях 31
Глава III. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 40
§ 1. Понятие негосударственных пенсионных фондов и нормативная основа их деятельности 40
§ 2. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование
деятельности
§ 3. Гарантии исполнения фондом обязательств
Заключение
Список использованной литературы
Традиционно в правопорядках почти всех современных государств «пенсией» именуется выплата, получаемая от государства или иных субъектов, осуществляющих пенсионное страхование на период дожития или иным предусмотренным законом основаниям.
Сейчас трудно себе уже представить, что фактически совсем недавно, каких-нибудь 100 лет тому назад, говорить о полноценных пенсионных системах, обеспечивающих широкий охват населения, не приходилось. Теперь же в развитых государствах, в том числе и в Российской Федерации, системы пенсионного обеспечения гарантируют защиту граждан при наступлении всех социально значимых обстоятельств или страховых случаев, к которым относятся достижение определенного возраста (старость), инвалидность и потеря кормильца, и при этом имеют важнейшее значение для доходов граждан и развития экономики, реализации функций социального государства.
Современные пенсионные системы могут быть основаны на различных концепциях, иметь один или несколько уровней, предусматривать разные механизмы приобретения, сохранения и реализации гражданами пенсионных прав, могут состоять из обязательной и добровольной составляющих и т.д.
Такое положение дел хоть и делает пенсионную систему не совсем понятной на первый взгляд обывателя, однако, по мнению отдельно взятого государства, только так может быть обеспечена социальная справедливость. Сверх сложности рассматриваемого явления, оно еще и вовсе не статичное явление: эта система постоянно находится в развитии, сталкиваясь с теми или иными рисками, характерными для конкретного общества на соответствующем этапе его развития, которые ей требуется преодолеть, чтобы обеспечить собственную эффективность, в первую очередь с точки зрения защиты пенсионных прав граждан и обеспечения финансовой устойчивости.
Так, относительно недавно ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) был принят на смену ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) , и введен в действие с 1 января 2015 г. одновременно с ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее - Закон № 424-ФЗ) . Проекты данных Законов были разработаны в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» в целях решения задач совершенствования пенсионной системы России и обеспечения ее долгосрочной сбалансированности.
Однако это вовсе не итог пенсионных реформ, в ближайшее время планируется внесение еще некоторого числа изменений в законодательный массив. Первая веха реформирования была предусмотрена еще Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 , в котором определялись основные принципы и направления развития новой пенсионной модели. Согласно этой Программе пенсионная система РФ состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования), профессионального страхования.
Однако итоговое выражение и воплощение в реальность указанного понимания, между тем, выражается в деятельности конкретных субъектов, в нашем случае, это Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) и негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ). Правовой статус этих лиц безусловно имеет особенности, которые могут быть предметом самостоятельного правового исследования. Новые задачи, вставшие перед государственной пенсионной системой России в условиях экономики рыночного типа, потребовали и требуют не только внутренней реорганизации ПФР, но и расширения круга его функций, увеличения объема полномочий, изменения правового статуса.
Часть функции организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице в системе государственного пенсионного страхования возложены на ПФР, сочетание в деятельности которых административных, финансовых, гражданских и социально-обеспечительных полномочий характеризуют своеобразие и сложность его правового статуса.
Правовая регламентация положения указанных лиц, входящих в пенсионную систему, до настоящего времени не был предметом глубокого гражданско-правового анализа. Этим определяется актуальность избранной темы нашего исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при определении пенсионной системы в ее правовых аспектах.
Предметом исследования явились нормы специального законодательства, связанные с теоретическими и практическими основами создания и функционирования современной пенсионной системы в России, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о правовых аспектах пенсионной системы в РФ, достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:
- рассмотреть понятие пенсионной системы и пенсионного страхования;
- охарактеризовать структуру пенсионной системы РФ;
- исследовать нормативные основы деятельности Пенсионного фонда РФ;
- изучить общие положения об особенностях участия Пенсионного фонда РФ в гражданских правоотношениях;
- рассмотреть понятие негосударственных пенсионных фондов и нормативная основа их деятельности;
- дать общую характеристику созданию фонда, его государственной регистрации и лицензировании деятельности;
- раскрыть особенности гарантий исполнения фондом обязательств.
Теоретические основы исследования. В доктрине права существует множество работ, обращённых к исследованию правовых аспектов пенсионной системы РФ, однако комплексного, всестороннего исследования субъектного состава пенсионной системы нет.
Методологическая основа исследования. Настоящее исследование сочетает общие и частно-научные методы познания, среди которых использованы такие, как формально-юридический, применявшийся при анализе нормативно-правовых актов и правовых норм, принятых для регулирования правоотношений в изучаемой сфере; логико-юридический, посредством которого исследовано содержание юридических норм применительно к данной рассматриваемой проблеме; конкретно-социологический, использовавшийся для анализа документов и публицистических статей в ходе работы; исторический метод.
Научная новизна. Настоящая работа представляет собой одну из попыток комплексного исследования правовых аспектов пенсионной системы РФ.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные выводы и положения диссертационной работы нашли свое отражение в научных публикациях автора, в том числе в опубликованных научных статьях, а также в публикациях выступлений по результатам научных конференций. Результаты исследования были апробированы в рамках участия в конференциях. Всего было опубликовано 5 научных трудов:
1. Шафиева Л.Ф. Правовая природа пенсионного фонда Российской Федерации: некоторые актуальные вопросы / Л.Ф. Шафиева // Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 августа 2016г., г.Екатеринбург). - Уфа:
АЭТЭРНА, 2016. - С. 236 - 237.
2. Шафиева Л.Ф. Понятие «пенсионная система» по смыслу действующего законодательства / Л.Ф. Шафиева // «VIII Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2016; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.-практ. конф. «VIII Камские чтения», 22 апреля
2016 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. -
Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр
Набережночелнинского института КФУ, 2016. - С. 304 - 306.
3. Шафиева Л.Ф. Особенности участия Пенсионного фонда РФ в гражданских правоотношениях / Л.Ф. Шафиева // «IX Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2017; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.-практ. конф. «IX Камские чтения», 21 апреля
2017 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. -
Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр
Набережночелнинского института КФУ, 2017. - С. 317 - 320.
4. Шафиева Л.Ф. Правоспособность негосударственного пенсионного фонда / Л.Ф. Шафиева // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации» (1 декабря 2017 г., г. Самара). - В 2 ч. - Ч. 2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 210 - 211.
5. Шафиева Л.Ф. Негосударственные пенсионные фонды как объекты общественного контроля / Л.Ф. Шафиева // ПРАВО, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции магистрантов, бакалавров, учащихся колледжей и школьников (г.Елабуга, 01 декабря 2017 г.). - Елабуга: изд-во Елабужского института КФУ, 2017. - С. 186 - 188.
Теоретическая и практическая значимость. Положения настоящего исследования могут быть использованы для дальнейших научных изысканий при исследовании проблем правовых аспектов пенсионной системы РФ, и других аналогичных тем, и не только по данной проблеме. Кроме того, они могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений юридического профиля. Результаты настоящего исследования могут быть применены в процессе преподавания.
Поставленные нами выше задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая «Общие положения о пенсионной системе Российской Федерации» посвящена изучению понятию пенсионной системы и пенсионного страхования и структуры пенсионной системы РФ.
В главе второй «Гражданско-правовой статус Пенсионного фонда РФ» дана характеристика нормативным основам деятельности ПФР и особенностям участия ПФР в гражданских правоотношениях.
В главе третьей «Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации» рассматриваются понятие негосударственных пенсионных фондов и нормативная основа их деятельности, создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности, а также гарантии исполнения фондом обязательств.
Сейчас трудно себе уже представить, что фактически совсем недавно, каких-нибудь 100 лет тому назад, говорить о полноценных пенсионных системах, обеспечивающих широкий охват населения, не приходилось. Теперь же в развитых государствах, в том числе и в Российской Федерации, системы пенсионного обеспечения гарантируют защиту граждан при наступлении всех социально значимых обстоятельств или страховых случаев, к которым относятся достижение определенного возраста (старость), инвалидность и потеря кормильца, и при этом имеют важнейшее значение для доходов граждан и развития экономики, реализации функций социального государства.
Современные пенсионные системы могут быть основаны на различных концепциях, иметь один или несколько уровней, предусматривать разные механизмы приобретения, сохранения и реализации гражданами пенсионных прав, могут состоять из обязательной и добровольной составляющих и т.д.
Такое положение дел хоть и делает пенсионную систему не совсем понятной на первый взгляд обывателя, однако, по мнению отдельно взятого государства, только так может быть обеспечена социальная справедливость. Сверх сложности рассматриваемого явления, оно еще и вовсе не статичное явление: эта система постоянно находится в развитии, сталкиваясь с теми или иными рисками, характерными для конкретного общества на соответствующем этапе его развития, которые ей требуется преодолеть, чтобы обеспечить собственную эффективность, в первую очередь с точки зрения защиты пенсионных прав граждан и обеспечения финансовой устойчивости.
Так, относительно недавно ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) был принят на смену ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) , и введен в действие с 1 января 2015 г. одновременно с ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее - Закон № 424-ФЗ) . Проекты данных Законов были разработаны в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» в целях решения задач совершенствования пенсионной системы России и обеспечения ее долгосрочной сбалансированности.
Однако это вовсе не итог пенсионных реформ, в ближайшее время планируется внесение еще некоторого числа изменений в законодательный массив. Первая веха реформирования была предусмотрена еще Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 , в котором определялись основные принципы и направления развития новой пенсионной модели. Согласно этой Программе пенсионная система РФ состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования), профессионального страхования.
Однако итоговое выражение и воплощение в реальность указанного понимания, между тем, выражается в деятельности конкретных субъектов, в нашем случае, это Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) и негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ). Правовой статус этих лиц безусловно имеет особенности, которые могут быть предметом самостоятельного правового исследования. Новые задачи, вставшие перед государственной пенсионной системой России в условиях экономики рыночного типа, потребовали и требуют не только внутренней реорганизации ПФР, но и расширения круга его функций, увеличения объема полномочий, изменения правового статуса.
Часть функции организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице в системе государственного пенсионного страхования возложены на ПФР, сочетание в деятельности которых административных, финансовых, гражданских и социально-обеспечительных полномочий характеризуют своеобразие и сложность его правового статуса.
Правовая регламентация положения указанных лиц, входящих в пенсионную систему, до настоящего времени не был предметом глубокого гражданско-правового анализа. Этим определяется актуальность избранной темы нашего исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при определении пенсионной системы в ее правовых аспектах.
Предметом исследования явились нормы специального законодательства, связанные с теоретическими и практическими основами создания и функционирования современной пенсионной системы в России, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о правовых аспектах пенсионной системы в РФ, достижение данной цели связано с решением следующих научно-практических задач:
- рассмотреть понятие пенсионной системы и пенсионного страхования;
- охарактеризовать структуру пенсионной системы РФ;
- исследовать нормативные основы деятельности Пенсионного фонда РФ;
- изучить общие положения об особенностях участия Пенсионного фонда РФ в гражданских правоотношениях;
- рассмотреть понятие негосударственных пенсионных фондов и нормативная основа их деятельности;
- дать общую характеристику созданию фонда, его государственной регистрации и лицензировании деятельности;
- раскрыть особенности гарантий исполнения фондом обязательств.
Теоретические основы исследования. В доктрине права существует множество работ, обращённых к исследованию правовых аспектов пенсионной системы РФ, однако комплексного, всестороннего исследования субъектного состава пенсионной системы нет.
Методологическая основа исследования. Настоящее исследование сочетает общие и частно-научные методы познания, среди которых использованы такие, как формально-юридический, применявшийся при анализе нормативно-правовых актов и правовых норм, принятых для регулирования правоотношений в изучаемой сфере; логико-юридический, посредством которого исследовано содержание юридических норм применительно к данной рассматриваемой проблеме; конкретно-социологический, использовавшийся для анализа документов и публицистических статей в ходе работы; исторический метод.
Научная новизна. Настоящая работа представляет собой одну из попыток комплексного исследования правовых аспектов пенсионной системы РФ.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные выводы и положения диссертационной работы нашли свое отражение в научных публикациях автора, в том числе в опубликованных научных статьях, а также в публикациях выступлений по результатам научных конференций. Результаты исследования были апробированы в рамках участия в конференциях. Всего было опубликовано 5 научных трудов:
1. Шафиева Л.Ф. Правовая природа пенсионного фонда Российской Федерации: некоторые актуальные вопросы / Л.Ф. Шафиева // Научные преобразования в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 августа 2016г., г.Екатеринбург). - Уфа:
АЭТЭРНА, 2016. - С. 236 - 237.
2. Шафиева Л.Ф. Понятие «пенсионная система» по смыслу действующего законодательства / Л.Ф. Шафиева // «VIII Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2016; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.-практ. конф. «VIII Камские чтения», 22 апреля
2016 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. -
Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр
Набережночелнинского института КФУ, 2016. - С. 304 - 306.
3. Шафиева Л.Ф. Особенности участия Пенсионного фонда РФ в гражданских правоотношениях / Л.Ф. Шафиева // «IX Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2017; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.-практ. конф. «IX Камские чтения», 21 апреля
2017 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. -
Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр
Набережночелнинского института КФУ, 2017. - С. 317 - 320.
4. Шафиева Л.Ф. Правоспособность негосударственного пенсионного фонда / Л.Ф. Шафиева // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации» (1 декабря 2017 г., г. Самара). - В 2 ч. - Ч. 2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 210 - 211.
5. Шафиева Л.Ф. Негосударственные пенсионные фонды как объекты общественного контроля / Л.Ф. Шафиева // ПРАВО, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции магистрантов, бакалавров, учащихся колледжей и школьников (г.Елабуга, 01 декабря 2017 г.). - Елабуга: изд-во Елабужского института КФУ, 2017. - С. 186 - 188.
Теоретическая и практическая значимость. Положения настоящего исследования могут быть использованы для дальнейших научных изысканий при исследовании проблем правовых аспектов пенсионной системы РФ, и других аналогичных тем, и не только по данной проблеме. Кроме того, они могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений юридического профиля. Результаты настоящего исследования могут быть применены в процессе преподавания.
Поставленные нами выше задачи обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая «Общие положения о пенсионной системе Российской Федерации» посвящена изучению понятию пенсионной системы и пенсионного страхования и структуры пенсионной системы РФ.
В главе второй «Гражданско-правовой статус Пенсионного фонда РФ» дана характеристика нормативным основам деятельности ПФР и особенностям участия ПФР в гражданских правоотношениях.
В главе третьей «Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации» рассматриваются понятие негосударственных пенсионных фондов и нормативная основа их деятельности, создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности, а также гарантии исполнения фондом обязательств.
Поскольку примерно к началу XXI в. пенсионная система, состоящая из одного ПФР, продемонстрировала полную неспособность осуществлять поставленные цели, возникла насущная необходимость замены старой модели пенсионного страхования на новую, которая позволила бы создавать социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых работников и обеспечивать связь размера пенсии с размером зарплаты для высокооплачиваемых застрахованных лиц, регулярно повышать пенсии и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими лицами, в том числе и путем создания негосударственных пенсионных фондов.
Считаем с определенной долей возможности, понимать категорию «пенсионная система» и как систему лиц, осуществляющих специфическую деятельность по сбору и учету страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; контроль за правильным и рациональным расходованием аккумулированных в фонде средств и т.д.
Пенсионные фонды в России, существуя в разные исторические периоды в различных формах (начиная от пенсионных и эмеритальных касс и заканчивая современными НПФ), всегда представляли собой особый тип организаций, аккумулирующих денежные средства для последующей выплаты основных или дополнительных пенсий своим участникам. Всех указанных субъектов объединяет особая цель деятельности под углом всемерного соблюдения интересов населения, в основе такой активности лежит сочетание публично-правовых и частноправовых начал в регулировании отношений в сфере обязательного пенсионного страхования.
В целом в РФ имеется достаточно большое количество правовых документов, в той или иной степени регламентирующих отношения с участием ПФР, подвергающихся перманентным изменениям, дополнениям и редакциям, которые, однако, не являются системными и концептуальными. Обнаруженные в таких документах юридические коллизии стали разрешаться путем формирования правоприменительной и судебной практики, еще более усугубляя ситуацию «запутанности» правоприменителя.
Целесообразным в сложившейся ситуации можно назвать принятие единого федерального закона, регламентирующего деятельность социальных государственных внебюджетных фондов с учетом управленческой, социальной и финансовой природы их деятельности посредством не банальной аккумуляции имеющихся правовых норм, а на основе их системного анализа и трансформации. Справедливости ради необходимо отметить, что зарубежное законодательство также не отличается систематизированностью либо кодифицированностью норм, регулирующих функционирования фондов, а идет по пути редактирования, изменения и дополнения уже имеющихся нормативных правовых актов. Необходимо отметить, что в Российской Федерации (одной из немногих стран) отдельными коллективами ученых разрабатывался проект Пенсионного кодекса РФ.
Возможный новый закон полезен и для целей публичной регуляции, но он обязательно должен отражать и цивилистические особенности положения данного субъекта. Такое реноме созвучно и положениям основного программного документа в этой сфере. Разумно, что особое публичное значение ПФР должно отражаться на организационно-правовой форме данного внебюджетного фонда, ближе всего это положение к публично-правовым компаниям. Однако прямое калькирование правил о статусе этого юрлица не способно удовлетворять всем потребность регуляции отношений по поводу пенсионной системы. Специальный законопроект должен будет учитывать все имущественные особенности положения ПРФ.
Застрахованное лицо вправе осуществлять переход из ПФР в НПФ, т.е. застрахованное лицо обладает правом выбора фонда, который будет осуществлять формирование накопительной части его трудовой пенсии.
Ведущей функцией НПФ является осуществление инвестиционной деятельности в различных формах. Во-первых, в терминологии ФЗ о НПФ, фонды: инвестируют средства пенсионных накоплений и размещают средства пенсионных резервов. В сущности, и то, и другое означает инвестирование соответствующих средств, поэтому при последующем изложении будет использоваться термин «инвестирование». Во-вторых, инвестирование средств пенсионных резервов производится: 1) самостоятельно, путем покупки соответствующих активов; 2) через управляющие компании, путем заключения договоров доверительного управления.
Удивительно, что при таком объеме ограничений, законодатель «не доверяет» НПФ напрямую заниматься инвестированием.
Исходя из изложенного, полагаем необходимым присоединиться к высказанному А.Г. Морозовым предложению о необходимости разрешить НПФ самостоятельно инвестировать аккумулированные средства. Разумным и заслуживающим поддержки является довод автора о том, что соединение функции аккумулирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и резервов существенно сократит издержки и, как следствие, увеличит доходность соответствующих активов. В соответствии со ст. 27 Закона о НПФ на пополнение средств пенсионных накоплений и резервов должно направляться не менее 85% дохода, полученного от инвестирования указанных средств после вычета вознаграждения управляющим компаниям и специализированному депозитарию.
Таким образом, более предпочтительным представляется вариант с установлением возможности им самим осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений и резервов. При этом отметим, что нет необходимости запрещать передачу соответствующих средств в доверительное управление управляющим компаниям, при условии, что расходы на доверительное управление должны производиться за счет самого фонда, части его вознаграждения. Справедливо распространить этот вывод и на размещение средств пенсионных резервов.
Считаем с определенной долей возможности, понимать категорию «пенсионная система» и как систему лиц, осуществляющих специфическую деятельность по сбору и учету страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; контроль за правильным и рациональным расходованием аккумулированных в фонде средств и т.д.
Пенсионные фонды в России, существуя в разные исторические периоды в различных формах (начиная от пенсионных и эмеритальных касс и заканчивая современными НПФ), всегда представляли собой особый тип организаций, аккумулирующих денежные средства для последующей выплаты основных или дополнительных пенсий своим участникам. Всех указанных субъектов объединяет особая цель деятельности под углом всемерного соблюдения интересов населения, в основе такой активности лежит сочетание публично-правовых и частноправовых начал в регулировании отношений в сфере обязательного пенсионного страхования.
В целом в РФ имеется достаточно большое количество правовых документов, в той или иной степени регламентирующих отношения с участием ПФР, подвергающихся перманентным изменениям, дополнениям и редакциям, которые, однако, не являются системными и концептуальными. Обнаруженные в таких документах юридические коллизии стали разрешаться путем формирования правоприменительной и судебной практики, еще более усугубляя ситуацию «запутанности» правоприменителя.
Целесообразным в сложившейся ситуации можно назвать принятие единого федерального закона, регламентирующего деятельность социальных государственных внебюджетных фондов с учетом управленческой, социальной и финансовой природы их деятельности посредством не банальной аккумуляции имеющихся правовых норм, а на основе их системного анализа и трансформации. Справедливости ради необходимо отметить, что зарубежное законодательство также не отличается систематизированностью либо кодифицированностью норм, регулирующих функционирования фондов, а идет по пути редактирования, изменения и дополнения уже имеющихся нормативных правовых актов. Необходимо отметить, что в Российской Федерации (одной из немногих стран) отдельными коллективами ученых разрабатывался проект Пенсионного кодекса РФ.
Возможный новый закон полезен и для целей публичной регуляции, но он обязательно должен отражать и цивилистические особенности положения данного субъекта. Такое реноме созвучно и положениям основного программного документа в этой сфере. Разумно, что особое публичное значение ПФР должно отражаться на организационно-правовой форме данного внебюджетного фонда, ближе всего это положение к публично-правовым компаниям. Однако прямое калькирование правил о статусе этого юрлица не способно удовлетворять всем потребность регуляции отношений по поводу пенсионной системы. Специальный законопроект должен будет учитывать все имущественные особенности положения ПРФ.
Застрахованное лицо вправе осуществлять переход из ПФР в НПФ, т.е. застрахованное лицо обладает правом выбора фонда, который будет осуществлять формирование накопительной части его трудовой пенсии.
Ведущей функцией НПФ является осуществление инвестиционной деятельности в различных формах. Во-первых, в терминологии ФЗ о НПФ, фонды: инвестируют средства пенсионных накоплений и размещают средства пенсионных резервов. В сущности, и то, и другое означает инвестирование соответствующих средств, поэтому при последующем изложении будет использоваться термин «инвестирование». Во-вторых, инвестирование средств пенсионных резервов производится: 1) самостоятельно, путем покупки соответствующих активов; 2) через управляющие компании, путем заключения договоров доверительного управления.
Удивительно, что при таком объеме ограничений, законодатель «не доверяет» НПФ напрямую заниматься инвестированием.
Исходя из изложенного, полагаем необходимым присоединиться к высказанному А.Г. Морозовым предложению о необходимости разрешить НПФ самостоятельно инвестировать аккумулированные средства. Разумным и заслуживающим поддержки является довод автора о том, что соединение функции аккумулирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и резервов существенно сократит издержки и, как следствие, увеличит доходность соответствующих активов. В соответствии со ст. 27 Закона о НПФ на пополнение средств пенсионных накоплений и резервов должно направляться не менее 85% дохода, полученного от инвестирования указанных средств после вычета вознаграждения управляющим компаниям и специализированному депозитарию.
Таким образом, более предпочтительным представляется вариант с установлением возможности им самим осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений и резервов. При этом отметим, что нет необходимости запрещать передачу соответствующих средств в доверительное управление управляющим компаниям, при условии, что расходы на доверительное управление должны производиться за счет самого фонда, части его вознаграждения. Справедливо распространить этот вывод и на размещение средств пенсионных резервов.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕГРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА В
ПЕНСИОННУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (08.00.10 )
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В
ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Система обязательного пенсионного обеспечения Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Понятие пенсионной системы Российской Федерации. Основные элементы пенсионной системы Российской Федерации (Южно-Уральский Государственный Колледж)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



