Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Работа №29952

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
629
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Основная часть 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1. Творческие способности как педагогическая категория 6
1.2. Психолого-педагогические особенности подростков 17
1.3. Потенциал физико-географических дисциплин для творческого развития.31
2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ 47
2.1. Общая характеристика современных педагогических технологий 47
2.2 Интерактивная песочница как одна из форм творческого развития школьников. Экскурсионная деятельность 64
2.3. Организация и результаты опытно-экспериментального исследования по
формированию творческих способностей на уроках физической географии в 8м классе 68
Заключение 82
Список использованных источников 88
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность. Процессы обновления, идущие в системе российского образования, выдвигают новые требования к подготовке подрастающего поколения. Если раньше задача обучения сводилась к формированию знаний, умений, навыков, то современная ситуация требует непосредственной подготовки школьников к реальной жизни, способных, практически решать жизненно важные и профессиональные проблемы, реализовывать творческий потенциал в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Сегодня молодое поколение должно иметь активную мировоззренческую позицию, а для этого необходимо формирование устойчивой потребности в знаниях и как следствие хорошо развитой мотивационной сферы подростков, что будет непосредственно способствовать развитию их творческих способностей, саморазвитию и самосовершенствованию. Творческая личность всегда готова к поиску нестандартного решения проблемного вопроса, задания, созданию новых ценностей.
Деятельность обучаемых, которая пораждает совершенно новое, уникальное, неповторимое, оригинальное можно назвать творчеством. Творчество всегда субъективно. Задача учителя оценить творческие способности обучающихся и развивать их. Как известно индивидуальные особенности личности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, способности обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности освоения способами и приемами деятельности [16, с. 143].
Способности складываются и генетически, но профессионально оценив эти способности, учитель направляет деятельность обучаемого на дальнейшее развитие. «Подросток - это человек, который полностью посвящает себя возможностям» [1]. Учебная дисциплина «География» имеет большие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Ее
изучение дает не только овладение географическими знаниями, специальными предметными умениями, но и опытом творческой деятельности, эмоциональноценностным отношением к деятельности. Творческое мышление и творческие способности формируются в процессе выполнения самостоятельной работы.
Развитие творческих способностей - это процесс создания новообразований в структуре развивающейся личности школьника, которое основывается на индивидуальных способностях и дает возможность создания продуктивного интуитивного мышления на уроке или внеурочной деятельности при решении творческих задач в процессе исследовательской деятельности.
В процессе обучения географии наиболее оптимальными средствами развития творческих способностей обучающихся является технология проектной деятельности предполагающая развитие способности личности самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные, интересные решения проблем, кейс-технология, основанная на проблемном обучении, детальном отражении жизненной ситуации и на не однозначных решениях проблемы, а также экскурсионная деятельность.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития творческих способностей школьников при изучении физической географии.
В соответствии с целью были поставлены, для решения, 6 задач. Они соответствуют поставленной цели и точно соотносятся с параграфами работы:
- Задача рассмотреть творческие способности как педагогическую категорию.
- Задача описать психолого-педагогическую особенность подростков.
- Задача раскрыть потенциал физико-географических дисциплин для развития творческих способностей школьников.
- Задача раскрыть возможности современных технологий для развития творческих способностей школьников при изучении физической географии.
Задача выявить потенциал интерактивной песочницы и экскурсионной деятельности.
Задача показать эффективность применения современных педагогических технологий для развития творческих способностей
обучающихся в процессе обучения школьных физико-географических дисциплин.
Объект - учебный процесс.
Предмет - развитие творческих способностей школьников при изучении курса физической географии.
Методы:
-анализ психолого-педагогической и методической литературы;
-педагогический эксперимент: наблюдение, беседы, анкетирование,тестирование, изучение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты современные представления о развитии творческих способностей школьников, представлены технологии, в частности интерактивная песочница, как средство развития индивидуальных творческих способностей. Представленный материал может быть использован учителем географии непосредственно в учебном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Работа содержит: страниц текста - 94; таблиц - 5; рисунков -4; приложений -2, на 7 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа с различными информационными источниками , что такое творческие способности как категория привела к пониманию, что «творческие способности» пересекается с такими понятиями как «познавательный интерес», изобретательство, цель - это «сплав» интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы. Кроме того, основные свойства интереса соответствуют видам практической и духовной деятельности . Рассмотрев представления о творческих способностях, можно выделить следующие положения , что, действительно, творчество и интерес является сложны! и неоднородным понятиями. И это подтверждает множество их интерпретаций и определений. Мы разделяем точку зрения на творческие способности как на процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового, как и познавательный интерес, связан с возникновением взаимоотношений человека с окружающим его миром . Творчество - это осознанная , предметная потребность, выражающаяся в нацеленности на деятельность. Только развивая познавательный интерес , можно добиться развития самостоятельности и субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, и как следствие развить способности школьника в творчестве.
При описании психолого-педагогических особенностей подростков выделили следующие важные особенности в каждом психологическом возрасте
В младшем школьном возрасте:
1. Только формируются навыки обучаемости, т.е. закладываются основы развития учебной деятельности;
2. Мыслительные операции «конкретные» - поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале;
3. Внимание отличается небольшим объёмом - 10-20 минут.
4. Среди мотивов отстающих школьников преобладает избегание неудачи, при этом возникает компенсаторная мотивация, позволяющая утвердиться в другой, по отношению к учебной, деятельности.
5. Преобладает особая роль оценок в системе развития детей, что сказывается на самооценке.
В подростковом возрасте:
1.Объём внимания - 40-45 минут;
2. Подростковый возраст связан с быстрым физиологическим развитием и возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Перепады сосудистого и мышечного тонуса вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения, эмоциональный фон становится неровным, нестабильным;
3. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости, ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые;
4. Происходит абстракция от конкретного, наглядного материала , рассуждение в чисто словесном плане. На основе общих посылок строятся гипотезы и проверяются, т.е. рассуждают гипотетико-дедуктивно. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дета анализируют операции, которые они производят, способы решения задач;
5. В этот период происходит становление основ мировоззрения;
6. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания - чувство взрослости и «Я-концепция»;
7. Подросткам свойственна неустойчивая самооценка.
В юношеском возрасте:
2. Возникают поиски смысла жизни, своего места в этом мире. Поэтому большой интерес вызываю взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью;
3. Можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования «Я-концепции»;
4. Возникает новообразование, в конце переходного периода - " самоопределения ". С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции;
В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Поэтому для старшеклассников характерно рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам , часто гуманитарным, а также отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.
При раскрытии потенциала физико-географических дисциплин для развития познавательного интереса и как следствие развитие творческих способностей были выделены 7 простых , но необходимые приёмов преподавания географического материала:
1) вскрывать объективные возможности самого содержания географического материала, возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности изучаемыми географическими объектами и явлениями;
2) целенаправленно формировать познавательный интерес как свойство личности, содействующее ее творческой активности, ее развитию;
3) показывать новизну содержания географического материала , на каждом уроке являющуюся стимулом внешней среды, которая возбуждает такие состояния, как удивление, озадаченность, интеллектуальная радость;
4) обновлять ранее усвоенные знания, использовать возможности обнажать новое в известном и знакомом. В связи с этим важно опираться на имеющиеся знания и опыт учащихся не только с целью его приумножения, а и с целью показа его несовершенности и необходимости перестройки. Для познавательного интереса это является источником постоянного побуждения и укрепления;
5) использовать исторический аспект географических знаний, раскрывая сведения из истории науки, истории научных открытий. Познавательный интерес в данном случае опирается, с одной стороны на новизну знаний, с другой - на приближение процесса учения к научному знанию, что поднимает престиж научной географии в глазах учащихся, воспитывает уважение к установленным научным истинам;
6) давать понимание нужности, важности, целесообразности изучения географии как науки, практической необходимости географических знаний;
7) ознакомлять учащихся с современными достижениями; и давать понимание учащимся всех противоречий, сложности поисков, кропотливого труда, которые ведут к научным открытиям предоставление материала о новых научных достижениях.
Результаты проведённого эксперимента позволяют сделать вывод о том, что внедрение проектных, кейсовых, сингапурских, экскурсионных, кружковых систематических мероприятий влияет на развитие творческих способностей, знаний и умений, что наглядно показали контрольные срезы и подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы исследования . Отметим, что в экспериментальном классе, по сравнению с контрольным улучшилось качество знаний географических дисциплин, на 15,6% развиты способности решать творческие задачи, этому способствовало формированию научных взглядов и убеждений. Учащиеся экспериментального класса активные, имеют свою точку зрения, основательно аргументируют её, убеждены в правильности своих решений. В учебно-воспитательном процессе, в соответствии с выделенными критериями сформированности творческих способностей учениками , экспериментальная работа осуществлялась целенаправленно, систематично и последовательно. В результате очевидна разница результатов на начальной и заключительной стадиях эксперимента. Полученные данные эксперимента дали возможность сделать вывод, что разработанная нами модель и условия ее реализации способствует развитию творческих способностей , повышению уровня усвоения предметных знаний и умений, и следовательно, способствует развитию творческих способностей.
Была выявлена положительная динамика уровней развития творческих способностей у восьмиклассников на уроках географии России до и после проведения уроков в нетрадиционной форме, на основании которой можно сделать следующий вывод: процесс развития творческих способностей у школьников на уроках физической географии будет эффективным , если систематически и целенаправленно проводить стимуляцию познавательного интереса содержанием учебного материала и самостоятельной деятельностью учащихся во время проведения урока.
Немаловажная роль отводится личности учителя, который своим огнём может увлечь ребят, открыть им новые горизонты и перспективу развития. Учитель творчески работающий, проводящей экскурсии, посещающий тематические выставки и активно путешествующий транслирует свой опыт ученикам, а те в свою очередь генерируют новые идеи и воплощают.



2Muuss, R.E. (1988). Theories of Adolescence. 5 th ed. New York: Random House.
ЗАгафонова М.А. «Метод проектов». Вопросы Интернет Образования, 2006-58 с.
4Амоношвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка - М.: Знание, 2009. - 185 с.
5Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - СПб, 2009. -153 с.
6Безруков А.М. Занимательная география. М.: Дрофа, 2005. - 320 с.
7Бекетова С.И. Лекции по методике географического образования часть 1
8Бекетова С.И. Лекции по методике географического образования часта 2
9Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии . — Казань: Отечество, 2012. - 242 с.
10Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии . — Казань: Отечество, 2012. — 242 с.
11Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М., 1916. — 358 с.
12Бибик А. Е. Теоретические основы методики обучения географии /Под ред. А. Е. Бибик и др. - М.: Просвещение, 2008. - 437с.
13Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 1968.
15Болотникова Н.В, Елисеева Л.И., Кугут И.А, Федорова О.П. «Мастеркласс учителя географии. 8 класс»- М.:Планета, 2014.-160с.
16Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд./Под ред.
А.М.Прохорова. - М.: БРЭ, - Санкт-Петербург: Норинт, 2002. -143
17 Бордовская М. В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. Для Вузов - СПБ.: Питер, 2008. - 304с.
18Бунге М. Интуиция и наука. М.: Издательство «Прогресс», 1967. — 186 с.
19Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 64 с.
20В.А. Цапок Творчество: Философский аспект проблемы . - Кишинев : Штиинца, 1989 . - 150 с.
21 Векслер К. Г., Филиппова Н. Ф. Творчески работающий учитель//Специалист. - 2008. -№ 12. - С. 10-14.
22Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе. - М.: Прогресс, 2010. -242 с.
23Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и
практики внедрения. Справочник для студентов. Ростов н/Д. Феникс, 2014. - 253 с.
24 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
25 Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. — 231 с.
27 Данилитттина. В.Ю. Изучение нового материала в игровых форма // География в школе. - 2009. - № 1. - С. 12-15.
28 Дмитрук Н.Г. Методические рекомендации к лабораторным и практическим работам по методике преподавания географии. - В.Новгород,
2009. - 47 с.
29 Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 352 с.
30 Залесский Г.Е.Психологические вопросы формирования убеждений. - М.: МГУ, 1982. - 117 с.
31 Залесский Г.Е.Психология мировоззрения и убеждений личности. - М.: МГУ, 1982. - 138 с.
32 Игнатьев В.П. Формирование познавательных интересов учащихся
в преподавании географии // Спецсеминар как один из путей
совершенствования методической подготовки студентов-географов в
педагогическом институте. - Казань: КГПИ, 1980. - С. 5-9.
33 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010. - 512 с.
34 Конаржевский Ю.А «Анализ урока» М.: НОУ Центр
«Педагогический поиск», 2013.-240с.
35 Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность, издательский центр «МарТ», Москва - Ростов-на-Дону, 2005
36 Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 2009. - 76с.
37 Лук А.Н.Психология творчества. Издателство «Наука», М., 1978. —128 с.
38 М. Рыбакова. Хрестоматия по конфликтологии, Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов, М., 1991.
39 Мезенова О. В. Проектирование в процессе обучения. Методическое пособие для руководителей школ, учителей-предметников и студентов педвузов/ Мезенева О.В., Учайкина И.Р. / Самара, 2011.
40 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. 2-е изд.- М.:Тривола, 1995.
41 Овчинников В.Ф.Методологические принципы в истории научной мысли. — М.: ЭДИТОРИАЛ. УРСС, 1997. — 295 с.
42 Петрушин И.А.Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. Издательство: Академический проект, 2008 г.
43 Полат Е.С. «Метод проектов: история и теория вопроса»/Школьные технологии. - 2006.-47с. Полат Е.С. «Метод проектов: история и теория вопроса»/ Школьные технологии. - 2006.-47с.
44 Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976. - 280 с.
45 Практикум по психологии профессиональной школы / Под общ. ред. Э.Ф. Зеера; Свердл. инж. - пед. ин-т. - Свердловск, 2008. - 117 с.
46 Практикум по экологии: Учебное пособие /Под ред. С.В. Алексеева. -М.: АО МДС, 1996. - 192с.
47 Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 2010. - 440 с.
48 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста - СПб. Издательство «Питер», 2000. - 636 с. Ил. — (Серия «Мастера психологии»)
49 Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. М.: Педагогический поиск, 2006. - 160 с.
50 Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс-методу обучения и методика его использованияв учебном процессе КГУ. КубГу, 2001.
51 Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1985. — 1599 с., с. 1306
52 Солатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез/ Серия «Высшее образование». - Ростов на Дону: Феникс, 2004.
53 Сонин Г.В. «Кондуктометрический метод анализа атмосферных осадков и природных вод» /методическое пособие по изготовлению прибора и методике экологических исследований для школьных кружков/ 1997
54 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. /Ушинский К.Д.. /Сост. С.Ф. Егоров. Т.5/-М.: Педагогика, 1990.
55 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1986.
56 Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с
57 Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с
58 Харин Ю.А. — Философия: учебник для студентов вузов (8-е изд.). Мн.: ТетраСистемс, 2006. — 448 с.
59 Хузиахметов А.Н. Педагогика начальной школы: курс лекций. - Казань: Татарстанское республиканское издательство «Школа», 2015. - 299 с.
60 Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с.
61 Шапатина О.В., Павлова Е.А. Психология развития и возрастная психология, Издательство «Универс групп», Самара, 2007
62 Шатных А.В «Современный урок географии» М.: Школьная пресса , 2002-128с.
63 Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества. - Москва : Высшая школа, 1989. - 143 с.
64 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятель-ности. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
65 Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика. - 1988. - 208 с.
66 Щукина Г.И., ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ», Москва, 1972
67 Энгельмейер П.К.Теория творчества. М.: Книжный дом "Либроком", 2010.— 208 с.
68 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Т. 32А (64): Тай — Термиты. — 1901. — 4, II, 481—960, II, 2 с, 10 л. ил., карт.
69 Анна Черепанина. / Удивительная сила 1% улучшения Блог. URL: https: //4rich.me/raznoe/udivitelnaya-sila-1 -uluchsheniya.html, 19.06.2016
70 Статья РГО, Первый кабель через океан. URL: http://www.rgo- sib.ru/news/47. htm
71 Статья «Федеральный Г осударственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования. URL: кйр://минобрнауки.рф
https: //www.youtube. com/user/PhysFromPobed/featured
73 Электронная энциклопедия.
https://m.wikipedia.org/wiki/Физическая_геогpафия


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ