Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА МАРКЕТИНГА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность виды стратегий 6
1.2. Методы разработки стратегии 10
1.3. Этапы разработки тактического планирования 20
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА МАРКЕТИНГА АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ» 27
2.1. Анализ масложировой отрасли Российской Федерации 27
2.2. Стратегический анализ маркетинговой деятельности АО «НЭФИС- БИОПРОДУКТ» 31
2.3. Анализ тактического планирования маркетинга на предприятии 48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ 58
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой
деятельности АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ» 58
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ» 67
Заключение 76
Список использованной литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная стратегия. Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Значение конкурентоспособности, позволяющей фирме выжить в конкурентной борьбе, резко возросло в последнее время. Все компании в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и выработать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Маркетинговая стратегия - это стратегия предприятий, ориентированных на рыночные ценности.
Маркетинговая стратегия имеет два основных ориентира - рынок и продукт.
Тема является актуальной, т.к. для многих предприятий маркетинговая стратегия является важнейшей стратегией, поскольку она обеспечивает обоснованность рыночной направленности предприятия.
Стратегический успех организации зависит от обладания устойчивым конкурентным преимуществом, следовательно, при формировании стратегии, организации следует выявлять определяющие факторы стратегического успеха, основанные на достижении конкурентных преимуществ. Такие конкурентные преимущества обеспечивают наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение организации, а также завоевание прочных позиций на рынке.
По состоянию на 10.05.2018 на территории Российской Федерации зарегистрированы 6 170 963 субъектов малого и среднего бизнеса, из них юридических лиц 6170963 (микро предприятий 2 661 202, малых предприятий 236 495, средних предприятий 19 674), индивидуальных предпринимателей 3 253 592 (микро предприятий 3 225 786, малых предприятий 27 460, средних предприятий 346). Кроме того работает более 100 крупных предприятий. Каждому из которых необходимо выбрать верный вектор для развития и определить стратегию действий на рынке и существования в конкурентной среде.
В связи с нарастающей конкуренцией на внутреннем рынке и интеграцией производственных предприятий в мировое хозяйство в практике управления возрастает необходимость решения стратегических задач. В свою очередь возникает необходимость исследования методических подходов к формированию стратегии развития промышленных предприятий.
Производственное предприятие в процессе развития находится в постоянном взаимодействии с другими хозяйственными субъектами, строит взаимоотношения со своим окружением: конкурентами, потребителями, поставщиками и пр. Каждая форма взаимоотношений элементов предприятия с элементами его окружения представляет собой стратегическую проблему, требующую изучения, адекватной теории для ее разрешения.
Целью работы является анализ стратегии и тактики маркетинга АО «НЭФИС_БИОПРОДУКТ», а также разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
а) проанализировать понятие стратегии организации;
б) рассмотреть виды стратегий организации;
в) изучить методы разработки стратегии;
г) проанализировать организационно-экономическую
характеристику АО «НЭФИС_БИОПРОДУКТ»;
д) исследовать внешнюю и внутреннюю среды организации АО «НЭФИС_БИОПРОДУКТ»;
е) провести анализ стратегического и тактического планирования на АО «НЭФИС_БИОПРОДУКТ»;
ж) предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии.
Объектом исследования является деятельность АО «НЭФИС_БИОПРОДУКТ».
Предметом исследования является процесс разработки стратегии и плана маркетинговой деятельности на предприятии.
Информационной базой исследования являются нормативные правовые акты, материалы организации, научные статьи, книги, интернет-ресурсы.
В данной работе были рассмотрена методика построения стратегии компании, на примере АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ», данная компания занимается выпуском продуктов питания.
Стратегия — это долгосрочный концептуальный план роста компании, в котором указаны цели компании и средства достижения этих целей.
Маркетинговые стратегии должны соответствовать условиям внешней среды фирмы с точки зрения открывающихся возможностей роста и препятствий, а также ее внутренним ресурсам и возможностям. Таким образом, маркетинговая стратегия - неотъемлемая часть общефирменной стратегии, оформленная в виде генеральной программы, в которой четко сформулированы цели и задачи фирмы и пути к их достижению с использованием необходимых ресурсов.
Рациональным способом разработки и выбора обоснованной стратегии, которая приведет организации к успеху, является формальный способ с использованием конкурентного анализа, анализа внутренних возможностей фирмы, составления различных матриц, которые предполагают использование той или иной стратегии.
Рынок масложировой отрасли России развивается по примеру европейского рынка. Растет спрос на товары новинки и соусы с различными вкусами набирают все большие обороты производства и потребления. Человек все меньше времени проводит за приготовлением пищи, поэтому соусы и другие добавки разнообразят ежедневный рацион.
Рынок России интересен своей сезонностью. Пики продаж приходятся на май и декабрь, что связанно с праздниками, в майские праздники принято жарить шашлыки, а на новый год потребитель неосознанно покупает все, что теоретически может ему потребоваться для праздничного стола.
АО «НЭФИС-БИОПРОУКТ» предприятие, производящие пищевую продукцию нескольких торговых групп: майонезы, кетчупы, соусы, подсолнечное масло и томатную пасту.
Выручка АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ» показывает положительную динамику с 2014 по 2017гг, прирост составил 15 955 99 тыс. руб., однако непропорционально ей растут затраты прирост за 2014-2017 г 19 190 380 тыс. руб, что связано с приобретением новых производственных линий, которые должны обеспечить растущий спрос на продукцию компании.
В ходе работы был проведен конкурентный анализ, который показал, что большинство компаний диверсифицируют производства, а также начинают создавать дочерние компании, которые занимаются совершенно иной деятельностью, кроме того конкуренты имеют несколько производственных площадок, что в значительной степени упрощает систему транспортной и складской логистики, кроме того, конкуренты используют более широкий спектр каналов продвижения продукции.
Построение карт позиционирования на основе проведенного исследования (дегустации) показало, что потребители оценивают продукцию разных брендов на одном уровне, что свидетельствует о влиянии маркетинговых инструментов на процесс совершения покупки.
Из данных проведенного опроса стало известно, что узнаваемость брендов АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ», чем брендов конкурентов, это можно связать с политикой продвижения продукции, которая направлена на контакт в местах продаж, однако мало затрагивает другие области.
В результате проведенных исследований были выявлены особенности в работе АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ»:
а) применение инструментов продвижения оффлайн;
б) невысокая степень узнаваемости брендов;
в) недостаточные производственные мощности;
г) невысокая диверсификации продукции в сравнении с конкурентами.
Кроме того, были выявлены основные направления для развития компании, которые и становятся основными образующими маркетинговой стратегии АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ»:
а) вывод на рынок новых товаров;
б) увеличение узнаваемости бренда;
в) диверсификация компании;
г) увеличение количества пробных покупок;
д) работа с целевой аудиторией в интернете;
е) создание благоприятной атмосферы внутри компании.
Таким образом была разработана стратегия для АО «НЭФИС- БИОПРОДУКТ»
Завоевание лидерских позиций в отрасли. Расширение географии сбыта. Продолжение вывода продукции Компании на новые перспективные рынки, в частности на рынки стран Европы.
Акцент на взаимодействии с конечными потребителями. Совершенствование политики продвижения компании, увеличение узнаваемости бренда, создание образа для бренда Mr. Ricco, совершенствование POS-материалов, работа в Интернете (внедрение должности интернет-маркетолога).
Наращивание мощности производства.
Улучшение финансовых показателей и получение положительных значение в прибыли.
Подготовка к развитию нового направления, закупка оборудования, обучение сотрудников, поиск поставщиков для производства сгущенного молока, поиск компании или сотрудника, которые смогут продать или разработать технологию производства.
Развитие корпоративной культуры. Проведение корпоративных мероприятий для сотрудников и их детей, направленных на сближение, различных подразделений в неформальной обстановке. Создание комнат отдыха.
Для достижения стратегических направлений были предложены рекомендации, направленные на усовершенствование каждого направления.
Для удовлетворения растущего спроса на продукцию компании необходимо наращивать мощности производства. Каждая новая производственная линия окупается за год, однако необходимо учесть тот факт, что данная мера требует больших первоначальных инвестиций. Эффективность приобретения одной производственной лини в первый год после запуска на полную мощность составляет 1,06.
Конкурентный анализ показал, что каждая компания производит дополнительные виды продукции, которые также пользуются спросом на рынке. Внедрение новой товарной группы является необходимым условием наращивания влияния в пищевой промышленности. Продуктом, для производства которого требуется схожая производственная линия и упаковка является сгущенное молоко. Кроме того на территории России действуют предприятия, на которых введено «молоко за вредность», с которыми можно заключить договоры на крупные партии товара. Эффективность внедрения одной производственной линии нового продукта составит 0,66, а окупаемость 1,5 года.
Кросс-маркетинговые акции все более популярны на сегодняшний день, так как затраты на их проведение делятся между несколькими компаниями, необходимо лишь продумать сопутствующий товар. Майонезы, соусы и кетчупы приобретаются вместе с мясом. В федеральных торговых сетях наибольшее распространение на сегодняшний день имеет бренд «Мираторг». При совершении определенных покупок потребитель получает в подарок нож, металлическую чашу или разделочную доску. За период проведения акции будет продано 12500 единиц продукции, выручка составит 1029800.
Вирусная реклама - это одно из наиболее рискованных вложений средств, однако, при успешной реализации кампании может произойти большой рост первичных покупок и увеличение лояльных потребителей.
Кроме того будут получены данные от потребителей, для дальнейших контактов с ними через рассылки по электронной почте. Затраты на создание и посев ролика составят 130 тыс. рублей, а при создании идеальных условий (четкого попадания в целевую аудиторию, времени проведения акции) будет получено около 200тыс. анкет и 50 тыс. совершенных покупок.
Модернизации внутри компании подлежит система документооборота, сейчас на рынке есть большое количество предложений по внедрению электронного документооборота. Одной из наиболее успешных компаний является СКД «Контур» и их программное обеспечение «Диадок». Ежегодные расходы по поддержанию данной системы равны затратам на содержание штатной единицы «делопроизводитель».
1. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995
N 208
Справочные и архивные материалы
2. Устав АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ»
3. Обучающие презентации АО «НЭФИС-БИОПРОДУКТ»
Книги, монографии, диссертации
4. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989
5. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
6. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с
7. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+. Альпина Паблишер. 2017. - 403 с.
8. Зварич Э. Когда и кому нужны кроссы// Рекламодатель: теория и практика, 2010, № 2, с. 46-51.
9. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2003. - 304 с.
10. Климова Ж.Н. Маркетинговое мышление в системе управления организацией // Инновационные технологии в маркетинге, логистике и управлении цепями поставок. Материалы всероссийской научнопрактической конференции. - Орел: ОрелГТУ, 2013
11. Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 с
12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - М.: Питер, 2008., С. 587
13. Лекомцев С. Подходы к формированию эффективной маркетинговой стратегии // Практический маркетинг. -2010. -№ 7.
14. Райен, Д. Краткий курс интернет-маркетинга / Д. Райен. - М.: ШКИМБ, 2013. - 320 c
15. Ребрикова Н. В. Технология кросс-маркетинг: теория и практика [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 84-86.
16. Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 с.
17. Рольбина Е.С. Маретинговые исследования, сегментация, позиционирование: учебное пособие/ Е.С. Рольбина.-Казань: Издательство КГФИ,2010- 212 стр.
18. Савчук Г.А., Управление маркетингом на предприятии, учебное пособие, Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., М, 2014 - 220 с.
19. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие для бакалавров / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 296 c.
20. Сысоева, С.В. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
21. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник.- М.: Дело, 2008
Электронные ресурсы
22. Агропромышленный холдинг «Мираторг» [Электронный ресурс] / Режим доступа: [https://miratorg.ru/]
23. Ваш финансовый аналитик: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://finmozg.ru/finan demo/index.html?
24. Вирусный маркетинг [Электронный ресурс] / Режим доступа: [https: //virusok.ru/]
25. Группа компаний «Нэфис груп№ - Казань: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nefco.ru
26. Гуриева Л.К., Бериева К.Ю. Цели стратегического маркетинга в системе
корпоративного управления // Nauka-rastudent.ru. - 2014. - No. 12 (122014) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
http: //naukarastudent.ru/12/2292/
27. Интернет-магазин Посуда.ру [Электронный ресурс] / Режим доступа: [https: //www.posuda. ru/]
28. Кирдяева О.В., Воробьева С.А совершенствование тактического планирования на промышленных предприятиях) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:https://elibrarv.ru/item.asp?id=20848334
29. Косарева Ю.В. Маркетинговая стратегия - основа успешного бизнеса
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. -
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25952793
30. Кросс маркетинг - как получить больше клиентов за меньшие деньги [Электронный ресурс] / Режим доступа: [https://in-scale.ru/blog/kross- marketing.htmll
31. Мартин Линдстром Вынос Мозга [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kmarketing.moy.su/_ld/0/2_0938802_F0AD0_l.pdf
32. Молочная отрасль России - 2017 год [Электронный ресурс] / Режим доступа: [https://agrovesti.net/lib/industries/dairy-farming/molochnaya-otrasl- rossii-2017-god.html]
33. Никулина Н.Н., Ушаков И.И. о некоторых особенностях текущего и
тактического планирования маркетинга в организации/ Журнал вестник академии следственного комитета россии / [Электронный ресурс] - Режим доступа. -
URL:https://elibrarv.ru/download/elibrary 29184940 31199166.pdf]
34. Нэфис-Биопродукт: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mrricco.ru
35.О безопасном вирусе или Немного о вирусной рекламе [Электронный ресурс] / Режим доступа: [https://blog.aweb.ua/o-bezopasnom-viruse-ili- nemnogo-o-virusnoj-reklame/]
36.Обзор отрасли: масложировая промышленность: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ecsocman.hse.ru/data/422/402/1217/MASLOJIR.DOC
37. Перспективы развития масложировой отрасли: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scarplus.ru/agro/perspektivyi-razvitiya-maslozhirovoy- o/
38. Попкова Ж.С. Содержание стратегического плана маркетинга ЖУРНАЛ: STUDIUM Издательство: Волжский университет имени В.Н. Татищева (институт) (Тольятти), 2015) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25339093
39. Российская масложировая отрасль: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. marketing.spb.ru/mr/food/fat-and-oil. htm
40. Сайт ПАО ГМК «НОРНИКЕЛЬ» [Электронный ресурс] / Режим доступа: [https: //www.nornickel .ru/]
41. Социальная сеть «ВКонтакте» [Электронный ресурс] / Режим доступа: [https://www.vk.com/]
42. Сун Вэйхуа Разработка механизма формирования маркетинговой стратегии/ Журнал Глобальный научный потенциал Издательство: Фонд развития науки и культуры (Тамбов) 2013 ) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20779548
43.Электронный документооборот СКБ « Контур» «Диадок» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: