Дата-журналистика : современные тенденции развития в Российских и зарубежных СМИ
|
Введение 4
Глава 1. Дата-журналистика: понятие, классификация инструментария, функции 9
1.1. Особенности дата-журналистики и ее отличие от других графических
направлений 9
1.2. Зарождение дата-журналистики, тенденции развития в зарубежных и
российских медиа 19
1.3. Инструментарий создания современной журналистики данных,
функции материалов 34
Глава 2. Современные тенденции развития дата-журналистики в зарубежных
и российских СМИ 45
2.1. Форма подачи дата-журналистики в современных зарубежных СМИ:
The Guardian, Los Angeles Times и La Nacion 45
2.2. Практическое воплощение дата-журналистики в современных
российских изданиях на примере РИА Новости и Газеты.Ru 72
2.3. Рекомендации для журналиста при работе с данными 92
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 106
Приложение 121
Глава 1. Дата-журналистика: понятие, классификация инструментария, функции 9
1.1. Особенности дата-журналистики и ее отличие от других графических
направлений 9
1.2. Зарождение дата-журналистики, тенденции развития в зарубежных и
российских медиа 19
1.3. Инструментарий создания современной журналистики данных,
функции материалов 34
Глава 2. Современные тенденции развития дата-журналистики в зарубежных
и российских СМИ 45
2.1. Форма подачи дата-журналистики в современных зарубежных СМИ:
The Guardian, Los Angeles Times и La Nacion 45
2.2. Практическое воплощение дата-журналистики в современных
российских изданиях на примере РИА Новости и Газеты.Ru 72
2.3. Рекомендации для журналиста при работе с данными 92
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 106
Приложение 121
Согласно многолетней истории люди всегда старались усовершенствовать свою деятельность, упрощая и делая компактнее все то, что является сложным или занимает много места. Так, огромная электронно-вычислительная машина размером с комнату через несколько лет превратилась в компьютер, потом в ноутбук, а сейчас в планшеты с телефонами, которые помещаются у нас в руке.
Такой процесс происходит и с информацией. Раньше люди читали увесистые книги, газеты, журналы, чтобы узнать больше об окружающем мире, о людях, о событиях. Но, когда мир развивается слишком быстро, а новые данные появляются постоянно, люди ищут более удобный и быстрый способ получения информации, но не менее объемный по содержанию и не менее эффективный. Такой альтернативой сегодня становится направление журналистики данных.
На сегодня ситуация обстоит таким образом: если журналистский материал, особенно аналитический, не имеет каких-либо визуальных акцентов, он может остаться непрочитанным. Ученые доказали, что «более 80% всей информации человек воспринимает при помощи зрения, 10% мы усваиваем при чтении, а остальное приходится на наш слух» . Визуальный контент легче запоминается, так как информация, изложенная таким методом, вызывает определенные ассоциации и попадает в сознание человека, где может оставаться долгое время.
Термин «визуализация» означает «способ графического представления смысла, изложение события невербальным способом». Именно визуализация решает главную задачу - найти наиболее подходящие способы передачи информации, которые будут в той же степени информативными, как и сплошной длинный текст, систематизированными, как таблицы, графики и диаграммы. Визуальная журналистика, выраженная в современном направлении журналистика данных, - это «методика комбинирования слов и изображений, которая позволяет донести до потребителя СМИ информацию в полном объеме».
Главное отличие направления в том, что в дата-журналистике визуализация становится полноценным носителем информации, так как сообщает о событии аналогично тексту и дает читателю погрузиться в атмосферу журналистского материала, используя инфографику, аудио-видео материалы и возможности web-верстки. Таким образом, приемы визуализации являются не только элементом внешней формы издания, но и частью содержания.
В зависимости от темы публикации, дата-журналистика способна решать различные задачи. Например, отображение хронологии исторических событий или биографии персонажа статьи. К тому же это может быть сопоставление различных статистических данных с дополнительными медиаиллюстрациями.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что журналистика данных является неотъемлемым направлением журналистики XXI века, так как сочетает в себе информативность и новые технологии. Благодаря визуализации контента можно увидеть ключевые связи, соотношения, зависимости и другие данные. Это дает возможность думать и мыслить, как журналисту, так и потребителю информации.
К тому же, дата-журналистика удобна для размещения в интернете: в блогах, социальных сетях, обсуждениях, информационных агентствах и онлайн-СМИ. Многочисленные инструменты позволяют сопоставлять самые разнообразные данные. Это не только статистика, данные о миграции, заболеваниях, политических голосованиях, финансовые отчетности и прочее.
Это объёмные числовые таблицы, наборы не сортированных дискретных или непрерывных данных.
Современная журналистика ставит для себя новые задачи и предоставляет своим читателям уникальную возможность взглянуть на данные по-новому. Эти изменения в журналистском процессе во многом объясняют актуальность выбранных задач исследования.
Таким образом, в настоящее время направление журналистики данных в процессе взаимодействия субъектов восприятия информации позволяет рассматривать визуализацию в качестве эффективной технологии.
Степень изученности направления достаточно высока. Это подтверждают разнообразные пособия и статьи ученых. Многообразие онлайн-пособий и статей на русском языке говорит о росте популярности направления у российских СМИ и массовой аудитории. Таким образом, теоретико-методологическая база состоит из статей и учебных пособий таких исследователей в области журналистки, как Симакова С.И. , Шилина М.Г. , Шерстюкова М.Н. , Касаева И. , Черняк Л. и других.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить особенности и формы подачи дата-журналистики в современном медиапространстве на примере российских и зарубежных СМИ, на основе чего структурировать практические рекомендации для специалистов журналистики данных.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие журналистики данных, определить особенности и задачи направления в журналистике, разграничить определение дата-журналистики с другими смежными понятиями, такими как: «журналистика баз данных», «связанные данные», «открытые данные», «большие данные», «инфографика»;
2. Выявить истоки возникновения направления журналистики данных на примере российского и зарубежного опыта, рассмотреть ключевые этапы развития дата-журналистики;
3. Обозначить и классифицировать инструментарий дата- журналистики;
4. Выявить основные тенденции развития направления журналистики данных в зарубежных и российских СМИ за последние 7 лет и определить перспективность направления;
5. Разработать рекомендации для журналиста при работе с данными.
Объектом исследования выступает дата-журналистика, как направление в современных зарубежных и отечественных СМИ.
Предмет исследования: современные тенденции визуализации дата- журналистики в зарубежных СМИ: The Guardian (Великобритания), Los Angeles Times (США) и La Nacion (Аргентина) и российских изданиях: РИА Новости и Газета.Яи.
Методы исследования: Выпускная квалификационная работа базируется на следующих методах научного исследования:
1. Теоретические методы - изучение трудов авторитетных специалистов в области журналистики и журналистики данных,
публикаций электронных СМИ, пособий по журналистике данных, опубликованных на русском языке, проведение аналогии со смежными понятиями, такими как инфографика и журналистика баз данных;
2. Эмпирические методы - контент-анализ зарубежных и отечественных публикаций, сравнение методов работы с журналистикой данных в зарубежных и российских СМИ, классификация инструментария и функций, обобщение тенденций развития направления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его можно использовать для последующего анализа направления. Кроме того, нами была разработана методичка с практическими рекомендациями для журналиста при работе с данными.
Новизна исследования состоит в систематизации теоретических знаний и практических примеров дата-журналистских статей, публикуемых в зарубежных и российских СМИ на протяжении последних семи лет. А также выявление необходимых навыков для работы с данными.
Теоретико-методологическая база исследования представлена теоретическими учебниками и учебными пособиями в области дата- журналистики, а также практическими примерами реализации приемов визуализации в материалах журналистики данных таких изданий, как The Guardian, Los Angeles Times, La Nation, РИА Новости и Газетами.
Хронологический период исследования - с декабря 2010 года по апрель 2018 года. Выбор обоснован тем, что, начиная с 2010 года, в крупных изданиях стали активно развиваться дата-журналистские блоги.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, в которых по три пункта соответственно, заключение, список использованной литературы и приложение. Во введении описывается цель, предмет и объект изучения, поставлены задачи, которые должны быть рассмотрены в данной работе. В первой главе необходимо проследить историю развития дата-журналистики, а также рассмотреть современные приемы подачи контента. В практической части на примере зарубежных публикаций важно выявить и разделить основные подходы и принципы визуализации в направлении дата-журналистика, а также изложить рекомендации при работе с данными. В заключении приводятся итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база и источники исследования.
Такой процесс происходит и с информацией. Раньше люди читали увесистые книги, газеты, журналы, чтобы узнать больше об окружающем мире, о людях, о событиях. Но, когда мир развивается слишком быстро, а новые данные появляются постоянно, люди ищут более удобный и быстрый способ получения информации, но не менее объемный по содержанию и не менее эффективный. Такой альтернативой сегодня становится направление журналистики данных.
На сегодня ситуация обстоит таким образом: если журналистский материал, особенно аналитический, не имеет каких-либо визуальных акцентов, он может остаться непрочитанным. Ученые доказали, что «более 80% всей информации человек воспринимает при помощи зрения, 10% мы усваиваем при чтении, а остальное приходится на наш слух» . Визуальный контент легче запоминается, так как информация, изложенная таким методом, вызывает определенные ассоциации и попадает в сознание человека, где может оставаться долгое время.
Термин «визуализация» означает «способ графического представления смысла, изложение события невербальным способом». Именно визуализация решает главную задачу - найти наиболее подходящие способы передачи информации, которые будут в той же степени информативными, как и сплошной длинный текст, систематизированными, как таблицы, графики и диаграммы. Визуальная журналистика, выраженная в современном направлении журналистика данных, - это «методика комбинирования слов и изображений, которая позволяет донести до потребителя СМИ информацию в полном объеме».
Главное отличие направления в том, что в дата-журналистике визуализация становится полноценным носителем информации, так как сообщает о событии аналогично тексту и дает читателю погрузиться в атмосферу журналистского материала, используя инфографику, аудио-видео материалы и возможности web-верстки. Таким образом, приемы визуализации являются не только элементом внешней формы издания, но и частью содержания.
В зависимости от темы публикации, дата-журналистика способна решать различные задачи. Например, отображение хронологии исторических событий или биографии персонажа статьи. К тому же это может быть сопоставление различных статистических данных с дополнительными медиаиллюстрациями.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что журналистика данных является неотъемлемым направлением журналистики XXI века, так как сочетает в себе информативность и новые технологии. Благодаря визуализации контента можно увидеть ключевые связи, соотношения, зависимости и другие данные. Это дает возможность думать и мыслить, как журналисту, так и потребителю информации.
К тому же, дата-журналистика удобна для размещения в интернете: в блогах, социальных сетях, обсуждениях, информационных агентствах и онлайн-СМИ. Многочисленные инструменты позволяют сопоставлять самые разнообразные данные. Это не только статистика, данные о миграции, заболеваниях, политических голосованиях, финансовые отчетности и прочее.
Это объёмные числовые таблицы, наборы не сортированных дискретных или непрерывных данных.
Современная журналистика ставит для себя новые задачи и предоставляет своим читателям уникальную возможность взглянуть на данные по-новому. Эти изменения в журналистском процессе во многом объясняют актуальность выбранных задач исследования.
Таким образом, в настоящее время направление журналистики данных в процессе взаимодействия субъектов восприятия информации позволяет рассматривать визуализацию в качестве эффективной технологии.
Степень изученности направления достаточно высока. Это подтверждают разнообразные пособия и статьи ученых. Многообразие онлайн-пособий и статей на русском языке говорит о росте популярности направления у российских СМИ и массовой аудитории. Таким образом, теоретико-методологическая база состоит из статей и учебных пособий таких исследователей в области журналистки, как Симакова С.И. , Шилина М.Г. , Шерстюкова М.Н. , Касаева И. , Черняк Л. и других.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить особенности и формы подачи дата-журналистики в современном медиапространстве на примере российских и зарубежных СМИ, на основе чего структурировать практические рекомендации для специалистов журналистики данных.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие журналистики данных, определить особенности и задачи направления в журналистике, разграничить определение дата-журналистики с другими смежными понятиями, такими как: «журналистика баз данных», «связанные данные», «открытые данные», «большие данные», «инфографика»;
2. Выявить истоки возникновения направления журналистики данных на примере российского и зарубежного опыта, рассмотреть ключевые этапы развития дата-журналистики;
3. Обозначить и классифицировать инструментарий дата- журналистики;
4. Выявить основные тенденции развития направления журналистики данных в зарубежных и российских СМИ за последние 7 лет и определить перспективность направления;
5. Разработать рекомендации для журналиста при работе с данными.
Объектом исследования выступает дата-журналистика, как направление в современных зарубежных и отечественных СМИ.
Предмет исследования: современные тенденции визуализации дата- журналистики в зарубежных СМИ: The Guardian (Великобритания), Los Angeles Times (США) и La Nacion (Аргентина) и российских изданиях: РИА Новости и Газета.Яи.
Методы исследования: Выпускная квалификационная работа базируется на следующих методах научного исследования:
1. Теоретические методы - изучение трудов авторитетных специалистов в области журналистики и журналистики данных,
публикаций электронных СМИ, пособий по журналистике данных, опубликованных на русском языке, проведение аналогии со смежными понятиями, такими как инфографика и журналистика баз данных;
2. Эмпирические методы - контент-анализ зарубежных и отечественных публикаций, сравнение методов работы с журналистикой данных в зарубежных и российских СМИ, классификация инструментария и функций, обобщение тенденций развития направления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его можно использовать для последующего анализа направления. Кроме того, нами была разработана методичка с практическими рекомендациями для журналиста при работе с данными.
Новизна исследования состоит в систематизации теоретических знаний и практических примеров дата-журналистских статей, публикуемых в зарубежных и российских СМИ на протяжении последних семи лет. А также выявление необходимых навыков для работы с данными.
Теоретико-методологическая база исследования представлена теоретическими учебниками и учебными пособиями в области дата- журналистики, а также практическими примерами реализации приемов визуализации в материалах журналистики данных таких изданий, как The Guardian, Los Angeles Times, La Nation, РИА Новости и Газетами.
Хронологический период исследования - с декабря 2010 года по апрель 2018 года. Выбор обоснован тем, что, начиная с 2010 года, в крупных изданиях стали активно развиваться дата-журналистские блоги.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, в которых по три пункта соответственно, заключение, список использованной литературы и приложение. Во введении описывается цель, предмет и объект изучения, поставлены задачи, которые должны быть рассмотрены в данной работе. В первой главе необходимо проследить историю развития дата-журналистики, а также рассмотреть современные приемы подачи контента. В практической части на примере зарубежных публикаций важно выявить и разделить основные подходы и принципы визуализации в направлении дата-журналистика, а также изложить рекомендации при работе с данными. В заключении приводятся итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база и источники исследования.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Журналистика данных представляет собой перспективное направление анализа и визуализации данных. Мы охарактеризовали термины, смежные с направлением: «большие данные», «открытые данные», «связанные данные». Общим признаком перечисленных понятий является то, что все они связаны, в первую очередь, с такими данными, которые открыты для публичного доступа. Также мы отождествили термин «журналистика баз данных», который относится больше к исследовательской работе, призванной влиять на аудиторию.
Сравнивая инфографику с дата-журналистикой, мы пришли к логичному выводу, что она является неотъемлемой частью журналистики данных. Инфографика - это инструмент, который представляет данные в виде статистических графиков, карт, диаграмм, схем, таблиц и позволяет аудитории найти свою собственную историю.
Мы определили особенности и задачи направления. Опираясь на выводы Чернецкого П.П. в статье «Журналистика данных как фактор объективности в сетевых СМИ», мы также выявили недостатки материалов на основе данных.
Задачи направления:
1. Наглядно сообщить сложную объемную информацию, анализ, сообщение;
2. Фильтрация потока массивных данных;
3. Представление важной и правдивой информации, основанной только на данных;
4. Облегчение понимания аналитических данных путем из визуализации и интерактивного воплощения;
5. Сопоставление различных статистических данных с дополнительными медиа-иллюстрациями;
6. Отображение хронологии исторических событий или биографии персонажа статьи.
В отличие от традиционной журналистики дата-журналистика всесторонне раскрывает предысторию, выявляет взаимосвязи между событиями, устанавливает степень важности обнаруженных сведений для аудитории. Дата-журналистский материал наглядно связывает данные с конкретным лицом, территорией, историческими или экономическими обстоятельствами и т.д. Опираясь на исследование Колчиной Е.С., мы выделили не устаревающую актуальность, как достоинство материалов журналистики данных. Таким образом, назовем основные преимущества и недостатки направления.
Преимущества дата-журналистики:
1. Объективность информации благодаря уходу личности автора на второй план;
2. Фильтрация потока массивных данных;
3. Новый подход к созданию материалов;
4. Возможность проникнуть в суть информации и обработать ее;
5. Представление важной и правдивой информации, основанной только на данных;
6. Журналистика данных может перепроверить практически любую информацию;
7. Новая интерпретация информации благодаря чему удается увидеть привычные вещи под новым углом;
8. Удержание внимания аудитории, погружением читателя в атмосферу журналистского материала благодаря наглядности и визуальных образов.
9. Не устаревающая актуальность, так как визуализация данных позволяет освещать протяженные во времени события или явления;
10. Способность вернуть доверие аудитории к СМИ, так как цифрам люди склонны верить больше, чем мнениям и прогнозам.
Недостатки дата-журналистики:
1. Неточный анализ из-за человеческого фактора или инструментария;
2. Возможность фальсификации исследований;
3. Субъективность восприятия одной и той же информации разными людьми;
4. Сложность получения, структурирования и очистки данных.
Углубившись в историю направления, мы убедились, что анализ и визуализация данных присутствовали еще тогда, когда не существовало технологий для обработки и анализа больших массивов данных. Например, в Европе зарождение журналистики данных произошло во Франции, где в 1812-1813 годах инженер, пионер в области графических методов анализа Шарль Жозеф Минар впервые использовал графики в инженерии и статистике. В России в 1871 году данные использовал Гацисский А.С. В своем социологическом очерке с помощью статистики и цифр он привел данные о земледельческой производительности Нижегородской губернии и о состоянии школьного дела.
Мы охарактеризовали ключевые этапы развития направления:
1. «Протоформы дата-журналистики» - зарождение первых примеров использованием направления журналистики данных, реализованных задолго до появления компьютеров и Интернета. Например, статья «Schools in Manchester» в Manchester Guardian 5 мая 1821 года;
2. «Создание конвергентного медийного контента на основе использования больших массивов компьютерных и интернет- данных» - появление больших объемов цифровой компьютерной информации. Например, в Детройте в 1967 году при помощи огромных вычислительных машин журналистами были обработаны базы статистических данных про выпускников различных колледжей;
3. «Big Data» - термин, характеризующий большие массивы данных по аналогии с метафорами «большая нефть», «большая руда» . Начинается формирование кардинально новых инструментов для работы с большими базами данных и источниками информации;
4. «Журналист - менеджер баз данных» - обязательное использование компьютерного анализа в работе журналиста в 2002 году. Филип Мейер уверен, что журналистике необходима научная техника сбора данных и анализа;
5. «Журналистика данных» - становление термина в 2006 году.
Эдриан Головатый назвал журналистикой данных структурированные, машиночитаемые данные, используемые в журналистике вместе с традиционным текстом. Он обращает внимание журналистов на информацию, которая полезна людям для жизни и понимания мира;
6. «Проект Google Flue Trends» - бесплатный и связанный с данными проект от Google 2008 года создан для выявления регионов, в которых люди чаще всего болеют простудой, где находятся очаги заболеваний, где зарождаются эпидемии;
7. «Первая интернациональная конференция» - окончательное формирование понятия журналистики данных в Амстердаме 2010 года. С тех пор направление стремительно развивается и применяется как на конференциях, так и в исследовательских журналах;
8. «Data-блоги» - С 2009 года журналисты стали создавать дата- блоги. На сегодня в The Guardian DataBlog опубликовано более 1000 заметок на тему открытых данных, визуализации открытой информации, графики и т.п. Блог Los Angeles DataDesk использует современные технологии и возможности веб-верстки для анализа и структурирования данных. В Аргентине La Nacion Data стал отправной точкой в развитии дата-журналистики в Южной Америке;
9. «Большая Россия - большие данные» - включение России в датажурналистские проекты, над которыми работали «Российская газета», «Московские новости», «РБК», «Эсквайр» и др. В России онлайн-издания создают рубрики под названием «инфографика», где также публикуют материалы журналистики данных;
10. «Цифровая и кибержурналистика» - в XXI веке исследователи предрекают утрату значения баз данных в качестве источника информации.
«Возникновение термина «журналистика данных» в начале века означает новую фазу, в которой огромные объемы данных совершенно открыто доступны в сети, объединены со сложными пользовательско-центричными инструментами, а инструменты самостоятельной публикации и краудсорсинга позволяют большему количеству людей работать с бОльшими объемами данных легче, чем когда бы то ни было» , - пишут в Data Journalism Handbook. Таким образом, два важных фактора способствовали тому, чтобы направление в журналистике под названием «журналистика данных» начало формироваться:
• Распространение компьютеров и программного обеспечения, позволяющих быстро и относительно легко обрабатывать существенные объемы данных;
• Появление в интернете большого количества машиночитаемых и открытых данных.
В данной работе мы классифицировали инструментарий дата- журналиста. Среди инструментов, позволяющих обрабатывать информацию в дата-журналистике выделяют несколько ключевых - Exel, Google Fusion, Tableau Public, Google docs, IBM ManyEyes, Canva.
Мы выделили и охарактеризовали шесть функций дата-журналистских материалов: иллюстрирующая, рекламно-справочная, интерактивная,образовательная, эстетическая и расследовательская. Мы определили, что выявленные функции дополняют функции традиционной журналистики. С другой стороны, мы заметили, что из-за приемов визуализации образовательная, иллюстрирующая и эстетическая функции в дата- журналистике более выражены.
Основными закономерностями направления в зарубежных и российских СМИ за последние 7 лет стали:
1. Преобладание графических элементов над текстом;
2. Привлечение команды специалистов к дата-журналистскому
3. Обширная тематика публикаций;
4. Выделение отдельной рубрики или блога для материалов с данными;
5. Отключение комментирования в большинстве интерактивных материалах;
6. Ссылки на авторитетные источники;
7. Отсутствие упоминания используемых сервисов для визуализации.
Сегодня дата-журналистика переросла в глобальные масштабы и затрагивает все больше актуальных тем. Журналистика данных является перспективным направлением, так как она удобна для размещения в интернете: в блогах, социальных сетях, обсуждениях, информационных агентствах и так далее. Издания, активно занимающиеся дата- журналистикой, привлекают внимание аудитории, участвуют в конкурсах и заслуженно занимают призовые места в конкурсах. Данное направление заинтересовало и журналистов. Так, обучение дата-журналистике включено в образовательные программы в ведущих университетах США, Англии и других стран.
Немаловажным является тот факт, что ежегодно проходит премия Data Journalism Awards. Это значит, что специалисты в этой профессии востребованы, и прогнозируется, что спрос будет возрастать. Этому также способствует развитие организаций и стартапов в этой области.
Мы разработали рекомендации для журналистов, которые хотят научиться работать с данными. Мы уверенны, журналисты, умеющие работать с данными, представляют ценность для журналистики в целом. Поэтому в нашей методичке описаны ключевые этапы подготовки датажурналистского материала, выявлены необходимые навыки для работы с данными, а также рассмотрены трудности, возникающие на пути к проекту.
Наша методична предназначена для современных редакций, создающих аналитические статьи и работающих с большими массивами данных.
В данной дипломной работе было изучено направление журналистики данных, выявлена его специфика. В практической части был рассмотрен инструментарий, обозначены основные функции и их отличие от традиционных функций журналистики, а также рассмотрены конкретные примеры дата-журналистских материалов за рубежом и в России, кроме того, представлено сравнение российского и зарубежного опыта работы, сформирован портрет дата-журналиста и перспективы развития направления.
Журналистика данных представляет собой перспективное направление анализа и визуализации данных. Мы охарактеризовали термины, смежные с направлением: «большие данные», «открытые данные», «связанные данные». Общим признаком перечисленных понятий является то, что все они связаны, в первую очередь, с такими данными, которые открыты для публичного доступа. Также мы отождествили термин «журналистика баз данных», который относится больше к исследовательской работе, призванной влиять на аудиторию.
Сравнивая инфографику с дата-журналистикой, мы пришли к логичному выводу, что она является неотъемлемой частью журналистики данных. Инфографика - это инструмент, который представляет данные в виде статистических графиков, карт, диаграмм, схем, таблиц и позволяет аудитории найти свою собственную историю.
Мы определили особенности и задачи направления. Опираясь на выводы Чернецкого П.П. в статье «Журналистика данных как фактор объективности в сетевых СМИ», мы также выявили недостатки материалов на основе данных.
Задачи направления:
1. Наглядно сообщить сложную объемную информацию, анализ, сообщение;
2. Фильтрация потока массивных данных;
3. Представление важной и правдивой информации, основанной только на данных;
4. Облегчение понимания аналитических данных путем из визуализации и интерактивного воплощения;
5. Сопоставление различных статистических данных с дополнительными медиа-иллюстрациями;
6. Отображение хронологии исторических событий или биографии персонажа статьи.
В отличие от традиционной журналистики дата-журналистика всесторонне раскрывает предысторию, выявляет взаимосвязи между событиями, устанавливает степень важности обнаруженных сведений для аудитории. Дата-журналистский материал наглядно связывает данные с конкретным лицом, территорией, историческими или экономическими обстоятельствами и т.д. Опираясь на исследование Колчиной Е.С., мы выделили не устаревающую актуальность, как достоинство материалов журналистики данных. Таким образом, назовем основные преимущества и недостатки направления.
Преимущества дата-журналистики:
1. Объективность информации благодаря уходу личности автора на второй план;
2. Фильтрация потока массивных данных;
3. Новый подход к созданию материалов;
4. Возможность проникнуть в суть информации и обработать ее;
5. Представление важной и правдивой информации, основанной только на данных;
6. Журналистика данных может перепроверить практически любую информацию;
7. Новая интерпретация информации благодаря чему удается увидеть привычные вещи под новым углом;
8. Удержание внимания аудитории, погружением читателя в атмосферу журналистского материала благодаря наглядности и визуальных образов.
9. Не устаревающая актуальность, так как визуализация данных позволяет освещать протяженные во времени события или явления;
10. Способность вернуть доверие аудитории к СМИ, так как цифрам люди склонны верить больше, чем мнениям и прогнозам.
Недостатки дата-журналистики:
1. Неточный анализ из-за человеческого фактора или инструментария;
2. Возможность фальсификации исследований;
3. Субъективность восприятия одной и той же информации разными людьми;
4. Сложность получения, структурирования и очистки данных.
Углубившись в историю направления, мы убедились, что анализ и визуализация данных присутствовали еще тогда, когда не существовало технологий для обработки и анализа больших массивов данных. Например, в Европе зарождение журналистики данных произошло во Франции, где в 1812-1813 годах инженер, пионер в области графических методов анализа Шарль Жозеф Минар впервые использовал графики в инженерии и статистике. В России в 1871 году данные использовал Гацисский А.С. В своем социологическом очерке с помощью статистики и цифр он привел данные о земледельческой производительности Нижегородской губернии и о состоянии школьного дела.
Мы охарактеризовали ключевые этапы развития направления:
1. «Протоформы дата-журналистики» - зарождение первых примеров использованием направления журналистики данных, реализованных задолго до появления компьютеров и Интернета. Например, статья «Schools in Manchester» в Manchester Guardian 5 мая 1821 года;
2. «Создание конвергентного медийного контента на основе использования больших массивов компьютерных и интернет- данных» - появление больших объемов цифровой компьютерной информации. Например, в Детройте в 1967 году при помощи огромных вычислительных машин журналистами были обработаны базы статистических данных про выпускников различных колледжей;
3. «Big Data» - термин, характеризующий большие массивы данных по аналогии с метафорами «большая нефть», «большая руда» . Начинается формирование кардинально новых инструментов для работы с большими базами данных и источниками информации;
4. «Журналист - менеджер баз данных» - обязательное использование компьютерного анализа в работе журналиста в 2002 году. Филип Мейер уверен, что журналистике необходима научная техника сбора данных и анализа;
5. «Журналистика данных» - становление термина в 2006 году.
Эдриан Головатый назвал журналистикой данных структурированные, машиночитаемые данные, используемые в журналистике вместе с традиционным текстом. Он обращает внимание журналистов на информацию, которая полезна людям для жизни и понимания мира;
6. «Проект Google Flue Trends» - бесплатный и связанный с данными проект от Google 2008 года создан для выявления регионов, в которых люди чаще всего болеют простудой, где находятся очаги заболеваний, где зарождаются эпидемии;
7. «Первая интернациональная конференция» - окончательное формирование понятия журналистики данных в Амстердаме 2010 года. С тех пор направление стремительно развивается и применяется как на конференциях, так и в исследовательских журналах;
8. «Data-блоги» - С 2009 года журналисты стали создавать дата- блоги. На сегодня в The Guardian DataBlog опубликовано более 1000 заметок на тему открытых данных, визуализации открытой информации, графики и т.п. Блог Los Angeles DataDesk использует современные технологии и возможности веб-верстки для анализа и структурирования данных. В Аргентине La Nacion Data стал отправной точкой в развитии дата-журналистики в Южной Америке;
9. «Большая Россия - большие данные» - включение России в датажурналистские проекты, над которыми работали «Российская газета», «Московские новости», «РБК», «Эсквайр» и др. В России онлайн-издания создают рубрики под названием «инфографика», где также публикуют материалы журналистики данных;
10. «Цифровая и кибержурналистика» - в XXI веке исследователи предрекают утрату значения баз данных в качестве источника информации.
«Возникновение термина «журналистика данных» в начале века означает новую фазу, в которой огромные объемы данных совершенно открыто доступны в сети, объединены со сложными пользовательско-центричными инструментами, а инструменты самостоятельной публикации и краудсорсинга позволяют большему количеству людей работать с бОльшими объемами данных легче, чем когда бы то ни было» , - пишут в Data Journalism Handbook. Таким образом, два важных фактора способствовали тому, чтобы направление в журналистике под названием «журналистика данных» начало формироваться:
• Распространение компьютеров и программного обеспечения, позволяющих быстро и относительно легко обрабатывать существенные объемы данных;
• Появление в интернете большого количества машиночитаемых и открытых данных.
В данной работе мы классифицировали инструментарий дата- журналиста. Среди инструментов, позволяющих обрабатывать информацию в дата-журналистике выделяют несколько ключевых - Exel, Google Fusion, Tableau Public, Google docs, IBM ManyEyes, Canva.
Мы выделили и охарактеризовали шесть функций дата-журналистских материалов: иллюстрирующая, рекламно-справочная, интерактивная,образовательная, эстетическая и расследовательская. Мы определили, что выявленные функции дополняют функции традиционной журналистики. С другой стороны, мы заметили, что из-за приемов визуализации образовательная, иллюстрирующая и эстетическая функции в дата- журналистике более выражены.
Основными закономерностями направления в зарубежных и российских СМИ за последние 7 лет стали:
1. Преобладание графических элементов над текстом;
2. Привлечение команды специалистов к дата-журналистскому
3. Обширная тематика публикаций;
4. Выделение отдельной рубрики или блога для материалов с данными;
5. Отключение комментирования в большинстве интерактивных материалах;
6. Ссылки на авторитетные источники;
7. Отсутствие упоминания используемых сервисов для визуализации.
Сегодня дата-журналистика переросла в глобальные масштабы и затрагивает все больше актуальных тем. Журналистика данных является перспективным направлением, так как она удобна для размещения в интернете: в блогах, социальных сетях, обсуждениях, информационных агентствах и так далее. Издания, активно занимающиеся дата- журналистикой, привлекают внимание аудитории, участвуют в конкурсах и заслуженно занимают призовые места в конкурсах. Данное направление заинтересовало и журналистов. Так, обучение дата-журналистике включено в образовательные программы в ведущих университетах США, Англии и других стран.
Немаловажным является тот факт, что ежегодно проходит премия Data Journalism Awards. Это значит, что специалисты в этой профессии востребованы, и прогнозируется, что спрос будет возрастать. Этому также способствует развитие организаций и стартапов в этой области.
Мы разработали рекомендации для журналистов, которые хотят научиться работать с данными. Мы уверенны, журналисты, умеющие работать с данными, представляют ценность для журналистики в целом. Поэтому в нашей методичке описаны ключевые этапы подготовки датажурналистского материала, выявлены необходимые навыки для работы с данными, а также рассмотрены трудности, возникающие на пути к проекту.
Наша методична предназначена для современных редакций, создающих аналитические статьи и работающих с большими массивами данных.
В данной дипломной работе было изучено направление журналистики данных, выявлена его специфика. В практической части был рассмотрен инструментарий, обозначены основные функции и их отличие от традиционных функций журналистики, а также рассмотрены конкретные примеры дата-журналистских материалов за рубежом и в России, кроме того, представлено сравнение российского и зарубежного опыта работы, сформирован портрет дата-журналиста и перспективы развития направления.
Подобные работы
- Журналистика как конфликтогенный фактор межэтнических отношений: сравнительный анализ российских и зарубежных СМИ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Визуальный медиатекст: способы фотографической манипуляции (на примере российских и зарубежных СМИ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Олимпиада и паралимпиада в Рио-де-Жанейро: дискурс отечественных и зарубежных СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика Российской Федерации в объективе российских и зарубежных СМИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - ТРЭВЕЛ-ФИЛЬМ В СИСТЕМЕ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ, СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Современные тенденции в дизайне блогов: российский и итальянский опыт
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Современные тенденции визуализации контента в российских сетевых
изданиях
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Коммуникационные стратегии продвижения инновационных технологий в сфере красоты и здоровья
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Тенденции развития спортивной журналистики в России (Юго-Западный государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



