Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
|
Введение 2
ГЛАВА I. Общие положения правового регулирования
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 7
§1. История и развитие законодательства малого и среднего предпринимательства в России 7
§2. Субъекты отношений, осуществляющую государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 15
§3. Правовое регулирование отношений по осуществлению поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 21
ГЛАВА II. Государственная поддержка субьектов малого и среднего предпринимательства 30
§1. Механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на Федеральном уровне 30
§2. Виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 37
§3. Основные направления в развитии законодательства о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 53
ГЛАВА III. Региональный уровень поддержки субьектов малого и среднего предпринимательства ( на примере Республики Татарстан) 65
§1. Правовое регулирование отношений по осуществлению поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике
Татарстан 65
§2.Структура региональных органов власти (на примере Республики
Татарстан) 69
§3. Программы государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в Республике Татарстан
Заключение 83
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов
судебной практики, специальной литературы и электронных ресурсов.. ..87
ГЛАВА I. Общие положения правового регулирования
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 7
§1. История и развитие законодательства малого и среднего предпринимательства в России 7
§2. Субъекты отношений, осуществляющую государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 15
§3. Правовое регулирование отношений по осуществлению поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 21
ГЛАВА II. Государственная поддержка субьектов малого и среднего предпринимательства 30
§1. Механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на Федеральном уровне 30
§2. Виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 37
§3. Основные направления в развитии законодательства о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 53
ГЛАВА III. Региональный уровень поддержки субьектов малого и среднего предпринимательства ( на примере Республики Татарстан) 65
§1. Правовое регулирование отношений по осуществлению поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике
Татарстан 65
§2.Структура региональных органов власти (на примере Республики
Татарстан) 69
§3. Программы государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в Республике Татарстан
Заключение 83
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов
судебной практики, специальной литературы и электронных ресурсов.. ..87
Предпринимательство в самом общем виде представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
В Российской Федерации на сегодняшний день одним из наиболее важных направлений является создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Неспроста, в своем послании на 2016 год Совету Федерации РФ Президент РФ В.В. Путин обозначил «свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом» . Как никак малый бизнес - это один из основных секторов рыночного хозяйства, который является составной частью экономики страны и формирует существенную часть государственного бюджета.
Свое правовое определение малый бизнес получил с вступлением в действие Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 года (в настоящий момент утратил силу) . Этот закон ввел критерии определения малого предпринимательства и обозначил основные меры по его государственной поддержке.
Однако практика и российская действительность показала, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства часто имеет декларативный характер, а принимаемые меры не всегда являются эффективными. Но, вместе с тем, останавливаться на достигнутом было бы неразумно. Малое и среднее предпринимательство для способных, активных, социально ориентированных слоев населения - база для реализации деловой активности, основа для формирования и расширения среднего, уверенно «стоящего на ногах», класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в стабильности общества и развитии демократических основ.
Малое и среднее предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, играет важную роль в формировании региональных бюджетов, противостоит разрушительной силе экономического кризиса. Малое предпринимательство формирует новый социальный класс - основу массового проявления экономической инициативы граждан и идеологии построения социально ориентированного демократического государства с рыночной экономикой.
Именно этим и объясняется актуальность исследования правовых основ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. И задача состоит в том, чтобы на основе теоретического обобщения имеющейся законодательной базы разработать мероприятия по совершенствованию мер государственной поддержки данного сектора экономики.
Степень разработанности исследования показывает динамику малого и среднего предпринимательства в последние годы характеризуя тем, что данный сектор совершает поступательные движения в развитии от первоначального этапа к следующему этапу развития. Кроме того, необходимо отметить, что на первый план выходят эффективность и устойчивость малых и средних форм предпринимательства, а также создание при их непосредственном участии новых экономических связей, активизация их производственной и инновационной деятельности и реализация прогрессивных структурных сдвигов.
Малые и средние предприятия могут обеспечить Россию необходимой насыщенностью рынка, тенденцией к устойчивости цен, средой конкуренции. Именно поэтому правовое регулирование малого и среднего предпринимательства и расширение законодательной базы играет важную роль на современном этапе.
Целью исследования является формирование комплексного представления о существующей в РФ правовой основе государственной поддержки малого и среднего бизнеса, проблемах и перспективах развития механизмов, стимулирующих их развитие, решение теоретических и практических проблем правового регулирования предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же разработка на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательской деятельности таких субъектов и повышению эффективности его применения.
В соответствии с целью можно поставить следующие задачи магистерской диссертации:
1. Изучить историю и развитие законодательства о стимулировании малого и среднего предпринимательства в России;
2. Определить субъекты отношений, осуществляющие государственную поддержку малого и среднего предпринимательства;
3. Выяснить какие формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства существуют в нашей стране;
3. Рассмотреть правовое регулирование отношений по осуществлению поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ;
4. Исследовать механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на Федеральном уровне;
5. Определить виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
6. Определить основные направления в развитии законодательства о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ;
7. Изучить правовое регулирование отношений по осуществлению поддержки малого и среднего предпринимательства в РТ;
8. Определить структуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства регионального уровня (на примере Республики Татарстан);
9. Изучить программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся при взаимодействии субъектов малого и среднего предпринимательства как между собой, так и в рамках вертикальных отношений.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В качестве методологической основы представленного исследования выступают диалектические принципы познания современной экономической ситуации, которые нашли отражение в выборе и обосновании специальных приемов и средств исследования обозначенной проблематики.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам рыночного хозяйства, предпринимательства, государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, материалы всероссийских и региональных научных и научно-практических конференций и семинаров. В работе использованы законодательные акты и другие нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Татарстан.
Теоретическая база диссертации включает в себя монографические и диссертационные исследования ученых - правоведов таких как: А.И. Алешкина, Вилевский А.В., Глебова И.С., Елина И. А., Журавлева И. В, Зевелев В.А., Ивачев И.Л., Клеандрова В.М, Лапуста М.Г. , Нагимова А.М. ,Петрова Ю.А. ,Рогожин А.И, Тимофеева А.А. , Уметбаева Ю. И. , Царев В. Е., Вершина Д. , Шиганов В. В. , Грицунова С.В. , Ромашова Л. О и др.
Некоторые теоретические вопросы, связанные с государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, получили освещение в работах специалистов в области иных отраслевых юридических наук: Г.А. Гаджиева, Н.Ю. Кирюшиной, М.Н. Малеиной, В.Б. Наумова, В.А. Прокошина, Д.Ю. Шестакова, В.В. Яркова и др.
Нормативо-правовой основой исследования послужили: Конституция РФ, Федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О бухгалтерском учете», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О приватизации государственного и муниципального имущества», Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, законы субъектов РФ, многочисленные подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, приказы ФАС России, иные акты министерств и ведомств.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы опубликованной и неопубликованной судебной практики, прежде всего, акты арбитражных судов РФ, также официальные отчеты ФАС России, материалы периодической печати, доклады конференций, информация, содержащаяся в справочно-правовых системах.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. В процессе подготовки тема магистерской диссертации обсуждалась в процессе прохождения практики в выбранной организации, кроме того на проводимых международных, региональных научно-практических конференциях в 2018 году, таких как «Петербуржский международный экономический форум», "X Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы реформирования современного законодательства»,«VII Международная научно-практическая конференция«Экономическое обеспечение прав человека»»
Структура работы - введение, три главы, девять параграфов, заключение, список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, специальной литературы и электронные ресурсы.
В Российской Федерации на сегодняшний день одним из наиболее важных направлений является создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Неспроста, в своем послании на 2016 год Совету Федерации РФ Президент РФ В.В. Путин обозначил «свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом» . Как никак малый бизнес - это один из основных секторов рыночного хозяйства, который является составной частью экономики страны и формирует существенную часть государственного бюджета.
Свое правовое определение малый бизнес получил с вступлением в действие Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 года (в настоящий момент утратил силу) . Этот закон ввел критерии определения малого предпринимательства и обозначил основные меры по его государственной поддержке.
Однако практика и российская действительность показала, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства часто имеет декларативный характер, а принимаемые меры не всегда являются эффективными. Но, вместе с тем, останавливаться на достигнутом было бы неразумно. Малое и среднее предпринимательство для способных, активных, социально ориентированных слоев населения - база для реализации деловой активности, основа для формирования и расширения среднего, уверенно «стоящего на ногах», класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в стабильности общества и развитии демократических основ.
Малое и среднее предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, играет важную роль в формировании региональных бюджетов, противостоит разрушительной силе экономического кризиса. Малое предпринимательство формирует новый социальный класс - основу массового проявления экономической инициативы граждан и идеологии построения социально ориентированного демократического государства с рыночной экономикой.
Именно этим и объясняется актуальность исследования правовых основ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. И задача состоит в том, чтобы на основе теоретического обобщения имеющейся законодательной базы разработать мероприятия по совершенствованию мер государственной поддержки данного сектора экономики.
Степень разработанности исследования показывает динамику малого и среднего предпринимательства в последние годы характеризуя тем, что данный сектор совершает поступательные движения в развитии от первоначального этапа к следующему этапу развития. Кроме того, необходимо отметить, что на первый план выходят эффективность и устойчивость малых и средних форм предпринимательства, а также создание при их непосредственном участии новых экономических связей, активизация их производственной и инновационной деятельности и реализация прогрессивных структурных сдвигов.
Малые и средние предприятия могут обеспечить Россию необходимой насыщенностью рынка, тенденцией к устойчивости цен, средой конкуренции. Именно поэтому правовое регулирование малого и среднего предпринимательства и расширение законодательной базы играет важную роль на современном этапе.
Целью исследования является формирование комплексного представления о существующей в РФ правовой основе государственной поддержки малого и среднего бизнеса, проблемах и перспективах развития механизмов, стимулирующих их развитие, решение теоретических и практических проблем правового регулирования предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же разработка на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательской деятельности таких субъектов и повышению эффективности его применения.
В соответствии с целью можно поставить следующие задачи магистерской диссертации:
1. Изучить историю и развитие законодательства о стимулировании малого и среднего предпринимательства в России;
2. Определить субъекты отношений, осуществляющие государственную поддержку малого и среднего предпринимательства;
3. Выяснить какие формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства существуют в нашей стране;
3. Рассмотреть правовое регулирование отношений по осуществлению поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ;
4. Исследовать механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на Федеральном уровне;
5. Определить виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
6. Определить основные направления в развитии законодательства о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ;
7. Изучить правовое регулирование отношений по осуществлению поддержки малого и среднего предпринимательства в РТ;
8. Определить структуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства регионального уровня (на примере Республики Татарстан);
9. Изучить программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся при взаимодействии субъектов малого и среднего предпринимательства как между собой, так и в рамках вертикальных отношений.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В качестве методологической основы представленного исследования выступают диалектические принципы познания современной экономической ситуации, которые нашли отражение в выборе и обосновании специальных приемов и средств исследования обозначенной проблематики.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам рыночного хозяйства, предпринимательства, государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, материалы всероссийских и региональных научных и научно-практических конференций и семинаров. В работе использованы законодательные акты и другие нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Татарстан.
Теоретическая база диссертации включает в себя монографические и диссертационные исследования ученых - правоведов таких как: А.И. Алешкина, Вилевский А.В., Глебова И.С., Елина И. А., Журавлева И. В, Зевелев В.А., Ивачев И.Л., Клеандрова В.М, Лапуста М.Г. , Нагимова А.М. ,Петрова Ю.А. ,Рогожин А.И, Тимофеева А.А. , Уметбаева Ю. И. , Царев В. Е., Вершина Д. , Шиганов В. В. , Грицунова С.В. , Ромашова Л. О и др.
Некоторые теоретические вопросы, связанные с государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, получили освещение в работах специалистов в области иных отраслевых юридических наук: Г.А. Гаджиева, Н.Ю. Кирюшиной, М.Н. Малеиной, В.Б. Наумова, В.А. Прокошина, Д.Ю. Шестакова, В.В. Яркова и др.
Нормативо-правовой основой исследования послужили: Конституция РФ, Федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О бухгалтерском учете», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О приватизации государственного и муниципального имущества», Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, законы субъектов РФ, многочисленные подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, приказы ФАС России, иные акты министерств и ведомств.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы опубликованной и неопубликованной судебной практики, прежде всего, акты арбитражных судов РФ, также официальные отчеты ФАС России, материалы периодической печати, доклады конференций, информация, содержащаяся в справочно-правовых системах.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. В процессе подготовки тема магистерской диссертации обсуждалась в процессе прохождения практики в выбранной организации, кроме того на проводимых международных, региональных научно-практических конференциях в 2018 году, таких как «Петербуржский международный экономический форум», "X Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы реформирования современного законодательства»,«VII Международная научно-практическая конференция«Экономическое обеспечение прав человека»»
Структура работы - введение, три главы, девять параграфов, заключение, список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, специальной литературы и электронные ресурсы.
Малое и среднее предпринимательство сегодня относится к числу важнейших направлений экономического развития. Его состояние и динамика развития являются показателями здоровья и благополучия всей экономической системы в страны. К тому же малый и средний бизнес берет на себя роль и по выполнению ряда важнейших социальных функций, таких как оптимизация социальной структуры, предупреждение и снижение социальной напряженности в обществе, стабилизация уровня доходов населения.
На сегодняшний день в современной России сдерживающими факторами для развития малого и среднего предпринимательства являются такие, как недоступность финансирования, высокие процентные ставки по кредитам, нестабильность действующего законодательства, высокие налоговые ставки, высокие издержки в связи с необходимостью проходить какие-то административные процедуры и в связи с нарушениями прав предпринимателей. Именно поэтому, прежде всего необходимо дорабатывать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, делать их более понятными и доступными для начинающих предпринимателей.
В настоящее время государственное регулирование малого и среднего предпринимательства совершенствуется осуществляется согласно действующим в стране нормативно-правовым актам. Ключевыми документами, регулирующими предпринимательскую деятельность, в том числе и распространяющиеся на малый и средний бизнеса являются Конституция РФ (ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.), Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях.
Законодательство о предпринимательстве включает в себя и ряд федеральных и региональных законов: ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г.,ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007 г., ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г., ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г., ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года, ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г., ФЗ «О центральном банке РФ» от 10 июля 2002 г. и ряд других официальных документов.
Проведенный в магистерской диссертационной работе анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий, а также изучение проводимых государством программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, социально¬экономической политики позволили выделить основные тенденции в направлениях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу:
1. Новое позиционирование государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
2. Поддержка спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства и освоение новых рынков сбыта.
3. Повышение эффективности государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.
4. Совершенствование налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
6. Кадровое обеспечение и повышение гибкости системы регулирования трудовых отношений.
Однако, несмотря на все усилия, предпринимаемые государством по поддержке малого и среднего предпринимательства, анализ существующих программ государственной поддержки позволяет выявить следующие проблемы:
- программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостную систему (к примеру, их цели разнородны и заданы множеством документов);
- установленные ключевые показатели эффективности не полностью отражают заявленные цели (не всегда в системе показателей оцениваются конечные результаты деятельности, такие как рост оборота продукции и объема налоговых отчислений у предприятий, получивших поддержку);
- отсутствует «единая точка входа» в систему поддержки;
- предприниматели - участники программ сталкиваются c проблемами сложности оформления документов, необходимых для подачи заявок на получение господдержки, и оформления соответствующей отчетности.
Результаты анализа позволяют сделать вывод, что у малого и среднего бизнеса имеется множество проблем. Основными из них являются высокие процентные ставки по кредитам, сложная налоговая система и постоянно изменяющееся налоговое законодательство, не всегда правомерные действия контрольных органов, недостаточная нормативно-правовая база, недостаточная финансовая грамотность предпринимателей и.т.д. Решение этих вопросов может быть найдено только при всесторонней и комплексной поддержке малого и среднего бизнеса со стороны как федеральных, так и региональных и местных властей. Без заинтересованности государственной и местной власти вывести малый и средний бизнес на качественный новый уровень развития невозможно.
На основе выявленных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в России, в исследовании были предложены мероприятия по совершенствованию существующей программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
В частности было предложено осуществить кодификацию федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской деятельности, ввести административную и уголовную ответственность уполномоченных должностных лиц за организацию необоснованных проверок, блокирование счетов и списание денежных средств, возбуждение административных и уголовных дел, если вследствие таких действий был причинен ущерб субъектам предпринимательской деятельности и впоследствии было установлено (принято решение суда), что оснований для проверки не было либо была нарушена процедура организации проверки, разработать программу по кредитованию малого и среднего бизнеса коммерческими банками по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3% и другие.
Также было отмечено, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. В этой сфере были предложены такие меры поддержки малого и среднего предпринимательства, как введение моратория по внесению изменений в Налоговый кодекс, негативно влияющих на данный сектор бизнеса, сокращение ставок по страховым взносам с ФОТ, уменьшение и упрощение отчетности в ИФНС, продление применения ЕНВД и т.д. Все эти меры благотворно скажутся на развитии малого и среднего предпринимательства в регионах РФ, ведь понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.
На сегодняшний день в современной России сдерживающими факторами для развития малого и среднего предпринимательства являются такие, как недоступность финансирования, высокие процентные ставки по кредитам, нестабильность действующего законодательства, высокие налоговые ставки, высокие издержки в связи с необходимостью проходить какие-то административные процедуры и в связи с нарушениями прав предпринимателей. Именно поэтому, прежде всего необходимо дорабатывать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, делать их более понятными и доступными для начинающих предпринимателей.
В настоящее время государственное регулирование малого и среднего предпринимательства совершенствуется осуществляется согласно действующим в стране нормативно-правовым актам. Ключевыми документами, регулирующими предпринимательскую деятельность, в том числе и распространяющиеся на малый и средний бизнеса являются Конституция РФ (ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.), Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях.
Законодательство о предпринимательстве включает в себя и ряд федеральных и региональных законов: ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г.,ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007 г., ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г., ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г., ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года, ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г., ФЗ «О центральном банке РФ» от 10 июля 2002 г. и ряд других официальных документов.
Проведенный в магистерской диссертационной работе анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий, а также изучение проводимых государством программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, социально¬экономической политики позволили выделить основные тенденции в направлениях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу:
1. Новое позиционирование государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
2. Поддержка спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства и освоение новых рынков сбыта.
3. Повышение эффективности государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.
4. Совершенствование налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
6. Кадровое обеспечение и повышение гибкости системы регулирования трудовых отношений.
Однако, несмотря на все усилия, предпринимаемые государством по поддержке малого и среднего предпринимательства, анализ существующих программ государственной поддержки позволяет выявить следующие проблемы:
- программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостную систему (к примеру, их цели разнородны и заданы множеством документов);
- установленные ключевые показатели эффективности не полностью отражают заявленные цели (не всегда в системе показателей оцениваются конечные результаты деятельности, такие как рост оборота продукции и объема налоговых отчислений у предприятий, получивших поддержку);
- отсутствует «единая точка входа» в систему поддержки;
- предприниматели - участники программ сталкиваются c проблемами сложности оформления документов, необходимых для подачи заявок на получение господдержки, и оформления соответствующей отчетности.
Результаты анализа позволяют сделать вывод, что у малого и среднего бизнеса имеется множество проблем. Основными из них являются высокие процентные ставки по кредитам, сложная налоговая система и постоянно изменяющееся налоговое законодательство, не всегда правомерные действия контрольных органов, недостаточная нормативно-правовая база, недостаточная финансовая грамотность предпринимателей и.т.д. Решение этих вопросов может быть найдено только при всесторонней и комплексной поддержке малого и среднего бизнеса со стороны как федеральных, так и региональных и местных властей. Без заинтересованности государственной и местной власти вывести малый и средний бизнес на качественный новый уровень развития невозможно.
На основе выявленных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в России, в исследовании были предложены мероприятия по совершенствованию существующей программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
В частности было предложено осуществить кодификацию федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской деятельности, ввести административную и уголовную ответственность уполномоченных должностных лиц за организацию необоснованных проверок, блокирование счетов и списание денежных средств, возбуждение административных и уголовных дел, если вследствие таких действий был причинен ущерб субъектам предпринимательской деятельности и впоследствии было установлено (принято решение суда), что оснований для проверки не было либо была нарушена процедура организации проверки, разработать программу по кредитованию малого и среднего бизнеса коммерческими банками по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3% и другие.
Также было отмечено, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. В этой сфере были предложены такие меры поддержки малого и среднего предпринимательства, как введение моратория по внесению изменений в Налоговый кодекс, негативно влияющих на данный сектор бизнеса, сокращение ставок по страховым взносам с ФОТ, уменьшение и упрощение отчетности в ИФНС, продление применения ЕНВД и т.д. Все эти меры благотворно скажутся на развитии малого и среднего предпринимательства в регионах РФ, ведь понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.
Подобные работы
- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации на примере Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России (Московский Университет им. Витте)
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере городского округа город Нефтекамск)
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017



