Введение 5
1. Общая характеристика и развитие транспортного комплекса ПФО 7
1.1 Общая характеристика строения рельефа ПФО 7
1.2 Общая характеристика транспортного комплекса ПФО 10
1.3 Состояние и развитие железнодорожного транспорта в ПФО 11
1.4 Особенности и развитие речного транспорта ПФО 18
1.5 Развитие автомобильного транспорта ПФО 25
1.7 Особенности трубопроводного транспорта ПФО 28
1.7 Воздушный транспорт ПФО 31
1.8 Основные проблемы транспортного комплекса ПФО и пути их решения 34
2. Изучение темы «Транспортного комплекса ПФО» в процессе обучения экономической и социальной географии в девятых классах 44
2.1 Анализ учебных и учебно-методических пособий, посвященных изучению
темы «особенности транспортного комплекса ПФО» 44
2.2 Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе при изучении темы «Особенности транспортного комплекса ПФО» 55
Заключение 81
Список использованных источников 81
Приложение
Центрального. В его состав входит 14 регионов: 6 республик (Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия), Пермский край и 7 областей (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская). Центром Приволжского федерального округа является город Нижний Новгород. И в даной работе мы затронем один из важнейших комплексов экономического развития этого региона, а именно транспортный.
На территории ПФО представлены почти все виды транспорта, за исключением морского.
Главной задачей транспортный комплекса является осуществление производственных связей между различными отраслями хозяйства, экономическими районами, субъектами и выступает важным фактором комплексного развития экономики не только городов или федеральных округов, но и страны в целом. Для развития территориального разделения труда, углубления специализации предприятий, усиление экономических связей между субъектами необходимо наличия и модернизация уже существующих транспортных путей. Из этого сделаем вывод,что транспортный комплекс выступает как фундамент для территориального разделения труда и территориальной структуры хозяйства федеральных округов и страны в целом.
Транспортный комплекс и другие отрасли хозяйства ПФО тесно связаны между собой. Как известно, динамика производства формируют спрос как на транспортные услуги, так и на объём и качество транспортных этих услуг, одновременно оказывая непосредственное воздействие на темпы социальноэкономического развития субъектов ПФО. Поэтому такие показатели, как объём перевозок грузов и пассажиров, рассматриваются в качестве одних из основных критериев оценки состояния экономики субъектов, входящих в состав федеральных округов . Однако современное состояние транспортного комплекса ПФО все ещё не полностью соответствует современному уровню развития тем самым замедляя развитие субъектов, входящих в состав округа.
В точках пересечения нескольких видов транспорта образовались транспортные узлы.основными узлами являются города: Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Уфа, Киров,Пенза, Пермь, Ульяновск, Сызрань, Набережные Челны и др. каждый из них сочитает набор транспортных путей и формирует каркас транспортного комплекса ПФО
Целью данной работы является анализ транспортного комплекса ПФО. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение становления и развития транспортного комплекса и анализ его структуры на территории ПФО;
2. Изучение проблем связанных с современным состоянием транспортного комплекса ПФО.
3. Анализ педагогических технологий при изучении темы транспортного комплекса ПФО в курсе изучения географии.
Предметом исследования является транспортный комплекс ПФО
Объектом исследования является география транспортного комплекса ПФО.
Структура и объем работы: Квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, и приложений. Работа дополнена рисунками и таблицами.
Исключительно выгодное положение ПФО- на пересечении главной водной магистрали страны - Волги , с железнодорожными и автомобильными путями, связывающими Центральную Россию с Нижним Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном, предопределило высокий уровень развития транспортного комплекса.
Единая глубоководная транспортная система обеспечивает выход региона к портам Каспийского, Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. ВолгоКамский речной бассейн является основным в стране. Роль речного транспорта в транзитных перевозках выше, чем в других регионах, хотя ведущую роль играет железнодорожный транспорт.
Через Приволжский федеральный округ проходит Куйбышевская железнодорожная магистраль, обеспечивающая связь западных и центральных регионов России с Уралом, Сибирью. По плотности железных дорог ПФО занимает второе место в России
По территории округа проходят ряд крупных нефте - и газопроводов российского и международного значения («Дружба», нефтепровод Сургут - Полоцк, газопровод Уренгой - Ужгород). Приволжский федеральный округ имеет довольно разветвленную сеть трубопроводного транспорта внутреннего значения, она объединяет эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы.
Не смотря на это некоторые автомобильные дороги федерального значения перегружены, особенно «Москва - Нижний Новгород - Казань - Уфа», «Москва - Пенза - Самара - Уфа» и требуется дальнейшая их модернизация и строительство новых автомагистралей между крупными и средними городами и в сельской местности ПФО. Также требуется реконструкция некоторых международных аэропортов и гидротехнических сооружений Волжско-Камского бассейна из-за их износа. Ведется проектирование строительства новой скоростной железной дороги «Москва - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань», которая соединит в будущем три субъекта ПФО.
Как было уже сказано ранее развитие транспортного комплекса является одним из важнейших показателей в оценке социально-экономического потенциала региона и его значимость нельзя недооценивать. В период бурного роста экономики не только ПФО, но и всей страны, мы должны уделять большое внимание не только прямым показателям производства, а также инфраструктуре в целом. Не только реконструировать уже созданные пути сообщения, но и создавать новые улучшенные пути, опираясь на достижения современности. Оглядываясь на опыт соседних стран и регионов мы можем не только улучшить качество поставляемых услуг, но и координально повлиять на социально экономическую ситуацию.
Рассматривая факультативные занятия по транспортному комплексу ПФО, хочется отметить, что данная тема на прямую и в полной мере, не затрагивается ни в одном учебном пособии по изучению социально-экономической географии, и только поверхностно затрагивает тематику и проблематику данного вопроса.
Цель выпускной квалифицированной работы достигнута. Задачи выполнены.
1. Амусин М. Д. Речной транспорт в период завершения социалистической ре- конструкции народного хозяйства СССР (1933—1937 годы) / М. Д. Амусин. — Мо- сква : Речной транспорт — 238 с.
2. Гайсин И.Т. Приволжский федеральный округ экономико-географическая характеристика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.- Казань: Изд-во РИЦ «Школа», 2008. - 160 с.
3. Гайсин И.Т., Хусаинов З.А., Галимов Ш.Ш. География и экология Республики Татарстан : учеб. пособие. Казань: Изд-во КГПУ.
4. Гоманенко О. А. К истории финансово-хозяйственной деятельности Волж- ского речного транспорта в период НЭПа и первой пятилетки / О. А. Гоманенко, Научный диалог. 2017 Выпуск № 5 / 2017 184 В. В. Булатов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения. — 2016. — № 1 (37). — С. 75—84.
5. Гохберг, Марк Яковлевич. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 360с. 1581111-Л-кх 1575924- Л-чз1
6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.- М.: ГУ ВШЭ, 2011.
7. Дронов В.П., Ром В.Я. География Росси. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011. - 384 с.: ил., карт.
8. Жмачинский В.И., Веселов С.В. Особенности развития транспортно-логистической системы в Приволжском федеральном округе (ПФО) /Сб. матер. Международного форума «Великие реки» (ННГАСУ, 2013 г.). - Нижний Новгород, 2012. - С. 249-253.
9. Иванова Е.Е., Галимов Ш.Ш., Гайсин И.Т., Мустафин М.Р. Хусаинов З.А. Экономическая и социальная география РТ Уч. пособие, стр141
10. Киреева А., Соколов И., Тищенко Т., Худь- ко Е. Государственно-частное партнёрство как инструмент поддержки инноваций. - М. : Изда- тельский дом «Дело» РАНХиГС,2013. - 516 с.
11. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика: учебник для вузов / Н. В. Копылов, В. В. Кистанов. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 234с.
12. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: учеб.
пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 336 с.
13. Майорова, Т.С. География / Т.С. Майорова - М. : АСТ : СЛОВО, 2010. - 576 с - (Новейший справочник школьника).
14. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география . Курс лекций. Пособие для студентов вузов. В 2-х частях. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009
15. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География Пермской области: учебное пособие. - Пермь: Книжный мир, 2009. - 248 с.
16. Новая Российская энциклопедия: В 12 т. / редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов- Данильян, В.М. Карев и др. - М.: ООО Изд-во «Энциклопедия», 2014. - Т.1. - 960 с.
17. Олейник А.П. География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Москва. 2014.
18. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Стат. сб. - М.: Росстат, 2014. - 67 с.
19. Речной транспорт за 50 лет Советской власти / М. Амусин [и др.] ; гл. ред. М. С. Назаров.
— Москва : Транспорт,.
20. Родионом И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. Учебно-справочное пособие . - М.: Московский Лицей, 2008.
21. Российский статистический ежегодник: 2012. - М.: Росстат, 2012. - 786 с.
22. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 724 с.
23. Скопин А.Ю. Экономическая география России: учеб. - М.: Проспект, 2013. - 368 с.
24. Тайсин А.С. География Республики Татарстан: Учеб. Пособие для 8-9 кл. сред. Общеобрзоват. Шк.-2-е изд., доп.-Казань: Магариф, 2012.231 с.: с ил.стр.151
25. Фазылзянова И.И., Гайсин И.Т. Формирование эколого-исторического сознания учащихся на основе интегрированного элективного курса «История взаимодействий общества и живой природы» // Вестник Казанского технологического университета.2011. - № 13.
26. Хайруллина Н.М.., Бекетова С.И. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика обучения и воспитания в области географии»: методические указания.
- Казань: ГБУ «РЦМКО», 2015. - 64 с.
27. Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Республики Татарстан, 2-е переработанное и дополненное издание, 2013.
28. Экономическая география России : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. (0801000)/под редакцией Т.Г. Морозовой. - 3-е издание., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 479 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
29. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2010. — 533 с. — Серия «Высшее образование»
30. Экономическая и социальная география России: учеб. для вузов / под ред. профессора А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2011. - 672 с.
31. http://www.rupoezd.ru/karty-i-sxemy-zheleznyx-dorog-rossii
32. http://www.ruscarta.ru/fedokruga.htm
33. https://gregorkon.wordpress.com/2012/09/28/coBeTC^e-pe4Hbie-napoxoACTBa-B-40-e-roAbi
34. www/dexter.ru.
35. www/favt.ru.
36. www/infomost concalting.ru.
37. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики в РФ. URL: http://gks/
38. https://www.mintrans.ru/transport of russian/7
39. http://xn--d1abacdejqdwcjba3a.xn--p1ai/istoriya_magistraley/privolzhskaya
40. http://gossmi.ru/page/gos1_679.htm