Введение
1. Психолого-педагогические основы этнокультурного образования 15
1.1. Общепедагогические и психолого-возрастные аспекты поликультурного
образования
1.2. Поликультурное образование в условиях модернизации российской
школы 20
2. Этнокультурное содержание школьных курсов географии 21
2.1. Личностные результаты этнокультурного образования в обучении
географии 21
2.2. Предметные результаты этнокультурного образования в обучении
географии 29
2.3. Реализация этнокультурного образования при изучении регионального
компонента 38
3. Обобщение опыта работы по использованию этнокультурных аспектов в
обучении географии 43
3.1. Формы и методы этнокультурного образования средствами школьной
географии 43
3.2. Методическая разработка внеурочного мероприятия 50
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложение
Международная комиссия по образованию ЮНЕСКО (1997 г.), Хартия Земли, Люцернская декларация, Государственная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», Федеральный Государственный Стандарт общего основного образования включают идею воспитания и обучения, призванных содействовать привитию уважения к другим культурам, религиям, традициям, языкам, ценностям народов мира и России.
Актуальность темы связана с идеями гуманитаризации содержания российского образования, провозглашённой в 90-х годах XX века Декларации «Тысячелетие», объявившей толерантность является одной из фундаментальных ценностей XXI века.
Согласно федеральному государственному стандарту основного и среднего (полного) образования результаты обучения включают личностные метапредметные и предметные достижения.
Вопросы образования на современном этапе развития общества все чаще становятся объектом общественного внимания во всем мире. В условиях научно-технической революции экономическое, социальное, идеологическое значение образования резко возрастает.
В настоящее время на передний план выходят проблемы повышения экономической конкурентоспособности страны в зависимости от эффективности функционирования системы образования, что вынуждает отечественное образование проводить серьезные реформы в этой области, изучая опыт разных стран по наиболее актуальным вопросам перспективы для этого.
Одной из важнейших проблем современного образования является проблема поликультурализма, которая приобретает все большее значение для современной образовательной теории и практики, привлекая значительное внимание мирового педагогического сообщества.
Важность культурной подготовки учителей изучается в работах Гессена С.И., Загашева И.О., Заир-Бека С.И., Кутырева В.А., Лотмана Ю.М., Максимова С.Л., Шевнюк О.Л., H. Essinger; этнопедагогический аспект подготовки будущего учителя рассматривается в трудах Тысячной С.В.; аспекты профессиональной подготовки учителей в поликультурномобразовательном пространстве описаны в работах Авксентьевой О.И., Болотовой В.А., Исаевой Е.И., Слободчиковой В.И., Шайденко Н.А.; подготовка учителей в западноевропейских странах рассматривается Пуховской Л.П., стороны мультикультурной подготовки учителей в Великобритании, Германии, Франции и Польше отражены в работах Авксентьевой О.И., Андреевой Г.А., Воробьевой Н.Е., Новацкой У., Савиной А.К. , Ширина А.Г.
В настоящее время большое внимание уделяется этнокультурному образованию, обеспечивающему духовно-нравственное воспитание личности, формирование этнокультурной идентификации, которая состоит, прежде всего, в развитии положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа.
Объект исследования: процесс поликультурного образования учащихся. Предмет исследования: педагогические и методические условия использования этнокультурных аспектов в обучении географии
Цель: рассмотрение методик и проблем изучения этнокультурных и поликультурных аспектов в школьных курсах географии.
Задачи:
1. Выявить психолого-педагогические основы этнокультурного образования.
2. Изучить общепедагогические и психолого-возрастные аспекты поликультурного образования.
3. Раскрыть этнокультурное содержание школьных курсов географии.
4. Выявить формы и методы этнокультурного образования средствами школьной географии.
Основными методами исследования являются: метод теоретического анализа философской, психологической, педагогической литературы, изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, педагогический эксперимент, систематизация, обобщение.
Источники исследования: труды отечественных и зарубежных культурологов, этнологов, социологов, педагогов, историков педагогики; законодательные, нормативные и программно-методические документы, научные труды по вопросам этнокультурного образования.
Теоретическая значимость работы: создание концептуальной теоретической основы этнокультурного образования, описание структурной модели, форм и средств этнокультурного образования. Углублении образовательной парадигмы, направленной на сохранение и развитие русской этнокультуры через приобщение подрастающего поколения к ее ценностям, способствующим сохранению единого социокультурного пространства страны, воспитанию толерантного отношения к многокультурному миру.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения трех глав, заключения и списка литературы. Во введении представлена актуальность, теоретическая разработанность проблемы, цели и задачи. Первая глава посвящена изучению теоретической основы этнокультурного образования, раскрытию психолого-педагогических основ этнокультурного образования, выявлению психологических аспектов поликультурного образования.
Во второй главе представлен этнокультурный компонент в современном образовании и его региональное воплощение, проанализированы основные формы и средства этнокультурного образования. В третьей главе разработка внеурочного мероприятия. В заключении представлены основные выводы по всей работе.
По мнению Л.Н. Гумилева, общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов невозможна, поскольку все этносы, имеют различный вмещающий ландшафт и различное прошлое, формирующее настоящее, как во времени, так и в пространстве. Федеральный образовательный стандарт обращает внимание на сохранение языкового и культурного разнообразия России, стран мира.
Доминантой новой глобальной цивилизации, по мнению В.Д. Сухорукова, становится духовная сфера, где главным субъектом действительности становится человек, обладающий ярко выраженным духовным началом.
Более высокий и необходимый уровень межэтнический отношений - это уважение к представителю другой культуры, то, что в советское время называлось дружбой народов. Дружба, основанная на уважении, даже симпатии к носителям иной культуры, - вот что можно считать необходимой основой мультикультурализма. В основе уважения лежит знание сильных сторон культуры данного этноса, данной страны, и в первую очередь, знаний о культуре в узком значении слова - художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, театра и кинематографа [42, с. 12].
Как тут не вспомнить «Золотую степь» в исполнении казахского ансамбля им. Курмангазы, фильм Резо Чхеидзе «Отец солдата», повесть Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», калмыцкий чечердык, татарскую песню «Киек казлар», еврейскую «Хавунагиву», Шуберта и (или) Гуно «Аве Марию», «Лунную сонату» Бетховена, Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», фильм Алехандро Гонсалес Иньярриту «Вавилон» и т. д.
В рамках достижения личностных и предметных результатов освоения образовательных программ необходимо изучение и воспитание собственной национальной культуры в сочетании с уважительным отношением к другим национальным культурам. Безконфликное проживание в полиэтнической среде возможно, если каждый будет помнить изречения: «Он не чужой, он - другой», «любя своё, уважай чужое».[34]
Поликультурное образование в России в основном основано на принципе первой модели - междисциплинарной, что отражено в концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, составляемой участниками учебного процесса, включение необходимого этнокультурного и регионального содержания в федеральный уровень образования строится на принципах идеологического и тематического единства и системный контент, значимость и научная объективность, образовательный эффект и личный опыт студентов.
Процесс глобализации, на который влияет современная система образования в европейских странах, предлагает решить две проблемы: с одной стороны, проблемы интернационализации образовательного пространства, а с другой - сохранение многовековых культурные и педагогические традиции каждой отдельной страны. Самым важным компонентом современного образовательного пространства, на наш взгляд, может быть развитие демократических основ европейского общества и открытость к ценностям других культур, но вместе с тем и образовательная идентичность. Региональные исследования могут способствовать пониманию различий и сходства образовательных систем европейских стран.
При формировании этнокультурных концепций, учителя должны строить свою деятельность по этнокультурному образованию на основе возраста и индивидуальных особенностей школьников, поэтому содержание использованного этнического материала должно быть доступным и творческим для восприятия и запоминания детьми. В настоящее время необходимо использовать этнический материал, чтобы преодолеть потребительское отношение к природе, способствовать нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения. Через привитие любви к родине необходимо сформировать уважительное отношение к местной этнической группе и повысить интерес к обычаям и традициям жителей нашей страны.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1645, от 31.12.2015 г. №1578) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
5. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512.
6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего
образования»http://www■garant■ru/products/ipo/prime/doc/55071318/.
8. Конвенции о правах ребенка в ст.29, 30. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
Стандарты
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М - во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения).
Печатная периодика
11. Российская газета от 4 января 2013 года. Федеральный закон об образовании в Российской федерации.
12. Болбас В.С. Этнокультурное воспитание школьников в условиях глобализации / В.С. Болбас // сборник научных статей. -Душанбе: ЭР-граф, 2010. -С. 181-188.
Диссертации
13. Максимова С.Л. Образовательная практика и образовательное знание: дис. ... доктора филос. наук:09.00.01/ Максимова Светлана Анатольевна - Екатеринбург: Изд. УГУ, 1999. - 245 с
14. Сулейманов, И.Т. Становление и развитие поликультурного образования в Германии : дис. ... канд. пед. наук / Сулейманов И.Т. - Ульяновск, 2010. - 244 с.
15. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : Дис. ... д-ра пед. наук 13.00.01 / Поштарева Т.В.; Федеральное агентство по образованию РФ, Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2007. - 512 с. -Библиогр.: - С. 460-503.
16. Хакимов, Э.Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода : дис. ... д-ра пед. наук /Э.Р. Хакимов. - Ижевск, 2012. - 296 с.
Книги, монографии
17. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся / Здравоохранение Российской Федерации. 1997. №3. - С. 29-33.
18. Балицкая И.В. Поликультурное образование. - Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2007. - 60 с.
19. Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 5. - С. 59-62.
20. Борисенков, В.П.Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки [Текст] / В.П, Борисенков //Педагогика. - 2004. - №1. - С. 3-10.
21. Буторина Т.С. Национально-региональный компонент в образовании и воспитании в условиях Архангельской области // Национально-региональный компонент образования (для школ Архангельской области). Архангельск, 1994.
22. Выготский Л.С. Психология развития личности. - М.: Смысл, 2009. - 770 с.
23. Герасименко Т.И. Поликультурный трансграничный регион: опыт
этнографических и историко-географических исследований // География в поликультурном мире: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию Ассоциации учителей географии России (1-3 ноября 2010 года ТГГПУ, г. Казань) / Под ред. И.Т. Гайсина, Г.С. Самигуллиной. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010 - С. 26-30.
24. Георгян А.Р. Формирование гражданской идентичности детей дошкольного возраста на основе этнокультурной осведомленности. - Режим доступа: www.rusnauka.com (дата обращения: 04.01.15).
25. Дмитриев, Г.Д Многокультурность как дидактический принцип [Текст] /Г.Д. Дмитриев // Педагогика. - 2000. - №10. - С. 6-14.
26. Ибрагимова Л. А. Современные подходы к пониманию системы поликультурного образования // Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликультурного пространства России. - Нижневартовск : НГГУ, 2008. - С. 48-52.
27. Козленко С.И. Сущность регионального компонента обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2001.
28. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова. - 2 изд. - М.: МГУКИ, 2011.
29. Краевский, В.В. Общие основы педагогики. - М: Академия, 2003. - С. 13.
30. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Центральная академия, 2009. - С. 232.
31. Леднев В.С.Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М., 1980.
32. Лобжанидзе А.А. Поликультурное образование и школьная география в России // География в поликультурном мире: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию Ассоциации учителей географии России (1-3 ноября 2010 года ТГГПУ, г. Казань) / Под ред. И.Т. Гайсина, Г.С. Самигуллиной - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010 - С. 3-9.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
33. Лобжанидзе А.А. Этнокультурная парадигма современного географического образования //География в школе.-2006.-№7.-С.32-34
34. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX - 90-е гг. XX в.) // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики: монография: в 2 т. М., 2000. Т. 1.
35. Самигуллина Г.С. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ АСПЕКТЫ. В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике Сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 40 - 46.
36. Самигуллина Г.С. Реализация идей поликультурного
образования в школьной географии / Г.С. Самигуллина, Л.З. Емузова //
География в поликультурном мире: Материалы II Всероссийской научнопрактической конференции с Международным участием (Казань, 3-4 марта 2014 г.) / Отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань, 2014. - С. 215-226.
37. Самигуллина Г.С., Раннак М.С.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В сборнике: Развитие творческого
потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход Материалы Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием. 2015. С. 269-277.
38. Стрельникова Т.Д. Поликультурное образование в условиях модернизации российской школы // География в поликультурном мире: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию Ассоциации учителей географии России (1-3 ноября 2010 года ТГГПУ, г. Казань) / Под ред. И.Т. Гайсина, Г.С. Самигуллиной. - Казань: иИзд-во ТГГПУ, 2010. - С. 10-15.
39. Супрунова Л.Л Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Л.Супрунова, Ю.С.Свиридченко; под ред. Л. Л. Супруновой. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с. — (Сер. Бакалавриат)
40. Сухарев А.В., Бухарева С.Л. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах // Вопросы психологии 2005, №6. - С. 82-90.
41. Тройникова, Е.В. Технология социально-профессиональной подготовки студентов к международному сотрудничеству / Е.В. Тройникова // Образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 12-14.
42. Туний А.Н.Цели, содержание, направления регионализации образования // Регионализация содержания образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. Тюмень, 2008.
43. Файбусович Э.Л. Основа поликультурализма - высокий общекультурный уровень / География в поликультурном мире: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием (Казань, 3-4 марта 2014 г.) / Отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань, 2014. - С. 12-16.
44. Файбусович Э.Л. Размышления скептика // География в поликультурном мире: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию Ассоциации учителей
географии России (1-3 ноября 2010 года ТГГПУ, г. Казань) / Под ред. И.Т. Гайсина, Г.С. Самигуллиной. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010. - С. 30-33.
45. Харисова Л.А. Воспитание Россиянина в условиях поликультурного образования. - Внешкольник. 2010. №4 (139). С.15-22.
46. Хартия Земли в Татарстане. - 2-е изд., доп. - Казань: Заман, 2007. - 240 с.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
47. Хаубрих Х. Люцернская декларация: географическое
образование для устойчивого развития / Х. Хаубрих, С. Рейнфред, И. Шлейцер // Г еография и экология в школе 21 века. - 2008. - №1. - С. 35-41.
48. Шукаева Т.М. Выявление актуальных направлений и задач модернизации педагогической системы школы на основе требований ФГОС и концепции «Наша новая школа»/Л.А. Харисова, Т.М.Шукаева. - М., 2012.
49. Шукаева Т.М. Оценка деятельности учреждений общего образования по формированию универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС//Педагогическое образование и наука. -2013.- № 5. -С. 5456.
Электронные ресурсы
50. Толковый словарь живагоВеликорусскаго языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: slovardalya.ru