Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального развития персонала в организации 7
1.1. Основные подходы к профессиональному развитию персонала в
организации 7
1.2. Современные методы профессионального обучения персонала в высших
учебных заведениях 16
1.3. Зарубежный опыт профессионального развития персонала 21
Глава 2. Анализ профессионального развития персонала ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 27
2.1. Характеристика деятельности ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет» 27
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ФГОАУ ВО «Казанский
(Приволжский) федеральный университет» 33
2.3. Оценка системы профессионального развития персонала ФГОАУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет» 45
Глава 3. Предложения по внедрению развития профессионального самоменджмента персонала в ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 62
3.1. Разработка мероприятий по внедрению самоменеджмента персонала в
ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 62
3.2. Эффективность по созданию самоменджмента персонала в ФГОАУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет» 66
Заключение 71
Список используемой литературы 73
В современном мире все чаще отмечается особый интерес к проблеме управления персоналом и его развитием. Это определено тем, что руководители стали понимать, что человеческие ресурсы- являются важной частью любого производства. Каждая компания, ставящая целью сохранить свое конкурентное преимущество и стойко стоять на лидирующих позициях на рынке, имеет спрос на сотрудников, которые владеют современными знаниями и технологиями, имеющими все навыки эффективного применения их на практике.
Для того, чтобы адекватно отвечать на вызовы современного мира, сотрудники университетов должны уметь направлять персонал на путь развития и роста. Обучение и развитие персонала должны быть внутренними и ключевыми процессами для достижения конкурентоспособности и самих кадров, и организации. Именно поэтому перед руководителем и отделами кадров появляется необходимость улучшения методов роста сотрудников, что дает возможность совершенствовать их способности и квалификацию, повышать мотивацию персонала за счет интереса к карьерному и профессиональному росту.
Актуальность темы обоснована тем, что развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и его развитием в организации. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт развития человеческих ресурсов. О важности этого процесса свидетельствует и то, что цели в области профессионального развития включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей организации.
Необходимость подготовки и обучения персонала к настоящим и предстоящим изменениям может быть вызвана как изменением внешних условий (экономическая политика государства, законодательство, появление новых конкурентов и тому подобное), так и изменением внутренних условий самой организации (реструктуризация, внедрение новых технологий, появление новых рабочих мест и другое), что ещё раз подтверждает актуальность выбранной темы.
Выбор методов обучения персонала зависит от многих факторов: целей и задач, которые руководители ставят перед обучением, прямой и косвенной стоимости обучения, времени, отпущенного на обучение, состава участников (их квалификации, мотивации, предыдущей подготовки), квалификации и компетентности преподавателей, размера и сложившейся структуры компании. Необходимо понять, что в решении проблем обучения персонала разовые мероприятия результатов не дадут. Должна быть целая система, направленная на профессиональное развитие и карьерный рост специалистов компании. Это очень важный стимул для успешной работы сотрудника. Сотрудники видят возможности для своего профессионального и карьерного роста. Они заинтересованы в успехе компании, формируют ее потенциал.
Однако, в условиях высокой конкурентной борьбы руководителя, делая акцент на улучшении производства, зачастую просто забывают о таких методах влияния на персонал, как его обучения и развитие. Таким образом, руководство не перестает нуждаться в грамотных специалистах, повышающих свою классификацию, но ничего для этого не делает, и эта проблема является основным противоречием темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы являются анализ теоретических и практических аспектов профессионального развития персонала и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование теоретических основ профессионального развития персонала;
- анализ системы управления персоналом в Казанском (Приволжском) Федеральном университете (далее КФУ);
- произведена оценка профессионального развития научно - педагогических работников (далее НИР) КФУ;
- разработаны рекомендации по совершенствованию методов
профессионального развития персонала в КФУ;
- обоснована экономическая целесообразность разработанных рекомендаций.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является научно-педагогические работники высшего учебного заведения.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются приемы и методы профессионального развития НИР высшего учебного заведения.
Теоретической основой исследования выпускной квалификационной работы стали нормативные акты, регулирующие вопросы трудовых отношений в организации. Были также изучены публикации специалистов по вопросам управления организацией, управления персоналом, профессионального развития персонала, карьерного роста.
Методами сбора и анализа практической информации стали: метод изучения документов, метод наблюдения, метод опроса, логические методы, графические методы, статистические методы.
Текст выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы выпускной квалификационной работы, определены цель и задачи работы, объект и предмет исследования.
В первой главе изучены теоретические основы решения проблемы, выбранной в качестве приоритетной в выпускной квалификационной работе.
Во второй главе представлена общая характеристика КФУ, проанализирована деятельность организации, выявлены сильные и слабые места организации.
В третьей главе рассматриваются возможные рекомендации необходимые для решения задач выпускной квалификационной работы, разработан комплекс мер, нацеленных на коррекцию выявленной проблемы.
В заключении изложены основные результаты и выводы выпускной квалификационной работы.
Профессиональное развитие персонала является важным условием успешной деятельности любой организации. Это особенно справедливо на современном этапе развития общества, когда ускорение научно- технического прогресса ведет к быстрым изменениям требований к профессиональным знаниям, умений и навыков.
Первая глава данной выпускной квалификационной работы посвящена теоретическим аспектам профессионального развития персонала. Мы рассмотрели основные виды обучения. Так же рассмотрели зарубежный опыт профессионального развития персонала, так как западные страны уже давно занимаются развитием своего персонала и на есть чему поучиться у наших «соседей»
Вторая глава посвящена краткой характеристике организации бухгалтерскому анализу и проведенному среди персонала НПР исследованию.
Так как, КФУ является государственным и бюджетным, то рассчитать анализ по показателям коммерческой организации не представлялось возможным, поэтому было решено провести сравнительный анализ по предоставленным документам ВПО.
Далее нами было проведено исследование, которое показало, что сотрудники КФУ имеет желание профессионально развиваться.
Так же мы рассмотрели возможность профессионального развития персонала с минимальными вложениями со стороны КФУ.
В данной работе мы рассмотрели возможности КФУ, его финансовую активность.
При анализе проведенного исследования по методике Э.Шейна, было выявлено, что построение карьеры имеет важное значение для молодых сотрудников.
Нами была предложена система профессионального самоменджмента персонала. То есть сотрудник сам вправе решать, нужно ли ему повышать свои профессиональные навыки для дальнейшего карьерного роста. В этом деле его будет помогать сотрудник с развитыми профессиональными качествами.
Данным человеком мы предложили сделать одного из сотрудников кафедры, сделав ему надбавку к заработной плате.
По расчетам вышло, что данная рекомендация имеет свой экономический эффект и окупиться спустя 3 месяца, что является небольшим сроком для такой многозначащей рекомендации и может применяться и в других высших учебных заведениях.
В заключение всего сказанного можно добавить, что руководители, которые четко понимают важность в профессиональном развитии своих сотрудников всегда идут на шаг впереди прогресса. Профессиональное развитие персонала дает нам возможно развиваться не только в рамкам определенной должности но и постигать и другие профессии и тем самым повышать свой профессиональный потенциал.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 - ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации N230 - ФЗ, ч 4, от 18.12.2006 г.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402 - ФЗ.
5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7 - ФЗ (ред. от 19.12.2016).
6. Сведения о материально-технической и информационной базе, финансовоэкономической деятельности ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» за 2015, 2016, 2017 гг.
7. Финансовая отчетность ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» за 2015, 2016, 2017 гг.
Книги и монографии
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 250 с.
2. Аврашков Л.Я. Экономика предприятия: учебник/ Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова- М.: ЮНИТИ, 2015. - 345 с.
3. Акберин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие - М.: ГАУ, 2013. - 300 с.
4. Армстронг, М.. Практика управления человеческими ресурсами = Of
Human Resource Management Practice: учебник для слушателей, обучающихся по программе "Мастер делового администрирования" : перевод с
английского/ М. Армстронг. - 10-е изд.. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. с. 810-846.
5. Бабук, И. М. Экономика предприятия, Минск, 2014. - 326 с.
6. Бакирова, Г. Х.. Психология развития и мотивации персонала: / Г. Х. Бакирова. - Москва: Юнити-Дана, 2013. - 439 с.
7. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учеб. Пособие. - М.: Экономика, 2015, С - 25.
8. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб. пос. - М.: ГЕЛАН, 2016.
9. Борисевич, В.И. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2016. - 380 с.
10. Василенко, С. В.. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом/ С. В. Василенко. - Москва: Дашков и К°, 2015. - 136 с.;
11. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». - М.: МГУ, 2014. - 300 с.
12. Генкин, Б. М.. Управление человеческими ресурсами: учебник для студентов, обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"/ Б. М. Генкин, И. А. Никитина. - Москва: Инфра-М : Норма, 2013. с. 453-463.
13. Генов Ф. Психология управления. - М.: Прогресс, 2013, 400 с.
14. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2015. - 500 с.
15. Егоршин, А. П.. Организация труда персонала: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Управление персоналом"/ А. П. Егоршин, А. К. Зайцев. - Москва: ИНФРА-М, 2014.С.320.
16. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 3-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2014, С.65.
17.Зазыкин В.Г., Чернышев А.М. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., 2014. С. 135.
18.Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2012.С.300.
19. Иванов П.Н. Организация, планирование и управление предприятием: Учеб.пособие/ П.Н. Иванов - Л.: ЛФЭИ, 2014. С.526с.
20. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: Учебник. - 2-е изд., перераб. - Мн.: Новое знание, 2015. С.635.
21. Карпей, Т.В. Экономика, организация и планирование.: Учеб. пособие. - Мн.: Дизайн ПРО. - 2013. C.328.
22. Кафидов, В. В.. Управление человеческими ресурсами : для бакалавров и
специалистов: учебное пособие по специальности "Менеджмент
организации": стандарт третьего поколения/ В. В. Кафидов. - Санкт- Петербург: Питер, 2013.С.208.;
23. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. - М.: ГАУ, 2013.C.230.
24. Кибанов, А. Я Управление персоналом организации: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Экономика труда"/ Гос. ун-т упр.; ред. А. Я. Кибанов. - 4-е изд., доп. и перераб.. - Москва: Инфра-М, 2016. - с. 678-688.
25. Коноваленко М.Ю. Моделирование деловой карьеры. - М.: Издательскоторговая корпорация "Дашков и Ко", 2015, С - 144.
26. Крылов, Э.И., Власова, В.М., Журавкова, И.В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и расходов на оплату труда. Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2014. - 272 с.
27. Латыш Н.Г. Карьера менеджера. Сборник. - Сургут. АИИК "Северный дом", 2015, С - 96.
28. Лисицин Н.А. Экономика, организация и планирование промышленного производства: Учеб. пособие для вузов /Н.А. Лисицин - М.: Выш. шк., 2014. - 459 с.
29. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2013. - 240 с.
30. Мавлютова, Г. Ш.. Управление персоналом: учеб.-метод. пособие для студентов очной и заочной форм обучения напр. 081100.62 "Государственное и муниципальной управление"/ Г. Ш. Мавлютова, И. Ф. Печеркина. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2014. - 83 с.
31. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб.: Питер, 2013, С - 254.
32. Морозов А.В. Управленческая психология: Учебник. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2016, С - 192.
33. Осмоловский, В.В. Теория анализа хозяйственной деятельности / Под ред. В.В. Осмоловского. - Мн.: Вышэшая школа, 1989. - 472 с.
34.Основы управления персоналом. Под ред. Генкина Б.М. - М.: Высшая школа, 2015. - 344 с.
35. Петрушин В.И. Психология менеджмента. Учебное пособие для колледжей. - М.: Институт практической психологии, 2014. С - 111.
36. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 2013.
37. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. - М.: Наука, 2015 г. С - 143.
38. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск.: ООО «Новое знание», 2014. - 688с.
39. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М.: Зевс, 2013.- 656 с.
40. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. - СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2013. - 324 м.
41. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом.
- М.: ГАУ, 2014., 456 с.
42. Сотникова С.И. Управление карьерой: Уч. пос. - М.: ИНФРА-М, 2014
43. Суша, Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2013. - 384 с.
44. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.: 2016. С - 104.
45. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: учебник/ Р.А. Фатхутдинов
- М.: Экономика, 2013. - 403 с.
46. Фёдорова, Н. В.. Управление персоналом: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень) - бакалавр)/ Н. В. Фёдорова, О. Ю. Минченкова. - Москва: КноРус, 2013. - 432 с.; 21 см. - (Бакалавриат). - Библиогр. : с. 428431.
47. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - 4-е изд.,перераб. И доп. - М.: Бизнес - школа "Интеллект - Синтез", 2014, С - 234
48. Шейл П. Руководство по развитию персонала. - СПб.: Питер, 2015.
49. Шлендер П. Э. Управление персоналом организации: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 080104 "Экономика труда" и др. эконом. спец./ ред. П. Э. Шлендер. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2015. с. 392-394.
50. Яковенко, М.Е. ПиК. Планирование и контроль: Стоимостно
ориентированные концепции контроллинга / М.Е. Яковенко. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 928 с.
51. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская.
- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 425 с.
Электронные ресурсы:
1. Бавыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов. [Электронный ресурс]: http://www.piter-consult.ru/functional-areas/hr- consulting.html.
2. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления
персоналом на предприятии. [Электронный ресурс]:
http: //www.iteam.ru/publications/strategy/section_17.
3. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы
управления персоналом. [Электронный ресурс]: http://www.hr-portal.ru.
4. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: Бизнес- школа «Интел- синтез». URL: http://www.ec-group.ru/services/hr/strategy. (дата обращения 3.04.2017)
5. Стратегическое управление. Электронный журнал. [Электронный ресурс]: http: //www. market-page s.ru.
6. Стратегическое управление персоналом. Электронный профессиональный журнал. [Электронный ресурс]: http://www.top-personal.ru.
7. Стратегия управления персоналом. Электронный профессиональный журнал. [Электронный ресурс]: http://www.hr-portal.ru.
8. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет". [Электронный ресурс]: http://kpfu.ru.
9. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет". [Электронный ресурс]: http://kpfu.ru/cpr/sistema-monitoringa-programmy- razvitiya-kfu.
10. Мансуров Р.Е., кандидат экономических наук, Директор Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань) «Оценка эффективности обучения персонала». [Электронный ресурс]: http: //psyfactor. org/lib/mansurov3 .htm.
11. Все компьютерные новости. Электронная газета. [Электронный ресурс]: http://pcnews.ru.
12. HR лига. Зачем управлять деловой карьерой? [Электронный ресурс]: http://hr-portal.ru/blog/zachem-upravlyat-delovoy-kareroy?page=0.
13. HR лига. Характеристики карьерной цели. [Электронный ресурс]: http://hr- portal.ru/blog/harakteristiki-karemoy-celi?page=0.
14. Налоговый эксперт. Электронный журнал. [Электронный ресурс]: http: //nalogiexpert.ru/.
15. «Главная книга» - бухгалтерское издательство. [Электронный ресурс]: http://glavkniga.ru/.
16. Энциклопедия психодиагностики. Методика Э.Шейна. [Электронный ресурс]: http://psylab.info.
17. «Пятая дисциплина. Питер Сенге». Управление знаниями. [Электронный ресурс]: http://k-management-ru.livejournal.com.
18. Практический журнал «Кадровое дело». [Электронный ресурс]: http s: //www. kdelo. ru.
19. Профессиональные вебинары [Электронный ресурс]: http://profiwebinar.ru.