Введение 4
Глава 1. Дата-журналистика: понятие, классификация инструментария, функции 9
1.1. Особенности дата-журналистики и ее отличие от других графических
направлений 9
1.2. Зарождение дата-журналистики, тенденции развития в зарубежных и
российских медиа 19
1.3. Инструментарий создания современной журналистики данных,
функции материалов 34
Глава 2. Современные тенденции развития дата-журналистики в зарубежных
и российских СМИ 45
2.1. Форма подачи дата-журналистики в современных зарубежных СМИ:
The Guardian, Los Angeles Times и La Nacion 45
2.2. Практическое воплощение дата-журналистики в современных
российских изданиях на примере РИА Новости и Газеты.Ru 72
2.3. Рекомендации для журналиста при работе с данными 92
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 106
Приложение 121
Согласно многолетней истории люди всегда старались усовершенствовать свою деятельность, упрощая и делая компактнее все то, что является сложным или занимает много места. Так, огромная электронно-вычислительная машина размером с комнату через несколько лет превратилась в компьютер, потом в ноутбук, а сейчас в планшеты с телефонами, которые помещаются у нас в руке.
Такой процесс происходит и с информацией. Раньше люди читали увесистые книги, газеты, журналы, чтобы узнать больше об окружающем мире, о людях, о событиях. Но, когда мир развивается слишком быстро, а новые данные появляются постоянно, люди ищут более удобный и быстрый способ получения информации, но не менее объемный по содержанию и не менее эффективный. Такой альтернативой сегодня становится направление журналистики данных.
На сегодня ситуация обстоит таким образом: если журналистский материал, особенно аналитический, не имеет каких-либо визуальных акцентов, он может остаться непрочитанным. Ученые доказали, что «более 80% всей информации человек воспринимает при помощи зрения, 10% мы усваиваем при чтении, а остальное приходится на наш слух» . Визуальный контент легче запоминается, так как информация, изложенная таким методом, вызывает определенные ассоциации и попадает в сознание человека, где может оставаться долгое время.
Термин «визуализация» означает «способ графического представления смысла, изложение события невербальным способом». Именно визуализация решает главную задачу - найти наиболее подходящие способы передачи информации, которые будут в той же степени информативными, как и сплошной длинный текст, систематизированными, как таблицы, графики и диаграммы. Визуальная журналистика, выраженная в современном направлении журналистика данных, - это «методика комбинирования слов и изображений, которая позволяет донести до потребителя СМИ информацию в полном объеме».
Главное отличие направления в том, что в дата-журналистике визуализация становится полноценным носителем информации, так как сообщает о событии аналогично тексту и дает читателю погрузиться в атмосферу журналистского материала, используя инфографику, аудио-видео материалы и возможности web-верстки. Таким образом, приемы визуализации являются не только элементом внешней формы издания, но и частью содержания.
В зависимости от темы публикации, дата-журналистика способна решать различные задачи. Например, отображение хронологии исторических событий или биографии персонажа статьи. К тому же это может быть сопоставление различных статистических данных с дополнительными медиаиллюстрациями.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что журналистика данных является неотъемлемым направлением журналистики XXI века, так как сочетает в себе информативность и новые технологии. Благодаря визуализации контента можно увидеть ключевые связи, соотношения, зависимости и другие данные. Это дает возможность думать и мыслить, как журналисту, так и потребителю информации.
К тому же, дата-журналистика удобна для размещения в интернете: в блогах, социальных сетях, обсуждениях, информационных агентствах и онлайн-СМИ. Многочисленные инструменты позволяют сопоставлять самые разнообразные данные. Это не только статистика, данные о миграции, заболеваниях, политических голосованиях, финансовые отчетности и прочее.
Это объёмные числовые таблицы, наборы не сортированных дискретных или непрерывных данных.
Современная журналистика ставит для себя новые задачи и предоставляет своим читателям уникальную возможность взглянуть на данные по-новому. Эти изменения в журналистском процессе во многом объясняют актуальность выбранных задач исследования.
Таким образом, в настоящее время направление журналистики данных в процессе взаимодействия субъектов восприятия информации позволяет рассматривать визуализацию в качестве эффективной технологии.
Степень изученности направления достаточно высока. Это подтверждают разнообразные пособия и статьи ученых. Многообразие онлайн-пособий и статей на русском языке говорит о росте популярности направления у российских СМИ и массовой аудитории. Таким образом, теоретико-методологическая база состоит из статей и учебных пособий таких исследователей в области журналистки, как Симакова С.И. , Шилина М.Г. , Шерстюкова М.Н. , Касаева И. , Черняк Л. и других.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить особенности и формы подачи дата-журналистики в современном медиапространстве на примере российских и зарубежных СМИ, на основе чего структурировать практические рекомендации для специалистов журналистики данных.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие журналистики данных, определить особенности и задачи направления в журналистике, разграничить определение дата-журналистики с другими смежными понятиями, такими как: «журналистика баз данных», «связанные данные», «открытые данные», «большие данные», «инфографика»;
2. Выявить истоки возникновения направления журналистики данных на примере российского и зарубежного опыта, рассмотреть ключевые этапы развития дата-журналистики;
3. Обозначить и классифицировать инструментарий дата- журналистики;
4. Выявить основные тенденции развития направления журналистики данных в зарубежных и российских СМИ за последние 7 лет и определить перспективность направления;
5. Разработать рекомендации для журналиста при работе с данными.
Объектом исследования выступает дата-журналистика, как направление в современных зарубежных и отечественных СМИ.
Предмет исследования: современные тенденции визуализации дата- журналистики в зарубежных СМИ: The Guardian (Великобритания), Los Angeles Times (США) и La Nacion (Аргентина) и российских изданиях: РИА Новости и Газета.Яи.
Методы исследования: Выпускная квалификационная работа базируется на следующих методах научного исследования:
1. Теоретические методы - изучение трудов авторитетных специалистов в области журналистики и журналистики данных,
публикаций электронных СМИ, пособий по журналистике данных, опубликованных на русском языке, проведение аналогии со смежными понятиями, такими как инфографика и журналистика баз данных;
2. Эмпирические методы - контент-анализ зарубежных и отечественных публикаций, сравнение методов работы с журналистикой данных в зарубежных и российских СМИ, классификация инструментария и функций, обобщение тенденций развития направления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его можно использовать для последующего анализа направления. Кроме того, нами была разработана методичка с практическими рекомендациями для журналиста при работе с данными.
Новизна исследования состоит в систематизации теоретических знаний и практических примеров дата-журналистских статей, публикуемых в зарубежных и российских СМИ на протяжении последних семи лет. А также выявление необходимых навыков для работы с данными.
Теоретико-методологическая база исследования представлена теоретическими учебниками и учебными пособиями в области дата- журналистики, а также практическими примерами реализации приемов визуализации в материалах журналистики данных таких изданий, как The Guardian, Los Angeles Times, La Nation, РИА Новости и Газетами.
Хронологический период исследования - с декабря 2010 года по апрель 2018 года. Выбор обоснован тем, что, начиная с 2010 года, в крупных изданиях стали активно развиваться дата-журналистские блоги.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, в которых по три пункта соответственно, заключение, список использованной литературы и приложение. Во введении описывается цель, предмет и объект изучения, поставлены задачи, которые должны быть рассмотрены в данной работе. В первой главе необходимо проследить историю развития дата-журналистики, а также рассмотреть современные приемы подачи контента. В практической части на примере зарубежных публикаций важно выявить и разделить основные подходы и принципы визуализации в направлении дата-журналистика, а также изложить рекомендации при работе с данными. В заключении приводятся итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база и источники исследования.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Журналистика данных представляет собой перспективное направление анализа и визуализации данных. Мы охарактеризовали термины, смежные с направлением: «большие данные», «открытые данные», «связанные данные». Общим признаком перечисленных понятий является то, что все они связаны, в первую очередь, с такими данными, которые открыты для публичного доступа. Также мы отождествили термин «журналистика баз данных», который относится больше к исследовательской работе, призванной влиять на аудиторию.
Сравнивая инфографику с дата-журналистикой, мы пришли к логичному выводу, что она является неотъемлемой частью журналистики данных. Инфографика - это инструмент, который представляет данные в виде статистических графиков, карт, диаграмм, схем, таблиц и позволяет аудитории найти свою собственную историю.
Мы определили особенности и задачи направления. Опираясь на выводы Чернецкого П.П. в статье «Журналистика данных как фактор объективности в сетевых СМИ», мы также выявили недостатки материалов на основе данных.
Задачи направления:
1. Наглядно сообщить сложную объемную информацию, анализ, сообщение;
2. Фильтрация потока массивных данных;
3. Представление важной и правдивой информации, основанной только на данных;
4. Облегчение понимания аналитических данных путем из визуализации и интерактивного воплощения;
5. Сопоставление различных статистических данных с дополнительными медиа-иллюстрациями;
6. Отображение хронологии исторических событий или биографии персонажа статьи.
В отличие от традиционной журналистики дата-журналистика всесторонне раскрывает предысторию, выявляет взаимосвязи между событиями, устанавливает степень важности обнаруженных сведений для аудитории. Дата-журналистский материал наглядно связывает данные с конкретным лицом, территорией, историческими или экономическими обстоятельствами и т.д. Опираясь на исследование Колчиной Е.С., мы выделили не устаревающую актуальность, как достоинство материалов журналистики данных. Таким образом, назовем основные преимущества и недостатки направления.
Преимущества дата-журналистики:
1. Объективность информации благодаря уходу личности автора на второй план;
2. Фильтрация потока массивных данных;
3. Новый подход к созданию материалов;
4. Возможность проникнуть в суть информации и обработать ее;
5. Представление важной и правдивой информации, основанной только на данных;
6. Журналистика данных может перепроверить практически любую информацию;
7. Новая интерпретация информации благодаря чему удается увидеть привычные вещи под новым углом;
8. Удержание внимания аудитории, погружением читателя в атмосферу журналистского материала благодаря наглядности и визуальных образов.
9. Не устаревающая актуальность, так как визуализация данных позволяет освещать протяженные во времени события или явления;
10. Способность вернуть доверие аудитории к СМИ, так как цифрам люди склонны верить больше, чем мнениям и прогнозам.
Недостатки дата-журналистики:
1. Неточный анализ из-за человеческого фактора или инструментария;
2. Возможность фальсификации исследований;
3. Субъективность восприятия одной и той же информации разными людьми;
4. Сложность получения, структурирования и очистки данных.
Углубившись в историю направления, мы убедились, что анализ и визуализация данных присутствовали еще тогда, когда не существовало технологий для обработки и анализа больших массивов данных. Например, в Европе зарождение журналистики данных произошло во Франции, где в 1812-1813 годах инженер, пионер в области графических методов анализа Шарль Жозеф Минар впервые использовал графики в инженерии и статистике. В России в 1871 году данные использовал Гацисский А.С. В своем социологическом очерке с помощью статистики и цифр он привел данные о земледельческой производительности Нижегородской губернии и о состоянии школьного дела.
Мы охарактеризовали ключевые этапы развития направления:
1. «Протоформы дата-журналистики» - зарождение первых примеров использованием направления журналистики данных, реализованных задолго до появления компьютеров и Интернета. Например, статья «Schools in Manchester» в Manchester Guardian 5 мая 1821 года;
2. «Создание конвергентного медийного контента на основе использования больших массивов компьютерных и интернет- данных» - появление больших объемов цифровой компьютерной информации. Например, в Детройте в 1967 году при помощи огромных вычислительных машин журналистами были обработаны базы статистических данных про выпускников различных колледжей;
3. «Big Data» - термин, характеризующий большие массивы данных по аналогии с метафорами «большая нефть», «большая руда» . Начинается формирование кардинально новых инструментов для работы с большими базами данных и источниками информации;
4. «Журналист - менеджер баз данных» - обязательное использование компьютерного анализа в работе журналиста в 2002 году. Филип Мейер уверен, что журналистике необходима научная техника сбора данных и анализа;
5. «Журналистика данных» - становление термина в 2006 году.
Эдриан Головатый назвал журналистикой данных структурированные, машиночитаемые данные, используемые в журналистике вместе с традиционным текстом. Он обращает внимание журналистов на информацию, которая полезна людям для жизни и понимания мира;
6. «Проект Google Flue Trends» - бесплатный и связанный с данными проект от Google 2008 года создан для выявления регионов, в которых люди чаще всего болеют простудой, где находятся очаги заболеваний, где зарождаются эпидемии;
7. «Первая интернациональная конференция» - окончательное формирование понятия журналистики данных в Амстердаме 2010 года. С тех пор направление стремительно развивается и применяется как на конференциях, так и в исследовательских журналах;
8. «Data-блоги» - С 2009 года журналисты стали создавать дата- блоги. На сегодня в The Guardian DataBlog опубликовано более 1000 заметок на тему открытых данных, визуализации открытой информации, графики и т.п. Блог Los Angeles DataDesk использует современные технологии и возможности веб-верстки для анализа и структурирования данных. В Аргентине La Nacion Data стал отправной точкой в развитии дата-журналистики в Южной Америке;
9. «Большая Россия - большие данные» - включение России в датажурналистские проекты, над которыми работали «Российская газета», «Московские новости», «РБК», «Эсквайр» и др. В России онлайн-издания создают рубрики под названием «инфографика», где также публикуют материалы журналистики данных;
10. «Цифровая и кибержурналистика» - в XXI веке исследователи предрекают утрату значения баз данных в качестве источника информации.
«Возникновение термина «журналистика данных» в начале века означает новую фазу, в которой огромные объемы данных совершенно открыто доступны в сети, объединены со сложными пользовательско-центричными инструментами, а инструменты самостоятельной публикации и краудсорсинга позволяют большему количеству людей работать с бОльшими объемами данных легче, чем когда бы то ни было» , - пишут в Data Journalism Handbook. Таким образом, два важных фактора способствовали тому, чтобы направление в журналистике под названием «журналистика данных» начало формироваться:
• Распространение компьютеров и программного обеспечения, позволяющих быстро и относительно легко обрабатывать существенные объемы данных;
• Появление в интернете большого количества машиночитаемых и открытых данных.
В данной работе мы классифицировали инструментарий дата- журналиста. Среди инструментов, позволяющих обрабатывать информацию в дата-журналистике выделяют несколько ключевых - Exel, Google Fusion, Tableau Public, Google docs, IBM ManyEyes, Canva.
Мы выделили и охарактеризовали шесть функций дата-журналистских материалов: иллюстрирующая, рекламно-справочная, интерактивная,образовательная, эстетическая и расследовательская. Мы определили, что выявленные функции дополняют функции традиционной журналистики. С другой стороны, мы заметили, что из-за приемов визуализации образовательная, иллюстрирующая и эстетическая функции в дата- журналистике более выражены.
Основными закономерностями направления в зарубежных и российских СМИ за последние 7 лет стали:
1. Преобладание графических элементов над текстом;
2. Привлечение команды специалистов к дата-журналистскому
3. Обширная тематика публикаций;
4. Выделение отдельной рубрики или блога для материалов с данными;
5. Отключение комментирования в большинстве интерактивных материалах;
6. Ссылки на авторитетные источники;
7. Отсутствие упоминания используемых сервисов для визуализации.
Сегодня дата-журналистика переросла в глобальные масштабы и затрагивает все больше актуальных тем. Журналистика данных является перспективным направлением, так как она удобна для размещения в интернете: в блогах, социальных сетях, обсуждениях, информационных агентствах и так далее. Издания, активно занимающиеся дата- журналистикой, привлекают внимание аудитории, участвуют в конкурсах и заслуженно занимают призовые места в конкурсах. Данное направление заинтересовало и журналистов. Так, обучение дата-журналистике включено в образовательные программы в ведущих университетах США, Англии и других стран.
Немаловажным является тот факт, что ежегодно проходит премия Data Journalism Awards. Это значит, что специалисты в этой профессии востребованы, и прогнозируется, что спрос будет возрастать. Этому также способствует развитие организаций и стартапов в этой области.
Мы разработали рекомендации для журналистов, которые хотят научиться работать с данными. Мы уверенны, журналисты, умеющие работать с данными, представляют ценность для журналистики в целом. Поэтому в нашей методичке описаны ключевые этапы подготовки датажурналистского материала, выявлены необходимые навыки для работы с данными, а также рассмотрены трудности, возникающие на пути к проекту.
Наша методична предназначена для современных редакций, создающих аналитические статьи и работающих с большими массивами данных.
В данной дипломной работе было изучено направление журналистики данных, выявлена его специфика. В практической части был рассмотрен инструментарий, обозначены основные функции и их отличие от традиционных функций журналистики, а также рассмотрены конкретные примеры дата-журналистских материалов за рубежом и в России, кроме того, представлено сравнение российского и зарубежного опыта работы, сформирован портрет дата-журналиста и перспективы развития направления.
1. The Guardian Datablog. Public spending by UK government department: an interactive guide. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.theguardian.com/news/datablog/interactive/2011/oct/26/public- spending-uk-government-department. свободный
2. The Guardian Datablog. Visualising Whitehall: the Guardian map of the senior civil service. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www. theguardian. com/news/datablog/interactive/2011/jun/24/whiteh all-visualisation-civil-service, свободный
3. The Guardian Datablog. US military suicides in charts: how they overtook combat death [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www.the guardian. com/news/datablog/2013/feb/01 /us-military- suicides-trend-charts, свободный
4. The Guardian Datablog. Are you reflected in the new Congress? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.theguardian.com/us- news/ng-interactive/2014/nov/06/-sp-congress-diversity-women-race-lgbt- are-you-represented, свободный
5. The Guardian Datablog. Queen Elizabeth II's reign: how do other monarchs compare? [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www. theguardian. com/global/datablog/ng-
interactive/2015/sep/09/queen-elizabeth-iis-reign-how-do-other-monarchs- compare, свободный
6. The Guardian Datablog. Most popular and unusual Australian dog names
and breeds revealed. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https: //www. theguardian. com/news/datablog/ng-
interactive/2016/aug/05/most-popular-and-unusual-australian-dog-names- and-breeds-revealed, свободный
7. The Guardian Datablog. Game of Thrones: the most Googled characters -
episode by episode. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https: //www. theguardian. com/news/datablog/ng- interactive/2016/apr/22/game-of-thrones-the-most-googled-characters- episode-by-episode, свободный
8. The Guardian Datablog. Hooked: how slot machines are designed to be addictive [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www.the guardian. com/australia-news/datablog/ng- interactive/2017/sep/28/hooked-how-pokies-are-designed-to-be-addictive, свободный
9. The Guardian Datablog. Full results of Australia's vote for same-sex marriage, electorate by electorate - interactive [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://www.theguardian.com/australia-news/datablog/ng- interactive/2017/nov/15/same-sex-marriage-survey-how-australia-voted- electorate-by-electorate, свободный
10. The Guardian Datablog. London air pollution live data - track the breaches of legal limits in 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www. theguardian. com/environment/ng-
interactive/2018/jan/01/london-air-pollution-live-data-where-will-be-first-to- break-legal-limits-in-2018, свободный
11. The Guardian Datablog. Mass shootings in the US: there have been 1,624 in 1,870 days. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www.theguardian. com/us-news/ng-interactive/2017/oct/02/america- mass-shootings-gun-violence, свободный
12. Los Angeles Times Data Desk. Mayor Contributions homepage [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://graphics.latimes.com/mavor-contributions-homepage/, свободный
13. Los Angeles Times Data Desk. Lankershim Boulevard [Электронный ресурс] Режим доступа: http://graphics.latimes.com/boulevardstorvboard- la-ca-lankershim/, свободный
14. Los Angeles Times Data Desk. Along Atlantic [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://graphics.latimes.com/boulevardstorvboard-la-me-
atlantic-boulevard/, свободный
15. Los Angeles Times Data Desk. Victims of Gang Violence: The smoke clears, but pain endures [Электронный ресурс] Режим доступа: http://graphics.latimes.com/victims-gang-violence/, свободный
16. Los Angeles Times Data Desk. John Cage's Los Angeles [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://graphics.latimes.com/storvboard-iohn-
cages-los-angeles/, свободный
17. Los Angeles Times Data Desk. And the academy members are...
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://graphics.latimes.com/towergraphic-la-et-academy-tower/. свободный
18. Los Angeles Times Data Desk. Graphic: Who gets what [Электронный ресурс] Режим доступа: http://graphics.latimes.com/towergraphic-la-na- tax-breaks-tower/, свободный
19. Los Angeles Times Data Desk. Election results California state Assembly and Senate [Электронный ресурс] Режим доступа: http://graphics.latimes.com/2014-election-results-california-statehouse/, свободный
20. Los Angeles Times Data Desk. Forecast for L.A.'s mayor race: paltry
turnout [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.latimes.com/proiects/la-me-mavor-turnout-20130515/, свободный
21. Los Angeles Times Data Desk. Discovering Gale Crater [Электронный ресурс] Режим доступа: http://graphics.latimes.com/mars-gale-crater-vr/, свободный
22. Los Angeles Times Data Desk. Discovering Gale Crater: How we did it [Электронный ресурс] Режим доступа: http://graphics.latimes.com/mars- gale-crater-vr/, свободный
23. Los Angeles Times Data Desk. Where ‘La La Land’ was shot in L.A., scene by scene [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.latimes.com/proiects/la-et-la-la-land-map/, свободный
24. Los Angeles Times Data Desk. L.A.’s mayor wants to lower the city’s temperature. These scientists are figuring out how to do it [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.latimes.com/proiects/la-sci-cooling- los-angeles/, свободный
25. La Nacion Data. Comparador de autos con lenguaje “R” [Электронный
ресурс] Режим доступа:
http://blogs.lanacion.com.ar/data/herramientas/comparador-de-autos-con- lenguaie-r/, свободный
26. La Nacion Data. Periodismo de Datos para Todos [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blogs.lanacion.com.ar/data/datasets/periodismo-de- datos-para-todos/, свободный
27. La Nacion Data. Elecciones 2013: abrimos los datos de los centros de votacion geolocalizados [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blogs.lanacion.com.ar/data/sin-categoria/elecciones-2013-abrimos-los- datos-de-los-centros-de-votacion-geolocalizados, свободный
28. La Nacion Data. Muertes por accidentes de transito [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blogs.lanacion.com.ar/data/argentina/muertes-por- accidentes-de-transito/, свободный
29. La Nacion Data. ^Que paises vieron nacer mas Premios Nobel?
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://blogs.lanacion.com.ar/data/sin-categoria/que-paises-vieron-nacer-mas- premios-nobel/, свободный
30. La Nacion Data. S.O.S. Riachuelo: como trabajamos el especial sobre el rio mas contaminado de Argentina [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blogs.lanacion.com.ar/data/argentina/s-o-s-riachuelo-el-rio-mas- contaminado-de-la-region/, свободный
31. La Nacion Data. Carceles argentinas: en 10 anos, la poblacion penitenciaria aumento un 41% [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.lanacion.com.ar/2088947-carceles-argentinas-en-10-anos-la- poblacion-penitenciaria-aumento-un-41, свободный
32. La Nacion Data. Los preferidos: cuales fueron los intendentes bonaerenses
que mas fondos recibieron de la Casa Rosada [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.lanacion.com.ar/2086750-los-preferidos-
cuales-fueron-los-intendentes-bonaerenses-que-mas-fondos-recibieron-de- la-casa-rosada, свободный
33. La Nacion Data. Elecciones 2017: mira los resultados en tu barrio
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.lanacion.com.ar/2052979-elecciones-resultados-2017-los- barrios-portenos-en-los-que-elisa-carrio-saco-mavor-ventaia, свободный
34. La Nacion Data. Mapa de las escuchas de Nisman: donde se produjeron las llamadas reveladoras [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www. lanacion. com. ar/2101478-mapa-de-las-escuchas-de-nisman- donde-se-produieron-las-llamadas-reveladoras, свободный
35. La Nacion Data. Macri recorto viaticos: quienes son los ministros que se ajustan у cuanto se ahorra [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.lanacion.com.ar/2126426-macri-recorto-viaticos-quienes-son- los-ministros-que-se-aiustan-v-cuanto-se-ahorra, свободный
36. Информационное агентство РИА Новости. Хроника великой Победы
[Электронный ресурс] Режим
доступа: https://ria.ru/infografika/20110507/371065449.html, свободный
37. Информационное агентство РИА Новости. Медицинский центр МГУ
[Электронный ресурс] Режим
доступа: https://ria.ru/infografika/20121012/772725162.html, свободный
38. Информационное агентство РИА Новости. Разные подходы к дизайну схемы метро в Москве [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/infografika/20130110/917556631.html, свободный
39. Информационное агентство РИА Новости. Рейтинг компаний, работающих в сфере автокаско [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/infografika/20130625/945574620.html, свободный
40. Информационное агентство РИА Новости. Лучшие школы России-2014
[Электронный ресурс] Режим
доступа: https://ria.ru/sn edu/20140922/1024593723.html, свободный
41. Информационное агентство РИА Новости. Русские путешественники
[Электронный ресурс] Режим
доступа: https://ria.ru/infografika/20151023/1306807514.html, свободный
42. Информационное агентство РИА Новости. Самые дорогие публичные
компании России - 2016 [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://ria.ru/infografika/20160127/1365416420.html, свободный
43. Информационное агентство РИА Новости. Хроника чернобыльской
трагедии [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://ria.ru/infografika/20160426/1420303620.html, свободный
44. Информационное агентство РИА Новости. Итоги 2016 года
[Электронный ресурс] Режим
доступа: https://ria.ru/infografika/20161220/1483671088.html, свободный
45. Информационное агентство РИА Новости. В Крым за 10 минут.
Почему вы полюбите мост через Керченский пролив [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //vid 1.ria.ru/i g/info grafika/m2/kerch-
bridge/#top, свободный
46. Информационное агентство РИА Новости. Выберите правильный вариант ударения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vid1 .ria.ru/ig/infografika/kay-n/2016/test/, свободный
47. Информационное агентство РИА Новости. Подготовьтесь к «Тотальному диктанту» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/infografika/20180410/1518226124.html, свободный
48. Информационное агентство РИА Новости. Сколько Холмса в
Шерлоке? [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://ria.ru/infografika/20170101/1484875127.html, свободный
49. Газета^а Программа утилизации авто [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/infographics/auto/auto v util.shtml, свободный
50. Газета^а Химкинский лес [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/infographics/social/khimkinsky les.shtml, свободный
51. Газетами. Миллионеры: 2011 - 2020 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/infographics/business/millioners2011- 2020.shtml?updated свободный
52. Газета.Ru. Игорное дело»: действующие лица [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.gazeta.ru/infographics/social/Igornoe delo deistvuusi e lica.shtml?updated, свободный
53. Газета.Ru Путин и Медведев в ключевых словах посланий
[Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.gazeta.ru/politics/infographics/putin i medvedev v klyuchevyh slovah poslanii.shtml?updated, свободный
54. Газета.Ru. На чем летаем, господа? [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/infographics/Na chem letaem gospoda.shtml, свободный
55. Газета.Ru. Единый государственный экзамен [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.gazeta.ru/social/infographics/edinyi gosudarstvennyi ekzamen.shtml, свободный
56. Газета.Ru. Шестой саммит БРИКС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/infographics/strany briks.shtml, свободный
57. Газета.Ru. ДНР, ЛНР и другие непризнанные государства [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.gazeta.ru/politics/infographics/politicsnepriznannye s trany.shtml?updated#, свободный
58. Газета.Ru. Последние слова 11 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/! 1 september/, свободный
59. Газетами. Что изменилось в Сирии за год [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/infographics/siriva.shtml7updated. свободный
60. Газетами. Рамблер Инфографика» под названием «Россия на пороге
эпидемии ВИЧ [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.gazeta.ru/science/health/aids/. свободный
61. Газетами. Цифровые услуги пригорода - шаг в будущее [Электронный
ресурс] Режим
доступа: https://www.gazeta.ru/infographics/poezda.shtml7updated. свободный
62. Газета.Кл. Эффективность госкопрораций [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/goscorp/. свободный
63. Газета.Кл. Кого и как мы выбирали [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazeta.ru/election-2018/victorine/?updated. свободный
64. Информационное агентство ТАСС. ТАСС получил "золото" престижной премии Kantar Information is Beautiful Awards [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4766823. свободный
65. Информационное агентство РИА Новости. История агентства
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://ria.ru/docs/about/ria historv.html. свободный
Литература
66. Аксенова. О.Н. Журналистика данных: проблемы и перспективы [Текст] / О.Н. Аксенова // Научный вестник Ворон. гос. архитектурностроительного ун-та. Серия: социально-гуманитарные науки. -
Воронеж. 2015. № 3. С. 41-44. - ISSN: 2311-5793.
67. Бокарева, Ю.С. Инфографика как современное средство коммуникации [Текст] / Ю.С. Бокарева, В.Е. Романовская // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств. - 2014. № 4-5. С. 13-16.
68. Габдуллина, А.Р. Инфографика: принципы реализации в СМИ [Текст] /
Габдуллина, А.Р., Симкачева, М.В. // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной
научной конференции (24 - 25 ноября 2016 г.) / под. ред. Н.Ф. Федотовой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 362 - 368.
69. Жолудь, Р.В. Журналистика данных: предпосылки возникновения, функции и возможности [Текст] / Р.В. Жолудь // Вестник Ворон. гос. ун-т. Серия: филология. - Воронеж, 2014. №4. С. 104-106. - ISSN: 1814-2958.
70.Замошанская, Ю.П. Краудсорсинг как инструмент развития системы управления человеческими ресурсами / Ю.П Замошанская, М.А. Долгун // Известия института систем управления СГЭУ. - Самара,
2015. № 2 (12). С. 89-91.
71. Колчина, Е.С. Data-журналистика в парадигме современных интернеттекстов: задачи и возможности [Текст] / Е.С. Колчина // Язык. Культура. Коммуникации. - Челябинск, 2014. №1 (1). С. 16. - elSSN: 2410-6682.
72. Колчина, Е.С. Интерактивность как ресурс data-журналистского материала [Текст] / Е.С. Колчина // Знак: проблемное поле медиаобразования: науч. журн. - 2014. С. 53.
73. Лунев, В.Д. Краудсорсинг / В.Д. Лунев, В.С. Конова, Е.А. Шульга // Новая наука: проблемы и перспективы. - Уфа, 2016. № 2-2 (61). С. 81
83. ISSN: 2412-9704
74. Панюкова, С.А. Роль открытых данных в развитии журналистики данных [Текст] / С.А. Панюкова // Знак: проблемное поле медиаобразования: науч. журн. - 2015. С. 28.
75. Пивоварова, Л.М. С жизнью рядом [Текст] / Л.М. Пивоварова // Из истории казанской прессы. - Казань: изд-во казанского университета. 1977. С.9.
76. Симакова, С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики [Текст] / С.И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования: науч. журн. - 2016. № 2. С. 21-25.
77. Симакова, С. И. Дата-журналистика как медиатренд [Текст] / С.И. Симакова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), С. 481-484.
78. Симакова, С.И. Журналистика данных как фактор, влияющий на развитие визуализации журналистского контента [Текст] / С.И. Симакова // Журналистика в системе альтернативных источников информации. - Нижний Новгород, 2017. С. 166-171.
79.Черняк, Л. Большие Данные — новая теория и практика [Текст] /Л. Черняк // Открытые системы. СУБД. - Москва, 2011. № 10. С. 18. - ISSN: 1028-7493.
80.Чернецкий, П.П. Журналистика данных как фактор объективности в сетевых СМИ [Текст] / П.П. Чернецкий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. № 6. Ч. 1. С. 189-192.
81.Чурбакова, Е.А. Журналистика баз данных как медиатренд [Текст] / Е.А. Чурбакова // Медиаисследования. 2017. № 4-2. С. 220-221.
82. Шерстюкова, М. Н. Дата-журналистика как новое направление в системе средств массовой коммуникации [Текст] / М.Н. Шерстюкова // Вестник МГУ имени М. В. Ломоносова. №1. 2012. С. 12-14.
83. Шилина, А.Г. Журналистика данных в качественных российских журналах: опыт идентификации [Текст] / А.Г. Шилина // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия: филология. - Тверь, 2016. № 3. С. 222-228. ISSN: 1994-3725.
84. Шилина, М. Г. Data Journalism - дата-журналистика, журналистика
метаданных - в структуре медиакоммуникации: к вопросу
формирования теоретических исследовательских подходов [Текст] / М.Г. Шилина. // Медиаскоп. 2013: альм. фак. - 2013. №1. С. 10.
85. Шилина, М.Г. Big Data, Open Data, Linked Data, метаданные в PR: актуальные модели трансформации теории и практики [Текст] / М.Г. Шилина, В.Ю. Левченко // Медиаскоп - 2014. № 1. С. 16.
86. Шилина, А.Г. Журналистика данных в «Нью-Йорк Таймс»: особенности модели новейшего периода / А.Г. Шилина // Коммуникация как стратегия доверия: глобальное vs глокальное. РЭУ им. Плеханова, Россия. 2016.
Интернет-источники.
87.2016: The Year in Visual Stories and Graphics. New York Times. [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www. nytimes.com/interactive/2016/12/28/us/year-in- interactive-graphics.html, свободный
88. ArcGIS Pro. Что такое геокодирование? [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //pro .arcgis.com/ru/pro-app/help/data/geocoding.., свободный
89. Caixin Data. [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.caixinglobal.com/, свободный
90. Data Blog. Zeit Online [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://blog.zeit.de/open-data/, свободный
91. Data Journalism Manual. [Электронный ресурс] Режим
доступа: http: //www.odecanet.org/data-j ournalism-manual/, свободный
92. Difference Between Infographics and Data Visualization [Электронный ресурс] Режим доступа: http://youtu.be/bmN7WEBTKh8, свободный
93. Guardian Datablog. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www. theguardian. com/data, свободный
94. Guardian Datablog. The first Guardian data journalism: May 5, 1821.
[Электронный ресурс] Режим
доступа: https: //www.the guardian.com/news/datablo g/2011 /sep/26.., свободный
95. Holoyaty A. A fundamental way newspaper sites need to change. 2006.
[Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.holovaty.com/writing/fundamental-change/, свободный
96. La Nacion Data. La Nacion. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.lanacion. com.ar/data, свободный
97. Los Angeles Times Data Desk. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.latimes.com/local/datadesk/. свободный
98. New York Times. 2016: The Year in Visual Stories and Graphics.
[Электронный ресурс] Режим
доступа: https: //www.nytimes.com/interactive/2016/12/28/us/yea.., свободный
99. Rodgers Simon. Introduction to data journalism. 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://simonrogers.net/2014/05/25/introduction- to-da.., свободный
100. The Data Journalism Awards. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.datajournalismawards.org/, свободный
101. The inverted pyramid of data journalism. Online journalism blog, July
7, 2011. От данных к репортажу: Думай как дата-журналист [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://onlineiournalismblog.com/2011/07/07/the-invert.., свободный
102. Zeit Online Data Blog. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blog.zeit.de/open-data/, свободный
АНО "Информационная культура". Журналистика данных [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.infoculture.ru/glossarv/data-ioumalistic/. свободный
104. Бегтин, И. Готовы ли мы к журналистике данных? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://polit.ru/article/2013/04/29/data journalism/. свободный
105. Дата-журналистика: информация в ярком и привлекательном обрамлении [Электронный ресурс] Режим доступа: https://te- st.ru/2014/09/03/bevisualmag-ru/, свободный
106. Data-журналистика - новый жанр журналистики. // Агентство
инноваций и развития экономических и социальных проектов. [Электронный ресурс] Режим
доступа: https: //www. innoros. ru/innovation-idea3 0/ideas/data-zhurnalistika- novyi-zhanr-zhurnalistiki, свободный
107. Журналистика данных. О дата-журналистике на русском языке.
[Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.datadriveniournalism.ru/, свободный
108. Кузьмичёва О. Г. Актуальность журналистики данных для
современных СМИ: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://data.gov.ru/sites/default/files/presentation/.. , свободный
109. Ларот Т. Журналистика данных: как заставить цифры говорить. 2013 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://research.ria.ru/content/20130313/918544264.html. свободный
110. Национальная Ассоциация Институтов Закупок [Электронный ресурс] Режим доступа: http://naiz.org/. свободный
111. От данных к репортажу: Думай как дата-журналист.
[Электронный ресурс] Режим
доступа: http://onlineiournalismblog.com/2011/07/07/the-inverted-pyramid- of-data-iournalism/, свободный
112. Официальные сетевые ресурсы Президента России. Указ о мерах
по повышению эффективности деятельности государственных СМИ. [Электронный ресурс] Режим
доступа: http: //kremlin.ru/events/president/news/19805, свободный
113. Пильгун М. «Журналистика данных» — магистратура для
смелых. Высшая школа экономики. Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://cmd.hse.ru/news/207511897.html, свободный
114. Пособие по журналистике данных: официальный сайт РИА
Новости. [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://ria.ru/files/book/ site/index.html, свободный
115. Словари и энциклопедии на Академике. Academic.ru. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //dic.academic.ru/, свободный
116. Хавьер Э. Лекция. Инфографика: что такое и с чем ее едят? // Конференция «Газетный дизайн 2004». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kak.ru/columns/masterclass/a1044, свободный
117. Что такое юзабилити? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //usabilitylab .ru/blog/chto-takoe-yuzabiliti/, свободный
118. Шевченко В.Э. Visual Content as a Trend in Modern Journalism [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1654, свободный
119. Школа открытых данных. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://opendataschool.ru/, свободный