Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Работа №30212

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2006
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Обзор педагогической литературы по проблеме
патриотического воспитания детей дошкольного возраста 8
1.2. Содержание патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Условия формирования представлений о родном городе у
детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Выявление уровня патриотической воспитанности у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Реализация работы по ознакомлению детей старшего
дошкольного возраста с родным городом в современной дошкольной
образовательной организации 37
2.3. Анализ уровня сформированности патриотических чувств у
детей и сравнение результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современное российское общество в силу происходящих в нем глубочайших изменений нуждается в гражданах с активной жизненной позицией и чувством социальной ответственности. Поэтому одной из приоритетных направлений в системе образования становится патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В ведущем государственном документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» прописывается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства [41, с. 3].
Воспитание чувства патриотизма должно осуществляться уже с первых ступеней становления личности, то есть в дошкольный период. Ведь именно дошкольник будет в будущем ответственен за покой и процветание своей страны.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования также уделяется особое внимание патриотическому воспитанию дошкольников, а именно созданию соответствующих условий для формирования основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, их положительной социализации, эффективного морально-нравственного развития [39, c. 11]. В одной из образовательных областей ФГОС, таком как «Познавательное развитие», прописывается необходимость формирования представлений детей о малой родине и об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [39, c. 27].
Патриотическое воспитание является процессом многогранным. Сделать из ребенка патриота своей страны невозможно в одночасье, так как этот процесс осуществляется постепенно: в ходе воспитания у детей дошкольного возраста любви и привязанности к семье, формирования бережного отношения к природе, родному краю и стране.
Особенно данные чувства доступны детям старшего дошкольного возраста, так как в 5-7 летнем возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Актуальность проблемы патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте выражается тем, что социальное развитие ребенка в этот период происходит не хаотично под влиянием внешних факторов, а целенаправленно и организованно в ходе педагогического процесса [33, c. 148].
Анализ педагогической литературы показывает, что издавна особое внимание уделялось воспитанию у ребенка любви и привязанности к Родине, дому, родным, и желания беречь и защищать Отчизну. Ведь закладывание основ патриотизма начинается именно с этого.
Однако вопрос патриотического воспитания остается актуальной до сих пор. Из-за произошедших в России изменений, вызванных разными политическими и экономическими событиями, люди начали проявлять эгоцентричность, агрессивность, безнравственность. Исследования показывают, что современные дети обладают недостаточными знаниями о родном городе, своей стране, своеобразии народных традиций, выказывают равнодушие по отношению к близким людям, не испытывают чувство сострадания к чужому горю. В этом и заключается проблема патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенного, основной задачей процесса воспитания патриотов становится раннее пробуждение в детях любви к родному краю, формирование черт личности, свойственных истинному гражданину своей страны, воспитание любви к родному городу, детскому саду, родной улице и семье, гордости за свою Родину и свой народ. При этом необходимо подобрать эффективные формы, методы и приемы, создать благоприятные условия для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Работа должна идти в тесном сотрудничестве с родителями и начинаться уже в семье.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние уровня знаний о родном городе на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.
3. Проанализировать динамику изменения уровня развития патриотических чувств у детей.
4. Сформулировать выводы по итогам проведенного эксперимента.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и его особенности.
Предмет исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом.
Гипотеза исследования: работа, направленная на обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста о родном городе, положительно влияет на уровень их патриотического воспитания.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Беседа с детьми.
3. Анкетирование родителей.
4. Анализ передового педагогического опыта дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
5. Наблюдение.
6. Качественный и количественный анализ развития детей старшего дошкольного возраста в рамках патриотического воспитания.
Методологической основой нашего исследования являются идеи К.Д. Ушинского, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина и А.П. Куницына о сущности понятия «патриотизм» и его роли в воспитании молодого поколения; А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о необходимости патриотического воспитания детей; С.Т. Шацкого, Л.Н. Толстого и Н.С. Крупской о цели, месте и содержании патриотического воспитания; Е.Н. Водовозовой о значении дошкольного возраста в воспитании патриотизма; Р.И. Жуковской об эффективности ознакомления с малой родиной в рамках патриотического воспитания детей. Также сюда вошли идеи Е.Ю. Александровой, Е.П. Гордеевой, Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой, М.Ю. Новицкой и Н.Н. Кочневой о значении патриотического воспитания и этапах формирования патриотических чувств.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что нами был разработан план работы по ознакомлению с родным городом, подобран диагностический инструментарий по выявлению уровня знаний патриотического характера и сформированности патриотических чувств у детей дошкольного возраста, составлены конспекты занятий, которые могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций при построении образовательной деятельности в рамках патриотического воспитания.
По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья «Роль родителей в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» в сборнике «Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики» Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск), в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы. Также основные результаты исследования были представлены на Итоговой студенческой научно-практической конференции (г. Елабуга) и XVIII Международной научно-практической конференции «Инновации и традиции педагогической науки - 2018» (г. Якутск).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретическая и практическая главы, выводы по главам, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Приоритетным направлением в образовательной системе является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотическое воспитание служит основой формирования будущего гражданина. Под патриотизмом понимают глубокое чувство любви и привязанности к своей Родине, родному краю, улице, дому, семье, чувство уважения к своему народу, его культуре, чувство восхищения красотой ее природы и бережное отношение к ней.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения остается актуальной и значимой во все времена. От того, как и насколько эффективно она будет решена, зависит успех развития нашей страны в будущем. Вопросом патриотического воспитания занимались многие общественные деятели (А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин и А.П. Куницын), выдающиеся педагоги (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, Н.С. Крупская). Из современных педагогов огромный вклад в изучение проблемы патриотического воспитания внесли Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова, М.Ю. Новицкая, Н.Н. Кочнева и другие.
Начинать патриотическое воспитание детей необходимо с дошкольного возраста. Прежде чем воспитать в будущем человеке чувства гордости и уважения к Родине, важно научить ребенка любить свою малую родину, то есть то место, где родился и живет он сам, его родные, где находится детский сад и школа. Сенситивным периодом для формирования данных чувств является старший дошкольный возраст, так как этому возрасту свойственно усиленное развитие умственной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Поэтому важно, чтобы окружающие ребенка взрослые стали для него примерным образцом для подражания, а главное, организовали целенаправленную деятельность по патриотическому воспитанию.
Данное направление воспитания является сложным педагогическим процессом, который предполагает взаимодействие педагога с воспитанниками. При этом важно создание также благоприятных условий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. Процесс ознакомления с родным краем должен проводиться с использованием доступных для дошкольников этого возраста методов и приемов, с применением разных видов предметно-практической деятельности. Такая организация воспитательно-образовательного процесса позволит ребенку в полной мере воспринять окружающий его мир, поможет осознать ему его место в нем.
Исследовательская работа, направленная на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, проводилась на базе детских садов № 20 и № 26 города Елабуга. В исследовании принимали участие 44 дошкольника старших групп (по 22 ребенка в экспериментальной и контрольной группах).
Нами был разработан комплексный и содержательный план по ознакомлению детей с родным городом. При апробации педагогического проекта с экспериментальной группой нами были использованы различные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста формированию у них определенных знаний о родном городе и чувства любви к ней в свободной деятельности и организованной образовательной деятельности.
Проведенная на завершающем этапе беседа и сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по родной Елабуге» показали, что организованная нами работа была успешной. По полученным результатам можно с уверенностью сказать, что уровень патриотической воспитанности детей повысился.
Результаты экспериментальной деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста подтвердили выдвинутую нами гипотезу. А именно, на воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников оказывает эффективное и успешное влияние работа по формированию у них определенных представлений о родном городе, чувства любви и уважения к своей малой родине.
Таким образом, знания детей старшего дошкольного возраста о родном городе и испытание чувства любви к ней и гордости за нее повышают уровень их патриотической воспитанности.
Завершая наше исследование, можно сказать следующее, что воспитание любви к малой родине имеет значительной влияние на формирование у детей старшего дошкольного возраста правильного отношения к фактам окружающей жизни, активному росту социального начала в чувствах, выработке нравственных убеждений и поведения. К тому же способствует формированию у них таких нравственных чувств, как гордость, уважение, отзывчивость, мужество.



1. Абдулаева М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности / М.А. Абдулаева // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 22-24. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6197/(дата обращения: 15.01.2018).
2. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. - М.: Изд-во «Учитель», 2007. - 208 с.
3. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
4. Берникова Л. С. Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности /Л.С. Берникова // Молодой ученый. — Казань, 2017. — №15.2. — С. 25-30. — [Электронный ресурс] URL:https: //moluch.ru/archive/149/41596/(дата обращения: 27.01.2018).
5. Богомягкова Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ / Е.Н. Богомягкова // Молодой ученый. - Казань, 2017. — № 1 (07). — С. 19-23.
6. Болдырева Н. Г. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города / Н.Г. Болдырева, М.В. Румянцева, С.И. Рябинина // Молодой ученый. — Казань, 2017. — №21. — С. 403-404. — [Электронный ресурс] URL:https://moluch.ru/archive/155/43765/(дата обращения: 08.02.2018).
7. Борисенко Я. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Я.Н. Борисенко, Д.В. Лепетуха, А.А. Сидоренко, Ж.С. Великих, Т.В. Иващенко // Молодой ученый. — Казань, 2017. — №50. — С. 214-216.
8. Валиева З.И. Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов / З.И. Валиева // Nauka- rastudent. ru. - 2015. - № 05 (17) [Электронный ресурс] URL:http://nauka- rastudent.ru/17/2664/(дата обращения: 08.02.2018).
9. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 325 с.
10. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. - Санкт- Петербург: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. - 190 с.
11. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления / Под ред. А.Н. Вырщикова. - Волгоград: Стенд, 2008. - 231 с.
12. Гуревич П.С. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 332 с.
13. Гусев Д. А. Малая родина в патриотическом воспитании
дошкольников / Д.А. Гусев, К.В. Васильева // Молодой ученый. — Казань, 2014. — №21.1. — С. 170-173. [Электронный ресурс] URL:
https://moluch.ru/archive/80/13847/(дата обращения: 19.02.2018).
14. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. Под ред. М. Терешина. - М.: Эксмо, 2015. - 896 с.
15. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х томах. Том 2. М-П / Т.Ф. Ефремова. - М.: Издательство «АСТ», 2008. - 1160 с.
16. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа) / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. - 109 с.
17. Князьков С. Ю. Патриотами не рождаются, патриотов воспитывают / С.Ю. Князьков. - М.: Красная звезда. - 2002. - 42с.
18. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: ИНФА. — 2016. — 146 с.
19. Комратова Н. Г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Сфера. — 2007г. - 208с.
20. Кондратьев Ю.В. Идеи патриотического воспитания в
публицистике Н. М. Карамзина начала XIX в. / Ю.В. Кондратьев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -
Тамбов: Грамота. - 2015. № 6 (56): в 2-х ч. Ч. II. - C. 96-98. [Электронный ресурс] URL:http: //scj ournal .ru/articles/issn _1997-292X_2015_ _6-2_24. pdf(дата обращения: 19.02.2018).
21. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников / Н.В. Кондукторова // Вопросы дошкольной педагогики. - М.: Издательство «Молодой ученый». - 2017. № 1 (07). - С. 3-7. [Электронный ресурс] URL:https: //moluch. ru/th/1 /archive/49/1608/(дата обращения: 24.01.2018).
22. Леонова Н. Н. Проект «Живая память России». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Н. Леонова. Н.В. Неточаева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2013. - 96 с.
23. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2010 г. - 96 с.
24. Мещерякова С. В. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников / С.В. Мещерякова, О.Ю. Логинова, А.Г. Сорока, Г.Я. Потапова // Молодой ученый. — Казань, 2016. — №3. — С. 886-888. [Электронный ресурс] URL:https://moluch.ru/archive/107/25827/(дата обращения: 10.03.2018).
25. Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 352 с.
26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов. Под ред. Н.В. Валуева. - М.: Издательство «АСТ», 2013. - 1360 с.
27. Осипов С.В. Патриотизм как объединяющая национальная идея: Международная научно-практическая конференция, посвященная 250- летию со дня рождения Н.М. Карамзина: сборник научных трудов / под ред. С.В. Осипова. - Ульяновск: УлГТУ, 2016. - 217 с. [Электронный ресурс] URL:http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2017/128.pdf(дата обращения: 11.02.2018).
28. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной.
Методические пособие / Н.Г. Пантелеева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
29. Парамонова Л.А. Истоки: Примерная образовательная
программа дошкольного образования. — 5-е изд. / Л.А. Парамонова. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
30. Парфилова Г.Г Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Г.Г. Парфилова, Л.А. Рыбакова, Л.Ш. Каримова // Studia Edukacyjne, 2013г. - № 27. - С. 263-267. [Электронный ресурс] URL: https://repository.kpfu.ru/?p _ id=124433(дата обращения: 26.02.2018).
31. Петерсон Л.Г. Мир открытий: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - 3-е изд. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. — 336 с.
32. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалкова // Дошкольное воспитание. - М.: Издательство «Воспитание дошкольника». - 2003. - № 6. С. 45 - 55.
33. Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / В. И. Турченко. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2013. - 256 с.
34. Чеботарева Н. П. Формирование патриотических чувств у
детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом / Н.П. Чеботарева, М.В. Суслова, Ю.А. Головина // Молодой ученый. — Казань, 2016. — №15. — С. 519-522.
[Электронный ресурс] URL:https://moluch.ru/archive/119/32907/(дата обращения: 12.03.2018).
35. Черемных С. В. Воспитание патриотических чувств в
дошкольном возрасте / С.В. Черемных // Молодой ученый. — Казань, 2014. — №20. — С. 639-641. [Электронный ресурс] URL:
https: //moluch.ru/archive/79/14149/(дата обращения: 14.02.2018).
36. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. Тебэкнец мэктэпкэчэ белем биру программасы / Р.К. Шаехова. - РИЦ, 2012. - 208 с.
37. Шатохина Е. Е. Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города / Е.Е. Шатохина, М.А. Хаустова, С.В. Мишукова, Н.А. Болданова // Вопросы дошкольной педагогики. - Казань: Издательство «Молодой ученый». — 2017. — №40. С. 188-189.
38. Ястребцова А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников / А.О. Ястребцова // Вопросы дошкольной педагогики. - Казань: Издательство «Молодой ученый». — 2016. — №1. — С. 64-68. — [Электронный ресурс] URL:https://moluch.ru/th/1 /archive/24/731/(дата обращения: 02.02.2018).
39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Издательство: Перспектива, 2014 г. — 32 с.
40. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016 - 2020 годы». — [Электронный ресурс] URL:http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf(дата обращения: 21.02.2018).
41. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) / [Электронный ресурс] URL:http: //www.karavella.nios.ru/DswMedia/nacionalnayadoktrinaobrazovaniyavrf.pdf(дата обращения: 05.03.2018).
42. Анкета для родителей "Гражданско-патриотическое воспитание ребенка" В.Г. Партретовой. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/04/anketa-dlya-roditeley-grazhdansko-patrioticheskoe(дата обращения: 09.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ