Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Работа №30013

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
868
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I Предпосылки становления и развития дистанционного
образования в высшей школе 10
1.1. Предпосылки возникновения развития дистанционного
образования 10
1.2. Основные подходы и принципы дистанционного образования 24
1.3. Особенности дистанционной формы обучения 32
Выводы по первой главе 39
Глава I Организационное обеспечение дистанционного образования....41
2.1. Перспективы развития системы дистанционного образования 41
2.2. Организационно-педагогические условия развития дистанционного образования в высшей школе 53
2.3. Проблемы и противоречия внедрения дистанционного обучения в высшей школе 62
2.4. Экспериментальная часть 68
Выводы по второй главе 74
Заключение 75
Список используемой литературы 79
Приложения 80


Исследование показывает, что в современном мире необходимо умение перестраиваться под современными требованиями и условиями рынка труда.
Образовался контингент лиц, нуждающихся в образовательных услугах, в реучивании. Как показывает практика, традиционная система получения образования не всегда является возможным по разным причинам.
В связи с этим возникает необходимость внедрения новшеств в образовательную систему, поиск альтернативной формы обучения. Подходящую форму в информационном обществе нашла дистанционное образование, которое сможет решить ряд проблем, возникающих со здоровьем человека, то есть, ограниченные возможности человека не могут позволить непрерывным, систематичным обучением. Еще одной проблемой служит географическая недоступность или ряд причин, которые связаны с ценностями жизни, то есть на первое место ставится личная жизнь и забота о материальной обеспеченности семьи.
Именно дистанционное образование является решением возникающих проблем.
Преимущества дистанционного образования велики. Дистанционное образование позволяет строить индивидуальный план для обучающегося, позволяет удовлетворить потребности обучающегося в услугах получения знаний в удобном и комфортном для него режиме. Дистанционное образование позволяет интегрировать профессий или одновременно сочетать несколько видов деятельности.
Данная форма обучения позволить быстро освоить востребованных для общества профессий и удовлетворить обучаемого формой подачи информации.
Развитие дистанционного образования выпадет на XX - начало XXI века. Он представляет собой результат исторического развития.
Он приспособлен новым требования современного информационного общества и удовлетворяет потребности образования.
Сейчас остро возникает необходимость выявить целесообразные границы применимости для решения разных педагогических задач, возможности оптимизации его интеграция с другими формами обучения.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изолированно рассмотреть систему контроля дистанционного образования.
Многие источники характеризуют дистанционное обучение как удачный вариант в системе образования. Несмотря на то, что оно занимает высокую эффективность в сфере образовательных услуг, многие вопросы, касающиеся контроля выпускных или аттестационных работ, выпадает из поля зрения.
Многие негативные оценки, которые перетекают из теории на практику, проявляют себя уже в сформированных специалистах.
Система контроля дистанционного обучения является одним из важных подсистем. Ключевым в данной форме обучения является обратная связь, включая оценку успехов обучающихся в высшей школе, так как преподаватель, как правило, мало контактирует со студентом.
В данной области были достигнуты впечатляющие успехи. Некоторые формы контроля и проверки знаний были опровергнуты, как заведомо неприемлемый способ, позволяющий проверить способность студента к запоминанию. Необходимо сконцентрировать на умение анализировать студента проблемные ситуации, интегрировать теоретический материал с собственным опытом, синтезировать решения. Данные функции реализуются в текущих письменных, итоговых и в аттестационных процедурах, которые организовываются раз в месяц.
Немаловажную роль играют предоставляемые студенту возможности самоконтроля, которые в учебниках даются в виде вопросов и ответов.
В отличие от часто используемых заключительных тестов эти вопросы равномерно распределены по тексту с тем, чтобы не столько контролировать студента, сколько стимулировать его активность.
Специфика образования характерно не только контролировать студента, столько помогать находить решения.
Тем не мене итоговый письменный экзамен довольно строго регламентируется и проводится в очной форме. Преследуя данную форму, запечатанные пакеты с экзаменационными билетами одновременно направляются по всей России. Данная система работает также в обратном направлении, то есть, когда ответы экзаменующих направляют для проверки.
Второй уровень системы контроля нацелен на проверку и согласование работы самих проверяющих. Ориентируется он на повторную проверку письменных работ, статистический анализ уровня и распределения оценок преподавателей, работа по согласованию экзаменационных оценок по всем странам, в которых проходит обучение.
Проблема: каковы принципы, особенности формирования и развития дистанционного образования.
Темой диссертации исследования является «Формирование и развитие дистанционное образования в высшей школе»
Целью данного исследования является дать целостную картину формированию и развитию дистанционного образования в высшей школе. Объектом исследования является система дистанционного обучения.
Предмет исследования - формирование и развитие дистанционного обучения.
Для достижения поставленной цели нам необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
- Выявить предпосылки возникновения развития дистанционного образования;
- разработать основные подходы классификации дистанционного образования;
- рассмотреть особенностей дистанционной форы обучения;
- изучить перспективы развития системы дистанционного образования в высшей школе;
- рассмотреть организационно - педагогические условия развития дистанционного образования в высшей школе;
Источники Источниковедческим материалом для исследования темы послужили научная учебная литература, исследования отечественных и зарубежных исследователей по вопросам развития одаренности в зарубежной и российской системе образования. Фундаментальные теоретические труды как западных, так и отечественных ученых, интернет ресурсы. Их названия представлены в списке литературы.
В центре нашего исследования - теоретические аспекты и практика дистанционного обучения в системе образования. Данная проблема представляет большой интерес, поскольку это исследование дает возможность углубленно изучить всю систему современной формы обучения.
Основным предметом нашего педагогического исследования является изучение развития дистанционного обучения. В центре внимания - эффективность дистанционного образования.
Много работ посвящено проблеме дистанционного обучения. Одним из доминирующих, на наш взгляд, является работа В.И. Солдаткина. В его работе четко сформулированы понятия и принципы дистанционного обучения, как один из форм получения образования. В полной мере раскрыта роль и его место в системе непрерывного образования. Немаловажное место занимает изучение подхода к формированию дидактик дистанционного обучения и дана обширная характеристика ее элементов. Наиболее широко представлены образовательные учреждения, в которых развита технология дистанционного образования.
В работе В.П. Тихомирова наиболее четко представлен прогноз развития информационного общества и места дистанционного образования в мировом контексте.
Более четко выражены методологические основы дистанционного образования в работах отечественных деятелей в сфере педагогики.
С позиций достижений теории и практики в работе Т.А. Васильковой раскрываются проблемы образования, воспитания и дидактики взрослых. Рассмотрены конкретные инновационные технологии дистанционного и модульного обучения, обучения незанятого населения.
Одним из таких людей, полно раскрывающих организацию дистанционного обучения, считается О.П. Околев. Он предполагает организацию обучения на базе компьютерных технологий и технологий всемирной сети для управления подготовки рабочих и студентов, которые нуждаются в профессиональных, теоретических знаниях.
В.А. Яровенко также уделяет немаловажное значение дистанционному обучению. Он раскрывает методологические основы дистанционного обучения.
К новым информационным технологиям в дистанционном обучении посвящена работа В.В. Давыдов, В.Г. Домрачев, А.А. Иванков, Т.В. Ковалева, В.Н. Лазарев, А.Н. Тихонов.
Научная новизна настоящего исследования состоит в следующем:
1. На основе анализа различных методологических подходов к понятию «дистанционное образование» дана достаточна подробная характеристика сути и содержания этого понятия.
2. Определены тенденции формирования и поэтапного развития дистанционного образования.
3. Выявлены типы, принципы, формы, методы удаленного обучения.
4. Выделена периодизация развития и становления дистанционного образования в России и за рубежом. I этапом выделяют становление так называемой заочной формы обучения. II этап можно указать становление удаленного доступа. Является как особая форма самостоятельного образования, III этапом отмечают исследователи развитие и утверждение классических форм образования в удаленном доступе.
Теоретическая значимость исследование состоит из уточнения содержания программы дистанционного образования. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории дистанционного образования. В формировании и создании единой дидактики. Происходит модернизация в образовательной среде и способах и формах реализации образовательного процесса. Значимость в том, что появляются усовершенствованные учебные программы, использование более экономичных средств обучения как для обучаемых, так и для преподавателей.
Практическая ценность исследования состоит в том, на основе исследования разработалось и планируется внедрить систему контроля в процессе обучения дистанционной формой. Исследование состоит в возможности применения результатов исследования в курсах по педагогике, при создании специальных курсов и учебной пособии, программ дистанционного обучения студентов.
Апробация основных положений и выводов данного исследования была осуществлена на семинарах, заседаниях кафедры педагогики.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, экспериментальной части, заключения, библиографии и приложения.
Введение исследования обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения.
Первая глава «Исторические предпосылки формирования и развития дистанционного образования. Раскрываются предпосылки возникновения.
Рассмотрены особенности дистанционной формы обучения, основные подходы и принципы дистанционного образования».
Вторая глава диссертационной работы «Перспективы развития дистанционного образования, организационно - педагогические условия, проблемы - педагогические условия развития дистанционного образования».
В заключении формулированы основные выводы по проблеме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История дистанционного образования все больше доказывает о его адекватности к современным потребностям общества, которые связаны с образованием во всем мире. В связи с возникновением новых технологий, методы дистанционного образования постоянно меняются. Выбирая в себя все самые лучшие черты появляются все самые новые технологии, которые позволяют широкие возможности обучаемым и обучающим. Необходимо отметить, что дистанционная форма обучения развивается не по возможностям системы, а по традиционной системе, то есть по желаниям организаторов. Исходя из данной ситуации, можно сделать вывод, что дистанционное образование стало одной из самых современных и востребованных систем образования, который развивает финансы. В полнее уместно утверждать, что наука ждет радикальных разрешений самых острых проблем модернизации высших учебных заведений.
Проведенные нами исследование дает нам возможность сделать выводы, подтверждать поставленных задач.
Нами было выявлено предпосылки возникновения развития дистанционного образования, изучена история развития, сложности и нюансы в прогрессирующем процессе. Постарались выяснить основных подходов классификации дистанционного образования. Рассмотрели и изучили особенностей дистанционной формы обучения. Изучили этапы развития. Особое внимание уделили изменению содержания образования, которые в большинстве случаев обусловлены развитием процесса информатизации общества.
Большое внимание уделили изучению перспектив развития системы дистанционного образования в высшей школе. Как выяснилось, перспектива дистанционной формы обучения в высшей школе высокие. Все больше и больше высших учебных заведений расширяют количество и контингент обучающихся на мировом уровне. Перспектива высшей школы в данном случае отражается не только первенство среди других ВУЗов или в статусе, но и решает многие другие притекающих проблемах, в первую очередь экономическую проблему высшего учебного заведения. Экономическая независимость решает многочисленные проблемы, как современные технологии, связь со многими мировыми ВУЗами, онлайн конференции, тренинги на мировом масштабе, обмен студентами, опытом.
Рассмотрели и изучили организационно - педагогические условия развития дистанционного образования в высшей школе.
Развитие дистанционного образования соответствует современным требованиям. Человеческие потребности позволяют все шире и шире открывать новые возможности информационной системы обучения.
Как и сам процесс, так и методы организации дистанционного обучения склонны к постоянным изменениям. Вместе с практикой развивается и историческое осмысление. Создаются очень много программ по эффективным процессам деятельности.
Использование самых эффективных технологий позволяют добиваться еще больше успеха как обучаемому, так и самой высшей школе.
Дистанционное образование, как продукт развития XXI века является наиболее новой, но темп развития страется шагать в ногу со временем. В связи с этим дистанционное образование стало в современной России одной из модных идей, активно развиваемых и финансируемых.
Методическая наука вправе ожидать от дистанционной формы обучения радикальных решений актуальных проблем модернизации высшей педагогической школы.
Изучение опыта становления дистанционного образования позволяет определить тенденцию перехода данной формы учебно- воспитательной деятельности в качественно новое состояние.
Внедрение дистанционного образования в отечественную систему в образование высшей школы обусловлена необходимостью выполнения ряда условий. Комбинация нескольких форм образовательного процесса, создание информационного материала, способность пользоваться информационными технологиями.
Принципиально важным является понимание новой формы, который требует подготовленных кадров. Для эффективности образовательного процесса, где 90% требует самостоятельности, важное место занимает профессиональная помощь педагога.
Остается острая проблема по оснащенности информационными технологиями. Примыкающей к этой проблеме имеется еще один недостаток, это низкий уровень подготовки программистов.
Развитие дистанционного образования посредствам информационных технологий предполагает полный переход, а не частичные моменты обучения. Предполагает создание единого информационно- образовательного пространства, куда можно включить все необходимые информационные источники, материалы. Онлайн обучение, виртуальные и электронные библиотеки, доступ к Источниковой базе, онлайн консультации, быстро доступные электронные учебники, методические разработки, правила оформления необходимой документации для образовательного процесса.
Принципиально важным является роль преподавателя в дистанционной форме обучения. Роль преподавателя традиционной и дистанционной формы очевидны и формально разграничены, но тем не менее, на практике заметна их интегративный процесс. Взаимодействие двух педагогов традиционной и дистанционной формы порождает профессиональных, межличностных проблемных ситуаций. Кроме того, в данной ситуации появляется методист-программист, от которого также зависит качество образования.
Изучения показали, что появляются проблемы, которые связанные со специализированной подготовкой субъектов дистанционного образовательного процесса.
Все это требует огромного пласта практической работы.
Факторы, которые были перечислены и проблемы организации процесса требует расширять знания по данному профилю.
Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.



1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 4452 от 18.12.2002 г. «Об утверждении Методики применения образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации»,- М.: 2002,- №
6. - С. 25
2. Абдуллина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О.А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1993. - №3. - С. 165-170.
3. Андрианова, Т. В. Современные тенденции информатизации и медиатизация общества/ Т.В. Андрианова, А.И. Ракитов. - М.: ИНИОН, 1991. - 115 с.
4. Анисимов, О. С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения / О.С. Анисимов. - М.: АПН., 1989. - 127 с.
5. Анчишкин, А. Я. Наука, техника, экономика / А.Я. Анчишкин. - М.: Экономика, 1989. - 383 с.
6. Апачев, Е. С. Выбор оптимального метода передачи учебнометодической информации студентам заочной формы обучения. Фундаментальные основы создания наукоемких и высокотехнологических приборов / Е.С. Апачев, И.А. Булатов, Е.Н. Кулемина. - М., 1997. - 12-13 с.
7. Аристова, Л. П. Активность учения школьников / Л.П. Аристова. - М.: Педагогика, 2001. - 234 с.
8. Афанасьев, В. Г. Человек в управлении обществом / В.Г. Афанасьев. - М.: Просвещение, 2005. - 238 с.
9. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 251 с.
10. Багиров, Э. Г. Очерки теории телевидения / Э.Г. Багиров. - М.: Искусство, 1978. - 151 с.
11. Бажин, И. И. Структурные особенности дистанционного обучения / И.И. Бажин // Информационные технологии в экономике, менеджменте и бизнесе. Проблемы науки, практики и образования: материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Киев, 2002. - 41- 44 с.
12. Батюкова, 3. И. Интеграция России в мировое образовательное пространство / З.И. Батюкова. // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 98-102.
13. Бершадский, А. Н. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий: / А.Н. Бершадский, И.Г. Кревский. - Пенза. - Изд-во ПГТУ. - 2005. - 54 с.
14. Богданова, Д. А. Проблемы дистанционного обучения в России / Д.А. Богданова, А.А. Федосеев // Информатика и образование. - 1996. - № 4- 5. - С. 68-69.
15. Волов, В. Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы,
перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. - Самара: Российская Академия наук: Самарский научный центр, 2000. - 137 с.
16. Вопросы истории и перспективы развития высшего заочного педагогического образования РСФСР / С.М. Арлазарова. - М.: МГЗПИ, 1985. - 132 с.
17. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т.П. Воронина, В.П. Кашицын, О.Т. Молчанова // Методологические аспекты. М.: «Информатика», 1995. - С. 56-62.
18. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения / К.Н. Цейкович, Л.Н. Тарасюк, Н.И. Давыдович. - Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов. - М.: Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов, 1994. - 189 с.
19. Высшая школа России: состояние и проблемы развития / М.: Г осударственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 2004. - 83 с.
20. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 269 с.
21. Гришунин, С. И. Информационное общество: возможность и
реальность / С.И. Гришунин // Вестник РАН. - М., 1993. - № 6. - С. 559- 562.
22. Дмитриева, В. Ф. Дистанционное обучение: сущность, проблемы внедрения / В.Ф. Дмитриева, В.А. Прокофьев, П.И. Самойленко. - 1996. - № 11-12. - С. 37-40.
23. Домрачев, В. Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В.Г. Домрачев // Высшее образование в России. - 1994. - № 3. - С. 10-12.
24. Домрачев, В. Г. Дистанционное обучение на базе электронной почты / В.Г. Домрачев, А.С. Багдосарян // Высшее образование в России. - М., 1995. - № 2. - С. 79-86.
25. Жафяров, А. Ж .// Дистанционная система образования (Концепция и
опыт ее реализации в педвузах и школах) / А. Ж. Жафяров. - Новосибирск.: Новосибирский государственный педагогически
унститутта, 1995. - 181 с.
26.3акрутаева, Н.М. Проблемы дистанционного обучения / Н.М. Закрутаева // Информатизация образования в Республике Татарстан: опыт, проблемы, перспективы. - Казань, 2006. - С. 182-183.
27. Зуев, К. А. Компьютер и общество: К.А. Зуев. - М.: Политиздат, 1990. - 314 с.
28. Иванников, А. Развитие сети телекоммуникаций / А. Иванников, А. Кривошеев, Д. Куракин // Высшее образование в России. - М., 1995. - №2. - С. 87-93.
29. Информационные технологии в образовании / И. Бобрищева-Пушкина, Д. Богомазова, О. Родионова. - 1998. - 31 марта. - №12. - С. 6-7.
30. Коймин, В. А. Информатика и дистанционное обучение: пособие для преподавателей, учителей и студентов педагогических вузов. / В.А. Коймин. - М.: Научная книга, 1996. - 98 с.
31. Колмогоров, В. П. Теоретические и практические аспекты развития дистанционного образования в Российской Федерации / В.П. Колмогоров, Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко // Образование. - 2000. - № 1. - С. 42-54.
32. Кузяева, С. Р. Дистанционное профессиональное образование будущих учителей в России / С.Р. Кузяева. - М., 2001. - 24 с.
33. Кулемина, Е. И. Дистанционное обучение в реформировании системы образования / КулеминаЕ.Н. - М., 1998. - 147 с.
34. Кулемина, Е. И. Дистанционное обучение и его социальные аспекты. Человек в системе социальных отношений: учебник для вузов / Е.Н. Кулемина. - М.: Фонд Новое тысячелетие, 1997. - 121 с.
35. Кухаренко, В. И. Этапы развития дистанционного обучения в университете / В. И. Кухаренко // Тезисы докладов Пятой Международной конференции по дистанционному образованию. - М.: - 1998. - С. 7-8.
36. Околелов, О.П. Дидактическая специфика открытого образования /
О.П. Околелов // Педагогика. - 2001. - №6. - С. 45 - 52.
37.Осипов, М. А. Возрастание роли инфраструктуры вуза в условиях современного экономического развития / А.М. Осипов. - С.-Пб: Изд. С,- Пб университета, 1994. - 14 с.
38. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране / М.: Высшая школа, 1987. - 78 с.
39. Полат, Е. С. Дистанционное обучение: организационный и
педагогический аспекты / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 1996. -№3. - С. 87-91.
40. Поляков, А. Системы дистанционного образования / А. Поляков // Новые знания. - 1996,- № 3,- С. 34-35.
41. Попов, Е. Е. Услуги образования и рынок / Е.Е. Попов // Российский экономический журнал. - 1972. - № 6. - С. 43-49..
42. Рейзема, Я. В. Информатика социального отражения: информационные и социальные основания общественного разума / Я.В. Рейзема,- М.: Прометей, 990. - 221 с.
43. Роберт, И. В. Информатизация образования / И.В. Роберт. - М.: РАО, 2002. - 195 с.
44. Тихомиров, В. М. Современное состояние и актуальные проблемы дистанционного образования / В.М. Тихомиров // Тезисы докладов Пятой Международной конференции по дистанционному образованию. -М., 1998,-С. 3-4.
45. Тихомиров, В. М. Современное состояние и актуальные проблемы дистанционного образования / В.М. Тихомиров // Тезисы докладов Пятой Международной конференции по дистанционному образованию. -М., 1998,-С. 3-4.
46. Тихонов, А. Н. Технологии дистанционного обучения в России/ А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников // Высшее образование в России. - 1994. № 3 - С. 3-10.
47. Щенников, С. А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников,- М., 2002. - 181 с.
48. Щенников, С. А. Дистанционная образовательная сеть / С.А. Щенников, Л.И. Клева // Педагогика. - 2005. - №3. - С. 8 - 15.
49. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ