СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Значение и задачи малого предприятия 5
1.2. Критерии принадлежности к малому бизнесу 8
1.3 Развитие малого бизнеса в Рязанской области 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ИП «ЖИХОРЕВА О.А.» 17
2.1. Экономическая характеристика ИП «Жихорева О.А.» 17
2.2 Финансовые ресурсы и источники их формирования 21
2.3 Взаимоотношения с государством по уплате обязательных платежей 25
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ИП 32
3.1. Обеспечение оптимальных условий кредитования для малого бизнеса 32
3.2. Использование опыта зарубежных стран при оптимизации налогообложения малого бизнеса 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной дипломной работы поясняется тем, что малый бизнес является важнейшим элементом региональной и национальной экономической системы. Развитие предпринимательства началось с появления закона о кооперации, который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики, и возникновением частных малых предприятий. Однако понадобилось ещё около семи лет, чтобы сложилась некая массовая база предпринимательства.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Индивидуальное предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости (8, с. 194). К сожалению, в России ситуация все еще остается иной. Традиционная коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Мировой опыт подтверждает: индивидуальное предпринимательство - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП, формируя его 40-50 % (16, с. 8). Но дело не только в количественных показателях - этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйствования. Если прежняя экономическая система в России делала отчётливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрепление структуры экономики выступает одной из важных составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом. Несмотря на реформирование, на текущий момент, в РФ, индивидуальное предпринимательство сталкивается с многочисленными трудностями, главными из которых являются: несовершенство созданной правовой базы; отсутствие на практике государственной поддержки, в частности, финансовой помощи и реальной правовой защиты; налоговое бремя; низкий образовательный уровень руководителей; слабость финансово-кредитной системы; нестабильность экономической жизни; отсутствие информационной и консультативной помощи.
Объект исследования – современные особенности малого бизнеса в современной экономике.
Предмет исследования - ИП «Жихорева О.А.».
Цель исследования – пути увеличения эффективности деятельности малого бизнеса на примере деятельности ИП «Жихорева О.А.».
Задачи исследования:
- провести теоретическое исследование значения и особенностей развития малого бизнеса в современной экономике;
- проанализировать организацию финансовой деятельности предприятия малого бизнеса ИП «Жихорева О.А.»;
- установить методы совершенствования управления финансовыми ресурсами ИП.
Теоретическая база работы представлена специализированны научными исследованиями Химичева Н.И, Гега П.Т., Пепеляева С.Г., изданиями общей тематики в области учета и аудита, в частности работами Корконос К.С., Войталюк С.П., Бристиной А.Д. и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение малого предпринимательства для региональной и национальной экономики является огромным: малые предприятия обладают достаточно низкой рискованностью при проведении хозяйственных операций, они привносят инновационность и увеличивают темпы интенсивного развития экономики, благодаря деятельности малых предприятий, тысячи людей имеют рабочие места и получают достойную заработную плату, налоги, уплачиваемые малыми предприятиями формируют местный и федеральные бюджеты. Критериями, по которым определяется принадлежность к малому бизнесу выступает количество человек, объем выручки, источники формирования собственного капитала. Анализ статистической базы показал, что малый бизнес в Рязанской области развивается высокими темпами.
Целью государственной поддержки малого предпринимательства являются: создание условий для позитивных структурных изменений в экономике России; содействие формированию и развитию малого предпринимательства, становление малого предпринимательства как ведущей силы в преодолении негативных процессов в экономике и обеспечения устойчивого позитивного развития общества; поддержка отечественных производителей; формирование условий для обеспечения занятости населения, предотвращения безработицы, создание новых рабочих мест.
На основании выше проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что большинство представителей малого предпринимательства, как и объект исследования ИП «Жихорева О.А.» испытывают значительную необходимость в денежных средства.
Поэтому наращивание финансовых и имущественных показателей предприятий малого бизнеса возможно только при наличии допустимых и невысоких ставках кредитов. При этом, как и сами субъекты малого предпринимательства, так и органы, которые будут выдавать денежные средства, должны контролировать текущие и будущие показатели платежеспособности и ликвидности.
Вместе с тем, для наращивания прибыли, субъектам малого бизнеса необходимо увеличить объемы реализации. При этом считаем, что государственное финансирование должно происходить только в направлении производства и научных исследований, поскольку сфера первичного и вторичного перераспределения и обмена и так в достаточной степени насыщена субъектами.
Для того, чтобы обеспечить оптимальные условия кредитования малых предприятий, необходимо:
- увеличить долю межбанковских кредитований, направляемых на кредитование малого бизнеса (по данному типу кредитов устанавливаются одни из низких ставок, которые позволят сократить ставки и выдаваемым кредитам);
- увеличить размер овердрафтов, устанавливаемых на корпоративные карты субъектов малого бизнеса;
- снизить ставки по кредитам, выдаваемым малым предприятиям для обновления основных фондов, внедрения новейших техник и технологий.
Для достижения целей по оптимизации налогообложения, представителю малого бизнеса, ИП «Жихорева О.А.» рекомендовано проводить налоговое планирование (на основе математических моделей) и осуществлять аудит собственной отчетности.
Прогнозная эффективность от предложенных рекомендаций является высокой.