Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования привлекательности города для
бизнеса 6
1.1. Сущностная характеристика привлекательности города для бизнеса 6
1.2. Факторы привлекательности города для бизнеса 13
1.3. Методика оценки привлекательности города для бизнеса 18
2. Практические аспекты оценки привлекательности городов-миллионников для
ведения бизнеса 27
2.1. Анализ развития бизнеса в городах-миллионниках РФ 27
2.2. Анализ системы управления привлекательностью городов-миллионников
для бизнеса и её нормативно - правовое регулирование 35
2.3. Сравнительный анализ привлекательности городов-миллионников для
ведения бизнеса 51
3. Направления повышения привлекательности для бизнеса городов-
миллионников 58
3.1. Обобщение зарубежного опыта управления привлекательностью городов для ведения бизнеса 58
3.2. Повышение эффективности деятельности органов управления по
привлекательности городов-миллионников для бизнеса 66
3.3. Разработка рекомендаций по повышению привлекательности городов -
миллионников для бизнеса 70
Заключение 75
Список использованных источников 79
Приложения
Актуальность темы исследования. В настоящее время четко заметна тенденция к урбанизации, увеличению количеству городского населения, укрупнению существующих населенных пунктов. Города в современных условиях считаются основной движущей силой стабильного становления страны, поскольку имеют огромный потенциал в отношении увеличения ВВП, уровня жизни населения. В городках пребывают стратегически весомые фирмы, сосредоточены наилучшие трудовые ресурсы державы, аккумулированы ключевые экономические информаторы, более действенные технологии. Вследствие глобализации конкурентная борьба меж городками следует уже не в пределах между государств, а на крупном уровне.
При многоуровневой стратегии территориального становления России, сочетающей основы управления сверху и внутреннего саморегулирования, мегаполиса стали субъектами самостоятельного принятия экономических решений и проведения определенной социально-экономической политики на собственных территориях.
В условиях ограниченности собственных финансовых средств, требующихся для реализации проектов социально-экономического развития городов, также отдельных целевых программ, нужно привлекать дополнительные средства с помощью инвестирования, создания условий для привлечения капитала в хозяйствующие объекты на территории города. Помимо того, привлечение инвестиций представляет собой один из наиболее действенных методов преодоления кризисного, посткризисного состояния Российской экономики, также социально-экономического становления государства, региона, города, отрасли.
Привлечение бизнеса с наибольшей эффективностью может осуществляться на тех территориях, где для этого созданы более интересные условия, потому для принятия решения об инвестировании, как в информационном, так и в методическом плане, актуальную роль играет адекватная оценка и прогнозирование привлекательности мегаполиса для бизнеса.
Разработанность темы исследования. Понятие привлекательности территорий является предметом исследований множества российских и зарубежных ученых. Из числа них надлежит выделить В.М. Аньшина, В.В. Бочарова, И.А. Бланка, И.С. Глебову, А.Г. Гиляровскую, Э.И. Крылова, И.И. Ройзмана, Е.И. Чарушину, Ф. Бергера, Ю. Бригхема, Л. Гитмана, У. Шарпа, Т. Коупленда и иных.
Надлежит отметить, что общего унифицированного подхода к объяснению понятия территориальной привлекательности для бизнеса не выработано, каждый интерпретирует это понятие на базе факторов, положенных в его оценку. Наиболее часто привлекательность городов для бизнеса идентифицируется с их инвестиционной привлекательностью.
Несмотря на значительное количество научной и публицистической литературы по вопросам инвестиционной привлекательности муниципальных образований, вопросы повышения инвестиционной активности территории остаются недостаточно исследованными.
Объектом исследования являются города-миллионники Казань, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург и Челябинск.
Предмет исследования - привлекательность городов- миллионников для ведения бизнеса.
Целью работы является изучение привлекательности городов- миллионников для бизнеса.
В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущностную характеристику привлекательности города для ведения бизнеса;
- обобщить факторы, влияющие на оценку уровня привлекательности города с точки зрения бизнеса;
- рассмотреть методики оценки привлекательности города для бизнеса;
- дать общую характеристику развития бизнеса в городах-миллионниках;
- проанализировать систему управления привлекательностью городов- миллионников для бизнеса;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование системы управления ;
- провести сравнительный анализ привлекательности городов- миллионников для бизнеса;
- обобщить зарубежный опыт управления привлекательностью городов для бизнеса;
- предложить направления повышения эффективности деятельности системы управления привлекательностью городов-миллионников для бизнеса;
- разработать рекомендации по повышению привлекательности городов - миллионников для бизнеса.
Теоретическую и информационную основу исследования составили монографическая литература по теме выпускной квалификационной работе, специализированные издания в данной сфере, Интернет-ресурсы, данные Росстата, наблюдения автора.
В качестве методов исследования применялись описание, сравнение, анализ, табличный, графический и количественный методы.
Практическая значимость работы заключается в возможности усовершенствования на основе результатов проведенного исследования процессов управления привлекательностью современных городов для бизнеса.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и приложений.
Подведем итоги по результатам проведенного исследования.
Результаты привлекательность города для бизнеса образуется при взаимодействии двух факторов: благоприятности условий ведения бизнеса в городе и предпочтений субъектов бизнеса как потенциальных инвесторов. Под инвестиционной привлекательностью города подразумевается обобщенная характеристика выгоды, перспективности, результативности и минимизации рисков вложения инвестиций в развитие региона за счет собственных финансовых средств и средств иных инвесторов
В экономической литературе существуют различные подходы к группировке факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность территорий. Приведение факторов и критериев в единую экономикоматематическую модель позволяет оценить конкурентоспособность города с точки зрения привлекательности для бизнеса в динамике и даже сравнить привлекательность разных городов между собой
Существует множество методов оценки привлекательности городов для бизнеса, но анализ этих оценок показывает, что единого универсального подхода к исследуемому процессу не существует. Кроме того, рассмотренные методы имеют различные ориентации по отношению к объекту исследования. Кто - то рассматривает привлекательность слишком узко, например, только как инвестиционную составляющую, кто-то наоборот рассматривает широкий спектр факторов, влияющих на привлекательность города. Зачастую они предполагают использование труднодоступной информации, базируются на сложных методах расчетов, а их результаты противоречивы. Поэтому такие свойства, как популярность среди потенциальных инвесторов, доступность публичного доступа к результатам оценки, гибкость и информативность, сложность, знание отраслевого и городского учета инвестиций и инноваций, обоснованность используемых инструментов и результатов оценки, должны иметь адекватные методы оценки привлекательности города для бизнеса.
Для настоящего исследования в качестве базового индекса была использована методика рейтинга РБК «Лучшие города России по привлекательности для бизнеса».
Проведенный анализ свидетельствует о положительной динамике численности субъектов предпринимательства и о достаточно развитой привлекательной среде для бизнеса на территории городов Казань, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург и Челябинск.
Необходимо положительно оценить результаты деятельности органов местного самоуправления исследуемых городов по реализации полномочий в сфере развития малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что объединение вопросов местного значения и полномочий местных органов власти в их реализации означает не только право местных органов власти действовать в определенных сферах определенным образом, но и обязанность выполнять соответствующие функции и предоставлять соответствующие услуги. Наличие информации о перспективах развития муниципального образования, план мероприятий муниципалитета, наличия административных регламентов предоставления муниципальных услуг и функций в различных сферах муниципального образования, формах и видах муниципальной и государственной поддержки, возможности быстро получить квалифицированную консультацию - все это напрямую влияет не только на количественный состав малых и средних предприятий, действующих на территории муниципалитета, но и привлекательность городов для бизнеса в целом.
Проведенное исследование выявило следующее:
Наибольшая численность населения - в городе Екатеринбурге (1477,70 тыс.чел.), наименьшая - в городе Перми (1041,90 тыс.чел.).Больше всего доходов городского бюджета приходится на одного жителя Нижнего Новгорода - 21,6 тыс.руб. Екатеринбург является аутсайдером по уровню бюджетной обеспеченности: в год на одного жителя города тратится в среднем 12,3 тыс. руб. В год на одного жителя города Казани тратится в среднем 16,1 тысячи рублей. Немалая часть инфраструктуры города Казани в последние годы была построена отчасти за счёт регионального и центрального бюджетов в рамках подготовки к событиям федерального масштаба и выше. На первом месте по объему выполненных работ по виду деятельности Строительство» на душу населения находится город Казань. Значительный объем строительный работ в 2012 - 2013 гг. в Казани обусловлен возведением спортивных объектов. Меньше всего осуществляется строительной деятельности в городе Челябинске. Лидером по обороту розничной торговли на душу населения является город Екатеринбург. Второе и третье места занимают Казань и Пермь. Наименьший оборот розничной торговли на душу населения в Челябинске. Наиболее высокая среднемесячная заработная плата зафиксирована в городе Екатеринбурге - более 41 тыс.руб., наименьшая - в Челябинске (32,7 тыс.руб.). С точки зрения безопасности, наиболее привлекательным для бизнеса является город Нижний Новгород - 12,9 зарегистрированных преступлений на 1000 жителей, а наименее - Челябинск (23,22 преступлений на 1000 жителей).
Наиболее высокий индекс привлекательности бизнеса среди городов у Екатеринбурга. Очевидно, что город имеет больше возможностей для привлечения субъектов предпринимательства благодаря такому фактору как безопасность города. На втором месте по привлекательности для бизнеса располагается город Казань. На третьем и четвертом месте - города Нижний Новгород и Пермь, соответственно. Замыкает рейтинг городов Челябинск. Такой низкий интегральный индекс Челябинска по сравнению с другими исследуемыми городами обусловлен недостаточным уровнем развития строительства, розничной торговли, состояния безопасности и низким уровнем заработной платы. Для городов с низким уровнем привлекательности для бизнеса необходимо разрабатывать меры по улучшению ситуации.
Для того чтобы сконцентрировать усилия на продвижении города, продукции и услуг, маркетинговых исследованиях, анализе и мониторинге, формировании имиджа, комплексном подходе к территориальному маркетингу, рекомендуется создать в городе территориальный маркетинговый Центр - специализированный орган (структуру), который должен заниматься непосредственной реализацией маркетинговой составляющей территории, в функции которого будет входить разработка, координация и контроль реализации территориальной маркетинговой деятельности
Среди основных задач инвестиционной политики города, мы сочли необходимым выделить следующие:
- формирование инвестиционного имиджа города;
- создание и развитие законодательной, организационной, инфраструктурной и информационной поддержки инвестиционной деятельности города;
- мобилизация инвестиционных ресурсов города и обеспечение их эффективного использования путем формирования муниципальных целевых программ для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития города;
- продвижение инвестиционных проектов и программ предприятий города на российский и мировой рынки инвестиционных проектов;
- содействие предприятиям города в привлечении инвестиций.
1. Закон РТ от 21.01.2010 № 7-ЗРТ (ред. от 19.11.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан" (принят ГС РТ 24.12.2009).
2. Закон Нижегородской области № 180-З от 31.12.2004 «О
государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области».
3. Закон Нижегородской области № 4-З от 26.02.2006 «О
государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области».
4. Закон Нижегородской области № 40-З от 11.03.2010 «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве».
5. Постановление Правительства Нижегородской области № 56 от 26.02.2006 «О порядке и условиях предоставления инвестиционным проектам статуса приоритетных, заключения инвестиционных соглашений и контроля за ходом их реализации».
6. Постановление Исполнительного комитета г.Казани от 28.04.2017 №1565 «О программе поддержки малого и среднего предпринимательства в г.Казани на 2017-2019 годы»;.
7. Постановление Исполнительного комитета г.Казани от 18.12.2015 №4431 «Об утверждении Инвестиционной декларации г.Казани».
8. Постановление Мэра г.Казани от 04.08.2015 №104 "О
координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в г.Казани";
9. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от
04.08.2014 № 3043 «Об утверждении Положения о комиссии по
инвестиционной политике и земельным отношениям в городе Нижнем Новгороде и отмене постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 23.08.1994 № 74».
10. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 26.10.2016 г. № 2126 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017 - 2020 гг.».
11. Бабанов А. В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона / А. В. Бабанов // Экономический журнал. - 2012. - №28. - С.88-95.
12. Балыкова Л.Н. Нестерова С.И. Идентификация конкурентоспособности города для бизнеса // Вестник Международного Института Рынка. - 2015. - № 1. - С. 19-25.
13. Бард В.С. Инвестиционный потенциал Российской экономики / В.С. Бард и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 320 с.
14. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / И. С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 6. - С. 82.
15. Глебова И. С. Имидж Республики Татарстан сегодня и завтра/ И. С. Глебова // РЯ-технологии в информационном обществе: Материалы 11 Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. - С. 59-61.
16. Гринчель Б.М. Г85 Методы оценки конкурентной привлекательности регионов: монография / Б.М. Гринчель, Е.А. Назарова. - СПб.: ГУАП, 2014. - 244 с.
17. Депутатова Л.Н., Лутченко М.А. Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2013. - Т.13. - № 2. - с. 215-218.
18. Инвестиции: учебное пособие / под ред. М. В. Чиненова. - М.: КНОРУС, 2014. - 368 с.
19. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Под ред. Перского Ю.И., Каможновой Н.Я. - М.: ТЕКС, 2013. - 472 с.
20. Костылева Н.Е. Инновационные метода повышения конкурентоспособности городов и регионов. - СПб.: ИРЭ РАН, 2015. - 243 с.
21. Ларина Н.И. Региональная экономическая политика властей разного уровня: цели, средства, результат. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2018. - 352 с.
22. Методические рекомендации по разработке и реализации стратегического плана городского развития / Под ред. д.э.н. Б.М. Гринчеля, к.э.н. Н.Е. Костылевой. - СПб.: ИПРЭ РАН, 2011. - 194 с.
23. Минакир П.А. Современные подходы к исследованию проблем пространственного развития// Материалы международной научной конференции Современные проблемы пространственного развития. Моск- ва, 2011. - 623 с.
24. Репченко Н.А., Фокина О.М. Оценка инвестиционной привлекательности региона с учетом инновационного и бюджетно-финансового потенциала региона // Инновации. - 2007. - № 7 (105). - с. 64-67.
25. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике / Ю.В. Савельев; Институт экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. - 516 с.
26. Савчук Т. В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер, 2009. -С.63.
27. Сивелькин В.А. Статистическая оценка инвестиционного климата на региональном уровне / В.А. Сивелькин, В.Е. Кузнецова // Вопросы статистики. - 2003. - № 11. - с. 64-68.
28. Скурихина Е. В. Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, содержание, факторы состояния и развития / Е. В. Скурихина // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 192-195.
29. Смаглюкова Т.М. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона // Экономические науки. - 2010. - № 4. - с. 117-119.
30. Хуснуллин Р.А. Методики оценки инвестиционной привлекательности регионов // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 5. - с. 65-71.
31. Чижов Д. Имидж российских регионов: стратегия и методы
продвижения // Publicity. - 2006. - № 1 (1). - С. 15-18.
32. Бекетова А.М. Обзор методов оценки инвестиционной
привлекательности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL:
http://ekonomika.snauka.ru/2015/04/8301 (дата обращения: 05.01.2018).
33. Гаджиев Д. В. Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 258-261. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/146/40979/ (дата обращения: 12.11.2017).
34. Глебова И.С. Оценка комфортности и привлекательности
жизнедеятельности в городе (на примере г.Казани) // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5.;URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=10020 (дата обращения: 03.01.2018).
35. Доклады главы Администрации города Екатеринбурга [Электронный ресурс]: Официальный портал «город Екатеринбург» - Режим доступа: https://xn--80acgfbsl 1 azdqr.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BB%D 1 %8F%D 1 %80%D0%B0%D0%B1 %D0%BE%D 1 %82 %D 1 %8B/%D 1 %8D%D0%BA%D0%BE (дата обращения: 18.03.2018).
36. Инвестиционные рейтинги регионов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/rankings/#r_1108 (дата обращения 25.12.2017).
37. Инструментарий оценки конкурентоспособности регионов РФ [Электронный ресурс] / Институт региональной политики. — Режим доступа: http.://www.irpex.ru/ (дата обращения 25.12.2017)
38. Исследование «Инвестиционная привлекательность регионов - 2014:
бремя управления». - [Электронный ресурс]. -
http: //raexpert.ru/ratings/regions/2014.
39. Методология дистанционного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. - лектронный ресурс]. - http://www.ra- national.ru/ratings/regions/regions-raiting-investment/regions-invest-metodology-2014/.
40. Мещеряков Т. Имидж города как стратегический фактор
эффективного маркетинга территории [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2 (30). - Режим доступа:
http://www.mecommy.ru/art.php?nArtld=2663. (дата обращения: 03.01.2018).
41. Михалёв И.В., Левченко Т.П. Методические аспекты оценки
инвестиционной привлекательности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/138EVN316.pdf (доступ свободный).
42. Музафаров А. А. Комфортность проживания в городе // Электронный
научный журнал «Экономика региона». - Режим доступа: URL:
http://journal.vlsu.ru/ (дата обращения: 03.01.2018).
43. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в
регионах. - [Электронный ресурс]. -
http://investinregions.ru/investor/useful/rating/general/.
44. Отчеты о работе Исполнительного комитета [Электронный ресурс]: Официальный портал города Казани. - Режим доступа: https://www.kzn.ru/meriya/otchety/ (дата обращения: 18.03.2018).
45. Официальная информация [Электронный ресурс]: Официальный сайт
Администрации г. Челябинска. - Режим доступа:
https://cheladmin.ru/ru/oficialnaya-informaciya (дата обращения: 18.03.2018).
46. Официальный сайт Администрации Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Кйр://нижнийновгород.рф/(дата обращения: 18.03.2018).
47. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.recep.ru/files/
documents/regional_competitiveness_ru.pdf, (дата обращения 22.11.2017).
48. Тетерин Н. Оценка социально-экономической конкурентоспособности региона [Электронный ресурс] / Н. Тетерин. — Режим доступа: http.://www.chinovnik.uapa.ru/modem/article.php, (дата обращения 14.03.2018).
49. Социально - экономическое развитие города [Электронный ресурс]: Официальный портал «Муниципальное образование город Пермь». - Режим доступа: http://www.gorodperm.ru/actions/strategy/(дата обращения: 18.03.2018).
50. Юсупова Л.М. Инвестиционный потенциал региона: сущность и
факторы / Л.М. Юсупова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/9/yusupova.pdf(дата обращения 25.12.2017).