Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №29662

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
583
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения коммуникативных особенностей предпринимательской деятельности 7
1.1 Характеристика коммуникативной стороны общения 7
1.2 Психологические особенности предпринимательской деятельности 10
1.3 Роль и значение коммуникаций в предпринимательской деятельности.... 15
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативных состояний в предпринимательской деятельности 26
2.1 Организация исследования коммуникативных состояний в предпринимательской деятельности 26
2.2 Анализ степени выраженности показателей с учетом t-критерия Стьюдента для независимых выборок в группах предпринимателей и не предпринимателей 30
2.3 Анализ корреляционных связей в группах предпринимателей и не
предпринимателей 35
2.4 Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в
исследуемых группах предпринимателей и не предпринимателей 42
Рекомендации по развитию коммуникативных способностей для лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью 45
Заключение 51
Литература 52
Приложение


Актуальность. Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. В свою очередь, общение непосредственно связано с эмоциональным реагированием субъектов общения на получаемую информацию, на различные формы воздействия и на проявление своих чувств друг к другу.
Проблема коммуникаций изучается в психологии уже достаточно длительный период её развития. Устойчивость интереса к этой теме обусловлена тем, что общение играет важную роль в жизни человека. Благодаря трудам ряда исследователей стало известно, что профессиональная деятельность накладывает свой отпечаток на коммуникативную составляющую жизни человека. Была изучена коммуникативная сфера педагогов (Е.В. Алтухова, М.Г. Бобкова, С.Л. Братченко, Л.И. Габдулина, Ю.В. Еремин, Л.Х.-Д. Лайпанова,A. Б. Орлов, В.И. Панов, В.А. Петровский, С.А. Турецкая), сотрудников правоохранительной сферы (М.В. Авдеева, С.Л. Вишневская, М.В. Иванова), госслужащи (В.Е. Зазыкин, О.В. Погорелова), врачей (А.И. Кипиани, Т.В. Константинова, И.А. Терентьев), психологов (Н.К. Зиналиева, Е.В. Мельник), социальных работников (Ю.П. Расторгуева), переводчиков (Е.В. Сапига), спортсменов (А.В. Челпанов) и др. В последние несколько лет появились исследования (С.Т. Джанерьян, Ю.Э. Клейменова, М.Ю. Коноваленко,B. Н. Кустов), посвященные изучению личности предпринимателя. Тысячи людей по всему миру стремятся стать предпринимателями и преуспеть в этом деле. Однако, без эффективной направленной коммуникации, которая осуществима лишь при знании и контроле своих коммуникативных способностей, будет невозможно успешно руководить процессом и вести переговоры.
Поэтому, в связи с малоизученностью вопроса коммуникативных особенностей в предпринимательской деятельности, тема данного исследования является актуальной.
Объект исследования: коммуникативные особенности.
Предмет исследования: коммуникативные особенности людей занимающихся предпринимательской деятельностью.
Гипотеза данного исследования: у людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, уровень коммуникативного контроля выше, чем у людей, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. Также, коммуникативными особенностями предпринимателей выступает общительность, самоконтроль, позитивный настрой, развитое логическое мышление.
Цель исследования: определить уровень коммуникативного контроля и выявить особенности коммуникации у людей, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику коммуникативной стороны общения, изучить психологические особенности предпринимательской деятельности и ознакомиться с ролью и значением коммуникаций в предпринимательской деятельности, изучив психолого-педагогическую литературу;
2. Провести исследование среди предпринимателей и людей, не занимающихся предпринимательской деятельностью на коммуникативные особенности;
3. Провести сравнительный анализ коммуникативных особенностей у предпринимателей и людей, не занимающихся предпринимательской деятельностью;
4. Сформулировать выводы на основе полученных материалов исследования;
5. Сформулировать основные рекомендации по развитию коммуникативных способностей для людей, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Теоретическая значимость исследования: изучен и систематизирован материал по проблеме коммуникативных особенностей, а именно: дана характеристика коммуникативной стороны общения, описаны психологические особенности предпринимательской деятельности, а также роль и значение коммуникаций в предпринимательской деятельности.
Практическая значимость исследования: материалы могут быть
использованы как самими предпринимателями, так и людьми, которые планируют заняться предпринимательской деятельностью. Материалы данного исследования могут использоваться как в качестве просвещения, так и для выдачи конкретных рекомендаций.
Теоретической базой исследования явились научные труды отечественных авторов: психические состояния человека и вопросы психологии характера (Н.Д. Левитов), личностно-ориентированная концепция регуляции психических состояний (А.О. Прохоров), идеи функциональной системы саморегуляции (П.К. Анохина, Н. А. Бернштейн), субъектный подход к анализу деятельности человека (А.Я. Леонтьев, Б.Г. Ананьев), концепции изучения коммуникативных свойств личности (Т.П. Абакирова), концепция мотивации и мотивов (Е.П. Ильин), идеи общения и оптимизации совместной деятельности (Г.М. Андреева), вопросы психологии и этики делового общения (Г.В. Бороздина) и других.
Эмпирической базой исследования явились 40 зрелого возраста (25 - 35 лет). Экспериментальную группу исследования составили 20 предпринимателей Татарстана и Башкортостана, в контрольную группу вошли 20 человек, не занимающихся предпринимательской деятельностью.
Методы исследования: для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ проблемы, включающий в себя теоретические подходы различных авторов; методы сбора эмпирического материала (тестирование), методы обработки и анализа результатов исследования (методы описательной статистики, метод сравнения средних значений с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ).
Методики исследования:
• «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» (КСК);
• «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер);
• «Самооценка психических состояний» (Г.Ю. Айзенк);
• «Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов» (В.В. Бойко).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благодаря проведённому исследованию было определено, что предприниматели более общительны, эмоционально устойчивы и независимы, по сравнению с людьми не занимающимися предпринимательской деятельностью. Также у предпринимателей сильно развиты логическое мышление и самоконтроль, при этом они менее тревожны. Эти качества являются особенностями коммуникативной составляющей предпринимательской деятельности.
С помощью теоретического анализа психолого-педагогической литературы, была рассмотрена характеристика коммуникативной стороны общения, изучены психологические особенности предпринимательской деятельности, а также выявлены роль и значение коммуникаций в предпринимательской деятельности. Изучение этих вопросов помогло сформировать экспериментальную и контрольную группу исследования.
Было проведено исследование коммуникативных особенностей предпринимателей и людей не занимающихся предпринимательской деятельностью. Исследование было проведено в двух городах: Казань и Стерлитамак. Выборку составили 40 человек в возрасте от 25 до 30 лет. Экспериментальная группа включала в себя 20 предпринимателей, контрольная группа состояла из 20 человек не занимающихся предпринимательской деятельностью.
В результате проведённого исследования было выяснено, что у предпринимателей более высокий уровень коммуникативного контроля, а также выявлены коммуникативные особенности, такие как общительность, самоконтроль, позитивный настрой, развитое логическое мышление. Корреляционный анализ показал, что существует связь между общительностью, независимостью и выражением эмоций. Тем самым, гипотеза исследования подтвердилась, цель исследования достигнута и задачи решены.



1. Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования
коммуникативных свойств личности // Проблемы регуляции активности личности: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2000
2. Агеев В.С. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. 185с.
3. Адибекян О.А. Этика бизнеса. Пятигорск: Автиздат, 1997. 26с.
4. Алтунына И.Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей. Теория и меюдика. Комсомольск-на-Амуре, 1996. 52с.
5. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1998. 376с.
7. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.
8. Анохин П. К. Эмоции.— БМЭ, 2-е изд., 1964, т. 35, с. 339.]
9. Антоненко И.В. Личностный аспект деятельности предпринимателя: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
10. Апресян Р.Г. Ценностные контраверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. 1993. №2. С. 19-29
11. Бабаева Л В., Чирикова А.Е. Бизнес-элита России: образ мировоззрения и типы поведения // Социологические исследования. 1995. №4.
12. Бабаева Л В., Чирикова А.Е. Российские элиты: опыт социологического изучения. Лидеры бизнеса о себе и об обществе. М.: Наука, 1996.
13. Бакштаиовский В.Е., Согомонов Ю.В. Этика предпринимательства// Весгник российской академии наук. 1993. Т.63. №11. С.981-987.
14. Березуцкая, Ю.П. Психология делового общения / Ю.П. Березуцкая. - М.: Инфра-М, 2007. - 346 с.
15. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е
изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256с.
16. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. 224с.
17. Боумен И. Бизнес-элита и российское общество // Власть. 1996. №9.
18. Бояренцева А.В. Я-концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимательства//Педагогика. 1995. №5. С.24.
19. Бунин И. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания. Либерализм в России. М., 1993.
20. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социальнопсихологические факторы ее развития (на примере студентов будущих педагогов-психологов): Автореф. дис. . канд. психол. наук. Красноярск: СибГТУ, 2004. 23с.
21. Вегерчук Н.Э. и др. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. М., 1999.
22. Вегерчук Н.Э. Понимание как ключевой компонент в социальноперцептивной компетентности руководителя // Мир психологии. 2001. №3. С.122-139.
23. Верховна В.И., Логинов С.Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. №8.
24. Вильданова А.А., Алавидзе Т.Д., Антонюк Е.В. Восприятие частного предпринимательства и частных предпринимателей // Вестник Московского ун-та. Сер. 4. Психология. 1997. №4. С.65-72.
25. Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга /Под ред. О.Г. Кукосяна. Краснодар, 1979. 116с.
26. Воронин А.Н. Российские предприниматели как наемные работники: психологические аспекты проблемы // Управление персоналом. 1996. №10
27. Гаврилин П.В. Психологическая сущность видения бизнесменом своей самореализации // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 3 (47). С. 176-182.
28. Ганзен, В.А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации / В.А. Ганзен, В.Н. Юрьев // Вести. ЛГУ. Сер. 6. - 1987. - Вып.1, №6 - С. 50-60.
29. Ганс Г.К. Предприниматель. М., 1992.
30. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. В. Губина. - М.: Наука, 1999.-512 с.] 62
31. Грачев В.И. Социология российского предпринимательства и менеджмента // Социологические исследования. 1995. №6.
32. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск, Издательство Новосибирского университета, 1997.
33. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лаштта Н.И. Социальный портрет предпринимателя// Социологические исследования. 1992. №10. С.53.
34. Громова Н.М. Обучение деловой письменной речи / Н.М. Громова // Финансы. - 2003. - № 10. - С. 26.
35. Дедюлина, М.А. Этика: учебно-методическое пособие / М.А. Дедюлина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 100 с.
36. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. 191с.
37. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. . докт. психол. наук. Л., 1991.
38. Жуков В.И. Коммуникативная компетентность. М., 1991.
39.3адорожнюк И.Е. Предприниматель: экономико-психологический профиль //
Психологический журнал. 1992. Т. 13. №3.
40.3азыкин В.Е., Чернышев А.Е. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1991.
41. Изард, 1980, с. 16. 18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. 512 с.
42. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. - 145-169 с.
43. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дне. . канд. психол. наук. Л., 1981.
44. Клейменова Ю.Э. Психологические критерии успешности карьеры предпринимателя // Вестник университета (ГУУ). Серия: Социология и управление персоналом. №5 (21) / 2006. С. 74-82.
45. Ковалев Г.А.-Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 2000. №3. С.41-49.
46. Кузин Ф. Имидж бизнесмена. М., 1996.
47. Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Педагогика Пресс, стр 219- 227. 1995
48. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ю. Бреус. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288с.
49. Ладионенко, М.А. Принятие критической обратной связи по итогам проведенной оценки персонала / Т.Ю. Базаров, М.А. Ладионенко // Психологические науки. - 2008. - № 3. - С. 3-18.
50. Лебединский М. С., Мясищев В. Я. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. с. 222
51. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека.— М.: Просвещение, 1964,— С.20.
52. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология эргономика / Под ред Е.А. Климова и др., М: Юрайт, 2015 (глава 13)
53. Леонтьев А. Я., Судаков К. Я. Эмоции.— БСЭ, т. 30. М., 1978, с. 169.
54. Либерман, К.А. Деловое общение в системе коммуникации / К.А. Либерман // Российский бухгалтер. - 2007. - № 10. - С. 29-31.
55. Маклаков А.Е. «Общая психология» 2000, Изд. дом «Питер», 2001.
56. Немов Р.С. Психология: Учеб, для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн.
— 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003,- Кн.1:Общие основы психологии. — 688 с., С. 436
57. Павелко, Н.Н. Искусство «комфортного» делового общения в информационной культуре / Н.Н. Павелко // Экономика. - 2004. - № 9. - С. 326-328.
58. Перова, С.Н. Деловое общение: секреты успешного взаимодействия / С.Н. Перова // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 12-14.
59. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. - М. ПЕР СЭ, - 2005. - 352 с.
60. Рева, В.Е. Деловое общение: учебное пособие / В.Е. Рева. - Пенза: ПТУ, 2003.
- 240 с.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб,1999 55. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.213 с. 65
62. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник / Л.Д. Столяренко. - Ростов на-Дону: Феникс, 2005. - 416 с.
63. Тренев, Н.Н. Основы делового общения / Н.Н. Тренев // Маркетинг в России и зарубежом. - 2005. - № 5. - С. 51-54.
64. Троицкая И.В. Психология предпринимательской деятельности и основы экономической психологии: Курс лекций. -СПб.:СПбЕАСУ, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ