Введение 3
Глава 1. Теоретические основы допроса несовершеннолетнего в уголовном процессе 7
1.1. Понятие, виды и задачи допроса 7
1.2. Уголовно-процессуальные основы допроса несовершеннолетнего 11
1.3. Уголовно-процессуальные гарантии обеспечения прав и законных
интересов несовершеннолетнего при проведении допроса 21
Глава 2. Тактические особенности допроса несовершеннолетнего 30
2.1. Понятие и виды тактических приемов 30
2.2. Тактика допроса несовершеннолетнего в конфликтной и бесконфликтной ситуации. 35
2.3. Установление психологического контакта как тактический прием допроса несовершеннолетнего. 47
2.4. Средства совершенствования тактики допроса несовершеннолетнего. .. 58
Заключение 66
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Одним из наиболее распространенных, сложных и информативных следственных действий является допрос, эффективное производство которого требует знания и применения не только норм уголовно¬процессуального права, но и основных положений таких наук, как криминология, психология, педагогика.
Опрос является наиболее распространенным следственным действием, посредством которого может быть получено наибольшее количество доказательств, направленных на установление обстоятельств, которые должны быть обозначены в этом случае.
Одним из особых разновидностей этого следственного действия является допрос несовершеннолетнего.
Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних по- прежнему считается не полностью урегулируемым законом. Постоянно высокий уровень преступности среди несовершеннолетних и низкий уровень качества предварительного расследования порождают противоречия между современным уголовно-процессуальным законодательством, практикой его применения и международно-правовыми нормами, принятыми многими государствами мира, в том числе Российской Федерацией.
Сегодня эта тема актуальна в связи с тем, что преступления, совершенные несовершеннолетними, становятся наиболее социально опасными. Число тяжких и особо тяжких преступлений, в которых ранее не были замечены несовершеннолетние, например, продажа оружия, продажа, производство и распространение наркотических средств, убийства с особой жестокостью и другие, постоянно растет.
Катастрофическая тенденция также проявляется в преступлениях, совершаемых подростками женского пола. Уровень преступности среди несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, увеличился, и он не учитывается государственной статистикой.
В определенной степени это преступление определяется недостаточным уровнем предотвращения и качества расследований таких преступлений. В связи с этим, принимая во внимание развитие современного общества, в целях повышения эффективности расследования особое внимание следует уделять выбору лиц, занимающихся расследованием преступлений несовершеннолетних, уровню их профессиональной подготовки и знаний смежных наук и, самое главное, способность применять полученные знания на практике.
Из числа российский ученных стоит обратить внимание на работы И.О. Антонова, Н.Е. Борисовой, А.И. Долговой, П.П. Каневского, М.Е. Клюковой,Э.Б. Мельниковой, С.Ю. Якушина, все они рассматривали процессуальные особенности расследования и проведения отдельных следственных действий при рассмотрении дел несовершеннолетних и выдвигали рекомендации и предложения по изменению законодательства, а также реформированию системы следствия и правосудия.
Первооткрывателями в изучении преступного поведения и механизма совершения преступлений несовершеннолетними были Г.А. Аванеса, Ю.М. Антоняна, В.Д. Ермакова, В.Н. Кудрявцева, A.A. Пионтковского и др.
Отдельные вопросы, имеющие значение для криминалистической методики и тактики, были освещены в работах Т.В. Аверьяновой, P.C. Белкина, H.A. Бурнашева, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина, И.А. Матусевича и ряда других ученых.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является закономерности, определяющие особенности проведение допроса органами дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Предметом данного исследования являются правовые, организационные и тактические вопросы, раскрывающие закономерности проведения допроса у несовершеннолетнего.
Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном анализе проблем, связанных с проведением допроса несовершеннолетнего и разработке научно-обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности следователя при производстве данного следственного действия.
Целью исследования было установить и решить следующие проблемы:
1. Изучить особенности проведения опроса;
2. Анализировать проблемы, возникающие при производстве допросов;
3. Проанализировать уголовно-процессуальную основу допроса несовершеннолетнего;
4. Раскрыть особенности признаков и свойства личности несовершеннолетних преступников;
5. Провести анализ психологически значимых аспектов допроса несовершеннолетнего подозреваемого;
6. Изучить и описать тактические и тактико-психологические методы допроса несовершеннолетнего подозреваемого;
7. Сформулировать практические рекомендации по тактике допроса с учетом психофизиологических характеристик и свойств несовершеннолетних подозреваемых, подсудимых.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования были основные положения материалистической диалектики, которые позволяют выявить содержание и сущность принципов построения, формы и методы исследования проблемы. В процессе исследования использовались конкретные социологические, описательно-аналитические, системно-структурные, статистические и другие методы анализа.
Правовая база основана на таких законодательных актах, как Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс 5
Российской Федерации, а также международные акты, ратифицированные Российской Федерацией: Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних и другие нормативные правовые акты, содержащие процедурные вопросы расследования преступлений несовершеннолетних как в России, так и в других странах.
Эмпирическая основа - это результаты анализа следственной практики и других правоохранительных органов, в компетенцию которых входит расследование преступлений несовершеннолетних. В рамках исследования я изучила 17 уголовных дел, расследованных Следственным комитетом Советского района по Республике Татарстан, а также дела других субъектов Российской Федерации, где можно было выявить нарушение Уголовно-процессуального закона при допросе несовершеннолетнего.
Теоретической основой исследования являются работы ученых в области общей теории права, уголовного права, уголовного процесса, а также криминалистики, криминологии, оперативно-розыскной деятельности, психологии, правовой психологии и других наук.
Данная выпускная квалификационная работа является попыткой выявления наиболее эффективных тактических средств производства допроса несовершеннолетнего с учетом его психологических особенностей. Также в работе были выявлены пробелы в законодательстве, несовершенство подготовленности следственных органов, занимающихся расследованием данной категории дел.
Следовательно, после изучения наиболее распространенных проблем производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого можно сделать следующие выводы.
Допрос является неотъемлемым следственным действием, правильное проведение которого способствует получению полной информации по составу преступления. Допрос несовершеннолетнего, в свою очередь, представляет собой сложный процесс взаимодействия следователя и подростка. Данный процесс, ввиду возрастных особенностей несовершеннолетнего имеет специфическую структуру и ряд процессуальных особенностей, знание которых необходимо, дабы полученная информация была полной и достоверной.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого сочетает в себе несколько аспектов: процессуальный, тактический, психологический, и конечно же этический. Их взаимосвязь выражается в том, что производство допроса производится в строгом соответствии с уголовно-процессуальным кодексом и иными законами РФ с учетом особенностей личности допрашиваемого при соблюдении требований норм морали, этики и нравственности.
При анализе отдельных статей УПК мной были изучены отдельные особенности допроса несовершеннолетнего, как специального субъекта процессуальных отношений. Данные особенности вызваны возрастными и психологическими особенностями подростка.
Значение допроса несовершеннолетнего подозреваемого лица определяется тем, что в результате этого следственного действия в уголовном деле появляется новый источник доказательств - показания несовершеннолетнего лица, которые способны подтвердить или опровергнуть следственную версию о возможной причастности подростка к совершению криминального деяния. Тем самым допрос несовершеннолетнего подозреваемого способствует осуществлению конституционного положения о недопустимости необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
Тактика допроса несовершеннолетних лиц имеет также ряд особенностей, которые вызваны индивидуальными особенностями и уровнем развития личности. Исходя из особенностей возрастной психологии вытекают и требования, предъявляемые к тактике их допроса. В каждом случае она определяется с учетом возраста, пола и уровня развития несовершеннолетнего.
Основополагающим звеном тактики допроса является тактический прием. На выбор тактического приема напрямую влияет стадия допроса, таким образом выделяют: тактические приемы, направленные на подготовку к допросу; тактические приемы, направленные на получение показаний от несовершеннолетнего. Также необходимо учитывать возможность, что лицо может давать ложные показания, следовательно, можно выделить: тактический прием, направленный на выявление заведомо ложной информации; тактический прием, направленный на выявление показаний, не соответствующих действительности ввиду добросовестного заблуждения; направленные на преодоление умалчивания обо всех обстоятельствах дела. Также тактические приемы можно классифицировать в зависимости от сложившейся ситуации в ходе допроса: направленные на установление психологического контакта и урегулирование конфликтной ситуации; направленные на детализацию показаний и устранение неточностей.
Полнота и достоверность информации, полученной в ходе допроса несовершеннолетнего напрямую зависит от уровня профессионализма следователя. Работники предварительного следствия должны обладать знаниями психологии и педагогики, а также учитывать личные качества лица, так как именно от этого зависит результативность допроса.
Также в работе уделяется внимание криминальной характеристике преступлений несовершеннолетних: «типовой характеристике лиц, совершающих эти преступления, типичным способам совершения преступлений, типичным следам, оставленным на месте происшествия, характерной обстановке совершения преступления несовершеннолетним, потому что данная информация помогает установить психологическую картину преступления и оптимизировать выбор конкретного тактического приема при производстве допроса».
При появлении в результате расследования конкретного несовершеннолетнего, при общении с ним необходимо прежде всего выяснить особенности воспитания, развития, психологические особенности личности, что является важным для установления его процессуального положения, решения задач расследования и применения наиболее эффективных мер психологического воздействия на него в необходимых случаях. Знание особенностей указанных свойств предполагаемого несовершеннолетнего преступника помогает не только установить психологическую картину события преступления, но и решить проблему доказывания и оптимизировать выбор необходимых следственных действий, тактических приемов, принять верные тактические решения и в конечном счете обеспечить полноту и всесторонность расследования уголовного дела.
Исследования, проведенные во второй главе, указывают на необходимость изменения законодательства с учетом рекомендаций указанных в международном акте «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних». Но внедрять ювенальную юстицию в России надо постепенно, с учетом российской действительности, национальных особенностей, в том числе ментальность, духовность и традиционную культуру.
Основным направлением совершенствования расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является подготовка высококвалифицированных кадров специализирующихся на расследовании преступлениях данной категории дел. К таким сотрудникам должны предъявляться особые требования с учетом специфики их деятельности.
Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего лица сможет провести не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от допрашивающего хороших знаний педагогики, общей и возрастной психологии, чтобы на основе этих знаний определить эффективную линию поведения при подготовке и производстве допроса.
Значение допроса несовершеннолетнего подозреваемого лица в процессе предварительного расследования выражается во многих аспектах.
Уголовно-процессуальный аспект значения допроса несовершеннолетнего подозреваемого определяется тем, что в ходе этого следственного действия для решения в последующем вопроса о достаточности доказательств для предъявления лицу обвинения необходимо заполнить имеющиеся пробелы в доказательствах. А это нередко нельзя сделать без получения показаний несовершеннолетнего подозреваемого. Допрос подростка, кроме того, дает избежать ситуации, когда лицу инкриминируются определенные факты без достаточной их проверки и установления его вины. Тем самым допрос данного участника уголовного процесса позволяет выдвинуть и проверить наиболее верную версию ускорить процесс расследования дела.
Криминалистический аспект значения допроса несовершеннолетнего подозреваемого заключается в том, что показания этого лица являются важным средством расследования и раскрытия преступлений несовершеннолетних: обо всех нюансах, деталях совершенного преступления лучше информировано лицо, которое в действительности причастно к нему. Если на человека не обосновано пало подозрение, допрос позволяет устранить ошибку.
Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющимися по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.
Таким образом, в процессе написания выпускной квалификационной работы мной были получены теоретические основы, процессуальные особенности, тактические приемы производства допроса несовершеннолетнего, проанализированы материалы судебной практики, выявлены пробелы в законодательстве и разработаны рекомендации по совершенствованию тактики проведения данного следственного действия.
1. Конституция Российской Федерации с поправками от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ// "Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, - № 9. - Ст. 2, Ст.53.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954 (с последующими изменениями и дополнениями).
3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред.от 03.04.2017) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
4. Федеральный закон N 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» 27.07.2006 // Собрание
законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349(с последующими изменениями и дополнениями).
Международные нормативно-правые акты
6. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.
7. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. межд. документов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
8. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.) // Советская юстиция. - 1991. - №№ 12-14.
Материалы судебной практики
9. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 04 2014 по делу № 22 - 2507 от 29.04.2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospravosudie.com(дата обращения: 25.05.2018 г.) - Свободный.
10. Апелляционное постановление Верховного суда по Республике Татарстан от 14.04.2014 по делу № 22-1976/2014 от 14.04.2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vs.tat.sudrf.ru/(дата обращения: 28.05.2018 г.) - Свободный.
11. Апелляционное определение Верховного суда по Республике Татарстан от 14.02.2011 по делу № 22-231 от 14.02.2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.ru(дата обращения: 30.05.2018 г.) - Свободный.
12.Определение Заинского городского суда Республики Татарстан от 14.05.2014 по делу № 1-8/2014 (1-132/2013) от 14.05.2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospravosudie.com(дата обращения: 01.06.2018 г.) - Свободный.
13.Определение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 31.05.2013 по делу № 1-215/2013 от 31.05.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rospravosudie.com(дата обращения: 03.06.2018 г.) - Свободный.
14.Определение Сокольского районного суда Вологодской области от 11.05.2011 по делу № N 22-2132/2011 от 11.05.2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru(дата обращения: 15.05.2018 г.) - Свободный.
15.Определение Череповецкого городского суда Вологодской области от 07.08.2012 по делу № N 1-128/2012 от 07.08.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru(дата обращения: 15.05.2018 г.) - Свободный.
16. Приговор Ленинского районного суда г. Краснодар от 01.08.2011 по делу № 1-8/2011 от 01.08.2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru(дата обращения: 25.05.2018 г.) - Свободный.
17. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
18. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно¬процессуального кодекса Российской Федерации» //Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 5.
19. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 №1 (ред. от 29.11.2016). Москва «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // "Российская газета", № 29, 11.02.2011.
Специальная литература.
20. Антонов И.О. Тактические особенности допроса свидетеля при расследовании уголовных дел о мошенничестве [Текст] // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2012. — №4. — С.167-173.
21. Антонов И.О. Криминалистика: учебно-методическое пособие (для студентов вечернего отделения). [Текст] - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2013. - 64 с.
22. Герасименко Н. И. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого. [Текст] // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, -№ 2(61)-С.87-90.
23. Головин М.В. Тактика очной ставки [Текст] // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. — 2015. — №114. — С.658-670.
24. Головко Л.В. Курс уголовного процесса. [Текст] - М.: Статут, 2016. - 1278с.
25. Горский Г.Ф. Судебная этика. [Текст] — Воронеж, 1973. — 271 с.
26. Давлетов А.А. Основы уголовно-процессуального познания. [Текст] - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - 152 с.
27. Доля Е.А. Происхождение доказательств в уголовном
судопроизводстве [Текст] // Законность. — 2016. — № 10. — С.65 - 70.
28. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. [Текст] - М., 1976. — 56 с.
29.Зашляпин Л.А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности: Прелиминарный аспект. [Текст] - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — 568 с.
30. Кокорин Д.Л., Мосина С.В. Отдельные аспекты тактики допроса несовершеннолетнего [Текст] // Вестник Уральского ун-та МВД России 2016. № 2. С. 21-25.
31. Корнакова С.В. Вопрос как эффективное средство познания в процессе доказывания по уголовному делу [Текст] // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2016. — № 3. — С. 18.
32. Корнакова С.В., Сергеева О.С. Психологические и тактические особенности первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого [Текст] // Пролог: журнал о праве. — 2017. — №3. — С.29-35.
33. Клюкова М.Е., Верин А.Ю. О понятии несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого по УПК РФ [Текст] // Материалы XIII Международной научно-практической конференции "Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики" // Актуальные проблемы юридической науки. В 5 томах. Т.3. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2016. - С. 227-235.
34. Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. [Текст] — Саратов, 2007. — 42 с.
35.Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. [Текст] - М.: Юнити, Закон и право, 2002. - 447 с.
36.Обухова Л.Ф. Детская психология при допросе: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2014. - 165с.
37. Пащенко А.С. Особенности тактики допроса несовершеннолетних жертв домашнего насилия [Текст] // Актуальные вопросы криминалистики.
- 2006. - С.162-166.
38. Реуцкая И. Е., Бродченко О. И. Психологические особенности допроса несовершеннолетних [Текст] // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. - 65 с.
39. Романов В.И. Особенности применения звукозаписи на предварительном следствии // ВЭПС. - 2013. - №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya- zvukozapisi-na-predvaritelnom-sledstvii(дата обращения: 26.05.2018) - Свободный.
40. Сафин Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве (процессуальный и криминалистический аспекты проблемы) [Текст] / науч. ред. В.П. Малков — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. — 160 с.
41. Скичко О.Ю. Проблемы протоколирования показаний
несовершеннолетних [Текст] // Вопросы ювенальной юстиции. - 2011. - №1.-С.67-71.
42. Соколов А. Б. Криминалистическое мышление: понятие и содержание [Текст] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4(55). С. 68-72.
43. Сычева О.А. Тактика судебного следствия: Монография. -Ульяновск: Вектор-С, 2012. — 72с.
44. Тимошенко С. Е. Использование сведений о личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, в целях определения тактики его допроса [Текст] // Сборник материалов криминалистических чтений. Барнаульский юридический институт МВД. 2015. № 11. С. 53-55.
45. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник [Текст] / под ред. А.И. Рарога. -8-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - С. 504.
46. Уголовное право. Общая часть: Учебник [Текст] / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", ИНФРАМ, 2010. - 118с.
47. Уголовное право. Общая часть: учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. А.М. Багмета, Д.И. ,Аминова, -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 171с.
48.Эксархопуло А.А. Понятие криминалистических объектов [Текст] // Правоведение. - 1980. - N 3. - С.78-83.
49. Якушин С. Ю. Тактические решения следователя и средства их реализации при расследовании преступлений: исходные положения частной криминалистической теории [Текст] // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - №5. - С.237-244.
50. Якушин С.Ю. Тактические приемы при расследовании преступлений [Текст] // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 1983. - С.102.