Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Работа №29831

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы119
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
674
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты повышения рентабельности предприятия на основе
диверсификации производства 7
1.1. Понятие рентабельности и диверсификации производства 7
1.2. Отечественный и зарубежный опыт повышения рентабельности
предприятия на основе диверсификации производства 23
1.3. Применение диверсификации производства в повышении рентабельности
предприятия в современных условиях 33
2. Анализ повышения рентабельности объекта исследования 41
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «ТНГ-
Групп» 41
2.2. Анализ финансового состояния и показателей рентабельности объекта
исследования 54
2.3. Анализ показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и
вероятности банкротства предприятия 60
3. Мероприятия по повышению рентабельности предприятия на основе
диверсификации производства 68
3.1. Разработка мероприятий по повышению рентабельности предприятия и
расчет их экономической эффективности 68
3.2. Анализ влияния предложенных мероприятий на показатели
рентабельности и финансовые показатели деятельности предприятия 73
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения 


Рентабельность один из важнейших показателей деятельности предприятия, характеризирующий эффективность функционирования предприятия.
Проблематика, связанная с повышением рентабельности предприятия, является довольно актуальной в современных рыночных условиях. Соответственно, актуальными являются и вопросы, касающиеся использования различных способов повышения рентабельности, в том числе и диверсификации. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.
Во-первых, рентабельность рассматривается в качестве одного из ключевых показателей, отражающих эффективность деятельности предприятия. Именно поэтому основное внимание руководства предприятий сосредоточено, прежде всего, на повышении рентабельности.
Во-вторых, рентабельность позволяет оценить многие аспекты деятельности предприятия, в том числе эффективность и рациональность использования ресурсов, соответствие деятельности предприятия нормативным показателям, что крайне важно и для руководства, и для владельцев предприятия, и для инвесторов, и для контролирующих органов.
Важно обратить внимание на то, что с рентабельностью связан большой круг проблем, среди которых есть и проблемы теоретического характера, и проблемы практического характера. Например, дискуссионными остаются вопросы определения ключевых терминов и, прежде всего, термина рентабельности, вопросы классификации. В практическом аспекте актуальными остаются вопросы, касающиеся поиска путей повышения рентабельности применительно к каждому конкретному предприятию, также вопросы использования зарубежного опыта в отечественной практике.
Диверсификация является одним из средств повышения рентабельности, получивших довольно широкую популярность в рыночных условиях. Однако,
диверсификация сопряжена с высокими рисками, а потому использование ее в указанных целях требуют особого внимания.
Целью данной работы является теоретическое обоснование повышения рентабельности предприятия на основе диверсификации производства, анализ рентабельности на предприятии, анализ мероприятий по повышению рентабельности ООО «ТНГ-Групп».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических аспектов повышения рентабельности на основе диверсификации производства, анализ вопросов применения диверсификации производства в повышении рентабельности предприятия в современных условиях, изучение отечественного и зарубежного опыта повышения рентабельности предприятия на основе диверсификации производства.
2. Анализ основных финансовых показателей объекта исследования и выявление проблем по повышению рентабельности.
3. Расчет мероприятий по повышению рентабельности на основе диверсификации производства.
4. Показать влияние мероприятий на повышение рентабельности и технико-экономические показатели ООО «ТНГ-Групп».
Объектом исследования является ООО «ТНГ-Групп» - компания, которая является одной из ведущих высокотехнологичных геофизических в нашей стране, с более чем полувековым опытом успешной работы в различных климатических и геологических условиях, проводящая геолого-геофизические работы для разведки и эксплуатации месторождений нефти и газа и оказывающая полный спектр геофизических услуг в нефтяных и газовых скважинах, включая горизонтальные, контроль за разработкой месторождений, самые современные методы линейной и объемной сейсморазведки, электро-, грави-, магниторазведки.
Предметом исследования являются разработанные мероприятия по повышению рентабельности предприятия: «Приобретение нового оборудования CAT522B» и «Расширение сферы деятельности (оказание геофизических услуг на Чаяндинском лицензионном участке)».
Методология исследования. Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в обобщении и систематизации теоретической знаний в области повышения рентабельности предприятия на основе диверсификации производства, раскрывающая наиболее полно данные понятия и проблемы в этой области.
В процессе исследования теоретических и методических положений повышения рентабельности предприятия изучена специальная литература, результаты исследований фундаментальных и прикладных научных работ отечественных и зарубежных авторов. Использована монографическая и периодическая литература, посвященная повышению рентабельности предприятия на основе диверсификации производства.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых в области рентабельности и диверсификации производства: И.О. Аверьянова, К.З. Адилова , И.С.Антонова, В.Ю. Бабаева, А.А. Чернорук, В.А.Балабан, М.И. Бухалков, С.А. Григорьева, К.Д. Иксанова, И.А. Чеховская, А.Г. Костромин, И.Я. Лукасевич, К. Маркидес, В.Н. Махнушина, А.Н. Шинкевич, А.И. Монич, Г. Немченко, С. Донецкая, К. Дьяконов, К. В. Островитянов, А.Ю. Райков, С.М. Расулова, Л.В. Рой, Г.В. Савицкая, П.В. Страхов, И.Ф. Хасанова.
В работе использовались методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002).
В основе магистерского исследования лежат методы познания: наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Перечисленные методы познания позволяют обеспечить достоверность результатов магистерской диссертации.
Информационной базой диссертации послужили данные ежегодных статистических сборников, а также статистические материалы, представленные в средствах массовой информации и Интернет, бухгалтерская отчетность предприятия.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в разработке мероприятий по повышению рентабельности предприятия на основе диверсификации производства с целью увеличения показателей рентабельности и прибыли. Кроме того, того научная новизна диссертационного исследования заключается:
- в уточнении понятия «рентабельность» и «диверсификация» для новых экономических условий;
- в анализе отечественного и зарубежного опыта повышения рентабельности предприятия на основе диверсификации производства и применении диверсификации производства в повышении рентабельности предприятия в современных условиях.
Практическое значение результатов исследования заключается в том, что расчеты, выводы и предположения могут в дальнейшем использованы на предприятии при разработке методов и способов повышения рентабельности предприятия на основе диверсификации производства.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений; содержит таблицы и графики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В магистерской диссертации были представлены теоретические аспекты повышения рентабельности на основе диверсификации производства, анализ вопросов применения диверсификации производства в повышении рентабельности предприятия в современных условиях, отечественный и зарубежный опыт повышения рентабельности предприятия на основе диверсификации производства, характеристика производственно-хозяйственной деятельности ООО «ТНГ-Групп» и приведены мероприятия по повышению рентабельности на основе диверсификации производства.
По вопросам определения сущности рентабельности и диверсификации в науке не сложилось единообразного отхода. Это позволяет трактовать указанные термины по-разному, с учетом авторских предпочтений, специфики той дисциплины, в рамках которой проводится конкретное исследование, а в определенных случаях и с учётом действующих нормативных документов.
Рентабельность производства считаем возможным рассматривать как процентный показатель, отражающий отношение прибыли к издержкам, понесенным в связи с организацией функционирования производства. Иными словами, рентабельность можно определить как показатель эффективности, характеризующий соотношение между полученной выгодой и капиталовложениями, потребовавшимися для получения этой выгоды.
Диверсификация представляет собой вариант стратегии или процесс, направленный на развитие новых, относительно самостоятельных бизнес- направлений деятельности (освоение производства новых видов продукции, новых видов услуг, новых рынков и пр.), функционирующих в рамках единого информационного, финансово-экономического, производственно технологического, маркетингового и правового поля.
В отечественной и зарубежной практике накоплен на огромный опыт диверсификации производств, в том числе и как средства повышения рентабельности. При этом зачастую диверсификация реализовывать при активной поддержке государства, в целях монополизации и получения им контроля над стратегически значимыми сферами экономики.
Повышение рентабельности является одним из важнейших результатов диверсификации, и формируется как один из компонентов ее техникоэкономического эффекта. При этом диверсификация может и не иметь прямой цели повышения реальности. Решение задач повышения рентабельности обусловлено многими факторами. И определяющую роль в этом случае играет оптимальный выбор тех форм и методов диверсификации, который обеспечивает сосредоточение усилий именно на резервах повышения рентабельности.
Согласно проведенному анализу ООО «ТНГ-Групп», основные техникоэкономические показатели ООО «ТНГ-Групп» за 2017 год выполнены, однако чистая прибыль сократилась за счет снижения объема оказываемых услуг. Работа ООО «ТНГ-Групп» в 2015-2017 годах была направлена на сокращение затрат, разработку и выполнение комплексных мероприятий для сохранения финансово-экономической устойчивости предприятия. Это позволило выполнить все намеченные производственные программы предприятия, но снижение прибыли говорит о неэффективной деятельности предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия и показателей рентабельности показал, что выручка от реализации работ и услуг в 2017 году возросла на 4 486,8 млн руб., то есть на 28,31%, и составила 2 0334,9 млн руб. Это произошло благодаря увеличению объемов и стоимости оказываемых услуг. Себестоимость работ и услуг увеличилась на 30,31%, т.е. на 4 296,4 млн руб. и составила в 2017 году 20 334,9 млн руб. Так на это оказало влияние инфляция, что отражается на изменении стоимости закупаемых материалов и изменение курсов иностранных валют оказывает влияние на стоимость приобретаемого оборудования. Чистая прибыль в 2017 году снизилась на 967 392 тыс.руб., то есть в 29 раз и составила 33 982 тыс.руб.,а в 2015 году составляла 1 082,6 млн руб.
Согласно анализу рентабельности ООО «ТНГ -Групп» можно сказать, что осуществляемая деятельность неэффективна, так как доходность различных направлений деятельности предприятия снизилась за счет снижения прибыли и объема работ. Так все показатели рентабельности в 2017 году снизились, наибольшее снижение наблюдается по рентабельности предприятия на 16,58%, рентабельности оборотных активов - 15,53%, рентабельности внеоборотных активов - 10,04% и рентабельности собственного капитала - на 41,43%.
Для повышения рентабельности предприятия на основе диверсификации производства были разработаны мероприятия. Первое это - необходимость приобретения нового оборудования CAT522B для расчистки профилей, и второе - для увеличения объемов работ и выручки осваивается новый Чаяндинский лицензионный участок. В работе были проведены расчеты инвестиционных проектов. Расчеты показали, что инвестиционные проекты «Приобретение нового оборудования CAT522B» и «Расширение сферы деятельности (оказание геофизических услуг на Чаяндинском лицензионном участке)» являются эффективными.
В ходе внедрения данных мероприятий для предприятия, рентабельность продукции после внедрения мероприятий составила 10,33%, что больше базового на 0,24% и говорит о незначительном повышении эффективности производства, улучшения использования материальных и трудовых ресурсов. Рентабельность продаж увеличилась на 0,94% и составила 1,2%, это характеризуется увеличением объемом работ и увеличением чистой прибыли предприятия. Значительное увеличение наблюдается по показателям рентабельности инвестиций на 4,73% и рентабельности собственного капитала на 10,75%.
В работе был проведен анализ влияния мероприятий на техникоэкономические показатели. В результате проведенных мероприятий увеличилась товарная продукция ,валовая прибыль, себестоимость, что связано с увеличением объемов работ предприятия. Чистая прибыль предприятия увеличилась и составила 252 ,56 млн руб.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
2. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О связи» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 28. - Ст. 2895.
3. Методологические рекомендации по проведению анализа финансово
хозяйственной деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002) // Режим доступа: gks.m>free_doc/new_site/fmans/metodl/metod1.doc (дата
обращения: 29.08.2018).
Справочные и архивные материалы
4. Грязнова А. Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 1168 с.
5. Пасс К. Словарь по экономике / К. Пасс, Б. Лоуз, Л. Дэвис ; пер. с англ. под ред. П. И. Ватника. - СПб. : Экон. шк., 2015. - 752 с.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2014. - 512 с.
7. Титков А. Ф. Рынок ценных бумаг : словарь основных терминов и понятий. - Екатеринбург, 2017. - 100 с.
Статистические материалы
8. Лаптев В.В. Новые тенденции развития российского рынка
геофизического сервиса: презентация выступления на Российском
нефтегазохимическом форуме «Газ. Нефть. Технологии» XXVI международной выставки 22-25 мая 2018 г., г. Уфа. - Уфа, 2018. - 11 с. - 2 с.
9. Протокол опроса потребителей сервисных услуг нефтегазового
комплекса от28.09.2017 (Конференция нефтяников и газовиков) // Режим доступа: https://www.oil-
gas.ru/userfiles/file/Ratings/ПРОТОКОЛ_СЕРВИС_2017.pdf
Монографии, диссертации и статьи
10. Аверьянова И. О. Горизонтальная диверсификация массового производства // Известия ТулГУ. - 2015. - Вып. 2. - 16-22 с.
11. Адилова К.З. Исследования понятия рентабельности // Бизнес. Образование. Право. - 2017. - № 4 (21). - 132-134 с.
12. Антонова И.С. Теория диверсификации экономики моногорода // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 2 (17). - 179 - 193 с.
13. Бабаев В.Ю., Чернорук А.А. Диверсификация как инструмент управления развитием предприятия // Экономика и управление. -2015.- №2 4.- 2934 с.
14. Балабан В.А. Диверсификация: три вопроса и ключ к ответам // Вестник Дальневосточной государственной академии экономики и управления.
- 2014. - № 2 (26). - 62-68 с.
15. Галухина Я., Ивантер А. Закат российских чеболей // Эксперт. - 2015.- № 12. - 26 с.
16. Горбунов М.С., Мельникова Е.В. Диверсификация продукции и производства на предприятии // Грани познания. - 2017. - № 4 (51). - 75-77 с.
17. Григорьева С. А. Финансовые исследования стратегий диверсификации на развитых и растущих рынках капитала // Корпоративные финансы. - 2017. - № 1. - 111-144 с.
18. Иксанова К.Д., Чеховская И.А. Рентабельность деятельности предприятия: теоретические основы ее определения и резервы повышения // Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях: Сборник научных трудов Международной научнопрактической конференции. - 2015. - 82-84 с.
19. Костромин А.Г. Зарубежный опыт диверсификации производства и формирования диверсифицированных структур // Вестник Чувашского университета. - 2015. - № 2. - 368-372 с.
20. Крошилин А.В., Бабкин А.В., Крошилина С.В. Особенности построения систем поддержки принятия решений на основе нечёткой логики //
Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. - 2015. - Т. 2. - № 97. - 58-63 с.
21. Маркидес К. Стоит ли проводить диверсификацию? Стратегии роста / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 213 с.
22. Маркова И.Д., Стенюшкина С.Г., Наконечная Ю.А. Управление рентабельностью предприятия в рыночных условиях // Сб. «Экономика. Общество. Человек». Материалы Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2014. - 214-227 с.
23. Махнушина В.Н., Шинкевич А.Н. Эволюция понятия «диверсификация» в экономической мысли // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 3. - 5-9 с.
24. Медведев В. А. Социалистическое производство: Политико
экономическое исследование: монография. - М.: Экономика, 2013. - 540 с.
25. Монич А.И. Диверсификация как форма управления деятельностью предприятия в кризисных условиях // Экономические науки. - 2014. - №2 2 (51). - 199-201 с.
26. Немченко Г., Донецкая С., Дьяконов К. Диверсификация производства: цели и направления деятельности // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 1. -107-113 с.
27. Орешин Ю. Н. Формирование и применение индикаторов результативности для оценки эффективности диверсификации // Экономика и управление. - 2017. - № 10 - 138-143 с.
28. Подоляк О.О., Кузьмин В.В. Риски реализации стратегии диверсификации, связанные с влиянием кризисных явлений // Омские научные чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции.-2017.- 675-677 с.
29. Райков А.Ю. Диверсификация как экономическое понятие современного рыночного хозяйства // Экономика, статистика и информатика.
Вестник УМО. - 2016. - № 3. - 98-101 с.
30. Расулова С.М. Подходы к трактовке понятия диверсификации производства в отечественной и зарубежной практике // Сибирская финансовая школа. - 2017. - № 5 (94). - 85-87 с.
31. Рой Л.В. Стратегии диверсификации компании (теоретические подходы) // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2016. - № 2. - 87-105 с.
32. Романенко О.А., Макарчева О.А., Крюкова И.В. Слияния и поглощения: стоит ли проводить диверсификацию? // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - №2 3 (67). - 141-144 с.
33. Саховская К.А., Шведова И.А. Проблемы и перспективы развития рынка нефтегазового сервиса в России // Экономика и управление : анализ тенденций и перспектив развития. Сборник материалов XXXIV Международной научно-практической конференции. - 2017. - 230-234 с.
34. Сипполайнен А.В. Рынок нефтесервисных услуг в России // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2017. - Т. 3. - № 1. - 61-64 с.
35. Сафонова Т.Ю. Разработка направлений диверсификации нефтяных компаний: дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2016. - 151 с.
36. Страхов П. В. Понятие и сущность диверсификации производства // Экономинфо. - 2017. - № 8. - 3-4 с.
37. Федько В.П., Диянова С.Н. Различные подходы к выделению причин диверсификации с позиции управления и маркетинга // Сфера услуг: инновации и качество. - 2016. - № 3. - 20 с.
38. Формирование новой экономики и кластерные инициативы: теория и практика / под ред. А.В. Бабкина. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. -516 с.
39. Хасанова И.Ф. Финансовая устойчивость: факторы влияния в условиях диверсификации // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2013. - № 11. - 196-201 с.
40. Щедрая Л. И., Шинин В. В. Рентабельность в системе хозяйственного механизма // Вопросы политической экономии. - 2013. - № 197. - 18 с.
Учебники и учебные пособия
41. Ансофф И. Стратегическое управление / сокращ. пер. с англ.; под науч. ред. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 2013. - 524 с.
42. Бухалков М. И. Планирование на предприятии: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2015. - 364 с.
43. Галицкая С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие. - СПб.: Эксмо, 2013. - 656 с.
44. Дранко О. И. Финансовый менеджмент. Технология управления финансами предприятия: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 356 с.
45. Киреев А. П. Вехи экономической мысли : Т. 6. Международная экономика / под общ. ред. А. П. Киреева. - М. : ТЕИС, 2016. - 720 с.
46. Коротков А. В., Синяева И.М. Управление маркетингом. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.
47. Лукасевич И. Я.Финансовый менеджмент: учебник. - М.: Эксмо, 2016. - 768 с.
48. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах / Под ред. проф. Л.А. Данченко. - 2-е изд. - М.: Маркет ДС, 2016. - 758 с.
49. Островитянов К.В. и др. Политическая экономия: учебник. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 2014. - 448 с.
50. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник. - М.: Новое знание, 2015. - 400 с.
Материалы на иностранных языках
51. // ВКник Схщноукрашського нащонального ушверситету iменi Володимира Даля. - 2013. - № 10. -190-194 с.
52. Ansoff H. I. Strategies for Diversifi cation // Harvard Business Review. - 2014. - Vol. 35, № 5. - September/October. - 113-124 с.
53. Коршько М.Д. Диверсифшащя: теоретичш та методолопчш основи: моногр. - К.: ННЦ1АЕ, 2017. - 488 с.
54. Кутовий В.М. Пщходи щодо ощнки ефективност диверсифшацп тдприемства // З61рник наукових праць «Економ1чний проспр». - 2014. - Вип. 24 - 278-289 с.
55. Markowitz H. Portfolio selection // Journal of Finance. - 2013. - Vol. 7. - № 1. - 77-91 с.
56. Rumelt R. Diversification Strategy and Profitability // Strategic Management J. - 2015. - Vol. 3. N 4. - 359 с.
Электронные ресурсы
57. Официальный сайт ООО «ТНГ-Групп». Режим доступа: http://www.tng.ru
58. Расширяя границы и технологии Новый уровень российской сейсморазведки: интервью с президентом компании «ГЕОТЕК Сейсморазведка» В. Толкачевым // Режим доступа:
http://gseis.ru/upload/documents/Interview%20with%20the%20president.pdf (дата обращения: 25.09.2018).
59. Старинская Г., Топорков А. Россия обеспечена газом на 100 лет
вперед: интервью с Генеральным директором, председателем правления «Росгеологии» Романом Пановым от 01.03.2018 // Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/business/characters/2018/03/01/752386-rossiya- obespechena-gazom# (дата обращения: 25.09.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ