Введение 3
1. Теоретические аспекты процесса разработки стратегических ориентиров устойчивого развития организации
1.1. Сущность концепции устойчивого развития, ее основные принципы, цели и задачи
1.2. Основные этапы и методики разработки стратегических
ориентиров устойчивого развития организации
1.3. Отечественная и зарубежная практика разработки стратегических ориентиров устойчивого развития организации
2. Анализ стратегических ориентиров устойчивого развития в
организации ООО «Казанский агрегатный завод»
2.1. Общая экономико-организационная характеристика организации 32
2.2. Оценка текущего финансового состояния ООО «Казанский
агрегатный завод»
2.3 Анализ текущих стратегических ориентиров ООО «Казанский
агрегатный завод»
3. Предложения по совершенствованию стратегических ориентиров
устойчивого развития организации ООО «Казанский агрегатный завод»
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегических 52
3.2. Экономическая обоснованность рекомендаций по 58
усовершенствованию стратегических ориентиров ООО «Казанский агрегатный завод»
Заключение 64
Список использованных источников 68
Приложения 73
Нынешнее состояние экономики можно охарактеризовать крупномасштабными процессами развития социально-экономической направленности. Они объединяют в себе противоречивые процессы формирования динамичных и конкурентоспособных рыночных структур, экономических отношений и интересов, которые могут привести к глубокому системному кризису. Ее элементы влияют на многие стороны общественной жизни, имеют социальные последствия и способствуют развитию конфликтов. Исходя из этого, особую актуальность приобретает изучение возможностей эффективного управления устойчивым развитием организаций в условиях кризиса, обостряются вопросы определения глубины кризиса, исследования причин ее развития и контроля распределения денежных средств санации. Поэтому возникает необходимость в исследованиях, которые нацелены на разработку системного подхода к управлению предприятием в условиях кризиса и поддержания необходимого организационно-экономического статуса.
Актуальность данной темы заключается в том, что на нынешнем этапе развития рыночной экономики стратегия устойчивого развития является одним из главных инструментов управления организацией, определяющим вектор развития организации, сохранения им лидирующих позиций на рынке.
В условиях высокой конкуренции в целевой отрасли, сильной изменчивости и динамичности факторов окружения организации, перед ним становится актуальным способность быстро адаптироваться к новой ситуации. Таким образом, механизмы, базирующиеся на концепции устойчивого развития, на наш взгляд, являются одними из самых эффективных в среде управления организацией.
Также следует отметить тот факт, что в условиях изменчивости рыночной среды основополагающим инструментом, способствующим развитию и функционированию организации, является стратегическое планирование, позволяющее определить направления и темпы развития бизнеса, учесть мировые тенденции рынка, определить конкурентные преимущества организации, а также понять, какие структурные и организационные изменения нужно провести для эффективного развития организации. Ключевым этапом стратегического менеджмента является разработка целей. Без четкого понимания целей невозможно в полном объеме решить стоящие перед организацией проблемы, связанных с планированием ее деятельности, с управлением, а также оценкой эффективности, разработкой ее стратегии. Определение четкой структуры целей способствует четкой разработке стратегии организации, что в конечном итоге и обуславливает актуальность данной темы.
Теория формирования стратегии устойчивого развития организации базируется на научных трудах таких ученых, как Авезов А.Х., Ансофф И., Аньтттин В.М., Блохин В.Н., Брундтланд Г.Х., Голубков Е.П., Котлер Ф., Ламбен Ж.Ж., Мескон М., Минцберг Г., Михайлова А.Е., Портер М., Рассветов С.А., Смирнов Д. Б., Стрикленд А.Дж., Томпсон. А.А., Фатхутдинов Р.А., Фукина С.П. и др.
Целью данной работы является разработка стратегических ориентиров устойчивого развития.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к разработке стратегии устойчивого развития предприятия;
- рассмотреть основные этапы разработки стратегических ориентиров устойчивого развития;
- ознакомится с инструментами, методами и технологиями формирования и обоснования стратегии устойчивого развития организации;
- ознакомится и проанализировать основные результаты деятельности ООО «Казанский агрегатный завод»;
- проанализировать факторы внешней среды организации;
- диагностировать состояние внутренней среды ООО «Казанский агрегатный завод»;
- выделить основные стратегические ориентиры устойчивого развития;
- разработать рекомендации по совершенствованию стратегических ориентиров устойчивого развития организации;
- обосновать эффективность совершенствования стратегических ориентиров устойчивого развития.
Объектом исследования является устойчивое развитие ООО «Казанский агрегатный завод», которое занимается различными видами деятельности, в том числе разработкой, производством, ремонтом новых видов авиационной техники, а также военной продукции, средств наземного обслуживания вертолетов, специального оборудования мастерских по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов, медицинских передвижных комплексов для МЧС и Министерства обороны России.
Предметом исследования являются стратегические ориентиры устойчивого развития ООО «Казанский агрегатный завод».
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении подходов к разработке стратегических ориентиров устойчивого развития в деятельности предприятия.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что предложенные стратегические ориентиры устойчивого развития и гибкий общеметодический подход по совершенствованию стратегических ориентиров устойчивого развития, поспособствует предприятию выйти на новый уровень развития, повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции, улучшит экономические показатели. Данная разработка также может быть использована на аналогичных предприятиях.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы теоретического и практического научного исследования.
Структура ВКР определена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе были изучены теоретические аспекты процесса разработки стратегических ориентиров устойчивого развития организации, подробно раскрыты сущность, принципы цели и задачи концепции устойчивого развития, были рассмотрены основные этапы и методики разработки стратегических ориентиров устойчивого развития организации. Также была рассмотрена отечественная и зарубежная практика разработки стратегических ориентиров устойчивого развития организации.
Во второй главе была дана общая экономико-организационная характеристика организации ООО «Казанский агрегатный завод» и был проведен анализ разработки стратегических ориентиров устойчивого развития организации ООО «Казанский агрегатный завод».
В третьей главе были разработаны предложения по совершенствованию стратегических ориентиров устойчивого развития, такие как внедрение системы ключевых показателей для оценки эффективности реализации стратегии устойчивого развития с учетом специфики ООО «Казанский агрегатный завод».
В заключении была дана оценка выполнения поставленных задач и приведены выводы.
Итак, особенности постиндустриальной экономики и интеграция Российской Федерации в мировое экономическое сообщество ставят перед современными отечественными организациями задачу долговременного и устойчивого роста. Решение этой задачи возможно только на основе формирования потенциала развития организации с учетом факторов внешней среды, определяющих характер социально-экономических преобразований.
Несмотря на значительный массив исследований, посвященных вопросам устойчивого развития, до сих пор отсутствует системное представление о способах его достижения и факторах устойчивости. Нет единого мнения в интерпретации и соотношении терминов «устойчивое развитие», «устойчивые конкурентные преимущества», «устойчивый рост».
Сама концепция устойчивого развития, нередко именуемая «всемирной моделью будущего цивилизации», принята на Конференции ООН по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
Категория «устойчивое развитие» определяется как комплексная стратегическая цель современного промышленного предприятия, балансирующая требования заинтересованных в нем сторон и детализированная в экономических, социальных и экологических задачах. Планирование устойчивого развития предполагает формирование сбалансированного и обоснованного представления планируемых результатов деятельности предприятия в трех плоскостях - экономической, экологической и социальной, - на основе идентифицированных требований заинтересованных сторон.
Авиапромышленный комплекс является стратегически важным элементом в экономике Республики Татарстан и имеет большое значение в социально-экономическом развитии региона. Стабильный экономический рост субъекта во многом определяется устойчивым развитием предприятий авиапромышленного комплекса.
Авиационная отрасль является специфическим сектором экономики, который обладает такими особенностями, как: высокая наукоёмкость продукции; высокая капиталоёмкость продукции; сложность продукции; длительный жизненный цикл продукции; высокая длительность производственного цикла; высокая длительность производственного цикла и т.д.
В первой главе рассмотрены концептуальные подходы к определению сущности и характеристик устойчивого развития; исследованы адаптивные методы и системы управления устойчивым развитием предприятий; раскрыта значимость организации территориально-производственного комплекса в обеспечении экономической устойчивости. В работе определено, что устойчивой экономике присущи следующие характеристики: постоянная численность населения; постоянный запас производимых (товаров) или капиталов; соотношение первых двух характеристик устанавливается так, чтобы обеспечить хорошие жизненные условия и поддерживать их в течение продолжительного времени. Важнейшие составляющие устойчивого развития отражаются при помощи критериев или индикаторов устойчивого развития, например, с классификацией по группам индикаторов: экономических, социальных, экологических. Для непрерывного экономического роста в условиях «устойчивой экономики страны» есть несколько источников, в числе которых, по мнению автора исследования, - благоприятный инвестиционный климат, научно-технический прогресс, направленный на развитие инновационной экономики.
Во второй главе работы представлен анализ авиапромышленного предприятия ООО «Казанский агрегатный завод», который занимается проектированием, разработкой и изготовлением опытных образцов автомобильных кранов и манипуляторов, вышек, подъемных механизмов, изготовлением средств наземного обслуживания, узлов и агрегатов гидравлических систем вертолетов типа Ми-8, Ансат и Ми-38, самолетов Ан- 148, SukhoiSuperjet 100 и для самолетов семейства МС-21.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации свидетельствует о положительной динамике по всем ключевым показателям: на начало 2018 года чистая прибыль увеличилась на 78685 тыс.руб. и составила 188377 тыс.руб. Аналогично отмечается и рост рентабельности продаж, активов и собственного капитала организации. ООО «Казанский агрегатный завод» характеризуется достаточно высокой независимостью от внешних источников финансирования, коэффициент автономии организации по состоянию на отчетную дату составил 0.5541.
Был также проведен анализ стратегической позиции предприятия - анализ внутренней и внешней среды, выявление возможностей и рисков, тенденций развития отрасли, определение ресурсов компании и конкурентных преимуществ. По результатам SWOT-анализа пришли к выводу, что самой сильной стороной предприятия является то, что он является изготовителем уникальной продукции на территории России - это главное конкурентное преимущество организации. В тоже время слабой стороной завода является зависимость от ПАО «Казанский вертолетный завод», что ограничивает предприятие во многих стратегических решениях.
По матрице ADL предприятие находится на стадии роста и имеет сильную конкурентную позицию. Завод придерживается стратегии удержания позиции и сохранения доли рынка в отрасли, тем самым для улучшения конкурентных преимуществ требуется укрепление существующих качеств производимой продукции.
В рамках концепции устойчивого развития, на основе проведенного анализа, были выделены следующие стратегические ориентиры:
1) сохранение доли рынка в отрасли авиапромышленности;
2) рациональное использование ресурсов компании и сохранение устойчивого финансового положения;
3) обеспечение экологической безопасности.
В третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию стратегических ориентиров устойчивого развития ООО «Казанский агрегатный завод».
Усовершенствовать стратегические ориентиры компании возможно с помощью разработки гибкого общеметодического подхода к повышению эффективности реализации стратегии предприятия. Такой подход обладает универсальным характером применения при оценке управленческих решений различных направлений деятельности для различных типов пользователей, различных предметных областей, а главное при реализации разнородных стратегических целей конкретной компании.
С целью поддержания устойчивого развития завода и улучшения стратегических ориентиров было предложено внедрение системы KPI, которая повысит выручку предприятия на 10-30%, а также сориентирует сотрудников на результат, повысит лояльность персонала. Это обусловлено тем, что каждый сотрудник заинтересован в достижении цели предприятия, так как они связаны с его личными целями. Это сформирует сплоченную, мотивированную на успех команду.
Также в третьей главе мы рассмотрели экономическую обоснованность внедрения KPI на ООО «Казанский агрегатный завод» с помощью модели регрессионной зависимости. По результатам данного анализа можно сделать вывод, что стратегический ориентир в виде удержания текущей позиции в отрасли при помощи системы KPI является необходимым условием для успешного функционирования завода. У всех показателей наблюдается очень высокая устойчивая связь. Это означает, что при повышении выручки на 10%, все остальные показатели тоже улучшатся
1. Указ Президента РФ от 01.04.1996г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Справочно-правовая система «КонcультантПлюc».
Книги, монографии
2. Анпилов, С. М. Современный подход к устойчивому развитию предприятия // Основы экономики, управления и права. 2014. № 1. С. 57-60.
3. Аньшин, В.М., Проектный подход к реализации концепции устойчивого развития в компании: монография / Е.С. Глазовская, Е.Ю. Перцева- М.: ИНФРА-М, 2015. — 267 с.
4. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. - СПб.: Питер, 2012. - 344с.
5. Арутюнов, Ю.А. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. - М.:«ИНФРА-М», 2013 г. - 312 с.
6. Брундтланд, Г. Х. Наше общее будущее. Доклад Комиссии ООН по окружающей среде и развитию (1987). М.: Прогресс, 1988. 23. Б
7. Котлер, Ф., Основы маркетинга / Г. Армстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс- М.: Вильямс, 2014. - 752с.
8. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий). Учебник. - М.: Проспект, 2016. - 356с.
9. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Питер, 2012. 413с.
10. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. - 438с.
11. Лукас, Р. Э. Лекции по экономическому росту: пер. с англ. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2013.
12. Мескон, М., Основы менеджмента / М. Альберт, Ф. Хедоури- М.: Вильямс, 2015. - 672с.
13. Минцберг, Г., Школа стратегий / Б. Альстренд, Д. Лэмпел- СПб.: Питер, 2013. - 288с.
14. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 456с.
15. Секерин, В.Д. Инновационный маркетинг. Учебник. - М.: Инфра-М,2016. - 237с.
16. Синяева, И.М., Маркетинг в предпринимательской деятельности: Учебник / Земляк С.В., Синяев В.В/ - М.: Дашков и Ко, 2015. - 266с.
17. Томпсон, A.A. и Стрикленд А.Д. «Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа»-2012.-с. 920
18. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов.— М.: Изд-во Эксмо, 2014. — 554с.
19. Фридман, Ю. А. Конкурентные стратегии и управление развитием организации / Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко и др.// Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием.— Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015.—Гл. 7. — 437 с
Периодические учебные издания
20. Авезов, А.Х. Стратегические ориентиры устойчивого развития региона: анализ ситуации и формирование системы показателей // Вестник таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2015 №1(1). С. 18—29.
21. Бардасова, Э. В., Зотов М. А., Поникарова А. С. Управление развитием кадрового потенциала предприятия как инструмент достижения его устойчивого развития в инновационной экономике // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 1(15). С. 192-198.
22. Бахарева, А. А. Антикризисное управление в современных условиях // Стратегии бизнеса. - 2015. - № 2 (10). - С. 6-9.
23. Блохин, В. Н. Основы устойчивого развития предприятия и его
финансовой системы в современных условиях // Устойчивое развитие экономики промышленных предприятий: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: НОО «Профессиональная наука»,2017. С. 4-7.
24. Булгакова, А. Р. Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 366-369.
25. Виханский, О.С. Научение как основа стратегичности поведения // Всероссийский экономический журнал Эко. - 2017. - №4. - С. 103-116.
26. Голубков, Е.П. О понятии «стратегия», ее роли и месте в маркетинговом планировании. // Маркетинг в России и за рубежом. -2015. - № 5. - С. 3-20.
27. Екшикеев, Т. К. Конкурентные стратегии предприятия // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (31). — 127 с.
28. Жегалина, А. С. Ключевые показатели эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 358-360.
29. Ивашин, М.В. Сорока С.А. Управление устойчивым развитием услуг предприятий оптовой торговли /Вестник тихоокеанского государственного университета. - 2012. -№ 1. - С. 153-158.
30. Исаенко, Е. В. Направления реализации политики маркетинговых коммуникаций организаций/ Е. В. Исаенко, А. С. Тарасов II Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - № 3. - С. 29-36.
31. Мамчур, Г.В. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 7-3 (51). - С. 9 13.
32. Михайлова, А.Е., Рассветов С.А. Концептуальный подход к устойчивому развитию промышленных предприятий в условиях модернизации экономики / Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2012. - № 3 (107). - С. 59-63.
33. Орлова, А.И. Состояние и перспективы развития предприятий // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1 (54). - С. 896-899.
34. Полицинская, Е.В., Сергеева Д.А., Стрековцова Т.А. Анализ и перспективы развития российской авиастроительной отрасли// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 10-2. - С. 72-75;
35. Рассветов, С.А., Ершов А.Н. Исследование резервов управления устойчивым развитием промышленного предприятия / Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2012. - № 7 (111). - С. 125-128.
36. Семянникова, О. Г., Чикишев А. В., Семянников Д. В. Разработка стратегии организации на основе сбалансированной системы показателей/. Тюмень: ТюмГАСУ, 2015. 94 с.
37. Силина, Я. П. Устойчивое развитие промышленного предприятия в
условиях неоиндустриальной трансформации: под науч. ред. - М-во
образования и науки Рос. Федерации, УрО ВЭО России, Урал. гос. экон.ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017. - 207 с.
38. Смирнов, Д. Б. Совершенствование механизма управления стратегией устойчивого развития на предприятиях // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1. С. 41-47.
39. Сэндлер, Т. Экономические концепции для общественных наук. М.: Весь Мир, 2011.
40. Старцев, П.В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство. - 2016. - № 16 (262). - С. 4-15.
41. Фукина, С.П. К вопросу об устойчивом развитии предприятия в нестабильной среде / Актуальные проблемы экономики и права. -2008. - № 4. - С. 48-55.
42. Якушева, В. В. Разработка стратегии развития организации // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 201-204.
Электронные источники
43. Официальный сайт ООО «Казанский агрегатный завод», URL: http: //vysota.aero/
44. «Деловая электронная газета Бизнес Online», URL:
https://www.business-gazeta.ru/article/138410
45. Официальный сайт аудиторской компании «KPMG», URL: https: //home.kpmg.com/ru/ru/home/media. html